Реформы в России в 2003 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономика

[править] Финансы

[править] Налоги

С 1 января 2003 года введена в действие особая, упрощенная система налогообложения для малого бизнеса. Система предусматривает замену уплаты пяти различных налогов (на прибыль, НДС, с продаж, единого социального, на имущество организаций) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за определенный налоговый период. Новые правила регулируются главой 26.2 НК «Упрощенная система налогообложения» и главой 26.3 НК «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Для малых предприятий отменена уплата единого социального налога (ЕСН), причем это решение распространено задним числом на правоотношения возникшие с 1 января 2002 года, сохраняются только обязательные выплаты по пенсионному страхованию (14 %). С учетом предложений РСПП Правительство России согласилось освободить организации, перешедшие на упрощенную систему, от ведения бухгалтерского учета, для чего внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».[1] Теперь предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15 млн руб. в год могли платить налоговые платежи в размере 6 % от оборота или 15 % от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога с продаж.[2]

С 1 января 2003 года введён транспортный налог взамен ранее действовавших налога с владельцев транспортных средств (регулируемого законом «О дорожных фондах») и налога на водно-воздушные транспортные средства (регулируемого законом «О налогах на имущество физических лиц»). Транспортный налог, предусмотренный главой 28 НК, является региональным налогом, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, но не свыше предусмотренного размера ставок.[3]

В 2003 году налог на покупку валюты был отменён. Изменена схема распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального. В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход.[4]

В 2003 г. был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган.[5]

Путиным были подписаны законы, предусматривающие с 1 января 2004 года:[6]

  • отмену налога с продаж;
  • снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18 %;
  • отмену акциза на природный газ и введения вместо него ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 193 рублей за 1000 кубометров, а также увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 %;
  • отмену налогового контроля за расходами физических лиц (при приобретении ими недвижимого имущества, транспортных средств, акции, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках);
  • увеличение при налогообложении доходов граждан имущественного налогового вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. при использовании ими указанных средств на строительство или приобретение жилья.

В 2003 году в Государственную думу были внесены проекты законов, которые направлены на реформирование налоговой системы страны:[7]

  • законопроект, предусматривающий снижение размеров базовых налоговых ставок единого социального налога (ЕСН) и изменение шкалы регрессии, в целом сокращающий эффективную ставку налога с 30 % до 22 % ;
  • новая редакция главы 26.1 части второй Налогового кодекса РФ «Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог»).

В 2003 году были окончательно отменены оборотные налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, а также ряд мелких налогов (на покупку валюты и др.).[8]

[править] Бюджеты

Реформа бюджетного процесса, которая тесно связана с программой административной реформы, стартовала на федеральном уровне с принятием в 2003 г. Плана мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора. Этот план включал в себя задачу повышения результативности бюджетных расходов, которая впоследствии была детализирована в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг. и соответствующем плане мероприятий.[9]

[править] Пенсии

Летом 2003 года указом президента России был создан общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений. В него вошли 12 представителей работодателей и профсоюзов. Совет, согласно пенсионному законодательству, участвует в конкурсных отборах управляющих компаний для пенсионной реформы, инициирует проверки ее участников, наблюдает за правильностью размещения пенсионных средств, а также защищает права и интересы застрахованных в пенсионной системе граждан.[10]

Осенью 2003 года пенсионная реформа была начата.[11]

В декабре 2003 года Путин заявил, что «министерства и ведомства учтут все недоработки пенсионный реформы». Он заявил, что работа по подготовке пенсионной реформы не была проведена в обозначенные сроки, информация носит неполный характер. Вместе с тем, отметил Путин, нынешний этап реформы — «это только начало работы». По мнению Путина, первый шаг рассчитан на то, чтобы выявить проблемы, получить статистику, выявить предприятия и работодателей, которые вовремя и в срок не платят «чистую» зарплату. «А сегодняшний работник заинтересован в том, чтобы получать зарплату чистую, а не в конверте с заднего крыльца», — заявил Путин. Путин проинформировал граждан о том, что Пенсионный фонд открывает сеть консультационных пунктов на предприятиях и в регионах страны. «Если проблемы есть, туда нужно немедленно обращаться», — заявил он.[12]

[править] Деньги

16 мая 2003 года Путин выступил в Кремле с ежегодным посланием Федеральному Собранию, одной из центральных тем которого было достижение полной конвертируемости рубля.[13]

[править] Отрасли экономики

[править] Электроэнергетика

4 января 2003 г. НП «АТС» получено разрешение МАП на покупку акций ЗАО «ЦДР ФОРЭМ». 15 января осуществлен первый платеж по сделке.[14]

13 января 2003 г. Возобновлено проведение имитационных торгов на оптовом рынке электроэнергии, приостановленных в связи с новогодними праздниками. В торгах принял участие 131 участник, с учетом консолидированных потребителей — 168.[15]

21 января 2003 г. Прошло совещание у заместителя председателя Правительства РФ В. Б. Христенко по выработке окончательного решения по вопросу поправок центристских фракций Государственной Думы в законопроекты по реформированию электроэнергетики.[16]

31 января 2003 г. С учетом широкой публичной дискуссии вокруг института гарантирующих поставщиков (ГП). Совет Директоров ОАО РАО «ЕЭС России» заслушал информацию об условиях их будущей деятельности. Учитывая, что данная проблема относится к сфере компетенции органов власти, было решено предложить к рассмотрению на Комиссии по реформированию электроэнергетики при Правительстве РФ вопрос о схемах создания ГП и о порядке их деятельности.[17]

31 января 2003 г. Совет директоров одобрил порядок выделения имущества магистральных сетей ОАО «Тулэнерго», ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», реорганизацию которых предполагается завершить до государственной регистрации выпуска дополнительных акций создаваемой Межрегиональной магистральной сетевой компании (ММСК).[18]

11 февраля 2003 г. Правительством России одобрена Инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» на 2003 год, утвержденная Постановлением ФЭК России от 24 декабря 2002 г. Заложенный в Программу объем инвестиций составляет 23 551 млн рублей (с учетом амортизации и других источников 28,49 млрд руб.). Она сформирована с учетом принципов, заложенных в основу реформы электроэнергетики, и включает в себя инвестиции:[19]

  • в объекты по производству электрической энергии (тепло-, гидроэлектростанции);
  • в сетевые объекты (выдача мощности новых и работающих электростанций);
  • в создание рыночной инфраструктуры.

14 февраля 2003 г. Законопроекты о реформировании электроэнергетики приняты Государственной Думой РФ во втором чтении.[20]

21 февраля 2003 г. Законопроекты о реформировании электроэнергетики одобрены Госдумой в третьем чтении.[21] В процессе рассмотрения законопроектов в Госдуме они были кардинально переработаны и из них были вычеркнуты все спорные места[22]

28 февраля 2003 г. Совет директоров принял к сведению информацию о практике применения «Порядка взаимодействия РАО „ЕЭС России“ с хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет РАО „ЕЭС России“». Согласно этому документу, утверждённому решением Совета директоров РАО «ЕЭС России» 15 августа 2002 г. и вступившему в силу 1 сентября того же года, был расширен контроль со стороны Совета директоров РАО за сделками с акциями, долями и имуществом дочерних обществ.[23]

Март 2003 г. Комиссия по реформированию РАО «ЕЭС России» одобрила в целом модель оптового рынка переходного периода.[24]

11 марта 2003 г. Правление ОАО РАО «ЕЭС России» приняло решение по вопросу о системе управления магистральным электросетевым комплексом АО-энерго. Правлением одобрена схема, позволяющая ОАО «ФСК ЕЭС» осуществлять управление магистральным электросетевым комплексом АО-энерго через согласование деятельности АО-энерго по эксплуатации и ремонту магистрального электросетевого имущества, инвестиционной деятельности в объекты магистрального электросетевого хозяйства, назначение лиц на должности, связанные с магистральной электросетевой деятельностью.[25]

11-20 марта 2003 г. Проведены выездные совещания в АО-энерго, на базе структур которых должны быть созданы региональные диспетчерские управления — филиалы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[26]

12 марта 2003 г. Совет Федерации одобрил 5 из 6 законопроектов о реформировании электроэнергетики, отклонив закон «О внесении изменений в федеральный закон „Об энергосбережении“».[27][28]

18 марта 2003 г. После завершения заседания Совета Госдумы зампред комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Ю. Липатов сообщил, что все члены согласительной комиссии из представителей Госдумы и Совета Федерации единогласно проголосовали за согласованный вариант изменений в закон «Об энергосбережении».[29]

20 марта 2003 г. Проведено совещание представителей ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» с руководством ФЭС, на котором был обсужден порядок организации рынка услуг по регулированию частоты и мощности в ЕЭС России.[30]

21 марта 2003 г. Государственная Дума РФ приняла в редакции согласительной комиссии закон «О внесении изменений в федеральный закон „Об энергосбережении“».[31]

26 марта 2003 г. Путиным был подписан пакет законов о реформировании электроэнергетики.[32][33]

Принятый в 2003 году правительственный пакет законов о реформе отрасли наметил её ключевые направления и контуры целевой структуры сектора, а также определил основные правила взаимоотношений между его агентами.[34]

Начиная с принятия пакета законов об электроэнергетике в 2003 году, реформа перешла от стадии дискуссий и проектирования к фазе практического воплощения.[35]

31 марта — 1 апреля 2003 г. В ночь с 31 марта на 1 апреля 2003 года в десяти регионах России функции оперативно-диспетчерского управления Единой энергосистемой России переданы от региональных диспетчерских управлений (РДУ) АО-энерго в РДУ — филиалы ОАО «Системный оператор — ЦДУ ЕЭС». Передача осуществлена в рамках реформирования оперативно-диспетчерского управления ЕЭС страны. Новые филиалы Системного оператора созданы в Республиках Хакасия и Карелия, Чувашской республике, Краснодарском крае, Амурской, Оренбургской, Тюменской, Пензенской, Курской и Тверской областях. Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2003 года количество филиалов ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» достигло 20.[36]

Январь — апрель 2003 г. Проводились консультации с миноритарными акционерами по вопросам доработки Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 гг. «5+5».[37]

9 апреля 2003 г. Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайс подписал приказ «О начале реализации пилотных проектов реформирования АО-энерго» (Тулэнерго, Калугаэнерго, Орелэнерго, Брянскэнерго).[38]

10 апреля 2003 г. В РАО «ЕЭС России» издан приказ, в соответствии с которым в АО-энерго должны быть созданы филиалы на базе имущественного комплекса магистральных сетей, относящихся к ЕНЭС.[39]

24 апреля 2003 г. Проект Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 гг. «5+5» рассмотрен Комиссией Правительства РФ по реформированию электроэнергетики под председательством Вице-премьера В. Христенко.[40]

Апрель — май 2003 г. Проводились консультации с федеральными органами исполнительной власти по вопросам доработки Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 гг. «5+5».[41]

13 мая 2003 г. Рабочая группа по доработке Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 гг. «5+5» при Совете Директоров РАО «ЕЭС России» рассмотрела Проект Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 гг. «5+5» с учетом поступивших замечаний и предложений.[42]

15 мая 2003 г. Совет директоров ОАО «Тулэнерго» единогласно постановил считать реорганизацию компании приоритетной задачей ее деятельности, принял за основу план-график мероприятий по реализации проекта реформирования энергосистемы, поручил генеральному директору подготовить обоснования условий и порядка реорганизации Общества и график корпоративных мероприятий по реализации проекта реформирования. Кроме того, было принято решение о подготовке разделительного баланса Общества в соответствии с проектом реформирования.[43]

29 мая 2003 г. На совещании членов Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» единогласно одобрена Концепция стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 гг.[44]

27 июня 2003 г. Подписано распоряжение Правительства № 865-р от 27 июня 2003 г., утвердившее план мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003—2005 гг.[45]

29 июня 2003 г. Утверждена новая редакция Устава Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы», измененного в соответствии с требованиями законов об электроэнергетике, вступивших в силу 1 апреля 2003 года.[46]

1 сентября 2003 г. Подписано распоряжение Правительства № 1254-р от 1 сентября 2003 г., утверждающее состав генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии.[47]

19 сентября 2003 г. Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайс подписал приказ о начале реализации пилотных проектов реформирования Владимирэнерго, Волгоградэнерго, Воронежэнерго, Ивэнерго, Кировэнерго, СЭУК (Архэнерго, Вологдаэнерго, Костромаэнерго), Тамбовэнерго, Тверьэнерго, Ярэнерго, Белгородэнерго.[48]

29 сентября 2003 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил базовый вариант создания ОГК.[49]

21 октября 2003 г. Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайс подписал приказ «О формировании базы данных объектов электросетевого хозяйства АО-энерго», Регламент взаимодействия структурных подразделений РАО «ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС», АО-энерго и привлеченных по договорам организаций-консультантов по формированию базы данных имущества объектов электросетевого хозяйства АО-энерго.[50]

24 октября 2003 г. Подписано постановление Правительства № 643, утвердившее правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.[51]

28 октября 2003 г. Правительство Российской Федерации подписало Постановление № 648 «Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть».[52]

31 октября 2003 г. Акционеры пилотной энергосистемы ОАО «Бряскэнерго» на внеочередном общем собрании большинством голосов приняли решение о реорганизации компании в форме выделения.[53]

31 октября 2003 г. Наблюдательный совет АТС утвердил:[54]

  • договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и 5 стандартных форм договоров, являющихся приложениями к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии;
  • 12 регламентов оптового рынка электроэнергии;
  • соглашение об использовании электронно-цифровой подписи в торговой системе оптового рынка электроэнергии;
  • положение о претензионном порядке урегулирования споров между субъектами оптового рынка;
  • форму Дополнительного соглашения к Договору энергоснабжения;
  • положение о подтверждении НП «АТС» статуса участника сектора свободной торговли оптового рынка электроэнергии;
  • технические требования переходного периода к системам коммерческого учета электроэнергии субъекта оптового рынка.

1 ноября 2003 г. НП «АТС» провело первые в истории России торги электроэнергией в секторе конкурентной торговли «5-15 %». На торгах было зарегистрировано 13 участников: 6 покупателей и 7 продавцов. Администратору торговой системы было подано 30 ценовых заявок. Общий объем торгов составил 13 млн кВтч по средневзвешенной цене 26,4 коп/кВтч, что на 5,3 % ниже, чем на ФОРЭМ.[55]

17 ноября 2003 г. По итогам рассмотрения вопроса о конфигурации территориальных генерирующих компаний (ТГК) Правление РАО «ЕЭС России» предложило создать 14 ТГК.[56]

1 декабря 2003 г. Подписано распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.03 г № 1754-р «Об утверждении программы изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», устанавливающее предельный уровень роста тарифов на 2004—2006 гг. по каждой энергосистеме и в целом по ОАО РАО «ЕЭС России».[57]

5 декабря 2003 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» принял к сведению информацию о создании ТГК путем соучреждения несколькими АО-энерго и о предложениях по компоновке ТГК. Совет директоров поручил Правлению РАО «ЕЭС России» и Комитету по стратегии и реформированию при Совете директоров РАО «ЕЭС России» доработать схему и механизмы минимизации рисков создания ТГК путём соучреждения несколькими АО-энерго.[58]

26 декабря 2003 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил принципы проведения аукционов по оптовым генерирующим компаниям, создаваемым на базе тепловых электростанций.[59]

29 декабря 2003 г. Председатель Правительства Российской Федерации подписал распоряжение № 1939-р о создании 7 межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК).[60]

[править] Железнодорожный транспорт

18 сентября 2003 года было создано ОАО «Российские железные дороги».[61]

В 2003 году был принят новый прейскурант на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД», в котором отдельно была выделена «вагонная составляющая».[62]

[править] Морские порты

ФГУП «Росморпорт» было создано в 2003 году в рамках реформы портовой деятельности, предполагающей разделение административно-властных полномочий и хозяйственных функций морских администраций портов.[63]

[править] ЖКХ

В 2003 г. премьер-министр Касьянов заявил: «За десять лет реформ предприятия ЖКХ так и не сумели решить главную проблему — выйти на рентабельную работу».[64]

В марте 2003 года были приняты поправки в федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики», в результате чего исчезли закрепленные законодательно и много раз переносимые сроки перехода к полной оплате населением стоимости жилищно-коммунальных услуг.[65]

В декабре 2003 года Путин заявил, что недофинансирование отрасли ЖКХ в России составляет около 100 млрд рублей, что обусловлено «раздачей льгот и невниманием к этой сфере». Путин подчеркнул, что в сфере жилищно-коммунальных услуг необходимо создать «рыночные условия», вместо того, чтобы «направлять из бюджета огромные средства предприятиям-монополистам». «Деньги нужно давать непосредственно гражданам, в отдельных городах идут по такому пути. Но Правительство РФ не может решиться на крупномасштабные шаги, чтобы действовать в этой сфере последовательно, так как опасается резкого увеличения тарифов, что отразится на материальном благосостоянии населения», — отметил Президент. «Но это должно быть сделано», — подчеркнул он.[66]

[править] ВПК

В марте 2003 года после частичной реорганизации спецслужб бывший руководитель расформированного ФАПСИ Владимир Матюхин был назначен главой Госкомитета по оборонному заказу. Одновременно на совещании по проблемам ВПК в Нижнем Новгороде Путин говорил о необходимости проведения полной инвентаризации оборонного комплекса и планах передать все права на военный заказ единой государственной структуре. При этом президент дал понять, что намерен положить конец практике несанкционированной государством продажи за рубеж уникальных военных технологий.[67]

19 апреля сотрудник Генштаба генерал-майора Александр Бурутин был назначен советником президента по вопросам военно-промышленного комплекса и гособоронзаказа.[68]

[править] Газовая система

10 февраля 2003 года Путин заявил: «Государство не поддержит никаких планов расчленения или разделения „Газпрома“ <...> Непрозрачность „Газпрома“ может серьезно сказаться на привлечении инвестиций в эту отрасль, необходимо менять ситуацию с закрытостью компании».[69]

19 марта 2003 года Михаил Касьянов провел совещание по газовой реформе, на котором поручил «Газпрому» и Минэкономразвития представить согласованные предложения по развитию рынка газа.[70]

16 сентября 2003 года Минэкономразвития внесло в правительство обновленный вариант концепции развития рынка газа. «Газпром» представил критический отзыв на него и попросил Михаила Касьянова снять вопрос с обсуждения.[71]

26 сентября 2003 года по просьбе Путина обсуждение газовой реформы снято с повестки заседания правительства.[72]

9 октября 2003 года комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами в ходе очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО выдвинул требования по реструктуризации «Газпрома» в качестве одного из основных условий Евросоюза. В ответ Путин обвинил Брюссель в «выкручивании рук» и заявил, что никакого раздела «Газпрома» не допустит.[73]

В начале ноября 2003 года Путин заявил о скорой либерализации рынка акций «Газпрома».[74]

[править] Таможенная реформа

В 2003 г. был принят Таможенный кодекс.[75]

[править] Реформа системы ВТС

24 апреля 2003 года сразу после заседания комитета по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), на котором Путин подверг критике систему торговли оружием, было объявлено о введении должности вице-премьера, курирующего вопросы ВТС (то есть торговли оружием) и назначении на нее Бориса Алешина.[76]

17 ноября 2003 года Президент РФ подписал указ о хозяйственном подчинении ФГУП «Рособоронэкспорт» Комитету по военно-техническому сотрудничеству при Минобороны (КВТС).[77]

[править] Реформа технического регулирования

Реформа технического регулирования в России началась с принятия в 2003 году закона «О техническом регулировании». Этот документ призван кардинальным образом изменить действующую до настоящего времени в России советскую систему стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия. Советская система, по подсчетам экспертов, включает порядка 22 тыс. разнообразных требований к безопасности, качеству продукции и ее стандартам (вплоть до формы и цвета товара). Кроме того, все эти требования содержатся в многочисленных разрозненных подзаконных актах, которые часто противоречат друг другу. В 2006 году руководитель рабочей группы по техническому регулированию при администрации президента РФ Антон Данилов-Данильян заявлял: «Мог ли знать директор Басманного рынка все требования, которые предъявляются к безопасности и эксплуатации здания? Ни один директор и инженер не располагают всей информацией, не имеют ее и суды. Разные органы власти в разное время издавали разные технические требования. То, что эти требования до сих пор не инвентаризированы, и является причиной нарастания числа инцидентов». Принятый в 2003 году закон призван не только упорядочить технические требования, но и, как выразился господин Данилов-Данильян, «ограничить возможности тем силам, которые любят ловить рыбку в мутной воде проверок». Уже к 2010 году, как этого требует закон «О техническом регулировании», обязательными остаются лишь требования к безопасности продукции для потребителя. Таких требований, как считают эксперты, останется от 700 до 2000, и они будут регламентироваться отдельными законами — техническими регламентами — и являться исчерпывающими. Другими словами, после того, как отдельные технические регламенты вступят в силу, чиновники не смогут, ссылаясь на многочисленные требования к стандартам продукции, шантажировать бизнес.[78]

[править] Политика

[править] Административная реформа

16 мая 2003 года Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию. Одной из центральных тем послания была административная реформа.[79] «Российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке адекватных решений в условиях реформ», — заявил Путин. По словам Путина, «слабость государства сводит на нет все реформы». Путин заявил: «Бюрократия обладает огромными полномочиями, но эти полномочия не соответствует качеству власти. Несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод, голод современных эффективных управленцев». Путин сообщил, что в настоящее время проходит инвентаризация всех министерств и ведомств. «Таковых оказалось около 5 тысяч, но почти каждое ведомство считает, что его функции нужно не сокращать, а расширять, зачастую за счет других ведомств», — сказал он. Путин сказал: «При всех трудностях административная реформа слишком затянулась. Видимо, Правительству нужно помочь, нужен политический импульс». Кроме того, подчеркнул он, власть бюрократии нужно директивно ограничивать. Путин заявил: «Это должно быть точно просчитано, но иначе проблему не решить. В России должен быть разработан эффективный механизм разрешения споров между гражданином и государством».[80]

23 июля 2003 года Путиным был подписан президентский указ № 824 «О мерах по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2003—2004 гг.». В Указе определен перечень мер, направленных на повышение эффективности системы федеральных органов исполнительной власти, а главной целью заявлено создание более благоприятного климата для предпринимательской деятельности. С изданием Указа стартовал первый этап административной реформы.[81] Этот указ определил следующие приоритетные направления административной реформы, «направленной на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов»:[82]

  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
  • организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и представления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти.

31 июля 2003 года было подписано постановление правительства России № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы».[83]

[править] Реформа госслужбы

В 2003 году была начата реформа государственной службы.[84]

В 2003 г. в рамках программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации» в пяти пилотных регионах — Республике Чувашия, Самарской и Саратовской областях, Красноярском крае и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе — были проведены функциональные анализы. Во всех перечисленных субъектах Федерации, за исключением Красноярского края, функциональные анализы проводились в соответствии с централизованной методикой, уделявшей основное внимание прозрачной формулировке функций, что, как ожидалось, само по себе должно было изменить порядок работы органов власти. По итогам проведенных анализов были пересмотрены Положения об участвовавших в этом эксперименте органах власти, а в их структуру были внесены некоторые изменения в соответствии с новым перечнем предложенных функций.[85]

[править] Силовые структуры

11 марта 2003 года Путин начал самую крупную реформу системы российских спецслужб за последнее десятилетие. Пограничники слиты с Федеральной службой безопасности (теперь ими будет командовать первый замдиректора службы Владимир Проничев), а ФСНП и ФАПСИ, как отдельные структуры, уничтожены. Материальная база ФСНП передана новому Госкомитету по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Федеральное агентство правительственной связи и информации будет разрезано между Минобороны и ФСБ. МВД потеряло ГУБНОН.[86]

[править] МВД

В 2003 году функции налоговой полиции были переданы в МВД. Указом президента РФ от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена. В центральном аппарате МВД образована федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.[87]

[править] Вооружённые силы

В послании Федеральному собранию в 2003 году Путин обозначил модернизацию Вооруженных Сил как одну из важнейших национальных задач. Путин сформулировал, что «в военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил».[88]

[править] Суды

С 1 февраля 2003 года вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс РФ.[89] Новый ГПК определил порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции и у мирового судьи.[90]

Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“» были созданы правовые основы для создания арбитражных апелляционных судов — судов по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Закон предусмотрел порядок образования арбитражных апелляционные судов до 1 января 2006 года.[91]

[править] Федеративная реформа

В 2003 г. начался второй этап реформы федеративных отношений.[92]

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов.[93]

[править] Реформа местного самоуправления

Закон о реформе местного самоуправления был принят депутатами Госдумы в 2003 году.[94]

6 октября 2003 года был принят федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[95][96]

8 октября 2003 года закон № 131 был опубликован.[97]

[править] Партийная реформа

В июле 2003 г. окончательно вступил в силу Федеральный закон «О политических партиях».[98]

[править] Социальная сфера

[править] Реформа образования

В 2003 году эксперимент по применению единого госэкзамена проводился в 47 регионах РФ.[99]

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации.[100]

[править] Примечания

  1. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[1]
  2. [2][3]
  3. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[4]
  4. [5][6]
  5. [7][8]
  6. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[9]
  7. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[10]
  8. Белоусов Д. Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы // Январь 2004
  9. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  10. http://www.kommersant.ru/doc/542283/print
  11. http://lenta.ru/lib/14161084/full.htm
  12. http://www.rosbalt.ru/main/2003/12/18/135345.html
  13. [11][12]
  14. Хроника и основные направления реформы[13]
  15. Хроника и основные направления реформы[14]
  16. Хроника и основные направления реформы[15]
  17. Хроника и основные направления реформы[16]
  18. Хроника и основные направления реформы[17]
  19. Хроника и основные направления реформы[18]
  20. Хроника и основные направления реформы[19]
  21. Хроника и основные направления реформы[20]
  22. [21]
  23. Хроника и основные направления реформы[22]
  24. Хроника и основные направления реформы[23]
  25. Хроника и основные направления реформы[24]
  26. Хроника и основные направления реформы[25]
  27. Хроника и основные направления реформы[26]
  28. [27]
  29. Хроника и основные направления реформы[28]
  30. Хроника и основные направления реформы[29]
  31. Хроника и основные направления реформы[30]
  32. Хроника и основные направления реформы[31]
  33. [32]
  34. [33][34]
  35. [35][36]
  36. Хроника и основные направления реформы[37]
  37. Хроника и основные направления реформы[38]
  38. Хроника и основные направления реформы[39]
  39. Хроника и основные направления реформы[40]
  40. Хроника и основные направления реформы[41]
  41. Хроника и основные направления реформы[42]
  42. Хроника и основные направления реформы[43]
  43. Хроника и основные направления реформы[44]
  44. Хроника и основные направления реформы[45]
  45. Хроника и основные направления реформы[46]
  46. Хроника и основные направления реформы[47]
  47. Хроника и основные направления реформы[48]
  48. Хроника и основные направления реформы[49]
  49. Хроника и основные направления реформы[50]
  50. Хроника и основные направления реформы[51]
  51. Хроника и основные направления реформы[52]
  52. Хроника и основные направления реформы[53]
  53. Хроника и основные направления реформы[54]
  54. Хроника и основные направления реформы[55]
  55. Хроника и основные направления реформы[56]
  56. Хроника и основные направления реформы[57]
  57. Хроника и основные направления реформы[58]
  58. Хроника и основные направления реформы[59]
  59. Хроника и основные направления реформы[60]
  60. Хроника и основные направления реформы[61]
  61. К вопросу о результатах проводимой реформы на железнодорожном транспорте
  62. К вопросу о результатах проводимой реформы на железнодорожном транспорте
  63. Глава ФГУП «Росморпорт» не исключает преобразования предприятия в ОАО
  64. [62][63]
  65. Реформа ЖКХ в 2003—2008 годах: извилистая дорога к рынку
  66. http://www.rosbalt.ru/main/2003/12/18/135353.html
  67. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  68. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  69. [64][65]
  70. [66][67]
  71. [68][69]
  72. [70][71]
  73. [72][73]
  74. [74][75]
  75. [76][77]
  76. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  77. [78][79]
  78. http://kommersant.ru/doc/653123
  79. [80][81]
  80. http://www.rosbalt.ru/main/2003/05/16/98416.html
  81. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  82. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/87728
  83. Административная реформа в Российской Федерации: проблемы реализации
  84. http://www.rg.ru/2006/01/12/gossluzhba-reestr.html
  85. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  86. http://web.archive.org/web/20030801232038/http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/soldatov/colonka/control/
  87. [82][83]
  88. [84][85]
  89. http://docs.kodeks.ru/document/901832805
  90. [86][87]
  91. Содержание судебной реформы в РФ[88]
  92. http://www.dissercat.com/content/narody-srednego-i-nizhnego-priobya-v-kontse-xx-nachale-xxi-veka-administrativno-pravovoi-i-e
  93. [89][90]
  94. http://www.kommersant.ru/doc/888268/print
  95. [91][92]
  96. Общественный мониторинг реформы местного самоуправления в России (октябрь 2003 — август 2004)
  97. Общественный мониторинг реформы местного самоуправления в России (октябрь 2003 — август 2004)
  98. Федеративный аспект реформы партийной системы в современной России
  99. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  100. Реформа системы образования в России
Реформы в России в 2000-х годах
Типы  Экономические реформыНалоговая реформаРеформа образованияПравовая реформаСудебная реформаРеформа системы государственного управленияРеформа государственной службыФедеративная реформаВоенная реформа
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Реформы в России в XXI веке
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты