Импортозамещение в России продукции из Украины

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Импортозамещение в России продукции с Украины — один из видов импортозамещения в России.

В последние годы в России происходит активное импортозамещение многих видов продукции, поставляющихся с Украины, в том числе железнодорожной, вертолётной и ракетной техники, пищевой и металлургической продукции.

Содержание

[править] Виды продукции

[править] Машиностроительная продукция

[править] Железнодорожная техника

До 2013 года производители железнодорожной техники входили в число ведущих экспортёров на Украине, уступая только металлургам, химикам и аграриям. В рекордном 2011 году продажи этой продукции принесли стране почти $4,5 млрд валютных поступлений. При этом около 90 % поставок приходилось на страны СНГ, в первую очередь Россию, составляя более трети украинского экспорта машиностроительной продукции на этом направлении.[1]

Спад в украинском вагоностроении наметился ещё в 2012 году, когда объём производства сократился на 10 % по сравнению с предыдущим годом. Тогда его основной причиной стали экономические факторы. Российский рынок вагонов после бума 2010—2011 годов оказался перепроданным, что привело к падению спроса. В дальнейшем свою роль сыграло ужесточение конкуренции. В России был введен в строй новый Тихвинский вагоностроительный завод, с ходу отобравший часть рынка у прежних поставщиков, а на другом производителе железнодорожной техники — «Уралвагонзаводе» — был реализован проект расширения производственных мощностей.[2]

Ухудшение отношений с Россией в 2013 году немедленно сказалось на положении украинских вагоностроителей. К экономическим проблемам прибавилась протекционистская политика российских властей по защите интересов собственных производителей. Под предлогом снижения качества продукции ряд украинских компаний лишились лицензий на поставку своих изделий на российский рынок.[3]

По итогам 2013 года произошло резкое сокращение поставок железнодорожной техники из Украины в Россию, что способствовало росту её производства в России. Так, в апреле 2014 года производство грузовых вагонов увеличилось на 20,6 %. В результате, самой динамичной подотраслью машиностроительного комплекса России тогда стало транспортное машиностроение, которое выросло в апреле почти на 20 %.[4] При этом на Украине в 2013 году производство железнодорожных вагонов упало на 47 %.[5]

В феврале 2015 года было сообщено, что на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) освоен выпуск новой импортозамещающей продукции — тяговых коллекторных электродвигателей ДТК-417Р с опорно-рамным подвешиванием для пассажирских магистральных тепловозов ТЭП70БС. Ранее эти двигатели и генераторы приобретались на Украине (они производились Харьковским заводом тяжёлого машиностроения им. Малышева). Изготовлена первая установочная партия из 6 двигателей.[6][7]

[править] Ракетные двигатели

В 2011 году, с целью дальнейшего отказа от импорта украинских ракетных двигателей Р95 компании «Мотор Сич», на российском НПО «Сатурн» было начато производство аналогичных двигателей 36MT.[8][9]

Осенью 2014 года украинская компания «Мотор Сич» полностью остановила поставки в Россию малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет.[10][11]

В мае 2015 года генеральный директор КТРВ Борис Обносов заявил, что прекращение поставок в Россию ракетных двигателей украинским предприятием «Мотор Сич» не повлияет на деятельность корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) и выполнение ею обязательств по контрактам. «У нас подготовлено полностью импортозамещение, и на новых изделиях у нас целиком российские комплектующие», — заявил Обносов.[12]

В сентябре 2016 года гендиректор КТРВ Борис Обносов, касаясь темы поставок комплектующих с украинской стороны, сказал: «На [противокорабельной] ракете Х-35Э стоял украинский двигатель, а на Х-35УЭ — уже стоит движок рыбинского „Сатурна“, который превосходит украинский вариант. <...> Больше никакой кооперации с Украиной у нас нет.»[13]

[править] Системы прицеливания ракет

Если раньше систему прицеливания для ракетного комплекса «Тополь» поставлял ЦКБ «Арсенал» (Киев), то теперь она заменена на российский, превосходящий по качеству аналог московского Научно-производственного центра автоматики и приборостроения.[14]

[править] Комплектующие к ракетам класса «воздух — воздух»

В феврале 2015 года отмечалось, что Конструкторское бюро «Вымпел» работает над созданием перспективной ракеты ближнего боя, чтобы заменить тепловые головки самонаведения «Маяк». Работы по созданию новой перспективной ракеты ближнего боя ведутся уже некоторое время, однако острым вопрос появления новой ракеты стал в последнее время, в связи с тем, что Украина прекратила поставки «Маяков». «Маяки» предназначены для ракет ближнего боя Р-73Э, которыми комплектуются все российские боевые самолёты. Перспективные ракеты, которые разрабатываются на замену Р-73, ещё не готовы даже для российских ВВС. Член общественного совета правительственной Военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский заявил, что имеющихся у ВВС запасов хватит, чтобы успеть наладить массовый выпуск новых российских ракет следующего поколения. «На мой взгляд, запас таких ракет вполне достаточен для решения локальных вопросов. Ракеты новой разработки, которые делают в корпорации „Тактическое ракетное вооружение“, комплектуются исключительно российскими производителями. То, что они не прошли еще государственные испытания, — это другой вопрос. Но у нас перекрытие по запасам достаточно большой», — сказал Мураховский.[15]

В сентябре 2016 года гендиректор КТРВ Борис Обносов, касаясь темы поставок комплектующих с украинской стороны, сказал: «С головками самонаведения ситуация следующая: приобретали их у киевского „Арсенала“, а теперь переориентировались на продукцию Азовского оптико-механического завода, входящего в состав КТРВ. То есть состоялось не просто импортозамещение, а переход на изделия принципиального нового качества. Больше никакой кооперации с Украиной у нас нет.»[16]

В октябре 2016 года Борис Обносов заявил: «Есть ракеты класса „воздух — воздух“, которые спроектированы в ГосМКБ „Вымпел“, а некоторые комплектующие были украинского производства. Мы создали новую ракету, её экспортный вариант называется РВВ-МД, на полностью отечественной элементной базе.»[17]

[править] Шар-баллоны

В августе 2014 года пресс-служба Воронежского механического завода (ВМЗ) заявила, что производство титановых шар-баллонов, которые в настоящий момент изготавливаются на Южмаше (Украина), будет перенесено на ВМЗ. В пресс-службе прогнозируют, что к 2016 году на ВМЗ должно быть налажено производство более ста титановых шар-баллонов в год с дальнейшим ростом до 550 штук к 2023 году. Титановые шар-баллоны — это составляющие практически всех жидкостных ракетных двигателей 1-ой, 2-ой и 3-ей ступеней ракет-носителей. Они используются в РН «Протон», «Ангара», в разгонном блоке «Бриз» и в новом кислородно-водородном разгонном блоке (КВРБ). Шар-баллоны представляют собой герметичные сферические конструкции, в которых под большим давлением хранится гелий для использования в пневмосистеме ракетных двигателей.[18][19]

В апреле 2016 года отмечалось: «ВМЗ приступил к освоению производства титановых шар-баллонов высокого давления для хранения газообразного рабочего тела в криогенной среде в составе ракет-носителей „Ангара“. В настоящий момент проводятся доводочные испытания, для чего уже изготовлено по 5 титановых шар-баллонов трех наименований.»[20]

[править] Системы стыковки космических кораблей

Аналоговая система «Курс-П» была разработана на Украине и до 2002 года производилась на киевском предприятии. С 2002 года аппаратуру делали в России с использованием комплектующих, поставляемых с Украины. По состоянию на 2019 год система «Курс-П» эксплуатировалась на Международной космической станции.[21]

В российском НИИ точных приборов была создана новая система стыковки космических кораблей «Курс-МКП», в производстве которой не используются комплектующие с Украины.[22]

[править] Вертолётная техника

В 1990-е годы вертолётное двигателестроение подверглось сильному влиянию деструктивных процессов, связанных с распадом СССР, поскольку ключевые предприятия-производители остались вне границ России. На Украине оказался промышленный гигант отрасли — «Мотор Сич» и один из разработчиков моторов — ГП «Ивченко-Прогресс». В России осталось единственное КБ, которое имело серьёзный опыт проектирования вертолётных двигателей — петербургское АО «Климов».[23]

В России отсутствовала технологическая база для серийного производства двигателей серии ТВ3-117, которые устанавливались на 95 % вертолётов, спроектированных ОКБ М. Л. Миля и ОКБ Н. И. Камова. Основным поставщиком этих двигателей было украинское предприятие «Мотор Сич». ОАО «Климов» по состоянию на 2010 год могло ежегодно собирать из украинских комплектующих от 50 до 100 вертолётных двигателей серии ТВ3-117 первой категории. Под своей маркой ОАО «Климов» выпускал лишь небольшие партии моторов ТВ3-117 для обеспечения нужд Министерства обороны России и других силовых ведомств. На 2010 год «Климовым» было освоено около 30 % полного цикла производства этих двигателей. На базе ТВ3-117 «Климов» разработал модификацию этого двигателя — ВК-2500. В 2000—2001 годах двигатель завершил сертификационные и государственные стендовые испытания. Основная часть деталей для ВК-2500 производилась на Украине компанией «Мотор Сич», однако некоторые специфические агрегаты изготавливались в Санкт-Петербурге.[24]

В конце 2004 года на Украине произошла «оранжевая революция», после чего российско-украинские отношения резко обострились.

В 2005 году было дано поручение президента России Путина (№ 2704 от 09.04.2005), за которым последовали два поручения правительства РФ (№МФ-П-7-189СС от 14.04.2005, а также №МФ-П-7-241С от 07.05.2005), приказы Минпромэнерго (№ 13 от 22.01.2008) и Минпромторга (№ 403 от 10.12.2008), предписывающие организовать полный цикл производства вертолётных двигателей на территории России.[25]

Компании «Оборонпром» и «Объединённая двигателестроительная корпорация» приняли решение организовать полный цикл производства вертолётных двигателей на ОАО «Климов».[26] В 2011 году началось строительство нового конструкторско-производственного комплекса.[27]

В октябре 2014 года компания «Климов» ввела в строй в Санкт-Петербурге первую очередь нового конструкторско-производственного комплекса «Петербургские моторы». В течение 3 ближайших лет планируется довести мощность предприятия до 600 вертолётных двигателей ежегодно. За счёт нового завода планируется более чем вдвое увеличить объёмы производства двигателей, полностью обеспечив потребности российского рынка в них. Программа импортозамещения предусматривает изготовление на территории России всех комплектующих изделий и окончательную сборку двигателей.[28][29][30][31]

В октябре 2014 года было сообщено, что холдинг «Вертолёты России» подготовил к отгрузке в воинские части ВВС РФ модернизированные вертолёты Ми-8АМТШ-В, произведённые на Улан-Удэнском авиационном заводе с учётом курса на импортозамещение. В целях снижения зависимости от зарубежных поставщиков все вертолёты Ми-8АМТШ-В оснащены современным оборудованием российского производства. На вертолёте установлены более мощные двигатели ВК-2500-03 производства компании «Климов». Двигатели ВК-2500-03 отличаются улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надёжность и безопасность боевого применения и в целом лётно-технические характеристики вертолета. Кроме того, увеличенный ресурс российских двигателей благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолетов. Ещё одним направлением модернизации стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6000 м против 4000 м у АИ-9В). Таким образом, возможности вертолета при эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании существенно возросли. Генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев тогда заявил: «Результаты этой работы [по импортозамещению] на примере Ми-8АМТШ-В свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться существенных улучшений характеристик вертолета».[32]

9 октября 2014 года гендиректор «Вертолётов России» Александр Михеев заявил, что российские военные вертолёты комплектуются только отечественными двигателями, украинские агрегаты поставляются только на коммерческие и гражданские вертолёты.[33]

[править] Самолётные двигатели

Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

Российская «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) несколько лет назад начала реализацию программы импортозамещения. Представитель ОДК в 2014 году заявил: «Процесс замещения критически важных импортных агрегатов и комплектующих изделий планируется завершить в течение двух лет».[34]

В апреле 2015 года пресс-служба российского Научно-производственного центра газотурбостроения «Салют» сообщила, что предприятие освоило полный цикл производства и начало поставки авиадвигателей АИ-222-25 для самолётов Як-130. Ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50. Однако в связи с необходимостью решения вопроса по импортозамещению, «Салют» освоил полное изготовление узлов двигателя. Самым сложным для «Салюта» было освоение производства «горячей» части двигателя (газогенератора), которая поставлялась из Запорожья (Украина). Сейчас «Салют» полностью освоил производство «горячей» части двигателя АИ-222-25.[35]

[править] Системы целеуказания для самолётов

До 2015 года на российских истребителях устанавливались различные варианты нашлемной системы целеуказания «Сура» разработки и производства киевского Казённого предприятия специального приборостроения «Арсенал» — «Сура-К» (на Су-30М2 и Су-27СМ/СМ3) и «Сура-М» (на МиГ-29СМТ, Су-30СМ и Су-35С).[36]

В 2015—2016 годах ОКБ «Электроавтоматика» (Санкт-Петербург) выполнило разработку нашлемной системы целеуказания для импортозамещения на самолётах Су-27СМ3, Су-30СМ и Су-35С украинских систем типа «Сура» и её модификаций.[37]

В 2016 году ОКБ «Электроавтоматика» начало поставки нашлемной системы целеуказания для самолётов оперативно-тактической авиации взамен ранее применявшихся украинских аналогов.[38]

[править] Газотурбинные судовые двигатели

Компания «Зоря — Машпроект» (Украина) до 2014 года поставляла газотурбинные двигатели для значительной части надводных кораблей в России.[39]

В том числе речь идёт о газотурбинном двигателе М90ФР максимальной мощностью 27500 л. с., а также дизель-газотурбинном агрегате М55Р для фрегатов проекта 22350. Головной проект этого проекта «Адмирал Советского Союза Горшков» был спущен на воду в 2010 году. А к 2020 году планируется построить шесть-восемь таких судов. В этом проекте «Зоря — Машпроект» производила газогенератор и редуктор, а российское НПО «Сатурн» — силовую турбину.[40]

В 2014 году компания «Зоря — Машпроект» прекратила поставки двигателей и комплектующих к ним, предназначавшихся для российских кораблей.[41]

Россия в этом сегменте ведёт работу над программой импортозамещения. Планируется организация производства аналогичных газотурбинных комплексов на российском НПО «Сатурн».[42]

По состоянию на декабрь 2015 года НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ по созданию трёх морских газотурбинных двигателей: М90ФР, Агрегат ДКВП и М-70ФРУ-Реверс.[43]

Параллельно с опытно-конструкторскими работами НПО «Сатурн» начало строительство сборочно-испытательного комплекса и стенда, на котором будут тестировать создаваемые на предприятии морские двигатели.[44]

В октябре 2016 года было сообщено, что НПО «Сатурн» завершило строительство испытательных стендов для корабельных газотурбинных энергетических установок.[45]

В январе 2018 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил: «Мы пристально смотрим за освоением производства газотурбинных двигателей, в том числе для кораблей типа фрегат, а сегодня, слава богу, мероприятия, начатые в 2014 году, завершены проведением госиспытаний и присвоением литеры газотурбинным силовым установкам, и мы сегодня практически ушли от зависимости от Украины по этим критически важным позициям.»[46]

Как сообщила 24 ноября 2020 года корпорация «Ростех», входящая в её состав «Объединённая двигателестроительная корпорация» приступила к серийным поставкам дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для фрегатов «адмиральской» серии проекта 22350. Первый агрегат отгружен на ПАО «Судостроительный завод „Северная верфь“».[47]

[править] Вентиляционное оборудование для судостроения

Рынок вентиляционного и климатического оборудования для судостроения до 2014 года был практически полностью монополизирован ПАО «Завод „Экватор“» (г. Николаев, Украина). Все без исключения суда и корабли, строившиеся в бывшем СССР, комплектовались климатическим оборудованием производства именно этого предприятия.[48]

17 апреля 2015 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил: «В целях обеспечения технологической независимости на предприятии „Мовен Нижний Новгород“ для комплектования кораблей ВМФ организовано производство вентиляционного оборудования взамен закупаемого ранее производства Украины».[49]

[править] Корабельные системы навигации

В июле 2015 года было сообщено, что Калужский завод телеграфной аппаратуры (КЗТА) холдинга «Росэлектроника» начал выпускать корабельные системы навигации, которые ранее импортировались из Украины. Система «Бриз-КМ-К», которую начал выпускать завод, предназначена для определения текущих координат, вектора путевой скорости фиксированной точки и текущего времени. Она работает со спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС, GPS и WAAS.[50]

[править] Металлургическая продукция

Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 Объединённой металлургической компании
Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 Объединённой металлургической компании

[править] Стальные трубы

Украина на протяжении многих лет являлась безусловным лидером по поставкам стальных труб в Россию.[51] Украинская группа «Интерпайп» была лидером рынка, а Харцызский трубный завод (ХТЗ) Рината Ахметова — монопольным производителем труб большого диаметра на постсоветском пространстве.[52]

Крупные инвестиции в трубную промышленность России привели к тому, что лидером рынка стал российский Выксунский металлургический завод, а ХТЗ опустился на 2-3 позицию.[53]

В 2011 году была заключена договорённость, согласно которой украинские производители трубы соглашались не превышать размеров установленной для них квоты, а власти России в ответ воздерживались от применения антидемпинговых пошлин, составляющих от 19 % до 38 %. Первоначально квота поставок украинских труб в Россию составляла 300 тыс. тонн в год. В декабре 2012 года её размер на период до 30 июня 2013 года был установлен в объёме 120 тыс. тонн. В июле 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев принял решение не продлевать действие квот на поставку украинских труб.[54]

По итогам 2013 года поставки стальных труб из Украины в Россию сократились на 35 % до 301 тыс. тонн.[55]

В январе-апреле 2014 года экспорт труб из Украины в Россию сократился на 38 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом Украина заняла 2-е место среди стран по поставкам труб в Россию.[56]

[править] Вагонное литьё

Вагонное литьё украинского производства занимало значительную долю российского рынка, на него приходилось 10 % объёма экспорта из Украины в Россию. Его поставляли «Азовмаш» и Кременчугский сталелитейный завод.[57]

Высокая доля брака в литье украинского производства стала основанием для отмены в России в 2011—2013 годах сертификатов соответствия, что резко ограничило возможности для экспорта литья в Россию.[58]

В то же время (в январе 2012 года) в России был введён в строй Тихвинский вагоностроительный завод, имеющий литейное производство мощностью 90 тыс. тонн литья в год. Кроме того, в России была осуществлена реализация ещё несколько проектов модернизации литейных мощностей.[59][60]

Прекращение экспорта в Россию привело к тому, что Кременчугский сталелитейный завод — главный производитель вагонного литья на Украине — приостановил работу с февраля 2014 года. Подавляющую часть продукции этот завод поставлял в Россию, а попытки выйти на рынки Европы и Северной Америки оказались неудачными.[61][62]

[править] Лифтовые канаты

В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту.[63] Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».[64]

[править] Пищевая продукция

[править] Мясо

По состоянию на середину 2000-х годов Россия значительно зависела от поставок украинских говядины и свинины — на 88-90 %. Затем была «торговая война» 2005 года и старт масштабной животноводческой программы. А в итоге экспортные доходы Украины от мясного бизнеса за пять лет снизились вдвое — до $119 млн.[65]

[править] Спирт

Доля украинского пищевого спирта на российском рынке в своё время составляла 98 %, а затем опустилась почти до нуля.[66]

[править] Сахар

В 2011 году Украина экспортировала в России всего две тонны сахара, хотя ещё не так давно экспорт исчислялся сотнями миллионов долларов.[67]

[править] Соль

В январе-августе 2015 года доля импортной соли в России составила 33 % против 58 % за аналогичный период предыдущего года. Перераспределение долей на рынке в пользу российских соледобытчиков, в первую очередь, обусловлено приостановкой ввоза соли производства украинской госкомпании «Артёмсоль» в конце января 2015 года.[68]

До введения запрета Украина была крупнейшим после Белоруссии поставщиком соли в Россию. Так, в 2014 году украинские предприятия поставили на рынок России 260 тыс. тонн соли, белорусские — 301 тыс. тонн. В 2015 году этот показатель по Украине резко сократился — за восемь месяцев в Россию поставлено 22,1 тыс. тонн украинской соли против 181 тыс. тонн годом ранее.[69]

[править] Ссылки

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[1]
  2. Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[2]
  3. Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[3]
  4. Девальвация и сокращение импорта с Украины ускорили экономику России. 2 июня 2014
  5. Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[4]
  6. НЭВЗ освоил производство тяговых электродвигателей для тепловозов. 25 февраля 2015
  7. Создается центр компетенции. 21 мая 2015
  8. Украинские товары России не нужны[5]
  9. «Мотор Сич» утратила монополию в ракетных двигателях
  10. Украина приостановила поставки двигателей для крылатых ракет в РФ. 13 ноября 2014
  11. Российский производитель ракет нашел замену украинским двигателям. 22 мая 2015
  12. Российский производитель ракет нашел замену украинским двигателям. 22 мая 2015
  13. «Опыт реальных боевых действий просто бесценен». Генеральный директор КТРВ Борис Обносов о том, как придумываются, производятся и продаются ракеты. 26 сентября 2016
  14. Я спросил у «Тополя»[6]
  15. КБ «Вымпел» работает над перспективной ГСН. 25 февраля 2015
  16. «Опыт реальных боевых действий просто бесценен». Генеральный директор КТРВ Борис Обносов о том, как придумываются, производятся и продаются ракеты. 26 сентября 2016
  17. [7]
  18. Россия выводит из Днепропетровска производство комплектующих для ракет. 26 августа 2014
  19. Шар-баллон докатился до Воронежа. 26 августа 2014
  20. [8]
  21. [9]
  22. [10]
  23. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[11]
  24. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[12]
  25. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[13]
  26. Вертолетные двигатели не добрались до Уфы. 10 августа 2010
  27. Дан старт инвестиционному проекту «Петербургские моторы». 6 декабря 2011
  28. Обойтись без Украины
  29. Инновации, кооперация, далее везде
  30. Рособоронэкспорт: «К 2018 году поставим на экспорт более 300 вертолетов». 21 мая 2014
  31. Обзор новых производств: октябрь 2014 г.
  32. «Вертолеты России» демонстрируют успехи импортозамещения на вертолетах Ми-8АМТШ-В. 30 октября 2014
  33. Минобороны РФ не нуждается в украинских вертолетных двигателях. 9 октября 2014
  34. Есть чем заменить. От прекращения военно-технического сотрудничества с Россией Украина потеряет гораздо больше. 17 июня 2014
  35. «САЛЮТ» освоил полный цикл производства двигателей для Як-130. 17 апреля 2015
  36. [14]
  37. [15]
  38. [16]
  39. Есть чем заменить. От прекращения военно-технического сотрудничества с Россией Украина потеряет гораздо больше. 17 июня 2014
  40. Есть чем заменить. От прекращения военно-технического сотрудничества с Россией Украина потеряет гораздо больше. 17 июня 2014
  41. НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ! 14 декабря 2015
  42. Минэкономики: В 2016 году на ПСЗ «Янтарь» могут сократить более тысячи человек. 1 октября 2015
  43. НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ! 14 декабря 2015
  44. НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ! 14 декабря 2015
  45. [17]
  46. [18]
  47. [19]
  48. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  49. Россия нашла замену западному оборудованию для армии. 17 апреля 2015
  50. [20]
  51. В этом году импорт стальных труб в Россию сократился на треть. 21 мая 2014
  52. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[21]
  53. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[22]
  54. Д.Медведев лишил Украину квот на поставку в Россию стальных труб. 16 июля 2013
  55. Кто играет на трубе. 21 апреля 2014
  56. В этом году импорт стальных труб в Россию сократился на треть. 21 мая 2014
  57. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[23]
  58. Без консервантов: чем грозит остановка Кременчугского сталелитейного завода. 19 июля 2014
  59. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[24]
  60. Вагон для своих. 12 марта 2012
  61. Без консервантов: чем грозит остановка Кременчугского сталелитейного завода. 19 июля 2014
  62. Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[25]
  63. EN 12385 (DIN 3062)
  64. «Северсталь-метиз» развивает сотрудничество с «Могилевлифтмашем»
  65. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[26]
  66. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[27]
  67. Украинские товары России не нужны. 6 апреля 2012[28]
  68. Доля импорта на рынке соли РФ упала почти вдвое из-за запрета на продукцию «Артемсоли». 3 сентября 2015
  69. Доля импорта на рынке соли РФ упала почти вдвое из-за запрета на продукцию «Артемсоли». 3 сентября 2015
Импортозамещение в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды продукции  Пищевая продукцияМеталлургическая продукцияМашиностроительная продукция (Авиационная техника, Вертолётная техника, Ракетная техника, Ракетные двигатели) • Химическая продукция (Лекарства) • Энергоносители
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Импортозамещение украинской продукцииИмпортозамещение в «Газпроме»Импортозамещение в «Транснефти»Импортозамещение в «ФСК ЕЭС»
Личные инструменты