Разработки в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Зенитно-ракетные комплексы

[править] С-500

Основная статья: С-500

Тип разработки: ЗРК.

С-500 станет основой единой национальной системы противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО), которую создают в России.[1]

Серийные поставки С-500 в Вооружённые силы России начнутся в 2018 году.[2]

[править] С-350

Основная статья: С-350

Тип разработки: ЗРК.

Особенностью C-350 является то, что она имеет возможность обзора и обстрела целей в круговом режиме, а не только в секторном, как у C-300. Второй особенностью является то, что у С-350 существенно повышена канальность по одновременно обстреливаемым целям и наводимым ракетам.[3]

Государственные испытания С-350 планируется завершить в 2017 году.[4]

[править] Панцирь-СМ

Основная статья: Панцирь-СМ

Тип разработки: ЗРК.

По состоянию на январь 2018 года ведётся разработка перспективного комплекса «Панцирь-СМ».[5]

[править] Вертолёты

Подробнее см. также: Вертолёты в России

[править] Ми-28НМ

Основная статья: Ми-28НМ

Тип разработки: вертолёт.

Прототип: Ми-28НМ представляет собой модернизированную версию вертолёта Ми-28Н.[6]

Ми-28НМ получил новый локатор, обеспечивающий круговой обзор, современную систему управления и электронику, а также высокоточное оружие. По сравнению с серийным ударным вертолётом Ми-28Н, заметно изменилась фронтальная часть и появилась радиолокационная станция типа Н025 в надвтулочном обтекателе. Установка станции Н025 позволит Ми-28НМ гораздо более эффективно выявлять и поражать наземные цели.[7]

Разработка вертолёта Ми-28НМ началась в 2009 году.[8]

По состоянию на май 2017 года вертолёт Ми-28НМ проходил испытания.[9]

Вертолёт Ми-28НМ поступит на вооружение в 2018 году.[10]

[править] Ка-62

Вертолёт Ка-62
Вертолёт Ка-62
Основная статья: Ка-62

Тип разработки: вертолёт среднего класса.[11]

Максимальная полезная нагрузка в транспортной кабине: 2200 кг.[12]

Число пассажиров: до 15.[13]

Крейсерская скорость (максимальный продолжительный режим двигателя): 290 км/ч.[14]

Наивыгоднейшая скорость (полёт на максимальную дальность): 240 км/ч.[15]

Максимальная дальность полёта с основными топливными баками: 720 км.[16]

25 мая 2017 года опытный образец вертолёта Ка-62 совершил первый полноценный испытательный полёт.

Запуск серийного производства Ка-62 ожидается в 2020 году.[17]

[править] Ка-52М

Основная статья: Ка-52М

Тип разработки: вертолёт.

Вертолёт Ка-52М планируется создать в 2021—2022 годах.[18]

[править] Перспективный скоростной вертолёт

Тип разработки: вертолёт.

ПСВ создаётся в двух вариантах — для Минпромторга России и Минобороны России.[19]

ПСВ, разрабатывающийся в интересах Минобороны России, пойдёт в серию с 2022 года.[20]

[править] Скоростной боевой вертолёт

Тип разработки: боевой вертолёт.

Скорость СБВ должна превышать 400 км/ч.[21]

В конце 2018 года должен завершиться этап научно-исследовательской разработки по СБВ.[22]

Серийное производство СБВ может начаться примерно в 2023 году.[23]

[править] ПКВ

Основная статья: ПКВ

Тип разработки: вертолёт.

Запуск вертолёта в производство ожидается в 2023 году.[24]

[править] Ми-26Т2В

Опытный образец тяжёлого военно-транспортного вертолёта Ми-26Т2В
Опытный образец тяжёлого военно-транспортного вертолёта Ми-26Т2В
Основная статья: Ми-26Т2В

Тип разработки: вертолёт.

Вертолет Ми-26Т2В должен обеспечивать полеты в условиях любого региона, в том числе, со сложными физико-географическими и неблагоприятными климатическими условиями, в любое время суток, по оборудованным и необорудованным трассам, по маршрутам вне трасс и над безориентирной местностью, в условиях огневого и информационного противодействия противника. Ми-26Т2В оснастят автопилотом, а также авионикой, позволяющей выполнять полеты в любое время суток, средствами электронной индикации и новым навигационно-пилотажным комплексом.[25]

[править] AHL

Основная статья: AHL

Тип разработки: тяжёлый вертолёт.[26]

[править] VRT500

Основная статья: VRT500

Тип разработки: лёгкий вертолёт.[27]

Разработчики: «ВР-Технологии».[28]

VRT500 ‒ однодвигательный вертолет соосной схемы расположения винтов со взлетной массой 1600 кг. Это первый вертолет «Вертолётов России» в сегменте лёгких машин взлетной массой до 2 тонн. VRT500 обладает самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной общей вместимостью до 5 человек и оснащается современным комплексом интерактивной авионики. Машина способна развивать скорость до 250 км/ч, совершать полеты на дальность до 860 км, брать на борт до 730 кг полезной нагрузки. VRT500 создается в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной конфигурациях. При этом в сегменте с взлетной массой до двух тонн VRT500 станет первым в мире медико-эвакуационным вертолетом с возможностью погрузки-выгрузки унифицированной тележки-каталки через задние створки кабины, что упрощает сам процесс и позволяет значительно сэкономить время.[29]

Модель вертолёта VRT500 была впервые представлена на авиасалоне МАКС-2017.[30]

Опытный образец вертолёта VRT500 планируется изготовить к концу 2019 года. К середине 2021 года планируется завершить испытания и сертифицировать VRT500.[31]

[править] Ми-171А3

Основная статья: Ми-171А3

Тип разработки: вертолёт.

«Оффшорный» вертолёт Ми-171А3 предназначен прежде всего для транспортных полётов на морские буровые платформы. По конструкции Ми-171А3 фактически представляет собой гибрид фюзеляжа и шасси вертолета Ми-38 с несущей системой вертолёта Ми-171А2. Фюзеляж вертолета Ми-171А3 будет по кооперации в рамках холдинга «Вертолеты России» изготавливать АО «Казанский вертолётный завод».[32]

В ходе визита 26 февраля 2019 года на АО «Улан-Удэнский авиационный завод» заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова, на предприятии были продемонстрированы материалы по новой перспективной глубокой модификации вертолетов семейства Ми-8/17/171, обозначаемой Ми-171А3.[33]

[править] БПЛА

Подробнее см. также: БПЛА в России

[править] Альтаир

Основная статья: Альтаир (БПЛА)

Тип разработки: БПЛА.

[править] Ударный БПЛА «Зеница»

Основная статья: БПЛА «Зеница»

Тип разработки: ударный БПЛА.

Разработчик: конструкторское бюро Симонова.[34]

Прототип: разработка «Зеницы» велась на базе советского БПЛА Ту-143 «Рейс».[35]

Силовая часть БПЛА «Зеница» представлена одним реактивным двигателем, который позволяет устройству развивать максимальную скорость полёта в 820 км/ч.[36]

Свой первый полёт БПЛА «Зеница» произвёл в конце 2014 года, и впервые был продемонстрирован на публике в 2015 году.[37]

[править] Разведывательный БПЛА «ZALA 421-16Е5»

Основная статья: ZALA 421-16Е5

Тип разработки: разведывательный БПЛА.

По состоянию на июль 2017 года проводится первый этап заводских лётных испытаний БПЛА «ZALA 421-16Е5».[38]

Весь комплекс лётных испытаний БПЛА планируется закончить в течение 2017 года, а в конце 2017 года БПЛА начнёт поступать заказчикам.[39]

[править] Ударный БПЛА «Орион»

Опытный образец беспилотного летательного аппарата «Орион»
Опытный образец беспилотного летательного аппарата «Орион»
Основная статья: БПЛА «Орион»

Тип разработки: ударный БПЛА.

Особенностями этого БПЛА является его полная отделка из углепластика. Аппарат понимается на высоту до 8 км и способен находиться в воздухе до 60 часов. «Орион» развивает скорость 250 км/час.[40]

По состоянию на июнь 2017 года БПЛА «Орион» находится в стадии испытаний.[41]

[править] БАС-500-750

Основная статья: БАС-500-750

Тип разработки: БПЛА.

Первые продажи ожидаются в 2024 году.[42]

[править] Ударный БПЛА «Охотник-Б»

Основная статья: Охотник-Б

Тип разработки: ударный БПЛА.

Разработчик: «Сухой».[43]

Дальность полёта: 6000 км.[44]

Лётные испытания аппарата «Охотник-Б» намечены на 2018 год.[45]

[править] Орион-Э

Основная статья: Орион-Э

Тип разработки: БПЛА MALE-класса.[46]

«Орион-Э» предназначен для патрулирования, разведки и доразведки объектов с обеспечением целеуказания и корректировки огня, оценки результатов нанесения ударов, топографической разведки.[47]

«Орион-Э» сможет нести полезную нагрузку до 200 км и находиться в воздухе до 24 часов. Дальность действия аппарата — 300 км. В зависимости от поставленной задачи предусмотрено несколько вариантов оснащения.[48]

«Орион-Э» имеет размах крыла 16 м и длину 8 м. Он может подниматься на высоту до 7,5 км и развивать скорость до 200 км/ч в горизонтальном полете.[49]

Работа на программой «Орион-Э» велась с 2011 года. Именно в этом году был подписан контракт на разработку аппарата в интересах Минобороны России.[50]

[править] Корсар

Беспилотный летательный аппарат «Корсар»
Беспилотный летательный аппарат «Корсар»
Основная статья: Корсар (БПЛА)

Тип разработки: БПЛА.

«Корсар» — это наименование ОКР.[51]

[править] Альтиус-О

Основная статья: Альтиус-О

Тип разработки: БПЛА.

«Альтиус-О» — это наименование ОКР.[52]

[править] Юпитер-3

Основная статья: Юпитер-3

Тип разработки: БПЛА.

Аппарат максимальной взлетной массой 150 кг выполнен по двухбалочной схеме с толкающим винтом, его эксплуатация возможна с колесным и лыжным шасси. Передача видеоданных с борта БЛА осуществляется на удалении до 100 км. Аппарат может нести 50 кг полезной нагрузки.[53]

[править] Беспилотный конвертоплан «Фрегат»

Основная статья: Фрегат (конвертоплан)

Тип разработки: беспилотный конвертоплан.

Разработчик: «Кронштадт».[54]

По состоянию на август 2017 года ведутся предпроектные исследования.[55]

[править] Скоростной БПЛА

Тип разработки: БПЛА.

Разрабатываемый БПЛА должен быть оснащён турбореактивным двигателем, обеспечивающим беспилотному аппарату скорости полета, по крайней мере вдвое превышающие скорости винтовых беспилотников аналогичного класса. Данный концепт будет аналогичен американскому БЛА Avenger.[56]

В декабре 2017 года было сообщено, что Объединенное конструкторское бюро имени Симонова получило контракт от Минобороны России на создание беспилотного летательного аппарата (БЛА) самолётного типа со скоростью 1 тыс. км в час.[57]

[править] Разведывательно-ударный беспилотный вертолёт

Тип разработки: разведывательно-ударный беспилотный вертолёт.[58]

Вертолёт имеет соосную схему, его взлётная масса — до 500 кг.[59]

В январе 2018 года было сообщено, что в «Ростехе» разработали беспилотный вертолет, способный нести на борту мощные системы мониторинга и серьёзное вооружение.[60]

Планируется приступить к лётным испытаниям этого вертолёта во второй половине 2018 года.[61]

[править] Наземные роботы

Подробнее см. также: Наземные роботы в России

[править] Боевой робот «Вихрь»

Основная статья: Вихрь (робот)

Тип разработки: наземный боевой робот.[62]

Разработчики: Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны России, севастопольский научно-технический центр «Импульс-2» и Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал».[63]

Прототип: «Вихрь» создан на базе БМП-3.[64]

В состав вооружения «Вихря» может входить широкая номенклатура средств, включая одиночный или спаренный 12,7-мм пулемет НСВТ или «Корд», 23-мм зенитный автомат 2А14, 30-мм автоматическую пушку 2А72, а также ПТРК «Корнет», огнемет «Шмель-М», либо оружие зарубежного производства. Оружие может применяться в движении по наземным и воздушным целям.[65] «Вихрь» весит почти 15 тонн.[66]

Архитектура «Вихря» включает в себя базовое роботизированное шасси БМП-3, боевой модуль АБМ-БСМ-30, мобильную роботизированную платформу МРП-100 (300), системы связи и управления. У комплекса есть собственное авиакрыло из четырех беспилотников «Часовой».[67]

«Вихрь» был впервые представлен широкой публике в 2016 году.[68]

[править] Боевой робот «Нахлебник»

Основная статья: Нахлебник (робот)

Тип разработки: наземный боевой робот.[69]

Робот оснащён четырёхствольным авиационным пулеметом ГШГ-7,62, а также средствами обнаружения и наблюдения.[70]

Опытный образец «Нахлебника» был впервые представлен в начале 2017 года.[71]

[править] Боевой робототехнический комплекс «Штурм»

Тип разработки: наземный робототехнический комплекс.[72]

Разработчики: «Уралвагонзавод».[73]

«Штурм» — это наименование ОКР.[74]

Предполагается, что в составе комплекса будут четыре боевых машины с различными вооружениями:[75]

  • Боевая машина № 1 массой до 50 т со 125-миллиметровой пушкой Д-414 (с укороченным стволом 4000 мм) с автоматом заряжания на 22 выстрела, пулеметом Калашникова танковым (ПКТМ) калибра 7,62 мм, бульдозерным отвалом и комплектом всеракурсной защиты от ручных противотанковых средств кумулятивного действия.
  • Боевая машина № 2 с блоками пусковых установок реактивных огнеметов РПО-2 «Шмель-М» и вспомогательным 7,62 мм пулеметом ПКТМ, отвалом и комплектом всеракурсной защиты от ручных противотанковых средств кумулятивного действия.
  • Боевая машина № 3 с боевым модулем из двух 30-миллиметровых автоматических пушек 2А42 (боекомплект до 1000 выстрелов), 7,62 мм ПКТМ и РПО-2 «Шмель», отвалом и комплектом всеракурсной защиты от ручных противотанковых средств кумулятивного действия.
  • Боевая машина № 4 с НУРС 220 мм типа МО.1.01.04М (16 термобарических выстрелов с эффективной площадью поражения 25 тыс. кв. м), ПКТМ калибра 7,62 мм, отвалом и комплектом всеракурсной защиты от ручных противотанковых средств кумулятивного действия.

Для управления танками-роботами предлагается создать высокоподвижный пункт дистанционного управления также на базе шасси Т-72Б3 с комплектом всеракурсной защиты от ручных противотанковых средств кумулятивного действия. Предполагается, что каждый робот сможет управлять взводом боевых машин в радиусе 3 км. Максимальная скорость роботов при дистанционном управлении — 40 км/ч​.[76]

[править] Пожар

Основная статья: Пожар (робот)

Тип разработки: наземный робот.[77]

«Пожар» — это наименование ОКР.[78]

[править] Доломит-1

Основная статья: Доломит-1

Тип разработки: наземный робот.[79]

«Доломит-1» — это наименование ОКР.[80]

[править] Кунгас

Основная статья: Кунгас

Тип разработки: наземный робот.[81]

«Кунгас» — это наименование ОКР.[82]

[править] Доломит

Основная статья: Доломит

Тип разработки: наземный робот.[83]

«Доломит» — это наименование ОКР.[84]

[править] Доломит-2

Основная статья: Доломит-2

Тип разработки: наземный робот.[85]

«Доломит-2» — это наименование ОКР.[86]

[править] Доломит-3

Основная статья: Доломит-3

Тип разработки: наземный робот.[87]

«Доломит-3» — это наименование ОКР.[88]

[править] Робототехнический комплекс МРК-РХ

Основная статья: МРК-РХ

Тип разработки: наземный робот.

По состоянию на август 2018 года в интересах военных химиков ведётся разработка перспективного многофункционального робототехнического комплекса радиационной и химической разведки МРК-РХ.[89]

[править] Морские роботы

Подробнее см. также: Морские роботы в России

[править] Аркадак

Основная статья: Аркадак (робот)

Тип разработки: морской робот.[90]

«Аркадак» — это наименование ОКР.[91]

[править] Цефалопод

Основная статья: Цефалопод

Тип разработки: морской робот.[92]

«Цефалопод» — это наименование ОКР.[93]

[править] Корабли

Подробнее см. также: Корабли в России

[править] Авианосец «Шторм»

Основная статья: Шторм (авианосец)

Тип разработки: авианосец.

Разработчик: «Крыловский государственный научный центр».[94]

Водоизмещение авианосца составит около 95 тыс. тонн, размеры — 330 на 42 метра, осадка составит 11 метров, а ширина полетной палубы — 85 метров. Скорость полного и экономического хода — 26-30 и 14 узлов соответственно. Вероятнее всего, авианосец будет оснащен российскими атомными реакторами РИТМ-200.[95]

На авианосце будут размещены от 80 до 90 корабельных самолётов и вертолётов. Это будут истребители МиГ-29К, истребители Су-33, а также многоцелевые вертолёты Ка-27.[96]

Авианосец может быть построен на Дальневосточном судостроительном предприятии «Звезда», она будет введена в эксплуатацию к 2020 году. Новый сухой док завода будет иметь ширину 114 метров и позволит строить танкеры водоизмещением 350 тыс. тонн и арктические газовозы водоизмещением до 250 тыс. тонн. «Мы теперь не имеем никаких ограничений по тоннажу тех гражданских судов и боевых кораблей, которые мы могли бы там строить…. Если замахнемся на любимую тему военных, то есть авианосец, то его тоже можно там делать», — сказал Дмитрий Рогозин.[97]

Строительство авианосца запланировано в 2025 году.[98]

[править] Атомный эсминец «Лидер»

Основная статья: Лидер (атомный эсминец)

Тип разработки: атомный эсминец.

«Лидер» не вошёл в новую госпрограмму вооружений, в которой утверждаются военные расходы до 2020 года. Представители Минобороны России утверждают, что планируют финансировать его строительство, пусть и не в ближайшие годы.[99]

[править] Атомная подводная лодка «Лайка»

Основная статья: Лайка

Тип разработки: атомная подводная лодка.

Разработчики: Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».[100]

Одним из видов ударного оружия АПЛ будут гиперзвуковые ракеты «Циркон». «Лайка» "будет иметь модульную конструкцию и единую интегрированную систему боевого управления с искусственным интеллектом.[101]

«Лайка» — это наименование ОКР.[102]

[править] Неатомная подводная лодка проекта «Калина»

Основная статья: Калина (подводная лодка)

Тип разработки: неатомная подводная лодка.[103]

Производитель: «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург).[104]

Подводная лодка проекта «Калина» будет заложена в 2018 году.[105]

[править] Десантный корабль «Прибой»

Тип разработки: десантный корабль.[106]

Водоизмещение «Прибоя» — 23 тыс. тонн, длина — 200 м, ширина — 34 м.[107]

[править] Роботизированный корабль «Тень»

Основная статья: Тень (корабль)

Тип разработки: роботизированный надводно-подводный аппарат дальней морской зоны.[108]

Источник в Главном научно-исследовательском испытательном центре робототехники Минобороны на международном форуме «Армия-2017» заявил, что в России идёт разработка роботизированного аппарата «Тень».[109]

[править] САУ

Подробнее см. также: САУ в России

[править] Коалиция-СВ

Основная статья: Коалиция-СВ

Тип разработки: САУ.

Разработчик: ЦНИИ «Буревестник».[110]

По состоянию на ноябрь 2017 года завершаются предварительные испытания «Коалиции-СВ», опытные образцы готовятся к одному из самых ответственных этапов разработки — проведению государственных испытаний заказчиком.[111]

[править] Коалиция-СВ-КШ

Основная статья: Коалиция-СВ-КШ

Тип разработки: колёсная САУ.

Разработчик: ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород).[112]

[править] Средства РЭБ

Подробнее см. также: Средства РЭБ в России

[править] Лорандит-АД

Основная статья: Лорандит-АД

Тип разработки: комплекс РЭБ.[113]

Разработчик: «НИИДАР-СФЕРА».[114]

На вооружение комплекс будет принят с 2019 года.[115]

[править] Хибины-У

Основная статья: Хибины-У

Тип разработки: авиационный комплекс РЭБ.[116]

Применение: предназначен для самолётов фронтовой авиации, в частности Су-30СМ.[117]

По состоянию на апрель 2017 года комплекс «Хибины-У» находится в разработке.[118]

[править] Комплекс подавления БПЛА «Ступор»

Тип разработки: комплекс подавления БПЛА.[119]

Комплекс «Ступор» предназначен для подавления беспилотных летательных аппаратов, в том числе вертолетных БЛА мультироторной схемы, находящихся над наземной и водной поверхностью на расстоянии прямой видимости. Комплекс обеспечивает подавление спутниковой навигации, включая сигналы GPS L1, L2, L3, а также каналов управления 5,8 ГГц и передачи данных 2,4 ГГц. Кроме того, устройство может препятствовать фото- и видеосъемке.[120]

[править] REX 1

Основная статья: REX 1

Тип разработки: система РЭБ.

Система «REX 1» обеспечивает подавление сигналов систем спутниковой навигации GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и Galileo в радиусе пяти километров, а также может блокировать сигналы GSM, 3G, LTE и ставить помехи на частотах 900 МГц, 2,4, 5,2-5,8 ГГц.[121]

[править] Заслон

Основная статья: Заслон (система РЭБ)

Тип разработки: система РЭБ.

Разработчик: КБ «Аэростарт».[122]

Система контроля и подавления беспилотных аппаратов «Заслон» позволяет генерировать направленный конус радиопомех, заглушая управляющий БЛА радиосигнал, а также спутниковый канал навигации, работая в диапазоне 433, 900, 1500, 1500—2400, 5300 МГц.[123]

[править] Тирада-2С

Основная статья: Тирада-2С

Тип разработки: комплекс радиоэлектронного поражения спутников связи.[124]

[править] Боевые машины пехоты

Тяжёлая БМП Т-15
Тяжёлая БМП Т-15
Подробнее см. также: Боевые машины пехоты в России

[править] Т-15

Основная статья: Т-15

Тип разработки: тяжёлая БМП.

[править] Курганец-25

Основная статья: Курганец-25

Тип разработки: боевая машина пехоты.[125]

Серийное производство бронетехники на платформе «Курганец-25» начнётся с 2021 года.[126]

[править] Автоматы

Подробнее см. также: Автоматы в России

[править] АМ-17

Основная статья: АМ-17

Тип разработки: автомат.

[править] АМБ-17

Основная статья: АМБ-17

Тип разработки: автомат.

[править] Танки

Танк Т-14
Танк Т-14
Подробнее см. также: Танки в России

[править] Т-14

Основная статья: Т-14

Тип разработки: танк.

По состоянию на ноябрь 2017 года танк Т-14 проходит предварительные испытания.[127]

[править] Т-90М

Основная статья: Т-90М

Тип разработки: танк.

По состоянию на октябрь 2017 года танк Т-90М проходит испытания.[128]

[править] Бронетранспортёры

Подробнее см. также: Бронетранспортёры в России

[править] Бумеранг

Основная статья: Бумеранг (БТР)

Тип разработки: бронетранспортёр.[129]

[править] БТР-87

Основная статья: БТР-87

Тип разработки: бронетранспортёр.

Разработчик: «Военно-промышленная компания».[130]

Прототип: За основу БТР-87 был взят БТР-82А.[131]

[править] Вооружения

Подробнее см. также: Вооружения в России

[править] Система противоракетной и противокосмической обороны «Нудоль»

Основная статья: Нудоль

Тип разработки: система противоракетной и противокосмической обороны.

Разработчики: Концерн ВКО «Алмаз-Антей».[132]

[править] Огнемётная система ТОС-2

Основная статья: ТОС-2

Тип разработки: огнемётная система.[133]

Прототип: ТОС-2 станет модифицированным вариантом системы ТОС-1.[134]

ТОС-2 будет базироваться на платформе «Армата».[135]

[править] Бронемашина связи «Тигр-УС»

Основная статья: Тигр-УС

Тип разработки: бронемашина связи.[136]

[править] Снайперская винтовка СВЧ

Основная статья: СВЧ (винтовка)

Тип разработки: полуавтоматическая снайперская винтовка.[137]

От привычного стрелкового оружия СВЧ отличается в первую очередь компоновкой. Конструкторы решили уйти от традиционной схемы со ствольной коробкой, закрывающейся крышкой. Новая компоновка упрощает крепление оптики, коллиматорных прицелов, ночных и тепловизионных насадок и других прицельных комплексов.[138]

[править] Экраноплан «Спасатель»

Основная статья: Спасатель (экраноплан)

Тип разработки: экраноплан.[139]

Разработчик: «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».[140]

Масса: 600 тонн.[141]

В государственную программу вооружений на 2018—2025 годы включены работы по созданию опытного образца 600-тонного экраноплана, который сможет решать различные задачи в интересах военных. Рассматривается возможность использования таких машин для поисково-спасательных работ в Арктике (вдоль Северного морского пути), а также для снабжения отдаленных гарнизонов.[142]

Поднять аппарат в воздух планируется в 2022—2023 годах, закончить испытания — в 2025 году.[143]

[править] Боевая экипировка «Ратник-3»

Основная статья: Ратник-3

Тип разработки: боевая экипировка.[144]

[править] БРЭМ Т-16

Основная статья: Т-16

Тип разработки: бронированная ремонтно-эвакуационная машина.

[править] Торпеда «Статус-6»

Тип разработки: ядерная торпеда.

Разработчики: ЦКБ МТ «Рубин».

[править] Суда

Подробнее см. также: Суда в России

[править] Атомный ледокол «Лидер»

Основная статья: Атомный ледокол «Лидер»

Тип разработки: атомный ледокол.

Разработчик: ЦКБ «Айсберг».[145]

Ледоколы «Лидер» оснастят паропроизводящими установками, состоящими из двух реакторных установок РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждая.[146]

Планируется построить как минимум три ледокола «Лидер» где-то к 2024—2025 годам.[147]

[править] Разгонные блоки

Подробнее см. также: Разгонные блоки в России

[править] КВТК

Основная статья: КВТК

Тип разработки: разгонный блок.

Разработчик: ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.[148]

В качестве маршевого двигателя на разгонном блоке КВТК применен первый отечественный безгазогенераторный ЖРД РД0146Д с тягой 7.5 т и удельным импульсом тяги 470 с, разработанный АО «Конструкторское бюро химавтоматики».[149]

Первый пуск ракеты-носителя с разгонным блоком КВТК планируется в 2024 году.[150]

[править] Ракетные двигатели

Подробнее см. также: Ракетные двигатели в России

[править] РД-191М

Основная статья: РД-191М

Тип разработки: кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель.

Применение: Двигатель планируется использовать на ракете-носителе «Ангара-А5В».[151]

В 2016 году НПО «Энергомаш» разработало технический проект двигателя РД-191М.[152]

[править] РД-171МВ

Основная статья: РД-171МВ

Тип разработки: ракетный двигатель.

Прототип: РД-171МВ представляет собой модернизированную версию жидкостного ракетного двигателя РД-171М.[153]

Применение: Двигатель планируется использовать на первой ступени ракеты-носителя «Союз-5».[154]

В июле 2017 года НПО «Энергомаш» объявило о начале производства двигателя РД-171МВ.[155]

Поставка первых двигателей РД-171МВ для проведения лётных испытаний в составе новой ракеты-носителя «Союз-5» запланирована на 2021 год. Лётные испытания состоятся в 2022 году.[156]

[править] РД-0124М

Основная статья: РД-0124М

Тип разработки: ракетный двигатель.

Разработчик: КБХА.[157]

Прототип: РД-0124М представляет собой модернизированную версию двигателя РД-0124.[158]

Применение: РД-0124М предназначен для второй ступени ракеты-носителя «Союз-5».[159]

В июле 2017 года НПО «Энергомаш» объявило о начале производства двигателя РД-0124М.[160]

Поставка первых двигателей РД-0124М для проведения лётных испытаний в составе новой ракеты-носителя «Союз-5» запланирована на 2021 год. Лётные испытания состоятся в 2022 году.[161]

[править] РД-0150

Основная статья: РД-0150

Тип разработки: кислородно-водородный жидкостный ракетный двигатель.[162]

В 2014 г. в КБХА начата проектно-расчетная проработка вариантов двигателя РД0150. В соответствии с ТЗ РКК «Энергия» осуществлён выпуск технического предложения по двигателю РД0150 тягой 40 тс для использования в составе космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на космодроме «Восточный». В рамках технического предложения рассмотрена модификация двигателя РД0150 для использования в составе разгонного блока.[163]

В 2015 г. КБХА в соответствии с исходными данными ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» проведены предпроектные расчетные проработки. На основании технического задания выполнена разработка технического предложения по двигателю РД0150 тягой 45 тс в двух вариантах исполнения для водородной ступени РН «Ангара-А5В».[164]

[править] РД0162

Основная статья: РД0162

Тип разработки: кислородно-метановый жидкостный ракетный двигатель.[165]

Разработчик: «КБХА».[166]

В 2012 году в «КБХА» разработан эскизный проект двигателя РД0162.[167]

22 декабря 2016 года на стенде АО «КБХА» состоялись успешные испытания кислородно-метанового двигателя-демонстратора РД0162Д2А, в рамках составной части опытно-конструкторской работы «ДУ СВ» (РД НП). Было проведено 10 включений по программе первого пускового дня.[168]

[править] РД0146Д

Основная статья: РД0146Д

Тип разработки: кислородно-водородный жидкостный ракетный двигатель.[169]

Разработчик: «КБХА».[170]

Прототип: РД0146Д разрабатывается на базе двигателя РД0146.[171]

Применение: Двигатель предназначен для использования в составе кислородно-водородного разгонного блока тяжёлого класса РН «Ангара». Также он может найти применение на верхних ступенях перспективных РН.[172]

Тяга: 7,5 тс.[173]

С 2008 года «КБХА» занимается созданием двигателя РД-0146Д.[174]

[править] РД0164

Основная статья: РД0164

Тип разработки: кислородно-метановый жидкостный ракетный двигатель.[175]

В 2015 году по запросу АО «РКЦ „Прогресс“» проведены расчетно-конструкторские проработки двухкамерных вариантов двигателя РД0164А земной тягой 360 тс для многодвигательных ДУ РН тяжелого и сверхтяжелого классов.[176]

[править] РД0169

Основная статья: РД0169

Тип разработки: кислородно-метановый жидкостный ракетный двигатель.[177]

В 2015 году по запросу АО «РКЦ „Прогресс“» проведены расчетно-конструкторские проработки вариантов двигателя РД0169А земной тягой 85 тс с укороченным соплом для резервируемой ДУ первой ступени (четыре ЖРД) и дефорсированного варианта РД0169В пустотной тягой 80 тс с высотным соплом для второй ступени РН среднего класса.[178]

[править] КМ-75

Основная статья: КМ-75

Тип разработки: электроракетный двигатель.[179]

В сентябре 2017 года начальник отдела электрофизики Центра им. Келдыша Александр Ловцов заявил, что производство двигателя КМ-75 начнётся в ближайшее время.[180]

[править] Изделие 37М

Основная статья: Изделие 37М

Тип разработки: двигатель крылатой ракеты.[181]

Разработчик: Омское моторостроительное конструкторское бюро.[182]

[править] Авиационные двигатели

[править] ПД-14

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14
Основная статья: ПД-14

Тип разработки: авиационный двигатель.

Разработчик: «Авиадвигатель».

Применение: ПД-14 является базовым ТРДД для самолёта МС-21-300.[183]

Тяга на взлётном режиме (Н = 0; М = 0): 14,0 тс.[184]

Сертификация ПД-14 в России запланирована на 2018 год.

[править] Изделие 30

Основная статья: Изделие 30

Тип разработки: авиационный двигатель.

Разработчик: «ОКБ им. А. Люльки».[185]

Производитель: «ОДК-УМПО».[186]

Применение: Двигатель «Изделие 30» предназначен для самолёта Су-57.

5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полёт истребитель Т-50 с двигателем «Изделие 30».[187]

[править] ТВ7-117СТ

Основная статья: ТВ7-117СТ

Тип разработки: авиационный двигатель.

Разработчик: «Климов».

Прототип: ТВ7-117СТ является форсированной модификацией двигателя ТВ7-117СМ.[188]

Применение: ТВ7-117СТ является базовым двигателем для силовой установки перспективного лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. При этом гражданская модификация двигателя (ТВ7-117СТ-01) станет штатным двигателем регионального пассажирского самолёта Ил-114-300.

По состоянию на сентябрь 2017 года двигатель проходит лётные испытания.

[править] ВК-800С

Основная статья: ВК-800С

Тип разработки: турбовинтовой двигатель.[189]

[править] ВК-650В

Основная статья: ВК-650В

Тип разработки: вертолётный двигатель.[190]

Применение: Предназначен для вертолёта Ка-226.[191]

В 2019 году будет утвержден эскизно-технический проект двигателя.[192]

[править] ВК-1600В

Основная статья: ВК-1600В

Тип разработки: вертолётный двигатель.[193]

Применение: Предназначен для вертолёта Ка-62.[194]

[править] СМ-100

Основная статья: СМ-100

Тип разработки: авиационный двигатель.

Применение: СМ-100 предназначен для самолёта Як-130.

В августе 2017 года официальный представитель «ОДК» заявил: «Проект СМ-100 прошёл стадию эскизного и технического проектирования. В настоящее время НПЦ газотурбостроения „Салют“ ведётся изготовление компрессора низкого давления, камеры сгорания. Испытания узлов, которые должны подтвердить проектные характеристики, запланированы на 2017—2018 годы. Испытания опытного образца планируется провести в 2019 году.»[195]

[править] ВК-800В

Основная статья: ВК-800В

Тип разработки: вертолётный двигатель.

Разработчик: «Климов».[196]

Применение: Двигатели ВК-800В предлагается использовать для ремоторизации вертолетов «Ансат» и Ка-226, сейчас использующих силовые установки западного производства, и оснащения других новых лёгких машин.[197]

Взлётная мощность: 800 л.с.[198]

По состоянию на май 2017 года ВК-800В находится на этапе опытно-конструкторских работ.[199]

[править] ВК-2500М

Основная статья: ВК-2500М

Тип разработки: авиационный двигатель.

Разработчик: «Климов».[200]

Применение: Разработка ВК-2500М идёт в рамках проекта создания перспективного коммерческого вертолёта.[201]

Мощность ВК-2500М во взлётном режиме составит 2600 л.с., в чрезвычайном — до 2950 л.с.[202]

Получение Сертификата типа для ВК-2500М запланировано на 2023 год.[203]

[править] ПД-35

Основная статья: ПД-35

Тип разработки: авиационный двигатель.

Применение: Двигатель планируется использовать в самолёте ШФДМС.

Тяга на взлётном режиме: 35 тс.[204]

Разработка двигателя ПД-35 началась летом 2016 года на двух заводах: пермском «Авиадвигателе» и рыбинском «Сатурне» (оба входят в «Объединённую двигателестроительную корпорацию»).[205]

Начало лётных испытаний двигателя ПД-35 на летающей лаборатории запланировано на 2020 год.[206]

[править] ПД-14А

Основная статья: ПД-14А

Тип разработки: авиационный двигатель.

Применение: ПД-14А предназначен для самолёта МС-21-200.[207]

Тяга на взлётном режиме (Н = 0; М = 0): 12,5 тс.[208]

[править] ПД-14М

Основная статья: ПД-14М

Тип разработки: авиационный двигатель.

Применение: ПД-14М предназначен для самолёта МС-21-400.[209]

Тяга на взлётном режиме (Н = 0; М = 0): 15,6 тс.[210]

[править] ПД-12В

Основная статья: ПД-12В

Тип разработки: вертолётный двигатель.

Применение: ПД-12В предназначен для вертолёта Ми-26.

Мощность: 10000 л.с.[211]

В 2016 году компания «ОДК» начала работы по созданию двигателя ПД-12В.

[править] ПД-10

Основная статья: ПД-10

Тип разработки: авиационный двигатель.

Применение: ПД-10 предназначен для самолёта SSJ‑NG.[212]

Тяга на взлётном режиме (Н = 0; М = 0): 10,9 тс.[213]

По состоянию на июнь 2016 года двигатель ПД-10 находится в стадии технической проработки.[214]

[править] ПД-28

Основная статья: ПД-28

Тип разработки: авиационный двигатель.

Тяга на взлётном режиме: 28 тс.[215]

[править] ПД-24

Основная статья: ПД-24

Тип разработки: авиационный двигатель.

Тяга на взлётном режиме: 24 тс.[216]

[править] ПД-7

Основная статья: ПД-7

Тип разработки: авиационный двигатель.

Тяга на взлётном режиме: 7,9 тс.

В ноябре 2015 года заместитель генконструктора «ОДК» Виктор Белоусов заявил, что в течение пяти-шести лет планируется создать авиадвигатель ПД-7 в рамках импортозамещения для базовой версии самолёта SSJ 100 (вместо SaM146) и для самолёта-амфибии Бе-200.

[править] ПДВ-4000

Основная статья: ПДВ-4000

Тип разработки: авиационный двигатель.[217]

Двигатель в классе мощности 4000-5000 лошадиных сил.[218]

Двигатель можно будет устанавливать как на вертолёты, так и на самолёты.[219]

[править] ПД-8

Основная статья: ПД-8

Тип разработки: самолётный двигатель.

Двигатель разрабатывается для самолёта SSJ 100. Он также может быть использован для самолёта Бе-200.[220]

К 2024 году ПД-8 будет сертифицирован для SSJ 100.[221]

[править] Судовые энергетические установки

[править] Судовая ядерная энергетическая установка РИТМ-400

Основная статья: РИТМ-400

Тип разработки: судовая ядерная энергетическая установка.

Разработчик: «ОКБМ Африкантов».[222]

Тепловая мощность: 315 МВт.[223]

К концу 2017 года специалисты «ОКБМ Африкантов» завершат разработку технического проекта реакторной установки РИТМ-400 для атомного ледокола проекта «Лидер».[224]

[править] Морской газотурбинный двигатель М70ФРУ-2

Основная статья: М70ФРУ-2

Тип разработки: морской газотурбинный двигатель.

Разработчик: НПО «Сатурн».[225]

Применение: Двигатель М70ФРУ-2 предназначен для десантных кораблей на воздушной подушке, ракетных катеров и других кораблей небольшого водоизмещения.[226]

Двигатель М70ФРУ-2 — 100%-ная российская разработка, не имевшая советской и украинской предыстории.[227]

В апреле 2017 года начались испытания ГТА М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2.[228]

[править] Судовой агрегат М35Р-1

Основная статья: М35Р-1

Тип разработки: судовой агрегат.

Разработчик: НПО «Сатурн».[229]

В апреле 2017 года начались испытания ГТА М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2.[230]

[править] Судовой агрегат М35Р-2

Основная статья: М35Р-2

Тип разработки: судовой агрегат.

К апрелю 2017 года была разработана конструкторская документация агрегата М35Р-2.[231]

[править] Судовой агрегат М70Р

Основная статья: М70Р

Тип разработки: судовой агрегат.

К апрелю 2017 года была разработана конструкторская документация агрегата М70Р.[232]

[править] Морской газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р

Основная статья: М70ФРУ-Р

Тип разработки: морской газотурбинный двигатель.

По состоянию на апрель 2017 года разработана конструкторская документация двигателя М70ФРУ-Р, выполнены работы по технологической подготовке производства, ведётся изготовление опытных двигателей.[233]

[править] Газовые турбины

Подробнее см. также: Газовые турбины в России

[править] ГТД-110М

Основная статья: ГТД-110М

Тип техники: газовая турбина.

Прототип: ГТД-110М является глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110.[234]

[править] Космические аппараты

[править] Навигационный спутник «Глонасс-К2»

Основная статья: Глонасс-К2

Тип техники: навигационный спутник.

Разработчик: «Информационные спутниковые системы».[235]

Прототип: «Глонасс-К2» является доработанным вариантом спутника «Глонасс-К».[236]

Запуск спутников «Глонасс-К2» ожидается в конце 2018 — начале 2019 года.[237]

[править] Пилотируемый космический корабль «Федерация»

Тип разработки: пилотируемый космический корабль.

Разработчик: РКК «Энергия».[238]

Первый полёт «Федерации» в беспилотном варианте запланирован в 2021 году.

[править] Рельсовая техника

[править] Электропоезд ЭП2Тв

Основная статья: ЭП2Тв

Тип разработки: электропоезд.[239]

В 2018 году продолжались работы по созданию нового пригородного электропоезда ЭП2Тв.[240]

[править] Летательные аппараты

[править] Летательный аппарат в виде летающей тарелки

Российские ученые разработали аналог летающий тарелки, для запуска которой не нужно топливо — достаточно будет только электричества. Российская летающая тарелка была представлена на десятом московском фестивале NAUKA-2015. Летательный аппарат нового поколения разработан благодаря эффекту Бифельда Браума, позволяющему любому объекту левитировать в воздухе с помощью электричества. Точно по такому же принципу передвигается НЛО. Оптимальную форму в виде диска менять тоже не стали. А вот объем российской летающей тарелки может быть увеличен в разы. Как уверяют ученые, для них не составляет труда создать аппарат в 400 километров в диаметре, куда поместятся все жители Земли.

[править] Квадрокоптеры

Российские ученые создали квадрокоптер, управляемый мозговыми импульсами.

[править] Устройство по уничтожению электронных компонентов противника

Российские ученые создали устройство размером с небольшой чемоданчик, способное мгновенно выводить из строя все электронные компоненты систем вооружений противника, сообщил член Совета при президенте России по науке и высоким технологиям академик РАН Владимир Фортов.

[править] Солнечные батареи космических аппаратов

Российские ученые из Самарского университета разработали уникальную технологию фотоэлектрических преобразователей для солнечных батарей космических аппаратов.

[править] Батареи

Прототип ядерной батарейки, способной непрерывно работать 50 лет, был представлен российскими учёными Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

[править] Аккумуляторы

Химики из Московского государственного университета (МГУ) имени Михаила Ломоносова совместно с зарубежными коллегами создали материал, способный резко повысить скорость зарядки литий-ионных аккумуляторов. Разработка позволяет за 90 секунд зарядить до 75 % от первоначальной емкости батареи. Результаты исследований ученые опубликовали в журнале Chemistry of Materials.[241]

[править] Программное обеспечение

Российские учёные создали так называемую «метрику» — программный продукт, позволяющий отслеживать проблемы 3D-фильмов, при этом минимизируя время технического контроля за качеством.

В России изобрели новый искусственный интеллект, которому нет аналогов в мире. Он способен управлять автомобилями и самолетами. Об этом журналистам рассказал один из разработчиков этой программы доктор технических наук, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Олег Варламов.[242]

[править] Медицина

Учёные Северского технологического института НИЯУ МИФИ разработали материал, способный заменить часть травмированной кости человека. Уникальность разработки заключается в том, что организм не отторгает это вещество.

Российские учёные создали гель, который останавливает кровь за несколько секунд.

Российские учёные создали уникальный диагностический инструмент. Ультракомпактный сенсор, разработанный исследователями из МФТИ, поможет определить химический состав смесей и обнаружить биологические маркеры болезни, «взвешивая» единичные молекулы. Дешевые и простые в производстве, такие устройства можно будет выпускать массовыми сериями, адаптируя для быстрого определения следов присутствия вирусов и даже злокачественных опухолей.[243]

Специалисты из России создали «умные» наночастицы, которые могут производить самые простые логические вычисления. Изучив хорошо биохимические реакции, эксперты сделали важный шаг к созданию специальных медицинских нанороботов. В будущем данную технологию будут использовать для лечения самых тяжелых болезней. Наночастицы должны будут проникать в организм, доставляя к больным клеткам лекарство, определяя их самостоятельно.[244]

[править] Квантовые компьютеры

Специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета приблизились к решению одной из основных проблем, стоящих сегодня перед наукой — созданию квантового компьютера. Учёными был создан квантовый вычислительный прибор — прототип квантового процессора, работающий при комнатной температуре.

[править] Светопреломляющие материалы

Уникальный материал, преломляющий свет, создала группа ученых из Физтеха (МФТИ) и Института теоретической физики имени Л. Д. Ландау РАН. Как сообщает пресс-служба МФТИ, разработанный метаматериал позволит создавать компактные оптические устройства и даже «плащ-невидимку». Компьютерное моделирование позволило выяснить, что созданный образец рассеивает в нужном направлении лучи света с длиной волны 400—500 нанометров (это фиолетовый, синий и голубой цвет). Эффективность достигает 70 %. Российское изобретение может получить широкое распространение в различных сферах. И это не только создание «невидимок». Например: для управления оптическими сигналами в ультракомпактных устройствах. Это позволит значительно увеличить скорость передачи данных в вычислительных системах.[245]

[править] Устройства распознавания

Ученые из Института Радиотехники и Электроники Саратовского отделения РАН в сотрудничестве с коллегами из Университета Калифорнии создали и протестировали устройство, способное к распознаванию различных шаблонов, например, речи или образов. Основой прибора является магнонная голографическая ячейка памяти. Работа опубликована в журнале Applied Physics Letters.[246]

[править] Радар «Пикор-Био»

Московское конструкторское бюро опытных работ, которое находится в составе объединенной приборостроительной корпорации, провела заключительные испытания прибора «Пикор-Био». Этот прибор позволяет находить людей под многометровыми завалами и видеть места, где они находятся. Прибор буквально видит через стены. Представители предприятия сообщили прессе, что испытания «Пикор» прошли успешно. В испытаниях принимали участие представители МЧС, а также зарубежные специалисты. Прибор представляет собой мощный портативный радар, который использует импульсы радиоволн с высокими характеристиками проникновения сквозь стены и различные перекрытия из строительных материалов: кирпич, железобетон, дерево, стекло, мебель. Благодаря этому устройству можно увидеть сквозь завалы бьющееся сердце пострадавшего и то, как он дышит.[247]

[править] Ссылки

Перспективы России
Крупные стройки  ТекущиеПланируемые
Контракты  ВнутренниеЗарубежные
Темы  ЭкономикаПромышленностьОборонная промышленностьАвтомобильные дорогиОбразованиеЗдравоохранениеСпортВнешняя политикаМашиностроительная продукцияДвигателиЭнергоносителиКосмическая сфера
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Портфели заказов компанийРазработки


Разработки
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты