Сравнение российской техники с аналогами

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Ангара

Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5»
Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5»

[править] Удельная стоимость грузовых запусков

Стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки с «Ангарой» составляет всего $2,4 тыс. до НОО и $4,6 тыс. до ГПО. Минимальная цена килограмма полезной нагрузки для «Фалькона» составляет $4 тыс. за килограмм для НОО и $9,5 тыс. для ГПО. Европейская ракета Ariane проигрывает американской на 12 %.[1][2]

[править] Стоимость запусков тяжёлой ракеты

По подсчётам Роскосмоса, стоимость одного запуска ракеты «Ангара-А5» составит $95-105 млн. Для сравнения: запуск одного «Протона-М» стоит $105-110 млн, а по другим данным более $110 млн (данные по состоянию на 2014 год).[3]

В середине 2015 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил: «Сегодня стоимость пуска [тяжёлой] „Ангары“ примерно на 30-40 % дороже, чем стоимость пуска „Протона“. Но надо иметь в виду, что себестоимость изготовления „Ангары-5“ будет уменьшаться с возрастанием количества изделий. Стоимость запусков тяжёлых ракет-носителей из семейства „Ангара“ к 2025 году будет почти на 20 % ниже, чем у „Протона-М“».[4]

[править] Стоимость пилотируемых запусков

Роскосмос планирует начать практическую реализацию запусков ракеты «Ангара» с командой астронавтов, по сравнению с «Союзами», которые последние десятилетия выполняют эту функцию, доставка и возвращение людей на МКС подешевеет на 25-30 %, а это около $10 млн на каждую «ходку».[5]

[править] Объём инвестиций

По объёму инвестиций «Ангара» имеет лучшие показатели, чем у всех своих конкурентов. На программу Falcon 9 американская компания уже потратила более $5,2 млрд, общая сумма по проекту достигает $7,5 млрд, бюджет европейского космического агентства на Ariane превысил 3,2 млрд евро, общий объём инвестиций запланирован в 5,8 млрд евро. «Ангара» же обошлась российскому бюджету в 96 млрд рублей (по состоянию на начало ноября 2014 года), то есть по старому курсу это $3,2 млрд.[6]

[править] Борей

«Борей» значительно меньше огромной субмарины проекта 941 «Акула» (Typhoon в классификации НАТО), тем не менее, она всё равно больше американских ПЛАРБ типа «Огайо».[7]

[править] Верба

Переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба»
Переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба»

Ближайший иностранный конкурент ПЗРК «Верба» — американский комплекс FIM-92 «Стингер».[8]

FIM-92 «Стингер» может применяться только по воздушным целям, находящимся на высоте от 180 метров. У ПЗРК «Верба» этот показатель — от 10 метров.[9]

Высота цели, которую может достигать ракета FIM-92 «Стингер», не может превышать 3,8 тыс. метров. У ПЗРК «Верба» этот показатель — 4,5 тыс. метров.[10]

[править] Ил-96-400М

По оценке «ОАК», при учёте разности в закупочной цене и стоимости технического обслуживания, Ил-96-400М будет сопоставим по показателям экономичности с пассажирским авиалайнером А-330.[11]

[править] Ил-114

Самое главное, что определяет полезность пассажирского лайнера и его конкурентоспособность на рынке, это размер эксплуатационных издержек в пересчёте на одного пассажира, перевозимого на единицу расстояния (километр). Для этого нужно сравнить два самолёта: канадский «Бомбардир» и Ил-114, характеристики которых наиболее близки. Самая большая разница наблюдается в период подъема на высоту рабочего потолка. Q400 Next Gen достигает 7,6 тыс. м за 16 минут, тратя 385 литров керосина. Ил-114 поднимается до 7,2 тыс. метров 26 минут, при этом сжигая 315 литров. Каждый километр полёта на крейсерской высоте обходится «канадцу» в 0,68 л, а Ил-114 — в 0,95. Но пассажиров Ил может брать на 8 больше. Получается, что экономическая составляющая (по крайней мере, по топливу) отличается незначительно, но в пользу Ил-114.[12]

Серьёзное преимущество Ил-114 перед Bombardier, Embraer или ATR, что он может садиться на грунтовую полосу.[13]

[править] Ка-50

В сентябре 2008 года докторант Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете Вадим Воловой писал: «Mи-28 и Ka-50 практически ни в чём не уступают вертолёту „Apache“, а в отдельных случаях даже превосходят его по своим характеристикам».[14]

[править] Калибр

Массогабаритные показатели «Калибра» (ракета ЗМ-14) подобны «Томагавку блок 3». При равной длине (6,2 м) и одинаковом диаметре (чуть менее 533 мм — продиктовано ограничениями торпедного аппарата), российская ракета на 250—300 кг тяжелее «американца». Дозвуковой режим у обеих КРМБ отсутствует. Разница в массе объясняется совокупностью одного или нескольких из перечисленных факторов: более мощной боевой частью (~450 кг против 340 кг), увеличенной дальностью полета (до 2000 км в конвенционном снаряжении) и применением радиолокационной ГСН для наведения ракеты на точечные цели (так как у нас отсутствует отечественный аналог системы оптического распознавания DSMAC). Последний пункт накладывает дополнительные условия на энергосистему ракеты. Вместо классического TERCOM ракета ЗМ-14 «Калибр» оснащена комбинированной системой управления на маршевом участке, включающей приемник сигналов ГЛОНАСС и радиовысотомер, позволяющий точно выдерживать высоту в режиме огибания рельефа.[15]

[править] Корнет

В мае 2015 года телеканал ОАЭ Al Arabiya отмечал: «Пока Ирак ожидает прибытия американского оружия, Саади[16] рассказывает о недостатках переносных ракетных комплексов АТ-4, называя российское оружие более предпочтительным вариантом. По его словам АТ-4 могут пробивать защиту толщиной в 20 сантиметров и поражать цели на расстоянии 300—500 метров, тогда как российские комплексы „Корнет“ могут пробивать защиту в 30 сантиметров и поражать цели на расстоянии до 2,2-2,5 тысячи метров.»[17]

[править] Ми-17

В июне 2018 года были опубликованы данные из ежеквартального отчёта офиса генерального инспектора Пентагона об обстановке в Афганистане, согласно которым американские вертолеты UH-60 Black Hawk, которые Пентагон поставляет в Афганистан, уступают по некоторым характеристикам российским Ми-17, которые США закупали у России для афганской армии. У Black Hawk не такая грузоподъемность, как у Ми-17. Из-за этого Пентагон вынужден использовать два вертолета Black Hawk для транспортировки грузов, когда с этой задачей может справиться один Ми-17. Кроме этого, в отличие от Ми-17, Black Hawk не могут летать на больших высотах и, соответственно, не могут работать в отдаленных районах Афганистана, куда летают Ми-17.[18]

[править] Ми-24

В октябре 2015 года американское издание Foreign Policy писало: «В российской машине сочетаются ударные возможности американского вертолёта Apache и транспортные Huey. По словам Хармера,[19] в арсенале у Вашингтона нет точного аналога Ми-24[20]

[править] Ми-28

В сентябре 2008 года докторант Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете Вадим Воловой писал: «Mи-28 и Ka-50 практически ни в чем не уступают вертолету „Apache“, а в отдельных случаях даже превосходят его по своим характеристикам (боевая нагрузка у Mи-28 — 2300 кг, у „Apache“ — 771 кг)».[21]

[править] Ми-38

Вертолёт Ми-38
Вертолёт Ми-38

[править] Сравнение с Ми-8

Грузоподъёмность Ми-38 составляет 5000 кг. А на внешней подвеске он поднимает в небо 6000 кг. На борт он может взять 30 пассажиров. Для сравнения: грузоподъемность Ми-8 составляет 4000 кг и 26 пассажиров.[22]

Объём кабины у Ми-38 — 29,5 м3, в то время как у Ми-8 — не более 27 м3.[23]

Те, кто летал на Ми-8, знают, что вибрации и шум в полете возникают такие, что особо заботливые авиакомпании снабжают пассажиров специальными наушниками, как на производствах с повышенным уровнем акустического воздействия. На Ми-38 благодаря иному расположению двигателей (за главным редуктором, а не перед ним), применению эластомерных подшипников во втулке винта и более совершенной трансмиссии шума и вибрации возникает гораздо меньше.[24]

Крейсерская скорость Ми-38 составляет 290 км/ч против 225—240 км/ч у разных модификаций Ми-8.[25]

Практический потолок Ми-38 — 5900 м, Ми-8 — 6000 м.[26]

Максимальная перегоночная дальность Ми-38 — 1200 км. У Ми-8 этот параметр не превосходит 800 км.[27]

Ми-8, как и практически всем зарубежным аналогам, требуется экипаж минимум из 2 человек. Ми-38 благодаря новой навигационной системе, встроенной диагностике систем и «стеклянной» кабине может пилотировать один человек.[28]

Стеклопластиковые лопасти несущего винта не нуждаются в замене в течение всего жизненного цикла, в отличие от металлических лопастей Ми-8.[29]

По трудоёмкости обслуживания Ми-38 и Ми-8 — это как печатная машинка и лазерный принтер. Стоимость часа эксплуатации Ми-38 будет в полтора раза меньше, чем Ми-8.[30]

[править] Сравнение с Airbus Helicopters H225

Фактически единственный зарубежный двухдвигательный конкурент Ми-38 на современном рынке — это французский Airbus Helicopters H225 грузоподъёмностью до 5500 кг. Но при этом полезный объём его «трюма» составляет всего 15 м3, почти в два раза меньше.[31]

Максимальная перегоночная дальность Ми-38 — 1200 км. У Airbus Helicopters H225 — 1135 км.[32]

[править] Сравнение с Sikorsky CH-53 Sea Stallion

В США летал и продолжает летать военно-транспортный вертолёт среднего (по российским меркам) класса Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Однако он настолько дорог, что для коммерческого использования никогда даже не предлагался, а его современная модификация Sikorsky CH-53E Super Stallion получила третий двигатель и с грузоподъемностью в 13,5 т окончательно переместилась в класс полноценных тяжёлых вертолётов.[33]

[править] Сравнение с AgustaWestland AW101

Крейсерская скорость Ми-38 составляет 290 км/ч. При этом максимальная скорость Ми-38 может доходить до 320 км/ч. Даже самая быстрая из однотипных машин — трёхдвигательный AgustaWestland AW101 (крейсерская скорость 278 км/ч и максимальная — 309 км/ч) — не дотягивает до этих значений, а остальные «равновеликие» вертолёты по этому параметру заметно уступают Ми-38.[34]

Максимальная перегоночная дальность Ми-38 — 1200 км. У AgustaWestland AW101 — 1129 км.[35]

[править] МиГ-29

Проведённые после холодной войны в немецких ВВС испытания показали, что истребитель МиГ-29 манёвреннее, чем F-16.[36]

[править] МиГ-35

МиГ-35 отличается от МиГ-29 двигателями, а также более совершенным оборудованием, которое позволяет эффективно применять самолет против воздушных и наземных целей.[37]

[править] МС-21

Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт МС-21-300

Boeing и Airbus выведут на рынок модели Boeing 737Max и А320Neo, оснащённые новыми высокоэкономичными двигателями. Кроме того, свои проекты в этом сегменте анонсировали два других игрока: Китай с самолётом С919 компании COMAC и канадская Bombardier с лайнером CSeries.[38]

Основные технические характеристики пяти конкурирующих авиалайнеров находятся на одном уровне.[39]

МС-21 будет иметь увеличенный объём багажных полок, ширины кресел и прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus таких преимуществ не имеют: они не разрабатывались с нуля, поэтому унаследовали фюзеляжи предшественников.[40]

[править] Вместительность

Главное преимущество МС-21 — вместительность: 212 пассажиров в версии МС-21-300. Для сравнения, у Airbus A320Neo показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 Max-8 — 189 пассажиров, у Bombardier CS300 — 135 пассажиров.[41]

[править] Цена

Ещё одно конкурентное преимущество МС-21 — невысокая стоимость: цена по каталогу составляет $78 млн. Для сравнения, Airbus 320Neo обойдётся покупателям в $102,8 млн, Boeing 737 Max-8 — $106,9 млн, Bombardier CS300 — $80 млн.[42]

[править] Ширина фюзеляжа

Первый полёт Boeing 737 совершил в 1967 году, А320 впервые поднялся в небо в 1987 году, и они спроектированы в соответствии со стандартами комфорта своего времени. Производители и рады бы сегодня сделать их шире, однако в условиях массового выпуска это потребует гигантских затрат на переделку оснастки. Поэтому даже самые новейшие модификации этих лайнеров, с которыми, собственно, и предстоит конкурировать МС-21, имеют прежнюю ширину фюзеляжа: 3,75 м — у Boeing 737 MAX и 3,96 м — у А320neo.[43]

В Boeing 737 устанавливают кресла шириной 17 дюймов, в А320 — 18 дюймов, а в МС-21 — 19 дюймов и шире, обеспечивая пассажиром комфорт на уровне широкофюзеляжного лайнера.[44]

Шире в МС-21 сделан и проход между креслами, а это не только удобство, но и сокращение срока заполнения пассажирами авиалайнера в аэропорту. За счёт этого МС-21 будет находиться на земле меньше времени, с соответствующим сокращением аэропортовских сборов и прочих расходов.[45]

[править] Оникс

Дальность П-800 около 300 км, то есть, намного больше, чем у американской противокорабельной ракеты ВМС «Гарпун».[46]

[править] ПД-12В

По сравнению с двигателем Д-136 двигатель ПД-12В обеспечит расширение условий базирования вертолёта за счёт больших возможностей поддержания мощности в условиях высокогорья и жаркого климата и возможности форсирования мощности до 14000 л. с. Ожидается, что ремоторизация Ми-26 увеличит дальность полёта с полезной загрузкой и уменьшит эксплуатационные расходы за счёт улучшенных технических характеристик и снижения затрат на ТО. Несмотря на больший вес ПД-12В по сравнению с Д-136 новый двигатель будет экономичнее Д-136.[47]

[править] ПД-14

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14

По сравнению с конкурентом (двигателем PW1400G), ПД-14 несколько уступает в экономичности, но зато он легче, имеет заметно меньший диаметр (1,9 м против 2,1), а значит, и меньшее сопротивление. ПД-14 дешевле и, по предварительным оценкам, потребует меньших затрат на техническое обслуживание и ремонт.[48]

[править] Р-77

В ноябре 2015 года американское издание Popular Mechanics писало: «Ракету Р-77 называют „Не может промахнуться“, и она явно совершеннее своего западного аналога AIM-120 AMRAAM. War Is Boring пишет, что „у американских военных нет ничего подобного…. и адекватной защиты“.»[49]

[править] Рубеж

От «Ярса» МБР «Рубеж» отличается новым комплексом преодоления ПРО, на треть меньшим весом и боевым радиусом от 2000 км.[50]

[править] С-300

В сентябре 2008 года докторант Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете Вадим Воловой писал: «По своим характеристикам С-300 и С-400 превосходят американские системы „Patriot“».[51]

[править] С-400

Зенитно-ракетный комплекс С-400
Зенитно-ракетный комплекс С-400

Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, С-400 фактически не имеет аналогов в мире.[52]

[править] Сравнение с Patriot

Наиболее близкий по характеристикам американский аналог ЗРК Patriot проигрывает российскому С-400 по всем важнейшим характеристикам. К примеру, известно, что американским комплексом из 91 выпущенной Ираком ракеты были сбиты 45 при расходе 158 зенитных ракет, что является далеко не идеальным результатом. Высота и дальность перехвата цели тоже не велики — 7 и 20 километров от прикрываемого объекта соответственно. При этом у С-400 аналогичный купол составляет до 400 километров, также комплекс способен вычислять летающие объекты на расстоянии до 600 километров.[53]

Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, С-400 по своим возможностям значительно превосходит американские системы Patriot.[54]

В декабре 2010 года американское издание Strategy Page писало: «Системы С-400 похожи на американские Patriot. <...> С-400 превосходит американскую Patriot по дальнобойности более чем в пять раз, весит вдвое больше.»[55]

В феврале 2011 года американское издание Commentary Magazine писало: «С-400 по многим характеристикам напоминают новейшую версию американских ракет Patriot, а по некоторым ее даже превосходят».[56]

В сентябре 2008 года докторант Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете Вадим Воловой писал: «По своим характеристикам С-300 и С-400 превосходят американские системы „Patriot“».[57]

[править] Сравнение с С-300

На сайте НПО «Алмаз» говорится, что система С-400 превосходит свою предшественницу — С-300 — по большинству параметров: широте спектра поражаемых целей, скорости атакуемых целей и по помехозащищённости радиолокационных средств боевого управления.[58]

[править] С-500

С-500 будет значительно превосходить самый современный на сегодняшний день российский ЗРК С-400.[59]

[править] Сармат

Замминистра обороны России Юрий Борисов так оценил «Сармат»: «Это уникальное оружие, подобного которому нет даже в США».[60]

[править] Су-25

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 эффективнее выполняет задачи по непосредственной авиационной поддержке, нежели Су-22 и Су-24, на которых в настоящее время летают лётчики из ВВС Сирии».[61]

[править] Су-27

Истребитель Су-27
Истребитель Су-27

В июле 2014 года американское издание National Interest писало: «Су-27 никогда не встречался в бою с самыми современными самолетами четвертого поколения и поколения 4.5, и, видимо, ни разу не участвовал в воздушном бою с F-22. Тем не менее, можно ожидать, что он заставит серьёзно поволноваться лётчиков таких машин как Eagle, Viper и Typhoon, и сумеет даже создать проблемы для самолета Raptor. <...> Су-27 достаточно тяжёл и стремителен, чтобы нанести мощный удар, а затем скрыться, прежде чем его перехватят истребители НАТО[62]

[править] Су-30

В феврале 2014 года самолёты Су-30МК/К ВВС Индии и истребители F-15C ВВС США принимали участие в учениях Соре India 2004, проходивших на территории Индии. В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30 обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски УР Р-27 и, соответственно, чаще побеждали. В маневренном бою Су-30 даже в варианте без двигателей с ОВТ тотально превзошёл F-15C, причём не в последнюю очередь за счёт большего запаса топлива, благодаря чему индусы чаще американцев и на большее время могли включать форсажи.[63][64]

[править] Су-30МКИ

В ноябре 2005 года прошли американо-индийские учения Cope India-2005. Для участия в них США откомандировали F-16C Block 50. Помимо истребителей американцы использовали самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS E-3 Sentry, который должен был засекать «сушки» на самых дальних дистанциях и наводить на них F-16. ВВС Индии выставили истребители Су-30МКИ. В отличие от Су-30К в них были внесены конструктивные изменения, на которых настаивали индийские военные. И трудно было сказать, улучшили они боевые возможности российского истребителя или, наоборот, ухудшили. Впрочем, главным отличием стало то, что на Су-30МКИ установили новейшую российскую бортовую РЛС «Барс», имевшую активную фазированную решетку, у американцев похожая РЛС появилась только на истребителях пятого поколения. Су-30МКИ тогда выиграли почти все воздушные бои. Во многом благодаря РЛС и новейшему бортовому оборудованию.[65]

В 2006 году в рамках учений Garuda-III индийские пилоты на Су-30МКИ одержали победу над французскими лётчиками, «воевавшими» на Mirage 2000.[66]

На учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году, индийские пилоты на Су-30МКИ обыграли новейшие многоцелевые истребители Rafale.[67]

В конце лета 2015 года состоялись тренировочные воздушные бои новейших европейских истребителей Eurofighter Typhoon и Су-30МКИ. Участвовали в них лётчики ВВС Великобритании и Индии. Происходило это в рамках совместных учений. И завершились поединки асов полным поражением британской стороны.[68]

[править] Су-30СМ

Су-30СМ существенно отличается от Су-30МКИ. Среди отличий Су-30СМ от Су-30МКИ - применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля, Франции и Индии.[69]

[править] Су-35

Самолёт Су-35
Самолёт Су-35

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 — это, на самом деле, опасная боевая машина, и по многим параметрам российский самолёт не уступает самым последним модификациям F-15 или даже превосходит их. <...> Когда этот самолет [Су-35] имеет относительно небольшую нагрузку, он способен сохранять сверхзвуковую скорость, не прибегая к использованию форсажных камер. Хотя великолепное ускорение на больших высотах до сверхзвуковой скорости является огромным преимуществом, истребителю F-15C тоже есть чем ответить — и в результате подобное превосходство российского самолета не будет решающим. Однако на низких скоростях Су-35 имеет непреодолимое преимущество. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги и невероятной маневренностью на низких скоростях. Однако использование нашлемных систем отображения и прицеливания, а также таких ракет с большими у глами целеуказания как AIM-9X и российской Р-73 при близком визуальном контакте, чаще всего, будет приводить к ситуации „обоюдного уничтожения“ (mutual kill), о чем свидетельствуют многие пилоты. Вместе с тем немало будет зависеть от умения летчика и, если честно, от удачи. <...> Кроме того, Су-35 может иметь на борту огромный арсенал ракет воздух-воздух, тогда как у F-15 оснащен устарелой оборонительной электроникой. Военно-воздушные силы США прекрасно осознают наличие этой проблемы, и именно поэтому так много внимания уделяется проекту модернизации системы пассивно/активного предупреждения и выживания (EPAWSS) для F-15, на которую предполагается потратить 7,6 миллиарда долларов. Реальная дилемма состоит в том, что Су-35 и современные модели F-15 Eagle сопоставимы — и именно это вызывает беспокойство у руководства Военно-воздушных сил США. Американские летчики привыкли к ведению боевых действий в ситуации, когда они обладают огромным технологическим превосходством, тогда как в случае с Су-35 такого превосходства нет, а в некотором отношении „Фланкер-Е“ даже превосходит „Орла“. В целом, при прочих равных, даже полностью модернизированный F-15C и оснащенный новейшим радаром с активной фазированной антенной решеткой вынужден будет использовать все свои возможности в противоборстве с Су-35. Однако подобная ситуация означала бы, что Соединенные Штаты ведут войну против России или против какой-нибудь другой великой державы — такой как Китай. Но это, само по себе, маловероятно. Более вероятно то, что F-15 может столкнуться с Су-35, стоящим на вооружении у какого-нибудь деспота из третьего мира. Однако пилоты подобного деспота вряд ли будут обладать подготовкой, тактикой и опытом, необходимыми для того, чтобы вести бой против американских летчиков, и поэтому реальных шансов на победу у них не будет. Кроме того, российские истребители, как известно, не отличаются особой надежностью, и если к этому добавить плохо подготовленный технический персонал и отсутствие запасных частей, то какая-нибудь страна третьего мира не будет способна постоянно поддерживать истребитель в должном состоянии. Важно еще и то, что у потенциального противника — если не считать Россию и Китай, — скорее всего, не будет системы АВАКС и полноценных наземных комплексов перехвата, что создаст для них дополнительные проблемы.»[70]

В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Это [Су-35] исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолёт, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. <...> Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определёнными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.»[71]

[править] Средства РЭБ

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «В одной области Су-35E, судя по всему, удерживает превосходство [по сравнению с F-15] — речь идет о средствах радиоэлектронной борьбы. Су-35С может похвастаться мощной цифровой системой радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания, которая способна сбить с толку американскую ракету AIM-120 AMRAAM. Хотя эти американские ракеты, в конечном итоге, вероятно, смогут преодолеть защиту российского самолета, потребуется больше ракет для уничтожения цели, чем рассчитывали военные планировщики.»[72]

[править] Скорость

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 немного проигрывает в максимальной скорости F-15».[73]

[править] Ускорение

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Он [Су-35] превосходит „Орла“ [F-15] по ускорению, что достигается благодаря его мощным спаренным двигателям „Сатурн“ (Изделие 117С), каждый из которых создает тягу в 14500 кг».[74]

[править] Средства наблюдения

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Если говорить о более значительных радиусах действия, то F-15C и F-15E всё ещё имеют превосходство над Су-35, что обусловлено их радарами с активной фазированной антенной решеткой (active electronically scanned array radar). Радары Raytheon APG-63 (v) 3 и APG-82 (v)1, устанавливаемые на обоих „Орлах“, всё ещё значительно превосходят по своим возможностям „тихомировскую“ радиолокационную станцию с пассивной фазированной антенной решеткой Ирбис-Е, которыми оснащаются Су-35. Российский истребитель пока, действительно, имеет незначительное преимущество в области пассивных сенсоров, поскольку обладает встроенной инфракрасной оптико-локационной системой поиска и сопровождения, однако самолёты F-15 получат весьма совершенную систему поиска и сопровождения уже в ближайшем будущем, что сведёт на нет преимущество российского „Фланкера“.».[75]

[править] Су-57

Истребитель Су-57
Истребитель Су-57

[править] Сравнение с F-22

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «В целом можно сделать такой вывод: если брать непосредственно боевые характеристики самолёта (предельная скорость, огневая мощь), то Т-50 оказывается лучшим выбором [по сравнению с F-22], однако если мы взглянем на другие показатели (малозаметность, электронная начинка), то российский истребитель проигрывает „Раптору“. Каким будет исход реального боя, пока не может предсказать никто.»[76]

[править] Сравнение с F-35

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Возможно, по сравнению с новым российским истребителем [Т-50] F-35 и будет более эффективен при поражении наземных и наводных целей, однако если эти истребители сойдутся в схватке, то F-35 обречен на мгновенную гибель».[77]

[править] Вооружение

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Если говорить о вооружении, то на российскую машину [Т-50], помимо пушки для ведения ближнего воздушного боя и ракет малой и средней дальности, также будут ставиться ракеты класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, способные поражать цели на расстоянии свыше 400 км. Следует помнить, что на данный момент для F-22 основными средствами борьбы с воздушным противником являются лишь ракеты малой и средней дальности. Подобное положение дел может привести к тому, что в схватке T-50 с F-22 российский истребитель будет иметь преимущество первого удара.»[78]

[править] Скорость

Т-50 значительно быстрее, чем F-22.[79]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Предельная скорость F-22 — 2400 км/ч, а российский самолет [Т-50] сможет, по предварительным оценкам, достигать скорости в 2600 км/ч, однако Т-50 может проигрывать „Раптору“ в крейсерской скорости».[80]

[править] Дальность полёта

Т-50 намного превосходит F-22 по дальности полёта — 5500 км против 3400 км у F-22.[81]

Т-50 может продолжать полёт и вести бой ещё долго после того, как у F-22 и F-35 закончится топливо. Это было достигнуто благодаря необычно большому для такого типа самолетов баку на 10 тонн топлива.[82]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Как заявляет российская сторона, Т-50 может нести на себе огромный запас топлива, благодаря чему он также будет превосходить F-22 как по практической дальности, так и по боевому радиусу».[83]

[править] Маневренность

Т-50 обладает более высокой маневренностью по сравнению с американскими истребителями 5-го поколения. Она является следствием передовой аэродинамической компоновки, исключительно производительным соотношением тяги и веса аппарата и изменяемым вектором тяги, интегрированным с усовершенствованной цифровой системой управления полётом.[84]

[править] Система наблюдения

Системы радиолокационного обнаружения позволяют Т-50 засекать приближающиеся цели на дальности до 400 км, в то время как у F-22 она составляет 210 км.[85]

[править] Малозаметность

В ноябре 2012 года Карло Копп из аналитического агентства Air Power Australia обнародовал первый публичный научный анализ, в котором ПАК ФА сравнивается с американскими аналогами — F-22 и F-35. По его словам, ПАК ФА немного уступает по характеристикам невидимости F-22 Raptor, однако показывает схожие результаты с меньшим по размеру F-35. Копп подчеркивает, что его оценка справедлива лишь на этом этапе: ведь у конструкторов ПАК ФА, принятие которого на вооружение ожидается не ранее 2016 года, есть еще много времени, чтобы доработать конструкцию, в то время как разработка F-22 и F-35 закончилась более 15 лет назад. «Конструкция прототипа Т-50 не содержит никаких препятствий для того, чтобы впоследствии улучшить его характеристики незаметности до близких к совершенным», — заключает Копп в своем докладе.[86]

Т-50 способен обманывать некоторые типы радаров значительно лучше, чем американские самолёты, при этом хуже всего засекать Т-50 получается именно у радарных установок, которые используются армией США. И наоборот, лучше всего Т-50 засекают китайские радары.[87]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Если же говорить о применении технологий скрытности, ставших характерной чертой для всех самолетов четвертого поколения, то здесь российский истребитель [Т-50] тоже несколько уступает американским аналогам. Большой размах крыла делает самолет более маневренным, но в то же время увеличивает риск обнаружения. Похожая ситуация и со строением хвостового обтекателя: за превосходную маневренность приходится расплачиваться меньшей малозаметностью. Безо всякого сомнения, Т-50 — это великолепный самолет; снизив эффективную площадь рассеяния (ЭПР) этого истребителя до 0.5 м², российские инженеры проделали невероятную работу. Однако это все равно больше, чем у F-22: согласно официальным данным, при просвечивании одним и тем же радаром расстояние, на котором обнаруживается российский истребитель, вдвое больше, чем у „Раптора“. Есть, однако, и те специалисты, которые считают, что благодаря особенностям конструкции Т-50 в реальных боевых условиях будет менее заметным, нежели американский истребитель.»[88]

[править] Авионика

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «На F-22 ставится многофункциональная многочастотная авионика, в то время как защитные системы Т-50 не покрывают всей ширины частотного спектра».[89]

[править] Габариты

Длина корпуса, размах и площадь крыла у Т-50 немного больше, нежели у «Раптора».[90]

[править] Т-14

Танк Т-14
Танк Т-14
Основная статья: Сравнение Т-14 с аналогами

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Если сравнивать Т-14 с танком M1A2SEP или будущим М1А3, то будет довольно трудно ответить на вопрос, какой из танков лучше.»[91]

В июне 2015 года агентство Блумберг писало: «По сравнению с западными образцами вроде американского М1 „Абрамс“, британского „Челленджер“, французского ОБТ „Леклерк“ или немецкого „Леопарда-2“, Т-14 — настоящий космический корабль».[92]

В мае 2015 года главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский заявил: «Нормативы по занятию и покиданию рабочих мест экипажа на Т-14 (выполнение команд „По местам!“, „К машинам!“) аналогичны по времени таковым для танков других типов.»[93]

[править] Безопасность и комфорт экипажа

В мае 2015 года главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский заявил: «Экипаж танка „Армата“ размещен наиболее комфортно и безопасно среди всех известных типов танков.»[94]

В мае 2015 года Алексей Хлопотов заявил: «Сведения о якобы высоком уровне комфорта в западных и израильских танках не соответствую действительности. В целом, места в их танках больше. Но обусловлено это тем, что у них существует ручное заряжание пушки. Там нужно место, где заряжающий будет крутиться с длинными и тяжелыми боеприпасами — как правило, на ходу, когда танк трясет и подбрасывает. На самом деле, комфорта [по сравнению с Т-14] там нисколько не больше.»[95]

[править] Цена

В мае 2015 года Илья Крамник заявил: «Т-14 будет [стоить] примерно 4−5 млн долларов в нынешних ценах с учетом последних колебаний курса. И это значительно дешевле западных аналогов, которые зашкаливают за 10 млн долларов.»[96]

В мае 2015 года Алексей Хлопотов заявил: «„Стартовая“ цена Т-14, озвученная журналом МО „Вооружение и экономика“, составляет 400 млн рублей. Т-90А стоил около 100 млн рублей к моменту прекращения его закупок. <...> Все иностранные танки (за исключением китайских) стоят сейчас от 5 до 12 миллионов долларов. А ведь по сравнению с „Арматой“ они уже устарели.»[97]

В апреле 2016 года гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко заявил: «„Армата“ сегодня стоит в три раза дешевле, чем „Абрамс“, „Леопард“ или „Леклерк“».[98]

[править] Сравнение с Т-90

Т-14 отличается от Т-90 принципиально новой компоновкой — экипаж располагается не в башне, а в отдельной бронекапсуле, что повышает его выживаемость при поражении боекомплекта машины.[99]

В мае 2015 года Илья Крамник заявил: «По сравнению с Т-90 в Т-14 меньше выступающих частей, за которые можно зацепиться.»[100]

[править] Т-15

Тяжёлая БМП Т-15
Тяжёлая БМП Т-15

Масса Т-15 составляет 48 тонн. Масса БМП «Брэдли» — 30 тонн.[101]

Т-15 развивает скорость до 70 км в час. Это немного больше, чем у БМП «Брэдли».[102]

[править] Т-90

Основная статья: Сравнение Т-90 с аналогами

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «По характеристикам M1A2 [Abrams] превосходит Т-90».[103]

В июле 2014 года американское издание National Interest писало: «Т-90 определённо намного современнее устаревших Т-80, Т-72 и Т-64, которые состоят на вооружении украинской армии».[104]

Танк Т-90 меньше и легче, чем американский М-1. Т-90 весит 46 тонн, в то время как вес «Абрамса» — 60 тонн.[105]

В октября 2016 года американское издание National Interest писало: «Т-90 <...> стоит намного меньше, чем западные образцы типа „Леопард 2“ или M1A2 „Абрамс“.»[106]

[править] ТВ7-117В

[править] Сравнение с ТВ3-117

В экономичности двигатели ТВ7-117 находятся на современном уровне: 0,2 кг/(л.с.× ч) против 0,23 кг/(л.с.× ч) у ТВ3-117.[107]

За счёт того что ТВ3-117 имеет температуру газа всего 1265 °К, лопатки его турбины не нуждаются в охлаждении в отличие от лопаток ТВ7-117. Между тем система охлаждения лопаток, представляющая собой сеть узких каналов в её теле, по которым проходит холодный воздух от компрессора, особенно чувствительна к пыли и быстро забивается её отложениями.[108]

У двигателей ТВ3-117 пока есть преимущества в ресурсе: за несколько десятилетий его конструкция была доведена до совершенства. ТВ7-117 ещё предстоит большой путь по доводке и совершенствованию.[109]

[править] Сравнение с двигателями Pratt & Whitney

ТВ7-117 не уступает в мощности двигателям Pratt & Whitney.[110]

[править] Торнадо

В июле 2014 года американское издание National Interest писало: «Эта система [Торнадо] во многом аналогична американской высокомобильной ракетно-артиллерийской системе оперативно-тактического назначения HIMARS».[111]

РСЗО «Торнадо» легче и современнее своей предшественницы БМ-30 «Смерч».[112]

[править] Ту-160

Бомбардировщик Ту-160
Бомбардировщик Ту-160

Максимальная скорость Ту-160 составляет 2 220 км в час. По этому параметру существенно опережает американские аналоги, такие как B1-B Lancer (1 448 км в час) и B-52 (1 000 км в час).[113]

[править] Ту-214Р

В декабре 2017 года издание Gazeta.ru писало: «Специалисты высказывают мнение, что Ту-214Р уже сейчас намного превосходит [американский самолёт] Е-8С JSTARS».[114]

[править] Ясень

Российская АПЛ 885 проекта «Ясень» примерно в два раза дешевле американской АПЛ «Иллинойс» (типа «Вирджиния»). «Ясень» превосходит «Иллинойс» по многим тактико-техническим показателям. Экипаж российской лодки составляет 64 моряка против 120 у «Иллинойса». Российская АПЛ погружается на 150 м глубже — 600 вместо 450. При равной скорости хода «Ясень» обладает большей автономностью в сравнении с АПЛ «Иллинойс». По сравнению с «Иллинойсом» «Ясени» оснащены более мощным вооружением — у «Ясеня» десять торпедных аппаратов калибра 533—650 мм с торпедами «Физик» и «Футляр». На лодке установлены восемь вертикальных пусковых установок на четыре ракеты каждая, комплектуемых крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр». Всего американская лодка несет 12 ракет типа Tomahawk и 26 торпед для четырёх торпедных установок, а на АПЛ типа «Ясень» только ракет 32 штуки. В сравнении с российскими лодками четвёртого поколения 885-го проекта уровень шумности АПЛ «Иллинойс» примерно одинаков.[115]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  2. Через тернии к звездам — несмотря ни на что. 24 декабря 2014
  3. Первая тяжелая ракета «Ангара» будет запущена с космодрома Плесецк. 23 декабря 2014
  4. Роскосмос выполнит еще 8 тестовых пусков «Ангары». 29 июля 2015
  5. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  6. «Ангара» готова к старту. 2 ноября 2014
  7. Ядерное оружие России: топ-5. 3 февраля 2015
  8. «Верба» против «Стингера»: новейший российский ПЗРК не имеет аналогов в мире. 20 июня 2015
  9. «Верба» против «Стингера»: новейший российский ПЗРК не имеет аналогов в мире. 20 июня 2015
  10. «Верба» против «Стингера»: новейший российский ПЗРК не имеет аналогов в мире. 20 июня 2015
  11. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  12. [1]
  13. [2]
  14. Возрождается ли военная мощь России? 22 сентября 2008
  15. [3]
  16. Офицер иракской армии в отставке Амир аль-Саади (Ameer al-Saadi)
  17. Ирак: российское оружие «быстрее» американского. 24 мая 2015
  18. [4]
  19. Аналитик Института военных исследований (Institute for the Study of War) Кристофер Хармер (Christopher Harmer), 20 лет прослуживший в ВМС США
  20. Вертолет — любимое оружие Путина в Сирии. 16 октября 2015
  21. Возрождается ли военная мощь России? 22 сентября 2008
  22. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  23. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  24. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  25. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  26. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  27. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  28. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  29. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  30. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  31. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  32. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  33. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  34. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  35. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  36. [5]
  37. [6]
  38. Двигатель революции. 25 января 2016
  39. Двигатель революции. 25 января 2016
  40. Двигатель революции. 25 января 2016
  41. Двигатель революции. 25 января 2016
  42. Двигатель революции. 25 января 2016
  43. Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
  44. Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
  45. Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
  46. 10 типов смертоносного оружия, которые Россия и Америка применят в случае войны. 11 октября 2016
  47. [7]
  48. [8]
  49. Российская армия современнее, чем вы думаете, и вот почему. 28 ноября 2015
  50. [9]
  51. Возрождается ли военная мощь России? 22 сентября 2008
  52. Эксперты признали превосходство ПВО России над авиацией США. 6 февраля 2009
  53. Пентагон пожаловался на превосходство российской артиллерии. 8 апреля 2016
  54. Эксперты признали превосходство ПВО России над авиацией США. 6 февраля 2009
  55. Сохранить установки С-300. 16 декабря 2010
  56. Мир в наше время: российские зенитные ракеты на Курилах. 16 февраля 2011
  57. Возрождается ли военная мощь России? 22 сентября 2008
  58. История ПАО «НПО „Алмаз“»
  59. Враг не услышит С-500. Перспективная система ПВО и ПРО С-500 получит уникальную систему радиосвязи. 5 апреля 2016
  60. Новый щит и новый меч. 18 января 2015
  61. Пять российских видов оружия, которых должно бояться «Исламское государство». 25 сентября 2015
  62. Пять видов российского оружия, которых должна бояться НАТО. 7 июля 2014
  63. [10]
  64. «Молния» ударит в слабого. В США готовятся к воздушным сражениям. 1 сентября 2015
  65. «Молния» ударит в слабого. В США готовятся к воздушным сражениям. 1 сентября 2015
  66. «Молния» ударит в слабого. В США готовятся к воздушным сражениям. 1 сентября 2015
  67. «Молния» ударит в слабого. В США готовятся к воздушным сражениям. 1 сентября 2015
  68. «Молния» ударит в слабого. В США готовятся к воздушным сражениям. 1 сентября 2015
  69. [11]
  70. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  71. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  72. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  73. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  74. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  75. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  76. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  77. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  78. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  79. Россия отказывается от планов строительства суперсовременных истребителей пятого поколения («The National Interest», США). 27 марта 2015
  80. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  81. Россия отказывается от планов строительства суперсовременных истребителей пятого поколения («The National Interest», США). 27 марта 2015
  82. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  83. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  84. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  85. Россия отказывается от планов строительства суперсовременных истребителей пятого поколения («The National Interest», США). 27 марта 2015
  86. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  87. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  88. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  89. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  90. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  91. Т-14 «Армата» против М-1 «Абрамс»: кто победит? 13 сентября 2015
  92. Российские танки на полях маркетинговых сражений. 11 июня 2015
  93. «Армата»: три головы об одной башне. 28 мая 2015
  94. «Армата»: три головы об одной башне. 28 мая 2015
  95. «Армата»: три головы об одной башне. 28 мая 2015
  96. «Армата»: три головы об одной башне. 28 мая 2015
  97. «Армата»: три головы об одной башне. 28 мая 2015
  98. Олег Сиенко: «Армата» ручной работы в три раза дешевле «Абрамса». 18 апреля 2016
  99. [12]
  100. «Армата»: три головы об одной башне. 28 мая 2015
  101. [13]
  102. [14]
  103. Могучий M-1 Abrams против смертоносного Т-90: кто победит? 24 сентября 2015
  104. Пять самых смертоносных российских образцов сухопутного оружия. 28 июля 2014
  105. Пять самых смертоносных российских образцов сухопутного оружия. 28 июля 2014
  106. 10 типов смертоносного оружия, которые Россия и Америка применят в случае войны. 11 октября 2016
  107. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  108. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  109. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  110. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  111. Пять самых смертоносных российских образцов сухопутного оружия. 28 июля 2014
  112. Пять самых смертоносных российских образцов сухопутного оружия. 28 июля 2014
  113. [15]
  114. [16]
  115. [17]
Личные инструменты