Гражданское машиностроение России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды техники

[править] Самолёты

Пассажирский самолёт МС-21
Пассажирский самолёт МС-21
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Модель широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR 929
Модель широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR 929
Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96-300
Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96-300
Самолёт-амфибия Бе-200
Самолёт-амфибия Бе-200

[править] МС-21

В декабре 2015 года на Иркутском авиационном заводе был полностью собран фюзеляж для первого самолёта МС-21.[1]

8 июня 2016 года в Иркутске общественности был представлен первый экземпляр МС-21.[2]

[править] SSJ 100

Декабрь 2002 года — Победителем тендера на разработку и поставку силовой установки для самолета RRJ95 стал SaM146 (совместная разработка «Snecma» и НПО «Сатурн»).[3]

2005 год — Летно-технические характеристики самолета RRJ60/75 согласно анализу авиакомпаний предполагаемой сети маршрутов были признаны экономически не эффективными, а дальнейшее развитие получил проект самолета RRJ95.[4]

Февраль 2005 года — Создан Комсомольский филиал ЗАО «ГСС» для реализации процесса окончательной сборки самолета.[5]

Август 2005 года — Подписан государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по Программе Sukhoi Superjet 100 в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России с 2002—2010 гг. и на период до 2015 г.».[6]

7 декабря 2005 года — ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» становится стартовым заказчиком программы SSJ100 и приобретет 30 самолетов семейства.[7]

Август 2007 года — ОАК, «Сухой» и «Finmeccanica», а также «ГСС» и Alenia Aeronautica подписали Генеральное Соглашение, направленное на Стратегическое Партнерство в рамках проекта создания самолета Sukhoi Superjet 100.[8]

22 августа 2007 года — ОАО «Компания „Сухой“» и Alenia Aeronautica объявили о создании совместного предприятия — SuperJet International (SJI) для обеспечения кастомизации, обучения экипажей, глобального послепродажного обслуживания и поставок самолета Sukhoi Superjet 100 в Европу, Америку, Океанию, Африку и Японию.[9]

26 сентября 2007 года — В Комсомольске-на-Амуре состоялась первая публичная презентация лётного самолёта SSJ100 — выкатка.[10]

19 мая 2008 года — В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет первого опытного образца самолета Sukhoi Superjet 100.[11]

Январь 2011 года — Sukhoi Superjet 100 получил Сертификат типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который подтвердил соответствие типовой конструкции самолета нормам авиационных правил и позволил начать коммерческую эксплуатацию самолетов в парке стартовых заказчиков.[12]

Апрель 2011 года — Самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Армавиа» выполнил первый коммерческий пассажирский рейс по маршруту Ереван-Москва.[13]

Февраль 2012 года — Европейское агентство по авиационной безопасности EASA выдало Сертификат типа на самолет Sukhoi Superjet 100. Этим сертификатом подтверждается, что компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) продемонстрировала соответствие самолета SSJ100 действующим требованиям EASA к летной годности и воздействию на окружающую среду. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолеты SSJ100. Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии с авиационными правилами CS-25 EASA.[14]

Июнь 2013 года — Мексиканской авиакомпании Interjet был передан первый Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Это первый заказчик SSJ 100 в западном полушарии.[15]

Август 2013 года — Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) выдал Дополнение к Сертификату типа на самолет RRJ-95LR-100 — Sukhoi Superjet 100 увеличенной дальности. Сертификат типа АР МАК позволил начать коммерческую эксплуатацию SSJ100 LR российскими авиакомпаниями.[16]

Март 2014 года — Стартовый эксплуатант самолетов Sukhoi Superjet 100 увеличенной дальности авиакомпания «Газпром авиа» ввела в коммерческую эксплуатацию самолет данного типа. Первый рейс выполнялся из аэропорта «Внуково» в аэропорт «Советский».[17]

[править] CR 929

Меморандум о совместном создании ШФДМС был подписан российской и китайской сторонами в апреле 2014 года.[18]

Документы по программе создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета были подписаны 25 июня 2016 года в рамках официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Китай, в том числе договор о создании на партитетной основе совместного предприятия, необходимого для реализации программы, которое будет зарегистрировано на штаб-квартиру СОМАС в зоне свободной торговли в районе Пудун в Шанхае.[19]

На открывающемся 1 ноября 2016 года в Китае в Чжухае 11-м международном аэрокосмическом салоне China Airshow 2016, в числе прочего впервые продемонстрирована модель перспективного совместного российско-китайского пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (CR 929).[20]

[править] Ил-96

В декабре 2005 года Куба получила первый из трёх заказанных лайнеров Ил-96-300.[21]

В марте 2006 года Куба получила второй из трех заказанных лайнеров Ил-96-300, а в декабре — третий самолет.[22]

В 2009 году было прекращено производство самолёта Ил-96-300.[23]

[править] Ту-214

Самолёт Ту-214 был сертифицирован в 2001 году.[24]

В мае 2001 года началась коммерческая эксплуатация самолёта Ту-214. Стартовым эксплуатантом самолёта стала авиакомпания «Дальавиа».[25]

[править] Ту-204СМ

Первый экземпляр модернизированного среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204СМ (с заводским номером 64150) впервые поднялся в воздух 29 декабря 2010 года в аэропорту «Ульяновск Восточный».[26]

Лётные сертификационные испытания модернизированного самолета Ту-204СМ завершились в мае 2013 года.[27]

[править] Ту-204-300

В 2009 году на базе Ту-204-300 был выпущен самолет VIP-класса — Ту-204-300А, пассажирский салон которого выполнен в классе «летающие апартаменты».[28]

[править] Бе-200

10 августа 2001 года самолёт Бе-200 получил сертификат типа воздушного судна ограниченной категории № СТОК 201-Бе-200.[29]

В 2001 году на Иркутском Авиационном Производственном Объединении начато серийное производство самолетов-амфибий Бе-200.[30]

Первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС совершил полет с аэродрома в Иркутске 17 июня 2003 года.[31]

В 2006 году был подписан контракт между ТАНТК им. Г. М. Бериева и Национальной службой пожарной охраны и гражданской обороны Португалии о лизинге Бе-200ЧС. В соответствии с ним самолет-амфибия Бе-200ЧС тушил лесные пожары на территории континентальной Португалии.

В 2007 г. руководство Корпорации «Иркут» приняло решение о переносе с 2008 г. производства Бе-200 с Иркутского авиационного завода (ИАЗ) на авиационный завод в г. Таганроге (ОАО «Таганрогская авиация» — «Тавиа»). Решение о переносе производства связано с тем, что иркутский завод загружен выполнением контрактов на производство многоцелевых самолетов СУ-30 и учебно-боевых самолётов Як-130.[32]

В 2008 г. один самолет Бе-200ЧС поставлен иностранному заказчику в Азербайджан.[33]

7 сентября 2010 года получен европейский сертификат типа EASA.IM.A.114 на самолет Бе-200ЧС-Е.[34]

В 2010 году подписано соглашение между ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» и МЧС РФ о поставке новых самолетов Бе-200ЧС.[35]

С 2011 года серийное производство самолётов-амфибий Бе-200 перенесено из Иркутска в Таганрог.[36]

[править] Як-152

Программа создания учебно-тренировочного самолёта была инициирована в 2001 году для замены самолёта Як-52, чья концепция уходит в 1970-е годы. Было выдвинуто два проекта — Як-152 и Су-49. Выбор был остановлен на последнем варианте, но для этого самолета не проводилось глубокой проработки проекта.[37]

В 2007 году был объявлен новый тендер, на этот раз в рамках программы УТК ПНП (Учебно-тренировочный комплекс первоначальной подготовки), но и он не имел никакого успеха. В это время был создан Як-152 в соответствии с запросами КНР. В рамках контракта, подписанного в июне 2006 года, КБ Яковлева использовало проект Як-152 для разработки самолета AVIC Hongdu L-7 (CJ-7) «Кадет/Соколик», оснащенный поршневым двигателем. Прототип L-7 был представлен на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2010 года.[38]

Программа УТК ПНП продолжилась под кодовым наименованием «Птичка-ВВС», полномасштабный макет самолета был одобрен комиссией Министерства обороны России 23-25 декабря 2014 года.[39]

29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт учебно-тренировочного самолёта первоначальной лётной подготовки Як-152.[40]

[править] Ан-148

В 2003 году на ВАСО началась подготовка к серийному производству Ан-148.[41]

23 ноября 2005 года в Киеве между АНТК имени Антонова и ВАСО был подписан лицензионный договор о передаче российской стороне прав на производство самолетов Ан-148, а также использование товарного знака и технической документации.[42]

28 июля 2009 года состоялся первый полёт первого самолёта Ан-148-100В российской сборки.[43]

[править] Як-42

В 2002 году было прекращено производство самолёта Як-42.[44]

[править] Як-54

В 2002 году было прекращено производство самолёта Як-54.[45]

[править] Як-18Т

В 2002 году было прекращено производство самолёта Як-18Т.[46]

[править] М-101Т

С 2009 года производство лёгких самолётов М-101Т было прекращено.[47]

[править] Ракеты-носители

[править] Ангара

Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5»
Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5»

Прототип первой ступени (УРМ-1) ракеты-носителя «Ангара-1.2» трижды (в 2009, 2010, 2013 годах) прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя КСЛВ-1, контракт на создание которой был подписан ГКНПЦ им. М. В. Хруничева в 2004 году.[48]

Летные испытания КРК «Ангара» на космодроме Плесецк начались в 2014 году.[49]

9 июля 2014 г. — Первый пуск ракеты-носителя «Ангара-1.2» легкого класса. Первая летная версия РН «Ангара-1.2.ПП» (ПП — первого пуска) состояла из двух ступеней на основе УРМ-1 и УРМ-2, неотделяемого макета полезной нагрузки массой 1.43 тонны и головного обтекателя. Ее стартовая масса — приблизительно 171 тонну.[50]

23 декабря 2014 г. — Первый пуск РКН тяжелого класса «Ангара-А5.1Л». Она состояла из трех ступеней, созданных на основе УРМ-1 и УРМ-2. Космическая головная часть включала в себя неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (его масса — 2,04 тонны), установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В ходе испытаний разгонный блок успешно вывел макет космического аппарата на целевую геостационарную орбиту.[51]

[править] Союз-2

8 ноября 2004 года — Впервые осуществлен пуск с космодрома Плесецк новой ракеты-носителя «Союз-2», разработанной и изготовленной в ЦСКБ-Прогресс.[52]

10 апреля 2006 года — Успешное проведение огневых стендовых испытаний блока III ступени ракеты-носителя варианта «Союз-2-1Б» с новым двигателем (14Д23) разработки Конструкторского Бюро ХимАвтоматики (КБХА) и производства Воронежского механического завода.[53]

27 декабря 2006 года — Первый запуск ракеты-носителя «Союз-2-1Б», разработанной ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», с европейским космическим аппаратом «Corot».[54]

7 мая 2011 года — Завершено строительство стартового комплекса во Французской Гвиане.[55]

3 июня 2011 года — Отправка двух ракет-носителей «Союз-СТ» на стартовый комплекс «Союз» во Французскую Гвиану.[56]

21 октября 2011 года — С космодрома Куру во Французской Гвиане была запущена РН «Союз-СТ-Б» с двумя спутниками «Галилео-IOV».[57]

[править] Протон-М

Первый запуск РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года.[58]

[править] Союз-ФГ

21 мая 2001 год — Первый квалификационный пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ».[59]

[править] Молния-М

30 сентября 2006 года — Последний запуск ракеты-носителя «Молния-М» производства «ЦСКБ-Прогресс».[60]

[править] Железнодорожная техника

[править] ГТ1h

В 2005—2013 годах компания «РЖД» организовала комплекс научно-исследовательских работ по созданию локомотива с газотурбинной силовой установкой мощностью 8300 кВт, работающей на сжиженном природном газе (СПГ).[61]

При создании газотурбовоза ГТ1-001 был решён ряд сложных научно-технических проблем: разработаны и изготовлены высокооборотный (6000 об/мин) тяговый генератор, объединённые микропроцессорные системы управления и диагностики газотурбинного двигателя и электрической передачи. Были разработаны локомотивные криогенные ёмкости и бортовые системы хранения, передачи и регазификации сжиженного газа с минимальным временем подготовки к работе (захолаживания), создан гибкий трубопровод для передачи криогенного топлива с секции на секцию. Для смазки подшипников ГТД и генератора созданы системы маслообеспечения с охлаждением масла криогенным топливом.[62]

В создании газотурбовоза и оборудования для него участвовали 54 промышленных предприятия, 90 % из которых — российские. Проектную документацию на локомотив подготовили специалисты ОАО «ВНИКТИ», он и стал головным разработчиком. Силовую установку для газотурбовоза создали в ОАО «СНТК имени Н. Д. Кузнецова». Для разработки криогенной ёмкости и топливной системы привлекли ОАО «Уралкриомаш», специалисты которого имеют большой опыт разработки таких систем для ракетной техники. Создание тягового генератора было поручено ООО «Электротяжмаш-Привод». А изготовление узлов и сборка газотурбовоза доверены Воронежскому тепловозоремонтному заводу ОАО «РЖД».[63]

В середине 2007 года были начаты путевые испытания магистрального грузового газотурбовоза ГТ1-001.[64]

4 июля 2008 года по участку Смышляевка — Жигулёвское море (Самарская область) газотурбовоз ГТ1-001 провёл состав весом 3000 тонн.[65]

В январе 2009 года был закончен первый этап эксплуатационных испытаний газотурбовоза ГТ1-001, результатом которого стал рекордный провоз грузового состава весом 15000 тонн, состоявшего из 159 вагонов.[66]

В октябре 2009 года компания «РЖД» получила диплом Книги рекордов Гиннесса за создание самого мощного в мире магистрального газотурбовоза, работающего на сжиженном природном газе.[67]

В сентябре 2011 года в рамках III Международного салона «ЭКСПО 1520» локомотив ГТ1-001 поставил новый мировой рекорд, проведя грузовой состав весом 16 тыс. тонн из 170 вагонов по Экспериментальному кольцу ВНИИЖТ в Щербинке.[68]

Конструкцию опытного локомотива дополнили мощной тяговой аккумуляторной батареей — накопителем электрической энергии. Это позволило осуществлять маневровые передвижения за счёт накопленной энергии, чтобы не эксплуатировать мощную газовую турбину на режимах малых нагрузок. Так локомотив получил гибридный силовой привод и, соответственно, новое обозначение — ГТ1h-001. После этого началась подконтрольная эксплуатация газотурбовоза на Свердловской дороге. С октября 2013 года он водит тяжеловесные поезда массой 6000-9000 тонн на участке Егоршино — Серов-сортировочный.[69]

Следующий промышленный образец газотурбовоза получил обозначение ГТ1h-002. Впервые он был представлен в сентябре 2013 года на IV Международном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке. Он построен на Людиновском тепловозостроительном заводе.[70]

Имея одинаковое обозначение серии, локомотив ГТ1h-002 по конструкции принципиально отличается от предыдущего. Он имеет полностью заново построенную экипажную часть на основе главной рамы и тележек тепловоза ТЭМ7А. Длина каждой секции локомотива — 21,5 м, а его общая длина — 43 м. Масса бустерной секции с ёмкостью для хранения сжиженного природного газа — 184 тонны. Аналогичную массу имеет тяговая секция, на которой расположена силовая установка. Таким образом, общая масса локомотива составляет 368 тонн, максимальная нагрузка на ось 23 тс. Конструкционная скорость — 100 км/ч. Газотурбовоз оснащён турбиной мощностью 8500 кВт, которая обеспечивает силу тяги в длительном режиме 80 тонн, а при трогании — 90 тонн. Особенностью газотурбовоза ГТ1h-002 стала и принципиально новая криогенная ёмкость для топлива, конструкция которой позволяет осуществлять дозаправку сжиженным газом при нахождении её непосредственно на локомотиве. Она вмещает до 20 тонн сжиженного газа.[71]

В ноябре 2015 года началась подконтрольная эксплуатация ГТ1h-002 на Свердловской дороге. 23 мая 2016 года в ходе экспериментальной поездки по маршруту Сургут — Войновка подтверждена возможность вождения поездов массой до 9000 тонн на плече протяжённостью 700 км без дозаправки.[72]

[править] Сельскохозяйственные комбайны

В июне 2004 года с конвейера Ростсельмаш сходит первый комбайн современной продуктовой линейки — зерноуборочный комбайн VECTOR. От предыдущих моделей новую машину отличает компоновка: за центральной кабиной находится бункер и только за ним — двигатель.[73]

Весной 2007 года на Ростсельмаш начинается серийное производство комбайна 5 класса производительности ACROS 530. В конструкции комбайна созданы и применены такие уникальные, повышающие эффективность и производительность комбайна, системы как Smart Launch, JamControl, Adviser и и т. д. Все комбайны этой модели комплектуются новой зерновой жаткой Power, обеспечивающей высочайшее качество реза, идеальное копирование рельефа и, как результат, равномерную и бесперебойную подачу хлебной массы в молотильно-сепарирующее устройство без потерь.[74]

В 2009 году Ростсельмаш приступает к производству новой зерноуборочной машины 7 класса производительности — роторного комбайна TORUM.[75]

[править] Космические аппараты

15 июня 2006 года — Впервые осуществлен запуск с космодрома Байконур уникального космического аппарата дистанционного зондирования Земли нового поколения «Ресурс-ДК1» разработки ЦСКБ-Прогресс.[76]

26 февраля 2011 года — Первый запуск космического аппарата «Глонасс-К» ракетой-носителем «Союз-2-1Б».[77]

Космический аппарат «КазСат-2» был изготовлен в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и запущен на орбиту ракетой-носителем «Протон-М» 16 июля 2011 года.[78]

По заказу «ФГУП Космическая связь» (ГПКС) совместно с итальянским подразделением Thales Alenia Space ГКНПЦ имени М. В. Хруничева создал малый спутник «Экспресс-МД1», который предназначен для решения задач подвижной президентской и правительственной связи, для предоставления услуг цифрового телерадиовещания, доступа к сети Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи. Спутник оснащен 8 транспондерами С- диапазона (полоса 40 МГц) и 1 L-диапазона (полоса 1 МГц). 11 февраля 2009 года в 03:03 (мск.) стартовавшая с космодрома Байконур ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» успешно вывела «Экспресс-МД1» на расчетную геостационарную орбиту.[79]

[править] Автомобили

[править] ВАЗ-2104

В 2007 году на «ИжАвто» продолжался выпуск ВАЗ-21043.[80]

17 сентября 2012 года «ИжАвто» выпустила последний экземпляр ВАЗ-2104, завершив тем самым историю производства «классики».[81]

[править] ВАЗ-2106

В 2001 году на «ИжАвто» полностью перенесена сборка автомобилей ВАЗ-2106 с «АвтоВАЗа».[82]

В декабре 2005 года на «ИжАвто» прекращено производство ВАЗ-2106.[83]

[править] ВАЗ-2107

C апреля 2011 года «ИжАвто» производил автомобили ВАЗ-2107.[84]

17 апреля 2012 года Ижевский автозавод завершил производство классической вазовской «семёрки» — Lada 2107.[85]

[править] ГАЗон Next

В сентябре 2014 года Группа ГАЗ запустила производство новую модель грузовика ГАЗон Next. Это среднетоннажный фермерский грузовик, финал проекта Ермак. Локализация в новом автомобиле достигает 90 %. Новый автомобиль сменил на производстве среднетоннажный грузовик, который выпускался с 1987 года.[86]

[править] КамАЗ-4308

Ноябрь 2003 года — На автомобильном заводе «КАМАЗа» состоялась презентация нового серийного городского развозного автомобиля КамАЗ-4308.[87]

[править] КамАЗ-5490

9 октября 2013 года с конвейера автомобильного завода «КамАЗ» сошёл первый серийный КамАЗ-5490. Тем самым было положено начало отработке серийного производства магистрального тягача, который должен стать флагманом этого сегмента камазовской продукции.[88]

В декабре 2013 года начался серийный выпуск магистрального тягача КамАЗ-5490 — флагмана нового модельного ряда «КамАЗа».[89]

[править] КамАЗ-65206

В 2015 году «КАМАЗ» запустил серийное производство седельного тягача КамАЗ-65206.[90]

[править] КамАЗ-65207

В 2015 году «КАМАЗ» запустил серийное производство бортового магистрального автомобиля КамАЗ-65207.[91]

[править] ЛиАЗ-5292

В 2011 году выпущен автобус ЛиАЗ-5292 с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам «Евро-5».[92]

[править] НефАЗ-5299

В 2001 году начался серийный выпуск автобуса большого класса НефАЗ-5299.[93]

[править] ПАЗ-4230 «Аврора»

В 2001 году сошли с конвейера первые автобусы «Аврора».[94]

В 2004 году начата сборка автобусов ПАЗ «Аврора» на Курганском автобусном заводе.[95]

[править] СеАЗ-1111

В 2006 году СеАЗ приступил к выпуску модернизированного малолитражного автомобиля СеАЗ-11116.[96]

В 2008 году был снят с производства автомобиль «Ока».[97]

[править] УАЗ-2360

4 марта 2004 года с главного конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-2360.[98]

[править] УАЗ-31512

20 ноября 2003 года с конвейера сошел последний автомобиль УАЗ-31512.[99]

[править] УАЗ Патриот

17 августа 2005 года на Ульяновском автомобильном заводе началось серийное производство внедорожника УАЗ Патриот.[100]

В августе 2007 года началось серийное производство автомобилей УАЗ Патриот с кондиционером, улучшенной системой отопления и вентиляции салона, обновлённой системой охлаждения двигателя.[101]

В августе 2008 года началось серийное производство автомобилей УАЗ Патриот с дизельным двигателем Iveco.[102]

В августе 2010 года на стенде Ульяновского автомобильного завода на Московском международном автосалоне дебютировал УАЗ «Патриот» Sport.[103]

В сентябре 2011 года на ОАО «УАЗ» стартовало серийное производство автомобилей УАЗ Патриот, оснащенных системой безопасной парковки (парктроник) и тягово-сцепным устройством (ТСУ).[104]

По итогам 2012 года объем продаж UAZ Patriot вырос на 19 % по сравнению с 2011 годом.

6 августа 2013 года с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый серийный УАЗ Патриот 2014 модельного года, рестайлинг которого, прежде всего, затронул трансмиссию, материалы отделки и дополнительное оборудование.[105]

В начале июня 2014 года внедорожник УАЗ Патриот получил современные опции: ABS Bosch 9-го поколения с функциями EBD (система распределения тормозных усилий) и CPC (препятствие отрыва задней оси от дороги).[106]

В середине июня 2014 года модельный ряд УАЗ ПАТРИОТ пополнился сразу тремя новыми спецверсиями — UnLimited, Expedition и Trophy.[107]

7 октября 2014 года на Ульяновском автомобильном заводе стартовало серийное производство обновленных автомобилей УАЗ Патриот.[108]

По итогам 2014 года объём реализации внедорожника УАЗ Патриот увеличился на 10 %, составив 21 056 автомобилей.[109]

В августе 2015 года Ульяновский автомобильный завод объявил о старте продаж обновленных внедорожников семейства УАЗ Патриот.[110]

[править] УАЗ Пикап

В 2008 году стартовало серийное производство нового автомобиля УАЗ Пикап.[111]

В 2009 году УАЗ Пикап получил новые опции: крышку и вкладыш грузового отсека.[112]

По итогам 2012 года объем продаж UAZ Pickup вырос на 60 % по сравнению с 2011 годом.

[править] УАЗ Cargo

В феврале 2008 года началось серийное производство легких коммерческих автомобилей на базе внедорожника УАЗ Патриот. Новая модель получила название УАЗ Cargo.[113]

[править] УАЗ Hunter

В 2003 году началось производство автомобиля УАЗ Hunter.[114]

В марте 2007 года началось производство новой модификации УАЗ Хантер — версии Classic.[115]

[править] Lada Granta

В марте 2009 года был создан первый эскиз автомобиля Lada Granta.[116]

В ноябре 2011 года «АвтоВАЗ» начал серийный выпуск легкового автомобиля Lada Granta, который заменит на конвейере «классику» моделей Lada. Lada Granta — новый автомобиль, построенный на платформе Lada Kalina. По состоянию на конец ноября 2011 года стоимость автомобиля составляет 229 тыс. рублей за комплектацию «стандарт», и 256 тыс. рублей за комплектацию «норма».[117]

25 июля 2012 года с конвейера Ижевского автозавода сошёл первый серийный автомобиль Lada Granta.[118][119]

В конце февраля 2013 года в Тольятти стартовало производство «заряженной» спортивной версии Lada Granta.[120]

[править] Lada Kalina

В 2004 году запущено производство автомобиля «Лада Калина» в виде седана.[121]

В первые дни нового 2013 года в сборочно-кузовном цехе «АвтоВАЗа» изготовили кузова предсерии новой Lada Kalina II.[122]

В мае 2013 года на АвтоВАЗе началось серийное производство Lada Kalina-2.[123]

В конце 2013 года производственный комплекс Lada Kalina стал самостоятельной бизнес-единицей «АвтоВАЗа» со своим бюджетом и структурой управления.[124]

В июне 2015 года «АвтоВАЗ» начал продажи Lada Kalina с автоматизированной трансмиссией АМТ.[125]

[править] Lada Priora

«Лада-Приора» (ВАЗ-2170) встала на конвейер «АвтоВАЗа» в марте 2007 года с кузовом седан.[126]

В январе 2012 года в Аргуне (Чечня) предприятие «Чеченавто» начало серийное производство Lada Priora.[127]

[править] Lada Vesta

В июле 2015 года на АвтоВАЗе стартовало предсерийное производство нового автомобиля Lada Vesta.[128]

[править] TagAZ Vega

Летом 2009 года с конвейера сошёл первый автомобиль TagAZ Vega. К сентябрю 2009 года было продано 1037 экземпляров этого автомобиля. Однако в сентябре же его производство было остановлено.[129][130]

[править] Volga Siber

В 2006 году «ГАЗ» решил купить линию по выпуску Chrysler Sebring и перевезти её в Россию, наладив производство новой Volga Siber.[131]

В 2008 году началось производство автомобилей Volga Siber.[132]

За 2009 год был произведён 2151 автомобиль Volga Siber.[133]

В 2010 году была прекращена сборка автомобиля Volga Siber.[134]

[править] Двигатели для ракет-носителей

[править] РД-0110Р

С 2010 года в КБХА разрабатывается новый рулевой кислородно-керосиновый двигатель РД-0110Р (14Д24).[135]

Автономная экспериментальная отработка двигателя РД-0110Р начата в феврале 2011 года, в августе 2012 года проведены испытания по программе ЗДИ, а в июне 2013 года — по программе МВИ.[136]

28 декабря 2013 года двигатель РД-0110Р (14Д24) обеспечил первый пуск РН «Союз-2.1.в» № 1 с космодрома Плесецк.[137]

[править] РД-0124

27.12.2006 г. успешно проведено первое ЛКИ двигателя РД-0124 в составе РН «Союз-2.1.б». с выводом на орбиту французского космического аппарата «Corot».[138]

С 2011 года осуществлялось освоение серийного изготовления ЖРД РД-0124 (14Д23) для III ступени РН «Союз- 2.1.б», «Союз-СТ-Б» и II ступени РН «Союз-2.1.в».[139]

В 2011 г. двигатель РД-0124 (14Д23) обеспечил первый пуск РН «Союз-СТБ» с космодрома Куру во Французской Гвиане.[140]

[править] РД-0124А

В 2011 г. успешно проведены огневые испытания (ОСИ) универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара» с ЖРД РД-0124А.[141]

[править] РД-0125А

С 2011 г. в КБХА ведутся проектные работы по созданию однокамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0125А для использования в семействе РН «Ангара».[142]

[править] РД-0146Д

В 2008 году началась разработка двигателя РД-0146Д.[143]

[править] РД-0146ДМ

В 2007 году началась разработка двигателя РД-0146ДМ.[144]

[править] РД-0162

В 2012 г. в КБХА по ТЗ от ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разработан эскизный проект жидкостного кислородно-метанового двигателя РД-0162.[145]

В 2013 по заказу ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша» КБХА приступило к созданию стендового образца ЖРД РД-0162 — демонстратора на топливе кислород-метан с тягой на уровне 40 тс, как прототипа двигателя тягой 200—250 тс для перспективных РН, в том числе МРКС-1 с эффективной системой диагностики и аварийной защиты.[146]

[править] РД-0167

В 2012 г. по ТЗ от ГКНПЦ им. М. В. Хруничева КБХА разработан эскизный проект жидкостного кислородно-метанового двигателя РД-0167 многоразового применения в составе четырехдвигательной маршевой двигательной установки системного демонстратора возвращаемого ракетного блока (ВРБ), являющегося первой ступенью многоразовой ракетно-космической системы первого этапа «МРКС-1». Двигатель РД-0167 является прототипом двигателя РД-0162 с уменьшенными тягой и габаритными размерами.[147]

[править] РД-107А

В 2001 году завершилась разработка двигателя РД-107А.[148]

С мая 2001 года двигатель РД-107А используется для пусков грузового корабля «Прогресс».[149]

С октября 2002 года двигатель РД-107А используется для пусков пилотируемых ракет-носителей «Союз».[150]

[править] РД-108А

В 2001 году завершилась разработка двигателя РД-108А.[151]

С мая 2001 года двигатель РД-108А используется для пусков грузового корабля «Прогресс».[152]

С октября 2002 года двигатель РД-108А используется для пусков пилотируемых ракет-носителей «Союз».[153]

[править] РД-120

В 2001 году началась разработка двигателя РД-120форс (11Д123).[154]

В 2003 году завершилась разработка двигателя РД-120форс (11Д123).[155]

Первый пуск ракеты-носителя «Зенит» с форсированным двигателем РД-120 по программе «Морской старт» успешно выполнен 10 июня 2003 года.[156][157]

[править] РД-171

Работы по модернизации двигателя РД-171 для использования в программе «Морской старт» были продолжены в 2003—2004 годах.[158]

В 2003 году началась разработка двигателя РД-171М.[159]

В 2004 году завершилась разработка двигателя РД-171М.[160]

25 марта 2004 г. — На Украину поставлен первый товарный двигатель РД-171М после проведения КТИ продолжительностью 140 сек.[161][162]

Сертификация двигателя РД-171М завершена 5 июля 2004 года — на сертификационном двигателе проведено 8 испытаний продолжительностью 1093,6 с, причем последнее испытание (сверх плана) — на режиме 105 %.[163]

Ракетный двигатель РД-180
Ракетный двигатель РД-180

17 июля 2004 г. — Завершена сертификация модифицированного ЖРД РД-171М для первой ступени РН «Зенит 3SL».[164]

Первый запуск ракеты-носителя «Зенит 3SL» с двигателем РД-171М состоялся 15 февраля 2006 года.[165]

26 апреля 2008 г. — первый запуск РН «Зенит-3SLБ» с РД-171М по программе «Наземный старт».[166]

[править] РД-180

2001 год — Проведены сертификационные испытания РД-180 для использования в составе РН «Атлас 5».[167]

2002 г. — Проведены сертификационные испытания РД-180 для использования в тяжелом варианте РН «Атлас 5».[168]

21 февраля 2002 г. — Выполнен первый запуск РН «Атлас 3В» с двигателем РД-180.[169]

Первый запуск РН «Атлас V» с РД-180 состоялся 21 августа 2002 года.[170]

27 сентября 2002 года было подписано лицензионное соглашение на экспорт в США полного комплекта конструкторской, технологической и испытательной документации по двигателю РД-180.[171]

4 декабря 2002 года были получены лицензии на экспорт полного комплекта технической документации на двигатель РД-180 по лицензионному соглашению.[172]

13 декабря 2003 года Указом Президента РФ присуждена Государственная премия РФ за 2002 год в области науки и техники генеральному директору и генеральному конструктору Б. И. Каторгину, директору завода С. С. Головченко, зам. главного конструктора, начальнику отдела В. И. Семенову, главному инженеру НПЦ В. Н. Худякову, первому зам. генерального директора и генерального конструктора В. К. Чванову, главному конструктору Ф. Ю. Челькису за работу «Исследование, разработка и внедрение на мировой рынок мощного маршевого ЖРД РД-180».[173]

[править] РД-181

Ракетный двигатель РД-191
Ракетный двигатель РД-191
Ракетный двигатель НК-33
Ракетный двигатель НК-33

Разработка двигателя РД-181 началась в 2014 году. Этот двигатель предназначен для американской усовершенствованной ракеты-носителя «Антарес» компании Орбитал АТК. На первой ступени РН устанавливаются два двигателя РД-181. Контракт на поставку двигателей РД-181 был подписан в декабре 2014 года. Конструкция двигателя основана на конструкции семейства двигателей РД-170/171.[174]

В 2014 году была выпущена конструкторская документация на РД-181.[175]

В начале 2015 года было проведено первое огневое испытание двигателя РД-181.[176]

В мае 2015 года была успешно завершена сертификация этого двигателя.[177]

[править] РД-191

Март 2001 г. — Изготовлен макет двигателя РД-191 для космического корабля «Байкал».[178]

В мае 2001 года собран первый доводочный двигатель РД-191.[179]

27 июля 2001 г. — Проведено первое доводочное огневое испытание двигателя РД-191.[180]

Лето-осень 2009 г. — успешно проведено три огневых испытания ЖРД РД-191 в составе УРМ-1 — первой ступени РН «Ангара» в НИЦ РКП (г. Пересвет, Московской области).[181][182]

25 августа 2009 г. — запуск первой южнокорейской РН КСЛВ-1 («Наро») с прототипом двигателя РД-191 в составе первой ступени российского изготовления.[183]

17 мая 2011 г. — Подписан акт Межведомственной комиссии об успешном завершении разработки ЖРД РД-191 для семейства РН «Ангара», открывающий путь к серийному производству двигателя.[184]

9 июля 2014 г. — Выполнен первый пуск РН «Ангара 1.2ПП» с РД-191.[185]

23 декабря 2014 г. — Выполнен первый пуск РН «Ангара 5» с пятью РД-191.[186]

[править] РД-275М

Камский филиал НПО Энергомаш в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя РД-275М — форсированной на 5,2 % по тяге модификации серийного двигателя РД-275.[187]

В 2002—2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель РД-275М, проведено 4 огневых испытания трёх доводочных двигателей РД-275М с наработкой 735 с.[188]

4 мая 2005 года программа межведомственных испытаний трех двигателей РД-275М была успешно завершена.[189]

15 июня 2005 г. — Завершена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М (модификация двигателя РД-253 для первой ступени РН «Протон»).[190]

В 2005 году была завершена разработка двигателя РД-275М.[191]

Первый запуск ракеты-носителя «Протон-М» с двигателями РД-275М (14Д14М) состоялся 7 июля 2007 года.[192]

[править] НК-33

В апреле 2012 года по программе межведомственных испытаний проведены огневые испытания модифицированного ЖРД НК-33. Двигатель проработал без замечаний 560 с.[193]

В июне 2012 года огневыми испытаниями модифицированного двигателя НК-33 № 1154913106 длительностью 220 с успешно завершена программа ускоренных климатических испытаний (УКИ), проведённых в период с июня 2011 г. по июнь 2012 г., общей длительностью огневых испытаний 300 с. Программа подтвердила возможность эксплуатации модифицированных двигателей НК-33 из товарного резерва в течение последующих 7,5 лет.[194]

2013 год стал для ОАО «Кузнецов» ключевым с точки зрения реализации работы по восстановлению серийного производства ЖРД НК-33.[195]

Первый успешный старт ракеты-носителя «Антарес» с использованием двух НК-33/Aj26 состоялся в США 22 апреля 2013 года, второй — 18 сентября 2013 года, третий — 9 января 2014 года.[196]

28 декабря 2013 года состоялся успешный запуск российской ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».[197]

[править] Двигатель «Волга»

30 марта 2002 г. — Подписан Меморандум о разработке двигателя «Волга» на кислороде-метане (совместно с ИЦ имени М. В. Келдыша, КБХА) с группой западноевропейских аэрокосмических организаций (Снекма, Астриум, Вольво Аэро, Техспейс Аэро).[198]

[править] Самолётные двигатели

[править] ПД-14

В 2002 г. в Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России» появился пункт о разработке на конкурсной основе нового ближне-среднемагистрального самолета (БСМС) на 140 пассажиров. Одновременно задавалась, тоже на конкурсной основе, разработка двигателя для этого самолета.[199]

В 2002 году Росавиакосмос и Министерство транспорта России утвердили «Техническое задание на конкурсную разработку технического предложения по созданию турбореактивного двухконтурного двигателя нового поколения для ближне-среднемагистрального самолета». Сам конкурс на новый ТРДД объявили в середине 2003 г.[200]

Участие в конкурсе приняли два проекта — ПС-12 (такое обозначение к тому времени получила разработка пермских конструкторов) и АИ-436Т12 — модернизация серийно производимого на заводе «Мотор Сич» Д-436, которую планировалось вести в широкой российско-украинской кооперации.[201]

Конкурента ПС-12 — запорожский АИ-436Т12 — предполагалось создать на основе Д-436Т3, самой совершенной на тот момент версии Д-436. Трехвальный двигатель с новым вентилятором, имеющим широкохордные лопатки, должен был иметь степень двухконтурности 10,35, тягу на взлетном режиме 12 тс, удельный расход топлива на крейсерском режиме 0,555 кг/кгс•ч, диаметр вентилятора 2070 мм и сухую массу 2230 кг.

Двигатель ПС-12 по ряду важных показателей превосходил своего конкурента АИ-436Т12. Сказывался научно-технический задел, который к тому времени был уже наработан в Перми. Поэтому неудивительно, что победу в конкурсе одержали пермяки со своим проектом.[202]

Главным ориентиром для пермских разработчиков был БСМС, получивший новое обозначение МС-21 — «Магистральный Самолет XXI века». А этот проект к тому времени уже несколько трансформировался. Так, если первоначально вместимость его базовой версии составляла 140 человек, то позднее она был увеличена до полутора сотен пассажиров. Еще позже вместо «укороченного» по длине фюзеляжа МС-21-200 первоочередным в программе стал МС-21-300 на 180 мест. Разработчик самолета, корпорация «Иркут», объяснял это тем, что подавляющее большинство потенциальных эксплуатантов интересует самолет именно такой размерности.[203]

Это вынудило «Авиадвигатель» изменить облик базового двигателя семейства — его тяга выросла до 14 тс. Основой новой версии двигателя послужил новый газогенератор. Разумеется, доработки остальных компонентов и агрегатов были неизбежны. В частности, были внесены изменения в состав компрессора низкого давления (КНД) — увеличилось количество подпорных ступеней. «Вырос» и вентилятор — его диаметр стал равен 1900 мм. Новый «четырнадцатитонник» первоначально имел обозначение ПС-14, но после того, как пермские моторостроительные предприятия были интегрированы в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), произошел «ребрендинг» программы, и двигатель стал именоваться ПД-14 («Перспективный двигатель с тягой 14 тонн»).[204]

Окончательно сформированный облик ПД-14 базировался на компактной двухвальной схеме с прямым (безредукторным) приводом вентилятора и степенью двухконтурности 8,5.[205]

В июле 2008 г. в Перми была успешно проведена защита первого этапа работ по Программе создания семейства турбореактивного двигателя для перспективного ближне-среднемагистрального самолета. В итоговом прото- коле комиссии по рассмотрению результатов первого этапа работ по Программе создания семейства ТРДД для БСМС отмечено, что результаты, достигнутые «Авиадвигателем» и Пермским моторным заводом, полностью закрывают этап концептуальной проработки. Эксперты подтвердили, что семейство двигателей ПД-14 технически реализуемо, а программа их разработки будет экономически эффективна.[206]

В 2009 году УМПО приступило к освоению деталей и сборочных единиц двигателя ПД-14 для самолёта МС-21.[207]

Второй контрольный рубеж ПД-14 прошел в марте 2010 г. Одним из основных критериев этого этапа было формирование кооперации по двигателю. Под эгидой ОДК пермякам удалось сформировать дееспособную команду партнеров. В нее, помимо «Авиадвигателя» (головной разработчик силовой установки) и Пермского моторного завода (головной изготовитель), вошли пермская компания «СТАР» (разработчик и изготовитель FADEC), уфимские УМПО и НПП «Мотор», рыбинское НПО «Сатурн», а также московский НПЦ газотурбостроения «Салют».[208]

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14

В июле 2011 года состоялась защита эскизного проекта двигателя — ПД-14 прошел «третьи ворота». К этому моменту «Авиадвигатель» совместно с партнерами по программе закончил составление эскизного проекта, а также изготовил и испытал ключевые составные части газогенератора-демонстратора. В частности, на стенде было протестировано девять вариантов полноразмерной камеры сгорания, что позволило создать конструкцию, в полной мере удовлетворяющую противоречивым требованиям к этому важному компоненту двигателя.[209]

Одновременно с отработкой технической, технологической и нормативной документации продолжалась работа над «железом». К концу 2011 г. была закончена сборка газогенератора — демонстратора технологий (изделие 100ГГ-01). Его первый запуск на закрытом стенде «Авиадвигателя» состоялся 17 декабря 2011 г.[210]

Через шесть месяцев был изготовлен двигатель-демонстратор (№ 100-01), который впервые «ожил» на стенде 10 июня 2012 г. После короткого, но интенсивного цикла испытаний на закрытом стенде двигатель-демонстратор «переехал» на открытый стенд, где в августе 2012 года начались его акустические испытания.[211]

Весной 2013 г. Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета принял заявку ОАО «Авиадвигатель» на сертификацию ПД-14. После получения одобрения АР МАК в «Авиадвигателе» развернулась масштабная работа по подготовке к процедуре сертификации: оформлялся большой комплект документации, отражающий ход реализации программы «Двигатель ПД-14 для самолета МС-21».[212]

В соответствии с планом, первый этап программы сертификации — макетная комиссия — прошел в октябре 2013 г. Его целью была оценка полноты заявленного Сертификационного базиса, предварительная оценка соответствия конструкции двигателя требованиям Сертификационного базиса, а также оценка предлагаемых видов проверок и испытаний.[213]

В конце января 2014 г. «Авиадвигатель» при поддержке АР МАК направил заявку в Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) на проведение работ по валидации результатов сертификации двигателя ПД-14 на соответствие его типовой конструкции европейским нормам CS-E.[214]

В 2014 году начато изготовление опытной партии двигателей ПД-14 и мотогондол для подготовки к проведению доводочных (инженерных) и сертификационных испытаний.[215]

В 2015 г. работа по двигателю ПД-14 шла в рамках ОКР «Испытания ПД-14-1».[216]

[править] SaM146

В 2003 году турбовентиляторный двухконтурный двигатель SaM146 после победы в тендере выбран для установки на перспективный российский региональный самолет RRJ (ныне SSJ 100).[217]

2006 год — Изготовление и проведение первого этапа стендовых испытаний двигателя SaM146.[218]

В 2007 году в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого самолета Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM146.[219]

В 2008 году самолет SSJ100 совершил свой первый испытательный полет с двигателями SaM146.[220]

В 2010 году получен сертификат типа EASA на двигатель SaM146. Это событие названо эпохальным. Впервые за всю историю отношений между ЕС и Россией в аэрокосмической области авиационный двигатель, совместно разработанный и изготовленный во Франции и России, прошел сертификацию EASA.[221]

2011 год — Начались коммерческие поставки двигателя SaM146 и эксплуатация самолета SSJ100 авиакомпаниями — стартовыми заказчиками.[222]

В 2012 году PowerJet получен сертификат типа EASA на двигатель SaM146 версии 1S18 (с увеличенной взлетной тягой) для регионально-магистрального самолета SSJ100.[223]

В 2012 году НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146. Тем самым компания подтвердила право самостоятельно организовывать работу по производству продукции для европейского рынка, поднадзорные производства на других предприятиях, самостоятельно выбирать поставщиков для двигателя SaM146.[224]

В 2013 году состоялась передача первому заказчику самолета SSJ100 с увеличенной дальностью с двигателями SaM146 модификации 1S18.[225]

В 2014 году НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146 и стало первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.[226]

[править] АЛ-55

С 2006 года в УМПО осваивается серийное производство двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочного самолёта HJT-36 в кооперации с АО «НПО „Сатурн“».[227]

В соответствии с подписанным контрактом в 2007 году в УМПО прошла первая сборка двигателя АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета HJT-36 индийских ВВС.[228]

В 2013 году НПО «Сатурн» выполнило контрактные обязательства перед индийским заказчиком по двигателю АЛ-55И.[229]

[править] ТВД-1500Б

2002 год — Получение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на турбовинтовой газотурбинный двигатель ТВД-1500Б.[230]

[править] ПС-90А1

Дополнение к Сертификату типа № 16-Д/29 на двигатель ПС-90А1 было получено 28 декабря 2007 г.[231]

[править] ПС-90А2

ПС-90А2, в отличие от других версий ПС-90А, получил Сертификат типа № 309-АМД от 29 декабря 2009 г. по АП-33.[232]

[править] ПС-90А3

В 2011 г. сертифицирован авиационный двигатель ПС-90А3 — модификация сертицифированного в 2009 г. двигателя ПС-90А2.[233]

ПС-90А3 получил Дополнение к сертификату типа № 16-Д/34 от 20 января 2011 г.[234]

[править] Д-30КУ-154

2003 год — Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета по эмиссии на двигатель Д-30КУ-154 с малоэмиссионной камерой сгорания.[235]

[править] НК-93

В мае 2007 года НК-93 был поднят в воздух на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.[236]

В 2008 г. двигатель НК-93 № 10 с демонстрационной САУ (штатной САУ, так же как и штатного винтовентилятора с органами управления, на нем не было) на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ выполнил 3 полета до высоты 2000 м со скоростью 350…600 км/ч: первый — при работе двигателя на режимах авторотации, второй и третий — при работе двигателя на крейсерском режиме. По результатам полета отработана методика измерений и оценены параметры двигателя. На этом финансирование работ по двигателю НК-93 было прекращено.[237]

[править] Вертолётные двигатели

[править] ВК-800В

В 2006—2008 годах были выпущены эскизный проект ГТД ВК-800В, комплект технической и конструкторской документации. Проведена экспериментальная доводка компрессора, а также подготовка производства для изготовления редуктора и свободной турбины ВК-800.[238]

В ноябре 2007 года двигатель ВК-800В прошел этап макета — первый этап сертификации.[239]

В 2008 году проведены стендовые испытания первого опытного экземпляра двигателя с выходом на частичный режим работы, отработано управление двигателем на запуске.[240]

[править] РД-600В

2003 год — Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на турбовальный двигатель РД-600В.[241]

[править] Судовые двигатели

[править] Е70/8РД

В 2012 году НПО «Сатурн» успешно проведены приемочные испытания судового ГТД Е70/8РД.[242]

[править] Локомотивные двигатели

[править] НК-361

В 2013 году ОАО «Кузнецов» продолжило работы по изготовлению двигателя НК-361 для газотурбовоза. В августе 2013 года заказчику был передан второй экземпляр двигателя.[243]

[править] Разгонные блоки ракет-носителей

[править] Бриз-М

Первый запуск комплекса «Протон-М» — «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года.[244]

[править] 12 КРБ

18 апреля 2001 года с космодрома Шрихарикота (Индия) проведен первый успешный пуск индийской ракеты-носителя GSLV с разгонным блоком 12 КРБ, разработанным и изготовленным в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.[245][246]

[править] Энергетические установки

[править] ГТЭ-110

2003 год — успешное проведение межведомственных испытаний ГТЭ-110 — первой российской газотурбинной энергетической установки мощностью более 100 МВт.[247]

В 2007 году РАО «ЕЭС России» и ОАО «НПО „Сатурн“» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на широкое применение в российской электроэнергетике установок ГТЭ-110 и освоение их серийного выпуска.[248]

[править] ГТА-6РМ

2003 год — Успешное проведение межведомственных испытаний и получение сертификата соответствия на энергетическую установку ГТА-6РМ.[249]

[править] ГТА-8РМ

2006 год — Успешное проведение межведомственных испытаний энергетической установки ГТА-8РМ.[250]

[править] ГТУ-50

В феврале 2006 года введена в эксплуатацию газотурбинная электростанция ГТУ-50 на Казанской ТЭЦ-1.[251]

[править] ГТЭ-25/НК

В октябре 2008 года создана газотурбинная электростанция ГТЭ-25/НК с двигателем-приводом НК-37 мощностью 25 МВт для Лидской ТЭЦ в Белоруссии.[252]

[править] Энергетические приводы

[править] ГТД-10РМЭ

В 2012 году линейка выпускаемых НПО «Сатурн» промышленных двигателей расширена новым высокоэффективным энергетическим двигателем ГТД-10РМЭ (КПД 34,93 %).[253]

[править] Газоперекачивающие агрегаты

[править] ГПА-6,3РМ

2007 год — Успешное проведение межведомственных испытаний газоперекачивающего агрегата ГПА-6,3РМ.[254]

[править] ГПА-10РМ

2007 год — Успешное проведение межведомственных испытаний газоперекачивающего агрегата ГПА-10РМ.[255]

[править] Промышленные двигатели

[править] НК-36СТ

В декабре 2013 года проведены испытания малоэмиссионной камеры сгорания в составе полноразмерного двигателя НК-36СТ № 1. Одним из положительных результатов испытания является снижение выбросов оксида углерода (СО) до нулевых значений.[256]

[править] Компании

[править] Тверской вагоностроительный завод

В 2015 году выручка Тверского вагоностроительного завода составила 14,9 млрд рублей.[257]

[править] Метровагонмаш

В 2014 году выручка «Метровагонмаша» составила 19,8 млрд рублей.[258]

[править] Ростсельмаш

В 2005 г. на выставке SIMA (Париж) Ростсельмаш представляет инновационную разработку — уникальное роторное молотильно-сепарирующее устройство с вращающейся декой.[259]

[править] Нефтекамский автозавод

В 2015 году выручка Нефтекамского автозавода составила 7,5 млрд рублей.[260]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Собран фюзеляж для первого опытного образца самолета МС-21. 2 декабря 2015
  2. Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
  3. Sukhoi Superjet 100. История создания
  4. Sukhoi Superjet 100. История создания
  5. Sukhoi Superjet 100. История создания
  6. Sukhoi Superjet 100. История создания
  7. Sukhoi Superjet 100. История создания
  8. Sukhoi Superjet 100. История создания
  9. Sukhoi Superjet 100. История создания
  10. Sukhoi Superjet 100. История создания
  11. Sukhoi Superjet 100. История создания
  12. Sukhoi Superjet 100. История создания
  13. Sukhoi Superjet 100. История создания
  14. Sukhoi Superjet 100. История создания
  15. Sukhoi Superjet 100. История создания
  16. Sukhoi Superjet 100. История создания
  17. Sukhoi Superjet 100. История создания
  18. [1]
  19. [2]
  20. [3]
  21. Летопись
  22. Летопись
  23. Программа выпуска дальнемагистральных Ил-96-400М и региональных на базе Ил-114 будет скромной. 12 сентября 2016
  24. История — Самолеты
  25. ОАК :: Ту-214 // Uacrussia.ru
  26. ОАК :: Ту-204СМ // Uacrussia.ru
  27. ОАК :: Ту-204СМ // Uacrussia.ru
  28. Туполев 204—300А // Aviastar-sp.ru
  29. Бe-200
  30. ОАК :: Бе-200 // Uacrussia.ru
  31. ОАК :: Бе-200 // Uacrussia.ru
  32. ОАК :: Бе-200 // Uacrussia.ru
  33. ОАК :: Бе-200 // Uacrussia.ru
  34. ОАК :: Бе-200 // Uacrussia.ru
  35. ОАК :: Бе-200 // Uacrussia.ru
  36. История
  37. [4]
  38. [5]
  39. [6]
  40. ОАК :: Учебно-тренировочный самолет Як-152 совершил первый полет // Uacrussia.ru
  41. Летопись
  42. Летопись
  43. ОАК :: Ан-148 // Uacrussia.ru
  44. История — Серийное производство
  45. История — Серийное производство
  46. История — Серийное производство
  47. История завода
  48. Семейство ракет-носителей «Ангара»
  49. Семейство ракет-носителей «Ангара»
  50. Семейство ракет-носителей «Ангара»
  51. Семейство ракет-носителей «Ангара»
  52. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  53. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  54. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  55. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  56. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  57. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  58. 1993-2016 гг. Совершенствование ракетно-космической техники. Международное сотрудничество
  59. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  60. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  61. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  62. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  63. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  64. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  65. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  66. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  67. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  68. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  69. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  70. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  71. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  72. Вячеслав Филин: «Газотурбовоз — самый экологически чистый в мире локомотив». 22 августа 2016
  73. 2000 — 2014
  74. 2000 — 2014
  75. 2000 — 2014
  76. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  77. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ПРОГРЕСС
  78. 1993-2016 гг. Совершенствование ракетно-космической техники. Международное сотрудничество
  79. 1993-2016 гг. Совершенствование ракетно-космической техники. Международное сотрудничество
  80. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  81. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  82. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  83. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  84. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  85. Прощай, «семерка»
  86. На ГАЗе дан старт производству среднетоннажного грузовика нового поколения. 19 сентября 2014
  87. История
  88. КАМАЗ-5490: выпуск начался
  89. История
  90. История
  91. История
  92. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  93. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  94. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  95. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  96. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  97. Коптите дальше
  98. История
  99. История
  100. История
  101. История
  102. История
  103. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  104. История
  105. История
  106. История
  107. История
  108. История
  109. История
  110. История
  111. История
  112. История
  113. История
  114. История
  115. История
  116. http://www.ladagranta.net/lada-granta/test-drive/188-test-drayv-lada-granta-v-sochi-po-versii-motorru.html
  117. http://ria.ru/economy/20111129/501312896.html
  118. Обзор новых производств июля[7]
  119. Убийца «классики»
  120. АвтоВАЗ предложит европейцам пересесть на LADA Granta
  121. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  122. «АвтоВАЗ» начал сборку предсерийной Lada Kalina нового поколения
  123. На АвтоВАЗе началось серийное производство Lada Kalina-2
  124. Datsun возьмет на буксир Granta и Kalina
  125. Стартовали продажи Lada Kalina c автоматизированной трансмиссией. 10 июня 2015
  126. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  127. Priora из Чечни
  128. «Стартовало предсерийное производство LADA Vesta» в блоге «Производство» — Сделано у нас // Sdelanounas.ru
  129. 7 автомобилей, которые провалились в России
  130. Лебедев К. К., Панкратова Д. А. Эволюция режимов промышленной сборки — одно из условий дальнейшей модернизации и развития автомобильной промышленности России
  131. 7 автомобилей, которые провалились в России
  132. 7 автомобилей, которые провалились в России
  133. 7 автомобилей, которые провалились в России
  134. ГАЗ и ЗИЛ выстраиваются в «Кортеж»
  135. История
  136. История
  137. История
  138. История
  139. История
  140. История
  141. История
  142. История
  143. РД0146. РД0146Д. Ракета-носитель «Ангара-А5»
  144. РД0146. РД0146Д. Ракета-носитель «Ангара-А5»
  145. История
  146. История
  147. История
  148. Двигатели
  149. История
  150. История
  151. Двигатели
  152. История
  153. История
  154. Двигатели
  155. Двигатели
  156. История
  157. Памятные даты
  158. История
  159. Двигатели
  160. Двигатели
  161. Памятные даты
  162. История
  163. История
  164. Памятные даты
  165. История
  166. Памятные даты
  167. Памятные даты
  168. Памятные даты
  169. Памятные даты
  170. История
  171. Памятные даты
  172. Памятные даты
  173. Памятные даты
  174. РД-181
  175. РД-181
  176. РД-181
  177. РД-181
  178. Памятные даты
  179. История
  180. История
  181. История
  182. Памятные даты
  183. Памятные даты
  184. Памятные даты
  185. Памятные даты
  186. Памятные даты
  187. История
  188. История
  189. История
  190. Памятные даты
  191. Двигатели
  192. История
  193. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  194. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  195. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  196. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  197. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  198. Памятные даты
  199. Взлёт. Декабрь 2014
  200. Взлёт. Декабрь 2014
  201. Взлёт. Декабрь 2014
  202. Взлёт. Декабрь 2014
  203. Взлёт. Декабрь 2014
  204. Взлёт. Декабрь 2014
  205. Взлёт. Декабрь 2014
  206. Взлёт. Декабрь 2014
  207. История предприятия
  208. Взлёт. Декабрь 2014
  209. Взлёт. Декабрь 2014
  210. Взлёт. Декабрь 2014
  211. Взлёт. Декабрь 2014
  212. Взлёт. Декабрь 2014
  213. Взлёт. Декабрь 2014
  214. Взлёт. Декабрь 2014
  215. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  216. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  217. 1997-2008
  218. 1997-2008
  219. 1997-2008
  220. 1997-2008
  221. 2009-2014
  222. 2009-2014
  223. 2009-2014
  224. 2009-2014
  225. 2009-2014
  226. 2009-2014
  227. История предприятия
  228. Международное сотрудничество
  229. 2009-2014
  230. 1997-2008
  231. Взлёт. Декабрь 2014
  232. Взлёт. Декабрь 2014
  233. Взлёт. Декабрь 2014
  234. Взлёт. Декабрь 2014
  235. 1997-2008
  236. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  237. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  238. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  239. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  240. Двигатель. № 3 (99 + 244) 2015
  241. 1997-2008
  242. 2009-2014
  243. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  244. «Бриз-М»
  245. 1993-2016 гг. Совершенствование ракетно-космической техники. Международное сотрудничество
  246. «12 КРБ»
  247. 1997-2008
  248. 1997-2008
  249. 1997-2008
  250. 1997-2008
  251. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  252. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  253. 2009-2014
  254. 1997-2008
  255. 1997-2008
  256. Исторические хроники ПАО «Кузнецов»
  257. Рейтинг РБК: 50 крупнейших технологических компаний России. 21 апреля 2016
  258. Рейтинг РБК: 50 крупнейших технологических компаний России. 21 апреля 2016
  259. 2000 — 2014
  260. Рейтинг РБК: 50 крупнейших технологических компаний России. 21 апреля 2016
Личные инструменты