Водный транспорт России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Морской транспорт
Сенатским указом от 13 июля 1739 г. был введен запрет на использование для каспийского торгового мореходства ненадежных судов типа иверцев, так как нередкими были случаи кораблекрушений.[1]
Морской торговый флот России в 1914 году насчитывал 1103 судна с механическими двигателями (вместимостью 894 тыс. т) и парусные суда (вместимостью 202 тыс. т), что составляло 1-2 % мирового тоннажа.[2]
Госдума второго созыва приняла Кодекс торгового мореплавания России.[3]
[править] Внутренний водный транспорт
Пути из Новгорода на Волгу по р. Медведице были известны в первой половине XII века.[4]
В период монгольского властвования над Русью значение волжского речного пути резко возросло, поскольку завоеватели контролировали большую часть этого пути и были заинтересованы в развитии здесь торговли и промыслов, особенно рыбного и соляного.[5]
Волжский водный путь с конца XVI века впервые в истории стал полностью принадлежать только России.[6]
Для перевозки железа, хлеба и других грузов в 1703—1708 годах был прорыт Вышневолоцкий канал, открывший водную коммуникацию от Волги до Санкт-Петербурга.[7]
В 1732 году был построен обводной Ладожский канал.[8]
При Павле I проводились работы по строительству и реконструкции внутренних водно-транспортных путей (Днепровско-Неманский канал, Вышневолоцкая и Мариинская водные системы и др.).[9]
Мариинская водная система была открыта в 1810 году.[10]
В 1880-е гг. началось строительство Обь-Енисейского канала, открыт для плавания небольших судов, однако в связи с началом строительства Транссибирской магистрали работы были прекращены (в 1921 закрыт; в годы Вел. Отеч. войны по каналу из Красноярска в Новосибирск доставлены 3 парохода и 1 катер).[11]
В 1931 году было принято решение о строительстве канала Москва — Волга, призванного соединить Москву-реку с Волгой.[12]
В 1931—1933 годах силами заключённых ГУЛАГа построен Беломорско-Балтийский канал.[13]
Здание Северного речного вокзала было построено одновременно с каналом имени Москвы в 1933—1937 годы по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.[14]
[править] Маяки
В России возникновение маяков связано с зарождением регулярного русского флота. Первые шаги в этом направлении были предприняты Петром I. В 1702 году в устье Дона для обеспечения плавания кораблей были построены три маяка. С тех пор маячное дело стало быстро развиваться. К указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные чертежи предполагаемых сооружений. Первые работы по устройству маяков на Каспийском море относятся также ко времени царствования Петра I. К 1800 году Россия имела на Балтийском море 13 постоянных маяков и на Каспийском море один постоянный маяк.[15]
Официальной датой создания маячной службы России является 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил Положение о содержании маяков и штате маячной команды. В нем предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять — восемь служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков, которую вскоре занял 42-летний капитан 2 ранга Леонтий Васильевич Спафарьев. В его ведении тогда находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, до совершенства. Благодаря его трудам появилось много новых маяков, деревянные были переделаны в каменные, введена новая система освещения масляными фонарями с рефлекторами. В 1820 году было издано первое описание маяков и знаков Финского и Рижского заливов.[16]
В 1837 году устройство и надлежащее содержание маяков, входных огней, спасательных станций, башен, вех, бакенов и других предостерегательных знаков было возложено на только что созданный Гидрографический департамент. После войны 1854—1855 гг. разрушенные маяки восстанавливались, начали использовать Френелевские аппараты.[17]
В конце XIX века стали применять керосинокалильные горелки. Свет такой горелки отличался ровной и интенсивной яркостью. В начале XX века появились ацетиленовые горелки. Светооптические ацетиленовые аппараты обладали большой эффективностью. В 1911 году впервые такое освещение было применено на большом маяке Наргинский на Каспийском море.[18]
В годы вражеских нашествий маяки одними из первых подвергались атакам с воды, земли и воздуха. Так было в 1914—1918 гг., так было и в Великую Отечественную войну.[19]
В 1950—1985 гг. количество маяков с постоянным персоналом возросло с 211 до 340, число навигационных знаков увеличилось с 2381 до 3423. В то же время произошло качественное улучшение маячной аппаратуры и оборудования.[20]
[править] Государственная политика
8 февраля 1918 г. — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации торгового флота».[21]