Электропоезда в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды

[править] Высокоскоростные электропоезда

В 2019 году АО «Синара — Транспортные Машины» и ОАО «РЖД» создали совместный Инжиниринговый центр по проектированию высокоскоростного электропоезда (г. Москва).[1]

В начале ноября 2021 года Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (совместное предприятие АО «РЖД» и «Синара — Транспортные машины») подписал контракт с представителями компании Siemens на разработку и производство высокоскоростного электропоезда для российских железнодорожных магистралей.[2]

[править] Двухэтажные электропоезда

По состоянию на август 2023 года «Трансмашхолдинг» вёл разработку нового двухэтажного электропоезда дальнего следования.[3]

[править] Модели

[править] Иволга

«Иволгу» спроектировали на Тверском вагоностроительном заводе.[4]

В сентябре 2018 года АО «Тверской вагоностроительный завод» получило сертификат соответствия на городские электропоезда постоянного тока ЭГ2Тв «Иволга» нового исполнения и запустило серийное производство данного подвижного состава. В октябре 2018 года компания подписала с АО «ЦППК» контракт на поставку в общей сложности 39 электропоездов данной серии, в том числе 24 поезда в 6-вагонной составности и 15 — в 7-вагонной.[5]

«Иволги» с конца 2019 года стали курсировать на Московских центральных диаметрах (МЦД).[6]

По оценкам ТМХ, в 2019 году поставщики ТВЗ произвели для выпуска «Иволги» комплектующие на сумму 15,3 миллиарда рублей.[7]

По состоянию на апрель 2021 года «Трансмашхолдинг» работал над концептом следующей модификации поезда «Иволга» — «Иволгой 3.0».[8]

В середине июня 2023 года железнодорожники совместно с компанией-перевозчиком «ЦППК» начали обкатку новых составов ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» на радиальных направлениях будущих линий МЦД. Первая тестовая поездка состоялась 17 июня 2023 года в действующем графике движения от Раменского до Казанского вокзала и обратно. В ходе рейсов анализировались параметры работы автоматики и телемеханики, энергоснабжения, а также скорость движения на участках и габариты приближения к платформам. Позднее аналогичные поездки состоялись на Горьковском и Киевском (22 июня 2023 года) направлениях будущего МЦД-4 и Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги.[9]

В августе 2023 года было сообщено, что «Трансмашхолдинг» представил на Международном железнодорожном салоне техники и технологий в Санкт-Петербурге скоростной поезд «Иволга 4.0». Главным отличием от предыдущих версий поезда стало увеличение количества дверей до трёх во всех вагонах, кроме головных.[10]

[править] Ласточка

Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

30 мая 2012 года — презентация в Сочи электропоезда «Ласточка».[11]

2013 год — Начало пассажирской эксплуатации электропоездов «Ласточка».[12]

11 ноября 2013 года. Запуск российского производственного комплекса электропоезда «Ласточка» с участием Президента России В. В. Путина.[13]

30 мая 2014 года. Выпуск первого уральского скоростного электропоезда «Ласточка» ЭС2Г.[14]

1 октября 2014 года. Выпуск на «Уральских локомотивах» первого комплекта тележек собственного производства для скоростных электропоездов.[15]

30 декабря 2014 года. «Уральскими локомотивами» получен сертификат соответствия РСФЖТ на серийное производство электропоезда «Ласточка» (ЭС2Г).[16]

1 апреля 2015 года. «Уральскими локомотивами» получен сертификат соответствия РСФЖТ на серийное производство тележек для скоростных электропоездов «Ласточка» (ЭС2Г).[17]

9 июля 2015 года. Начало производства новой модификации электропоезда «Ласточка-Премиум».[18]

2 сентября 2015 года. Подписание договора между заводом «Уральские локомотивы» и МТЗ «Трансмаш» о разработке и поставке первой отечественной тормозной системы для скоростных электропоездов серии ЭС2Г.[19]

1 октября 2015 года. Скоростной электропоезд «Ласточка» ЭС2Г начал перевозить пассажиров на регулярных рейсах на участке Москва — Крюково — Тверь Октябрьской железной дороги.[20]

5 ноября 2015 года. «Ласточки» ЭС2Г начали работу на пригородных маршрутах Свердловской области до Нижнего Тагила и Каменска-Уральского.[21]

2015 год — Сервисный контракт на обслуживание поездов «Ласточка» сроком на 40 лет.[22]

12 апреля 2016 года. Отправлен на сертификационные и приемочные испытания первый электропоезд модификации «Премиум» ЭС2ГП № 001.[23]

10 сентября 2016 года. 33 электропоезда «Ласточка» серии ЭС2Г начали работу на Московском центральном кольце.[24]

11 ноября 2016 года. Получены сертификаты соответствия техническому регламенту Таможенного союза на электропоезда ЭС2Г с высоким содержанием российских компонентов и систем: системы управления верхнего уровня, тормозной системы, системы кондиционирования и видеонаблюдения.[25]

2 июня 2017 года Федеральная пассажирская компания, Группа Синара и Сименс АГ подписали соглашение о намерениях по заключению договора на изготовление электропоездов «Ласточка» дальнего следования.[26]

30 августа 2017 года на VI Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО-1520» состоялась торжественная презентация нового межрегионального электропоезда «Ласточка-Премиум» (серии ЭС2ГП) производства завода «Уральские локомотивы».[27]

30 августа 2017 года электропоезда «Ласточка» от завода «Уральские локомотивы» отправились по маршрутам Ленинградской области в направлении Санкт-Петербург Выборг, а с 1 декабря 2017 года — до Ораниенбаумама и Сестрорецка.[28]

В декабре 2017 года отмечалось, что вместе с контрактом на обслуживание стоимость одного электропоезда «Ласточка» приближается к 1 млрд рублей.[29]

«Ласточки» по укороченному маршруту до Вязьмы в дополнение к смоленским поездам были запущены с 10 декабря 2017 года.[30]

В 2017 году предприятие «Уральские локомотивы» выпустило 35 скоростных пятивагонных электропоездов «Ласточка».[31]

ОАО «Российские железные дороги» проводит исследования и испытания беспилотных систем на «Ласточках» с 2017 года.[32]

13 марта 2018 года «Ласточки-Премиум» повышенной комфортности соединили Москву и Иваново.[33]

31 мая 2018 года скоростные электропоезда «Ласточка» производства завода «Уральские локомотивы» запущены в регулярные рейсы по Калининградской области: от Калининграда до Зеленоградска и Светлогорска.[34]

4 августа 2018 года электропоезд «Ласточка-Премиум» (ЭС2ГП) производства завода «Уральские локомотивы» совершил первый рейс от Санкт-Петербурга до Пскова.[35]

Октябрь 2018 года. Завод «Уральские локомотивы» получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза на скоростной электропоезд «Ласточка» (ЭС2Г) модификации «Стандарт» переменной составности, что даёт возможность увеличить количество вагонов поезда на МЦК и на других столичных маршрутах до 7 единиц, а на пригородных направлениях до 12.[36]

1 ноября 2018 года скоростные электропоезда «Ласточка» ЭС2Г производства завода «Уральские локомотивы» отправились в первый регулярный рейс по пригородным маршрутам Пермского края.[37]

28 декабря 2018 года скоростной 10-вагонный электропоезд «Ласточка» ЭС2Г передан РЖД.[38]

В начале 2019 года завод «Уральские локомотивы» выпустил первые «Ласточки» ЭС2Г в семивагонном исполнении.[39]

В марте 2019 года ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Уральские локомотивы» подписали соглашение о расширении парка пассажирских поездов холдинга «РЖД» за счет инновационных электропоездов нового поколения, имеющих двухуровневую компоновку.[40]

В начале августа 2019 года скоростной электропоезд «Ласточка» ЭС2ГП (комплектации «Премиум») отправился по новому маршруту: Москва — Белгород.[41]

В конце августа 2019 года в рамках Международного железнодорожного салона «PRO//Движение. Экспо» состоялась демонстрационная поездка электропоезда «Ласточка», оборудованного системой «машинного зрения».[42]

С 1 ноября 2019 года «Ласточка» (серия ЭС1П) с вагонами «эконом» и «бизнес-класса» начал курсировать от Москвы до Смоленска.[43]

С 21 ноября 2019 года интервал движения «Ласточек» на МЦК сократился до 4 минут в часы пик, а в остальное время — до 8 минут. Ранее интервал движения «Ласточек» составлял 5 и 10 минут соответственно.[44]

С 8 декабря 2019 года ежедневно на линии Санкт-Петербург — Москва курсируют электропоезда «Ласточка».[45]

С 30 декабря 2019 года «Ласточки» соединили Анапу и Краснодар.[46]

В конце 2019 года введен в эксплуатацию уникальный автоматизированный комплекс контроля геометрических параметров осей колесных пар для локомотивов и электропоездов «Ласточка», благодаря чему завод стал первым машиностроительным предприятием в России, которое использует технологии контроля качества осей колесных пар непосредственно в процессе выпуска подвижного состава.[47]

С 26 мая 2020 года, после выхода на линию двух десятивагонных составов ЭС2Г «Ласточка», составами класса «Комфорт» стали обслуживаться все рейсы электричек Москва — Клин и более 90 % рейсов Москва — Крюково.[48]

По состоянию на сентябрь 2020 года «Ласточки» эксплуатировались в 21 регионе России.[49]

В сентябре 2020 года в холдинге РЖД прошло заседание совета по внедрению системы управления «Ласточками» в автоматическом режиме.[50]

По состоянию на октябрь 2020 года «Ласточки» эксплуатировались в 22 регионах России от Калининграда на западе до Екатеринбурга на востоке.[51]

В апреле 2021 года было сообщено, что специалисты завода «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы Синара и компании «Сименс») разработали новую модификацию скоростного электропоезда «Ласточка». Состав спроектирован на базе двухсистемного поезда ЭС1П, предназначенного для межрегиональных перевозок пассажиров на расстояние до 700 км. Одно из ключевых изменений в конфигурации электропоезда, предложенное конструкторами, — это новые промежуточные моторные вагоны в центре состава. Благодаря им пассажиры могут свободно перемещаться по всей длине поезда — ранее на наиболее загруженных маршрутах применялась сцепка двух пятивагонных «Ласточек», сквозное перемещение между которыми было невозможно. Кроме того, моторные вагоны поддерживают необходимую поезду силу тяги.[52]

По состоянию на июнь 2023 года в России на сети «РЖД» курсировали около 1,2-1,3 тыс. вагонов «Ласточек» 28 разных модификаций.[53]

В дополнение ко всем уже ранее назначенным поездам в июне 2023 года были запущены ещё и «Ласточки» из Сочи в Гагру.[54]

30 июня 2023 года было сообщено, что завод «Уральские локомотивы» (входит в «Синара — транспортные машины») впервые построил электропоезд «Ласточка» полностью из российских деталей.[55]

В июле 2023 года заместитель гендиректора «РЖД» Дмитрий Пегов заявил: «Изначально, когда производили „Ласточку“ ещё вместе с Siemens, существовала очень большая потребность в отдельном типе этого поезда переменного тока с возможностью высадки на низкие платформы, которые очень распространены за Уралом. Поэтому мы поставили задачу „Уральским локомотивам“ разработать поезд для эксплуатации на востоке России. При этом пассажиры, которые будут ездить в этих поездах, не должны платить за функционал, который не нужен. То есть за схему постоянного тока. Мы предложили заводу сделать „Ласточку“ для Восточной части России. Так и появилось рабочее название „Восток“. После ухода компании Siemens из российского проекта завод „Уральские локомотивы“ стал самостоятельно дальше разрабатывать этот поезд. Поскольку производство выпускаемых совместно с Siemens „Ласточек“ (назовем их 1.0), по сути дела, прекратилось, было решено не ограничиваться „Ласточкой“ только для Востока, а сделать полностью свою собственную. Теперь у нас будет „Ласточка“, которая на 100 % с запчастями из России и сделана в России. Я бы, всё-таки, применял слово „Восток“ к той первой задумке. А эту новую пока будем называть „Ласточка 2.0“. <…> Уровень локализации отечественных скоростных поездов „Ласточка“ порядка 90 % и говорить о каком-либо существенном дефиците комплектующих для производства поездов не приходится.»[56]

[править] Сапсан

17 декабря 2009 года в первый коммерческий рейс с пассажирами между Москвой и Санкт-Петербургом отправился новый скоростной поезд — Siemens Velaro Rus («Сапсан»).[57]

9 июля 2015 года. Подписан меморандум о выпуске вагонов для высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Документ предусматривает изготовление заводом «Уральские локомотивы» дополнительных вагонов, которые будут включены в действующие составы на магистралях РЖД.[58]

Договор на поставку 13 новых десятивагонных «Сапсанов» РЖД подписали в 2019 году.[59]

В 2019 году услугами поездов «Сапсан» воспользовались почти 5,7 млн пассажиров, что на 4 % больше, чем в 2018 году.[60]

По состоянию на август 2021 года пассажиров перевозят 16 поездов «Сапсан».[61]

Первый поезд третьей партии поездов «Сапсан», предназначенных для России, 9 августа 2021 года прибыл на терминал «Петролеспорт» в Санкт-Петербурге.[62]

В июле 2023 года заместитель гендиректора «РЖД» Дмитрий Пегов заявил: «Срок службы „Сапсанов“ — 30 лет. <…> Менять мы должны только расходники: колесные пары, цельнонакатанные колеса, некоторые комплектующие от токоприёмника, масла, смазки и подшипники. Но, во-первых, запас этих элементов на первую партию был вперед чуть ли не на 30 лет. Они лежали на складах, ими мы сейчас и пользуемся. Мы эксплуатируем поезда, обеспечиваем их безопасность и надежность. При этом понимаем, какие узлы через какое-то время потребуют дополнительного внимания. Все они находятся в процессе локализации. Уже локализовано примерно 60-70 % этих узлов. То есть мы можем в любой момент российские комплектующие поставить. Причём, их выпускает не один, а нескольких наших производителей. Например, сейчас проходят сертификацию подшипники. <…> Сейчас [для Сапсанов] локализуются даже тяговые двигатели. Причём это как бы про запас. В принципе тяговые двигатели не должны выходить из строя, но мы считаем: пусть у нас в запасе будут. Плюс будет компетенция, которую потом можно применить на нашем новом скоростном поезде.»[63]

[править] Сапсан-2

В конце 2020 года ООО «Уральские локомотивы» — совместное предприятие Siemens и российской Группы Синара — подписало рамочное соглашение на поставку 42 новых высокоскоростных поездов для ОАО «РЖД».[64]

[править] ЭД4М

В декабре 2019 года было сообщено, что «Демиховский машиностроительный завод» заключил договор с АО «Центральная ППК» на капитальный ремонт 94 вагонов электропоездов модели ЭД4М.[65]

[править] ЭД9Э

В 2011 году парк электропоездов СКЖД пополнился электропоездом новой серии ЭД9Э (энергосберегающий).[66]

[править] ЭП2Д

Электропоезд ЭП2Д
Электропоезд ЭП2Д

Поезд модели ЭП2Д впервые презентован в январе 2016 года в Москве.[67]

В 2016 году «Демиховский машиностроительный завод» начал производство электропоездов ЭП2Д.[68]

АО «Центральная ППК» закупает ЭП2Д с 2016 года.[69]

«Северо-Западная пригородная пассажирская компания» в 2016 году купила всего четыре состава ЭП2Д по восемь вагонов с головным моторным.[70]

В 2016 году электропоезд ЭП2Д стал лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

В декабре 2017 года отмечалось, что «Демиховский машиностроительный завод» предлагает рынку электричку ЭП2Д, причём её цена самая низкая среди аналогичных поездов — 500 млн рублей за 11-вагонный состав.[71]

С 1 мая 2020 года четырёхвагонный электропоезд серии ЭП2Д с 306 местами для сидения начал работать на участках Белгород — Ржава и Белгород — Наумовка.[72]

В мае 2021 года было сообщено, что Трансмашхолдинг передал Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) шесть электропоездов модели ЭП2Д производства Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг»).[73]

В 2022 году «ЦППК» выпустила на Рязанское направление десять составов ЭП2Д, а в начале 2023 года — ещё 12, из них два поезда впервые поехали в направлении Голутвина в мае 2023 года.[74]

[править] ЭП2ДМ

23 января 2023 года было сообщено, что первый электропоезд новой модели ЭП2ДМ отправился на приёмо-сдаточные испытания.[75]

[править] ЭП2Тв

«ТВЗ» в августе 2017 года представил полноразмерный макет вагона электропоезда ЭП2Тв на «Экспо 1520» в Щербинке.[76]

[править] ЭП3Д

Электропоезда ЭП3Д с 2016 года производит «Демиховский машиностроительный завод».[77]

В августе 2019 года было сообщено, что в Саратовский регион Приволжской железной дороги поступили четыре электропоезда серии ЭП3Д.[78]

В конце апреля 2021 года «Трансмашхолдинг» заключил договор на поставку восьми электропоездов переменного тока ЭП3Д производства Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ, входит в состав ТМХ) ОАО «Российские железные дороги».[79]

5 июня 2023 года пресс-служба «ДМЗ» объявила о том, что электропоезд переменного тока ЭП3Д успешно прошёл ресертификацию. При подготовке к ресертификации и оставшиеся на ЭП3Д узлы и детали зарубежного производства заменили на российские аналоги. Сертификационные испытания проводились на экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке, на территории «ДМЗ» и на Горьковской железной дороге. Подвижной состав прошёл проверку по более чем 120 показателям. Среди них — параметры тормозной системы, электрической защиты, микроклимата, безопасности и пожаротушения, прочность кузова и оценка условий для маломобильных пассажиров.[80]

1 июля 2023 года отмечалось: «За восемь лет реализовано 85 электропоездов [ЭП3Д] четырёх-, шести- и восьмивагонной составности. Они эксплуатируются на Северо-Кавказской, Дальневосточной, Приволжской, Красноярской, Горьковской, Юго-Восточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской железных дорогах и в Республике Казахстан.»[81]

8 электропоездов серии ЭП3Д поступило на СКЖД в 2023 году, все они по состоянию на январь 2024 года эксплуатировались в Ростовской области.[82]

[править] ЭС104 «Восток»

По состоянию на ноябрь 2022 года на базе электропоезда ЭС2Г «Ласточка» разрабатывалась новая серия электропоездов ЭС104 «Восток» с российским тяговым приводом, новым типом тележки, обновлённым интерьером и адаптации компоновки мест под межрегиональное сообщение.[83]

16 ноября 2023 года было сообщено, что межведомственная комиссия завершила приёмку нового импортозамещённого электропоезда «Ласточка» ЭС104. Комиссия подтвердила соответствие поезда требованиям технического задания, также была определена установочная серия – 60 электропоездов и установлен период подконтрольной эксплуатации – один год.[84]

[править] ЭС106-Д

Для работы на Московском центральном кольце, инфраструктурные особенности которого не позволяют значительно увеличивать длину подвижного состава, по состоянию на ноябрь 2022 года разрабатывался двухэтажный электропоезд серии ЭС106-Д с системами машинного зрения, прескриптивной диагностики и автоматического управления с IV уровнем автоматизации.[85]

[править] Компании-производители

[править] ТМХ

В 2010—2016 годах «ТМХ» поставил «РЖД» около 2000 штук вагонов электропоездов.[86]

[править] Уральские локомотивы

20 октября 2020 года на заводе «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма Свердловской области) в торжественной обстановке началось строительство первого в России производственного комплекса для выпуска высокоскоростных электропоездов (эксплуатируются на высокоскоростных магистралях, ВСМ, конструкционная скорость до 360 км/ч). В запуске строительства приняли участие Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский, президент «Сименс» в России Александр Либеров и другие официальные лица.[87]

20 октября 2020 года было подписано соглашение о намерениях между ОАО «Российские железные дороги», Группой Синара, компанией «Сименс Мобилити» и ООО «Уральские локомотивы». Документ был подписан в присутствии Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Подписи под соглашением поставили Дмитрий Пегов, Дмитрий Пумпянский, Александр Либеров и генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи. Соглашение предусматривает заключение в 2021 году договора между Российскими железными дорогами и «Уральскими локомотивами» на поставку и обслуживание на протяжении жизненного цикла 42 электропоездов.[88]

[править] ЦППК

Количество электропоездов в парке ЦППК в 2019 году выросло на 11 %, до 482 единиц.[89]

В сентябре 2021 года было сообщено, что ЦППК объявила тендер на закупку более тысячи вагонов электропоездов и сервисных услуг для них за 395 млрд рублей.[90]

[править] РЖД

В апреле 2022 года наблюдался значительный скачок поставок новых вагонов электропоездов на сеть ОАО РЖД относительно апреля 2021 года — на 80 %.[91]

[править] Ремонт

С 2018 года Демиховский машиностроительный завод производит капитальный ремонт вагонов электропоездов собственного производства.[92]

[править] Техническое обслуживание

Техобслуживанием «Ласточек» и «Сапсанов» с лета 2022 года занимается российская компания — «внучка» «РЖД».[93]

[править] РЭКС

ДМЗ начал производить электропоезда для проекта «РЭКС» в 2011 году. По состоянию на ноябрь 2019 года было изготовлено 19 фирменных электропоездов ЭД4М с обновлённым интерьером и два электропоезда ЭП2Д.[94]

[править] Красноярская железная дорога

В августе 2021 года отмечалось: «За последние 6 лет на маршруты Красноярской магистрали вышло 4 электропоезда нового поколения серии ЭД9Э и 7 электропоездов ЭП3Д. Таким образом, обновлено более 30 % моторвагонного парка КрасЖД.»[95]

Личные инструменты