История транспорта России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] II тысячелетие
[править] XVII век
Основные направления сухопутных трактов в России устанавливаются более или менее твёрдо в XVII в.[1]
[править] XVIII век
В начале XVIII века Пётр I ввёл специальную должность для надзора над путями сообщения.[2]
В 1709 г. начала функционировать Вышневолоцкая водная система, соединившая бассейны Балтийского и Каспийского морей.[3]
В 1722 года последовало распоряжение о постройке новой дороги от Москвы до Волхова.[4]
При Анне Иоанновне впервые были изданы правила строительства дорог и их мощения фашинами.[5]
В 1755 году, при Елизавете Петровне, в Тосно с конторой в Москве, была организована «Канцелярия от Строений Государственных дорог», которая заведовала всеми основными дорогами в России.[6]
В 1786 г. была открыта Комиссия о дорогах. Перед ней была поставлена грандиозная задача выработки «Генеральных правил для строения в России дорог». Единственным результатом многолетней деятельности Комиссии о дорогах стал «План для составления генеральных правил о строении в России дорог». Она просуществовала до 1796 г., когда Павел I упразднил её, приказав «производившиеся в ней дела распределить по местам, куда которые следует».[7]
Комиссия о дорогах с 1800 г. получила наименование Экспедиции устроения дорог в государстве.[8]
[править] XIX век
В первой половине ХIХ века правительство России уделяло повышенное внимание положению дел в области развития транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В первую очередь, это было связано с постоянным увеличением объёма перевозок из-за роста населения городов и развития промышленности.
Первая половина XIX века — время строительства в России шоссейных дорог. Первые шоссейные дороги возникли в России в 1817 году и к 1861 году их протяжённость составила около 10 тыс. верст.
При Николае I в России по рекам пустили первые 100 пароходов, построили железные дороги, связавшие Санкт-Петербург с Москвой и Варшавой.
Крепостные мастера отец и сын Черепановы построили на уральских заводах Демидовых первую железную дорогу и машины для нее с паровой тягой. В 1834 г. был создан первый паровоз.
Начало развития железнодорожного транспорта осуществлялось по инициативе Николая I.
В 1837 году была проложена железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Царским Селом. Она не имела хозяйственного назначения и служила для ознакомления публики с новым видом транспорта.
В 1843—1851 годах была построена железная дорога экономического назначения — «Николаевская» Петербургско-Московская железная дорога, связавшая Санкт-Петербург с Москвой. Она вступила в строй в 1851 году.
Огромную роль в индустриальном развитии России во второй половине ХIХ века сыграл транспорт и в первую очередь создание сети железных дорог.
Ведущую роль в индустриальном развитии пореформенной России имело создание широкой сети железных дорог.
Длина железных дорог в начале царствования Александра II составляла не более 1 тыс. км, в конце — около 23 тыс.
В 1860-х годах по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России.
В 1870 году появляются железнодорожные войска.
В 1880-х годах, особенно во второй половине, усиленно продолжалось железнодорожное строительство. За это десятилетие были построены железные дороги Екатерининская, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье и между собой, и с портами Азовского моря, Закавказская — до Батуми, Закаспийская — до Ашхабада, Уральская — от Покровска-на-Волге до реки Урал, железная дорога Харьков-Балашов-Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем и др.
В 1892 году Витте стал министром путей сообщения.
[править] XX век
В 1903 году было завершено строительство Транссибирской железнодорожной магистрали до Владивостока.
Национализация железных дорог, морского и речного флота завершилась к лету 1918 года. Национализацию железных дорог облегчало то обстоятельство, что большая часть из них и прежде находилась в госсекторе.
Управление национализированной промышленностью и транспортом было сосредоточено в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ).
Воплощением идей Троцкого стало создание, по его предложению, в августе 1920 года вместо независимого профсоюза железнодорожников Центральной транспортной организации — Центран.
К концу 1920-х годов развитие промышленности и транспорта в целом достигло довоенного уровня.
Была построена Туркестано-Сибирская железная дорога.
Принятый в 1946 году план восстановления и развития народного хозяйства в качестве основной задачи провозглашал первоочередное развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта.
В годы семилетки (1959—1965 гг.) осуществлялись структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс: на железнодорожном транспорте — от паровозов к тепловозам и электровозам.
[править] Ссылки
[править] Литература
- История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836—1917 гг. СПб.; М., 1994
- Писаренко Э. Е. История автомобильного транспорта России до 1917 г. М., 1994
- Транспорт России. Исторические очерки. Транспорт на рубеже эпох (1899—1917). М., 2009
[править] Примечания
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011