Самолётостроение Украины

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Самолётостроение Украины — основная отрасль авиационной промышленности Украины.

На Украине имеются компании по разработке и серийному производству самолётов, а также ряда самолётных комплектующих.[1] До 2016 года на Украине выпускали транспортные и ближнемагистральные пассажирские самолёты, в настоящее время серийное производство самолётов приостановлено (последний выпущенный самолёт был передан заказчику в июне 2015 года).[2]

В 2000-х и первой половине 2010-х годов производство самолётов на Украине составляло от 1 до 6 единиц в год.[3] Так, за 2015 год было выпущено всего два самолёта: Ан-158 для Кубы и Ан-148 для КНДР. В 2016—2022 годах не выпущено ни одного серийного самолёта.

Содержание

[править] Компании

Основным предприятием самолётостроения на Украине является государственная компания «Антонов».[4] Её специализация в сфере самолётостроения — выпуск пассажирских и транспортных самолётов.[5] Кроме того, выпуск самолётов до 2014 года осуществляло Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП).[6]

Производственные мощности на Украине позволяют выпускать ежегодно 24 самолёта (12 самолётов на заводе в Киеве и ещё 12 на харьковском заводе), однако фактически в последние годы выпускалось в разы меньше, а с 2016 года серийный выпуск был приостановлен.[7][8]

[править] Антонов

В последние годы производство самолётов компанией «Антонов» ограничивается несколькими единицами в год. Так, по итогам 2014 года компания «Антонов» произвела два новых самолёта (оба — Ан-158), эти самолёты были поставлены на Кубу при помощи российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко». Кроме того, в 2014 году в рамках кооперации с Воронежским авиазаводом (ВАСО) по производству Ан-148 было изготовлено и передано пять самолётокомплектов.[9][10][11]

Доход компании «Антонов» в 2013 году составил 3,27 млрд гривен, прибыль — 39 млн гривен (в 2012 году — 3,22 млрд гривен и 39,3 млн гривен соответственно).[12] Большая часть выручки приходится не на самолётостроение, а на грузовые авиаперевозки, которые осуществляет авиакомпания «Авиалинии Антонова», являющаяся структурным подразделением компании «Антонов».

По состоянию на август 2016 года на Серийном заводе «Антонов» на разных стадиях производства находились 10 самолётов семейства Ан-148 и Ан-158. Также, по контракту с компанией из Саудовской Аравии выполнялась постройка самолёта-демонстратора Ан-132D.[13]

Последний раз передача готового самолёта заказчику состоялась в июне 2015 года. Это был шестой самолёт Ан-158 в рамках контракта с авиакомпанией Cubana de Aviacion (Куба).[14]

В сентябре 2014 года недавно назначенный руководитель компании «Антонов» Сергей Меренков так охарактеризовал деятельность компании: «Сейчас предприятие, если говорить об основной его деятельности, живёт за счёт выполнения заказа от российской лизинговой компании „Ильюшин финанс Ко“ на 12 самолётов Ан-148/-158, подписанного ещё в 2010 году. К настоящему времени заказ выполнен наполовину — поставлены пять Ан-158 и один Ан-148. Других заказов за последние четыре года не появилось. Но реально, еще раз повторюсь, 70-80 % доходов, подчеркну, авиастроительного предприятия поступают от „непрофильной“ деятельности — грузовых авиаперевозок на самолётах Ан-124 „Руслан“ авиакомпании „Авиалинии Антонова“, которая является структурным подразделением ГП „Антонов“. Таким образом, поставка самолётов, их послепродажный сервис и инжиниринговые услуги приносят в бюджет „Антонова“ не более 20-30 %. С точки зрения ведения авиастроительного бизнеса ситуация поставлена с ног на голову.»[15]

[править] ХГАПП

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) за 2014 год выпустило один самолёт (Ан-74Т-200, поставлен Погранслужбе Казахстана). С тех пор ни одного самолёта на предприятии выпущено не было.

[править] Портфель заказов на самолёты

По состоянию на август 2016 года у компании «Антонов» 18 твёрдых заказов на самолёты:[16]

Кроме этого у «Антонова» имелись предварительные соглашения на поставку более 70 самолётов Ан-148, Ан-158, Ан-178 и Ан-132 авиаперевозчикам из ОАЭ, Саудовской Аравии и Китая.[17]

В сентябре 2016 года в блоге ЦАСТа отмечалось: «У Антонова сейчас по факту нет ни одного действующего контракта на самолеты со сдачей в 2016—2017 гг.<…> Три Ан-148 для МОУ [Министерства обороны Украины] — больше виртуальные и финансирования под них, как можно понять, нет. Второй опытный Ан-178 (и он же второй для азербайджанцев) тоже только начали делать и даже по графику сдадут в 2018 г. С Ираком непонятный договор со сроками поставок как бы не с 2019 г. (и тоже вилами по воде писан). <…> По последним слухам им [Азербайджану] отдадут два опытных Ан-178, которые, видимо, и останутся единственными в нынешнем облике. Самолет все равно нуждается в полном перепроектировании (на что, как можно понять, пытаются развести Ирак).»[18][19]

[править] Проектируемые самолёты

[править] Ан-178

16 апреля 2015 года состоялась выкатка первого лётного экземпляра перспективного среднего транспортного самолёта Ан-178. Ан-178 — рамповый двухмоторный высокоплан. Он способен перевозить до 18 тонн груза на расстояние свыше 1000 км и 10 тонн — на расстояние около 4000 км. Стоимость одной единицы ориентировочно составляет около $40 млн.[20]

Ан-178 создан на базе гражданского пассажирского самолёта Ан-158.[21] В отличие от Ан-158, Ан-178 имеет заново спроектированный фюзеляж увеличенного сечения, рампу и в дальнейшем получит модифицированную силовую установку Д-436-148ФМ с увеличенной тягой на взлётном режиме.[22]

Значительная доля покупаемых комплектующих изделий и материалов для производства самолётов семейства Ан-158/178 поставляется российскими компаниями — в частности, основные и передние опоры шасси производятся и поставляются нижегородским ОАО «Гидромаш».[23]

Как коммерческий грузовой самолёт Ан-178 попадает в самый конкурентный класс, где давно господствуют «грузовики» типа Boeing 737, Airbus A-320 и McDonnell Douglas DC-9 и MD-80 всех серий. Эти семейства — самые распространённые в мире. Новый, да ещё специализированный самолёт на рынке перевозок генеральных грузов, размещаемых на паллетах, не конкурирует с ними по определению. Ан-178 может представлять интерес в сегменте перевозки части номенклатуры «морских» контейнеров, но и тут есть чисто технические нюансы, которые в целом ставят под сомнение правильность концепции этого проекта как замены Ан-12.[24]

Как военный транспортник Ан-178 позиционируется на замену самолёту Ан-12. По мнению бывшего руководителя компании «Антонов» Сергея Меренкова, реально заменить самолёт Ан-12 не получится — ни по требованиям боевой устойчивости, ни по возможностям посадочного десантирования, ни по базированию.[25]

[править] Ан-132

В сентябре 2015 года компания «Антонов» начала производство первого опытного образца самолёта Ан-132.[26]

31 марта 2017 года совершил первый полёт самолёт-демонстратор Ан-132D.[27]

По словам президента предприятия Михаила Гвоздёва, Ан-132 — это первый самолёт в линейке «Антонова», который будет произведен полностью без российских комплектующих.[28]

У «Антонова» подписан меморандум о намерении совместного производства 80 самолётов Ан-132 для Саудовской Аравии. По словам Гвоздёва, часть самолётов будет производиться в Украине. Одновременно с этим в Саудовской Аравии будут создаваться мощности для производства этого самолёта и компонентов на территории Саудовской Аравии.[29]

Интеллектуальная собственность на самолёт разделена в равных долях между двумя сторонами. Стоимость самолёта пока не называется. По словам Гвоздёва, идёт формирование комплектующих и систем, которые будут установлены на нём.[30]

Ан-132 будет оснащаться двигателями Pratt & Whitney — это пожелание заказчика. Решение о том, будет ли подписан твёрдый контракт на 80 самолётов, потребность в которых существует в Саудовской Аравии, будет принято после поставки «Антоновым» опытного образца.[31]

[править] Ан-188

В настоящее время предприятие «Антонов» ведёт работы по созданию нового среднего транспортного самолёта на базе Ан-70. Планируется, что новый Ан-188 будет оснащён оборудованием и двигателями западного производства.[32]

Ан-70 — проект транспортного самолёта, тянущийся уже 30 лет, который полностью «завязан» на Россию. Не менее 90 % комплектующих изделий в этом самолёте — из России, включая уникальные винтовентиляторы. Владение интеллектуальной собственностью на Ан-70 ещё несколько лет назад было поделено с той же Россией 50:50. В Киеве даже не начинали подготовку производства в части агрегатной сборки всего самолёта — только фюзеляжей, рассчитывая в остальном на Россию.[33]

В сентябре 2014 года руководитель компании «Антонов» Сергей Меренков заявил, что в нынешних реалиях этот проект не жизнеспособен. Замена всех российских комплектующих возможна, но это, по сути, перепроектирование самолёта, на который заказов — всего 2 единицы для ВВС Украины. А о заказе со стороны российских военных — на 60 машин можно забыть.[34]

[править] Пассажирский самолёт с пассажировместимостью 130—210 мест

Решение о создании пассажирского самолёта с пассажировместимостью 130—210 мест было принято на заседании Научно-технического совета предприятия «Антонов» 12 июня 2017 года. 15 августа 2017 года президент ГП «Антонов» А. А. Коцюба подписал приказ о сформировании комплексной рабочей группы «с целью формирования облика перспективного самолета, отработки современной технологии его проектирования, производства и поддержания в эксплуатации на протяжении его жизненного цикла». Руководителем группы назначен Главный конструктор по перспективному проектированию С. А. Филь, результаты работы группы должны быть представлены до 30 ноября 2018 года.[35]

[править] Лизинг для самолётов производства Украины

Финансовым партнёром «Антонова» долгое время выступала российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко». «РФ сама находила заказчиков для украинского завода. Например, в Северную Корею и на Кубу самолеты продавались в счет государственного кредита, предоставляемого Россией этим странам», — говорит Юлий Киселёв, экс‑секретарь наблюдательного совета авиакомпании «ЮТэйр-Украина».[36]

Украина предпринимала попытки организовать собственную лизинговую компанию. Но все они заканчивались фиаско. К примеру, в 2006 году Минтранссвязи Украины создало лизинговую компанию «Лизингтехтранс» (позже переименована в «Антонов‑Финанс»), которой из бюджета было выделено 486 млн гривен. На эти деньги планировалось закупить и передать в лизинг авиакомпаниям шесть самолётов Ан‑148. Но эти планы так и остались на бумаге: в сентябре 2010 года коллегия Счетной палаты установила, что выделенные средства использовались неэффективно.[37]

В 2011 году чиновники попытались реанимировать лизинговую программу. Предполагалось, что правительство будет работать над удешевлением кредитов для «Антонова» и посредника лизинговой схемы, что и создаст предпосылки для дешевого лизинга. «За счет компенсаций [из бюджета процентов по кредиту] авиакомпании смогут платить за лизинг самолетов 2-2,5 % годовых от стоимости самолета. Таким образом, мы обеспечим украинскому авиазаводу те правила продажи самолетов, по которым работают его прямые конкуренты — Embraer и Bombardier», — заверял в 2011 году вице‑премьер, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, пообещавший закупку по этой схеме 50 самолётов «Антонова». На деле в эксплуатацию было передано лишь два Ан‑148 ещё при первой попытке запустить эту программу: один — «Международным авиалиниям Украины», второй — «АэроСвіту». А «Ильюшин Финанс Ко» продолжал продавать украинские самолёты даже после начала боевых действий на Донбассе.[38]

[править] Связи с Россией

Самолётостроение Украины тесно связано с Россией. Во время своего выступления на девятом заседании Межпарламентской комиссии по вопросам сотрудничества Верховной Рады Украины и Федерального Собрания РФ Генеральный конструктор ГК «Антонов» Дмитрий Кива презентовал продукцию своего предприятия, где нет ни одного проекта, доля России в котором составляла бы менее 50 %. В частности, в производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которых изготавливается свыше 60 % комплектующих самолёта. Доля российской продукции в финальной стоимости Ан-140 составляет около 70 %.[39]

В 2010 году было подписано соглашение между Россией и Украиной о создании на паритетной основе совместного предприятия, предназначенного для продаж самолётов «Ан», а также разработки новых моделей и позиционировании их на мировом рынке.[40]

Однако после событий 2014 года сотрудничество между странами в самолётостроении стало резко сокращаться.

По состоянию на сентябрь 2016 года сотрудничество между Россией и Украиной в самолётостроении было фактически свёрнуто.[41]

[править] Прибыльность производства

29 ноября 2016 года президент корпорации Украинская авиастроительная компания (УАК) Михаил Гвоздёв заявил: «За последние 10 лет ни один самолет не построен с прибыльностью».[42]

[править] Потребность в финансировании

29 ноября 2016 года президент корпорации Украинская авиастроительная компания (УАК) Михаил Гвоздёв заявил, что УАК нашла все необходимые комплектующие для самолётов на замену российским, но для их окончательной локализации в Украине и закупке за рубежом необходимо $77,5 млн. Помимо этого компании «Антонов» необходимы средства для обновления производственных мощностей. Всего, для запуска серийного производства в 2018 году компании необходимо $703,2 млн.[43]

[править] Оценки

В сентябре 2017 года директор компании Friendly Avia support Александр Ланецкий заявил: «В мире нет свободных ниш, нет никого, кто ждёт самолёты „Антонова“. Есть масса производителей, начиная с бразильцев, канадцев, американцев, итальянцев и заканчивая китайцами.» По его словам, одно время «Антонов» зарабатывал, поставляя самолёты государствам, которые не хотели или не могли покупать машины западного производства. Это вооружённые силы России, Ирана, Северная Корея, Куба. Другим странам, по мнению Ланецкого, украинские самолёты не нужны. Разве что американцы могли бы заказать «Антонову» машины для карманного правительства какой-то банановой республики и заплатить за 10 воздушных судов вперёд. «Это стало бы выходом. Можно было бы договориться, что мы делаем самолёты, а недостающее оборудование на них поставляют западные предприятия. Но это требует большой кропотливой работы руководства завода, корпорации и страны», — сказал Ланецкий.[44]

[править] Показатели

[править] Производство самолётов

Производство новых самолётов авиационной промышленностью Украины (данные журнала «Взлёт»):[45]

  • 2001 год: 1 шт
  • 2002 год: 4 шт
  • 2003 год: 4 шт
  • 2004 год: 4 шт
  • 2005 год: 5 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 1 шт
  • 2008 год: 4 шт
  • 2009 год: 2 шт
  • 2010 год: не менее 3 шт

Производство новых самолётов на Украине (данные агентства «Кредит-Рейтинг»):[46]

  • 2002 год: 4 шт
  • 2003 год: 4 шт
  • 2004 год: 3 шт
  • 2005 год: 5 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 4 шт
  • 2009 год: 4 шт
  • 2010 год: 4 шт
  • 2011 год: 4 шт

Выпуск самолётов на Украине (данные телеканала «112»):[47]

  • 2002 год: 4 шт
  • 2003 год: 4 шт
  • 2004 год: 3 шт
  • 2005 год: 5 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 4 шт
  • 2009 год: 4 шт
  • 2010 год: 4 шт
  • 2011 год: 4 шт
  • 2012 год: 6 шт
  • 2013 год: 3 шт
  • 2014 год: 2 шт
  • 2015 год: 2 шт
  • 2016 год: 0 шт
  • 2017 год: 0 шт

[править] Поставки заказчикам новых самолётов

Поставки заказчикам новых самолётов авиационной промышленностью Украины:[48]

  • 2001 год: 0 шт
  • 2002 год: 3 шт
  • 2003 год: 3 шт
  • 2004 год: 5 шт
  • 2005 год: 6 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 5 шт
  • 2009 год: 3 шт
  • 2010 год: не менее 2 шт

Поставки заказчикам новых самолётов производства ХГАПП:[49]

  • 2000 год: 1 шт
  • 2001 год: 1 шт
  • 2002 год: 3 шт
  • 2003 год: 4 шт
  • 2004 год: 6 шт
  • 2005 год: 4 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 0 шт
  • 2009 год: 1 шт
  • 2010 год: 2 шт
  • 2011 год: 1 шт
  • 2012 год: 2 шт
  • 2013 год: 1 шт
  • 2014 год: 1 шт
  • 2015 год: 0 шт
  • 2016 год: 0 шт

[править] Типы самолётов

Производство самолётов Ан-74 на Украине:[50][51]

  • 2002 год: 0 шт
  • 2003 год: 0 шт
  • 2004 год: 0 шт
  • 2005 год: 1 шт
  • 2006 год: 0 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 0 шт
  • 2009 год: 3 шт
  • 2010 год: 0 шт
  • 2011 год: 1 шт

Производство самолётов Ан-158 на Украине:[52]

  • 2011 год: 0 шт
  • 2012 год: 1 шт
  • 2013 год: 2 шт
  • 2014 год: 2 шт
  • 2015 год: 1 шт
  • 2016 год: 0 шт

Производство самолётов Ан-148 на Украине:[53]

  • 2002 год: 0 шт[54]
  • 2003 год: 0 шт[55]
  • 2004 год: 0 шт[56]
  • 2005 год: 0 шт[57]
  • 2006 год: 0 шт[58]
  • 2007 год: 0 шт[59]
  • 2008 год: 0 шт[60]
  • 2009 год: 1 шт[61]
  • 2010 год: 1 шт[62]
  • 2011 год: 1 шт[63]
  • 2012 год: 2 шт[64]
  • 2013 год: 1 шт[65]
  • 2014 год: 0 шт[66]
  • 2015 год: 1 шт[67]
  • 2016 год: 0 шт[68]

Производство самолётов Ан-140 на Украине:[69]

  • 2002 год: 3 шт[70]
  • 2003 год: 2 шт[71]
  • 2004 год: 3 шт[72]
  • 2005 год: 2 шт[73]
  • 2006 год: 0 шт[74]
  • 2007 год: 0 шт[75]
  • 2008 год: 0 шт[76]
  • 2009 год: 0 шт[77]
  • 2010 год: 0 шт[78]
  • 2011 год: 0 шт[79]
  • 2012 год: 0 шт[80]
  • 2013 год: 0 шт[81]
  • 2014 год: 0 шт[82]
  • 2015 год: 0 шт[83]
  • 2016 год: 0 шт[84]

Производство самолётов Ан-32 на Украине:[85][86]

  • 2002 год: 0 шт
  • 2003 год: 0 шт
  • 2004 год: 0 шт
  • 2005 год: 2 шт
  • 2006 год: 1 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 4 шт
  • 2009 год: 0 шт
  • 2010 год: 3 шт
  • 2011 год: 2 шт

Производство самолётов Ан-124 на Украине:[87]

  • 2002 год: 1 шт
  • 2003 год: 1 шт
  • 2004 год: 0 шт
  • 2005 год: 0 шт
  • 2006 год: 0 шт
  • 2007 год: 0 шт
  • 2008 год: 0 шт
  • 2009 год: 0 шт
  • 2010 год: 0 шт
  • 2011 год: 0 шт

[править] Перспективы

После окончания реализации программы импортозамены российских комплектующих «Антонов» планирует наладить серийное производство новых самолётов, в том числе Ан-178.[88]

[править] Ссылки

[править] Реестры самолётов

[править] Видео

[править] УНИАН

[править] UA-нет

[править] Рунет

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Цена ассоциации с ЕС для авиастроения
  2. [1]
  3. ГП «Антонов», «Укроборонпром» и Россия: полеты во сне и наяву. 10 сентября 2015
  4. Цена ассоциации с ЕС для авиастроения
  5. ГП «Антонов» хочет выпускать военные самолеты — Кива. 16 сентября 2014
  6. Справка
  7. Амбициозный проект «Антонова»: на заводе кипит работа над самым большим за годы независимости заказом. 8 сентября 2015
  8. ГП «Антонов», «Укроборонпром» и Россия: полеты во сне и наяву. 10 сентября 2015
  9. ГП «Антонов» подвел итоги 2014 года: Только два новых самолета
  10. «АНТОНОВ» подводит итог 2014 года
  11. ГП «Антонов», «Укроборонпром» и Россия: полеты во сне и наяву. 10 сентября 2015
  12. Нарвались на проверку. Что прокуратура ищет в госконцерне Антонов. 8 октября 2014
  13. ГП Антонов сейчас строит 10 самолетов. 22 августа 2016
  14. ГП Антонов сейчас строит 10 самолетов. 22 августа 2016
  15. Новый руководитель «Антонова»: Бывшей администрации предприятия есть что терять. 4 сентября 2014
  16. ГП Антонов сейчас строит 10 самолетов. 22 августа 2016
  17. ГП Антонов сейчас строит 10 самолетов. 22 августа 2016
  18. Коммент bmpd от 2016-09-11 01:33. Текст коммента: «Так это признание как бы ни о чем, поскольку реально у Антонова сейчас по факту нет ни одного действующего контракта на самолеты со сдачей в 2016—2017 гг, так что им и собирать в этом году нечего. Три Ан-148 для МОУ — больше виртуальные и финансирования под них, как можно понять, нет. Второй опытный Ан-178 (и он же второй для азербайджанцев) тоже только начали делать и даже по графику сдадут в 2018 г. С Ираком непонятный договор со сроками поставок как бы не с 2019 г. (и тоже вилами по воде писан)»
  19. Коммент bmpd от 2016-09-11 16:10. Текст коммента: «Да, по последним слухам им отдадут два опытных Ан-178, которые, видимо, и останутся единственными в нынешнем облике. Самолет все равно нуждается в полном перепроектировании (на что, как можно понять, пытаются развести Ирак)»
  20. Полеты во сне и наяву. 25 апреля 2015
  21. Ан-178 против Ил-214. Выгодно ли россиянам финансировать конкурентов? 26 февраля 2010
  22. Полеты во сне и наяву. 25 апреля 2015
  23. Полеты во сне и наяву. 25 апреля 2015
  24. Новый руководитель «Антонова»: Бывшей администрации предприятия есть что терять. 4 сентября 2014
  25. Новый руководитель «Антонова»: Бывшей администрации предприятия есть что терять. 4 сентября 2014
  26. Запущено производство совместного с Саудовской Аравией Ан-132. 7 сентября 2015
  27. [2]
  28. Запущено производство совместного с Саудовской Аравией Ан-132. 7 сентября 2015
  29. Запущено производство совместного с Саудовской Аравией Ан-132. 7 сентября 2015
  30. Запущено производство совместного с Саудовской Аравией Ан-132. 7 сентября 2015
  31. Запущено производство совместного с Саудовской Аравией Ан-132. 7 сентября 2015
  32. Новый украинский самолет Ан-70 прошел испытания. 5 октября 2015
  33. Новый руководитель «Антонова»: Бывшей администрации предприятия есть что терять. 4 сентября 2014
  34. Новый руководитель «Антонова»: Бывшей администрации предприятия есть что терять. 4 сентября 2014
  35. [3]
  36. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  37. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  38. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  39. Цена ассоциации с ЕС для авиастроения
  40. Цена ассоциации с ЕС для авиастроения
  41. Андрей Хаустов: «Появился шанс, что вторая „Мрия“ обретет свою жизнь в небе». 9 сентября 2016
  42. [4]
  43. [5]
  44. [6]
  45. Взлёт. 10.2010 октябрь
  46. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  47. Помощь с подтекстом: Почему Boeing решил спасти «Антонов» от краха?
  48. Взлёт. 10.2010 октябрь
  49. О «бедном» чиновнике замолвите слово
  50. Всех модификаций
  51. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  52. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  53. Всех модификаций
  54. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  55. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  56. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  57. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  58. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  59. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  60. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  61. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  62. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  63. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  64. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  65. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  66. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  67. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  68. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  69. Всех модификаций
  70. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  71. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  72. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  73. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  74. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  75. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  76. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  77. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  78. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  79. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  80. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  81. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  82. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  83. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  84. Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты. 13 января 2017
  85. Всех модификаций
  86. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  87. Реалии и перспективы авиастроения Украины
  88. 12-09-2016 / ГП
  89. [7]
  90. [8]
  91. [9]
Машиностроение Украины
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение


Самолёты на Украине
История  XX векXXI век
Виды  Военные самолётыГражданские самолёты
Типы местности  ГородскаяСельская
Регионы  Винницкая областьВолынская областьДнепропетровская областьЖитомирская областьЗакарпатская областьИвано-Франковская областьКиевКиевская областьКировоградская областьЛьвовская областьНиколаевская областьОдесская областьПолтавская областьРовенская областьСумская областьТернопольская областьХарьковская областьХмельницкая областьЧеркасская областьЧерниговская областьЧерновицкая область
Административные центры регионов  ВинницаДнепрЖитомирИвано-ФранковскКиевКропивницкийЛуцкЛьвовНиколаевОдессаПолтаваРовноСумыТернопольУжгородХарьковХмельницкийЧеркассыЧерниговЧерновцы
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Тема  СамолётостроениеВозраст
Личные инструменты