НПО Энергомаш

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко — ведущее предприятие в мире по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей.[1]

Свою историю предприятие ведёт с 15 мая 1929 года. За прошедшие годы здесь было разработано около 60 ЖРД, которые изготавливались серийно и эксплуатировались и продолжают эксплуатироваться в составе космических и боевых ракет-носителей.[2]

НПО Энергомаш является также ведущим предприятием в области разработки непрерывных химических лазеров.[3]

В январе-ноябре 2014 года ракетные двигатели НПО «Энергомаш» обеспечили 48 % всех запусков космических ракет-носителей в мире (36 из 75). Речь идёт о 18 ракетах-носителях «Союз» с двигателями семейства РД-107/108, шести ракетах «Протон-М» с двигателями семейства РД-253, восьми американских ракетах Atlas 5 с двигателями РД-180, двух ракетах «Днепр» с двигателями РД-264, одной ракете-носителе «Зенит 3SL» с двигателями РД-171М и РД-120, а также одной ракете-носителе «Ангара-ПП» с двигателем РД-191. При 36 пусках на первой и второй ступенях было использовано 139 маршевых жидкостных ракетных двигателей разработки НПО «Энергомаш».[4]

Содержание

[править] История

Основная статья: История НПО Энергомаш

15 мая 1929 г.  — организация группы под руководством В. П. Глушко по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Ленинграде.[5]

Сентябрь 1933 г. — продолжение работ в составе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) в Москве, созданного на базе ГДЛ и Московской группы изучения реактивного движения (МосГИРД).[6]

1939—1940 гг . — работа в группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82.[7]

1940—1944 гг. — работа в ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16.[8]

1944 г. — организация опытно-конструкторского бюро спецдвигателей (ОКБ-СД) в Казани под руководством В. П. Глушко.[9]

1946 г. — переезд ОКБ-СД в Химки и организация опытно- конструкторского бюро № 456 (ОКБ-456) по разработке мощных ЖРД в Химках Московской области, позднее получившего современное наименование — НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В. П. Глушко.[10]

Основателем и бессменным руководителем НПО Энергомаш до 1974 года являлся академик Валентин Петрович Глушко — основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.[11]

С 1974 года он руководил НПО «Энергия», в состав которого с 1974 года до 1990 года входили КБ ЭНЕРГОМАШ и Опытный завод ЭНЕРГОМАШ.[12]

Дипломник Ленинградского университета В. П. Глушко был приглашен в ГДЛ для реализации идей, изложенных им в спецчасти своего дипломного проекта под названием «Металл как взрывчатое вещество». В результате работ группы под руководством Глушко был создан первый в мире электротермический ракетный двигатель, получен патент на конструкцию такого ракетного двигателя. Но с начала 1930 года основное внимание было посвящено разработке ЖРД.[13]

В 1930—1931 гг. в ГДЛ под руководством Глушко были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели: ОРМ (опытный ракетный мотор) ОРМ-1 и ОРМ-2. В 1931 г. проведено 47 стендовых испытаний экспериментальных ЖРД ОРМ и ОРМ-1.[14]

Шли работы не только по разработке конкретных конструкций, но и исследовались пути для перспективных конструкций. Были впервые предложены карданная подвеска двигателя с насосными агрегатами и ряд других идей. Глушко впервые предложены и в дальнейшем исследованы в качестве ракетного топлива азотная кислота и ряд других веществ.[15]

В 1932 г. были разработаны и испытаны конструкции экспериментальных ЖРД (от ОРМ-4 до ОРМ-22) для изыскания типа зажигания, метода запуска и систем смешения при испытании на различных компонентах топлива.[16]

В 1933 г. был разработан и испытан на стенде ряд двигателей от ОРМ-23 до ОРМ-52 с пиротехническим и химическим зажиганием, также была разработана конструкция ТНА с центробежными насосами.[17]

В период с 1934 по 1938 г. подразделение под руководством В. П. Глушко разработало и испытало двигатели от ОРМ-53 до ОРМ-102. Двигатель ОРМ-65 для ракетоплана РП-318-1 и крылатой ракеты 212 был лучшим отечественным двигателем своего времени.[18]

В годы Второй мировой войны были созданы конструкции самолетных ЖРД — ускорителей для боевой авиации: РД-1, РД-1ХЗ с тягой 300 кг, РД-2 с тягой 600 кг, экспериментальный трехкамерный двигатель РД-3 с тягой 900 кг.[19]

Эти двигатели прошли около 400 пусков на самолетах ПЕ-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7 конструкции В. М. Петлякова, А. С. Лавочкина, А. С. Яковлева, П. С. Сухого. Двигатели РД-1 и РД-1ХЗ прошли государственные испытания, отчеты по которым были утверждены И. В. Сталиным. С 1944 г. двигатель РД-1, а с 1945 г. двигатель РД-1ХЗ были запущены в серийное производство.[20]

В июне 1945 года группа работников ОКБ-СД была направлена в Германию для изучения немецкой трофейной техники. Знакомство с немецким опытом создания ракеты А-4 (Фау-2) и осознание необходимости иметь подобное вооружение в Красной Армии способствовали тому, что в сравнительно короткие сроки было принято правительственное постановление о создании Специального Комитета по реактивной технике. Во исполнение этого постановления организовали ряд предприятий, в том числе, и ОКБ-456 по разработке мощных ЖРД.[21]

В конце 1946 года ОКБ-456 обосновалось в Химках на месте бывшего авиационного завода № 84, шеф-пилотом которого был В. П. Чкалов. В начале войны этот завод эвакуировался в Ташкент, где он существует и до сих пор. На оставшихся производственных сооружениях в годы войны организовали ремонтное авиапредприятие (завод № 456) для фронтовой авиации.[22]

За короткий срок были построены корпуса двигательного производства, сооружены стенды для огневых испытаний двигателей и их основных узлов.[23]

Было принято решение воспроизвести двигатель немецкой ракеты, а затем двигаться дальше. РД-100, созданный для ракеты Р-1, является воспроизведенной копией немецкого двигателя, изготовленного из отечественных материалов и по отечественной технологии.[24]

Несколько более мощные по тяге РД-101 и РД-103 для ракет Р-2 и Р-5М соответственно созданы путем модернизации РД-100. Путем ряда конструктивных усовершенствований по охлаждению, тепловой защите и упрочнению удалось повысить давление и температуру в камере, увеличив при этом концентрацию горючего. Изменения претерпели многие системы и элементы ЖРД.[25]

Было принято решение о прекращении разработок на базе конструкции немецких двигателей и форсировании работ, которые велись параллельно на экспериментальной камере КС-50 и ЭД-140 (тяга до 7 тонн) с целью определения возможности повышения давления и температуры газов в камере сгорания. Новая камера оказалась длительно работоспособной при температурах до 4400 К газа высокого давления. Открылась возможность использования в двигателях высокоэффективных компонентов топлива. Такая конструкция и технология ее изготовления стали широко применяться на всех последующих разработках НПО ЭНЕРГОМАШ и в других опытно-конструкторских бюро нашей страны.[26]

В 1957 году весь мир узнал об успешных полетах в СССР первой межконтинентальной ракеты, которая вскоре вывела на орбиты первые спутники Земли. На первой и второй ступенях РН «Восток», с помощью которой затем был осуществлен запуск первых спутников и первый полет человека в космос, установлены четырехкамерные кислородно-керосиновые двигатели РД-107 и РД-108 с боковыми рулевыми камерами для управления направлением полета ракеты. Многокамерность позволила существенно уменьшить длину двигателя, что привело к уменьшению веса ракеты. Кроме того, это решение позволило упростить технологическую отработку этих камер сгорания, а также снизить габариты производственно-технологического оборудования, необходимого для обеспечения их производства. Принцип многокамерности продолжает широко использоваться во многих новых ЖРД НПО ЭНЕРГОМАШ.[27]

Президент США Д.Кеннеди в специальном послании Конгрессу от 25 мая 1961 года «О важнейших задачах страны» писал: «Мы стали свидетелями того, что начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям. Это обеспечило Советскому Союзу ведущую роль…».[28]

Двигатели РД-107 и РД-108 были разработаны в 1954-57гг. Они и их модернизированные варианты работают в составе космических ракет-носителей, которые выводили искусственные спутники Земли и Луны, космические аппараты для исследования солнечной системы. Они и сегодня надежно обеспечивают и сегодня выполнение российской космической программы пилотируемых полетов.[29]

В конце 90-х годов — начале нового столетия проведены работы по модернизации двигателей для РН «Союз» с новой форсуночной головкой (РД-107А и РД-108А). С мая 2001 г эти двигатели используются для пусков грузового корабля «Прогресс» и с октября 2002 г — пилотируемых РН «Союз».[30]

В настоящее время ведутся работы по внедрению системы химического зажигания вместо пиротехнического. Проведено 12 огневых испытаний на 2 двигателях с химическим зажиганием (РД-107А и РД-108А), полная готовность к проведению сертификации и летных испытаний новой модификации двигателей. Параллельно с этими работами НПО Энергомаш проводило разработки двигателей на долгохранимом топливе для использования в боевых ракетах. В 1952-57гг. был разработан азотнокислотный ЖРД РД-214, положивший начало мощным ЖРД на высококипящих компонентах топлива.[31]

В 1958-61гг. были разработаны двигатели РД-216, РД-218 и РД-219 для первых и второй ступеней боевой ракеты Р-16 и одного из вариантов РН «Космос», работавшие на азотной кислоте и НДМГ. В 1961-65гг. был разработан шестикамерный двигатель РД-251, состоящий (как и РД-218) из трех двухкамерных блоков. Этот двигатель работал на азотном тетроксиде и НДМГ. РД-252 для второй ступени имел один блок. В итоге задача создания в короткое время мощных многокамерных двигательных установок на высококипящих компонентах топлива была решена применением блочных схем двигателей с максимальной унификацией их элементов. Двигатели последних разработок этой серии способствовали максимальной готовности боевых ракет на старте, которые в заправленном состоянии могли находиться в течение многих лет.[32]

Дальнейшее увеличение удельного импульса двигателей требовало роста рабочего давления в камере сгорания, что ограничивалось потерями на привод турбонасосного агрегата, Окончательное решение проблемы нашли в новой схеме ЖРД: отработанный в турбине газогенераторный газ дожигается в основной камере сгорания при смешении с недостающим компонентом топлива. Достижение в камере сгорания давления в несколько сотен атмосфер позволило также создать двигатели большой тяги с существенно уменьшенными, по сравнению с прежними, габаритами.[33]

Большим практическим достижением явилось создание в 1961-65гг. двигателя РД-253 для РН «Протон». Это самый мощный однокамерный ЖРД, работающий на высококипящих компонентах топлива. Впервые в мире столь мощный двигатель был выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа, что значительно повысило экономичность двигателя. Давление в камере сгорания составило 150 атм. Шесть ЖРД РД-253 надежно работают в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», элементов МКС. В конце 90-х годов проведена модернизация этого двигателя для использования в составе РН «Протон-М». Новой модификации был присвоен индекс РД-275 (РД-275М). Тяга двигателя была увеличена на 7,7 % благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995 г.[34]

Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя РД-275М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг. В 2002 ¸ 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель РД-275М, проведено 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей РД-275М с наработкой 735 сек. 4 мая 2005 г программа межведомственных испытаний 3-х двигателей РД-275М была успешно завершена. Первый запуск РН «Протон-М» с двигателями РД-275М (14Д14М) состоялся 7 июля 2007 г.[35]

В последующие годы дальнейшее развитие получили двигательные установки с замкнутым циклом на высококипящих компонентах топлива, которые были созданы для боевых ракет. Были разработаны двигатели РД-264 и РД-268 и установлены на современных высокосовершенных боевых ракетах (в том числе РС-20 или Р-36М, обозначение НАТО — SS-18 Сатана) . Давление в камере сгорания РД-268 составляет 230 атм.[36]

В 1985 году было завершено создание однокамерного двигателя РД-120 Огневые испытания РД-120 в США, предназначенного для второй ступени РН «Зенит», способной выводить на околоземную орбиту полезный груз массой до 12 тонн. Значительные запасы работоспособности основных агрегатов и двигателя в целом позволили создать на его основе форсированную на 10 % по тяге модификацию с обеспечением уровня тяги 93 тс и с гарантийным запасом еще в 5 % и довести его ресурс по времени работы одного двигателя до 4260 сек, а по числу включений — до 19, что позволяет рассматривать двигатель РД-120 и как основу для создания многоразового двигателя. Эти работы по модернизации двигателя были выполнены в 2001—2003 гг. 4 двигателя прошли 28 огневых испытаний с наработкой 8135 сек. Первый пуск РН Зенит с форсированным двигателем РД-120 по программе «Морской старт» успешно выполнен в июне 2003 г.[37]

Модификации этого двигателя с укороченным соплом и карданным подвесом, либо с использованием рулевых Хвост РН Зениткамер для управления вектором тяги, могут использоваться на первых ступенях при модернизации существующих РН, а также при создании новых РН легкого и среднего классов.[38]

Качественно новым шагом в создании ЖРД для нового поколения РН стала разработка двигателя РД-170 и его модификации РД-171 для первых ступеней ракетно — космического комплекса «Энергия — Буран» и РН «Зенит» соответственно. Самый мощный в мире четырехкамерный ЖРД РД-170 обладает наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работает на экологически чистых компонентах топлива: жидкий кислород и керосин. Двигатель предназначен для многократного РД-171 на стендеиспользования и аттестован для 10 кратного использования. Один из экземпляров был испытан на огневом стенде до 20 раз. Двигатель характеризуется высокой надежностью функционирования на всех этапах эксплуатации, ремонто- и контролепригодностью и имеет большой запас по ресурсу (не менее 5). Разработана специальная система диагностирования послеполетного состояния материальной части двигателя. Освоена специальная технология межпусковой обработки двигателя для подготовки двигателя к новому полету или испытанию. Управление вектором тяги двигателя осуществляется благодаря созданию уникального сильфонного узла качания камер, работающего в зоне высокотемпературного газового потока. По совокупности своих энергетических и эксплуатационных характеристик этот двигатель не имеет отечественных и зарубежных аналогов.[39]

Первый запуск РН «Зенит» с двигателем РД-171 был осуществлен в апреле 1985 г. В 1987 г и 1988 г состоялись запуски РН «Энергия» с двигателями РД-170. С 1999 г. эксплуатация двигателей РД-171 продолжается и в составе РН «Зенит 3 SL» по программе «Морской старт».[40]

Работы по модернизации двигателя РД-171 для использования в программе «Морской старт» были продолжены в 2003—2004 гг. Сертификация двигателя РД-171М завершена 5 июля 2004 г — на сертификационном двигателе проведено 8 испытаний продолжительностью 1093,6 сек, причем последнее испытание (сверх плана) — на режиме 105 %. Первый товарный двигатель РД-171М поставлен в Украину 25 марта 2004 г после проведения КТИ продолжительностью 140 сек. Первый запуск РН «Зенит 3SL» с двигателем РД-171М состоялся 15 февраля 2006 г. Сейчас двигатели РД-171М используются также в программе Наземный старт и в Федеральной космической программе.[41]

Двигатели, которые разрабатываются на базе четырехкамерного ЖРД РД-170, имеют большое количество привлекательных особенностей и достоинств, так как они базируются на хорошо проверенных конструкциях узлов и элементов существующего двигателя. Проект двухкамерного двигателя РД-180 стал в январе 1996 года победителем конкурса по разработке и поставке двигателей для модернизированной РН "Атлас III " компании «Локхид Мартин» (США). Разработка РД-180 велась в сотрудничестве с компанией Пратт-Уитни (США), с которой НПО ЭНЕРГОМАШ в 1992 году заключило Соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО ЭНЕРГОМАШ в США, а в 1997 году создало совместное предприятие РД АМРОСС по маркетингу и реализации РД-180. В ноябре 1996 года начаты огневые испытания двигателя РД-180. Первый полет американской РН «Атлас 3А» состоялся 24 мая 2000 года.[42]

Первый запуск РН «Атлас 5» с РД-180 состоялся 21 августа 2002 г. На июнь 2011 г в США поставлено свыше 50 серийных двигателей РД-180, выполнено 32 запуска РН «Атлас 3» и «Атлас 5» (к июню 2011г).[43]

[править] Структура

Структурно ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» состоит из конструкторского бюро, производства и научно-испытательного комплекса (НИК), ряда вспомогательных функциональных служб, а также филиалов в других городах страны.[44]

Филиалы предприятия, расположенные в Перми и Самаре, обеспечивают авторский надзор за серийным производством ЖРД разработки НПО Энергомаш и создают новые модификации ЖРД. В Омске группа специалистов НПО Энергомаш осуществляет авторское сопровождение изготовления и кооперационных поставок отдельных элементов двигателей РД-171М, РД-180 и РД-191. В Санкт-Петербурге располагается Петербургский филиал предприятия, где имеется испытательная база для испытаний непрерывных химических лазеров.[45]

[править] Внешнеэкономическая деятельность

[править] Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области оборонной техники, и в частности, ракетно-космической техники, было в 1950—1980-е годы прерогативой высшего руководства страны и специальных организаций и в условиях политического противостояния СССР и Запада практически исключалось. Правда, надо отметить, что еще в 1930-е гг. в рамках деятельности авиазавода в Химках шло освоение лицензионного производства американского самолета Дуглас, для чего многие специалисты из Химок побывали в командировке в США, но это было освоение американского опыта, а не полноценное сотрудничество. Можно также отметить участие группы специалистов предприятия (совместно со специалистами ОКБ-1 и ряда других предприятий) в оказании научно-технической помощи Китаю в 1950-е гг. в освоении производства ракеты Р-2 с двигателем РД-101. Конечно, нельзя в полной мере отнести эти работы к области внешнеэкономической деятельности предприятия, как и проводимую в 1970—1980-е гг. работу по экспорту снегокатов «Чук и Гек» в ряд стран Европы и Америки.[46]

С начала 1990-х гг. начался поиск принципиально новых подходов к развитию бизнеса, поиск новых рынков сбыта продукции предприятия.[47]

Удалось организовать посещение предприятия представителями аэрокосмических фирм Франции, США, Швеции, Италии, Германии, Японии, Англии и других стран, посетить самим ряд зарубежных предприятий и организаций. При обсуждении возможных перспектив сотрудничества с такими ведущими фирмами США, как Дженерал Дайнемикс, Рокетдайн, Аэроджет, Пратт энд Уитни были получены высокие оценки достижений НПО Энергомаш в области создания жидкостных ракетных двигателей. По оценкам американских специалистов разработка двигателя РД-170 опередила аналогичные разработки в США на 8-10 лет. В связи с этим понятен был и встречный интерес к продукции НПО Энергомаш ряда зарубежных фирм, прежде всего США и Франции.[48]

В это время были сделаны первые конкретные шаги по выходу на зарубежные рынки. За 1990—1992 гг. было заключено несколько контрактов с фирмами США. В Европе были подписаны контракты с французской фирмой СЕП (SEP). Хотя общая сумма всех подписанных контрактов не превышала нескольких миллионов долларов, эти контракты были очень важны для предприятия как подтверждение того, что на зарубежные рынки можно и нужно выходить. К сожалению, заключенные контракты ограничивались ознакомлением с технологическими возможностями и демонстрационными испытаниями. Для углубления контактов необходимо было их одобрение на уровне правительств.[49]

Ключевым моментом в международной деятельности НПО Энергомаш следует считать 1992 г., когда 26 октября было подписано «Соглашение по совместному маркетингу и лицензированию технологий» с компанией Пратт энд Уитни корпорации Юнайтед Текнолоджис Корпорейшен, в котором НПО Энергомаш назначил Юнайтед Текнолоджис Корпорейшен своим исключительным представителем по маркетингу в отношении производства, использования или продажи двигательных установок и лицензируемых технологий в США.[50]

Ракетный двигатель РД-180
Ракетный двигатель РД-180

В соответствии с подписанным соглашением НПО Энергомаш и Пратт энд Уитни проводили активную и успешную маркетинговую деятельность. В январе 1994 г. в опубликованном отчете штаб-квартиры НАСА «Доступ в космос» впервые было официально упомянуто о возможности использования двигателей разработки НПО Энергомаш в качестве основных маршевых двигателей американских космических ракет-носителей. Таким двигателем мог стать двигатель РД-180, двухкамерная производная двигателя РД-170, используемого на первых ступенях ракет-носителей «Зенит» и «Энергия».[51]

Кроме того, в рамках одного из контрактов 11-25 октября 1995 г. в Вест-Палм-Бич, штат Флорида на огневом стенде компании Пратт энд Уитни были успешно проведены три стендовых запуска ракетного двигателя РД-120 разработки НПО Энергомаш. В короткие сроки в США был выполнен большой комплекс работ по подготовке американской испытательной базы к огневым испытаниям российского серийного ЖРД. Успех этой программы послужил весомым доказательством реальной осуществимости плодотворного сотрудничества российских и американских специалистов.[52]

В том же 1995 году фирма Локхид Мартин объявила конкурс на двигатель для своей новой ракеты-носителя «Атлас IIAR». За право представлять новый двигатель РД-180 разработки НПО Энергомаш для «Атлас IIAR» на первом этапе конкурировали две американские фирмы — Пратт энд Уитни и Рокетдайн. В августе 1995 г. был сделан выбор в пользу Пратт энд Уитни. Непосредственно в конкурсе помимо проекта двигателя РД-180 участвовали двигатель НК-33 российского предприятия «Труд» им. Н. Д. Кузнецова из Самары и вариант двигателя МА-5 фирмы Рокетдайн. 12 января 1996 г. в Денвере, штат Колорадо, фирма Локхид Мартин объявила о выборе жидкостного ракетного двигателя РД-180 в качестве двигателя первой ступени РН «Атлас IIAR».[53]

В очень короткие сроки в НПО Энергомаш был проведен большой объем работ по разработке двигателя, включая огневые испытания на стенде НПО Энергомаш. В 1998 г. в США были проведены четыре успешных демонстрационных огневых испытания двигателя РД-180 № 4А. В результате был разработан новый ракетный двигатель РД-180, который в марте 1999 г. был сертифицирован для использования в РН «Атлас III».[54]

Большая работа была проделана службой ВЭД для получения государственной поддержки российско-американского проекта по разработке и продаже двигателя РД-180. Большую помощь в этом оказывало Министерство обороны РФ и Российское космическое агентство. При тесном взаимодействии с этими организациями в 1997 г. был подготовлен и подписан указ Президента РФ, разрешающий НПО Энергомаш продажу двигателя РД-180 на американском рынке и организацию параллельного производства этого двигателя в США в рамках совместного американо-российского предприятия.[55]

27 января 1997 г. НПО Энергомаш и Пратт энд Уитни подписали Договор о создании общества с ограниченной ответственностью РД AM РОСС, ЛЛС. Совместное предприятие было создано для маркетинга, реализации и организации производственной базы в США для параллельного выпуска двигателей РД-180 и их модификаций.[56]

16 мая 1997 г. было подписано пятистороннее Соглашение об использовании двигателей РД-180 производства НПО Энергомаш и о поддержке параллельного производства РД-180 в США, в котором Российское космическое агентство, НПО Энергомаш, Локхид Мартин, РД АМРОСС и Пратт энд Уитни оговорили взаимные обязательства в случае, если Локхид Мартин Астронаутикс победит на окончательном этапе конкурса EELV. В этом документе Локхид Мартин гарантировала закупку 101 коммерческого двигателя РД-180.[57]

Особенность российско-американского проекта, в котором участвует НПО Энергомаш, состоит в том, что головной подрядчик — американская компания Локхид Мартин практически одновременно разработала две новых ракеты-носителя, одна из которых («Атлас III») предназначалась прежде всего для выведения на орбиту коммерческих полезных нагрузок, а другая («Атлас V») разрабатывалась по программе EELV (усовершенствованная одноразовая ракета-носитель) и должна стать основой целого семейства ракет-носителей среднего и тяжелого класса, используемых в космических запусках в интересах как правительства США, так и коммерческих заказчиков.[58]

В настоящее время двигатель РД-180 сертифицирован и для использования в ракетах-носителях «Атлас V» (EELV) как среднего, так и тяжелого класса.[59]

28 марта 1997 г. был подписан контракт на поставку ракетных двигателей РД-180 в США между НПО Энергомаш и РД АМРОСС, ЛЛС.[60]

Первый товарный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 г. На начало сентября 2011 г. в США поставлено уже 55 товарных двигателя. Проведено шесть пусков РН «Атлас III» с двигателями РД-180 (первый — 24 мая 2000 г.). Все пуски прошли без замечаний к работе двигателей.[61]

Среди основных полетов, осуществленных по заказу НАСА — запуски орбитального аппарата для исследования лунной поверхности и аппарата для исследования лунных кратеров (LRO/LCROSS), космического аппарата для исследования поверхности Марса, космического аппарата для разведки Плутона и его спутника Харона в рамках программы «Полет к Плутону — новые горизонты», «Обсерватории солнечной динамики» для получения качественно новых научных данных по исследованию Солнца. До конца 2011 года на РН «Атлас 5» планируется запуск «Марсианской научной лаборатории».[62]

Все основные изобретения, используемые при разработке и производстве двигателя РД-180, защищены международными патентами. Получено 20 патентов США и 13 патентов Европейского патентного ведомства.[63]

НПО Энергомаш участвует также в реализации международной программы «Морской старт», базирующейся на использовании для проведения запусков РН «Зенит 3SL» с целью оказания услуг по выведению спутников разнообразного назначения на околоземную орбиту. При этом старт РН осуществляется с экватора Земли с ракетно-космического комплекса морского базирования. Данное обстоятельство позволяет при тех же энергетических затратах значительно увеличить массу выводимых в космос грузов и снизить стоимость запуска. В настоящее время работы проводятся по двум основным направлениям: поставка двигателей РД-171 для I ступени РН «Зенит 3SL» и авторское сопровождение разработанных НПО Энергомаш двигателей РД-120, которые в настоящее время изготавливаются в ГП «ПО Южмаш» (Украина) для II ступени этой РН.[64]

Работы по программе «Морской старт» начались в 1996—1997 гг. Первые три двигателя РД-171 для этой программы были отправлены в Украину 28 апреля 1997 г. С 2004 г. началась поставка модифицированных двигателей РД-171М. Кроме того, осуществлены работы по модернизации двигателя РД-120, повышению его энергетических характеристик. Этот усовершенствованный двигатель успешно эксплуатируется в составе РН «Зенит 3SL» с лета 2003 г. Первый успешный запуск «Зенит 3SL» был осуществлен 27 марта 1999 г.[65]

В настоящее время после проведения реструктуризации компании «Sea Launch» планируется возобновить запуски уже в 3 квартале 2011 г.[66]

Проводятся работы по программе «Наземный старт», в который РН «Зенит» используется для запусков со стартового комплекса на космодроме Байконур. Первый пуск ракеты-носителя «Зенит» в рамках программы «Наземный старт» произведен в 2007 году.[67]

Как уже было упомянуто выше, вторым после США зарубежным партнером НПО Энергомаш является Франция. Сотрудничество с французской фирмой СЕП началось в ноябре 1991 г. и проводилось по направлениям разработки, проектирования, испытания и изготовления элементов двигателя, таких как клапаны, разъемные соединения и уплотнения статические и динамические, трубопроводы горячего газа и сильфоны жидкого кислорода. Кроме того, проводились работы по градуировке расходомеров, предоставленных СЕП в НПО Энергомаш, что было результатом высокой оценки качества испытательных работ на предприятии. Кроме перечисленного были выполнены и другие контракты, в частности, по изучению возможности использования двигателя разработки НПО Энергомаш на I ступени французской ракеты-носителя, а также возможности многоразового использования этого двигателя. По результатам работ по клапанам новых конструкций с СЕП были заключены специальные соглашения по патентованию. В ходе их выполнения были получены патенты на конструкцию клапанов, а позже на конструкцию фланцевого соединения со статическим сферическим шарниром, разработанных НПО Энергомаш при финансировании СЕП.[68]

Выполнялся и контракт с фирмой Астриум (Германия) по проведению совместных исследований в области разработки жидкостных кислородно-керосиновых двигателей высокой тяги и оценке возможности применения существующих двигателей НПО Энергомаш для возвращаемых ускорителей.[69]

Были проведены контрактные работы с французской фирмой Снекма Моторс по совместной разработке концепции многоразовой двигательной системы на компонентах топлива жидкий кислород и метан. Этот контракт выполнялся в рамках подписанного 30 марта 2002 г. меморандума о разработке двигателя «Волга» на кислороде — метане (совместно с ИЦ имени М. В. Келдыша, КБХА) с группой западноевропейских аэрокосмических организаций (Снекма, Астриум, Вольво Аэро, Техспейс Аэро).[70]

С 2004 г. проводились работы российских предприятий, включая НПО Энергомаш, с Корейским институтом аэрокосмических исследований (Южная Корея) по созданию Корейской космической системы запуска (KSLV). В рамках программы сотрудничества была создана наземная инфраструктура, разработана первая ступень ракеты-носителя KSLV-1. НПО Энергомаш обеспечил изготовление, сертификацию и поставку двигателей первой ступени.[71]

Международное сотрудничество на современном этапе работы ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» является важным и значимым элементом деятельности предприятия.[72]

[править] Экспортный контроль

В ОАО «НПО Энергомаш» действует внутрифирменная программа экспортного контроля.[73]

Для предприятия, получающего доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, создание внутрифирменных программ экспортного контроля является подтверждением накопленного, положительного опыта практической работы по международным космическим программам.[74]

В ноябре 2010 г. «НПО Энергомаш» получило, в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле», сроком на 3 года государственную аккредитацию организации создавшей внутрифирменную программу экспортного контроля, что подтверждено Свидетельством Федеральной службы по техническому и экспортному контролю № 014 от 2 ноября 2010 г.[75]

Данное свидетельство позволяет в ряде случаев упростить порядок таможенного оформления товаров, информации, услуг и оперативно, выполняя условия контрактов, производить по гарантийным обязательствам экспорт материальной части ракетных двигателей РД-171М, РД-180.[76]

[править] Новые разработки

Ракетный двигатель РД-191
Ракетный двигатель РД-191

[править] РД-191

В НПО Энергомаш ведётся разработка однокамерного ЖРД РД-191 для семейства новых российских РН «Ангара». Двигатель также основан на конструкции двигателя РД-170. Двигатель РД-191 представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным ТНА. В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация, в 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191, завершена подготовка производства. В мае 2001 г собран первый доводочный двигатель РД-191. Первое огневое испытание двигателя РД-191 проведено в июле 2001 г. В 2009 г успешно проведено 3 огневых стендовых испытания РД-191 в составе первой ступени (УРМ-1).[77]

[править] Трёхкомпонентные двигатели

Особый интерес среди специалистов аэрокосмической промышленности всего мира вызывают проекты трехкомпонентных двухрежимных ЖРД семейства РД-700. Такие двигатели обеспечивают последовательную работу: сначала на I режиме — на трех компонентах (кислород — керосин — водород) с максимальной тягой, а затем на II режиме — на двух компонентах (кислород — водород) с максимальным удельным импульсом. Предусматривается многократное (до 15 раз) использование двигателя. Двухкамерный двигатель РД-701 был предназначен для авиакосмической системы МАКС, а однокамерный двигатель РД-704 может послужить основой для реализации перспективной концепции одноступенчатой ракеты — носителя с вертикальным взлетом и посадкой.[78]

Трёхкомпонентный двигатель мог бы применяться в качестве двигателя и первой, и второй ступени. На первой ступени он использует хорошо освоенные компоненты: кислород, жидкий керосин, а если добавить ещё около 5 % водорода, то значительно увеличится удельный импульс — одна из главных энергетических характеристик двигателя, а это значит, что можно отправить в космос больше полезного груза. На первой ступени вырабатывается весь керосин с добавкой водорода, а на второй тот же самый двигатель переходит от работы на трехкомпонентном топливе на двухкомпонентное — водород и кислород.[79]

НПО Энергомаш провело испытания экспериментального трехкомпонентного ЖРД, смесительная головка которого содержит 19 форсунок, разрабатываемых для камеры основного двигателя РД-704. Впервые в истории двигателестроения экспериментальными исследованиями была подтверждена возможность сгорания трёх компонентов в одном огневом пространстве с достижением высокой эффективности горения, что доказывает принципиальную возможность создания нового поколения ЖРД.[80]

[править] Двигатель с замкнутым контуром привода турбины

В НПО Энергомаш ведутся работы по исследованию концепции двигателя нового направления — с замкнутым контуром привода турбины. Реализация такой схемы ЖРД может привести к получению значительных выгод по сравнению с эксплуатирующимися ЖРД открытых или замкнутых схем.[81]

[править] Ссылки

[править] Официальный сайт

[править] Видео

[править] ЖЖ

[править] Рунет

[править] Примечания

  1. [1][2]
  2. [3][4]
  3. История предприятия[5]
  4. Российские двигатели обеспечили 48 % космических пусков. 2 декабря 2014
  5. История предприятия[6]
  6. История предприятия[7]
  7. История предприятия[8]
  8. История предприятия[9]
  9. История предприятия[10]
  10. История предприятия[11]
  11. История предприятия[12]
  12. История предприятия[13]
  13. История предприятия[14]
  14. История предприятия[15]
  15. История предприятия[16]
  16. История предприятия[17]
  17. История предприятия[18]
  18. История предприятия[19]
  19. История предприятия[20]
  20. История предприятия[21]
  21. История предприятия[22]
  22. История предприятия[23]
  23. История предприятия[24]
  24. История предприятия[25]
  25. История предприятия[26]
  26. История предприятия[27]
  27. История предприятия[28]
  28. История предприятия[29]
  29. История предприятия[30]
  30. История предприятия[31]
  31. История предприятия[32]
  32. История предприятия[33]
  33. История предприятия[34]
  34. История предприятия[35]
  35. История предприятия[36]
  36. История предприятия[37]
  37. История предприятия[38]
  38. История предприятия[39]
  39. История предприятия[40]
  40. История предприятия[41]
  41. История предприятия[42]
  42. История предприятия[43]
  43. История предприятия[44]
  44. [45][46]
  45. [47][48]
  46. Внешнеэкономическая деятельность[49]
  47. Внешнеэкономическая деятельность[50]
  48. Внешнеэкономическая деятельность[51]
  49. Внешнеэкономическая деятельность[52]
  50. Внешнеэкономическая деятельность[53]
  51. Внешнеэкономическая деятельность[54]
  52. Внешнеэкономическая деятельность[55]
  53. Внешнеэкономическая деятельность[56]
  54. Внешнеэкономическая деятельность[57]
  55. Внешнеэкономическая деятельность[58]
  56. Внешнеэкономическая деятельность[59]
  57. Внешнеэкономическая деятельность[60]
  58. Внешнеэкономическая деятельность[61]
  59. Внешнеэкономическая деятельность[62]
  60. Внешнеэкономическая деятельность[63]
  61. Внешнеэкономическая деятельность[64]
  62. Внешнеэкономическая деятельность[65]
  63. Внешнеэкономическая деятельность[66]
  64. Внешнеэкономическая деятельность[67]
  65. Внешнеэкономическая деятельность[68]
  66. Внешнеэкономическая деятельность[69]
  67. Внешнеэкономическая деятельность[70]
  68. Внешнеэкономическая деятельность[71]
  69. Внешнеэкономическая деятельность[72]
  70. Внешнеэкономическая деятельность[73]
  71. Внешнеэкономическая деятельность[74]
  72. Внешнеэкономическая деятельность[75]
  73. Внешнеэкономическая деятельность[76]
  74. Внешнеэкономическая деятельность[77]
  75. Внешнеэкономическая деятельность[78]
  76. Внешнеэкономическая деятельность[79]
  77. История предприятия[80]
  78. История предприятия[81]
  79. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  80. История предприятия[82]
  81. История предприятия[83]
Ракетное двигателестроение России
История  СССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Компании  НПО ЭнергомашГКНПЦ им. М. В. Хруничева (Конструкторское бюро химавтоматики, Воронежский механический завод, Протон-ПМ) • Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК-Кузнецов, ОДК-Сатурн) • НПО «Искра»
Ракетные двигатели  РД-180РД-181РД-191РД-276РД-107РД-171МРД-275М
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Российские компании-экспортёры
Машиностроение  АвиастарАвтоВАЗАлмаз-АнтейАрзамасский машиностроительный заводАрсеналВертолёты РоссииИлКазанский вертолётный заводКамАЗКБ приборостроенияКомсомольский-на-Амуре авиационный заводКонцерн «Вега»Корпорация Аэрокосмическое оборудованиеКурганский машиностроительный заводНПЦ газотурбостроения «Салют»НПК ИркутНПО МашиностроенияОДК-СатурнНПО ЭнергомашОбъединённые машиностроительные заводыПО КристаллРадиотехнические и информационные системыРКК ЭнергияРособоронэкспортРыбинские моторыСиловые машиныСухойТактическое ракетное вооружениеТВЭЛТрансмашхолдингУлан-Удэнский авиационный заводУфимское моторостроительное производственное объединениеЭлара
Чёрная металлургия  Evraz Group (ЗСМК) • АмурметаллВанадий-ТулачерметВИЗ-СтальГруппа МДМИжстальЛебединский ГОКМагнитогорский металлургический комбинатМеталлоинвестМечелНоволипецкий металлургический комбинатНостаОскольский электрометаллургический комбинатСеверстальТаганрогский металлургический заводЧелябинский электрометаллургический комбинат
Цветная металлургия  Волгоградский алюминийВолховский алюминийВСМПО-АвисмаКыштымский медеэлектролитный заводНадвоицкий алюминиевый заводНовотроицкий завод хромовых соединенийНорильский никельПО РежникельПодольский завод цветных металловРусалСоликамский магниевый заводСтупинская металлургическая компанияСУАЛСухоложский завод ВторцветметУГМК-ХолдингУфалейникельЧелябинский электролитный цинковый заводЭлектроцинк
Химическая и нефтехимическая промышленность  АзотАК СибурАкронАммофосАнгарский завод полимеровБалаковорезинотехникаБашагрохимБашнефтехимВолгопромхимВолжский оргсинтезВоскресенские минеральные удобренияИнтерхимпромКаустикКуйбышевазотНевинномысский азотНижнекамскнефтехимОрганический синтезСалаватнефтеоргсинтезТольяттиазотУралкалийУфахимпромЩекиноазот
Пищевая промышленность  БалтикаМарс
Угольная промышленность  КузбассразрезугольСУЭКЯкутуголь
Прочие компании  АЛРОСААрхбумБайкальский ЦБКБашнефтьВолгаГазпромГазпром нефтьИлим Палп ЭнтерпрайзИнтер РАОИтераКондопогаМосковская нефтяная компанияЛУКойлРоснефтьНовоенисейский ЛХКПолярное сияниеСегежский ЦБКСоликамскбумпромСоломбальский ЛДКСургутнефтегазСыктывкарский ЛПКТатнефтьТюменская нефтяная компанияУсть-Илимский ЛДЗ
Прочее  Крупнейшие российские компании-экспортёры


Компании России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
ОПК  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальОДК-СатурнМоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеИжмаш
Авиационная промышленность  ОАКМиГКазанский авиационный заводВертолёты РоссииАвиастар-СПИркутКомсомольский-на-Амуре авиационный завод
Судостроение  Объединённая судостроительная корпорацияСеверная верфьСеверное машиностроительное предприятиеАдмиралтейские верфиПСЗ «Янтарь»Балтийский заводЗвездочкаВыборгский судостроительный заводАмурский судостроительный заводДВЗ «Звезда»Красное СормовоКрыловский государственный научный центрСредне-Невский судостроительный завод
Двигателестроение  ОДК-СатурнОДК-КлимовПермский моторный заводММП им. В. В. ЧернышёваНПЦ газотурбостроения «Салют»АвтодизельУфимское моторостроительное производственное объединение
Сельскохозяйственное машиностроение  РостсельмашХК «Тракторные заводы»
Энергетическое машиностроение и урановый цикл  Силовые машиныМосковский электрозаводЭлсибЭмАльянсОбъединенные машиностроительные заводыЗиО-ПодольскНИИ НПО «Луч»ОКБ «Гидропресс»Пролетарский заводНевский заводКалужский турбинный заводКрасный котельщик‎Сибэнергомаш - Барнаульский котельный заводЭМК-АтоммашУралэлектротяжмашЧеховэнергомашБелэнергомашЗавод турбинных лопатокЛенинградский металлический заводЭлектросила
Ракетно-космическая промышленность  РКК «Энергия»НПО машиностроенияМосковский институт теплотехникиГосударственный космический научно-производственный центр им. М. В. ХруничеваНПО ЭнергомашГосударственный ракетный центр им. В. П. МакееваРКЦ «Прогресс»Российский научно-исследовательский институт космического приборостроенияИнформационные спутниковые системы им. М. Ф. РешетнёваНаучно-производственное объединение имени С. А. ЛавочкинаВсероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А. Г. ИоисифянаНаучно-испытательный центр ракетно-космической промышленностиЦНИИ «Комета»ЦКБ тяжёлого машиностроенияАрсенал им. М. И. ФрунзеВоткинский заводРадиотехнический институт имени академика А. И. БергаНПЦ автоматики и приборостроенияКурчатовский институт
Транспортное машиностроение  ТрансмашхолдингУралвагонзаводАлтайвагонзаводРузаевский завод химического машиностроенияКоломенский заводТверской вагоностроительный завод
Автомобильная промышленность  Русские машиныГАЗАвтоВАЗСоллерсЗИЛКамАЗVolga-SiberХендэ Мотор Мануфактуринг Рус
Станкостроение  СединРязанский станкозаводСтерлитамакский станкостроительный заводСавёловский машиностроительный заводИвановский завод тяжелого станкостроения
Радиоэлектронная промышленность  СитрониксАнгстремКонцерн «Вега»Концерн «Созвездие»ОАО «Светлана»Научно-производственное предприятие «Полёт»Корпорация Аэрокосмическое оборудование
Энергетика  ФСК ЕЭСРусГидроРосатомРосэнергоатомТВЭЛЭнергоатомИнтер РАОХолдинг МРСКИркутская сетевая компанияЛенэнергоМОЭСКТюменьэнергоЕвросибэнергоИркутскэнергоЭнергетические системы ВостокаКомплексные энергетические системыТатэнергоБашкирэнергоЯкутэнергоОбъединенный институт ядерных исследованийОГК-1ОГК-2ОГК-3ОГК-4ОГК-5ОГК-6ТГК-1ТГК-2МосэнергоТГК-4ТГК-5ТГК-6ТГК-7ТГК-8ТГК-9ТГК-10ТГК-11ТГК-12ТГК-13ТГК-14РАО «ЕЭС России»Атомэнергопроект
Нефтегазовая промышленность  БашнефтьГазпромРоснефтьЛУКойлТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьСлавнефтьНоватэкЮКОССахалин-1Томскнефть
Угольная промышленность  СибуглеметСУЭКГруппа БелонРусский угольРаспадскаяКузбассразрезугольПолосухинская
Металлургия и добывающая промышленность  Evraz Group (Западно-Сибирский металлургический комбинатНовокузнецкий металлургический комбинат) • Норильский никельСеверстальРусалНижнетальгильский металлургический комбинатКачканарский ГОКМагнитогорский метизный заводНоволипецкий металлургический комбинатУГМКМечелМеталлоинвестОбъединённая металлургическая компанияТрубная металлургическая компанияЧТПЗАЛРОСАПромышленно-металлургический холдингРусская медная компанияЧелябинский электрометаллургический комбинатПолюсЭСТАРАмурметаллМагнезитМеталлургический завод «Электросталь»Русская горнорудная компанияСоюзметаллресурсКомпания «Вольфрам»Приморский ГОККировградский завод твердых сплавовНовосибирский оловянный комбинатМинерал ГруппСоликамский магниевый заводЭнергопром МенеджментКаменск-Уральский металлургический заводКрасноярский завод цветных металловВыксунский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинат
Химическая промышленность  ЕврохимУралкалийФосагроСильвинитАкронДорогобужСИБУР ХолдингТатаро-американские инвестицииАмтелУфанефтехимСаянскхимпластТольяттиазотТрансаммиакКуйбышевазотЗавод Полимеров Кирово-чепецкого химического комбинатаНикохимУралхимНижнекамскшинаРоссийский научный центр «Прикладная химия»
Промышленность строительных материалов  Евроцемент группНоворосцементСибирский цементСебряков-цементМордовцементВостокцементРАТМ Цемент Холдинг
Лесопромышленный комплекс  Континенталь МенеджментГруппа «Илим»ОАО «Кондопога»Балахнинский бумажный комбинатАрхангельский ЦБКБайкальский целлюлозно-бумажный комбинат
Фармацевтическая промышленность  ФармстандартВерофармСИА ИнтернешнлПротэкХимрарНПО Микроген МЗ РФМосхимфармпрепаратыОтечественные лекарства (Валента)»Фарм-центрФармсинтезФармстандарт-лексредства
Пищевая промышленность и АПК  Вимм-Билль-ДаннГруппа «Разгуляй»Зерновая компания «Настюша»ЮнимилкМираторгГруппа ЧеркизовоГруппа компаний «Доминант»Солнечные продуктыРусагроПродимекс-холдингЭФКОХолдинговая компания «Золотой Колос»Вамин ТатарстанЮг РусиОГОПродоАркадаСтойленская ниваСАХОПриоскольеОптифудБелгранкормТалинаЗАО фирма «Агрокомплекс»Красный Восток АгроАгро-БелогорьеСибирская Аграрная ГруппаМоссельпромЭксимаПтицефабрика РоскарАвидаРусские фермыРусское мореРосспиртпромЭркен-Шахарский сахарный заводБассольЛебедянскийЧистая водаСибирский берегАбрау-Дюрсо
Лёгкая промышленность  SelaГлория Джинс
Строительство  ПИКСУ-155ЛСРДСК-1ГлавстройИнтекоСтарградТрест Камдорстрой
Связь  СвязьинвестАФК «Система»ВымпелкомМегафонМежрегиональный ТранзитТелекомТаттелекомПочта РоссииРТРСКосмическая связьМГТСМТСТранстелеком
СМИ  ВГТРКОстанкиноРИА НовостиПервый каналПетербург-Пятый каналИТАР-ТАССRussia TodayГолос РоссииГазпром-медиа
Транспорт  ТранснефтьРоссийские железные дорогиСовременный коммерческий флотНовошипДальневосточное морское пароходствоПриморское морское пароходствоМурманское морское пароходствоСеверо-западное пароходствоМорской порт Санкт-ПетербургаМосковское речное пароходствоОбь-Иртышское речное пароходствоВолжское пароходствоЛенское объединенное речное пароходствоНовороссийский морской торговый портРостовский портАэрофлотАвиакомпанияАвиакомпания СибирьТрансаэроЮТэйрУральские авиалинииМеждународный аэропорт ШереметьевоМеждународный аэропорт «Владивосток»Ист-лайнМеждународный аэропорт «Внуково»Международный аэропорт «Пулково»Международный аэропорт «Сочи»Аэропорт КольцовоАэропорт ТолмачевоМеждународный аэропорт «Калининград»Дальневосточная транспортная группаРосморпортАэропорт НовыйВнуковские авиалинии
Торговля  X5 Retail Group N.V.МагнитДикси ГруппОАО «Лента»Седьмой конитнентГруппа компаний «Виктория»Торговый дом «Копейка»Аптечная сеть 36,6ЕвросетьИНВАЭльдорадо
Финансы  ИнкомбанкВЭБМежкомбанкОНЭКСИМбанкСбербанк РоссииВТБВТБ-ЛизингРосагролизингНефтяной
Гостиницы  МетропольАлтайЗолотой колосВосход
Другие компании  ABBYYAVVAKaspersky LabM2M TelematicsАгентство по страхованию вкладовАО «ЛогоВАЗ»Арзамасский машиностроительный заводАрсеналАтомредметзолотоАтомстройэкспортБашкирская топливная компанияВластилинаВолгограднефтемашГазпроминвестхолдингГазпром нефтьГорно-химический комбинатГрознефтегазДелко-2Илим ПалпКЭС-ХолдингКиришинефтеоргсинтезКонструкторское бюро машиностроенияКриогенмашКурганский машиностроительный заводКБ приборостроенияЛарс-МаркетЛидер–ресурсМедиа-МостМетахимМосковский нефтеперерабатывающий заводММММикронНТ-МДТОбъединённые машиностроительные заводыОптоганОпытный завод «Луч»РособоронэкспортРадиотехнические и информационные системыРеалбаза хлебопродуктовРоссийская венчурная компанияРоссийская корпорация нанотехнологийРоствертолРусский дом «Селенга»СИБУРПЭТФСело ВорошиловаСухойТ-платформыТермофорТехснабэкспортТибетУнихимтекУралпластикУральский асбестовый ГОКУфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкцийХопёр-ИнвестЧараЧепецкий механический заводЭлараЯндекс
Прочее  Машиностроительные компанииКомпании цветной металлургииКомпании чёрной металлургииЭлектроэнергетические компанииКомпании розничной торговлиТелекоммуникационные компанииЧОПыГосударственные компанииДоля компаний на мировом рынкеКрупнейшие российские компании-экспортёрыНарушения законодательстваЗарубежная деятельностьЗакупки компаний
Личные инструменты