Вторая половина I тысячелетия

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономика

[править] Торговля

Период расцвета Великого шёлкового пути пришёлся на VII—VIII века, когда экономические и культурные связи Древнего Китая с внешним миром достигли своего пика.[1]

[править] Регионы

[править] Аварский каганат

Авары образовали в 568 году на Среднем Дунае Аварский каганат, включавший местные германские, славянские и другие группы и просуществовавший до начала IX века.[2]

[править] Болгария

Бол­гар­ская орда во гла­ве с ха­ном Ас­па­рухом в 681 году пе­ре­се­ли­лась на ниж­ний Дунай, где бол­га­ры вме­сте со сла­вя­на­ми соз­да­ли го­су­дар­ст­во Бол­гария (т. н. Ду­най­скую Бол­га­рию).[3]

[править] Верхневолжье

Многое в истории Верхневолжья пока остаётся туманным, в частности, выяснить детально, как протекали здесь этногенетические процессы в VII—VIII веках, пока не удаётся.[4]

[править] Великая Болгария

С рас­па­дом Тюрк­ско­го ка­га­на­та в первой половине VII века в При­чер­но­морье воз­ник­ло объ­еди­не­ние тюр­коя­зыч­ных ко­чев­ни­ков под ге­ге­мо­ни­ей бол­гар (про­то­бол­гар), име­нуе­мое Ве­ли­кая Бол­гария. Бол­гар­ско­му ха­ну Куб­рату под­чи­ня­лись тер­ри­то­рии от При­ку­ба­нья до Прид­не­про­вья, сто­ли­цей был уце­лев­ший по­сле гунн­ско­го втор­же­ния го­род Фа­на­гория на Та­ма­ни.[5]

[править] Волго-Клязьминское междуречье

Работами А. Е. Леонтьева установлено, что в междуречье Волги и Клязьмы прямая преемственность между местными дьяковскими древностями раннего железного века и культурой второй половины I тыс. н. э. в этом регионе отсутствует.[6]

В третьей четверти I тысячелетия в Волго-Клязьминском междуречье в условиях расселения пришлого населения формируется совершенно новая культура. Миграционный процесс привёл к коренной перестройке системы расселения. Прежние небольшие поселения, приуроченные к пойменным лугам, в основной массе забрасываются. Получают распространение поселения более крупных размеров, которые тяготели уже к участкам с наиболее плодородными почвами. Ведущую роль в экономике населения теперь стало играть земледелие.[7]

Большинство селищ второй половины I тыс. н. э. в Волго-Клязьминском междуречье расположено в одинаковых топографических условиях, занимая пологие склоны возвышенностей коренных берегов рек и озер. Площади поселений — от 1 до 6 га. Жилищами служили преимущественно наземные срубные постройки, которые отапливались печами-каменками. На некоторых поселениях выявлены и полуземляночные строения.[8]

Основными создателями культуры второй половины I тыс. н. э. Волго-Клязьминья были среднеевропейские переселенцы. Только под их воздействием здесь могла сложиться новая поселенческая структура и мог возобладать земледельческий облик экономики. Заслуживает внимания то, что тип расселения, сформировавшийся в третьей четверти I тыс. н. э., оставался неизменным позднее и сохранился в период Древнерусского государства. Каких-либо трансформаций в развитии культуры, быта и экономики в последующее время здесь не наблюдается. Очевидно, что основы культуры и быта древнерусского населения Волго-Клязьминского междуречья были заложены во второй половине I тыс. н. э. и ведущая роль в их развитии принадлежала среднеевропейcким переселенцам и их потомкам.[9]

[править] Восточная Европа

Появление дунайских переселенцев в южных регионах Восточной Европы фиксируется на рубеже VII—VIII вв.[10]

Арабский литератор ал-Джахиз в первой половине IX века упоминал о хазарских и хорезмийских белках, которые, вероятнее всего, происходили из Восточной Европы.[11]

[править] Восточно-тюркский каганат

Восточно-тюркский каганат пал по­сле втор­же­ния ки­тай­ских войск (630 год).[12]

[править] Западно-тюркский каганат

К VIII веку За­пад­ный ка­ганат ока­зал­ся под вла­стью тюрк­ско­го пле­мен­но­го объ­е­ди­не­ния тюр­ге­шей.[13]

[править] Ильменский бассейн

Около рубежа VII—VIII веков в Ильменском бассейне формируется культура сопок.[14]

[править] Крым

Если преобладание хазарского влияния в Крыму над византийским и имело место, то оно завершилось во второй четверти IX столетия с приходом в Причерноморье венгров и проведением миссии Петроны Каматира.[15]

[править] Правобережное Поднепровье

Правобережные области Поднепровья к последним векам I тыс. н. э. были уже освоены славянским населением.[16]

[править] Псковская земля

Территория Псковской земли стала формироваться как отдельная историко-географическая единица Руси уже во второй половине I тыс. н. э. Это был ареал культуры псковских длинных курганов, где в отличие от области расселения словен ильменских сопки не получили распространения.[17]

[править] Тюркский каганат

Тюркский каганат — «ко­че­вая им­пе­рия», соз­дан­ная в сер. 6 в. ка­га­на­ми из ро­да Аши­на, под­чи­нив­шая про­стран­ст­ва от Юж­ной Си­би­ри и Мань­чжу­рии до Бос­по­ра Ким­ме­рий­ско­го и объ­е­ди­нив­шая мон­го­лоя­зыч­ные (вы­де­лив­шие­ся из сянь­би ки­да­ни и др.), тюр­коя­зыч­ные (уй­гу­ры, ени­сей­ские кыр­гы­зы и др.), ира­ноя­зыч­ные (эф­та­ли­ты, ала­ны) и др. на­ро­ды. Тюрк­ский ка­га­нат имел по­сто­ян­ные свя­зи с Ки­та­ем, Ира­ном и Ви­зан­ти­ей, стре­мил­ся к кон­тро­лю над Ве­ли­ким шёл­ко­вым пу­тём, со­еди­няв­шим Ки­тай и Вос­точ­ное Сре­ди­зем­но­мо­рье (рей­ды в Вос­точ­ную Ев­ро­пу — на Бос­пор — при­зва­ны бы­ли ус­та­но­вить путь в Ви­зан­тию в об­ход Ира­на). К кон. 6 в. Тюрк­ский ка­га­нат рас­пал­ся на Вос­точ­ный (в Цен­траль­ной Азии), где силь­ны бы­ли влия­ния Ки­тая и рас­про­стра­нял­ся буд­дизм, и За­пад­ный (в Сред­ней Азии), в боль­шей ме­ре свя­зан­ный с куль­ту­рой ира­ноя­зыч­но­го Со­гда и са­са­нид­ско­го Ира­на.[18]

[править] Уй­гур­ский ка­га­нат

Уй­гу­ры соз­дали Уй­гурский каганат.[19] Власть Уй­гур­ско­го ка­га­на­та про­сти­ра­лась от Мон­го­лии до Ту­вы и Фер­га­ны.[20]

Уй­гур­ский ка­ган при­нял от мис­сио­не­ров из Со­гда ма­нихейство ­как гос. ре­ли­гию.[21]

При по­мо­щи со­г­дий­ских и ки­тай­ских ар­хи­тек­то­ров в Уй­гур­ском ка­га­на­те строи­лись го­ро­да и зам­ки из сыр­цо­во­го кир­пи­ча.[22]

[править] Хазарский каганат

К кон. 7 века сло­жил­ся Ха­зарский каганат, пре­тен­до­вав­ший на ге­ге­мо­нию в Вос­точ­ной Ев­ро­пе и вклю­чив­ший­ся в борь­бу ме­ж­ду са­са­нид­ским Ира­ном и Ви­зан­ти­ей в За­кав­ка­зье.[23]

[править] Ярославское Поволжье

Судя по находке браслетообразных височных колец на Попадьинском селище, они бытовали в Ярославском Поволжье уже в VI веке.[24]

[править] Народы

[править] Авары

В 558 в сте­пях Юго-Вост. Ев­ро­пы по­яв­ля­ют­ся авары. В 568, по­бе­див ге­пи­дов в сою­зе с лан­го­бар­да­ми и по­сле ухо­да по­след­них в Ита­лию (в её сев. и центр. час­тях сло­жи­лось но­вое ко­ро­лев­ст­во лан­го­бар­дов с цен­тром в Па­вии), они ста­ли хо­зяе­ва­ми все­го Ср. По­ду­на­вья, ос­но­вав здесь Аварский каганат.[25]

[править] Болгары

О. М. Приходнюк полагает, что толчком к отселению части славянского населения из Дунайских земель стал приход в 680 году болгарских орд Аспаруха, которые на первых порах недружелюбно отнеслись к местным обитателям.[26]

[править] Дреговичи

Группа памятников VI—IX веков, сосредоточенная в той части Припятского Полесья, где позднее был основан племенной центр дреговичей — Туров, надёжно связывается с ранними дреговичами.[27]

[править] Мурома

В VII веке славяне — носители браслетообразных височных колец с сомкнутыми концами появились в области расселения финского племени муромы. В Кочкинском могильнике, принадлежащем муроме и датируемом второй половиной VII — первой половиной VIII в., браслетообразные кольца с сомкнутыми концами обнаружены в десяти погребениях: в двух по обряду трупосожжения, остальные при трупоположениях, преимущественно с нехарактерной для финно-угорского мира западной ориентировкой. Находки браслетообразных височных украшений в памятниках муромы можно рассматривать как свидетельство инфильтрации славянского населения в среду этого племени.[28]

В исторических событиях, отражённых русскими летописями, мурома не упоминается. Она названа лишь во вводной части Повести временных лет и под 862 г., где сообщается, что древним населением города Мурома была мурома.[29]

[править] Поляне

На рубеже VII и VIII веков на территории полян расселились славяне — носители волынцевской культуры, то есть русы. Таким образом, поляне вошли в состав племенного образования русов.[30]

Поляне в основном, как свидетельствуют материалы археологии, сохранили свои этнографические элементы, но восприняли этноним пришлого населения — «поляне, яже ныне зовомая Русь».[31]

[править] Протоболгары

Часть протоболгар осталась со второй половины VII веке в составе Хазарского каганата, другая под предводительством Аспаруха, ушла на Нижний Дунай, где при участии преобладающего славянского населения в 680-х годах образовалось Болгарское царство. Ещё одна часть ушла в лесостепное Поволжье, где покорив именьковцев, стала основой сложения Волжской Болгарии.[32]

[править] Славяне

Не позд­нее 580-х гг. груп­пы сла­вян уже жи­ли в Фес­са­лии, к 1-й тре­ти 7 в. — на Зап. Бал­ка­нах, в Юж. и Вост. Аль­пах.[33]

Об­ра­зо­ва­ние в 7 в. не­дол­го­веч­ных слав. гос. об­ра­зо­ва­ний (Са­мо, Ка­ран­та­ния, ряд «сла­вий» на Бал­ка­нах), вклю­че­ние не­ко­то­рых групп славян в Аварский каганат, об­ласть да­ней Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту, Венг­рию, фор­ми­ро­ва­ние го­су­дарств, где сла­вя­не пре­об­ла­да­ли (Пер­вое Бол­гар­ское цар­ст­во, Ве­ли­ко­мо­рав­ская дер­жа­ва, го­су­дар­ст­ва сер­бов, хор­ва­тов, Пяс­тов, Прже­мы­сло­ви­чей, Древ­не­рус­ское го­су­дар­ст­во и др.), к кон. 1-го тыс. за­кре­пи­ло рас­пад слав. общ­но­сти.[34]

[править] Уличи

Князь Святослав присоединил уличей к Древнерусскому государству.[35]

[править] Хазары

В ходе войн 660—680-х годов Хазарский каганат становится главной силой на юге Восточной Европы до X века.[36]

В VIII—IX веках доминирующее место в истории Юга Восточной Европы принадлежало Хазарскому государству. Это было достаточно мощное образование, подчинившее ряд воинственных кочевых племен степей Причерноморья и Прикаспия и сумевшее в течение длительного времени сдерживать натиск Арабского халифата на Кавказе. Хазария занимала обширную территорию, включавшую на севере весь бассейн Северского Донца и бассейн Дона почти до Воронежа, на западе — Северное Приазовье и часть Крыма, на юге — Кубань и предгорья Кавказа вплоть до Каспийского моря. Население Хазарского государства было многоэтничным, в его составе были хазары, аланы, болгары, угры, славяне и другие более мелкие племена.[37]

До 830-х годов на северо-западном пограничье Xазарии имелись лишь городища, возникшие ещё в скифское время. Они располагались на труднодоступных мысах коренных берегов рек и воспринимались средневековым населением как естественно защищенные места, подходящие для обеспечения безопасности жителей близлежащих селений. Их плановая структура зависела исключительно от природных факторов.[38]

Как можно судить по византийским документам, в 830-х годах у Хазарского государства появился какой-то соперник. Правители Хазарии не могли сдерживать натиск этого воинственного соседа и вынуждены были направить послов в Византию с просьбой о помощи в крепостном строительстве. Византийский император Феофил (829—842 гг.) благожелательно отнесся к хазарской миссии. В Хазарию, как рассказывает Константин Багрянородный, была направлена экспедиция во главе с Петроной Каматиром — братом жены императора, Феодоры. Каматиры принадлежали к знатным фамилиям Византии. По-видимому, император придавал большое значение этой экспедиции.[39]

Византийское военно-фортификационное строительство в Xазарии в 830-х годах не ограничилось возведением Саркела. Параллельно, как показывают археологические изыскания, византийскими мастерами были произведены крупные работы по укреплению северо-западных рубежей Xазарского каганата: были выстроены мощные для того времени крепости там, где территория салтово-маяцкой культуры вплотную соприкасалась с ареалом волынцевской культуры и роменско-боршевских древностей.[40]

[править] Археологические культуры

[править] Волынцевская культура

В конце VII века в Днепро-Донском междуречье археологически документируется появление крупных масс нового населения, которое создает волынцевскую культуру. Ранние горизонты напластований на её памятниках характеризуются присутствием пеньковских и колочинских материалов.[41]

Становление волынцевской культуры было обусловлено появлением в Днепровском Левобережье, на Дону и Оке значительных масс нового населения. Вопрос о том, откуда шла эта миграция, ныне решается достаточно авторитетно. Сопоставительный анализ характерных маркеров волынцевской культуры обнаруживает ее близость к именьковским древностям, которые в конце IV—VII в. получили распространение в Среднем Поволжье (от нижней Камы до Самарской луки).[42]

Топография поселений и облик материальной культуры не оставляют сомнений в земледельческом характере экономики волынцевского населения. Материалы раскопок дают возможность восстановить и ассортимент культурных растений. Это — просо, яровая и озимая пшеница, рожь, горох, полба, конопля. На долю домашних животных приходится свыше 80 % остеологического материала.[43]

В развитии волынцевской культуры выделяются три основных этапа. Ее ранние комплексы, в которых присутствуют керамические формы пеньковского и колочинского облика, датируются начиная с последних десятилетий VII в., может быть с рубежа VII—VIII вв. Средний этап рассматриваемой культуры характеризуется исчезновением форм сосудов, продолжавших традиции пеньковской и колочинской керамики, и распространением гончарной посуды. Он определяется VIII веком. На позднем этапе (вторая половина VIII в. и первая половина IX в.) наблюдается эволюционная трансформация волынцевской культуры в роменскую.[44]

[править] Именьковская культура

В конце VII века основная масса именьковских поселений (а их археологам известно более 600) и могильников прекращают функционировать. Раскопки их показывают, что селения не были разгромлены или сожжены. Они были оставлены именьковским населением. В силу каких-то обстоятельств обширные плодородные земли Среднего Поволжья оказались опустошенными. 3емледельцы этого региона вынуждены были искать новые территории для своего расселения.[45]

Меньшая часть именьковского населения, по всей вероятности, не покинула Средневолжские земли. П. Н. Старостин считает, что отдельные группы именьковцев ушли в глухие местности Поволжья, в частности в регион р. Черемшан, где в керамических материалах болгарского времени проявляются некоторые особенности именьковской посуды.[46]

[править] Культура новгородских сопок

Во второй половине I тыс. н. э. в бассейне Ильменя складывается культура новгородских сопок. Сопки — высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной, обнесенные в основаниях кольцеобразно выложенными валунами. Анализ вещевых инвентарей из сопок позволяет датировать эти памятники VIII—IX вв., но отдельные захоронения совершались и в X в.[47]

Достаточно очевидно, что культура новгородских сопок не была эволюционным продолжением местной культуры прибалтийско-финского населения раннего железного века. Создателями её могло быть только пришлое население. Вероятной ныне представляется мысль о расселении племенной группировки, создавшей культуру сопок, в большом миграционном потоке среднеевропейского населения, имевшем место в период великого переселения народов. На первых порах эти переселенцы, скорее всего, отдельными островками проживали среди носителей культуры псковских длинных курганов.[48]

С конца VII — начала VIII в. в восточной части ареала псковских длинных курганов получает развитие культура сопок. Ареал культуры сопок в значительной части перекрывает восточные области территории псковских длинных курганов. При этом выясняется, что на той же территории население, оставившее длинные курганы псковского типа, и носители культуры сопок какое-то время проживали чересполосно.[49]

Земледельческий уклад населения культуры сопок представляется несомненным. Доминировало, очевидно, пашенное земледелие, поскольку подсека на дерново-карбонатных почвах из-за особенностей их химического состава вообще невозможна.[50]

География памятников культуры сопок и последующая история её носителей дают полные основания связывать эти древности со словенами ильменскими (новгородскими), о которых в летописи сообщается: «Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ».[51]

[править] Культура псковских длинных курганов

Натиск населения культуры псковских длинных курганов в западном направлении, по-видимому, не стихал на протяжении всей третьей четверти I тыс. н. э. Для сдерживания этого натиска эстские племена вынуждены были соорудить на своем восточном пограничье цепь укрепленных пунктов.[52]

Население культуры псковских длинных курганов в третьей четверти I тыс. н. э. предпочитало подсечно-огневую форму земледелия.[53]

[править] Культура смоленско-полоцких длинных курганов

На рубеже VII и VIII веков в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье получают распространение длинные и удлинённые курганы, именуемые в литературе смоленско-полоцкими. Они заметно отличаются от псковских длинных курганов, поэтому выделяются в особую группу, а учитывая своеобразие вещевого инвентаря — в отдельную археологическую культуру.[54]

Становление культуры смоленско-полоцких длинных курганов в настоящее время можно объяснить какими-то перемещениями населения с территории псковских длинных курганов. В пользу этого свидетельствует распространение в Смоленско-Полоцком регионе курганной обрядности с севера на юг. Инфильтрация носителей культуры псковских длинных курганов в полоцко-смоленские земли, возможно, была обусловлена активизацией словен ильменских. Именно в это время племена, представленные куль¬турой сопок, распространяются на значительной части Ильменского бассейна.[55]

[править] Лука-райковецкая культура

В лесостепной части правобережной Украины пражско-корчакская культура к началу VIII века эволюционировала в культуру типа лука-райковецкой. Значительная часть поселений с керамикой последней имеет напластования и VI—VII вв. Поселения, возникшие в VIII—IX вв., по топографическим условиям не отличаются от более ранних. В это время наблюдается рост численности поселений, многие из них занимают большие площади по сравнению с пражско-корчакскими, хотя некруп¬ные селища по-прежнему нередки. Основным типом оставались неукреплённые поселения, жители которых занимались сельским хозяйством. Вместе с тем, строятся (особенно в IX веке) и городища, которые имели ремесленно-торговый и, по-видимому, административный характер.[56]

Лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала — от верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья. В других его частях культурное развитие происходило иными путями. К началу X века культура типа лука-райковецкой трансформируется в древнерусскую.[57]

[править] Салтово-маяцкая культура

На всей территории Хазарского каганата с VIII века получила распространение салтово-маяцкая культура. Как показал М. И. Артамонов, это была культура всего населения Хазарского государства.[58]

[править] Климат

В конце VI—VII вв. в Европе, в том числе и в лесной зоне Восточно-Европейской равнины, наступило потепление. Повышаются среднегодовые температуры, наблюдается значительное уменьшение увлажненности. Количество осадков в VII в. было на уровне современности, а к началу VIII в. даже на 50 см меньше. Опускаются уровни озер и рек и их стока. Понижение зеркала Балтийского моря привело к падению уровней грунтовых вод, усыханию и сокращению болот. Период VIII—X веков характеризуется тёплым, умеренно влажным и малоизменчивым климатом. Это было время интенсивного почвообразования, особенно в поймах рек. Пойменные участки активно осваивались земледельцами. Создаются весьма благоприятные условия для развития земледелия и животноводства.[59]

[править] Населённые пункты

[править] Изборск

К числу интереснейших протогородских центров лесной полосы Восточной Европы принадлежит Изборское городище. Оно было основано на рубеже VII и VIII веков и сразу укреплено.[60]

[править] Константинополь

В 626 году аварами в союзе со славянами была сделана неудачная попытка захвата Константинополя.[61]

[править] Ладога

До 860-х годов Ладога была небольшим поселением с преимущественно торгово-ремесленными функциями, в котором варяги проживали вместе со славянами и приладожскими финнами.[62]

I тысячелетие
Века  I векII векIII векIV векV векVI векVII векVIII векIX векX век
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты