Морской старт
Материал из Documentation.
Морской старт (МС; Sea Launch) — проект по запуску ракет-носителей с морской платформы. Принадлежит компании «S7 Space».
Содержание |
[править] История
История плавучего космодрома «Морской старт» началась в 1995 году с организации консорциума четырех компаний из США, России, Норвегии и Украины (с долями в 40, 25, 20 и 15 % соответственно). Кооперация выглядела следующим образом: норвежская сторона предоставляла самоходную нефтедобывающую платформу Ocean Odyssey, которую переоборудовали на российской судостроительной верфи в Выборге в плавучий космодром. Также российской стороной по разным оценкам производилось 70-85 % запчастей для разработанной украинской стороной ракеты-носителя «Зенит-3SL», которая впоследствии дополнительно оборудовалась и собиралась на Украине. После этого ракета-носитель доставлялась в аэропорт Лонг-Бич (США) и стыковалась с собранным там спутником и обтекателем, транспортировалась на плавучий космодром и запускалась из акватории Тихого океана вблизи острова Рождества.[1]
Партнёры вложили в проект $3,5 млрд. Запуски с космодрома начались в мае 1999 года. Технически всё было выполнено безупречно, но коммерческие ожидания не подтвердились: из-за дефицита заказов на пуски предприятие не окупалось. Бизнес-план предусматривал запуск минимум пяти ракет в год, тогда проект вышел бы в плюс. Но пять стартов было только в 2006 и 2008 годах, в остальное время их было меньше: в 2007, 2009 и 2011 годах было по одному запуску, а на 2010 год МС не удалось получить ни одного заказа. И подразделение Boeing — Boeing Commercial Space Company — как старший партнер консорциума с 40 % уставного капитала решило проект закрыть и активы продать. Через цепочку дочерних структур РКК «Энергия» получила контроль над предприятием, перебазировав его штаб-квартиру в швейцарский Берн.[2][3]
В январе 2011 года запуски с «Морского старта» возобновились.[4]
В 2013 году с помощью Морского старта была запущена только одна ракета — старт был аварийным и носитель со спутником упали в океан. В такой конфигурации бизнес Морского старта гарантировано убыточен и убытки эти покрывает «Энергия».[5]
В августе 2014 года компания Sea Launch объявила о приостановлении своей деятельности и консервации космодрома. Причин для этого было несколько: долговая нагрузка проекта достигала $500 млн, отсутствовали стабильные коммерческие заказы (доставлять на остров Рождества, принадлежащий государству Кирибати, гражданские спутники России было слишком далеко, а военные — и вовсе невозможно из режимных соображений).[6]
В конце декабря 2014 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что скорее всего ракеты «Зенит» больше не будут использоваться в этом проекте.[7]
В сентябре 2016 года российский авиахолдинг S7 Group, владеющий одноимённой авиакомпанией, подписал документы о покупке космодрома «Морской старт». В рамках этой сделки вновь образованной фирме S7 Space перешли права на стартовую платформу Odyssey, сборочно-командное судно Sea Launch Commander и права на товарный знак Sea Launch. Сумма сделки не сообщалась.[8][9]
Сразу после принятия решения по сделке S7 Space объявила о том, что намеревается произвести до 70 запусков за ближайшие 15 лет. Для осуществления своих планов S7 Space 28 апреля 2017 года подписала контракт с предприятием «Южмаш» (Украина) на поставку 12 ракет-носителей «Зенит-3SL». На «Южмаше» в момент заключения контракта в относительно высокой степени готовности находились две строящиеся ракеты — по одной «Зенит 3SL» и «Зенит 3SLБ», и по условиям контракта эти две ракеты должны были быть поставлены в 2018 году. Первый пуск с реанимированного «Морского старта» был запланирован S7 Sea Launch на декабрь 2019 года. С самого начала сообщалось о трудностях «Южмаша» в реализации данного контракта, в частности, из-за проблем с поставкой на Украину ракетных двигателей российского производства для изготовления данных ракет. В результате по состоянию на март 2019 года ни одной ракеты по контракту сдано не было.[10][11]
В июне 2020 года было сообщено, что компания S7 ведёт переговоры о продаже космодрома «Морской старт» с дочерней структурой «Росатома».[12]
[править] Статистика запусков
В общей сложности за 16 лет (с 1999 по 2014) с платформы Odyssey было запущено всего 38 космических аппаратов (в среднем — чуть более двух пусков в год). В те же годы в целом в мире было проведено 1102 космических пуска, то есть на Sea Launch пришлось в итоге чуть более 3 % глобального рынка.[13]
[править] Возможные изменения в проекте
Чтобы исправить ситуацию и хотя бы отчасти оправдать операцию по спасению проекта, руководитель РКК «Энергия» Виталий Лопота предложил государству поучаствовать в его судьбе: либо выкупить, либо обеспечить заказами на пуски в рамках федеральной космической программы. Тема возникла еще в начале 2013 года, но развития не получила из-за технических параметров.[14]
Дело в том, что базовый порт космического ракетного комплекса «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса. Только там есть возможность готовить комплекс, ракеты и спутники к выходу в океан для произведения пусков. Такое базирование позволяет запускать с морской платформы военные спутники для нужд армий НАТО. Например, аппарат Intelsat-27, утраченный в результате аварийного пуска с платформы в феврале 2013 года, предназначался для обслуживания тактических соединений военно-морского флота и министерства обороны США.[15]
Если допустить в теории, что государство получит активы МС, то базирование всей инфраструктуры в США, очевидно, не позволит России запускать с плавучей платформы любые аппараты военного и двойного назначения. Те же спутники «Глонасс», к примеру. Получается космодром с заметно усеченными возможностями, ради сохранения которых придется еще и финансировать объемную инфраструктуру в США.[16]
Предложение выкупить активы Морского старта в такой конфигурации государство пока не заинтересовало, но Лопота его усовершенствовал. Он предложил изменить порт базирования Морского старта, создав всю необходимую инфраструктуру для его обслуживания в дальневосточном порту Советская гавань либо во Владивостоке.[17]
Глава космического агентства Олег Остапенко направил письмо в правительство, в котором изложено видение перспектив проекта «Морской старт».[18]
«Существующие организация и принципы реализации проекта „Морской старт“ предполагают использование наземной космической инфраструктуры иностранного государства, что влечет за собой риски, связанные с необходимостью оформления документов по линии таможенного и экспортного контроля при транспортировке российских космических аппаратов на его территорию и получения разрешительных документов, в том числе межгосударственных, для проведения запусков, — пишет Остапенко. — Данные обстоятельства противоречат Основам государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, одним из принципов которой является обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, исключающего потенциальные риски при использовании наземной космической инфраструктуры за рубежом».[19]
Использовать «Морской старт» в интересах государства, в том числе Минобороны, глава Роскосмоса считает возможным в случае перебазирования комплекса на территорию РФ и создания в российском порту необходимой инфраструктуры. «При этом до принятия решения о перебазировании МС должен быть реализован комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению, повышению эффективности и прозрачности управления проектом», — подчёркивает Остапенко в письме в правительство.[20]
«Данный вариант использования [плавучего космодрома] имеет риски, связанные с возможным срывом поставок или прекращением производства украинской ракеты-носителя „Зенит“, обусловленными тяжелым экономическим положением предприятия-изготовителя, а также другими политическими и экономическими вопросами, — пишет Остапенко в правительство. — Для устранения указанных рисков возможно вместо „Зенита“ использовать в составе комплекса „Морской старт“ носитель среднего класса полностью российского производства с улучшенными тактико-техничекими характеристиками на основе уже созданных или модернизируемых бортовых систем».[21]
[править] Показатели
С 1999 по 2014 год с «Морского старта» было осуществлено 36 запусков со 177 тоннами полезной нагрузки, 32 запуска были признаны успешными, 3 — аварийными, а ещё один признан частично-успешным.[22]
[править] Оценки
Оценка блога bmpd (март 2019 года): «Возобновление <...> проекта „Морской старт“ в нынешней ситуации представляется <...> химерическим — на самом деле очевидно, что данная программа в общем никому не нужна».[23]
[править] Ссылки
- Неофициальный сайт о «Морском старте»
- Сергей Гугкаев: «Морской старт» ищет замену украинской ракете «Зенит». 4 февраля 2015
- Чемодан без ручки: почему «Морской старт» оказался никому не нужен. 3 сентября 2018
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ К «Морскому старту» проявлен воздушный интерес. 30 марта 2016
- ↑ Роскосмос заменит украинские ракеты «Зенит» на российскую «Ангару»
- ↑ S7 Group объявила о покупке плавучего космодрома «Морской старт». 27 сентября 2016
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ S7 Space отказывается от закупки 12 ракет-носителей «Зенит 3SL» у «Южмаша». 26 марта 2019
- ↑ [6]
- ↑ К «Морскому старту» проявлен воздушный интерес. 30 марта 2016
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ Прилетели. 11 декабря 2013
- ↑ [7]
- ↑ S7 Space отказывается от закупки 12 ракет-носителей «Зенит 3SL» у «Южмаша». 26 марта 2019