Оборонно-промышленный комплекс России
Материал из Documentation.










Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК России) — отрасль российской экономики.
В середине 2012 года отмечалось, что в ОПК России входят 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более 2 млн человек.[1]
Россия производит все основные виды вооружений, включая технику сухопутных войск, авиационную технику, средства ПВО, военно-морскую технику, ракеты, разведывательные спутники.
Содержание |
[править] История
[править] СССР
Развитая оборонная промышленность стала неоспоримой ценностью в сознании как советского партийного и государственного аппарата, так и народа. Масштабы, которые приобрел ВПК к концу советского периода, лишь усиливали эффект за счёт личной вовлеченности — за редким исключением в СССР не было семей, у которых отсутствовали бы родственники либо более или менее близкие знакомые, занятые в оборонной промышленности или в научно-исследовательских структурах военного профиля.[2]
Основу советского ВПК последних двадцати пяти лет существования СССР составляла легендарная «девятка» — девять министерств, на предприятиях которых сосредотачивалась львиная доля гособоронзаказа. Это министерства авиационной промышленности, оборонной промышленности, судостроительной промышленности, общего машиностроения, среднего машиностроения, радиопромышленности, электронной промышленности, электротехнической промышленности и химической промышленности. С ними была тесно связана десятка министерств-смежников, также занимавшихся производством продукции военного и гражданского назначения.[3]
К концу 1980-х на предприятиях ВПК производилось до 25 % ВВП страны. Помимо собственно военных заказов ВПК давал значительную часть гражданской промышленной продукции: 90 % радиоприемников, телевизоров и холодильников, до половины общего производства мотоциклов, электроплит и пылесосов, всю гражданскую авиацию, все коммерческие суда и т. д.[4]
В ВПК сосредотачивались лучшие научные кадры и велись наиболее интенсивные НИОКР. Всего на предприятиях ВПК к концу 1980-х годов было занято до 10 млн человек, решавших две основные задачи. Первая — обеспечение современной военной техникой и вооружением собственных Вооруженных сил, вторая — производство вооружений и военной техники на экспорт в страны народной демократии и в дружественные страны третьего мира.[5]
Экспорт оружия был одним из основных направлений работы ВПК СССР. «За рубеж» в первой половине 1980-х уходило до 25 % общего объема производимой техники и вооружений, что составляло до 40 % общемирового объема военного экспорта. Оставшийся рынок делили США с 27 %, Франция с 12 %, Великобритания с 5 %, Китай с 3 % и другие страны. При этом доходы СССР от экспорта вооружений не всегда дотягивали даже до британских — подавляющая часть вооружений поставлялась либо на безвозмездной основе, либо по кредитам, потом в большинстве своём оказавшихся безвозвратными.[6]
В книге «Советская военная мощь. От Сталина до Горбачева» экс-председатель Госплана СССР и вице-премьер в кабинете Евгения Примакова в 1998—1999 годах Юрий Маслюков привел подробные данные о советских расходах на оборону, из которых следует, что во второй половине 1980-х они не превышали 8,5 % ВНП и 16,5 % от общих расходов государственного бюджета СССР. Близкие цифры (8-12 % ВНП) звучали и в высказываниях секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Олега Бакланова.[7]
Структура ВПК СССР напоминала пирамиду. Управление строилось сверху вниз следующим образом: Политбюро ЦК КПСС — оборонный отдел ЦК КПСС — Военно-промышленная комиссия. Председателем комиссии, которую директора оборонных заводов называли «надправительственной», был член ЦК КПСС, заместитель председателя Совмина СССР. Последний из них — Игорь Белоусов. Именно комиссия была источником бюджетных средств для министерств «девятки». Ее упразднение в 1991 году означало конец грандиозной машины советского ВПК, ушедшего вместе с СССР. Его наследником стал оборонно-промышленный комплекс России.[8]
[править] 1990-е годы
Распад СССР в значительной мере застал оборонку врасплох. Предприятия продолжали выполнять заказы в рамках ранее заключенных договоров, но обрушение хозяйственной системы, скачущая инфляция и обвал военных расходов довольно быстро остановили этот маховик. В 1991—1995 годах число работников оборонки сократилось до 6 млн человек, а общий объем производства военной продукции к 1997 году упал более чем на 80 %.[9]
Нижней точкой падения ОПК стал 1997 год. Даже кризисный 1998-й продемонстрировал рост показателей, продолжившийся в дальнейшем. В структуре ВПК возросла доля гражданского производства, падение которого было более плавным и не столь глубоким.[10]
1990-е можно с полным правом назвать «годами отчаянной диверсификации». Стремясь сохраниться, предприятия ОПК все больше внимания уделяли гражданским производствам, а также экспорту — при наличии такой возможности.[11]
Это десятилетие можно также с полным правом назвать «десятилетием потерь». На территории РФ находилось до 80 % производственных мощностей советского ВПК, однако потеря оставшихся 20 % была чувствительной, особенно если говорить об Украине. На территории этой страны находились такие бриллианты советского ВПК, как комплекс николаевских судостроительных заводов, ОКБ Антонова, Киевский и Харьковский авиационные заводы, харьковский «бронетанковый куст», наконец, днепропетровский «Южмаш» и многое другое.[12]
Потерян оказался и ряд НИИ, КБ и производств на территории самой России. Так, де-факто прекратило существование КБ Яковлева и тесно связанный с ним Саратовский авиазавод. Из нескольких производителей танков серию сохранил только Нижний Тагил. Закладку новых атомных субмарин, которые к концу СССР строились на четырех верфях — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске, — оставили только на «Севмаше».[13]
Положение ОПК усугублялось и правовой путаницей. Беспорядочная приватизация разрывала производственную кооперацию, при поставках оружия на экспорт производители были вынуждены конкурировать со своей же бэу-продукцией, шедшей на внешний рынок «из наличия» Минобороны.[14]
Рост, начавшийся в 1998 году, в этих условиях можно было бы считать чудом, но, не получив подкрепления в виде конкретных мер со стороны государства, чудо быстро заглохло. Для дальнейшего развития ОПК требовались перемены.[15]
[править] 2000-е годы
Сотни и тысячи разрозненных предприятий физически не могли ни обеспечить развитие ОПК как целого, ни даже сохранить имеющийся потенциал. Именно это соображение стало основным при принятии решения о формировании оборонных холдингов как стратегическом направлении развития ОПК.[16]
23 октября 2000 года недавно избранный на первый срок Владимир Путин подписал указ, который снял ограничения, запрещавшие передачу более 10 % акций государственных предприятий ОПК в управление головным фирмам холдингов. Это позволило правительству начать образование вертикально интегрированных концернов в сфере ОПК.[17]
Создание первого концерна не заставило себя ждать. 29 октября 2001 года Путин подписал указ № 1252, согласно которому была образована авиационная холдинговая компания «Сухой», полностью находящаяся в госсобственности. Позже в АХК «Сухой» были переданы крупные пакеты акций ОКБ Сухого, НПК «Иркут» и ТАНТК имени Бериева. Также согласно указу были акционированы авиапроизводственное объединение в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирское авиапроизводственное объединение, и бо́льшая часть их акций также была передана АХК «Сухой».[18]
В 2002 году путем слияния компании «Антей» и НПО «Алмаз» образовался холдинг, известный нам сегодня как концерн ПВО «Алмаз-Антей». Сегодня в России действуют примерно 50 оборонных холдингов, в том числе такие гиганты, как ОСК и ОАК. В целом на долю холдингов приходится более 60 % продукции ОПК.[19]
Параллельно с упорядочиванием производственных структур была проведена реорганизация системы оружейного экспорта. 4 ноября 2000 года Владимир Путин подписал указ об объединении двух посредников в сфере ВТС — компаний «Промэкспорт» и «Росвооружение». В результате был образован единый посредник — компания «Рособоронэкспорт».[20]
Тем не менее ряд компаний-производителей в это время ещё сохраняли право на самостоятельную продажу своей продукции военного назначения за рубеж. Процесс сведения всего военного экспорта под управление единого посредника занял еще несколько лет. 1 декабря 2000 года президент подписал указ об образовании Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС). Так был создан федеральный орган исполнительной власти по регулированию и контролю за экспортом вооружений. Руководителем КВТС был назначен Михаил Дмитриев. Новый комитет курировало Министерство обороны, и, таким образом, государственный контроль за военно-техническим сотрудничеством перешел от подчиненного председателю правительства Михаилу Касьянову Минпромнауки к Минобороны, напрямую подчиняющемуся президенту. В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при Министерстве обороны РФ (ФСВТС).[21]
Наконец, 1 марта 2007 года указом президента России единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции.[22]
Более сложной оказалась реформа системы гособоронзаказа, совпавшая в итоге с радикальной реформой военного ведомства. Основные проблемы сводились к следующим пунктам:[23]
- Сложности с заключением контрактов на поставки систем с длительным циклом производства. Фактически к заключению многолетних контрактов военное ведомство приступило лишь в 2011 году, хотя о проблеме говорили с 2006 года, когда началась реализация первой более или менее масштабной постсоветской госпрограммы вооружений на 2006—2015 годы.[24]
- Вызванные особенностями российского бюджетного процесса в сочетании со специфической позицией Минфина под руководством Алексея Кудрина проблемы со своевременным заключением контрактов на очередной год и последующим их финансированием. «В полный рост» эта проблема встала в 2011 году, когда ряд контрактов был заключен уже во втором полугодии. Для решения этой проблемы предполагается переход на обязательное заключение контрактов до начала очередного финансового года в сочетании с различными схемами авансирования, кредитования под госгарантии и т. д.[25]
- Острейшие разногласия между Минобороны и производителями вооружения и военной техники относительно стоимости конечной продукции. Директора заводов, вынужденные успевать за растущими ценами на сырье и энергоносители, заодно стремятся заложить в цену продукции расходы на модернизацию производства и другие подобные нужды, что приводит к подорожанию продукции темпами, значительно опережающими официальную инфляцию. Со своей стороны Минобороны не всегда готово платить и исходную цену, предъявляя во многом справедливые требования к качеству техники и уровню ее оснащения. Эта проблема теоретически должна быть решена раскрытием схем ценообразования со стороны производителей и установлением потолка прибыли со стороны государства.[26]
- Доставшаяся в наследство от советских времен «разнотипица». Промышленное лобби в ЦК КПСС, проталкивавшее на вооружение все новые образцы техники без согласования с военными, в итоге привело к тому, что в СССР одновременно было в серии три основных боевых танка (и пять на вооружении), два типа БТР, одновременно производились истребители разных поколений, а в области ракетного вооружения и вовсе царила казачья вольница. Там, где ВМС США обходились считаными типами ракет, запускаемыми из единых пусковых установок, ВМФ СССР использовал полтора десятка типов, и большинство — с собственных, только для них подходящих, пусковых. Эти примеры можно множить, но сегодня есть возможность прекратить подобную практику. Минобороны все более жестко следует политике унификации и стандартизации, переходя на разработку единых платформ в большинстве видов оружия, которые можно модифицировать в зависимости от требований к тому или иному классу техники. В перспективе это должно резко сократить разнобой, упростив и удешевив оснащение и содержание Вооруженных сил.[27]
В результате всех конфликтов в правительстве пришли к выводу о необходимости «ручного управления» гособоронзаказом. В ноябре 2011 года Владимир Путин потребовал от Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве активно включиться в анализ цен и согласование контрактов на продукцию военного назначения.[28]
До этого момента воссозданная в 2006 году ВПК практически не участвовала в выработке параметров гособоронзаказа, несмотря на постоянный рост проблем. В итоге возникла потребность в уполномоченном независимом арбитре между военными и промышленниками, которые отказываются слышать друг друга. ВПК в этих условиях может стать площадкой для коммуникации, обеспечивающей представление своей позиции как военным, так и производителям, при этом сохраняя способность урегулировать возникающие разногласия.[29]
Для перевооружения армии и флота создана ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». По ней в оборонный комплекс за десять лет будет вложено 3 трлн рублей, из которых 1,8 трлн рублей — из федерального бюджета.[30][31]
[править] 2010-е годы
31 августа 2012 года Путин заявил, что в сжатые сроки необходимо провести технологическую модернизацию предприятий ОПК России. Путин отметил, что за последние 30 лет по ряду причин — и прежде всего из-за хронического недофинансирования — ОПК России пропустил несколько циклов модернизации. По мнению Путина, нужно навёрстывать упущенное. Путин заявил, что нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было в 1930-х годах; нужно освоить наукоёмкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции и на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством.[32]
В октябре 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о том, что на модернизацию ОПК России до 2020 года будет выделено около $100 млрд государственных средств. Причём условием предоставления этих денег являются собственные вложения предприятий. Кроме того, возможность модернизации предприятий также заложена в определенную норму рентабельности. По мнению Рогозина, эта норма должна составлять примерно 15 %. По словам Рогозина, в процессе модернизации все оборонные предприятия, вероятно, не будут сохранены. Избыточные предприятия будут перепрофилированы и заполнены гражданскими заказами или станут основами для технопарков. Для сотрудников, которые потеряют рабочие места в результате модернизации (таких может быть немало, так как современные станки могут замещать сразу нескольких человек), будет организована помощь в поиске новой работы или профессиональном переобучении.[33]
В августе 2018 года глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил: «На базе нескольких научно-исследовательских институтов создается Всероссийский научно-исследовательский институт „Центр“, который будет наделен функциями центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач в области развития ОПК. В стадии завершения находится включение в интегрированные структуры ОПК ремонтных заводов Минобороны и оборонных предприятий Крыма и города Севастополя.»[34]
[править] Роль в экономике
В 2009 году отмечалось, что на долю ОПК России, включая продукцию военного назначения (ПВН), приходится более 70 % всей научной продукции в России, в нём занято более 50 % всех научных сотрудников. Он обеспечивает производство 70 % всех средств связи, 60 % сложной медицинской техники, 30 % оборудования для ТЭК.[35]
[править] Организации
За прошедшие с распада СССР годы промышленность разделилась на две категории: тех, у кого всегда были экспортные контракты, и тех, кто таковых не имел или получал лишь время от времени. Особняком стоят производители стратегических вооружений, которые так или иначе всегда имели внутренний заказ.[36]
Компании, которые в эти годы работали на регулярных экспортных поставках, сегодня находятся в особом положении. Они сохранили и производственные мощности, и кадровый потенциал, и цепочку кооперации, позволяющую выдавать на-гора продукцию без привлечения обходных схем и технологий. Это прежде всего заводы «суховского» куста, предприятия холдинга «Вертолёты России», концерн ПВО «Алмаз-Антей», некоторые судостроители.[37]
Те же компании, которые не получали долгосрочные экспортные контракты, сегодня, при активизации гособоронзаказа, вынуждены во многом учиться работать с нуля, что отягчает уже имеющиеся проблемы.[38]
За последние годы была проведена значительная внутренняя реструктуризация ОПК. В оборонной промышленности сформировано свыше 50 интегрированных структур. В середине 2012 года отмечалось, что в настоящее время они обеспечивают выпуск более 60 % всей продукции ОПК.[39]
По состоянию на август 2018 года корпоративный базис ОПК России — это 63 интегрированные структуры, внутри которых производится около 78 % от общего объёма выпускаемой ОПК продукции.[40]
Крупные компании ОПК России:[41]
- ГК «Ростехнологии»
- НПО «Сатурн»
- Моторостроитель
- ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»
- ОАО «Мотовилихинские моторы»
- ОАО «НПК Уралвагонзавод»
- ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“»
[править] Виды вооружений
[править] Авиация
Россия является одной из немногих стран, которые способны самостоятельно разрабатывать и выпускать боевые самолёты.[42]
В 2013 году в России было произведено свыше 60 военных самолётов, из которых Су-34 — 14 единиц, Су-35С — 12, Су-30СМ — 14, Су-30М2 — 4, МиГ-29К/КУБ — 4, Як-130 — 20, Т-50 — 1.[43]
Вертолётчики представляют собой один из самых ярких примеров успешной работы, и пока, при всех проблемах с реализацией госпрограмм вооружения, программа переоснащения армейской авиации новыми машинами выполняется в полном объеме. Секрет успеха довольно прост — он заключается в сочетании освоенной и конкурентоспособной машины с высоким качеством производства. Реального конкурента для Ми-8 на горизонте пока нет и не предвидится. С боевыми вертолетами ситуация несколько иная. И Ми-28, и Ка-52 формально новые машины, но за без малого тридцать лет, прошедшие со времени первого полета Ми-28 и Ка-50 в 1982 году, промышленность сумела вылечить все «детские болезни» и, обновив в соответствии с последними достижениями электронной промышленности оборудование вертолетов, успешно осваивает их производство.[44]
[править] Военные корабли
Российское военное надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ, естественно, остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.[45]
Российские корабелы имеют определенный поток экспортных военных заказов.[46]
«Северное машиностроительное предприятие» и «Звёздочка» в настоящее время специализируются на подводных лодках.[47]
[править] Наука и инновации
В настоящее время все оборонные отрасли российской промышленности относятся к наукоёмким.[48]
Показатель доли инновационно-активных предприятий в российском ОПК составил в 2007 году 46 %.[49]
[править] Производство гражданской продукции компаниями ОПК
Доля гражданской продукции в товарной продукции ОПК в 2008 г. составляла 40,7 %, а к 2015 г. по прогнозным оценкам Минобороны РФ должна превысить 70 % общего объёма производства.[50]
[править] Реализация продукции
[править] Госзаказ
За 1992—1998 годы гособоронзаказ сократился в сопоставимых ценах по сравнению с 1991 г. примерно в 13 раз (в том числе в 22 раза на военные НИОКР).
В 1994 году был издан указ Президента России «Об оборонном заказе». В течение 1990-х годов оборонный заказ в большей части государством не финансировался, что в значительной мере привело к кризису отечественной оборонной промышленности России.[51]
За 1999—2004 годы гособоронзаказ возрос в сопоставимых ценах по сравнению с 1998 г. примерно в 2,5 раза (в том числе более, чем в 7 раз на военные НИОКР).
ВВС России не закупали новых боевых самолетов с 1993 г. Крупные закупки боевых машин возобновились в 2008 г., когда было принято решение выкупить за 25 млрд руб. 34 истребителя МиГ-29СМТ/УБ, от которых отказался Алжир (в 2006 г. был заключен мелкий контракт на поставку пяти бомбардировщиков Су-34, а в 2007-м — 12 учебно-боевых самолетов Як-130). В 2008 г. был заключен контракт на поставку ВВС 32 бомбардировщиков Су-34 на сумму 33,6 млрд руб., а в 2009 г. на выставке МАКС-2009 был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27СМ3 и четырех истребителей Су-30М2 на сумму 80 млрд руб. Всего с учетом ожидаемых новых контрактов с 2007 г. Вооруженные силы заказали и закажут 159 боевых и 72 учебно-боевых самолета, из них поставлены 57 боевых и 12 учебно-боевых.[52]
[править] Экспорт
Экспорт продукции военного назначения из России:
- 2003 год — $5,46 млрд
- 2004 год — $5,78 млрд
- 2005 год — $6,18 млрд
- 2006 год — $6,46 млрд
- 2007 год — $7,19 млрд
- 2008 год — $8,35 млрд
Россия в рейтинге ЦАМТО по итогам 2011 года заняла второе место в мире по объёму военного экспорта. В 2011 году она продала оружия на 11,29 миллиарда долларов, что составляет 16,1 % от общемировых поставок. Прогноз на 2012 год — 11,3 миллиарда долларов, что составит 17,3 %.[53]
В марте 2011 года отмечалось, что в настоящее время поставки российского вооружения осуществляются в 80 стран мира, причём вертолётная техника пользуется спросом и среди стран НАТО.[54] В июне 2010 года Михаил Дмитриев заявил, что 90 % объема российских военных поставок приходится на 10 стран, в числе которых Индия и Китай.[55]
[править] Связи с Белоруссией
По военным программам многие российские предприятия высокотехнологичного машиностроения сотрудничают с белорусскими партнерами. Многие виды российского экспортного вооружения создаются с применением белорусских комплектующих изделий. Партнерами белорусского ОПК являются более 400 российских предприятий, которые сегодня имеют научно-техническую и производственную кооперацию практически со всеми НИИ, КБ и предприятиями ОПК Белоруссии почти по 1600 наименованиям продукции военно-технического назначения.[56]
Эти изделия и комплектующие применяются при изготовлении российских танков Т‑90, Т‑72, боевых машин пехоты БМП‑3, бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ‑1, БРЭМ-К, БРЭМ-Л, реактивных систем залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч», самоходных артиллерийских орудий и гаубиц, противотанковых ракетных и зенитных ракетно-пушечных комплексов, стрелкового оружия и целого ряда других образцов военной техники и вооружений.[57]
«Минский завод колёсных тягачей» («ОАО МЗКТ»), в частности, является главным поставщиком шасси для стратегических ракетных комплексов всех типов. Он выпускает платформы для ракетных комплексов «Искандер», «Тополь-М» и «Ярс», РСЗО «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо», комплексов ПВО «Оса‑1 Т», «Бук‑2М», «Тор-М2», С‑300 и С‑400 «Триумф», противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М» и множества прочих образцов наземного подвижного вооружения и военной техники. В общей сложности около 90 % годового экспорта «МЗКТ» приходится на российских заказчиков. В свою очередь, более 200 российских предприятий поставляют для ОАО «МЗКТ» сырье, материалы и комплектующие. МЗКТ разработал и освоил практически уникальное производство специальных колесных шасси — транспортной базы для наземного подвижного вооружения и военной техники, среди которых тактические, оперативно-тактические и стратегические ракетные комплексы «Искандер», «Тополь-М», «Ярс». Это предприятие также будет заниматься разработкой новых типов шасси под «Тополь-М» и «PC-24С».[58]
Основу поставок белорусской продукции военного назначения в Россию составляют высокотехнологические разработки — навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем. Ключевую роль здесь играет ОАО «Интеграл» — это холдинг, в который помимо самого одноимённого минского завода входят его филиал «Камертон» (Пинск), ОАО «Электромодуль» (Молодечно) и ОАО «Цветотрон» (Брест). Холдинг поставляет на российские предприятия высокотехнологичного машиностроения, в том числе и РКП, около 70 % всей выпускаемой продукции.[59]
Отдельное направление сотрудничества — разработка белорусскими компаниями для российских заказчиков аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Сюда же относятся уникальные прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения. Ключевую роль в этих проектах играет ОАО «Пеленг», а также «Агат», КБ «Дисплей», ОАО «МНИПИ» и КБ «Радар».[60]
ОАО «Пеленг», в частности, производит основную часть оптоэлектронной полезной нагрузки для российских спутников дистанционного зондирования Земли и собственного аналогичного спутника, которые разрабатывались и собирались на российском ОАО "Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы им. А. Г. Иосифьяна» (ОАО «Корпорация ВНИИЭМ»). Так, налажена тесная кооперация ОАО «Пеленг» с ОАО «Вологодский оптико-механический завод» и ОАО «Курганмашзавод» по поставке прицелов и прицельных комплексов для оснащения и модернизации систем управления огнем бронетанковой техники.[61]
[править] Примечания
- ↑ Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
- ↑ Способны ликвидировать отставание[1]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[2]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[3]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[4]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[5]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[6]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[7]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[8]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[9]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[10]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[11]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[12]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[13]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[14]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[15]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[16]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[17]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[18]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[19]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[20]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[21]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[22]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[23]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[24]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[25]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[26]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[27]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[28]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[29]
- ↑ Личный вклад[30]
- ↑ Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
- ↑ Дмитрий Рогозин: на модернизацию ВПК до 2020 года выделено 100 млрд долларов
- ↑ [31]
- ↑ Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
- ↑ Способны ликвидировать отставание[32]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[33]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[34]
- ↑ Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
- ↑ [35]
- ↑ Российские компании, которые получат господдержку. Полный список
- ↑ Россия уверенно занимает 2 место по экспорту новых истребителей[36]
- ↑ Военные самолёты, производство[37]
- ↑ Способны ликвидировать отставание[38]
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/811478
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/811478
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc/811478
- ↑ Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
- ↑ Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
- ↑ Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ [39][40]
- ↑ http://www.ria.ru/defense_safety/20111223/524113432.html
- ↑ http://www.lenta.ru/articles/2011/03/16/army/
- ↑ http://lenta.ru/news/2010/06/30/order/
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013