Ласточка (поезд)
Материал из Documentation.
«Ласточка» (Desiro RUS) — электропоезд. Эксплуатируется на российских железных дорогах. С 2014 года выпускается на заводе «Уральские локомотивы» (город Верхняя Пышма, Свердловская область) по лицензии германской компании Siemens, уровень локализации составляет свыше 80 %.
[править] Варианты поездов
За всю историю электропоездов Desiro RUS созданы составы двух основных версий:[1]
- ЭС1 — электропоезд двухсистемного питания постоянным током 3 кВ и переменным током 25 кВ 50 Гц. Имеет два варианта салона:
- пригородно-регионального исполнения 3 класса (составы с номерами 001—045);
- межрегионального исполнения повышенной комфортности 1 и 2 классов (составы с номерами 046—054).
- ЭС2Г — электропоезд постоянного тока 3 кВ. Имеет три варианта салона:
- пригородно-городского исполнения (составы с номерами 001—044);
- городского исполнения с уменьшенным числом сидячих мест и салонными поручнями (составы с номерами 045 и выше);
- межрегионального исполнения повышенной комфортности, с салонами 1, 2 и 3 класса (составы серии ЭС2ГП).
[править] Ласточка-Премиум
«Ласточка-Премиум» (ЭС2ГП) — первый российский электропоезд, предназначенный для комфортного перемещения пассажиров на расстояния до 400—500 км. От пригородных модификаций ЭС2Г поезда повышенной комфортности «Ласточки-Премиум» отличаются оснащением салона — в новом поезде предусмотрены места в вагонах разной классности.[2]
[править] Нумерация и маркировка электропоезда
Маркировка поездов «Ласточка» включает тип поезда (ЭС1, ЭС2Г или ЭС2ГП, где ЭС означает «Электропоезд Сименс») и три цифры номера; как ЭС1, так и ЭС2Г, и ЭС2ГП ведут счёт от № 001, то есть нумерация составов у каждой серии своя. Вагоны также нумеруются по распространённой в РЖД системе, где после номера состава следуют две цифры номера вагона. Поскольку композиция поездов «Ласточка» отличается от композиций советских и российских поездов, появились некоторые отличия по распределению номеров вагонов внутри состава.[3]
[править] Производство
Поезда «Ласточка» производятся на ООО «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область). Завод является совместным предприятием российской машиностроительной группы «Синара» и немецкого концерна Siemens AG.[4]
[править] История
[править] Разработка одноэтажных поездов
В 2009 году АО «Российские железные дороги» заказало компании Siemens разработку пригородного двухсистемного электропоезда, адаптированного к условиям России.[5]
[править] Закупка поездов у Siemens
29 декабря 2009 года АО «Российские железные дороги» подписало контракт с немецкой компанией Siemens на поставку 54 электропоездов Siemens Desiro RUS стоимостью 410 млн евро. Эти электропоезда получили обозначение серии ЭС1 (электропоезд Сименс, 1-й тип).[6]
Производство поездов Desiro RUS на заводе «Сименс» в германском Крефельде началось в апреле 2011 года. А девять месяцев спустя, в конце января 2012 года, «Сименс» и «РЖД» подписали акт приемки первого поезда.[7]
[править] Производство поездов
В марте 2011 года ООО «Уральские локомотивы» (СП «Сименс АГ» и группы «Синара») и ООО «Аэроэкспресс» создали совместное предприятие для локализации производства электропоездов в России. Производство составов было организовано на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Свердловская область), ранее выпускавшем электровозы серий 2ЭС6 и 2ЭС10.[8]
7 октября 2011 года АО «РЖД» разместили заказ на поставку 1,2 тыс. вагонов электропоездов «Ласточка» в исполнении только для постоянного тока. Эти электропоезда получили обозначение серии ЭС2Г (2-й тип, городской). Контракт подписали президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин, президент, председатель правления Siemens Петер Лешер и президент ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский на Международном железнодорожном бизнес-форуме «Экспо 1520» в Щербинке.[9]
Первый электропоезд «Ласточка» на заводе «Уральские локомотивы» выпущен 30 мая 2014 года.[10][11]
В августе 2016 года было сообщено, что завод «Уральские локомотивы» выполнил план поставки электропоездов «Ласточка» для Московского центрального кольца (МЦК), отправив все 33 состава.[12]
[править] Производство комплектующих
В начале 2015 года компания «Уральские локомотивы», в рамках локализации производства электропоезда ЭС2Г «Ласточка», предложило предприятию «МТЗ Трансмаш» разработать первую в России систему управления тормозами предназначенную для электропоезда и к концу 2015 года она была создана и испытана.[13]
[править] Техническое обслуживание поездов
«Российские железные дороги» заключили с Siemens контракт на техническое обслуживание 54 электропоездов, которые «РЖД» заказали в 2009 и 2010 годах. Контракт вступил в силу в 2013 году и рассчитан на 40 лет. Сумма договора составляет более 500 млн евро. Документ был подписан В. Якуниным и П. Лешером.[14]
[править] Эксплуатация
С 1 октября 2015 года уральские «Ласточки» совершают регулярные рейсы на направлении Москва — Крюково — Тверь Октябрьской железной дороги.[15]
«Ласточки» в Свердловской области совершили свой первый рейс в ноябре 2015 года.[16]
5 ноября 2015 года на маршрутах Екатеринбург — Нижний Тагил и Екатеринбург — Каменск-Уральский были запущены электропоезда ЭС2Г «Ласточка».[17]
В январе 2016 года электропоезда «Ласточка» были запущены на маршруте Екатеринбург — Кузино.[18]
В конце августа 2017 года «Ласточка» соединила Петрозаводск и Великий Новгород.[19]
В 2017 году «Ласточки» запустили на маршруте Санкт-Петербург — Выборг, сократив время в пути на час.[20]
В свой первый рейс уральские поезда повышенной комфортности «Ласточка-Премиум» вышли 13 марта 2018 года на маршрут Москва — Иваново, где за первый месяц эксплуатации перевезли около 40 тыс. пассажиров. По информации пресс-службы РЖД показатель использования пассажирами имеющихся мест в вагонах на всем пути следования поезда составил 93 %.[21]
По состоянию на 19 апреля 2018 года велась эксплуатация поездов «Ласточка» на маршрутах Москва — Орёл, Москва — Курск, Москва — Нижний Новгород, Москва — Иваново, Санкт-Петербург — Петрозаводск, Адлер — Краснодар, а также на Московском центральном кольце.[22]
28 апреля 2018 года скоростной электропоезд «Ласточка-Премиум» производства завода «Уральские локомотивы» отправился в первый регулярный рейс по маршруту Москва-Санкт-Петербург-Москва.[23]
Первый технический рейс из Воронежа в Ростов-на-Дону совершил 6 сентября 2018 года скоростной электропоезд «Ласточка» серии ЭС1.[24]
[править] Разработка беспилотных поездов
По состоянию на июль 2021 года электропоезд GoА3+ «Ласточка» № 136 проходил цикл испытаний на Экспериментальном опытном кольце ВНИИЖТ в Щербинке.[25]
На МЦК по состоянию на 2023 год активно проводились испытания беспилотных «Ласточек».[26]
[править] Разработка двухэтажных поездов
В 2019 году «Уральские локомотивы» разработали дизайн-проект двухэтажных «Ласточек».[27]
[править] Локализация
В августе 2016 года гендиректор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев заявил: «Осуществив поставку „Ласточек“ для Московского центрального кольца, завод завершил выпуск серии поездов с уровнем локализации 64,19 %. Завод приступает к следующему этапу, предусматривающему более глубокую локализацию компонентов электропоездов, и с выпуском всех последующих „Ласточек“ уровень локализации будет постепенно увеличиваться до запланированных 80 %.»[28]
23 ноября 2017 года гендиректор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев заявил, что уровень локализации производства электропоезда «Ласточка» составил в 2017 году 81,7 %. «По требованию заказчика [РЖД] мы должны были в 2017 году закончить локализацию на уровне 80 %. Сегодня мы как раз подводим итоги в Торговом доме РЖД, уровень локализации составил 81,7 %. То есть мы свои показатели по уровню локализации выполнили», — сказал Салтаев. По его словам, примерно 56 % локализованного продукта приходится на Большой Урал — это Свердловская, Курганская и Челябинская области, а также Пермский край. «18 % — это Москва и Московская область, ещё часть — это Санкт-Петербург и Ленинградская область», — сказал он.[29]
[править] Разработка двухэтажных поездов
По состоянию на 2019 год ведётся разработка двухуровневых поездов на базе стандартной комплектации «Ласточки». По проекту они будут двигаться с той же скоростью, что и обычные (160 км/ч), но смогут вмещать большее количество пассажиров. Как и в других поездах этой серии, в салоне будут доступны Wi-Fi, розетки для зарядки смартфонов, просторные санитарные блоки. Отличие будет в новом дизайне сидячих мест и купейных вагонов, а также в новых подходах к обеспечению питанием по принципу авиационных перевозок.[30]
В двухэтажной «Ласточке» будут 490 посадочных мест.[31]
[править] Комплектующие
[править] Двигатели
Электродвигатели предприятия «Сименс Электропривод» устанавливаются на поезда «Ласточка».[32]
[править] Трансформаторы
Воронежский завод «Сименс Трансформаторы» выпускает тяговые трансформаторы поездов «Ласточка».[33]
[править] Колёса
Выксунский металлургический завод выпускает колёса для поездов «Ласточка».[34][35][36]
«ОМК» с 2016 года поставляет «Сименс Мобильности» для «Ласточек» колеса, рассчитанные на эксплуатацию при скорости до 160 км/ч, однако до 2021 года это были только опытно-промышленные партии ограниченного объёма. «ОМК» в 2021 году начала серийный выпуск железнодорожных колес для «Ласточки». «ОМК» отгрузила для «Сименс Мобильности» в 2021 году более 1,8 тыс. колёс.[37]
[править] Выключатели
Выключатели для поезда «Ласточка» производит компания «Уралэлектротяжмаш».[38][39]
[править] Вагонные тележки
Вагонные тележки для поезда «Ласточка» производятся в России.[40]
[править] Системы управления
На Урале производят одну из самых сложных систем поезда «Ласточка» — микропроцессорную систему управления и диагностики. Применение российской системы управления, работающей на системной шине Ethernet, позволило интегрировать в состав поезда ряд периферийных систем российского производства, обеспечивающих управление тормозами, микроклиматом, системой видеоинформирования пассажиров и работу входных дверей.[41]
Микропроцессорная система управления для «Ласточки» была разработана екатеринбургским НПО САУТ при участии специалистов завода «Уральские локомотивы».[42]
[править] Системы безопасности
НПО «САУТ» (г. Екатеринбург) производит систему безопасности поезда «Ласточка».[43]
[править] Тормозные системы
Тормозные системы для «Ласточек» выпускаются компанией «МТЗ „Трансмаш“» совместно с предприятием «Транспневматика». Впервые в России реализована тормозная система для скорости 160 км/ч.[44][45]
[править] Крэш-системы
Крэш-системы для «Ласточек» производятся на Урале.[46]
[править] Системы микроклимата
Системы кондиционирования для поезда «Ласточка» производятся в России.[47]
На «Ласточках» установлены выпускаемые НПФ «Этна» электрокалориферы ВВЭК-30000/67,0 и ЭК-20000/67,0-380 для обогрева салона вагона, электрокалориферы ЭК-6500/10,0-380 для подогрева воздуха в кабине машиниста, обогреватели рециркуляционные тамбура ОРТ-1500/5,0-380.[48]
[править] Пульты управления
Пульт управления для «Ласточки» изготавливает екатеринбургское НПО автоматики.[49]
[править] Электрические шкафы
Электрические шкафы для «Ласточки» изготавливает екатеринбургское НПО автоматики.[50]
[править] Тяговый электропривод
Тяговый электропривод для «Ласточек» производится в Санкт-Петербурге.[51]
[править] Детали из композитных материалов
Челябинское предприятие «Урал-Полимер» производит для «Ласточки» крупногабаритные детали из композитных материалов.[52]
[править] Стеклянные перегородки
Стеклянные перегородки для «Ласточки» производятся свердловской компанией «Сибеко».[53]
[править] Поручни
Поручни для «Ласточки» производятся свердловской компанией «Сибеко».[54]
[править] Кресла машинистов
Кресла машинистов для «Ласточки» производятся свердловской компанией «Сибеко».[55]
[править] Маски кабины
Маски кабины для «Ласточек» производятся на Урале.[56]
[править] Окна
Окна для «Ласточек» производятся в Санкт-Петербурге.[57]
[править] Двери
Двери для «Ласточек» производятся в Санкт-Петербурге.[58]
[править] Пол
Пол для «Ласточек» производится в Санкт-Петербурге.[59]
[править] Потолок
Потолок для «Ласточек» производится в Санкт-Петербурге.[60]
[править] Алюминиевый профиль
Вагоны «Ласточки» выполнены из экструдированного алюминиевого профиля, который обеспечивает легкость, высокую коррозионную стойкость и прочность конструкции поезда.[61]
[править] Пружины рессорного подвешивания
В июне 2016 года было сообщено, что НПЦ «Пружина» и «Уральские локомотивы» подписали договор о поставках пружин рессорного подвешивания для комплектации ходовой части поездов «Ласточка» ЭС2Г.[62]
[править] Межвагонные сцепки
Межвагонные сцепки для «Ласточек» производятся в России.[63]
[править] Цена
По состоянию на декабрь 2017 года цена «Ласточки» вместе с контрактом на обслуживание составляет около 1 млрд рублей.[64]
[править] Показатели
[править] ЭС1
Производство поездов ЭС1:[65]
- 2012 год: 19
- 2013 год: 26
- 2014 год: 9
Производство вагонов поездов ЭС1:[66]
- 2012 год: 95
- 2013 год: 130
- 2014 год: 45
[править] ЭС2Г
Производство поездов ЭС2Г:[67]
- 2014 год: 5
- 2015 год: 18
- 2016 год: 31
- 2017 год: 32
Производство вагонов поездов ЭС2Г:[68]
- 2014 год: 25
- 2015 год: 90
- 2016 год: 155
- 2017 год: 160
[править] ЭС2ГП
Производство поездов ЭС2ГП:[69]
- 2016 год: 1
Производство вагонов поездов ЭС2ГП:[70]
- 2016 год: 5
[править] Производство
Производство поездов «Ласточка» в Германии (единиц):[71]
- 2012 год: 19
- 2013 год: 26
- 2014 год: 9
Производство поездов «Ласточка» в России (единиц):[72]
- 2014 год: 5
- 2015 год: 18
- 2016 год: 32
- 2017 год: 32
- 2018 год: 35
- 2019 год: 34
- 2020 год: 28
В 2017 году «Уральские локомотивы» произвели 35 скоростных пятивагонных «Ласточек».[73]
По состоянию на 1 сентября 2020 года на «Уральских локомотивах» было выпущено 172 «Ласточки».[74]
[править] Эксплуатация
За первый год курсирования электропоезда «Ласточка» по маршруту Москва — Иваново — Москва перевезли 586,3 тыс. пассажиров.[75]
По состоянию на март 2023 года на сети «РЖД» курсировали около 1200—1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций.[76]
[править] Регионы эксплуатации
По состоянию на сентябрь 2021 года «Ласточки» курсируют в 32 регионах России.[77]
[править] Перспективы
Первая «Ласточка», оснащённая элементами системы автоведения с возможностью прицельной остановки на платформе в диапазоне 50 см, появится на маршруте МЦК летом 2019 года.[78]
«Ласточки» в сообщении Пермь — Екатеринбург — Пермь и Тюмень — Екатеринбург — Тюмень появятся в новом графике движения поездов, который начнет действовать на сети российских железных дорог с 8 декабря 2019 года.[79]
В 2020 году будет запущена «Ласточка» из Омска до Новосибирска.[80]
В 2023 году планируется представить модифицированный опытный образец поезда «Ласточка» на электродвигателе российского производства.[81]
В 2023 году планируется начать поставки двухэтажных поездов «Ласточка» РЖД и Федеральной пассажирской компании.[82]
[править] Ссылки
[править] Списки подвижного состава
[править] Видео
- Электропоезд «Ласточка» прибывает в Великий Новгород. 15 июня 2013
- «Ласточка» отправилась в свой первый рейс из Петрозаводска. 28 апреля 2014
- В Барнаул прибыла первая Ласточка из Новосибирска. 15 августа 2014
- Город Орел, вокзал, прибытие Ласточки. 14 октября 2015
- «Ласточка»: Нижний Тагил — Екатеринбург. 5 ноября 2015
- Прибытие скоростного электропоезда ЭС1-048 «Ласточка» на станцию Новороссийск. 25 мая 2017
- Первая «Ласточка» в Сестрорецке. 6 ноября 2017
[править] Рунет
- Ласточка
- Ласточка
- События
- Фрикционные тормоза для электропоезда ЭС2Г «Ласточка». 15 февраля 2017
- Поезда РЖД готовятся к движению без участия человека. 25 июня 2019
- Ласточка
- Экспрессы
[править] Прочее
[править] Примечания
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ [1]
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ [2]
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ [3]
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Система управления фрикционными тормозами для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» производства ОАО МТЗ Трансмаш
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ Годовой отчет ОМК 2017
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ [30]
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ [31]
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ «Самая большая сложность — это микроэлементная база». 26 января 2017
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ Реализована стратегия вариативности поезда. 7 февраля 2019
- ↑ [34]
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ Скоростной поезд «Ласточка»
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]