Экспорт нефти и нефтепродуктов из России
Материал из Documentation.
Экспорт нефти и нефтепродуктов — одна из главных статей российского экспорта энергоносителей.
В 2013 году из России было экспортировано 388 млн тонн нефти и нефтепродуктов на общую сумму $283 млрд. В страны дальнего зарубежья было направлено 90 % физического объёма экспорта, в страны СНГ — 10 %.[1][2]
В 2023 году Россия экспортировала 7,5 млн баррелей в сутки нефти и нефтепродуктов (4,9 млн б/с и 2,6 млн б/с соответственно), что соответствует уровню 2022 года и на 300 тыс. б/с больше, чем в 2021 году. При этом небольшое снижение экспорта нефти (на 100 тыс. б/с) в 2023 году компенсировано эквивалентным ростом поставок нефтепродуктов (в основном мазута).[3]
Содержание |
[править] История
Доля выручки от поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж в общем объёме экспорта России возросла с 35 % в 2000 году до 52 % в 2010 году. В 2011 году отмечалось, что в результате роста международных цен и увеличения объёмов поставок за последние десять лет экспортная выручка российских нефтяных компаний увеличилась почти в шесть раз, свыше 90 % поступлений приходится на дальнее зарубежье.[4]
В 2000—2010 годах физический объём экспорта российской нефти вырос более чем в 1,7 раза с 144 до 240—260 млн тонн в год. Быстрыми темпами возрастал экспорт нефтепродуктов, увеличившись более чем в 2 раза — с 62 до 133 млн тонн, что стало результатом фискальной политики, когда при опережающем увеличении таможенной пошлины на сырую нефть были введены понижающие коэффициенты для нефтепродуктов, особенно для тёмных.[5]
В 2013 году Россия поставила абсолютный рекорд по физическому объёму экспорта нефти и нефтепродуктов.[6][7]
В 2022 году экспорт нефти и нефтепродуктов из России вырос на 4 % до 7,8 млн барр./сутки. Основной прирост пришёлся на нефть, экспорт нефтепродуктов остался на прежнем уровне.[8]
[править] Виды продукции
[править] Нефть
В 2011 году Россия экспортировала 219 млн тонн нефти общей стоимостью $172 млрд.[9] Снижение экспорта нефти вызвано рядом причин, одна из которых — рост внутренней переработки. Объём нефтяного сырья, направленного на переработку в России в 2011 году, вырос на 3,4 % (на 8,4 млн тонн) — до 257 млн тонн.[10]
Большая часть российского экспорта нефти поставляется в дальнее зарубежье. Так, в 2009 году в страны дальнего зарубежья из России было поставлено 212 млн тонн, что составило 86,1 % совокупного экспорта нефти из России за тот год. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.[11]
В организационной структуре экспорта нефти из России через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объёме экспорта нефти составила в 2009 году около 27,9 % (48,4 млн тонн), ТНК-ВР — 19,5 % (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» — 15,6 % (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ — 14,3 % (24,9 млн тонн). На эти 4 компании приходится более 77 % суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10 % (14 — 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 году в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.[12]
[править] Нефтепродукты
Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г. вырос на 8,9 % и составил 131,3 млн тонн. Доля мазута в общей структуре экспортных поставок возросла с 53 до 55 % (до 72 млн тонн). Доля дизельного топлива осталась практически неизменной, при увеличении физических объемов — 3 млн тонн. Экспорт автомобильного бензина сократился на 34 % — до 3 млн тонн.[13]
В середине 2011 года отмечалось, что в структуре экспорта нефтепродуктов из России преобладают средние и тяжёлые дистилляты — мазут и дизельное топливо, предназначенные для дальнейшей переработки в странах-реципиентах, в результате средние цены корзины экспортируемых нефтепродуктов не превышают цены сырой нефти.[14][15] Массированные инвестиции в модернизацию нефтепереработки, производящиеся в России в последние годы, приводят к постепенному повышению качества экспортируемого топлива.[16]
Около 90 % экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7 %, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4 % (с 7,79 до 5,18 млн тонн).[17]
В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.[18]
Свыше 90 % (2010 г. — 115 млн тонн) всего экспорта нефтепродуктов из России направляется на Атлантический рынок и менее 10 % (11,8 млн тонн) — на Тихоокеанский рынок, что обусловлено, прежде всего, ограниченностью перерабатывающих мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, их удаленностью от традиционных центров добычи нефти.[19]
[править] Компании
[править] Газпром нефть
«Газпром нефть» поставляет нефть на экспорт в дальнее зарубежье и страны СНГ. Поставки нефти в дальнее зарубежье и экспорт нефтепродуктов осуществляются через трейдера — дочернюю компанию Gazprom Neft Trading GmbH. Офис компании расположен в Вене (Австрия).[20]
Главными направлениями отгрузки нефти на экспорт в дальнее зарубежье являются морские порты Новороссийск, Туапсе на Черном море и порт Приморск на Балтийском море, а также Чехия и Германия по трубопроводу «Дружба».[21]
Экспорт нефтепродуктов группы «Газпром нефть» в 2011 году вырос на 1,3 % по сравнению с 2010 годом — до 15,1 млн тонн.[22]
Объём реализации нефти на экспорт в 2011 году составил в абсолютном выражении 13,1 млн тонн. Этот показатель снизился по сравнению с предыдущим годом в связи с ростом объема переработки нефти на НПЗ компании в 2011 году. В страны СНГ в 2011 году было поставлено 2,99 млн тонн нефти.[23]
«Газпром нефть» является одной из немногих российских нефтяных компаний, которая производит и с успехом реализует на зарубежных рынках дизельное топливо европейского качества (марка EN 590). Gazprom Neft Trading GmbH реализует основные объемы EN 590 во Франции, Германии и Великобритании. Кроме того, на экспорт идут мазут, нафта, бензин и другие нефтепродукты.[24]
[править] ТНК-BP
ТНК-BP в I квартале 2012 года сократила экспорт нефти на 1,6 % по сравнению с показателем в I квартале 2011 года до 62 млн баррелей. При этом выручка от экспорта нефти увеличилась на 18 % до $7,12 млрд. В страны дальнего зарубежья ТНК-BP поставила 60 млн баррелей нефти (рост на 9 %), в страны СНГ поставки нефти сократились в 4 раза до 2 млн баррелей.[25]
Экспорт нефтепродуктов ТНК-BP сократился в I квартале 2012 года на 6,5 % до 43 млн баррелей. В страны дальнего зарубежья поставлено 35 млн баррелей (сокращение на 14,6 %), в страны СНГ — 8 млн баррелей (рост на 60 %). Выручка от экспорта нефтепродуктов увеличилась на 5,7 % до $4,74 млрд.[26]
[править] Экспортные пошлины
6 сентября 1999 года Путин на встрече с руководителями ведущих нефтяных компаний и руководством РАО «Газпром» рекомендовал в течение недели рассмотреть вопрос о размере увеличения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.[27]
В марте 2000 года Путин заявил о необходимости привязки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к мировым ценам на нефть.[28]
С 2005 по 2010 год существовал налоговый режим с соотношением вывозной пошлины на светлые нефтепродукты и нефть на уровне около 70 % и с аналогичным соотношением для мазута на уровне 40 %, что создавало мощные стимулы для расширения производства продуктов нефтепереработки при одновременной консервации технического уровня отрасли. Существовавшая по факту система стимулирования производства и экспорта мазута не позволила повысить глубину переработки нефти, которая на протяжении всего десятилетия составляла около 70 %. Это идет вразрез с тенденциями развития мировой нефтепереработки, где за последние тридцать лет этот показатель вырос до 85 % в Европе и до 96 % — в США. У экспертов-макроэкономистов такая система получила название «стимулирование создания отрицательной добавленной стоимости в нефтепереработке», поскольку экспортная цена набора нефтепродуктов, экспортируемого Россией, устойчиво оказывалась ниже (за счет большой доли мазута) экспортной цены нефти.[29]
В конце августа 2011 года Путин подписал постановление правительства № 716, устанавливающее новый порядок расчёта вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Постановление было принято в рамках введения так называемой схемы «60-66», призванной стимулировать развитие нефтеперерабатывающей отрасли и увеличивать глубину нефтепереработки. Согласно этой схеме, с 1 октября 2011 года были повышены пошлины на экспорт тёмных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7 % от пошлины на нефть до 66 %. При этом экспортная пошлина на сырую нефть по схеме 60—66 была снижена, чтобы компенсировать нефтяным компаниям затраты, которые возникнут у них в связи с повышением пошлин на нефтепродукты. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65 % от разницы между этой ценой и $182 за 1 тонну ($25 за 1 баррель — цена, принятая за основную)», теперь в формуле фигурируют 60 % от разницы цен. Согласно постановлению № 716, с 1 января 2015 года пошлина на тёмные нефтепродукты увеличится до 100 % от пошлины на сырую нефть, пошлина на светлые не изменится.[30][31][32][33]
После введения режима «60-66» соотношение эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов заметно изменилось в том направлении, как задумывали авторы реформы. При этом резкое снижение эффективности экспорта мазута случилось в начале 2012 года, а начиная с IV квартала 2011 года «экспортный набор» нефтепродуктов стал приносить меньшую прибыль, чем экспорт сырой нефти.[34]
[править] Транспортировка
24 июля 2007 года министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что Россия перестанет использовать иностранные порты для экспорта энергоносителей. «Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из нее грузы через свои порты. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы», сказал Левитин. В министерстве транспорта пояснили, что под «стратегическими грузами» Левитин имел в виду только нефть и нефтепродукты. Причина отказа от транзита стратегических грузов через порты Украины и стран Балтии — «возвращение перевалки внешнеторговых грузов через российские порты, которая была потеряна после распада Советского Союза».[35]
В середине 2007 года отмечалось, что на перевалке каждой тонны обработанной нефти и нефтепродуктов украинский порт получает около $2,5. При отказе России от этой практики его убытки могут составить около $16,8 млн. Стоимость перевалки нефтепродуктов в прибалтийских портах составляет $4 за тонну, и общий объём потерь стран Прибалтики от прекращения поставок из России превысит $95,2 млн. Столько же потеряют балтийские железнодорожные компании.[36]
В 2011 году отмечалось, что за последние 10 лет одной из основных особенностей экспортной политики РФ в области поставок нефти и нефтепродуктов стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Прибалтики и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба». Были полностью прекращены поставки жидких углеводородов за рубеж через порты — Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва). В 2005—2010 гг. сократился экспорт сырья по нефтепроводной системе «Дружба» — с 70 млн тонн до 53 млн тонн. В 2010 г. в три раза сократился объем перевалки через порт Южный (Украина), а в 2011 г. поставки российской нефти через этот порт не велись.[37]
В 2011 году отмечалось, что за последние 10 лет был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит, прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платёжеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).[38]
Нарастить экспорт нефти в Европу, минуя транзитные страны, позволил ввод в эксплуатацию первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-1), включающей нефтепровод «Ярославль — Приморск» и перевалочный комплекс в морском порту Приморска. Поставки нефти были начаты в 2001 г., а в 2007 г. система вышла на проектную мощность 70 млн тонн. В 2011 г. введена в эксплуатацию вторая очередь БТС (БТС-2). В систему входит нефтепровод «Унеча — Усть-Луга» и спецморнефтепорт в Усть-Луге, что позволило дополнительно нарастить объемы поставок на 40 млн тонн.[39]
[править] Импортёры
По итогам 2023 года Россия нарастила долю экспорта нефти в дружественные страны до 86 %, нефтепродуктов — до 84 %.[40]
В 2023 году основными импортёрами нефти и нефтепродуктов из России были Китай (2,3 млн баррелей в день), Индия (1,9 млн), Турция (0,7 млн) и Евросоюз (0,6 млн).[41]
[править] Азиатско-Тихоокеанский регион
В 2023 году основными покупателями российской нефти стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2023 году в страны АТР было поставлено более 80 % российской нефти и более 35 % нефтепродуктов.[42]
[править] Ссылки
[править] Рунет
- Анализ факторов, влияющих на эффективность экспорта нефти и нефтепродуктов из России
- Экспорт сырой нефти или экспорт нефтепродуктов: что выгоднее?
- Статистика
- Экспорт нефти и нефтепродуктов // «Нефтегазовая Вертикаль», № 5/2010
- Носов Б. А., Куликов Н. В. Проблемы транспортировки нефти и нефтепродуктов
- Россия на мировых рынках нефти и нефтепродуктов
- Статистический учет экспорта нефти в 1998—2002 гг.
- Суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов в 2007 г. достиг исторического максимума
[править] Прочее
- Average Russian oil exports by country and region, 2021—2023[43]
- Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и перспективы развития[43]
[править] Примечания
- ↑ Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
- ↑ Экспорт Российской Федерации нефтепродуктов за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
- ↑ [1]
- ↑ [2][3]
- ↑ [4][5]
- ↑ Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
- ↑ Экспорт Российской Федерации нефтепродуктов за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
- ↑ [6]
- ↑ РФ в 2011 г снизила экспорт нефти в дальнее зарубежье на 4,3 %[7]
- ↑ Нефтепорты вылетели в трубу[8]
- ↑ [9][10]
- ↑ [11][12]
- ↑ [13][14]
- ↑ [15][16]
- ↑ [17][18]
- ↑ Замедление экономического роста в России приводит к увеличению потока дизельного топлива в Европу, а это может привести к новому витку закрытия нефтеперерабатывающих заводов
- ↑ [19][20]
- ↑ [21][22]
- ↑ [23][24]
- ↑ Экспорт нефти и нефтепродуктов[25]
- ↑ Экспорт нефти и нефтепродуктов[26]
- ↑ Экспорт нефти и нефтепродуктов[27]
- ↑ Экспорт нефти и нефтепродуктов[28]
- ↑ Экспорт нефти и нефтепродуктов[29]
- ↑ ТНК-ВР сократила экспорт нефти и нефтепродуктов
- ↑ ТНК-ВР сократила экспорт нефти и нефтепродуктов
- ↑ [30]
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc-rss/1639372
- ↑ Нефтяников могут ждать новые перемены[31]
- ↑ Принуждение к крекингу[32]
- ↑ Бюджет подогреется мазутом
- ↑ Оценка налогообложения по системе «60-66»
- ↑ Экономисты предлагают ликвидировать в России нефтепереработку
- ↑ Нефтяников могут ждать новые перемены[33]
- ↑ Россия отказывается от экспорта нефти и нефтепродуктов через украинские порты
- ↑ Россия отказывается от экспорта нефти и нефтепродуктов через украинские порты
- ↑ [34][35]
- ↑ [36][37]
- ↑ [38][39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ Объёмы экспорта нефти и нефтепродуктов из России