Гражданское машиностроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Гражданское машиностроение России — крупная отрасль российского машиностроения, занимающаяся производством гражданской техники.

В России осуществляется производство гражданских самолётов, вертолётов, судов, автомобилей, железнодорожной техники, ракет-носителей, бытовой техники, энергетической техники, сельхозтехники, станков и многих других видов техники гражданского назначения.

Содержание

[править] Производимая техника

[править] Авиационная техника

Крупнейшим производителем гражданских самолётов в России является «Объединённая авиастроительная корпорация». Основной объём выпуска гражданских самолётов в России приходится на ближнемагистральный пассажирский самолёт SSJ 100.

Крупнейшим производителем гражданских вертолётов в России является компания «Вертолёты России».

[править] Железнодорожная техника

В 2015 году в России было произведено 167 секций магистральных тепловозов.[1]

В 2015 году в России было произведено 170 маневровых и промышленных тепловозов.[2]

В 2015 году в России было произведено 30,0 тыс. грузовых вагонов.[3][4]

В 2015 году в России было произведено 412 пассажирских вагонов.[5][6]

Крупнейшим в России производителем грузовых вагонов является «Уралвагонзавод».[7]

[править] Вагоны метро

Крупнейшим производителем вагонов метро в России является завод «Метровагонмаш», расположенный в Мытищах. Ежегодно он выпускает несколько сотен вагонов метро.

[править] Сельскохозяйственная техника

В 2015 году в России было произведено 5142 сельхозтрактора.[8][9]

В 2015 году в России было произведено 4575 зерноуборочных комбайнов.[10]

Крупнейший в России производитель сельскохозяйственных комбайнов является компания «Ростсельмаш».[11]

[править] Автомобили

В 2015 году в России было произведено 1,21 млн легковых автомобилей.[12]

В 2015 году в России было произведено 131 тыс. грузовых автомобилей.[13][14]

В 2015 году в России было произведено 36,7 тыс. автобусов.[15]

[править] Суда

В 2015 году в России было произведено 58,7 тыс. прогулочных и спортивных судов.[16]

[править] Велосипеды

В 2015 году в России было произведено 1,19 млн велосипедов.[17][18]

[править] Станки

Основная статья: Станкостроение России

В 2015 году в России было произведено 2919 металлорежущих станков.[19]

В 2015 году в России было произведено 4832 деревообрабатывающих станка.[20]

[править] Турбины

В 2015 году в России было произведено 1106 тыс. кВт газовых турбин.[21][22]

[править] Подшипники

В 2015 году в России было произведено 48,6 млн подшипников.[23][24]

[править] Мостовые краны

В 2015 году в России было произведено 1690 электрических мостовых кранов.[25]

[править] Буровые установки

В 2015 году в России было произведён 421 комплект буровых установок.[26][27]

[править] Грейдеры

В 2015 году в России было произведено 483 грейдера.[28][29]

[править] Холодильники

В 2015 году в России было произведено 3,12 млн бытовых холодильников.[30][31]

[править] Стиральные машины

В 2015 году в России было произведено 3,49 млн бытовых стиральных машин.[32]

Выпуском стиральных машин в России занимаются около 10 компаний, подавляющее большинство которых производит технику под иностранными марками.[33][34]

[править] Газовые плиты

В 2015 году в России было произведено 510 тыс. бытовых газовых плит.[35][36]

[править] Газовые водонагреватели

В 2015 году в России было произведено 97,1 тыс. газовых водонагревателей.[37][38]

[править] Трансформаторы

В 2015 году в России было произведено 39,7 млн кВт электрических трансформаторов.[39]

Российские компании-производители трансформаторов:[40]

[править] Светильники

В 2015 году в России было произведено 21,6 млн светильников.[41][42]

[править] Конденсаторы

В 2015 году в России было произведено 23,8 млн электрических конденсаторов.[43]

[править] Микросхемы

В 2015 году в России было произведено 616 млн микросхем.[44][45]

[править] Телевизоры

В 2015 году в России было произведено 8,64 млн телевизоров.[46][47]

[править] Суперкомпьютеры

Крупнейшим в России производителем суперкомпьютеров является компания «Т-Платформы».[48]

[править] Микроскопы

Крупнейшим в России производителем сканирующих зондовых микроскопов является компания «НТ-МДТ».[49]

[править] Ракеты-носители

Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5»
Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5»

Россия является крупнейшим в мире производителем ракет-носителей и занимает первое место по числу их запусков.

В России выпускается несколько типов ракет носителей, в том числе:

[править] Двигатели для ракет-носителей

В России выпускается несколько типов двигателей для ракет носителей, в том числе:[50]

[править] Самолётное двигателестроение

НПО «Сатурн» принимает участие в производстве двигателей SaM146 в рамках совместного предприятия с французской компанией Snecma. Двигатели устанавливаются на SSJ 100. В ответственность «Сатурна» входит производство вентилятора, каскада низкого давления, а также окончательная сборка двигателя и наземные испытания. Сборка двигателя составляет 4 дня, а мощности цеха позволяют собирать до 10 двигателей в месяц.[51]

[править] Перспективы по видам техники

[править] Самолёты

Пассажирский самолёт МС-21
Пассажирский самолёт МС-21
Модель широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR 929
Модель широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR 929

ГСС ведёт разработку самолёта Sukhoi Super Jet 100 Stretched Version (SSJ 100 SV) — модифицированной версии самолёта SSJ 100. Длина самолёта будет увеличена, максимальное количество кресел в этой версии составит 120 мест (у стандартного SSJ 100 максимально 98 пассажирских мест). В самолёте будет применено совершенно новое крыло с новыми аэродинамическими показателями, которые позволят значительно повысить экономическую эффективность данного самолёта.[52]

В России ведётся разработка широкофюзеляжного самолёта «Фрегат Экоджет».[53]

В России ведутся работы по созданию гражданского транспортного самолёта Ил-76ТД-90А, который является гражданской модификацией серийно выпускаемого самолёта Ил-76МД-90А. Ил-76ТД-90А будет брать больше груза по сравнению со своим предшественником, до 60 тонн против 50 тонн на Ил-76ТД-90ВД, и с максимальной нагрузкой лететь на расстояние до 4 тыс. км. Самолёты Ил-76ТД-90А и Ил-76МД-90А имеют большой процент идентичности с точки зрения проектирования и сборки, что позволяет снизить сложность работ, расходы и риски на всех этапах производства, одновременно обеспечив эксплуатационные преимущества заказчикам.[54]

В 2017 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 41 гражданского самолёта, в том числе на внутренний рынок — не менее 32, на внешний рынок — не менее 9.[55][56]

«ОАК» планирует выпустить документацию на производство самолёта Ил-114 в начале 2017 года.[57]

Серийное производство учебного самолёта Як-152 запустят в марте 2017 года.[58]

Первый полёт самолёта МС-21 состоится в I полугодии 2017 года.[59]

В 2017 году «ОАК» планирует продать 32 самолёта SSJ 100.[60]

В 2017 году планируется начать серийный выпуск лёгкого самолёта ТВС-2МС. Он создаётся для замены самолёта Ан-2.[61]

В 2018 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 44 гражданских самолётов, в том числе на внутренний рынок — не менее 18, на внешний рынок — не менее 26.[62][63]

Самолёт МС-21 с двигателями PW1400G планируют сертифицировать в России в 2018 году.[64]

Самолёт МС-21 планируется запустить в серийное производство в 2018 году.[65]

В 2018 году поднимется в воздух первый самолёт Ил-114. Он будет создан при использовании задела Ташкентского механического завода.[66]

Первый самолёт Ил-114 поднимется в воздух в 2018 году.[67]

В 2018 году «ОАК» планирует продать 38 самолётов SSJ 100.[68]

В 2018 году планируется начать изготовление первого самолёта «Фрегат Экоджет».[69]

В 2019 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 52 гражданских самолётов, в том числе на внутренний рынок — не менее 32, на внешний рынок — не менее 20.[70][71]

В начале 2019 года самолёт МС-21-300 начнёт выполнять полёты на регулярных рейсах.[72]

Самолёт МС-21 с двигателями PW1400G планируют сертифицировать в ЕС в 2019 году.[73]

В 2019 году будет произведена сертификация самолёта SSJ 100 SV.[74]

Первые поставки самолёта Ил-114 начнутся в 2019 году.[75]

В 2019 году состоится первый полёт самолёта «Фрегат Экоджет».[76]

В 2019 году начнётся выпуск самолёта Ил-96-400М.[77]

В 2020 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 62 гражданских самолётов, в том числе на внутренний рынок — не менее 41, на внешний рынок — не менее 21.[78][79]

Самолёт МС-21 с двигателями ПД-14 выйдет на рынок к 2020 году.[80]

Самолёт SSJ 100 SV выйдет на рынок к 2020 году.[81]

В 2021 году начнётся серийное производство самолётов Ил-114, с нуля изготовленных в кооперации на заводах «ОАК».[82]

Самолёт CR 929 совершит свой первый полёт в 2021 году.[83]

В 2025 году планируется начать поставки широкофюзеляжного пассажирского самолёта CR 929.[84]

[править] Вертолёты

Россия и Китай совместно ведут разработку тяжёлого многоцелевого вертолёта AHL. Рамочное соглашение об этом было заключено в мае 2015 года. Взлётная масса новой машины может составить 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины — 10 тонн, ещё 15 тонн можно будет разместить на внешней подвеске. Он подойдёт для выполнения самых разных задач — транспортных, эвакуационных, противопожарных и многих других.[85]

В 2017 году начнётся серийный выпуск вертолёта Ка-62.[86]

[править] Суда

Сдача ледокола «Арктика» (относится к проекту 22220) планируется в конце 2017 года.[87]

Сдача ледокола «Сибирь» (относится к проекту 22220) планируется в 2019 году.[88]

Сдача ледокола «Урал» (относится к проекту 22220) планируется в 2020 году.[89]

[править] Двигатели

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14

«ОДК» ведёт разработку двигателя ПД-10 для удлинённой версии самолёта SSJ 100.[90]

«ОДК» ведёт разработку двигателя ПД-7 для ремоторизации самолёта SSJ 100 и самолёта-амфибии Бе-200.[91]

«ОДК» ведёт разработку двигателя ПД-12В для тяжёлого вертолёта Ми-26.[92][93]

В России ведётся разработка двигателя ПД-35, который планируется использовать в дальнемагистральных гражданских самолётах.[94]

Сертификация ПД-14 в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) запланирована на 2018 год.[95]

В 2018 году планируется запустить в серийное производство авиационный двигатель ПД-14.[96]

Европейская сертификация ПД-14 запланирована на 2019 год.[97]

[править] Железнодорожная техника

Газотурбовоз ГТ1h проходит сертификационные испытания на базе Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) в подмосковной Коломне. После получения сертификата соответствия может быть развёрнуто серийное производство таких машин.[98]

Новочеркасский электровозостроительный завод с 2017 года начнёт серийный выпуск модернизированного электровоза 3ЭС5К «Ермак».[99]

[править] Сельскохозяйственная техника

Компания «Ростсельмаш» осуществляет разработку комбайна-беспилотника.[100]

Испытания комбайна-беспилотника разработки «Ростсельмаша» состоятся летом 2018 года.[101]

[править] Автомобили

«АвтоВАЗ» разрабатывает кроссовер Lada 4x4 нового поколения.[102]

«АвтоВАЗ» разрабатывает компактный кроссовер Lada Xcode.[103]

В 2017 году «КамАЗ» планирует выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС.[104]

«АвтоВАЗ» в 2017 году планирует начать производство универсала Vesta и его версии с улучшенной проходимостью.[105]

В 2018 году «КамАЗ» планирует выпустить первые роботизированные шасси КАМАЗ для добывающей отрасли.[106]

В 2018 году «АвтоВАЗ» начнёт выпуск нового кроссовера Lada X-Code.[107]

[править] Разгонные блоки ракет-носителей

ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разрабатывает кислородно-водородный разгонный блок (РБ) КВТК, который позволит существенно расширить возможности ракеты космического назначения (РКН) тяжелого класса «Ангара-А5» по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.[108]

[править] Двигатели для ракет-носителей

В КБХА осуществляется создание кислородно-водородного маршевого двигателя РД-0146Д для использования в разгонном блоке тяжёлого класса для РН «Ангара-А5».[109]

[править] Перспективы по годам

[править] 2018 год

Испытания комбайна-беспилотника разработки «Ростсельмаша» состоятся летом 2018 года.[110]

В 2018 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 44 гражданских самолётов, в том числе на внутренний рынок — не менее 18, на внешний рынок — не менее 26.[111][112]

Самолёт МС-21 с двигателями PW1400G планируют сертифицировать в России в 2018 году.[113]

Самолёт МС-21 планируется запустить в серийное производство в 2018 году.[114]

В 2018 году «ОАК» планирует продать 38 самолётов SSJ 100.[115]

В 2018 году поднимется в воздух первый самолёт Ил-114. Он будет создан при использовании задела Ташкентского механического завода.[116]

В 2018 году планируется начать изготовление первого самолёта «Фрегат Экоджет».[117]

Сертификация ПД-14 в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) запланирована на 2018 год.[118]

В 2018 году планируется запустить в серийное производство авиационный двигатель ПД-14.[119]

В 2018 году «КамАЗ» планирует выпустить первые роботизированные шасси КАМАЗ для добывающей отрасли.[120]

В 2018 году «АвтоВАЗ» начнёт выпуск нового кроссовера Lada X-Code.[121]

[править] 2019 год

В 2019 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 52 гражданских самолётов, в том числе на внутренний рынок — не менее 32, на внешний рынок — не менее 20.[122][123]

В начале 2019 года самолёт МС-21-300 начнёт выполнять полёты на регулярных рейсах.[124]

Самолёт МС-21 с двигателями PW1400G планируют сертифицировать в ЕС в 2019 году.[125]

В 2019 году будет произведена сертификация самолёта SSJ 100 SV.[126]

Первые поставки самолёта Ил-114 начнутся в 2019 году.[127]

В 2019 году состоится первый полёт самолёта «Фрегат Экоджет».[128]

В 2019 году начнётся выпуск самолёта Ил-96-400М.[129]

Европейская сертификация ПД-14 запланирована на 2019 год.[130]

Сдача ледокола «Сибирь» (относится к проекту 22220) планируется в 2019 году.[131]

[править] 2020 год

В 2020 году «ОАК» планирует поставить заказчикам не менее 62 гражданских самолётов, в том числе на внутренний рынок — не менее 41, на внешний рынок — не менее 21.[132][133]

Самолёт МС-21 с двигателями ПД-14 выйдет на рынок к 2020 году.[134]

Самолёт SSJ 100 SV выйдет на рынок к 2020 году.[135]

Сдача ледокола «Урал» (относится к проекту 22220) планируется в 2020 году.[136]

[править] 2021 год

В 2021 году начнётся серийное производство самолётов Ил-114, с нуля изготовленных в кооперации на заводах «ОАК».[137]

Самолёт CR 929 совершит свой первый полёт в 2021 году.[138]

[править] 2025 год

В 2025 году планируется начать поставки широкофюзеляжного пассажирского самолёта CR 929.[139]

[править] Примечания

  1. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  2. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  3. Вагоны грузовые магистральные
  4. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  5. Вагоны пассажирские магистральные
  6. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  7. РЖД с апреля начнет поставлять китайское вагонное литье в Россию — Ъ // РИА Новости
  8. Тракторы для сельского и лесного хозяйства прочие
  9. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  10. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  11. Ъ-Секрет фирмы — Битва машин // Коммерсантъ
  12. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  13. Автомобили грузовые (включая шасси) (кроме автосамосвалов)
  14. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  15. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  16. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  17. Велосипеды двухколесные и прочие виды велосипедов, без двигателя
  18. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  19. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  20. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  21. Турбины газовые, кроме двигателей турбореактивных и турбовинтовых
  22. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  23. Подшипники шариковые или роликовые
  24. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  25. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  26. Установки буровые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения
  27. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  28. Грейдеры самоходные (автогрейдеры)
  29. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  30. Холодильники и морозильники бытовые
  31. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  32. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  33. Рынок стиральных машин: заморские «прачки» совсем обрусели!
  34. Производители стиральных машин в России. Конкурентный анализ, профили, рейтинги, стратегии
  35. Плиты (с духовкой) газовые бытовые
  36. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  37. Газовые водонагреватели (емкостные автоматические)
  38. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  39. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  40. Импортозамещение: основные вызовы и задачи в электроэнергетике России. Опыт Группы «Интер РАО». 28 апреля 2015
  41. Светильники и устройства осветительные
  42. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  43. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  44. Микросхемы электронные (схемы интегральные и микросборки)
  45. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  46. Аппаратура приемная телевизионная, в том числе видеомониторы и видеопроекторы
  47. Социально-экономическое положение России. 2015 год
  48. ВЕДОМОСТИ — Вычисления от ВЭБа // Vedomosti.ru
  49. Россия на мировом рынке сканирующих зондовых микроскопов
  50. ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОАО "НПО «Энергомаш» за 2014 год
  51. [1]
  52. Президент ГСС: удлиненная версия SSJ-100 получит новое крыло. 15 июля 2016
  53. Поднять российский авиапром могут только инновации. 22 марта 2016
  54. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  55. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  56. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  57. Подготовка производства самолётов Ил-114 на нижегородском заводе «Сокол» обойдётся в 56 миллиардов рублей. 17 февраля 2016
  58. Серийное производство Як-152 запустят в 2017 году — МИР24 // Mir24.tv
  59. Глава ОАК: первый полет самолета МС-21 запланирован на I полугодие 2017 г. — ПМЭФ 2016 // Tass.ru
  60. «Аэрофлот» получил 27-й лайнер SSJ-100. 20 апреля 2016
  61. В Новосибирске выпустят самолет на смену Як-40. 25 мая 2016
  62. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  63. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  64. МС-21 заменит Airbus А320 и Boeing 737. 8 июня 2016
  65. Запуск производства среднемагистрального самолета МС-21 запланирован на 2018 год. 2 августа 2016
  66. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  67. Подготовка производства самолётов Ил-114 на нижегородском заводе «Сокол» обойдётся в 56 миллиардов рублей. 17 февраля 2016
  68. «Аэрофлот» получил 27-й лайнер SSJ-100. 20 апреля 2016
  69. Поднять российский авиапром могут только инновации. 22 марта 2016
  70. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  71. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  72. Оперение для дракона. 25 августа 2015
  73. МС-21 заменит Airbus А320 и Boeing 737. 8 июня 2016
  74. SUKHOI SUPERJET 100 STRETCHED VERSION выйдет на рынок в 2020 году. 8 декабря 2015
  75. Мантуров: на производство самолетов Ил-114 предполагается направить 50 млрд руб. 27 мая 2016
  76. Поднять российский авиапром могут только инновации. 22 марта 2016
  77. Программа выпуска дальнемагистральных Ил-96-400М и региональных на базе Ил-114 будет скромной. 12 сентября 2016
  78. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  79. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  80. МС-21 заменит Airbus А320 и Boeing 737. 8 июня 2016
  81. Президент ГСС: удлиненная версия SSJ-100 получит новое крыло. 15 июля 2016
  82. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  83. ОДК готовится к созданию двигателя с тягой до 35 тонн. 30 ноября 2015
  84. Оперение для дракона. 25 августа 2015
  85. Россия и Китай совместно создадут тяжелый вертолет. 8 июля 2015
  86. Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» обеспечена заказами до 2020 года. 24 апреля 2015
  87. ММК поставит 15 тыс. тонн стали для строительства ледокола «Урал». 26 июля 2016
  88. ММК поставит 15 тыс. тонн стали для строительства ледокола «Урал». 26 июля 2016
  89. Атомный ледокол «Урал» заложен на Балтзаводе. 26 июля 2016
  90. ОДК ведет 13 ОКР и 14 НИР — В.Белоусов. 24 ноября 2015
  91. ОДК ведет 13 ОКР и 14 НИР — В.Белоусов. 24 ноября 2015
  92. ОДК ведет 13 ОКР и 14 НИР — В.Белоусов. 24 ноября 2015
  93. ОДК разработает новый двигатель для российско-китайского тяжелого вертолета. 6 сентября 2016
  94. Началась разработка двигателя ПД-35 для широкофюзеляжных самолетов. 13 июля 2016
  95. Двигатель ПД-14 испытали на обрыв лопатки вентилятора. 9 августа 2016
  96. [2]
  97. Двигатель ПД-14 испытали на обрыв лопатки вентилятора. 9 августа 2016
  98. Машинисты ждут «Первозванного». 6 сентября 2016
  99. Новочеркасский электровозостроительный завод с 2017 года начнет выпускать модернизированный электровоз «Ермак». 28 июля 2016
  100. Ростсельмаш проектирует беспилотный комбайн. 1 февраля 2016
  101. Ростсельмаш проектирует беспилотный комбайн. 1 февраля 2016
  102. Сбербанк поставил условие «АвтоВАЗу». Банк реструктурирует долг, если компания будет создавать новые автомобили. 6 сентября 2016
  103. Сбербанк поставил условие «АвтоВАЗу». Банк реструктурирует долг, если компания будет создавать новые автомобили. 6 сентября 2016
  104. КамАЗ планирует в 2017 году выпустить первые роботизированные грузовики для МЧС. 16 июня 2016
  105. Сбербанк поставил условие «АвтоВАЗу». Банк реструктурирует долг, если компания будет создавать новые автомобили. 6 сентября 2016
  106. КамАЗ планирует в 2017 году выпустить первые роботизированные грузовики для МЧС. 16 июня 2016
  107. «АвтоВАЗ» представил «приподнятый» седан Lada Vesta — Авто — Newsler.ru // Auto.newsler.ru
  108. «КВТК»
  109. РД0146. РД0146Д. Ракета-носитель «Ангара-А5»
  110. Ростсельмаш проектирует беспилотный комбайн. 1 февраля 2016
  111. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  112. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  113. МС-21 заменит Airbus А320 и Boeing 737. 8 июня 2016
  114. Запуск производства среднемагистрального самолета МС-21 запланирован на 2018 год. 2 августа 2016
  115. «Аэрофлот» получил 27-й лайнер SSJ-100. 20 апреля 2016
  116. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  117. Поднять российский авиапром могут только инновации. 22 марта 2016
  118. Двигатель ПД-14 испытали на обрыв лопатки вентилятора. 9 августа 2016
  119. [3]
  120. КамАЗ планирует в 2017 году выпустить первые роботизированные грузовики для МЧС. 16 июня 2016
  121. «АвтоВАЗ» представил «приподнятый» седан Lada Vesta — Авто — Newsler.ru // Auto.newsler.ru
  122. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  123. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  124. Оперение для дракона. 25 августа 2015
  125. МС-21 заменит Airbus А320 и Boeing 737. 8 июня 2016
  126. SUKHOI SUPERJET 100 STRETCHED VERSION выйдет на рынок в 2020 году. 8 декабря 2015
  127. Мантуров: на производство самолетов Ил-114 предполагается направить 50 млрд руб. 27 мая 2016
  128. Поднять российский авиапром могут только инновации. 22 марта 2016
  129. Программа выпуска дальнемагистральных Ил-96-400М и региональных на базе Ил-114 будет скромной. 12 сентября 2016
  130. Двигатель ПД-14 испытали на обрыв лопатки вентилятора. 9 августа 2016
  131. ММК поставит 15 тыс. тонн стали для строительства ледокола «Урал». 26 июля 2016
  132. Без учёта транспортных и специальных самолётов
  133. Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
  134. МС-21 заменит Airbus А320 и Boeing 737. 8 июня 2016
  135. Президент ГСС: удлиненная версия SSJ-100 получит новое крыло. 15 июля 2016
  136. Атомный ледокол «Урал» заложен на Балтзаводе. 26 июля 2016
  137. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  138. ОДК готовится к созданию двигателя с тягой до 35 тонн. 30 ноября 2015
  139. Оперение для дракона. 25 августа 2015
Личные инструменты