Машиностроение России в 2012 году
Материал из Documentation.
Агрегированный рост производства в трёх машиностроительных отраслях по итогам 2012 года составил, по оценке РИА Рейтинг 7,6 %. Это почти вдвое меньше, чем в 2011 году, однако в остальных отраслях обрабатывающего сектора темпы роста производства были ещё ниже.[1]
Результат машиностроительного комплекса в 2012 году определяли два разнополярных фактора. С одной стороны, происходило затухание спроса на инвестиционное оборудование. С другой стороны, наблюдался рост спроса на машиностроительную продукцию, предназначенную для потребительского рынка. Этот рост также постепенно слабел, но почти до самого конца года он все-таки компенсировал отрицательное воздействие первого фактора.[2]
Одним из наиболее иллюстративных показателей растущего потребительского спроса стал результат легкового автомобилестроения. Выпуск легковых автомобилей за год увеличился на 13,3 %, почти достигнув уровня в 2 млн шт. Причем рекордного уровня достигло не только производство, но и продажи. Спрос на легковые автомобили, как и на бытовую технику, по-прежнему поддерживался активным потребительским кредитованием.[3]
Вместе с тем, статистика производства инвестиционной техники была гораздо хуже. По итогам 2012 года произошло снижение производства паровых и газовых турбин, зерноуборочных комбайнов и тракторов, кузнечно-прессовых машин и деревообрабатывающих станков, металлургического оборудования, некоторых видов строительного оборудования и пр. Одним из немногих исключений в этом ряду стала железнодорожная техника. Выпуск грузовых вагонов увеличился за год на 13,3 % до рекордного уровня более 70 тыс. единиц.[4]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Автомобильная промышленность
В 2012 году российское автомобилестроение достигло очередного рекордного объема производства. Суммарное производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей превысило рубеж в 2 млн машин. Согласно данным Росстата, выпуск автомобильной техники составил по итогам 2012 года 2238 тыс. единиц, что на 13,9 % превзошло результат 2011 года.[5]
Из всех видов автомобильной техники наивысший темп роста отмечен в производстве автобусов. Производство грузовых автомобилей выросло сравнительно немного, что обусловлено замедляющимся инвестиционным спросом и конкуренцией со стороны импорта.[6]
В наибольшей степени результат отрасли был связан со значительным увеличением производства легковых автомобилей. И хотя выпуск этой продукции уступал производству автобусов по темпам в процентном выражении, но в физическом выражении прирост производства легковых автомобилей был максимальным среди всех видов автомобильной техники.[7]
Во второй половине 2012 года динамика производства автомобильной техники ухудшилась. Если в первом полугодии 2012 года рост производства легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 22,2 %, грузовых автомобилей 4,1 %, автобусов — 51,3 %, то во втором полугодии, соответственно — 12,8 %, 1,1 %, 18,8 %.[8]
[править] Сельскохозяйственное машиностроение
Согласно данным Росстата, сельскохозяйственное машиностроение в 2012 году стало одной из наиболее динамичных подотраслей машиностроительного сектора. Производство сельскохозяйственного и лесного оборудования по официальной статистике выросло на 39,8 % по сравнению с 2011 годом. Из всех машиностроительных подотраслей более высокий темп роста наблюдался только в производстве офисного оборудования и в автомобилестроении.[9]
В 2012 году трёхкратный рост отмечен в производстве силосоуборочных комбайнов. Однако объем выпуска этой продукции сравнительно небольшой. В то же время выпуск основной продукции отрасли — тракторов и зерноуборочных комбайнов снизился.[10]
Ухудшение динамики производства тракторов и зерноуборочных комбайнов в 2012 году связано с низким платёжеспособным спросом со стороны российских потребителей этой продукции.[11]
Также в 2012 году сократилась поддержка отрасли со стороны Росагролизинга. За год он поставил в регионы 9958 единиц сельхозтехники, что на 2,4 % меньше, чем в 2011 году.[12]
Негативное влияние на динамику производства в отрасли оказывал и импорт сельхозтехники. Сельскохозяйственное машиностроение стало одной из немногих подотраслей машиностроительного комплекса, которая ощутила на себе последствия вступления в ВТО уже в 2012 году, так как импортная пошлина на комбайны была снижена с 15 % до 5 %.[13]
[править] Производство тракторов
Производство тракторов для сельского хозяйства в 2012 году сократилось на 1,7 %. При этом большую часть года производство тракторов росло, однако в IV квартале динамика резко ухудшилось, в результате итог года был отрицательным.[14]
В 2012 году производители зарубежных марок тракторов увеличили производство. В два с лишним раза выросло производство тракторов в Ростовской области, где «Ростсельмаш» выпускает канадские трактора Versatile. На 64,6 % выросло производство тракторов Terrion на тамбовском предприятии «Агротехмаш-Т» (собирается преимущественно из иностранных комплектующих). Почти на четверть увеличилось производство тракторов на мордовском «САРЭКС» (из комплектующих Минского тракторного завода). При этом производство отечественных марок на Владимирском моторо-тракторном заводе снизилось почти в четыре раза.[15]
[править] Производство зерноуборочных комбайнов
Динамика производства зерноуборочных комбайнов была ещё хуже, чем динамика производства тракторов. Спад составил 8,2 %. Причем в первые четыре месяца 2012 года наблюдался рост производства, однако в последующие месяцы динамика была преимущественно отрицательной.[16]
Спад производства комбайнов, в основном, связан с проблемами «Ростсельмаша», который в июне остановил конвейер по сборке комбайнов по причине большой затоваренности складов. Возобновление деятельности конвейера на предприятии состоялось только 1 октября.[17]
Другой производитель отечественных моделей зерноуборочных комбайнов «Красноярский завод комбайнов» увеличил выпуск продукции по сравнению с 2011 годом, однако абсолютные объемы производства на этом предприятии были невысокими.[18]
Как и в случае с тракторами, наибольший прирост производства зерноуборочных комбайнов в 2012 году обеспечили заводы, выпускающие зарубежные модели — Брянсксельмаш, КЛААС, Сиэнэйч-КАМАЗ-Индустрия.[19]
[править] Железнодорожное машиностроение
В железнодорожном машиностроении в 2012 году динамика производства по разным видам продукции была разнонаправленной. Снизился выпуск маневровых тепловозов и пассажирских вагонов. В то же время увеличилось производство электровозов и грузовых вагонов.[20]
Снижение производства маневровых тепловозов произошло из-за сокращения их выпуска на Брянском машиностроительном заводе. В то же время спад производства пассажирских вагонов обусловлен существенным снижением их выпуска на Тверском вагоностроительном заводе. Как говорится в отчете МЭР, сокращение производства пассажирских вагонов произошло из-за запланированного сокращения инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части обновления моторвагонного подвижного состава. Объём производства пассажирских вагонов достиг многолетнего минимума.[21]
Производство электровозов растет за счёт Новочерскасского электровозостроительного завода. Как говорится в сообщении предприятия, в 2012 году НЭВЗ реализовал продукции на сумму свыше 22,8 млрд рублей, что на 33,2 % больше, чем в 2011 году. Было выпущено 217 магистральных и промышленных электровозов (494 секции).[22]
Кроме того, выпуск электровозов растет за счет запуска группой «Синара» в конце 2011 года на предприятии «Уральские локомотивы» второго производственного комплекса мощностью 60 грузовых электровозов в год (120 секций).[23]
В производстве локомотивов, как это наблюдается во многих других секторах машиностроения, в настоящий момент происходит процесс перехода на иностранные технологии и комплектующие. В частности, производство на «Уральских локомотивах» развивается за счёт стратегического партнёрства с компанией Siemens. В свою очередь, Трансмашхолдинг, в состав которого входит НЭВЗ, ведет активное сотрудничество с французским концерном Alstom.[24]
Наибольший положительный вклад в производственную статистику железнодорожного машиностроения в 2012 внесло грузовое вагоностроение. Рост производства грузовых вагонов отмечен почти на всех крупнейших вагоностроительных заводах за исключением Рузхиммаша в Мордовии. При этом, объём производства этой продукции достиг рекордного значения. В начале 2012 года начал работу Тихвинский вагоностроительный завод мощностью 20 тыс. вагонов в год.[25]
[править] Ссылки
- Машиностроение — самая динамичная отрасль российской промышленности
- Годовой отчёт «Тяжмаша» за 2012 год
[править] Примечания
- ↑ К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
- ↑ К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
- ↑ К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
- ↑ К концу 2012 года машиностроение свалилось в штопор
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года