Экономика России в 1914 году
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Промышленность
В результате бурного развития в конце XIX века новых производств и перехода многих традиционных сфер промышленного труда на индустриальную основу в российской промышленности сложилась ее отраслевая структура, которая оставалась неизменной до 1914 года. Обрабатывающая промышленность, включавшая 13 отраслей, занимала ведущее место в индустриальном потенциале страны, преобладая в показателях стоимости производства (свыше 90 %), в численности рабочих (свыше 82 %) и количестве предприятий (более 80 %).[1]
В российской промышленности к 1914 году возникли трестовские объединения, ставшие итогом поглощения отдельных предприятий более крупными и мощными.[2]
[править] Железнодорожный транспорт
В первые дни начавшейся Первой мировой войны Российская империя в смысле управления транспортом была административно поделена на две части — дороги тыла (44 тыс. верст) и дороги фронта (22 тыс. верст). На фронтовых дорогах вся власть принадлежала Ставке Верховного главнокомандующего и действовали законы военного времени. На дорогах тыла работала прежняя администрация и распорядок движения практически не изменился.[3]
На фронтовых дорогах уже в первые месяцы войны оказалось 7 тыс. паровозов и 166 тыс. вагонов.[4]
Мобилизация потребовала огромного напряжения сил. Для перевозки войск в июле-августе были задействованы половина пассажирских вагонов I—II классов и до 15 % вагонов III—IV классов. Пик военных перевозок пришелся на 8-12-й дни мобилизации, и на 12-й день железные дороги во фронтовой зоне достигли максимально возможного уровня движения поездов.[5]
Тем не менее, в силу централизации военного управления транспортом и высокой квалификации специалистов ВОСО, умело маневрировавших ресурсами и пропускной способностью дорог, мобилизация войск и пропуск эшелонов к линии фронта прошли вполне успешно. Восемь дорог даже перевыполнили мобилизационное задание. В дни мобилизации в западном направлении проследовало свыше 3500 воинских эшелонов.[6]
После прохождения пика мобилизации и спада авральных работ, начиная с октября постепенно стали проявляться и скрытые недостатки железнодорожного транспорта, которые были не особо актуальны для мирного времени. Когда напряженность военного сообщения стала постоянным фактором, вышел на поверхность дефицит подвижного состава, устаревшие технологии формирования поездов, разгрузки-погрузки (особенно грузов оборонного значения), архаичность организации диспетчерского управления.[7]
Поскольку пропускная способность большинства дорог оставляла желать лучшего, в дни мобилизации 32 тыс. вагонов с коммерческими грузами пришлось разгрузить, а еще 28 тыс. задержать на станциях в уже погруженном состоянии. На станциях стали образовываться скопления грузов. Кроме того, погрузка хлеба за второе полугодие по сравнению с теми же месяцами 1913-го сократилась в два раза — с 712 тыс. до 353 тыс. вагонов. Как следствие, уже к концу 1914 года страна столкнулась с продовольственным кризисом. Всего по итогам 1914 года не было перевезено до двух миллиардов пудов «гражданских» грузов. Такое резкое сокращение оказало негативное влияние на промышленность и торговлю, явилось предпосылкой к росту цен и спекуляции.[8]
[править] Финансы
Осуществлением торгово-промышленного кредита занимались частные акционерные коммерческие банки, активы которых составляли к 1914 г. около 5 млрд руб., банкирские дома, общества взаимного кредита, городские общественные банки.[9]
[править] Примечания
- ↑ История России XX — начала XXI века[1] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
- ↑ История России XX — начала XXI века[2] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
- ↑ Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
- ↑ Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
- ↑ Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
- ↑ Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
- ↑ Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
- ↑ Дороги империи. Российские железные дороги в Первой мировой. 22 марта 2015
- ↑ История России XX — начала XXI века[3] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.