Отношения России с Японией

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономические отношения

Торгово-экономические отношения России с Японией регулируются (на основе правопреемства) советско-японским Торговым договором от 6 декабря 1957 года, а также Приложением к указанному договору, определяющим правовой статус Торгового представительства России в Японии. Торговый договор предусматривает взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации. Срок действия договора продлевается автоматически.

Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом развитие торговых связей с Японией характеризуется неравномерностью, периодическим увеличением и сокращением товарооборота, значительным превышением российского экспорта над импортом из Японии.

В 2002 году наметилась тенденция к сокращению товарооборота, при этом японский импорт продолжал расти на протяжении 1999—2002 г.г. Положительное для России сальдо торгового баланса за 2002 год составило около 0,8 млрд долл. США, по сравнению с 1,0 млрд долл. в предшествующий период.

В то же время, по данным Министерства финансов Японии, объем товарооборота с Россией в 2002 г. составил 4.195,7 млрд долл. США (сокращение на 8,6 % по сравнению с 2001 г.), в том числе экспорт России — 3.255,0 млрд долл. (сокращение на 16 %), импорт — 940,7 млрд долл. США (рост на 31 %). Доля России в товарообороте Японии в 2002 г. составила 0,54 %, в том числе в импорте — 0,93 % и экспорте — 0,22 %.

Товарная структура российского экспорта в Японию в последние годы не претерпела каких-либо существенных изменений. Как и ранее, основу российского экспорта составляют цветные и драгоценные металлы (37 % стоимостного объема экспорта), морепродукты (около 27 %), лесоматериалы (11 %) и минеральное топливо (13 %).

В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи.

Для содействия российским реформам японское правительство в 1991 г. и 1993 г. приняло программы предоставления России экономической помощи на общую сумму более 4 млрд долл., включающие, в частности, кредиты Экспортно-импортного банка Японии (с 1 октября 1999 г. Японский банк международного сотрудничества) в сумме 1,2 млрд долл. США для реализации ряда проектов инвестиционного сотрудничества, а также несвязанный кредит на сумму 1,5 млрд долл. США для содействия российским реформам.

Кроме того, в пакет финансовой помощи были включены также средства из лимита японского государственного страхования внешнеторговых сделок в 1,8 и 1,1 млрд долларов, значительная часть которых осталась по различным причинам не использованной.

Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества становится топливно-энергетический комплекс. Наиболее перспективным направлением является реализация Сахалинских нефтегазовых проектов («Сахалин-1» и «Сахалин-2»), в которых принимает участие ряд японских компаний.

Ведется работа по подготовке ТЭО ряда «пилотных» проектов в рамках Киотского протокола по вопросам уменьшения выброса в атмосферу парниковых газов.

Российской стороной разработан проект долгосрочной Программы сотрудничества в области энергетики, который в настоящее время находится на рассмотрении у японской стороны.

Созданы серьезные предпосылки для начала реализации крупных проектов в области мирного использования атомной энергии таких, как осуществление проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), а также продолжение научно-исследовательского сотрудничества по реакторам на быстрых нейтронах. Начата реализация проектов в рамках японской программы содействия России в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота.

В последнее время японской стороной были предприняты шаги по смягчению в отношении России условий внешнеторгового страхования. Начали использоваться новые формы сотрудничества в кредитно-финансовой области. В марте 2002 г. без гарантий Правительства Российской Федерации Японским банком международного сотрудничества (ЯБМС) и тремя японскими коммерческими банками был предоставлен кредит сроком на 5 лет Внешторгбанку на сумму свыше 60 млн долл. для закупок японской техники и оборудования.

Вопросы торгово-экономических связей занимают одно из центральных мест в диалоге на уровне руководителей двух стран. 3-5 сентября 2000 г. состоялся официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Японию. В ходе визита была подписана «Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между Российской Федерацией и Японией», открывающая возможности для широкомасштабного сотрудничества двух стран в XXI веке.

9-12 января 2003 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Японии Дз. Коидзуми в Россию. В ходе визита руководителями двух стран было подписано Совместное заявление о Плане действий, в котором отражены итоги развития связей за последний период и поставлены конкретные задачи по дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере.

Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет деятельность учрежденной в 1994 г. Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК) и двух ее Подкомиссий. К настоящему времени было проведено шесть заседаний Российско-Японской МПК (последнее VI заседание состоялось в Москве 14 октября 2002 г.). По итогам заседания был подписан соответствующий Меморандум. Очередное VII заседание МПК планируется провести в 2003 г. в Токио.

Пятое заседание Подкомиссии по вопросам экономических отношений с Дальневосточным регионом состоялось 24-25 апреля 2001 г. в Хабаровске.

Первое заседание Подкомиссии по торговле и инвестициям состоялось в Токио 25 октября 2001 г.

Наряду с оживлением официальных контактов дальнейшее развитие получили взаимные связи на деловом уровне, прежде всего в рамках Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС-ЯРКЭС). Последнее VI совещание РЯКЭС-ЯРКЭС состоялось 28-29 октября 2002 г. в Токио.

В период с 30 мая по 8 июня 2001 г. состоялся визит в Россию представительной делегации японских бизнесменов во главе с председателем Федерации экономических организаций Японии («Кэйданрэн») Т. Имаи. 8 июня 2001 г. состоялась беседа Президента Российской Федерации В. В. Путина с руководством японской делегации.

С 7 по 14 июля 2002 г. Россию посетила делегация Комитета по связям со странами СНГ Японской ассоциации корпоративных руководителей («Кэйдзай доюкай»). Делегация была принята для беседы Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Б. Христенко.

Япония активно содействовала вступлению России в Форум АТЭС. Переговоры с Японией играют важную роль также и в процессе присоединения России к ВТО.

[править] Вопрос Курильских островов

В августе 2015 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о важности решения вопроса о принадлежности «северных территорий» (южной части Курильских островов) и заключения мирного договора.

2 сентября 2015 года заместитель главы МИД России Игорь Моргулов сказал, что Россия готова к возобновлению переговоров с Японией по вопросу заключения мирного договора, однако по теме Курильских островов вести диалог не намерена. «Никакого диалога с Токио по «курильской проблеме» мы не ведем. Этот вопрос решен 70 лет назад: южные Курилы перешли к нашей стране на законных основаниях по итогам Второй мировой войны», — заявил он. «Суверенитет и юрисдикция России над ними [Курильскими островами] сомнению не подлежат», — подчеркнул он. Он добавил, что российская сторона готова к конструктивному продолжению переговоров по мирному договору «при том, разумеется, понимании, что усилия по поиску взаимоприемлемого решения данной проблемы должны предприниматься обеими сторонами».[1]

[править] История

27 января 1904 года началась война России с Японией.

В августе 1905 года Россия подписала мир с Японией.

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. В МИД отказались вести диалог с Японией по поводу Курил. 2 сентября 2015
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты