Экономическая политика России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Годы

[править] 1992

Какого-либо официального документа, который можно было бы назвать полноценной программой экономических реформ, российское правительство в 1992 году так и не опубликовало.[1]

В феврале 1992 года был выпущен правительственный Меморандум об экономической политике Российской Федерации. Делались утверждения о том, что стратегия экономических реформ была сформулирована в этом меморандуме. Эти утверждения не слишком точны, поскольку текст меморандума был почти полностью посвящён краткосрочным аспектам текущей экономической ситуации.[1]

[править] Либерализация цен

Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными — государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно — во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Например, в 1992 году индекс цен на электроэнергию (55,1) и грузовые железнодорожные перевозки (35,6) был выше среднего индекса цен по промышленности в целом (33,8). Таким образом, либерализация цен была не только одномоментной, но и фактически тотальной.[1]

[править] Приватизация

11 июня 1992 года постановлением Верховного совета РФ была утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».[2] В программе говорилось, что главными целями приватизации являются:[2]

  • формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций.

Однако в действительности заявленные цели оказались чисто декларативными, ни одна из них не была достигнута.[1]

[править] Налогообложение

В 1992 году произошло резкое усиление налогового бремени.[1]

В 1992 году были произведены следующие изменения в налогообложении:[1]

  • Введены НДС и спецналог, совокупная ставка которых установлена в 28 % к добавленной стоимости
  • Начисления на фонд заработной платы установлены в размере 39 % от фонда заработной платы

В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 %, за исключением прибыли от посреднических операций, а также прибыли бирж и брокерских контор, для которых была установлена ставка 45 %. Сельскохозяйственные производители не платили налог на прибыль. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам облагаются у источника выплаты по ставке 15 %.[3]

Эффективная ставка налога на прибыль составила 28,6 % в 1992 году. Низкая величина эффективной ставки налога на прибыль объясняется, во-первых, слабостью налоговых инспекций они не могли воспрепятствовать большому числу умышленных и неумышленных нарушений в учете. Кроме того, в условиях высокой инфляции (в 26 раз за год) должна была в значительной степени сказаться описанная выше практика неуплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.[3]

В 1992 году происходило активное формирование основ российской налоговой системы, заложенных законами Российской Федерации, принятыми в конце 1991 года.[3]

27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».[3] В нём говорилось, что:[3]

  • налог на прибыль уплачивается всеми предприятиями, которые являются юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями и бюджетные предприятия (по действовавшему в 1991 году союзному законодательству последние не платили налог на прибыль), а также подpазделения пpедпpиятий, имеющие отдельный баланс и pасчетный счет.
  • особый порядок действует в отношении предприятий железнодорожного транспорта, связи и (с 1 июля 1992 года) предприятий газового хозяйства.
  • прибыль от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и (с 1 июля 1992 года) охотохозяйственной продукции не облагается налогом.

Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. Но с 1 июля 1992 года постановлением правительства России от 14 августа 1992 года № 595 индексация была отменена в связи с переоценкой основных фондов. На основании этого постановления разрешается применение повышающих коэффициентов амортизации (ускоренная амортизация) предприятиями, реализующими значительные инвестиционные программы по техническому перевооружению производства, по согласованию с министерством экономики России и министерством финансов России.[3]

20 марта 1992 года министерством финансов России было утверждено положение «О бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации», установившим единые методологические основы бухгалтерского учёта на территории России.[3]

С 1 июля 1992 года была уменьшена налогооблагаемая прибыль на суммы, направленные на развитие средств связи, на ряд затрат, связанных с пенитенциарной системой, на суммы дивидендов физическим лицам при инвестировании этих средств внутри предприятия, на перевооружение и реконструкцию производства, включая НИОКР, а также на перевооружение и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.[3]

Законом «О внесении изменений…» от 16 июля 1992 года было введено увеличение валовой прибыли на сумму средств, перечисляемых покупателями продукции в специальные фонды предприятий. Эта норма вводилась с целью пресечения одной из форм уклонения от налогообложения, когда реализация продукции оформлялась договором по минимальной цене, а остальная сумма перечислялась в специальные фонды.[3]

5 августа 1992 года постановлением правительства России было утверждено «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», согласно которому определялся перечень затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на величину которой уменьшается налогооблагаемая прибыль от реализации продукции. Это Положение было введено в действие с 1 июля 1992 года.[3]

С 1992 года заработная плата полностью отражается в учете в составе себестоимости продукции. Объём заработной платы, превышающий четыре минимальных оклада, увеличенных в соответствии с числом работников, в 1992 году облагался налогом на прибыль.[3]

Изменение налоговых льгот, связанных с капитальными вложениями, происходило следующим образом: в Законе от 27 декабря 1991 года разрешалось уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на вложения в производственные мощности для ряда отраслей (нефтяной, угольной, конверсионных предприятий, производство медицинской техники, медикаментов, продовольствия и оборудования для переработки продуктов питания, товаров народного потребления). С 1 октября 1992 года законом от 16 июля 1992 года к этому списку присоединены техническое перевооружение производства в остальных отраслях и реконструкция объектов социальной инфраструктуры.[3]

В 1992 году существовало множество налоговых льгот для инвестиций, предоставление которых зависело от вида деятельности, типа и размера предприятия и т. д. Анализ их использования показывает очевидную неэффективность подобных льгот. Их применение вызвало формирование различных фактических ставок налога на прибыль на различных предприятиях и в различных секторах, что искажало экономические критерии распределения ресурсов. Кроме того, они создавали многочисленные лазейки в нормативных документах, позволяющие практически любому предприятию уменьшать уровень налоговых изъятий.[3]

С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок). Однако в 1992 году не существовало никаких санкций за неуплату авансовых платежей, если объявлялась нулевая предполагаемая прибыль, чем пользовалось большое число предприятий для перенесения уплаты налога на возможно более поздний срок, что в условиях высокой инфляции давало им немалый выигрыш и приводило к потерям доходов бюджета.[3]

Налог на прибыль за I квартал 1992 года составил наибольшую часть (40,1 %) всех налоговых поступлений предприятий (6,7 % ВВП). Впрочем, определенная часть этих поступлений была обусловлена проведенной переоценкой запасов. Запасы готовой продукции были переоценены по состоянию на начало года, и половина величины переоценки подлежала перечислению в бюджет. Общие налоговые поступления за II квартал выросли до 21,3 % ВВП (в I квартале — 16,7 %). Рост поступлений налога на прибыль, который продолжался до июля 1992 года (9,9 % ВВП), объясняется во многом тем, что после либерализации цен в народном хозяйстве наблюдалась аномально высокая рентабельность, так как предприятия не имели возможности переоценивать затраты, которые быстро обесценивались в результате высокой инфляции. Это касалось и запасов материальных ресурсов, накопленных до либерализации цен. Часть затрат осуществлялась по-прежнему в старых ценах. В результате в первом полугодии доля налога на прибыль составила 44 % всех налоговых поступлений. В третьем квартале доля поступлений налога на прибыль (8,7 % ВВП или 38 % налоговых поступлений) снизилась за счет уменьшения инфляционного обесценения текущих затрат предприятий и проведения переоценки основных фондов в начале второго полугодия и соответствующего снижения рентабельности. Общая сумма налоговых поступлений за 9 месяцев составила 23,0 % ВВП. Поступления налога на прибыль в четвертом квартале сохранились на уровне третьего квартала — 8,7 % ВВП, хотя их доля в доходах бюджета снизилась до 30,7 %.[3]

За 1992 год общая сумма налоговых поступлений составила 28,3 % ВВП. В последнем квартале наблюдался рост налоговых поступлений. Июльские изменения налогового законодательства, ограничивающие возможности легального уменьшения налогов, были опубликованы с опозданием и поэтому реальное увеличение сбора налогов пришлось на последние 3 месяца. В структуре налоговых поступлений за год можно отметить уменьшение доли налога на прибыль до 31,6 % после роста в I полугодии. Всего поступления налога на прибыль за 1992 год составили 8,9 % ВВП.[3]

В 1992 году наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре − 5,8 % ВВП).[3]

Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью.[3]

В 1992 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчётности. Первоначальное терпимое отношение к ужесточению налогового режима объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большинство предприятий, в особенности из госсектора, привыкло быть законопослушными. Предприятия традиционно видели в государстве хотя и не идеального, но партнера, который в критическую минуту окажет помощь. Многие директора совершенно искренне полагали, что запредельные налоговые ставки являются временным «перегибом», который вскоре будет исправлен. Некоторые из них даже обращались с соответствующими призывами в правительство, ожидая, что к ним прислушаются. Во-вторых, в 1992 году в России ещё сохранялись некоторые элементы прямого государственного участия в экономических процессах. Благодаря этому довольно многие предприятия получали за счет бюджета льготные кредиты и индивидуальные налоговые скидки, им предоставлялись льготы во внешнеэкономической деятельности и т. д. Все это позволяло смягчать нехватку оборотных средств и более терпимо относиться к высоким налогам. В-третьих, утратив свои финансовые накопления, многие предприятия при этом сумели сохранить довольно значительные материальные резервы: парк машин и оборудования, земли, здания, сооружения, запасы сырья и полуфабрикатов. Эти ресурсы, благодаря тому, что их можно было продавать, обменивать и сдавать в аренду, тоже сыграли роль демпфера в сложной финансовой ситуации. Кроме того, внутренние цены на энергоресурсы и транспорт в 1992 году ещё были относительно низки и не столь сильно сказывались на уровне издержек, как впоследствии.[4]

[править] 1993

[править] 1994

[править] 1995

[править] 1996

[править] 1997

[править] 1998

[править] 1999

[править] 2000

[править] 2001

[править] 2002

[править] 2003

[править] 2004

[править] 2005

[править] 2006

[править] 2007

[править] 2008

[править] 2009

[править] 2010

[править] 2011

[править] Приоритетные национальные проекты

[править] Нацпроект «Здоровье»

[править] Нацпроект «Образование»

[править] Нацпроект «Жильё»

[править] Нацпроект «Развитие АПК»

[править] Налоговые реформы

[править] Реформы естесственных монополий

[править] Реформа РЖД

[править] Реформа РАО «ЕЭС России»

[править] Реформа ЖКХ

[править] «Газпром»

[править] Создание госкорпораций

[править] Роснанотехнологии

[править] Ростехнологии

[править] Объединённая авиастроительная корпорация

ОАО «ОАК» было создано в соответствии с указом президента России от 20 февраля 2006 года № 140 «Об открытом акционерном обществе „Объединенная авиастроительная корпорация“». Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 года. Общество было учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно приложению 1 к указу президента России № 140 от 20 февраля 2006 года), а также частными акционерами ОАО «Корпорация „Иркут“».

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.

[править] Объединённая судостроительная корпорация

[править] Денежно-кредитная политика

[править] Динамика ставки рефинанстрования

[править] Бартер

[править] Бюджетная политика

[править] Создание Стабфонда, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

[править] Реформы в социальной сфере

[править] Пенсионная реформа

Пенсионная реформа в России началась в 2002 году с вступлением в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

С началом пенсионной реформы структура будущей пенсии и сам подход к одной из важнейших социальных выплат изменился. Согласно новой пенсионной модели пенсионные отчисления делятся на три части: базовую, накопительную и страховую. Накопительная составляющая формируется за счёт части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а её размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объёму накопленных на индивидуальном счете гражданина средств. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должны ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Работник начинает заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности. Таким образом, в корне меняются взаимоотношения между работником и работодателем, поскольку размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд РФ, производимых работодателем; повышается как ответственность работников за обеспечение своей старости, так и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

С 1 января 2002 года каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета, что позволяет ему отслеживать результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Пенсионер вправе самостоятельно распорядиться своими пенсионными накоплениями. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ, а может быть передана в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору.

[править] Реформа социальных льгот

[править] Приватиация

[править] Земельная реформа

[править] Военно-промышленный комплекс

[править] Создание концерна «Алмаз Антей»

Концерн «Алмаз Антей» был создан в 2002 году из двух основных производителей средств ПВО ближней и средней дальности — «Алмаз» и «Антей». Всего в него вошло 57 промышленных и научно-исследовательских предприятий и организаций. Хотя объединение ликвидировало конкуренцию, заложенную в советское время, оно было необходимо и своевременно: двоих таких игроков российская экономика поддерживать явно не могла. Эффективность консолидации была продемонстрирована очень быстро и наглядно. Российские вооруженные силы успешно испытали новый ракетный комплекс С-400, который «Алмаз» не мог самостоятельно довести в течение уже многих лет.

Концерн ежегодно существенно увеличивает выручку от продаж как военной, так и гражданской продукции. В 2007 году общий выпуск продукции составил $3,3 млрд, из них $2,9 млрд приходится на военные поставки (на треть больше, чем годом ранее). По результатам года он занял первое место среди предприятий ВПК России, раскрывающих свои финансовые показатели, и 24-е — в мировом рэнкинге производителей вооружений и военной техники авторитетного американского еженедельника Defense News.

[править] Военно-техническое сотрудничество России

Общий объём поставок за рубеж российской военно‑технической продукции в течение последних пяти лет ежегодно увеличивается на 1 млрд долларов США. С 2001 года экспорт продукции военного назначения увеличился практически в два раза. По итогам 2007 года уровень продаж вооружения и военной техники составил более 7 млрд долларов США. По данным американской исследовательской компании Forecast International, в последние годы Россия прочно заняла второе место в мире по экспорту обычных вооружений после США. По данным комиссии американского конгресса, Россия 2007 году получила 28 % мировых доходов от продажи оружия.

Наибольшим спросом продолжает пользоваться авиационная техника. Доля авиационной составляющей в общем объеме экспорта российских вооружений и военной техники превышает 50 %. Это уже давно признанные во всем мире боевые самолёты марок «Су» и «МиГ», вертолеты «Ми»; из техники сухопутных войск ‑ танки, в первую очередь Т‑90С; легкая бронетехника ‑ бронетранспортёры, боевые машины пехоты.

Также существует большой спрос на стрелковое оружие, противотанковые ракетные комплексы. О популярности же российских зенитно‑ракетных систем, таких как С‑300, «Печора», убедительно свидетельствует тот факт, что, по словам директора ФСВТС Михаила Дмитриева, предприятия их производящие уже загружены заказами до 2012 года.

За последнее десятилетие сформировался целый ряд стран, отношения с которыми у России вышли на уровень стратегического партнерства. Основными партнёрами в этой сфере являются Китай, Индия, Вьетнам, Греция, Алжир, ОАЭ, Венесуэла, Малайзия и ряд других стран. На долю Китая и Индии приходится около 70 % российского военного экспорта.

Отношения России с партнёрами по военно‑техническому сотрудничеству строятся на различной основе в зависимости от достигнутого уровня доверия. С основными партнерами Россия развивает систему планирования ВТС на долгосрочную перспективу.

Основной упор делается на внедрении новых, более совершенных форм экономического сотрудничества, способных более полно учитывать интересы партнеров в развитии собственного ВПК и взаимодействии в военно‑технической сфере. Это, прежде всего, создание совместных предприятий по разработке, производству и сбыту ПВН, открытие сервисных технических центров по послепродажному обслуживанию, выполнение совместных или заказных НИОКР, передача вооружения на условиях лизинга и другие перспективные формы сотрудничества.

[править] Топливно-энергетический комплекс

[править] Строительство трубопроводов

[править] Национализация «ЮКОСа» и «Сибнефти»

[править] Агропромышленный комплекс

[править] Создание «Росагролизинга»

ОАО «Росагролизинг» было создано в 2001 году. После его создания измененилась система предоставления государственных средств на лизинг сельхозяйственной техники. С февраля 2002 года по декабрь 2003 года «Росагролизинг» заключил почти 1000 договоров лизинга на общую сумму 15,3 млрд руб. Именно вброс государственных денег обеспечил для машиностроителей стабильность продаж, стимулировав интерес к сельскохозяйственному машиностроению России со стороны инвесторов и новых собственников.

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  2. 2,0 2,1 Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 Изменения в технике взимания налога на прибыль и его динамика в 1992—1998 годах
  4. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7
Личные инструменты