Комплектующие и материалы МС-21
Материал из Documentation.
[править] Комплектующие
[править] Крыло
Серийное композитное крыло для МС-21 производится в России на мощностях заводов в Ульяновске и Казани.[1]
Крыло изготавливается из композиционного материала из углеродного волокна при помощи новейшего метода, применение которого позволяет значительно снизить себестоимость.[2]
[править] Двигатели
Базовым для МС-21 является двигатель ПД-14 (разработан пермской компанией «Авиадвигатель»).[3][4]
По желанию заказчика самолёт может оснащаться двигателем PurePower PW1400G (разработан американским двигателестроителем Pratt & Whitney).[5]
[править] Мотогондолы для двигателей
За воронежским авиационным заводом «ВАСО» закреплено производство мотогондол для двигателей ПД-14.[6][7]
Выбран эксклюзивный поставщик мотогондолы для двигателей PurePower PW1400G. Им стала североирландская компания Short Brothers — дочерняя структура канадской Bombardier Aerospace.[8]
[править] Шасси
Нижегородское предприятие «Гидромаш» разработало и производит для МС-21 агрегаты шасси. Агрегаты шасси самолёта МС-21-300 рассчитаны на 30 тыс. взлётов-посадок в течение 30 лет, спроектированы и изготовлены из высокопрочной стали и высокопрочного титанового сплава. Вес шасси составляет менее 2 % от максимальной взлётной массы самолёта.[9][10]
[править] Авионика
Ульяновское конструкторское бюро приборостроения российского концерна «Радиоэлектронные технологии» изготавливает половину всей авионики МС-21.[11][12]
Часть систем авионики для МС-21 поставляет компания Rockwell Collins (США).[13]
В комплексной системе управления самолётов семейства МС-21 реализована технология систем дистанционного управления — СДУ (fly-by-wire). В МС-21 применяется последнее поколение СДУ с активными боковыми ручками управления, которые совместили в себе преимущества и боковой ручки и штурвала. Активная боковая ручка обеспечивает пилоту обратную связь по аэродинамическим условиям полёта и приближению к полётным ограничениям. Система автоматического управления обеспечивает полный набор функций управления положением и движением самолёта, включая автоматическую посадку по категории IIIB.[14]
Основными средствами отображения информации являются цветные широкоформатные (9х12 дюймов) многофункциональные ЖК-дисплеи, аналогичные тем, что устанавливаются в кабинах современных широкофюзеляжных самолётов. Опционально в кабине МС-21 предусматривается установка индикатора полётной информации на лобовом стекле (HUD). Источниками отображаемой информации на борту также являются система улучшенного видения (EVS) и система синтезированного видения (SVS).[15]
[править] Вспомогательная силовая установка
Вспомогательная силовая установка — Hamilton Sundstrand.[16]
Российская компания «Технодинамика» разрабатывает для МС-21 вспомогательную силовую установку.[17][18]
[править] Антиобледенительная система
Антиобледенительная система — Hamilton Sundstrand.[19]
[править] Система кондиционирования воздуха
Головной поставщик комплексной системы кондиционирования воздуха МС-21 — российский «Теплообменник».[20]
Система кондиционирования воздуха создаёт комфортные условия по температуре, влажности и давлению воздуха. При полёте на высоте 11887 м (39000 футов) давление в кабине соответствует высоте 1830 м (6000 футов) над уровнем моря.[21]
[править] Топливная система
Топливная система — Intertechnique.[22]
[править] Кислородная система
Кислородная система — Intertechnique.[23]
Российская компания «Технодинамика» разрабатывает для МС-21 кислородную систему. Эта система будет способна снабжать экипаж самолёта кислородом при аварийной разгерметизации кабины на высоте до 12,5 тыс. м, защищать от дыма и токсичных газов.[24][25]
[править] Система нейтрального газа
Система нейтрального газа — Intertechnique.[26]
Российская компания «Технодинамика» разрабатывает для МС-21 систему нейтрального газа.[27][28]
На МАКС-2015 был впервые показан модуль разделения воздуха для системы нейтрального газа (СНГ), разработанный холдингом «Технодинамика» для самолёта МС-21. СНГ предназначена для создания инертной среды и предотвращения воспламенения паров топлива в топливных баках самолётов.[29]
[править] Гидравлическая система
Гидравлическая система — Eaton.[30]
[править] Система электроснабжения
В самолётах МС-21 применена система электроснабжения переменного тока нестабилизированной частоты 360—800 Гц напряжением 115/200В и системы постоянного тока напряжением 27 (28) В.[31]
Российская компания «Технодинамика» разрабатывает для МС-21 систему электроснабжения.[32][33]
[править] Система пожарной защиты
АО «Абрис» разрабатывает и интегрирует систему пожарной защиты МС-21, обеспечивающую обнаружение, локализацию и ликвидацию пожара в отсеках мотогондол двигателей, в отсеке ВСУ, в багажно-грузовых отсеках, в туалетах, а также тушение ручными огнетушителями возгораний в кабине экипажа и пассажирском салоне.[34]
[править] Приводы управления механизацией крыла
Российская компания «Технодинамика» разрабатывает для МС-21 приводы управления механизацией крыла.[35][36]
[править] Приводы управления рулевыми поверхностями
Российская компания «Технодинамика» разрабатывает для МС-21 приводы управления рулевыми поверхностями.[37]
[править] Агрегаты взлётно-посадочного устройства
В рамках контракта с корпорацией «Иркут» к 2016 году российский холдинг «Технодинамика» запустит серийное производство новейших агрегатов системы взлетно-посадочного устройства (ВПУ) и поставит первые 11 комплектов гидроцилиндров створок ВПУ. В рамках этого же контракта холдинг изготовит 13 комплектов замков убранного положения шасси и створок шасси. Серийное производство агрегатов шасси будет налажено на самарской площадке холдинга — предприятии «Авиаагрегат», которое уже прошло комплексный аудит по оценке хода подготовки к сертификации для МС-21.[38]
[править] Синхронный генератор нестабильной частоты
В середине 2015 года специалисты российской компании «Технодинамика» рассказали о создаваемой линейке синхронных генераторов нестабильной частоты. На стенде «Технодинамики» был представлен макет синхронного генератора ГСР-90/120. Предполагается, что этот агрегат будет использован на самолёте МС-21.[39]
[править] Остекление
В июле 2019 года было сообщено, что Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А. Г. Ромашина корпорации «Ростех» приступает к проведению НИОКР по разработке нового остекления для кабин пилотов самолётов МС-21. К серийному выпуску нового остекления для МС-21 предприятие планирует приступить в 2021 году.[40]
[править] Двери
Производство дверей для МС-21 осуществляется на российском авиационном заводе «Авиастар-СП».[41]
[править] Хвостовое оперение
Производство хвостового оперения для МС-21 осуществляется на российском авиационном заводе «Авиастар-СП».[42]
[править] Композиты
Общий объём композитов, используемых в МС-21, является самым высоким среди всех существующих самолётов этого класса. В целом в МС-21 доля композитов составит от 30 % до 40 %.[43]
Основные элементы МС-21, для которых используются композитные материалы — центроплан и консоль крыла, горизонтальная и вертикальная хвостовая часть.[44]
В феврале 2016 года японское издание JB Press писало, что компания «АэроКомпозит» стала первой в мире компанией, которая полностью исключила из процесса создания карбоновых деталей препрег и автоклав. Крылья МС-21 являются передовыми именно благодаря производственному процессу. Поэтому с точки зрения функциональности их нельзя назвать инновационными. Тем не менее, тот факт, что российской компании удалось снизить себестоимость карбона, который не получает широкого распространения в силу высокой цены, имеет огромное значение.[45]
[править] Компании
[править] Авиастар-СП
Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП» для МС-21 изготавливает панели фюзеляжа, хвостовые отсеки фюзеляжа, двери и люки, металлические детали крыла и оперения, а также осуществляет сборку хвостового оперения.[46][47]
[править] ВАСО
Доля воронежского авиационного завода «ВАСО» в производстве каждого самолёта МС-21 составляет 12 %. За «ВАСО» закреплены следующие объёмы: люки из полимерно-композиционных материалов (ПКМ), обтекатель рельсов закрылков, пилоны для двигателей, мотогондолы для двигателей ПД-14, створки опор шасси, обтекатель крыло-фюзеляж, детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения.[48]
[править] Гидромаш
Нижегородское предприятие «Гидромаш» является официальным поставщиком шасси, подкосов, цилиндров и других агрегатов для самолёта МС-21.[49]
[править] Ростех
Корпорация «Ростех» планирует поставлять на МС-21 до 80 % всего бортового радиоэлектронного оборудования.[50]
[править] КРЭТ
Около 40 % авионики и 90 % программного продукта для МС-21 производит концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию «Ростех».[51]
[править] Технодинамика
Компания «Технодинамика», входящая в «Ростех», будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси.[52]
По контракту с Министерством промышленности и торговли России, заключённому по результатам конкурса, проведённого ведомством в 2014 году, холдинг «Технодинамика» разрабатывает для МС-21:[53]
- систему электроснабжения;
- систему пожарной защиты повышенной надёжности (её также можно будет адаптировать для борта российского пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100);
- кислородную систему, способную снабжать экипаж самолёта кислородом при аварийной разгерметизации кабины на высоте до 12,5 тыс. м, защищать от дыма и токсичных газов;
- приводы нейтрального газа;
- комплект приводов управления механизацией крыла и рулевыми поверхностями;
- вспомогательную силовую установку.
[править] Особенности конструкции
МС-21 создаётся по принципу отрытой архитектуры. То есть по желанию заказчика его можно будет укомплектовать оборудованием любых производителей, подходящим под сертифицированные варианты.[54]
[править] Ссылки
- Производственная кооперация
- План мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации
- Годовой отчёт «Ростеха» за 2014 год
- К 2018 году «Технодинамика» хочет начать поставки комплектующих для МС-21 и «Суперджета». 8 апреля 2015
- Российские самолеты оборудуют российскими комплектующими. 6 апреля 2015
- Американские навигационные устройства на самолете МС-21 заменят на российские. 4 декабря 2015
- [55]
- Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016