Ростово-Суздальская земля
Материал из Documentation.
Ростово-Суздальская земля — историко-географическое образование в Древней Руси.[1]
Ростово-Суздальская земля была расположена в северной части волжского бассейна.[2]
Содержание |
[править] Население
Ядром населения Ростово-Суздальской земли стали славяне, расселившиеся в этом крае в третьей четверти I тыс. н. э., первоначальный племенной этноним которых не засвидетельствован летописями. Исследователь А. Е. Леонтьев достаточно определённо показал, что культура междуречья Волги и Клязьмы второй половины I тыс. н. э. формировалась не на местной основе, а была результатом миграции в этот регион нового населения. Однако вопрос о происхождении последнего остался нерешенным. Расселение в этих землях пришлого населения фиксируется многими фактами, среди которых наибольший интерес представляют находки браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами VI—VII веков. Для древнего и средневекового финно-угорского мира, не затронутого славянским влиянием, ношение височных колец было абсолютно не свойственно. Есть все основания полагать, что население, в состав женских украшений которого входили браслетообразные височные кольца, было славянским. В последующие столетия они становятся характерным украшением одной из восточнославянских племенных группировок и остаются в употреблении вплоть до XIII века включительно.[3]
С миграцией носителей браслетообразных височных колец в междуречье Волги и Клязьмы происходят принципиальные изменения в системе расселения. Замирает жизнь на большинстве приуроченных к пойменным лугам городищ, которые были характерны для местного финноязычного населения. Им на смену приходят неукрепленные поселения более крупных размеров, основная масса которых уже тяготела к участкам наиболее плодородных почв. Возрастает численность и плотность населения. Ведущую роль в экономике теперь стало играть земледелие. Эта система расселения сохранялась в Ростовской земле неизменной и в древнерусское время.[4]
Славянские переселенцы вместе с местными финноязычными племенами Волго-Клязьминского междуречья создали культуру второй половины I тысячелетия н. э., которая обстоятельно была описана А. Е. Леонтьевым как мерянская. Такое название культуры, может быть, и оправданно — русские летописи фиксируют, что первыми жителями была «в Ростове меря», «…а на Ростовьскомъ озере меря, а на Клещине озере меря же». Весьма вероятно, что в период становления Древнерусского государства население Ростовского края называлось мерей. Этноним проживавшего на этой территории поволжско-финского племени, как это нередко наблюдается в древней истории, был перенесён и на пришлое население. Меря называется среди участников похода Олега на Киев в 882 г. и похода 907 г. на Константинополь. Это были уже не собственно поволжские финны, а славянское население Ростовской земли, сформировавшееся в условиях славяно-мерянского симбиоза. В числе городов, которые должны были получить «уклады» после похода 907 г., назван Ростов, основанный и заселённый, судя по археологическим раскопкам, славянами.[5]
Мысль об особом славянском племени, заселившем Ростово-Суздальский край, не является новой в научной литературе. В середине XX века Б. М. Ляпунов и Ф. П. Филин, разрабатывая проблему диалектного членения восточнославянского ареала, высказывали предположение о том, что Ростово-Суздальская земля была освоена особым славянским племе¬нем, название которого до нас не дошло, а владимиро-суздальские говоры ведут свое начало от диалекта этого племени. Новейшие изыскания в области акцентологических диалектизмов в славянских языках показали, что территория Ростово-Суздальского края принадлежит к отдельной четвертой группе, восходящей к первичному диалектному членению праславянского языка. «Диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носителей этого диалекта представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян». Диалект четвёртой акцентологической группы территориально соответствует «мерянской» группировке славян — носителям браслетообразных незавязанных височных колец. Ее ранний отрыв от основной массы праславянства по археологическим данным вполне очевиден.[6]
Расселение в Ростово-Суздальской земле словен новгородских и кривичей смоленских, фиксируемое курганными материалами X—XII веках, принадлежит ко второй крупной волне миграции, которая, по-видимому, существенно не изменила этнографический облик края.[7]
[править] Территория
Карта распространения браслетообразных незавязанных височных колец XI—XIII вв. достаточно определенно свидетельствует о том, что основу населения Ростово-Суздальской земли составили славяне — носители этих украшений. Западная граница этой земли, устанавливаемая по историческим данным, является этнографическим рубежом рассматриваемого образования восточного славянства. Отдельные находки браслетообразных незавязанных колец, изолированно фиксируемые в некоторых регионах Новгородской земли, в частности на Мологе и Ижорском плато, отражают проникновение небольших групп волго-клязьминских славян на территорию, уже освоенную словенами новгородскими.[8]
Близка к этнографической и южная историческая граница Ростово-Суздальской земли. Археологические материалы позволяют несколько скорректировать последнюю. Так, поречье реки Москвы, по-видимому, целиком следует включить в Ростово-Суздальскую землю, поскольку первыми славянскими насельниками были здесь племена — носители браслетообразных незамкнутых височных колец. То место в среднем течении р. Москвы, где был основан город с таким же названием, судя по данным археологии было территорией, первоначально освоенной той же славянской группировкой. Укрепление Москвы Юрием Долгоруким следует рассматривать как создание форпоста на южных рубежах Ростово-Суздальской земли, а не как первый шаг к захвату восточных провинций Смоленской земли, как полагали некоторые историки. Только в XI—XII вв. в левобережную часть бассейна верхнего течения р. Москвы проникают смоленские кривичи. Только с этого времени Северное Москворечье оказывается в племенном отношении смешанным — меряно-кривичским. Здесь находилась упомянутая в грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича самая восточная волость Смоленского княжества XII в. — Искона, явно получившая название от р. Исконы (бассейн Рузы). Очевидно, это результат политического присоединения смоленскими князьями небольшой части территории Ростовской земли.[9]
Далее в восточном направлении южная этнографическая граница ростово-суздальских славян проходила по р. Клязьме. Проведение исторической границы земли по правобережью этой реки представляется достаточно оправданным.[10]
Первыми славянами в Белозёрье были носители браслетообразных незавязанных височных колец, а не переселенцы из Новгородской земли. Поэтому вхождение этого края в Ростово-Суздальскую землю представляется абсолютно закономерным. Восточная историческая граница этой земли неопределенна: области, принадлежащие черемисе и мордве, постепенно оказывались в сфере интересов ростово-суздальских князей. Этнографическая территория носителей браслетообразных незавязанных височных колец на востоке достигала Костромского Поволжья и р. Тезы — левого притока Клязьмы.[11]
[править] История
Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли был Юрий Долгорукий.[12]
[править] Ростов
Археологические работы в Ростове показали, что основателями его были славяне. С середины X века культура и быт города носят явно славянский облик. Название города кажется прозрачно славянским. Селение, предшествующее городу, характеризуется древностями, типичными для культуры последних веков I тыс. н. э. этого региона.[13]
[править] Примечания
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ История Москвы и проблемы москвоведения: в 2 кн. — Кн. 1 / Сигурд Шмидт. — М.: Книжница: Русский путь, 2013
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ История Москвы и проблемы москвоведения: в 2 кн. — Кн. 1 / Сигурд Шмидт. — М.: Книжница: Русский путь, 2013
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999