Ан-148 в «Международных авиалиниях Украины»
Материал из Documentation.
Три самолёта Ан-148 эксплуатировала авиакомпания МАУ (на условиях «мокрого» лизинга, с экипажами ГП «Антонов»), но позже вернула суда лизингодателю. Вместо них компания посчитала более эффективным привлечь б/у лайнеры Embraer-190.[1]
[править] История
3 августа 2011 года ГП «Антонов» передало региональный реактивный самолет Ан-148-100, построенный на серийном заводе «Антонов», авиакомпании «Международные авиалинии Украины». Участие в церемонии передачи самолета принял вице-премьер-министр Украины, министр инфраструктуры Борис Колесников. «Это важное событие в рамках программы, которую начинает правительство — стимулировать украинские авиакомпании покупать воздушные суда отечественного производства и обновить свой авиапарк новыми самолетами типа Ан-148 и Ан-158, разработанными ГП „Антонов“», — сказал Колесников.[2]
«МАУ» начали летать на Ан-148 в конце 2011 года.[3]
В марте 2012 года пресс-секретарь «МАУ» Евгения Сацкая заявила: «Я не могу сообщить о показателях рентабельности, но наши ожидания относительно Ан-148 оправдались». По её словам, технические неполадки у Ан-148 случаются, но все издержки ложатся на «Антонов», поскольку авиакомпания эксплуатирует эти самолеты на условиях мокрого лизинга.[4]
В период с января по декабрь 2012 года авиакомпания «МАУ» задолжала «Антонову» за аренду Ан-148 18,6 млн грн.[5]
В июле 2013 года эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк заявил, что у «МАУ» и «Антонова» возникали разногласия в ходе совместной эксплуатации Ан-148. Так, в авиакомпании не всегда были довольны работой самолетов — новая и несерийная техника, как правило, требует большего времени на обслуживание из-за так называемых «детских болезней».[6]
Последний рейс самолёта Ан-148-100В под флагом МАУ был совершён, по имеющимся данным, 10 октября 2013 года.[7]
В октябре 2013 года пресс-секретарь «МАУ» Евгения Сацкая заявила, что «МАУ» прекратила полёты на Ан-148.[8]
[править] Оценки
В мае 2014 года президент авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Юрий Мирошников заявил: «Хотя Ан-148 является хорошим самолетом, он не соответствует нашей текущей экономической модели, которая основана на увеличении провозных возможностей, которые дают нам такие самолеты, как Boeing 737—800 и −900. Возможно в будущем нам понадобится самолет меньшей размерности, в особенности на некоторых внутренних маршрутах, но на сегодня нам нужно каждое кресло, имеющееся в наличии, и долгосрочных решений в отношении Ан-148 сейчас нет.»[9]
В сентябре 2021 года член набсовета авиакомпании «МАУ» Юрий Мирошников заявил: «В целом, это [Ан-148] хороший самолет. Но его проблема номер один — отсутствие международной сертификации (EASA или FAA). Из-за этого мы не могли использовать эти самолеты на код-шеринговых маршрутах. А это большинство наших европейских направлений». Проблема номер два — отсутствие серийного производства в Украине, продолжает Мирошников. «Серийно Ан-148 выпускались в Воронеже. Мы же эксплуатировали самолеты, которые были выпущены в Украине и на которых „Антонова“ проводил доводку этого типа воздушных судов. Из-за этого все три самолета чем-то отличались друг от друга, например, компоновкой салона», — рассказывает он. Третья проблема заключалась в отсутствии сервисной сети, что особенно остро ощущалось в аэропортах за границей, продолжает Юрий Мирошников. «Ни в одном иностранном аэропорту ни один техник не знал как подойти к этому самолету. В результате на борту Ан-148 всегда помимо экипажа находились два техника от „Антонова“, которые сидели в последнем пассажирском ряду, — рассказывает он. — Как следствие, мы продавали на каждый рейс на два билета меньше». Кроме того, даже если ремонт необходимо было делать в «Борисполе», склад запчастей «Антонова» находился в Гостомеле. «Надо было или ехать за ними в Гостомель, или техник уезжал из „Борисполя“ с каким-то агрегатом из самолета в „Гостомель“ и там его ремонтировали специалисты „Антонова“. Это сильно ухудшало пунктуальность полетов»,— добавляет менеджер.[10]