Экономика России в 1913 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] ВВП

Основная статья: ВВП России в 1913 году

В России производилось 9,4 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП). По объёму ВВП Россия занимала (по разным подсчётам) 4-6 место в мире и 4-е место в Европе.

ВВП на душу населения в России по отношению к США составлял 25-28 %, по разным оценкам.[1]

[править] Отрасли экономики

В 1913 году удельный вес промышленности в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства был меньше половины — 42,1 %, а сельского хозяйства — 57,9 %.[2]

[править] Промышленность

Россия производила промышленной продукции в 8 раз меньше, чем США, примерно в 3,5 раза меньше, чем Германия, в 3 раза меньше, чем Великобритания, и в 1,5 раза меньше, чем Франция.[3][4][5][6][7][8]

Россия почти на 60 % удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании за счёт собственного производства, выпускались лучшие в мире паровозы и вагоны.[9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27]

[править] ТЭК

Россия добывала чуть больше 9 млн тонн нефти.[28]

Россия произвела 1,2 млрд кВт-часов электроэнергии. США же в том же году имели 62 млрд кВт-часов, Англия — 12, Германия — 14.[29][30][31]

[править] Сельское хозяйство

Россия (без учёта привисленских губерний) находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, на третьем (после Канады и США) по производству пшеницы, на четвёртом (после Франции, Германии и Австро-Венгрии) по производству картофеля.[32]

[править] Транспорт

[править] Железнодорожный

Для уменьшения разрыва в транспортных возможностях России и её противников в 1913 году был составлен план развития и усиления железных дорог, по которому намечалось построить две новые железнодорожные магистрали, усилить пропускную способность стратегических участков общей длиной 6500 километров, построить 4250 километров вторых путей, увеличить паровозный парк на 4225 единиц. Эти работы подлежали выполнению в две очереди, но исполнение такой смелой программы началось всего за год до начала войны и финансировалось в мирное время недостаточно. Гораздо ниже запрошенных сумм.[33]

Россия имела 16,4 тыс. исправных паровозов.

[править] Водный

В 1913 году объемы перевозок в заграничном плавании почти в 2 раза превышали размеры каботажа (большого и малого вместе взятых) и составляли соответственно 21 млн тонн и 12 млн тонн.[34]

Архангельск — единственный серьёзный порт на Русском Севере к 1913 году — имел связь с основной сетью только через узкоколейную линию на Вологду, у которой была ничтожная пропускная способность.[35]

[править] Воздушный

Россия создала невиданные до этого времени многомоторные самолёты.[36]

[править] Торговля

Объём внутренней торговли в 1913 году составлял 18 млрд руб., или в 1,5 раза больше, чем в 1909 году.[37]

[править] Финансы

В 1913 году доход казны от винной монополии составил 750 млн рублей, или свыше 22 % государственных доходов.[38]

[править] Трудовые ресурсы

По исследовательским расчетам, численность всех наемных рабочих определяется на 1913 г. в 18-19 млн человек, из которых в сфере фабрично-заводской промышленности, горной и на транспорте было занято около 4 млн человек, в мелкой промышленности — 3 млн, в строительстве — 1,5 млн Число наемных рабочих в сельском хозяйстве достигло 6,5 млн, а занятых в лесном деле, чернорабочих в строительстве, на транспорте и в торговле — свыше 3 млн В среде фабрично-заводских и железнодорожных рабочих на рубеже веков возрастает до 40 % прослойка потомственных пролетариев, сокращается их связь с землей.[39]

Вместе с помещиками и высшими чиновниками крупная буржуазия в 1913 году насчитывала более 4 млн человек, значительно увеличившись (3 млн) по сравнению с 1897 г. Удельный вес этой социальной группы в составе населения практически не изменился, поднявшись с 2,4 до 2,5 %, что никак не согласуется с ростом ее экономического могущества.[40]

[править] Внешняя торговля

[править] Экспорт

Крупнейшие статьи экспорта из России в 1913 году:[41]

  • Продовольственные товары и сырьё для их производства: 54,7 %
  • Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия: 10,9 %
  • Текстильное сырьё и полуфабрикаты: 8,9 %
  • Промышленные товары народного потребления: 4,7 %
  • Топливо: 3,5 %
  • Руды и концентраты, металлы и изделия из них, кабель и провод: 2,8 %

[править] Импорт

Основная статья: Импорт в Россию в 1913 году

Крупнейшие статьи импорта в Россию в 1913 году:[42]

  • Продовольственные товары и сырьё для их производства: 21,2 %
  • Текстильное сырьё и полуфабрикаты: 18,3 %
  • Машины и оборудование: 16,6 %
  • Промышленные товары народного потребления: 10,3 %
  • Химические продукты, удобрения, каучук: 7,9 %
  • Топливо: 7,1 %
  • Руды и концентраты, металлы и изделия из них, кабель и провод: 6,9 %
  • Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия: 3,3 %

[править] Показатели

В 1913 году стоимость механического оборудования в целом по стране составляла 2 млрд руб.[43]

[править] Прочее

В 1913 г. по сравнению с 1908 г. количество предприятий увеличилось на 31 %, численность рабочих — на 24 %, превысив уровень в 3 млн человек, а стоимость валовой продукции, оцениваемая на сумму свыше 7,4 млрд руб., — на 52 %.[44]

Производительные расходы правительства, связанные с вложением бюджетных средств в казенные имущества и предприятия, а также частный сектор не отвечали требованиям индустриализации страны, составляя в 1913 г. соответственно 33 и 3 %.[45]

Консорциум банков под эгидой Русско-Азиатского банка, скупив большинство акций 12 крупнейших табачных фабрик России, образовал в 1913 году в Лондоне табачный трест (Russian Tabacco Company).[46][47]

[править] Ссылки


Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты