Население Евразии в I тысячелетии
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Народы
[править] Анты
На территории черняховской культуры в условиях маргинального смешения местного позднескифо-сарматского населения и расселившихся славян сложился славяно-иранский симбиоз, в результате на Подолии и в Среднем Поднепровье обособилось отдельное диалектно-племенное образование славян, известное в исторических источниках как анты.[1]
Прокопий Кесарийский сообщает, что анты, как и остальные славяне, пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, общие обычаи и верования, а ранее они назывались одним именем — венедами. Вместе с тем, из исторических источников очевидно, что анты как-то выделялись среди прочих славян, поскольку они называются наравне с такими этническими группами того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы каким-то образом отличали анта от славянина даже среди наёмников Империи.[2]
Своеобразие пеньковской культуры говорит о некоторой этнографической специфике антов. Есть основания полагать, что анты составляли особую диалектную группу позднепраславянского языка. Полная характеристика антского диалекта затруднительна, но допустима мысль о том, что он выделялся среди остальных праславянских диалектных образований, прежде всего наличием большого числа иранизмов.[3]
Для изучения общественно-политической структуры антов исторических свидетельств крайне мало. В конце IV века в условиях вражды между готами и антами существование племенного образования последних представляется несомненным. Иордан сообщает, что первоначально анты отразили нападение готского войска, но через некоторое время готский король Винитарий все же сумел разгромить антов и казнил их князя Божа (Боза) с семьюдесятью старейшинами. Это событие, судя по косвенным данным, имело место где-то в регионе реки Эрак, отождествляемой обычно с Днепром.[4]
В начале эпохи средневековья анты, как можно полагать на основании исторических данных, не создали общего политического объединения — единого племенного союза во главе с князьями-архонтами. Ничего не говорят об этом и материалы археологии. Из текста сочинения Иордана можно догадываться, что в VI в., по-видимому, было несколько антских племенных образований, каждое из которых имело своего князя. Прокопий Кесарийский сообщает, что анты «… не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.» Иными словами, анты, по Прокопию, не знали единодержавной власти, подобной византийской, и жили на основе самоуправления, обсуждая все общие вопросы на племенных сходках.[5]
Взаимоотношения между антами и славянами в разные периоды были неодинаковыми. В ряде случаев они предпринимали совместные действия, источники фиксируют и вражду между ними. Во время правления Юстина I (518—527), как свидетельствует Прокопий, анты нападали на Фракию. С 540-х годов наступил период мирных отношений между антами и Византией. Около 545 года был заключён антско-византийский союз. С этого времени источники не фиксируют ни одного нападения антов на Византийскую империю. Очевидно, благодаря этому союзу анты все шире проникают в Византию и участвуют отдельными отрядами в имперских войнах в Италии. Так, известно, что антский отряд составлял значительную часть войска византийского полководца Иоанна во время походов на Рим и завоевания Южной Италии. Прокопий сообщает о трехстах антах, охранявших область Лукании, отмечая при этом, что «…эти варвары искуснее всех умеют сражаться в труднодоступных местностях». Далее отмечается, что «анты с присущей им доблестью вместе с крестьянами из отряда Туллиана опрокинули врагов…» Византийско-антский союз касался, вероятно, не всех антов. По данным Маврикия, писавшего в то же время, анты были врагами Византии. Высказано предположение, что информация Маврикия относится к приду- найским антам, которые угрожали соседним крепостям Византийской империи и ее балканским владениям, а союзником ее был антский племенной союз Среднего Поднестровья. Эти же анты, возможно, помогали Византии и в борьбе с дакийскими славянами. В 602 г. аварский каган, узнав о нападении ромеев на дакийских славян, в то время союзников аваров, направил карательную экспедицию под руководством Апсиха, «…чтобы уничтожить племя антов, которое было союзником ромеев». Согласно Г. Г. Литаврину, поход Апсиха не был завершен, так как в это время несколько соединений аваров восстали и перешли на сторону Византии32. Антско-византийский союз оставался в силе, по-видимому, до 612 года, когда из титулатуры императора Ираклия исчез эпитет антский.[6]
В днепровских землях, скорее всего, возникла ещё одна племенная группа антов. Из информации византийского историка Менандра Протектора (580-е годы) следует, что около 560 года существовал союз нескольких антских вождей-архонтов. В связи с нашествием аваров на антские земли историк сообщает: «…когда правители антов были поставлены в бедственное положение и против своих надежд впали в несчастье, авары сразу же стали опустошать (их) землю и грабить (их) страну». Очевидно, анты обманулись в своих надеждах на победу над аварами. Посольство, направленное антами к аварскому кагану, не имело успеха, возглавлявший его Мезамер был убит аварами.[7]
Широкое расселение антов и отсутствие единого политического образования привело к тому, что их этноним со временем был забыт. Этому способствовало, очевидно, и оформление к VIII—IX веках восточнославянских племенных группировок, вышедших из антского культурно-племенного образования.[8]
[править] Балты
Передвижения балтов достигли к сер. 1-го тыс. н. э. бассейна Оки и, возможно, средней Волги.[9]
[править] Венгры
Зависимость венгров от хазар в период переселения первых достаточно определённо констатируется трактатом «Об управлении империей» Константина Багрянородного (X в.) и абсолютно игнорируется Анонимной запиской (IX в.).[10]
Русь, вероятнее всего, стала одним из объектов венгерских набегов. Отголоски этих событий фиксируются в русских летописях и (с многочисленными невероятными подробностями) в венгерской средневековой литературе. Кроме того, венгры взяли под контроль степные участки течения рек бассейна Чёрного моря, ограничив возможности русов совершать военно-морские походы.[11]
[править] Вятичи
Верхнеокская группировка славян VIII—X веков стала ядром летописных вятичей. Все материалы, которыми располагает современная археология, свидетельствуют о том, что вятичи как отдельное образование сформировались на верхней Оке — на территории, прежде занятой племенами мощинской культуры.[12]
[править] Готы
Германские племена готов во 2-3 вв. н. э. продвинулись из бассейна Вислы к дунайской границе Римской империи и в Северное Причерноморье, достигнув Крыма. Миграция готов затронула балто-славянский мир: предполагают, что часть славянских (анты) и сарматских (аланы) племён была подвластна готам. Власть Готской державы (т. н. держава Эрманариха), сложившейся в Причерноморье в 4 в., простиралась от Приднестровья до Приазовья. В городах Северного Причерноморья у готов распространяется христианство.[13]
[править] Гунны
В 370-е годы объединённые хунну разноязычные кочевники, получившие у европейских историков наименование «гунны», вторглись через Прикубанье и Приазовье в волго-донские степи, разгромили аланов, Готскую державу, города Северного Причерноморья и двинулись дальше на запад, создав Гуннскую державу с центром в Паннонии.[14]
С распадом Гуннской державы во 2-й пол. 5 в. часть гуннов откочевала в Северное Причерноморье, где кочевали тюркоязычные болгары (протоболгары), ранее оттеснившие аланов.[15]
[править] Дулебы
Одним из древних племенных образований праславянского периода были дулебы. В период составления русских летописей дулебов уже не существовало. Повесть временных лет говорит о них как о прежних жителях Волыни: «Дулебы живяху по Бугу, где ныне велыняне…» Сообщается, что дулебы подверглись нападению аваров при византийском императоре Ираклии (610—641 гг.).[16]
Этноним дулебы (дудлебы) восходит к праславянской поре. Лингвисты объясняют происхождение его на германской почве. Так, согласно О. Н. Трубачеву, этот этноним (dudlebi) производен из герм. daudlaiba 'наследство умершего' и свидетельствует о соседстве с древним западногерманским ареалом. Если это так, то нужно полагать, что племенное образование дулебов сложилось ещё в римское время, когда на территории пшеворской культуры имели место внутрирегиональные контакты славян с германцами, в том числе и с западногерманскими племенами.[17]
Средневековые письменные памятники фиксируют разброс славянских дулебов — на Волыни, в Чехии, на верхней Драве, на среднем Дунае между озером Балатон и р. Мурсой. Великая славянская миграция начала средневековой поры расчленила некогда единое праславянское племя и разбросала его части в разные стороны. Все эти группы дулебов, как показывают археологические материалы, восходят к пражско-корчакскому культурно-племенному кругу.[18]
Дулебы восточнославянского ареала были одной, наиболее крупной группой праславянских дулебов. Летописи связывают их с Бугом, но это вовсе не значит, что территория расселения восточнославянских дулебов ограничивалась бассейном этой реки. Имеются серьезные основания отождествлять их с населением волынско-киевско-припятской части пражско-корчакской культуры и сменившей её лука-райковецкой.[19]
[править] Ильменские словене
Предки словен ильменских появились в Поильменье в середине I тыс. н. э. Какое-то время они проживали островками в восточных районах ареала культуры псковских длинных курганов. В хозяйственном укладе кривичей доминировало подсечное земледелие, среди ильменских словен в какой-то степени сохранялась пашенная обработка почв под посевы. Около рубежа VII и VIII вв. в связи с улучшением природно-климатической ситуации в экономике края больший вес приобретает пашенное земледелие.[20]
Территория расселения словен ильменских, как она обрисовывается по их погребальным памятникам VIII—IX веков — сопкам, охватывает Ильменский бассейн с Шелонью, Ловатью и Мстой. На северо-западе в ареал сопок включается Верхнее Полужье, а на востоке он простирается до верхних течений Мологи и Чагодощи включительно. Весьма плотная концентрация сопок наблюдается в той части Ильменского Поозерья, где в середине IX века было основано Новгородское (Рюриково) городище и около столетия спустя — Новгород, а также на нижнем Волхове, где находилась Ладога.[21]
[править] Меря
Вопрос о формировании новой (мерянской) культуры невозможно решать без учёта миграционных потоков периода великого переселения народов. Становление этой культуры во второй половине I тыс. н. э. безусловно было результатом взаимодействия среднеевропейских переселенцев с финноязычными аборигенами. В какой-то степени она родственна культурам тушемлинской и псковских длинных курганов, сформировавшимся в это же время в западных регионах лесной полосы Восточно-Европейской равнины.[22]
Разнохарактерность керамики и вещевых коллекций мерянской культуры второй половины 1 тыс. н. э. свидетельствует о некоторой неоднородности этнического состава ее населения. Присутствие местного финского этнического компонента в составе населения Сарского поселения представляется бесспорным. На это указывают и керамика, и украшения финно-угорского облика. Да и пласт древней финской гидронимии определенно подтверждает участие финноязычных аборигенов в генезисе раннесредневекового населения Волго-Клязьминского междуречья. Вместе с тем, культуру Сарского городища, как и подобных ему памятников рассматриваемого региона, целиком никак нельзя относить исключительно к финскому этносу.[23]
В условиях продолжительного славяно-мерянского симбиоза этноним местного поволжско-финского племени — меря, по всей вероятности, распространился, как это нередко было в древней истории, на все население междуречья Волги и Клязьмы, и в период становления Древнерусского государства все жители Ростовского края назывались мерей. В Повести временных лет сообщается, что первыми жителями были «в Ростове меря», «…на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же». Меря упоминается в летописях среди участников похода Олега 882 г. на Киев и похода 907 г. на Константинополь. Это было уже, нужно полагать, не поволжско-финское племя, а воины из среды населения Ростовской земли, сформировавшегося в условиях славяно-мерянского симбиоза. Называется меря еще в известном летописном Сказании о призвании варягов в числе племен (словене, кривичи и меря), пригласивших на княжение трех братьев из Скандинавии.[24]
[править] Остготы
Границы остготской державы Эрманариха, судя по письменным данным, совпадали с ареалом черняховских памятников.[25]
[править] Поляне
Поляне первоначально были новообразованием праславянской племенной группировки дулебов, представленной пражско-корчакской культурой.[26]
Регион Киевского правобережья первоначально (в V—VII веках) был освоен полянами, вышедшими из среды дулебов.[27]
[править] Савроматы
В первые века после Р. X. савроматы закрепляются в Нижнем Поднепровье.[28]
[править] Северяне
Роменскую культуру, выросшую на части волынцевской территории, есть все основания относить к северянам IX—X веков.[29]
Этноним сееер/сеееряне по происхождению неславянский. Объяснение его по созвучию со стороной света хотя и встречается в литературе, представляется неубедительным. Наиболее авторитетной является мысль об иранском происхождении этого этнонима — из иранского *seu, *sew 'чёрный'. В регионе расселения северян известно несколько гидронимов от того же апеллятива (реки Сев, Сава и др.), скифо-сарматское начало которых бесспорно.[30]
Группа известий под 883—885 годами отражает предание (об этом свидетельствует сохранение вопросно-ответных формул в летописном тексте) о подчинении Олегом вост.-слав. племён — древлян, северян и радимичей, ранее плативших дань Хазарскому каганату (в Новгородской первой летописи упоминание о покорении северян и др., но кн. Игорем, помещено после рассказа о походе на Царьград). Историч. основа предания подтверждается основанием в кон. 9 — нач. 10 вв. воен. лагерей киевского князя на северянской территории. Подчинение киевским князьям древлян, северян и радимичей создало территориальную основу Др.-рус. гос-ва, объединившего Ладожско-Ильменский регион со Ср. Поднепровьем, и обеспечило экономич. процветание новой воен. элиты за счёт даней, получаемых с покорённых племён.[31]
[править] Славяне
В первые века нашей эры славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской, занимающей среднеевропейские земли от Эльбы до Западного Буга и верховьев Днестра, и черняховской, распространившейся в Северном Причерноморье от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциальноримского облика.[32]
В IV—V веках произошло нашествие гуннов на Европу.[33]
Жизнь сохранившегося более или менее крупными островками земледельческого населения в ареалах пшеворской и черняховской культур, а это были в основной массе славяне, постепенно стабилизировалась. Лишённое продукции провинциальноримского ремесла население вынуждено было создавать быт и культуру заново. На первых порах раннесредневековое славянство по уровню развития оказалось ниже, чем в римский период.[34]
В эпоху средневековья славяне вступили далеко не монолитной массой. Территориально они оказались разбросанными на широкой территории Средней и Восточной Европы. Связи между отдельными регионами нередко отсутствовали. Историческая ситуация в каждом из них была своеобразной, в ряде мест более или менее крупные группы славян расселились среди иноэтничных аборигенов. В результате в V—VII веках сложилось несколько различных славянских культур, фиксируемых современной археологией.[35]
[править] Смоленские кривичи
Смоленские кривичи, согласно археологическим данным, сформировались в условиях ассимиляции местного балтского населения.[36]
[править] Тевтоны
Тевтонами были оставлены земли Ютландии и смежных регионов материковой Германии.[37]
[править] Тюрки
Тюрки впервые упомянуты в китайских и византийских источниках в VI веке, когда они создали в Центральной Азии сильную империю кочевников (каганат), состоявшую из множества отдельных племён, постепенно передвигавшихся на запад.[38]
[править] Уличи
До середины X века уличи заселяли поднепровские земли южнее полянского ареала. Согласно Константину Багрянородному, уличи соседили с печенежскими племенами.[39]
Ранние уличи — это антская локальная группа, заселявшая днепровско-орельский и днепровско-тясминский регионы пеньковской, затем сахновской культуры. В X веке эти земли были заняты тюркоязычными кочевниками.[40]
Между Днепром и Орелью, где уличи проживали во второй половине I тыс. н. э., есть историческая местность Угол. От этого топонима, очевидно, и образовался этноним угличи>уличи.[41]
[править] Хазары
В сер. 7 в. в Дагестане, в земле савиров, усилилось объединение тюрок-хазар, правители которых были в родстве с каганами Ашина.[42]
[править] Эсты
Средневековые эсты под именем «чудь» известны русской истории с первых её страниц. В Повести временных лет чудь фигурирует среди племен, призвавших Рюрика с братьями, затем в составе войск Олега и Владимира в походах конца IX — начала X века.[43]