Метровагоностроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Метровагоностроение России — отрасль российского машиностроения, осуществляющая производство вагонов метро.

Крупнейшим производителем вагонов метро в России является завод «Метровагонмаш», расположенный в Мытищах. Ежегодно он выпускает несколько сотен вагонов метро.

Кроме того, выпуском вагонов метро занимается Октябрьский электровагоноремонтный завод (Санкт-Петербург).

Содержание

[править] История

[править] XX век

17 мая 1933 года руководство Мытищинского завода издало приказ о начале работ по метровагонам. И с 1 июля коллектив автогенного цеха приступил к сварке тележек и кондукторов для этих вагонов.[1]

В январе 1935 года Мытищинский завод выпустил первые 40 вагонов метро. Метровагоны, изготовленные на Мытищинском заводе, впервые в практике отечественного вагоностроения были цельнометаллическими, сварной конструкции.[2]

После начала Великой Отечественной войны Мытищинский вагонный завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции и был передан в Наркомат вооружения.[3]

В начале 1946 года было принято решение о возобновлении на Мытищинском заводе производства вагонов для метрополитена.[4]

В 1973—1977 годах конструкторы Мытищинского завода разработали новую модификацию вагонов метро — вагон типа «ЕЖЗ», на базе которых была разработана экспортная модификация — вагоны типа «ЕЧС» и «ЕВЗ», предназначенные для Пражского и Будапештского метрополитенов.[5]

В 1974 году начались испытания вагонов типа «И», кузов которых изготавливался из алюминиевого сплава. Этот вагон был на три тонны легче вагона типа «Е», его салон был шире и вмещал на 25-30 пассажиров больше.[6]

В 1976 году на Мытищинском машиностроительном заводе были созданы первые вагоны метро модели 81−717/81−714. От своих предшественников новые вагоны отличались отсутствием кабины машиниста в промежуточном вагоне и торцевой переходной двери в лобовой части головного вагона, более мощными тяговыми электродвигателями, люминесцентным освещением, а также использованием в отделке салона трудно горючего пластика.[7]

В 1977 году на Мытищинском машиностроительном заводе началось серийное производство вагонов модели 81−717/81−714.[8]

В 1980 году к выпуску вагонов модели 81−717/81−714 подключился Ленинградский вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова.[9]

В 1991 году были разработаны вагоны модели 81−720/721 «Яуза». Они имеют кузов из нержавеющей стали, новые тележки, тяговые электродвигатели и систему управления, а также увеличенную максимальную скорость. В кабинах машинистов появился кондиционер и отопление, а также дверь-трап для эвакуации пассажиров. Вагоны оборудованы принудительной вентиляцией, системой автоматического пожаротушения, имеют электронные информационные табло типа «бегущая строка» и электронные схемы маршрута движения поезда. За счёт отсутствия форточек и воздуховодов вентиляции улучшилась шумоизоляция вагонов, а за счёт уменьшения числа посадочных мест увеличилась их пассажировместимость.[10]

В 1993 году ОАО «Метровагонмаш» начало выпускать вагоны 81−717.5М/81−714.5М.[11]

В 1997 году ЗАО «Вагонмаш» приступило к выпуску вагонов 81−540/541.[12]

[править] XXI век

В 2002 году ОАО «Метровагонмаш» разработало вагоны модели 81−740/741 «Русич». Первоначально предназначались для линий мини-метро, что определило необычную конструкцию — вагон состоит из 2 сочленённых секций и опирается на 3 тележки. Кузов вагона изготовлен из нержавеющей стали, использованы тележки и другое оборудование модели 81−720/721 «Яуза». Модель 81−740/741 имела по 4 окна в головной и по 5 окон в промежуточной секции вагона (с каждой стороны), а также по 2 двустворчатые двери прислонно-сдвижного типа в каждой из секций. Вагоны имели системы отопления и принудительной вентиляции, а также асинхронные тяговые двигатели производства компании «Alstom».[13]

В 2003 году начался выпуск вагонов модели 81−740/741 «Русич».[14]

В 2005 году был начат выпуск вагонов модели 81−740.1/741.1, отличающихся модифицированными системами отопления, вентиляции и видеонаблюдения, другим оборудованием кабины машиниста, а также наличием форточек на всех боковых окнах.[15]

В 2009 году ОАО «Метровагонмаш» начал серийный выпуск вагонов модели 81−717.6/714.6. Составы имеют увеличенную кабину машиниста с торцевой дверью для аварийной эвакуации, в кабине установлен новый пульт, кондиционер и кресло машиниста с вибропоглощением. Вагоны имеют модернизированные тележки с рамой новой конструкции, повышенную тепло и шумоизоляцию, оснащены принудительной вентиляцией и антивандальными сиденьями.[16]

В 2009 году начат выпуск вагонов модели 81−740.4/741.4, отличающихся установкой в салонах кондиционеров, системы видеонаблюдения, а также изменением планировки — за счёт уменьшения числа посадочных мест (стало 46 вместо 54 в головном и 42 вместо 60 в прицепном вагонах) установлены дополнительные двери, оборудованные системой противозажатия пассажиров.[17]

В 2010 году ОАО «Метровагонмаш» разработало вагоны модели 81−760/761 «Ока». Они имеют асинхронные тяговые двигатели КАТП-2 производства «Метровагонмаш», систему кондиционирования воздуха с функцией обеззараживания воздуха и современный дизайн интерьера.[18]

В 2011 году был начат серийный выпуск вагонов модели 81−760/761 «Ока».[19]

В 2014 году ОАО «Метровагонмаш» изготовило состав из 8 вагонов модели 81−760А/761А/763А «Ока». В настоящее время он проходит испытания в Московском метрополитене. Основным отличием от базовой модели 81−760/761 является наличие сквозного прохода и прицепных немоторных вагонов, снижающих вес состава. После завершения испытаний планируется серийное производство.[20]

[править] Трансмашхолдинг

«ТМХ», по данным ИПЕМ, в 2014—2018 годах выпустил более 99 % вагонов метро в России.[21]

[править] Показатели

Производство вагонов метро в России (штук, по данным Росстата):[22][23]

  • 2010 год: 209
  • 2015 год: 185
  • 2017 год: 343
  • 2018 год: 640
  • 2019 год: 764

Производство вагонов метрополитена в России (штук):

  • 2005 год: 262
  • 2006 год: 252
  • 2007 год: 320
  • 2008 год: 246
  • 2009 год: 239
  • 2010 год: 213[24]
  • 2011 год: 257[25]
  • 2012 год: 496[26]
  • 2013 год: 442[27]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. 20 — 41 годы
  2. 20 — 41 годы
  3. 41 — 45 годы
  4. 45 — 60 годы
  5. 60 — 70 годы
  6. 60 — 70 годы
  7. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  8. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  9. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  10. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  11. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  12. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  13. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  14. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  15. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  16. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  17. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  18. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  19. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  20. Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
  21. [1]
  22. Вагоны метрополитена самоходные (моторные)
  23. Транспорт России — 2020
  24. [2]
  25. [3]
  26. [4]
  27. [5]
Личные инструменты