Метровагоностроение России
Материал из Documentation.
Метровагоностроение России — отрасль российского машиностроения, осуществляющая производство вагонов метро.
Крупнейшим производителем вагонов метро в России является завод «Метровагонмаш», расположенный в Мытищах. Ежегодно он выпускает несколько сотен вагонов метро.
Кроме того, выпуском вагонов метро занимается Октябрьский электровагоноремонтный завод (Санкт-Петербург).
Содержание |
[править] История
[править] XX век
17 мая 1933 года руководство Мытищинского завода издало приказ о начале работ по метровагонам. И с 1 июля коллектив автогенного цеха приступил к сварке тележек и кондукторов для этих вагонов.[1]
В январе 1935 года Мытищинский завод выпустил первые 40 вагонов метро. Метровагоны, изготовленные на Мытищинском заводе, впервые в практике отечественного вагоностроения были цельнометаллическими, сварной конструкции.[2]
После начала Великой Отечественной войны Мытищинский вагонный завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции и был передан в Наркомат вооружения.[3]
В начале 1946 года было принято решение о возобновлении на Мытищинском заводе производства вагонов для метрополитена.[4]
В 1973—1977 годах конструкторы Мытищинского завода разработали новую модификацию вагонов метро — вагон типа «ЕЖЗ», на базе которых была разработана экспортная модификация — вагоны типа «ЕЧС» и «ЕВЗ», предназначенные для Пражского и Будапештского метрополитенов.[5]
В 1974 году начались испытания вагонов типа «И», кузов которых изготавливался из алюминиевого сплава. Этот вагон был на три тонны легче вагона типа «Е», его салон был шире и вмещал на 25-30 пассажиров больше.[6]
В 1976 году на Мытищинском машиностроительном заводе были созданы первые вагоны метро модели 81−717/81−714. От своих предшественников новые вагоны отличались отсутствием кабины машиниста в промежуточном вагоне и торцевой переходной двери в лобовой части головного вагона, более мощными тяговыми электродвигателями, люминесцентным освещением, а также использованием в отделке салона трудно горючего пластика.[7]
В 1977 году на Мытищинском машиностроительном заводе началось серийное производство вагонов модели 81−717/81−714.[8]
В 1980 году к выпуску вагонов модели 81−717/81−714 подключился Ленинградский вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова.[9]
В 1991 году были разработаны вагоны модели 81−720/721 «Яуза». Они имеют кузов из нержавеющей стали, новые тележки, тяговые электродвигатели и систему управления, а также увеличенную максимальную скорость. В кабинах машинистов появился кондиционер и отопление, а также дверь-трап для эвакуации пассажиров. Вагоны оборудованы принудительной вентиляцией, системой автоматического пожаротушения, имеют электронные информационные табло типа «бегущая строка» и электронные схемы маршрута движения поезда. За счёт отсутствия форточек и воздуховодов вентиляции улучшилась шумоизоляция вагонов, а за счёт уменьшения числа посадочных мест увеличилась их пассажировместимость.[10]
В 1993 году ОАО «Метровагонмаш» начало выпускать вагоны 81−717.5М/81−714.5М.[11]
В 1997 году ЗАО «Вагонмаш» приступило к выпуску вагонов 81−540/541.[12]
[править] XXI век
В 2002 году ОАО «Метровагонмаш» разработало вагоны модели 81−740/741 «Русич». Первоначально предназначались для линий мини-метро, что определило необычную конструкцию — вагон состоит из 2 сочленённых секций и опирается на 3 тележки. Кузов вагона изготовлен из нержавеющей стали, использованы тележки и другое оборудование модели 81−720/721 «Яуза». Модель 81−740/741 имела по 4 окна в головной и по 5 окон в промежуточной секции вагона (с каждой стороны), а также по 2 двустворчатые двери прислонно-сдвижного типа в каждой из секций. Вагоны имели системы отопления и принудительной вентиляции, а также асинхронные тяговые двигатели производства компании «Alstom».[13]
В 2003 году начался выпуск вагонов модели 81−740/741 «Русич».[14]
В 2005 году был начат выпуск вагонов модели 81−740.1/741.1, отличающихся модифицированными системами отопления, вентиляции и видеонаблюдения, другим оборудованием кабины машиниста, а также наличием форточек на всех боковых окнах.[15]
В 2009 году ОАО «Метровагонмаш» начал серийный выпуск вагонов модели 81−717.6/714.6. Составы имеют увеличенную кабину машиниста с торцевой дверью для аварийной эвакуации, в кабине установлен новый пульт, кондиционер и кресло машиниста с вибропоглощением. Вагоны имеют модернизированные тележки с рамой новой конструкции, повышенную тепло и шумоизоляцию, оснащены принудительной вентиляцией и антивандальными сиденьями.[16]
В 2009 году начат выпуск вагонов модели 81−740.4/741.4, отличающихся установкой в салонах кондиционеров, системы видеонаблюдения, а также изменением планировки — за счёт уменьшения числа посадочных мест (стало 46 вместо 54 в головном и 42 вместо 60 в прицепном вагонах) установлены дополнительные двери, оборудованные системой противозажатия пассажиров.[17]
В 2010 году ОАО «Метровагонмаш» разработало вагоны модели 81−760/761 «Ока». Они имеют асинхронные тяговые двигатели КАТП-2 производства «Метровагонмаш», систему кондиционирования воздуха с функцией обеззараживания воздуха и современный дизайн интерьера.[18]
В 2011 году был начат серийный выпуск вагонов модели 81−760/761 «Ока».[19]
В 2014 году ОАО «Метровагонмаш» изготовило состав из 8 вагонов модели 81−760А/761А/763А «Ока». В настоящее время он проходит испытания в Московском метрополитене. Основным отличием от базовой модели 81−760/761 является наличие сквозного прохода и прицепных немоторных вагонов, снижающих вес состава. После завершения испытаний планируется серийное производство.[20]
[править] Трансмашхолдинг
«ТМХ», по данным ИПЕМ, в 2014—2018 годах выпустил более 99 % вагонов метро в России.[21]
[править] Показатели
Производство вагонов метро в России (штук, по данным Росстата):[22][23]
- 2010 год: 209
- 2015 год: 185
- 2017 год: 343
- 2018 год: 640
- 2019 год: 764
Производство вагонов метрополитена в России (штук):
- 2005 год: 262
- 2006 год: 252
- 2007 год: 320
- 2008 год: 246
- 2009 год: 239
- 2010 год: 213[24]
- 2011 год: 257[25]
- 2012 год: 496[26]
- 2013 год: 442[27]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ 20 — 41 годы
- ↑ 20 — 41 годы
- ↑ 41 — 45 годы
- ↑ 45 — 60 годы
- ↑ 60 — 70 годы
- ↑ 60 — 70 годы
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ Обзор российского метровагоностроения. 25 октября 2014
- ↑ [1]
- ↑ Вагоны метрополитена самоходные (моторные)
- ↑ Транспорт России — 2020
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]