Население Евразии в I тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Народы

[править] Анты

На территории черняховской культуры в условиях маргинального смешения местного позднескифо-сарматского населения и расселившихся славян сложился славяно-иранский симбиоз, в результате на Подолии и в Среднем Поднепровье обособилось отдельное диалектно-племенное образование славян, известное в исторических источниках как анты.[1]

Прокопий Кесарийский сообщает, что анты, как и остальные славяне, пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, общие обычаи и верования, а ранее они назывались одним именем — венедами. Вместе с тем, из исторических источников очевидно, что анты как-то выделялись среди прочих славян, поскольку они называются наравне с такими этническими группами того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы каким-то образом отличали анта от славянина даже среди наёмников Империи.[2]

Своеобразие пеньковской культуры говорит о некоторой этнографической специфике антов. Есть основания полагать, что анты составляли особую диалектную группу позднепраславянского языка. Полная характеристика антского диалекта затруднительна, но допустима мысль о том, что он выделялся среди остальных праславянских диалектных образований, прежде всего наличием большого числа иранизмов.[3]

Для изучения общественно-политической структуры антов исторических свидетельств крайне мало. В конце IV века в условиях вражды между готами и антами существование племенного образования последних представляется несомненным. Иордан сообщает, что первоначально анты отразили нападение готского войска, но через некоторое время готский король Винитарий все же сумел разгромить антов и казнил их князя Божа (Боза) с семьюдесятью старейшинами. Это событие, судя по косвенным данным, имело место где-то в регионе реки Эрак, отождествляемой обычно с Днепром.[4]

В начале эпохи средневековья анты, как можно полагать на основании исторических данных, не создали общего политического объединения — единого племенного союза во главе с князьями-архонтами. Ничего не говорят об этом и материалы археологии. Из текста сочинения Иордана можно догадываться, что в VI в., по-видимому, было несколько антских племенных образований, каждое из которых имело своего князя. Прокопий Кесарийский сообщает, что анты «… не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.» Иными словами, анты, по Прокопию, не знали единодержавной власти, подобной византийской, и жили на основе самоуправления, обсуждая все общие вопросы на племенных сходках.[5]

Взаимоотношения между антами и славянами в разные периоды были неодинаковыми. В ряде случаев они предпринимали совместные действия, источники фиксируют и вражду между ними. Во время правления Юстина I (518—527), как свидетельствует Прокопий, анты нападали на Фракию. С 540-х годов наступил период мирных отношений между антами и Византией. Около 545 года был заключён антско-византийский союз. С этого времени источники не фиксируют ни одного нападения антов на Византийскую империю. Очевидно, благодаря этому союзу анты все шире проникают в Византию и участвуют отдельными отрядами в имперских войнах в Италии. Так, известно, что антский отряд составлял значительную часть войска византийского полководца Иоанна во время походов на Рим и завоевания Южной Италии. Прокопий сообщает о трехстах антах, охранявших область Лукании, отмечая при этом, что «…эти варвары искуснее всех умеют сражаться в труднодоступных местностях». Далее отмечается, что «анты с присущей им доблестью вместе с крестьянами из отряда Туллиана опрокинули врагов…» Византийско-антский союз касался, вероятно, не всех антов. По данным Маврикия, писавшего в то же время, анты были врагами Византии. Высказано предположение, что информация Маврикия относится к приду- найским антам, которые угрожали соседним крепостям Византийской империи и ее балканским владениям, а союзником ее был антский племенной союз Среднего Поднестровья. Эти же анты, возможно, помогали Византии и в борьбе с дакийскими славянами. В 602 г. аварский каган, узнав о нападении ромеев на дакийских славян, в то время союзников аваров, направил карательную экспедицию под руководством Апсиха, «…чтобы уничтожить племя антов, которое было союзником ромеев». Согласно Г. Г. Литаврину, поход Апсиха не был завершен, так как в это время несколько соединений аваров восстали и перешли на сторону Византии32. Антско-византийский союз оставался в силе, по-видимому, до 612 года, когда из титулатуры императора Ираклия исчез эпитет антский.[6]

В днепровских землях, скорее всего, возникла ещё одна племенная группа антов. Из информации византийского историка Менандра Протектора (580-е годы) следует, что около 560 года существовал союз нескольких антских вождей-архонтов. В связи с нашествием аваров на антские земли историк сообщает: «…когда правители антов были поставлены в бедственное положение и против своих надежд впали в несчастье, авары сразу же стали опустошать (их) землю и грабить (их) страну». Очевидно, анты обманулись в своих надеждах на победу над аварами. Посольство, направленное антами к аварскому кагану, не имело успеха, возглавлявший его Мезамер был убит аварами.[7]

Широкое расселение антов и отсутствие единого политического образования привело к тому, что их этноним со временем был забыт. Этому способствовало, очевидно, и оформление к VIII—IX веках восточнославянских племенных группировок, вышедших из антского культурно-племенного образования.[8]

[править] Балты

Пе­ре­дви­же­ния бал­тов дос­тиг­ли к сер. 1-го тыс. н. э. бас­сей­на Оки и, воз­мож­но, сред­ней Вол­ги.[9]

[править] Венгры

Зависимость венгров от хазар в период переселения первых достаточно определённо констатируется трактатом «Об управлении империей» Константина Багрянородного (X в.) и абсолютно игнорируется Анонимной запиской (IX в.).[10]

Русь, вероятнее всего, стала одним из объектов венгерских набегов. Отголоски этих событий фиксируются в русских летописях и (с многочисленными невероятными подробностями) в венгерской средневековой литературе. Кроме того, венгры взяли под контроль степные участки течения рек бассейна Чёрного моря, ограничив возможности русов совершать военно-морские походы.[11]

[править] Вятичи

Верхнеокская группировка славян VIII—X веков стала ядром летописных вятичей. Все материалы, которыми располагает современная археология, свидетельствуют о том, что вятичи как отдельное образование сформировались на верхней Оке — на территории, прежде занятой племенами мощинской культуры.[12]

[править] Готы

Гер­манские пле­ме­на го­тов во 2-3 вв. н. э. про­дви­ну­лись из бас­сей­на Вис­лы к ду­най­ской гра­ни­це Рим­ской им­пе­рии и в Се­вер­ное При­чер­но­мо­рье, дос­тиг­нув Кры­ма. Ми­гра­ция го­тов за­тро­ну­ла бал­то-сла­вян­ский мир: пред­по­ла­га­ют, что часть сла­вян­ских (ан­ты) и сар­мат­ских (ала­ны) пле­мён бы­ла под­вла­ст­на го­там. Власть Гот­ской дер­жа­вы (т. н. дер­жа­ва Эр­ма­на­ри­ха), сло­жив­шей­ся в При­чер­но­мо­рье в 4 в., про­сти­ра­лась от При­дне­ст­ро­вья до При­азо­вья. В го­ро­дах Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья у го­тов рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во.[13]

[править] Гунны

В 370-е годы объ­е­ди­нён­ные хун­ну раз­но­языч­ные ко­чев­ни­ки, по­лу­чив­шие у ев­ро­пей­ских ис­то­ри­ков на­име­но­ва­ние «гун­ны», вторг­лись че­рез При­ку­ба­нье и При­азо­вье в вол­го-дон­ские сте­пи, раз­гро­ми­ли ала­нов, Гот­скую дер­жа­ву, го­ро­да Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья и дви­ну­лись даль­ше на за­пад, соз­дав Гунн­скую дер­жа­ву с цен­тром в Пан­но­нии.[14]

С рас­па­дом Гунн­ской дер­жа­вы во 2-й пол. 5 в. часть гун­нов от­ко­че­ва­ла в Се­вер­ное При­чер­но­мо­рье, где ко­че­ва­ли тюр­коя­зыч­ные бол­га­ры (про­то­бол­га­ры), ра­нее от­тес­нив­шие ала­нов.[15]

[править] Дулебы

Одним из древних племенных образований праславянского периода были дулебы. В период составления русских летописей дулебов уже не существовало. Повесть временных лет говорит о них как о прежних жителях Волыни: «Дулебы живяху по Бугу, где ныне велыняне…» Сообщается, что дулебы подверглись нападению аваров при византийском императоре Ираклии (610—641 гг.).[16]

Этноним дулебы (дудлебы) восходит к праславянской поре. Лингвисты объясняют происхождение его на германской почве. Так, согласно О. Н. Трубачеву, этот этноним (dudlebi) производен из герм. daudlaiba 'наследство умершего' и свидетельствует о соседстве с древним западногерманским ареалом. Если это так, то нужно полагать, что племенное образование дулебов сложилось ещё в римское время, когда на территории пшеворской культуры имели место внутрирегиональные контакты славян с германцами, в том числе и с западногерманскими племенами.[17]

Средневековые письменные памятники фиксируют разброс славянских дулебов — на Волыни, в Чехии, на верхней Драве, на среднем Дунае между озером Балатон и р. Мурсой. Великая славянская миграция начала средневековой поры расчленила некогда единое праславянское племя и разбросала его части в разные стороны. Все эти группы дулебов, как показывают археологические материалы, восходят к пражско-корчакскому культурно-племенному кругу.[18]

Дулебы восточнославянского ареала были одной, наиболее крупной группой праславянских дулебов. Летописи связывают их с Бугом, но это вовсе не значит, что территория расселения восточнославянских дулебов ограничивалась бассейном этой реки. Имеются серьезные основания отождествлять их с населением волынско-киевско-припятской части пражско-корчакской культуры и сменившей её лука-райковецкой.[19]

[править] Ильменские словене

Предки словен ильменских появились в Поильменье в середине I тыс. н. э. Какое-то время они проживали островками в восточных районах ареала культуры псковских длинных курганов. В хозяйственном укладе кривичей доминировало подсечное земледелие, среди ильменских словен в какой-то степени сохранялась пашенная обработка почв под посевы. Около рубежа VII и VIII вв. в связи с улучшением природно-климатической ситуации в экономике края больший вес приобретает пашенное земледелие.[20]

Территория расселения словен ильменских, как она обрисовывается по их погребальным памятникам VIII—IX веков — сопкам, охватывает Ильменский бассейн с Шелонью, Ловатью и Мстой. На северо-западе в ареал сопок включается Верхнее Полужье, а на востоке он простирается до верхних течений Мологи и Чагодощи включительно. Весьма плотная концентрация сопок наблюдается в той части Ильменского Поозерья, где в середине IX века было основано Новгородское (Рюриково) городище и около столетия спустя — Новгород, а также на нижнем Волхове, где находилась Ладога.[21]

[править] Меря

Вопрос о формировании новой (мерянской) культуры невозможно решать без учёта миграционных потоков периода великого переселения народов. Становление этой культуры во второй половине I тыс. н. э. безусловно было результатом взаимодействия среднеевропейских переселенцев с финноязычными аборигенами. В какой-то степени она родственна культурам тушемлинской и псковских длинных курганов, сформировавшимся в это же время в западных регионах лесной полосы Восточно-Европейской равнины.[22]

Разнохарактерность керамики и вещевых коллекций мерянской культуры второй половины 1 тыс. н. э. свидетельствует о некоторой неоднородности этнического состава ее населения. Присутствие местного финского этнического компонента в составе населения Сарского поселения представляется бесспорным. На это указывают и керамика, и украшения финно-угорского облика. Да и пласт древней финской гидронимии определенно подтверждает участие финноязычных аборигенов в генезисе раннесредневекового населения Волго-Клязьминского междуречья. Вместе с тем, культуру Сарского городища, как и подобных ему памятников рассматриваемого региона, целиком никак нельзя относить исключительно к финскому этносу.[23]

В условиях продолжительного славяно-мерянского симбиоза этноним местного поволжско-финского племени — меря, по всей вероятности, распространился, как это нередко было в древней истории, на все население междуречья Волги и Клязьмы, и в период становления Древнерусского государства все жители Ростовского края назывались мерей. В Повести временных лет сообщается, что первыми жителями были «в Ростове меря», «…на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же». Меря упоминается в летописях среди участников похода Олега 882 г. на Киев и похода 907 г. на Константинополь. Это было уже, нужно полагать, не поволжско-финское племя, а воины из среды населения Ростовской земли, сформировавшегося в условиях славяно-мерянского симбиоза. Называется меря еще в известном летописном Сказании о призвании варягов в числе племен (словене, кривичи и меря), пригласивших на княжение трех братьев из Скандинавии.[24]

[править] Остготы

Гра­ни­цы ост­гот­ской дер­жа­вы Эр­ма­на­ри­ха, су­дя по пись­мен­ным дан­ным, сов­па­да­ли с ареа­лом чер­ня­хов­ских па­мят­ни­ков.[25]

[править] Поляне

Поляне первоначально были новообразованием праславянской племенной группировки дулебов, представленной пражско-корчакской культурой.[26]

Регион Киевского правобережья первоначально (в V—VII веках) был освоен полянами, вышедшими из среды дулебов.[27]

[править] Савроматы

В первые века после Р. X. савроматы закрепляются в Нижнем Поднепровье.[28]

[править] Северяне

Роменскую культуру, выросшую на части волынцевской территории, есть все основания относить к северянам IX—X веков.[29]

Этноним сееер/сеееряне по происхождению неславянский. Объяснение его по созвучию со стороной света хотя и встречается в литературе, представляется неубедительным. Наиболее авторитетной является мысль об иранском происхождении этого этнонима — из иранского *seu, *sew 'чёрный'. В регионе расселения северян известно несколько гидронимов от того же апеллятива (реки Сев, Сава и др.), скифо-сарматское начало которых бесспорно.[30]

Груп­па из­вес­тий под 883—885 годами от­ра­жа­ет пре­да­ние (об этом сви­де­тель­ст­ву­ет со­хра­не­ние во­прос­но-от­вет­ных фор­мул в ле­то­пис­ном тек­сте) о под­чи­не­нии Олегом вост.-слав. пле­мён — древ­лян, се­ве­рян и ра­ди­ми­чей, ра­нее пла­тив­ших дань Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту (в Новгородской первой летописи упо­ми­на­ние о по­ко­ре­нии се­ве­рян и др., но кн. Иго­рем, по­ме­ще­но по­сле рас­ска­за о по­хо­де на Царь­град). Ис­то­рич. ос­но­ва пре­да­ния под­твер­жда­ет­ся ос­но­ва­ни­ем в кон. 9 — нач. 10 вв. во­ен. ла­ге­рей ки­ев­ско­го кня­зя на се­ве­рян­ской тер­ри­то­рии. Под­чи­не­ние ки­ев­ским князь­ям древ­лян, се­ве­рян и ра­ди­ми­чей соз­да­ло тер­ри­то­ри­аль­ную ос­но­ву Др.-рус. гос-ва, объ­е­ди­нив­ше­го Ла­дож­ско-Иль­мен­ский ре­ги­он со Ср. По­днеп­ровь­ем, и обес­пе­чи­ло эко­но­мич. про­цве­та­ние но­вой во­ен. эли­ты за счёт да­ней, по­лу­чае­мых с по­ко­рён­ных пле­мён.[31]

[править] Славяне

В первые века нашей эры славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской, занимающей среднеевропейские земли от Эльбы до Западного Буга и верховьев Днестра, и черняховской, распространившейся в Северном Причерноморье от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциальноримского облика.[32]

В IV—V веках произошло нашествие гуннов на Европу.[33]

Жизнь сохранившегося более или менее крупными островками земледельческого населения в ареалах пшеворской и черняховской культур, а это были в основной массе славяне, постепенно стабилизировалась. Лишённое продукции провинциальноримского ремесла население вынуждено было создавать быт и культуру заново. На первых порах раннесредневековое славянство по уровню развития оказалось ниже, чем в римский период.[34]

В эпоху средневековья славяне вступили далеко не монолитной массой. Территориально они оказались разбросанными на широкой территории Средней и Восточной Европы. Связи между отдельными регионами нередко отсутствовали. Историческая ситуация в каждом из них была своеобразной, в ряде мест более или менее крупные группы славян расселились среди иноэтничных аборигенов. В результате в V—VII веках сложилось несколько различных славянских культур, фиксируемых современной археологией.[35]

[править] Смоленские кривичи

Смоленские кривичи, согласно археологическим данным, сформировались в условиях ассимиляции местного балтского населения.[36]

[править] Тевтоны

Тевтонами были оставлены земли Ютландии и смежных регионов материковой Германии.[37]

[править] Тюрки

Тюрки впервые упомянуты в китайских и византийских источниках в VI веке, когда они создали в Центральной Азии сильную империю кочевников (каганат), состоявшую из множества отдельных племён, постепенно передвигавшихся на запад.[38]

[править] Уличи

До середины X века уличи заселяли поднепровские земли южнее полянского ареала. Согласно Константину Багрянородному, уличи соседили с печенежскими племенами.[39]

Ранние уличи — это антская локальная группа, заселявшая днепровско-орельский и днепровско-тясминский регионы пеньковской, затем сахновской культуры. В X веке эти земли были заняты тюркоязычными кочевниками.[40]

Между Днепром и Орелью, где уличи проживали во второй половине I тыс. н. э., есть историческая местность Угол. От этого топонима, очевидно, и образовался этноним угличи>уличи.[41]

[править] Хазары

В сер. 7 в. в Да­ге­ста­не, в зем­ле са­ви­ров, уси­ли­лось объ­е­ди­не­ние тю­рок-ха­зар, пра­ви­те­ли ко­то­рых бы­ли в род­ст­ве с ка­га­на­ми Аши­на.[42]

[править] Эсты

Средневековые эсты под именем «чудь» известны русской истории с первых её страниц. В Повести временных лет чудь фигурирует среди племен, призвавших Рюрика с братьями, затем в составе войск Олега и Владимира в походах конца IX — начала X века.[43]

Евразия в I тысячелетии
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
I век  0-е годы10-е годы20-е годы30-е годы40-е годы50-е годы60-е годы70-е годы80-е годы90-е годы
II век  100-е годы110-е годы120-е годы130-е годы140-е годы150-е годы160-е годы170-е годы180-е годы190-е годы
III век  200-е годы210-е годы220-е годы230-е годы240-е годы250-е годы260-е годы270-е годы280-е годы290-е годы
IV век  300-е годы310-е годы320-е годы330-е годы340-е годы350-е годы360-е годы370-е годы380-е годы390-е годы
V век  400-е годы410-е годы420-е годы430-е годы440-е годы450-е годы460-е годы470-е годы480-е годы490-е годы
VI век  500-е годы510-е годы520-е годы530-е годы540-е годы550-е годы560-е годы570-е годы580-е годы590-е годы
VII век  600-е годы610-е годы620-е годы630-е годы640-е годы650-е годы660-е годы670-е годы680-е годы690-е годы
VIII век  700-е годы710-е годы720-е годы730-е годы740-е годы750-е годы760-е годы770-е годы780-е годы790-е годы
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты