Материал из Documentation.
Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина — российский самолётостроительный завод. Является филиалом компании «МиГ».[1]
В годы Великой Отечественной войны на полях в районе деревень Сушково, Третьяково, Ларино и речки Вобля базировалась военная авиация. Здесь формировались штурмовые, истребительные и бомбардировочные авиачасти перед отправкой на фронт и был построен авиагородок. А там, где много самолетов, неизбежно появляются авиамастерские ремонтных подразделений ВВС. После войны в 1953 году возле деревни Ларино были построены два аэродрома с взлётно-посадочными полосами, которые даже сегодня способны принимать любые пассажирские и боевые самолеты, а также Центральная лётно-испытательная база и филиал московского авиазавода № 30 (ныне Московского машиностроительного завода «Знамя труда»). 27 мая 1953 года официально считается днем основания Луховицкого авиакомплекса (c 1974 года Луховицкий машиностроительный завод), хотя его почтовым адресом была и остается деревня Ларино.
В 1957 году авиакомплекс выпустил 10 реактивных истребителей Як-25 — это были первые советские самолёты ПВО. В 1958 году начались отработка и испытания целого семейства боевых самолётов: реактивных перехватчиков Су-9, учебно-боевых истребителей Су-9У, сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7Б.
В 1963 году Луховицкий комплекс получил статус филиала завода «Знамя труда». Однако комплекс был не заводом в полном смысле слова, а лишь вспомогательным предприятием по досборке машин, поступающих с основного производства (в черте Москвы невозможно обеспечить проведение контрольно-испытательных и так называемых сдаточных полётов). Именно в Луховицах поднялись в небо первые советские фронтовые реактивные бомбардировщики Ил-28. А в начале 1960-х годов «Знамя труда» впервые освоил там выпуск гражданской продукции — Ил-18 (было построено 560 машин). По расходу топлива Ил-18 до сих пор остаётся самым экономичным отечественным пассажирским самолетом.
В 1962 году в Луховицком комплексе началась производственная лихорадка — проводились доукомплектация и заводские испытания одного из лучших в мире сверхзвуковых истребителей МиГ-21 (было выпущено около 3,5 тыс. машин). Во время вьетнамской войны от них сильно доставалось американским многоцелевым истребителям F-4 Phantom и бомбардировщикам. Внимательно изучив тактико-технические характеристики МиГ-21, американцы создали F-16 Fighting Falcon, который, будучи построен в пяти с лишним тысячах экземпляров, стал самым распространённым в мире истребителем.
Перед ЛМЗ открывались головокружительные перспективы. Он освоил производство семейства истребителей с изменяемой геометрией крыла МиГ-23 (построено более 4 тыс. машин). А перед началом выпуска в мае 1982 года знаменитого истребителя МиГ-29 (более 3 тыс. машин) завод модернизировали — было открыто производство комплектующих из алюминиевых и титановых сплавов, а также конструкций из композитов. ЛМЗ занял территорию 2163 га, на нём работали около 7 тыс. человек. Однако всё рухнуло в 1991 году. Отсутствие госзаказа, долгая, изобилующая судебными разбирательствами история превращения ОКБ МиГ в корпорацию (РСК) МиГ и проигрыш конкурентам из ОКБ имени Сухого конкурса на палубный истребитель подорвали серийное производство. Завод «Знамя труда» перебивался ремонтом истребителей и выживал, сдавая свои площади под торговлю, а ЛМЗ просто тихо умирал.
[править] Завод по состоянию на 2003 год
Как и всякий авиазавод, ЛМЗ начинается с железных ворот. Миновав их, видишь не производственные корпуса, а посёлок. Правда, попасть на его территорию можно только по спецпропускам. От обычного населенного пункта он отличается чистотой, опрятными постройками и боевыми самолетами на постаментах — продукцией, с которой связана история предприятия. В этом поселке не живут, а работают — на дюжине различных объектов.
Новый цех произвел впечатление. Площадь — 210 х 60 м, высота — 27,5. По словам замгендиректора РСК МиГ по производству Юрия Цюпко, стены и крыша цеха, системы обогрева и вентиляции построены из комплектующих, закупленных в Финляндии, Швеции и США. Внешне смотрится не хуже сборочных цехов Airbus.
На всё это ушло $20 млн из средств РСК МиГ. Между прочим, когда началось строительство, рабочие ЛМЗ стали роптать, говорили: «Начальство спятило! Нам тут делать почти что нечего, и вот стройка за бешеные „бабки“. На кой чёрт нам сортиры как в отеле, когда зарплату задерживают!» Средняя зарплата была около 5 тыс. руб. Теперь платят 7 тыс. и в срок, поскольку коллективу есть чем заняться. Хотя до полной загрузки предприятия далеко.
Сегодня на ЛМЗ идёт сборка легких многоцелевых самолетов Ил-103. Их производство разработчик авиакомплекс «Ильюшин» передал на ЛМЗ. В декабре 2001 года появился первый зарубежный контракт на «Илы» — с Лаосом на три машины, а в мае 2002 года министерство обороны КНДР заказало еще 23. По соглашению с АВПК «Сухой» ЛМЗ выпускает спортивно-пилотажные Су-29 и Су-31. На этих самолётах в 2003 году сборная России выиграла чемпионат мира по спортивному пилотажу в США.
Кроме того, РСК МиГ 1 июня 2001 года подписал договор с вертолетной фирмой «Камов» о постройке новых многоцелевых вертолетов Ка-60/62 в гражданском и военном вариантах. «Камову», базирующемуся в Люберцах, было удобнее передать производство предприятию, расположенному поблизости, чем задействовать заводы на востоке страны.
На ЛМЗ все перечисленное называют уходом от монопродукта. Монопродукт — это семейство истребителей МиГ-29. Вот что говорит о нем Николай Никитин: «Про монопродукт мы не забываем. Сейчас в работе восемь модификаций 29-й машины, в том числе палубная версия, предназначенная для ВМФ Индии. Корпорация ведет работы по ремонту и модернизации истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Но когда нет госзаказа на военную технику, приходится думать о выпуске совсем других машин — учебно-тренировочных МиГ-АТ, вертолетов, многоцелевых гражданских самолетов, таких как МиГ-110 или Ил-103».
Именно под расширение производства и строился новый сборочный цех.
«Знамя труда» находится почти в центре Москвы, а полеты с Ходынского поля, к которому завод примыкает, считай, запрещены. В таких условиях он работать не может. «Поэтому мы и начали строить на ЛМЗ новое производство, что так возмущало маловеров»,— словно оправдывается Никитин.
Сейчас прорабатывается окончательная схема переноса производства со «Знамени труда» и ведутся переговоры с РФФИ о том, кому достанутся столичные производственные площади. О подробностях, по словам Никитина, рассказывать еще рано, но сотрудники РСК говорят, что корпорация рассчитывает заработать на этом не менее $20 млн.
Кроме ремонта и модернизации МиГов (а она на ЛМЗ уже ведется) и выпуска другой упомянутой авиатехники, стапеля ЛМЗ будут отданы под производство пассажирского 102-местного Ту-334. Эта машина далась заводу непросто.
«Ту-334 должен был выпускаться на киевском заводе „Авиант“,— рассказывает Николай Никитин.— К моменту, когда Россия и Украина договорились, что эту машину будем собирать мы, возникла угроза потери российской интеллектуальной собственности на Ту-334. „Авиант“ разработал производственную документацию на лайнер, а „Туполев“, разработчик самолета, не мог выкупить ее из-за отсутствия средств. Пришлось выкупать нам за $3,5 млн».
Сейчас в цехе стоит на сборке один Ту-334. Скоро их будет уже шесть.
«Нельзя затевать новое производство без уверенности, что будет сбыт,— поясняет Николай Никитин.— Кое-какой пакет заказов у нас имелся, но мы не были уверены, что точно знаем ситуацию на рынке. К сожалению, российский авиапром фактически изолирован от него и не имеет связи с авиакомпаниями. Перевозчики же считают свои деньги и предпочитают покупать не кота в мешке, а готовый продукт с точными экономическими параметрами — для уверенности в том, что эксплуатация нового самолета будет прибыльной. В общем, вместе с новым цехом нам пришлось создавать специальную маркетинговую структуру».
Структура получила название ЗАО «Национальный проект 334» («НП 334»). Учредителями выступили РСК МиГ и ОАО «Туполев» (по 40 % акций), авиакомпании «Аэрофрахт», «Атлант-Союз», ЗАО «БМС-гражданские проекты РСК МиГ», консалтинговая компания «Финпроект» и центр «Фундаментальные технологии» (по 4 %).
Осталось решить проблему рабочих рук. Перенос основного производства на ЛМЗ вызовет нехватку кадров. Возить на автобусах рабочих с завода «Знамя труда» не выход, значит, надо использовать местные ресурсы.
«У нас есть договоренности с МАИ — здесь будет его филиал. Мы договариваемся о подготовке местных кадров и с некоторыми другими учреждениями,—говорит Юрий Цюпко.— Кроме того, нынешняя зарплата в 7 тыс. руб. для Москвы маловата, а для Луховиц вполне приличная».
Станочник ЛМЗ Виктор на вопрос, пойдут ли местные на завод, ответил так: «А куда деваться? У нас еще только одно предприятие работает — „Диоскан“, топливную аппаратуру выпускает. Там зарплата на тысячу выше, чем у нас, но мест нет. Все живут за счет грядок — всю весну и лето стоят кверху задницей, а потом продают огурцы вдоль трассы».
Будущее ЛМЗ Виктор оценивает осторожно: «Мы видим, что ситуация меняется к лучшему. Но слишком долго шел развал, и сейчас средний возраст работников на заводе — 48 лет. Конечно, если начальство не врет и на заводе появится денежка, тогда будет ради чего работать».
- ↑ [1]
Самолётостроение России
|
История
| Российская империя • СССР • 1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
|
Отрасли
| Гражданское самолётостроение • Военное самолётостроение • Транспортное самолётостроение
|
Компании
| ОАК • МиГ • Казанский авиационный завод • Авиастар-СП • Иркут • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод • Гражданские самолёты Сухого • Сухой (Новосибирский авиационный завод)
|
ЦФО
| Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
|
СЗФО
| Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
|
ЮФО
| Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
|
СКФО
| Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
|
ПФО
| Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
|
УФО
| Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
|
СФО
| Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
|
ДФО
| Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
|
Компании России
|
История
| I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
|
ОПК
| Ростех • Оборонпром • ВСМПО-Ависма • РусСпецСталь • ОДК-Сатурн • Моторостроитель • Алмаз-Антей • Мотовилихинские моторы • Уралвагонзавод • Тактическое ракетное вооружение • Ижмаш
|
Авиационная промышленность
| ОАК • МиГ • Казанский авиационный завод • Вертолёты России • Авиастар-СП • Иркут • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод
|
Судостроение
| Объединённая судостроительная корпорация • Северная верфь • Северное машиностроительное предприятие • Адмиралтейские верфи • ПСЗ «Янтарь» • Балтийский завод • Звездочка • Выборгский судостроительный завод • Амурский судостроительный завод • ДВЗ «Звезда» • Красное Сормово • Крыловский государственный научный центр • Средне-Невский судостроительный завод
|
Двигателестроение
| ОДК-Сатурн • ОДК-Климов • Пермский моторный завод • ММП им. В. В. Чернышёва • НПЦ газотурбостроения «Салют» • Автодизель • Уфимское моторостроительное производственное объединение
|
Сельскохозяйственное машиностроение
| Ростсельмаш • ХК «Тракторные заводы»
|
Энергетическое машиностроение и урановый цикл
| Силовые машины • Московский электрозавод • Элсиб • ЭмАльянс • Объединенные машиностроительные заводы • ЗиО-Подольск • НИИ НПО «Луч» • ОКБ «Гидропресс» • Пролетарский завод • Невский завод • Калужский турбинный завод • Красный котельщик • Сибэнергомаш - Барнаульский котельный завод • ЭМК-Атоммаш • Уралэлектротяжмаш • Чеховэнергомаш • Белэнергомаш • Завод турбинных лопаток • Ленинградский металлический завод • Электросила
|
Ракетно-космическая промышленность
| РКК «Энергия» • НПО машиностроения • Московский институт теплотехники • Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева • НПО Энергомаш • Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева • РКЦ «Прогресс» • Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения • Информационные спутниковые системы им. М. Ф. Решетнёва • Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина • Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А. Г. Иоисифяна • Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности • ЦНИИ «Комета» • ЦКБ тяжёлого машиностроения • Арсенал им. М. И. Фрунзе • Воткинский завод • Радиотехнический институт имени академика А. И. Берга • НПЦ автоматики и приборостроения • Курчатовский институт
|
Транспортное машиностроение
| Трансмашхолдинг • Уралвагонзавод • Алтайвагонзавод • Рузаевский завод химического машиностроения • Коломенский завод • Тверской вагоностроительный завод
|
Автомобильная промышленность
| Русские машины • ГАЗ • АвтоВАЗ • Соллерс • ЗИЛ • КамАЗ • Volga-Siber • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
|
Станкостроение
| Седин • Рязанский станкозавод • Стерлитамакский станкостроительный завод • Савёловский машиностроительный завод • Ивановский завод тяжелого станкостроения
|
Радиоэлектронная промышленность
| Ситроникс • Ангстрем • Концерн «Вега» • Концерн «Созвездие» • ОАО «Светлана» • Научно-производственное предприятие «Полёт» • Корпорация Аэрокосмическое оборудование
|
Энергетика
| ФСК ЕЭС • РусГидро • Росатом • Росэнергоатом • ТВЭЛ • Энергоатом • Интер РАО • Холдинг МРСК • Иркутская сетевая компания • Ленэнерго • МОЭСК • Тюменьэнерго • Евросибэнерго • Иркутскэнерго • Энергетические системы Востока • Комплексные энергетические системы • Татэнерго • Башкирэнерго • Якутэнерго • Объединенный институт ядерных исследований • ОГК-1 • ОГК-2 • ОГК-3 • ОГК-4 • ОГК-5 • ОГК-6 • ТГК-1 • ТГК-2 • Мосэнерго • ТГК-4 • ТГК-5 • ТГК-6 • ТГК-7 • ТГК-8 • ТГК-9 • ТГК-10 • ТГК-11 • ТГК-12 • ТГК-13 • ТГК-14 • РАО «ЕЭС России» • Атомэнергопроект
|
Нефтегазовая промышленность
| Башнефть • Газпром • Роснефть • ЛУКойл • ТНК-BP • Сургутнефтегаз • Татнефть • Русснефть • Славнефть • Новатэк • ЮКОС • Сахалин-1 • Томскнефть
|
Угольная промышленность
| Сибуглемет • СУЭК • Группа Белон • Русский уголь • Распадская • Кузбассразрезуголь • Полосухинская
|
Металлургия и добывающая промышленность
| Evraz Group (Западно-Сибирский металлургический комбинат • Новокузнецкий металлургический комбинат) • Норильский никель • Северсталь • Русал • Нижнетальгильский металлургический комбинат • Качканарский ГОК • Магнитогорский метизный завод • Новолипецкий металлургический комбинат • УГМК • Мечел • Металлоинвест • Объединённая металлургическая компания • Трубная металлургическая компания • ЧТПЗ • АЛРОСА • Промышленно-металлургический холдинг • Русская медная компания • Челябинский электрометаллургический комбинат • Полюс • ЭСТАР • Амурметалл • Магнезит • Металлургический завод «Электросталь» • Русская горнорудная компания • Союзметаллресурс • Компания «Вольфрам» • Приморский ГОК • Кировградский завод твердых сплавов • Новосибирский оловянный комбинат • Минерал Групп • Соликамский магниевый завод • Энергопром Менеджмент • Каменск-Уральский металлургический завод • Красноярский завод цветных металлов • Выксунский металлургический завод • Магнитогорский металлургический комбинат
|
Химическая промышленность
| Еврохим • Уралкалий • Фосагро • Сильвинит • Акрон • Дорогобуж • СИБУР Холдинг • Татаро-американские инвестиции • Амтел • Уфанефтехим • Саянскхимпласт • Тольяттиазот • Трансаммиак • Куйбышевазот • Завод Полимеров Кирово-чепецкого химического комбината • Никохим • Уралхим • Нижнекамскшина • Российский научный центр «Прикладная химия»
|
Промышленность строительных материалов
| Евроцемент групп • Новоросцемент • Сибирский цемент • Себряков-цемент • Мордовцемент • Востокцемент • РАТМ Цемент Холдинг
|
Лесопромышленный комплекс
| Континенталь Менеджмент • Группа «Илим» • ОАО «Кондопога» • Балахнинский бумажный комбинат • Архангельский ЦБК • Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат
|
Фармацевтическая промышленность
| Фармстандарт • Верофарм • СИА Интернешнл • Протэк • Химрар • НПО Микроген МЗ РФ • Мосхимфармпрепараты • Отечественные лекарства (Валента)» • Фарм-центр • Фармсинтез • Фармстандарт-лексредства
|
Пищевая промышленность и АПК
| Вимм-Билль-Данн • Группа «Разгуляй» • Зерновая компания «Настюша» • Юнимилк • Мираторг • Группа Черкизово • Группа компаний «Доминант» • Солнечные продукты • Русагро • Продимекс-холдинг • ЭФКО • Холдинговая компания «Золотой Колос» • Вамин Татарстан • Юг Руси • ОГО • Продо • Аркада • Стойленская нива • САХО • Приосколье • Оптифуд • Белгранкорм • Талина • ЗАО фирма «Агрокомплекс» • Красный Восток Агро • Агро-Белогорье • Сибирская Аграрная Группа • Моссельпром • Эксима • Птицефабрика Роскар • Авида • Русские фермы • Русское море • Росспиртпром • Эркен-Шахарский сахарный завод • Бассоль • Лебедянский • Чистая вода • Сибирский берег • Абрау-Дюрсо
|
Лёгкая промышленность
| Sela • Глория Джинс
|
Строительство
| ПИК • СУ-155 • ЛСР • ДСК-1 • Главстрой • Интеко • Старград • Трест Камдорстрой
|
Связь
| Связьинвест • АФК «Система» • Вымпелком • Мегафон • Межрегиональный ТранзитТелеком • Таттелеком • Почта России • РТРС • Космическая связь • МГТС • МТС • Транстелеком
|
СМИ
| ВГТРК • Останкино • РИА Новости • Первый канал • Петербург-Пятый канал • ИТАР-ТАСС • Russia Today • Голос России • Газпром-медиа
|
Транспорт
| Транснефть • Российские железные дороги • Современный коммерческий флот • Новошип • Дальневосточное морское пароходство • Приморское морское пароходство • Мурманское морское пароходство • Северо-западное пароходство • Морской порт Санкт-Петербурга • Московское речное пароходство • Обь-Иртышское речное пароходство • Волжское пароходство • Ленское объединенное речное пароходство • Новороссийский морской торговый порт • Ростовский порт • Аэрофлот • Авиакомпания • Авиакомпания Сибирь • Трансаэро • ЮТэйр • Уральские авиалинии • Международный аэропорт Шереметьево • Международный аэропорт «Владивосток» • Ист-лайн • Международный аэропорт «Внуково» • Международный аэропорт «Пулково» • Международный аэропорт «Сочи» • Аэропорт Кольцово • Аэропорт Толмачево • Международный аэропорт «Калининград» • Дальневосточная транспортная группа • Росморпорт • Аэропорт Новый • Внуковские авиалинии
|
Торговля
| X5 Retail Group N.V. • Магнит • Дикси Групп • ОАО «Лента» • Седьмой конитнент • Группа компаний «Виктория» • Торговый дом «Копейка» • Аптечная сеть 36,6 • Евросеть • ИНВА • Эльдорадо
|
Финансы
| Инкомбанк • ВЭБ • Межкомбанк • ОНЭКСИМбанк • Сбербанк России • ВТБ • ВТБ-Лизинг • Росагролизинг • Нефтяной
|
Гостиницы
| Метрополь • Алтай • Золотой колос • Восход
|
Другие компании
| ABBYY • AVVA • Kaspersky Lab • M2M Telematics • Агентство по страхованию вкладов • АО «ЛогоВАЗ» • Арзамасский машиностроительный завод • Арсенал • Атомредметзолото • Атомстройэкспорт • Башкирская топливная компания • Властилина • Волгограднефтемаш • Газпроминвестхолдинг • Газпром нефть • Горно-химический комбинат • Грознефтегаз • Делко-2 • Илим Палп • КЭС-Холдинг • Киришинефтеоргсинтез • Конструкторское бюро машиностроения • Криогенмаш • Курганский машиностроительный завод • КБ приборостроения • Ларс-Маркет • Лидер–ресурс • Медиа-Мост • Метахим • Московский нефтеперерабатывающий завод • МММ • Микрон • НТ-МДТ • Объединённые машиностроительные заводы • Оптоган • Опытный завод «Луч» • Рособоронэкспорт • Радиотехнические и информационные системы • Реалбаза хлебопродуктов • Российская венчурная компания • Российская корпорация нанотехнологий • Роствертол • Русский дом «Селенга» • СИБУРПЭТФ • Село Ворошилова • Сухой • Т-платформы • Термофор • Техснабэкспорт • Тибет • Унихимтек • Уралпластик • Уральский асбестовый ГОК • Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций • Хопёр-Инвест • Чара • Чепецкий механический завод • Элара • Яндекс
|
Прочее
| Машиностроительные компании • Компании цветной металлургии • Компании чёрной металлургии • Электроэнергетические компании • Компании розничной торговли • Телекоммуникационные компании • ЧОПы • Государственные компании • Доля компаний на мировом рынке • Крупнейшие российские компании-экспортёры • Нарушения законодательства • Зарубежная деятельность • Закупки компаний
|