Внутренний водный транспорт России

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Речной транспорт России)
Перейти к: навигация, поиск



Внутренний водный транспорт России — один из видов водного транспорта России.

Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства. Однако существенную роль внутренний водный транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).[1]

В состав речного флота входят самоходные суда грузоподъёмностью 2-3 тыс. тонн, сухогрузы типа «Волга — Дон», танкеры грузоподъёмностью 5 тыс. тонн и крупные баржи. С начала 1960-х годов эксплуатируются суда типа «река-море», позволяющие плавать не только по рекам, но и в прибрежных акваториях морей, что значительно сокращает объем перегрузочной работы на стыках река-море. Данный тип судов используется не только на внутренних речных и морских путях, но и для экспортно-импортных операций на линиях, соединяющих Волгу с портами Финляндии, Швеции, Дании, Германии и других стран.[2]

Протяжённость внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км, в том числе 35 тыс. км с гарантированными габаритами пути. На внутренних водных путях построены и эксплуатируются 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, 1 судоподъемник, 8 насосных станций, каналы, дамбы и плотины, а также 134 порта.[3]

Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих около 18 тыс. судов, в том числе 1500 пассажирских и грузопассажирских судов. Ежегодно ими перевозится более 130 млн т грузов и около 19 млн пассажиров.[4]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой транспорт

Общий объём перевалки грузов в речных портах России составил 138,2 млн т (2017). По грузообороту речных портов (млн. т, 2013) в Европейской части России выделяются: Волжский (59,4), Московский (36,1) и Волго-Балтийский (17,9) бассейны; за ними следуют Камский (10,5), Северо-Двинский (5,3) и Азово-Донской (1,4). В Азиатской части России наибольший грузооборот речных портов (млн. т, 2013) у Обь-Иртышского (14,1), Енисейского (9,6), Амурского (8,2) и Ленского (5,2) бассейнов.[5]

Крупнейшие по грузообороту речные порты (млн. т, 2013) Европейской части России: Коломна (9,4), Череповец (7,5), Москва (6,9), Кимры (6,4), Казань (5,7), Самара (5,4), Тольятти (4,4), Рязань (4,1), Архангельск (3,6), Чебоксары (3,5), Ярославль (3,5) и Серпухов (3,5); Азиатской части России — Хабаровск (6,8), Томск (5,6), Омск (2,4), Дудинка (2,1), Тобольск (1,8), Лесосибирск (1,6), Якутск (1,5) и Нижневартовск (1,4).[6]

Объём грузоперевозок внутренним водным транспортом составляет 116 млн т (2018; 121,4 млн т в 2015; 140,5 млн т в 2012). Основные виды грузов (%, 2017): строительные материалы (51,9), нефть и нефтепродукты (14,4), зерно и продукты перемола (8,7), лесные грузы (4,7).[7]

[править] Пассажирский транспорт

Число пассажиров, перевезённых внутренним водным транспортом, — 12 млн (2018). Основные пассажиропотоки идут по рекам Волга, Северная Двина, Енисей, Амур и Лена, а также по Волго-Балтийскому пути. Среди туристических маршрутов наиболее популярны Москва — Санкт-Петербург и Москва — Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, Беломорско-Балтийский канал с выходом в Белое море, а по Волго-Балтийскому пути из Санкт-Петербурга — в Белозерск.[8]

Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Омске и ряде других городов, разделённых крупными реками.[9]

[править] Водные пути

Россия располагает одной из самых протяжённых в мире сетей внутренних водных путей (101,5 тыс. км судоходных путей в 2018).[10]

[править] География

В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части России ниже (32 %), чем в Азиатской (68 %), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных внутренних водных путей (км на 1 тыс. км2) в Европейской части России 6,6, в Азиатской части, из-за её обширной территории, 4,5.[11]

Наиболее протяжённой сетью судоходных внутренних водных путей обладают Дальневосточный (23365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18352 км; Обь, Иртыш и их притоки) и Восточно-Сибирский (18188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы: на эти 3 района, занимающие 75 % территории страны, приходится ок. 68 % совокупной длины внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего судоходных внутренних водных путей в Северном (11409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт бассейна Волги) экономических районах.[12]

[править] Реки

Основные судоходные реки в России: в Европейской части — Волга, Ока, Кама, Вятка, Белая, Дон, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень и Печора; бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом и с Ладожским (через него с Балтийским морем) и Онежским (через него с Белым морем) озёрами судоходными каналами — Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским; в Сибири — Обь (с притоками Иртыш, Тобол и др.), Енисей, Ангара и верхнее течение Лены; на Дальнем Востоке — Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан и др.), Амур (с притоками Зея и Бурея), Яна, Индигирка и Колыма.[13]

[править] Искусственные водные пути

Самые протяжённые судоходные каналы и искусственные водные пути: Волго-Балтийский путь (1100 км), Беломорско-Балтийский канал (227 км), Северо-Двинская система (130 км), канал им. Москвы (128 км), Волго-Донской канал (101 км) и Сайменский канал (43 км).[14]

[править] Порты

На российских реках и озёрах функционируют св. 100 портов, в составе которых 550 грузовых (2017; 610 в 2015) и 475 пассажирских (2017; 534 в 2015) причалов. Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых речных портов — Ростов-на-Дону, Астрахань, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград и др.[15]

Основные порты (от верховьев до устья): на реке Волга (с системой водохранилищ) — Тверь, Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань; на реке Кама — Пермь, Набережные Челны, Чистополь; на реке Дон — Усть-Донецкий, Ростов-на-Дону, Азов; на Беломорско-Балтийской системе — Санкт-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск; на реке Северная Двина — Котлас, Архангельск; на реке Иртыш — Омск, Тобольск; на реке Обь — Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги; на реке Томь — Томск; на реке Енисей — Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка; на реке Ангара — Иркутск, Братск, Усть-Илимск; на реке Лена — Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Нижний Бестях, Якутск, Сангар, Жиганск; на реке Яна — Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск; на реке Индигирка — Хонуу, Дружина, Чокурдах; на реке Колыма — Усть-Среднекан, Зырянка, Среднеколымск, Черский; на реке Амур — Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Действуют порты на Ладожском и Онежском озёрах, озере Байкал и др.[16]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Водный транспорт[1]
  2. Водный транспорт[2]
  3. Единая глубоководная
  4. Единая глубоководная
  5. География транспорта
  6. География транспорта
  7. География транспорта
  8. География транспорта
  9. География транспорта
  10. География транспорта
  11. География транспорта
  12. География транспорта
  13. География транспорта
  14. География транспорта
  15. География транспорта
  16. География транспорта
Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
Личные инструменты