Внутренний водный транспорт России
Материал из Documentation.
Внутренний водный транспорт России — один из видов водного транспорта России.
Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства. Однако существенную роль внутренний водный транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).[1]
В состав речного флота входят самоходные суда грузоподъёмностью 2-3 тыс. тонн, сухогрузы типа «Волга — Дон», танкеры грузоподъёмностью 5 тыс. тонн и крупные баржи. С начала 1960-х годов эксплуатируются суда типа «река-море», позволяющие плавать не только по рекам, но и в прибрежных акваториях морей, что значительно сокращает объем перегрузочной работы на стыках река-море. Данный тип судов используется не только на внутренних речных и морских путях, но и для экспортно-импортных операций на линиях, соединяющих Волгу с портами Финляндии, Швеции, Дании, Германии и других стран.[2]
Протяжённость внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км, в том числе 35 тыс. км с гарантированными габаритами пути. На внутренних водных путях построены и эксплуатируются 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, 1 судоподъемник, 8 насосных станций, каналы, дамбы и плотины, а также 134 порта.[3]
Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих около 18 тыс. судов, в том числе 1500 пассажирских и грузопассажирских судов. Ежегодно ими перевозится более 130 млн т грузов и около 19 млн пассажиров.[4]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Грузовой транспорт
Общий объём перевалки грузов в речных портах России составил 138,2 млн т (2017). По грузообороту речных портов (млн. т, 2013) в Европейской части России выделяются: Волжский (59,4), Московский (36,1) и Волго-Балтийский (17,9) бассейны; за ними следуют Камский (10,5), Северо-Двинский (5,3) и Азово-Донской (1,4). В Азиатской части России наибольший грузооборот речных портов (млн. т, 2013) у Обь-Иртышского (14,1), Енисейского (9,6), Амурского (8,2) и Ленского (5,2) бассейнов.[5]
Крупнейшие по грузообороту речные порты (млн. т, 2013) Европейской части России: Коломна (9,4), Череповец (7,5), Москва (6,9), Кимры (6,4), Казань (5,7), Самара (5,4), Тольятти (4,4), Рязань (4,1), Архангельск (3,6), Чебоксары (3,5), Ярославль (3,5) и Серпухов (3,5); Азиатской части России — Хабаровск (6,8), Томск (5,6), Омск (2,4), Дудинка (2,1), Тобольск (1,8), Лесосибирск (1,6), Якутск (1,5) и Нижневартовск (1,4).[6]
Объём грузоперевозок внутренним водным транспортом составляет 116 млн т (2018; 121,4 млн т в 2015; 140,5 млн т в 2012). Основные виды грузов (%, 2017): строительные материалы (51,9), нефть и нефтепродукты (14,4), зерно и продукты перемола (8,7), лесные грузы (4,7).[7]
[править] Пассажирский транспорт
Число пассажиров, перевезённых внутренним водным транспортом, — 12 млн (2018). Основные пассажиропотоки идут по рекам Волга, Северная Двина, Енисей, Амур и Лена, а также по Волго-Балтийскому пути. Среди туристических маршрутов наиболее популярны Москва — Санкт-Петербург и Москва — Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, Беломорско-Балтийский канал с выходом в Белое море, а по Волго-Балтийскому пути из Санкт-Петербурга — в Белозерск.[8]
Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Омске и ряде других городов, разделённых крупными реками.[9]
[править] Водные пути
Россия располагает одной из самых протяжённых в мире сетей внутренних водных путей (101,5 тыс. км судоходных путей в 2018).[10]
[править] География
В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части России ниже (32 %), чем в Азиатской (68 %), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных внутренних водных путей (км на 1 тыс. км2) в Европейской части России 6,6, в Азиатской части, из-за её обширной территории, 4,5.[11]
Наиболее протяжённой сетью судоходных внутренних водных путей обладают Дальневосточный (23365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18352 км; Обь, Иртыш и их притоки) и Восточно-Сибирский (18188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы: на эти 3 района, занимающие 75 % территории страны, приходится ок. 68 % совокупной длины внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего судоходных внутренних водных путей в Северном (11409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт бассейна Волги) экономических районах.[12]
[править] Реки
Основные судоходные реки в России: в Европейской части — Волга, Ока, Кама, Вятка, Белая, Дон, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень и Печора; бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом и с Ладожским (через него с Балтийским морем) и Онежским (через него с Белым морем) озёрами судоходными каналами — Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским; в Сибири — Обь (с притоками Иртыш, Тобол и др.), Енисей, Ангара и верхнее течение Лены; на Дальнем Востоке — Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан и др.), Амур (с притоками Зея и Бурея), Яна, Индигирка и Колыма.[13]
[править] Искусственные водные пути
Самые протяжённые судоходные каналы и искусственные водные пути: Волго-Балтийский путь (1100 км), Беломорско-Балтийский канал (227 км), Северо-Двинская система (130 км), канал им. Москвы (128 км), Волго-Донской канал (101 км) и Сайменский канал (43 км).[14]
[править] Порты
На российских реках и озёрах функционируют св. 100 портов, в составе которых 550 грузовых (2017; 610 в 2015) и 475 пассажирских (2017; 534 в 2015) причалов. Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых речных портов — Ростов-на-Дону, Астрахань, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград и др.[15]
Основные порты (от верховьев до устья): на реке Волга (с системой водохранилищ) — Тверь, Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань; на реке Кама — Пермь, Набережные Челны, Чистополь; на реке Дон — Усть-Донецкий, Ростов-на-Дону, Азов; на Беломорско-Балтийской системе — Санкт-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск; на реке Северная Двина — Котлас, Архангельск; на реке Иртыш — Омск, Тобольск; на реке Обь — Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги; на реке Томь — Томск; на реке Енисей — Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка; на реке Ангара — Иркутск, Братск, Усть-Илимск; на реке Лена — Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Нижний Бестях, Якутск, Сангар, Жиганск; на реке Яна — Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск; на реке Индигирка — Хонуу, Дружина, Чокурдах; на реке Колыма — Усть-Среднекан, Зырянка, Среднеколымск, Черский; на реке Амур — Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Действуют порты на Ладожском и Онежском озёрах, озере Байкал и др.[16]
[править] Ссылки
- Донинтурфлот
- Инфофлот
- Речные круизы Москва — Санкт-Петербург
- Туристы из Западной Европы скупили все билеты на речные круизы по России. 7 мая 2019
[править] Примечания
- ↑ Водный транспорт[1]
- ↑ Водный транспорт[2]
- ↑ Единая глубоководная
- ↑ Единая глубоководная
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта
- ↑ География транспорта