Отношения Грузии с МВФ
Материал из Documentation.
МВФ неоднократно предоставлял Грузии кредиты.
[править] История
Грузия вошла в систему МВФ 5 мая 1992 года, но средства МВФ были получены лишь в конце 1994 года после согласования первой совместной программы реформирования экономики страны.
Вступление Грузии в МВФ обеспечило страну средствами, необходимыми для проведения экономических преобразований, направленных на преодоление кризиса, а также гарантировало получение необходимой технической и консультационной помощи со стороны этой финансовой организации.
МВФ совместно с правительством Грузии разработал долгосрочную программу реформирования экономики и предоставил необходимые средства для проведения согласованной экономической политики. Основные направления программы МВФ по перестройке экономики страны стандартны: уменьшение инфляции, содействие экономическому росту и повышению доходов населения. Основными направлениями структурных преобразований являются реформа государственного сектора (приватизация) и государственного управления, либерализация внешней торговли и финансового рынка, совершенствование правовой базы, укрепление финансовой и деловой дисциплины, меры по повышению доходности бюджета.
15 декабря 1994 года МВФ принял решение о предоставлении кредита на системные преобразования в экономике (СТФ) для поддержки программы правительства по реформированию и стабилизации грузинской экономики и предоставил первый транш в размере $44 млн. Основными задачами программы были борьба с гиперинфляцией, стабилизация обменного курса национальной валюты и преодоление внешнеторгового дисбаланса. Программа предусматривала либерализацию цен и торговли, прекращение государственного субсидирования экономики, развитие ключевых ведомств по управлению экономической политикой, осуществление жесткой финансовой политики. Кредит был выдан на 10 лет с льготным сроком погашения 4,5 года и ставкой 5 % годовых.
Рассмотрев итоги деятельности правительства Грузии за полгода, МВФ принял решение о выделении дополнительных средств для финансирования перестройки экономики. 28 июня 1995 года вместе со вторым траншем кредита СТФ в размере $44 млн МВФ выделил 12-месячный «стенд-бай» кредит в размере $113 млн для финансирования программы 1995—1996 годов по реформированию экономики. Перед правительством были поставлены следующие задачи: сокращение уровня месячной инфляции до 1 % к концу 1995 года, а годовой инфляции — до 12-15 % в 1996 году; сокращение падения производства в 1995 году путём удержания на уровне 5 % с ростом на 10 % в следующем году; сокращение бюджетного дефицита с 17 % в 1994 году до 6 и 5,6 % в 1995 и 1996 годах соответственно за счёт осуществления жёсткой программы по сокращению государственных расходов и повышению налоговых сборов. План по налоговым сборам был установлен на уровне 4 % ВВП в 1995 г. и 6 % в 1996 г. Структурные реформы включали в себя окончание приватизации небольших государственных предприятий и «государственной хлебной корпорации» к концу 1995 года, ваучерной приватизации крупных предприятий — к середине 1996 года, принятие значительного количества законодательных актов в области имущественных прав, банкротства, банковской сферы, конкуренции, иностранных инвестиций и др. Государство должно было отменить регулирование энергетического рынка и прекратить импорт газа по межправительственным соглашениям. Кроме того, система государственного управления должна сократиться к августу 1996 года на 25 % (около 420 тыс. человек).
28 февраля 1996 года Грузия получила возможность использовать средства МФВ по новой программе — расширенного финансирования структурной перестройки (ЕСАФ). Новый трёхлетний кредит был одобрен МВФ для проведения программы реформирования экономики Грузии в 1996—1998 гг. Основными приоритетами стали: ежегодный экономический рост на уровне 8-10 %, уменьшение инфляции до 10 % годовых к концу 1998 года, снижение дефицита платёжного баланса с 15,3 % ВВП в 1995 г. до 4,2 % в 1998 г., снижение дефицита бюджета до 3 % и увеличение валютных резервов страны. Для соблюдения ключевых параметров программы возникла необходимость реформирования налоговой системы путём сокращения налоговых льгот, увеличения налогооблагаемой базы, повышения уровня собираемости налогов и таможенных пошлин. Проведение структурных реформ предусматривало дальнейшее законодательное оформление основ функционирования рыночной экономики, реформирование банковского сектора, ускорение процесса приватизации, в том числе приватизацию 325 средних и крупных предприятий и сокращение количества не подлежащих приватизации предприятий. Кроме того, предусматривалось принятие мер по либерализации валютного рынка страны. Кредит был предоставлен сроком на 10 лет с льготным периодом погашения 5,5 года и процентной ставкой в 0,5 % годовых. Первый транш в размере около $40 млн был немедленно зачислен в Национальный банк Грузии и использован для пополнения государственных валютных резервов. В 1996 и 1997 гг. в рамках кредита ЕСАФ Грузия получила средства на проведение согласованной программы в сумме $74 млн ежегодно в два полугодовых платежа после проверки выполнения условий программы.
Экономические достижения были очевидны: Грузия смогла достичь запланированных значений по ключевым показателям экономического развития: рост ВВП составил 10,5 и 11 % в 1996 и 1997 гг. соответственно, инфляция к концу 1997 г. достигла значения 7,3 %, а валютные резервы возросли до $173 млн.
Однако в 1998 г. МВФ задержал перечисление денег в течение четырёх месяцев, потребовав от правительства Грузии выполнения четырёх условий: повышения собираемости налогов, проведения банковской реформы, отмены запрета на некоторые виды экспорта и введения вместо этого экспортных пошлин, нормализации отношений со странами-кредиторами. Следующий транш Грузия получила лишь в августе 1998 года после выполнения практически всех условий МВФ, кроме урегулирования отношений с Туркменистаном, которому она задолжала $400 млн за поставки газа. Однако руководство МВФ приняло во внимание тот факт, что Грузия сделала всё возможное для реструктуризации долгов Туркменистану.
Следующий транш должен был поступить в декабре 1998 г., но был задержан из-за несоблюдения условий соглашения. МВФ был недоволен порядком расходования бюджетных средств, так как в декабре 50 млн лари ($29,2 млн) были использованы сверх лимита, установленного МВФ. Кроме того, кризис 1998 года многократно увеличил внутренние и внешние дисбалансы в экономике Грузии. Реальный рост ВВП в 1998 г. составил, по некоторым оценкам, 2,9 %, тогда как в программу была заложена цифра 10 %. Жестокая засуха значительно снизила производство сельскохозяйственной продукции и выработку электроэнергии гидроэлектростанциями, что привело к сокращению её подачи промышленным предприятиям. Кризис в России оказал заметное влияние на сектор рыночных товаров и разрушил систему платежей между двумя странами. Экспорт в Россию, который до кризиса составлял около 30 % всего экспорта Грузии, снизился в 1998 г. до 21 %, причём особенно резкое снижение наблюдалось в последнем квартале 1998 года. Кроме того, значительно сократились денежные перечисления от граждан Грузии, работающих в России. Несмотря на негативное влияние кризиса, произошедшие в 1998 г. изменения в структуре цен и объёме производства были благоприятными. Темпы годовой инфляции вплоть до конца ноября 1998 г. были отрицательными и составляли около 1 %, отражая рост конкуренции в секторе рыночных товаров по мере повышения реальной стоимости национальной валюты. Однако уже к концу декабря 1998 г. темпы годовой инфляции составили 10,6 % по сравнению с заложенными в программу 6 %. На фоне позитивного экономического роста и низкой инфляции на протяжении большей части года ситуация в бюджетно-налоговой сфере не улучшилась. Бюджетный дефицит (рассчитанный на основе методики МВФ) составил 4,3 % от ВВП по сравнению с заложенными в программу 2 %. Налоговые поступления в 1998 г. также оказались ниже ожидаемых, что в значительной мере явилось следствием недостаточно эффективного применения налогового законодательства и отсрочки с принятием ряда увеличивающих доходы мер.
Только к лету 1999 г. Грузия и МВФ смогли договориться о возобновлении финансирования, и Совет директоров Фонда 23 июля принял решение, во-первых, об увеличении размера кредита СТФ на $7,5 млн для компенсации негативного воздействия кризиса на торговый баланс страны и, во-вторых, о выдаче следующего транша кредита ЕСАФ в сумме $37 млн. Решение МВФ, которое сопровождалось принятием новой экономической программы, дало возможность Грузии получить в начале августа около $45 млн. Программа предусматривала экономический рост в 1999 г. на 2 %, что является достаточно скромным показателем, учитывая девальвацию лари и появление перспектив для роста в секторе конкурентоспособных товаров, а также ожидаемое увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции. Темпы инфляции по состоянию на конец 1999 г. должны были, согласно программе, составить 13 %, а международные резервы вырасти до эквивалентного объема импорта за 2,5 месяца. Основой достижения макроэкономических целей программы считалось продолжение разумной денежной политики и ужесточение бюджетно-налоговой политики.
В последующие два года правительству Грузии удалось достичь некоторой стабилизации экономической ситуации в стране. Так, экономический рост в 1999 г. составил 2,9 %, инфляция — 10,9 %, снизившись в 2000 г. до 6,8 %.
Несмотря на позитивные изменения, основные проблемы, стоящие на пути развития страны, так и остались нерешенными. Собираемость налогов оставалась самой низкой среди всех стран СНГ и составляла около 14 % ВВП; государственный долг Грузии постоянно увеличивается, достигнув к концу 1999 г. 75 % от ВВП, что практически не позволяло стране полностью и своевременно его обслуживать. Всё это вкупе с проблемами коррупции и слабого государственного управления привело к значительному увеличению бюджетного дефицита, который составил в 1999 г. 6,7 % ВВП по сравнению с заложенными в программе МВФ 2,8 %, и острой необходимости привлечения новых заимствований, в том числе и со стороны МВФ, для проведения правительственных программ реформирования экономики в последующие несколько лет.
[править] Ссылки
[править] Примечания