РД-0124

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



РД-0124 (РД-0124, 14Д23) — кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель. Применяется в ракетах-носителях семейства «Союз-2».[1]

РД-0124 за весь постсоветский период стал первым новым ЖРД, используемым на отечественной ракете и самым экономичным в мире кислородно-керосиновым двигателем.[2]

Содержание

[править] Характеристики

РД-0124 — четырёхкамерный, кислородно-керосиновый ЖРД с тягой 30 тс, с длительностью работы в полёте — до 300 с.[3]

Удельный импульс двигателя РД-0124 составляет 359 единиц.[4]

Двигатель РД-0124 разработан взамен РД0110, имеет практически одинаковые с ним габаритно-стыковочные размеры и массовые характеристики, но отличается более высокими параметрами, находящимися на уровне лучших разработок ЖРД данного класса. Он спроектирован по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, имеет более высокую (на 33 сек) экономичность по сравнению с РД0110, что позволяет не только выводить на орбиту полезные грузы большей массы (~ на 950 кг), но и обеспечивать запуски ракеты-носителя «Союз-2» с космодромов, расположенных севернее Байконура, а также с космодрома Куру во Французской Гвиане.[5]

[править] Разработчики

Главные конструкторы — В. П. Козелков, В. Д. Горохов, ведущие конструкторы — В. М. Бородин, А. Г. Плис, В. В. Гурин, В. М. Фомин, В. П. Решетников.[6]

[править] Использование аддитивных технологий

«Энергомаш» освоил методику изготовления деталей для двигателя 14Д23 с помощью аддитивных технологий.[7]

[править] История

С 1993 года проводилась разработка, а с 2011 года — освоение серийного изготовления двигателя 14Д23 для III ступени РН «Союз-2.1.б», «Союз-СТ-Б» и II ступени РН «Союз-2.1.в».[8]

Завершены этапы автономной отработки. Начато мелкосерийное изготовление двигателя в производстве ЗРД «КБХА». Проведенная серия успешных стендовых испытаний подтвердила соответствие основных параметров требованиям ТЗ. Проведено два огневых стендовых испытания в составе III ступени РН «Союз-2», завершившие I этап наземной отработки двигателя.[9]

27.12.2006 г. успешно проведено первое ЛКИ двигателя в составе РН «Союз-2.1.б». с выводом на орбиту французского космического аппарата «Corot».[10]

В 1998 г. КБХА проработало и определило возможность использования двигателя РД0124 (РД0124А) для второй ступени ракетно-космического комплекса «Ангара», предназначенного для выведения на околоземные орбиты космических аппаратов различного назначения. Основными отличиями от требований к базовому двигателю является изменение времени работы двигателя на главной и конечной ступенях тяги.[11]

По состоянию на 01.01.2008 г. более 150 огневых испытаний двигателей с суммарной наработкой более 30 т.сек., подтвердивших соответствие основных параметров требованиям ТЗ.[12]

В 2011 г. двигатель РД0124 (14Д23) обеспечил первый пуск РН «Союз-СТБ» с космодрома Куру во Французской Гвиане.[13]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
Личные инструменты