Вторая половина I тысячелетия
Материал из Documentation.
[править] Экономика
[править] Торговля
Период расцвета Великого шёлкового пути пришёлся на VII—VIII века, когда экономические и культурные связи Древнего Китая с внешним миром достигли своего пика.[1]
[править] Регионы
[править] Аварский каганат
Авары образовали в 568 году на Среднем Дунае Аварский каганат, включавший местные германские, славянские и другие группы и просуществовавший до начала IX века.[2]
[править] Болгария
Болгарская орда во главе с ханом Аспарухом в 681 году переселилась на нижний Дунай, где болгары вместе со славянами создали государство Болгария (т. н. Дунайскую Болгарию).[3]
[править] Верхневолжье
Многое в истории Верхневолжья пока остаётся туманным, в частности, выяснить детально, как протекали здесь этногенетические процессы в VII—VIII веках, пока не удаётся.[4]
[править] Великая Болгария
С распадом Тюркского каганата в первой половине VII века в Причерноморье возникло объединение тюркоязычных кочевников под гегемонией болгар (протоболгар), именуемое Великая Болгария. Болгарскому хану Кубрату подчинялись территории от Прикубанья до Приднепровья, столицей был уцелевший после гуннского вторжения город Фанагория на Тамани.[5]
[править] Волго-Клязьминское междуречье
Работами А. Е. Леонтьева установлено, что в междуречье Волги и Клязьмы прямая преемственность между местными дьяковскими древностями раннего железного века и культурой второй половины I тыс. н. э. в этом регионе отсутствует.[6]
В третьей четверти I тысячелетия в Волго-Клязьминском междуречье в условиях расселения пришлого населения формируется совершенно новая культура. Миграционный процесс привёл к коренной перестройке системы расселения. Прежние небольшие поселения, приуроченные к пойменным лугам, в основной массе забрасываются. Получают распространение поселения более крупных размеров, которые тяготели уже к участкам с наиболее плодородными почвами. Ведущую роль в экономике населения теперь стало играть земледелие.[7]
Большинство селищ второй половины I тыс. н. э. в Волго-Клязьминском междуречье расположено в одинаковых топографических условиях, занимая пологие склоны возвышенностей коренных берегов рек и озер. Площади поселений — от 1 до 6 га. Жилищами служили преимущественно наземные срубные постройки, которые отапливались печами-каменками. На некоторых поселениях выявлены и полуземляночные строения.[8]
Основными создателями культуры второй половины I тыс. н. э. Волго-Клязьминья были среднеевропейские переселенцы. Только под их воздействием здесь могла сложиться новая поселенческая структура и мог возобладать земледельческий облик экономики. Заслуживает внимания то, что тип расселения, сформировавшийся в третьей четверти I тыс. н. э., оставался неизменным позднее и сохранился в период Древнерусского государства. Каких-либо трансформаций в развитии культуры, быта и экономики в последующее время здесь не наблюдается. Очевидно, что основы культуры и быта древнерусского населения Волго-Клязьминского междуречья были заложены во второй половине I тыс. н. э. и ведущая роль в их развитии принадлежала среднеевропейcким переселенцам и их потомкам.[9]
[править] Восточная Европа
Появление дунайских переселенцев в южных регионах Восточной Европы фиксируется на рубеже VII—VIII вв.[10]
Арабский литератор ал-Джахиз в первой половине IX века упоминал о хазарских и хорезмийских белках, которые, вероятнее всего, происходили из Восточной Европы.[11]
[править] Восточно-тюркский каганат
Восточно-тюркский каганат пал после вторжения китайских войск (630 год).[12]
[править] Западно-тюркский каганат
К VIII веку Западный каганат оказался под властью тюркского племенного объединения тюргешей.[13]
[править] Ильменский бассейн
Около рубежа VII—VIII веков в Ильменском бассейне формируется культура сопок.[14]
[править] Крым
Если преобладание хазарского влияния в Крыму над византийским и имело место, то оно завершилось во второй четверти IX столетия с приходом в Причерноморье венгров и проведением миссии Петроны Каматира.[15]
[править] Правобережное Поднепровье
Правобережные области Поднепровья к последним векам I тыс. н. э. были уже освоены славянским населением.[16]
[править] Псковская земля
Территория Псковской земли стала формироваться как отдельная историко-географическая единица Руси уже во второй половине I тыс. н. э. Это был ареал культуры псковских длинных курганов, где в отличие от области расселения словен ильменских сопки не получили распространения.[17]
[править] Тюркский каганат
Тюркский каганат — «кочевая империя», созданная в сер. 6 в. каганами из рода Ашина, подчинившая пространства от Южной Сибири и Маньчжурии до Боспора Киммерийского и объединившая монголоязычные (выделившиеся из сяньби кидани и др.), тюркоязычные (уйгуры, енисейские кыргызы и др.), ираноязычные (эфталиты, аланы) и др. народы. Тюркский каганат имел постоянные связи с Китаем, Ираном и Византией, стремился к контролю над Великим шёлковым путём, соединявшим Китай и Восточное Средиземноморье (рейды в Восточную Европу — на Боспор — призваны были установить путь в Византию в обход Ирана). К кон. 6 в. Тюркский каганат распался на Восточный (в Центральной Азии), где сильны были влияния Китая и распространялся буддизм, и Западный (в Средней Азии), в большей мере связанный с культурой ираноязычного Согда и сасанидского Ирана.[18]
[править] Уйгурский каганат
Уйгуры создали Уйгурский каганат.[19] Власть Уйгурского каганата простиралась от Монголии до Тувы и Ферганы.[20]
Уйгурский каган принял от миссионеров из Согда манихейство как гос. религию.[21]
При помощи согдийских и китайских архитекторов в Уйгурском каганате строились города и замки из сырцового кирпича.[22]
[править] Хазарский каганат
К кон. 7 века сложился Хазарский каганат, претендовавший на гегемонию в Восточной Европе и включившийся в борьбу между сасанидским Ираном и Византией в Закавказье.[23]
[править] Ярославское Поволжье
Судя по находке браслетообразных височных колец на Попадьинском селище, они бытовали в Ярославском Поволжье уже в VI веке.[24]
[править] Народы
[править] Авары
В 558 в степях Юго-Вост. Европы появляются авары. В 568, победив гепидов в союзе с лангобардами и после ухода последних в Италию (в её сев. и центр. частях сложилось новое королевство лангобардов с центром в Павии), они стали хозяевами всего Ср. Подунавья, основав здесь Аварский каганат.[25]
[править] Болгары
О. М. Приходнюк полагает, что толчком к отселению части славянского населения из Дунайских земель стал приход в 680 году болгарских орд Аспаруха, которые на первых порах недружелюбно отнеслись к местным обитателям.[26]
[править] Дреговичи
Группа памятников VI—IX веков, сосредоточенная в той части Припятского Полесья, где позднее был основан племенной центр дреговичей — Туров, надёжно связывается с ранними дреговичами.[27]
[править] Мурома
В VII веке славяне — носители браслетообразных височных колец с сомкнутыми концами появились в области расселения финского племени муромы. В Кочкинском могильнике, принадлежащем муроме и датируемом второй половиной VII — первой половиной VIII в., браслетообразные кольца с сомкнутыми концами обнаружены в десяти погребениях: в двух по обряду трупосожжения, остальные при трупоположениях, преимущественно с нехарактерной для финно-угорского мира западной ориентировкой. Находки браслетообразных височных украшений в памятниках муромы можно рассматривать как свидетельство инфильтрации славянского населения в среду этого племени.[28]
В исторических событиях, отражённых русскими летописями, мурома не упоминается. Она названа лишь во вводной части Повести временных лет и под 862 г., где сообщается, что древним населением города Мурома была мурома.[29]
[править] Поляне
На рубеже VII и VIII веков на территории полян расселились славяне — носители волынцевской культуры, то есть русы. Таким образом, поляне вошли в состав племенного образования русов.[30]
Поляне в основном, как свидетельствуют материалы археологии, сохранили свои этнографические элементы, но восприняли этноним пришлого населения — «поляне, яже ныне зовомая Русь».[31]
[править] Протоболгары
Часть протоболгар осталась со второй половины VII веке в составе Хазарского каганата, другая под предводительством Аспаруха, ушла на Нижний Дунай, где при участии преобладающего славянского населения в 680-х годах образовалось Болгарское царство. Ещё одна часть ушла в лесостепное Поволжье, где покорив именьковцев, стала основой сложения Волжской Болгарии.[32]
[править] Славяне
Не позднее 580-х гг. группы славян уже жили в Фессалии, к 1-й трети 7 в. — на Зап. Балканах, в Юж. и Вост. Альпах.[33]
Образование в 7 в. недолговечных слав. гос. образований (Само, Карантания, ряд «славий» на Балканах), включение некоторых групп славян в Аварский каганат, область даней Хазарскому каганату, Венгрию, формирование государств, где славяне преобладали (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, государства сербов, хорватов, Пястов, Пржемысловичей, Древнерусское государство и др.), к кон. 1-го тыс. закрепило распад слав. общности.[34]
[править] Уличи
Князь Святослав присоединил уличей к Древнерусскому государству.[35]
[править] Хазары
В ходе войн 660—680-х годов Хазарский каганат становится главной силой на юге Восточной Европы до X века.[36]
В VIII—IX веках доминирующее место в истории Юга Восточной Европы принадлежало Хазарскому государству. Это было достаточно мощное образование, подчинившее ряд воинственных кочевых племен степей Причерноморья и Прикаспия и сумевшее в течение длительного времени сдерживать натиск Арабского халифата на Кавказе. Хазария занимала обширную территорию, включавшую на севере весь бассейн Северского Донца и бассейн Дона почти до Воронежа, на западе — Северное Приазовье и часть Крыма, на юге — Кубань и предгорья Кавказа вплоть до Каспийского моря. Население Хазарского государства было многоэтничным, в его составе были хазары, аланы, болгары, угры, славяне и другие более мелкие племена.[37]
До 830-х годов на северо-западном пограничье Xазарии имелись лишь городища, возникшие ещё в скифское время. Они располагались на труднодоступных мысах коренных берегов рек и воспринимались средневековым населением как естественно защищенные места, подходящие для обеспечения безопасности жителей близлежащих селений. Их плановая структура зависела исключительно от природных факторов.[38]
Как можно судить по византийским документам, в 830-х годах у Хазарского государства появился какой-то соперник. Правители Хазарии не могли сдерживать натиск этого воинственного соседа и вынуждены были направить послов в Византию с просьбой о помощи в крепостном строительстве. Византийский император Феофил (829—842 гг.) благожелательно отнесся к хазарской миссии. В Хазарию, как рассказывает Константин Багрянородный, была направлена экспедиция во главе с Петроной Каматиром — братом жены императора, Феодоры. Каматиры принадлежали к знатным фамилиям Византии. По-видимому, император придавал большое значение этой экспедиции.[39]
Византийское военно-фортификационное строительство в Xазарии в 830-х годах не ограничилось возведением Саркела. Параллельно, как показывают археологические изыскания, византийскими мастерами были произведены крупные работы по укреплению северо-западных рубежей Xазарского каганата: были выстроены мощные для того времени крепости там, где территория салтово-маяцкой культуры вплотную соприкасалась с ареалом волынцевской культуры и роменско-боршевских древностей.[40]
[править] Археологические культуры
[править] Волынцевская культура
В конце VII века в Днепро-Донском междуречье археологически документируется появление крупных масс нового населения, которое создает волынцевскую культуру. Ранние горизонты напластований на её памятниках характеризуются присутствием пеньковских и колочинских материалов.[41]
Становление волынцевской культуры было обусловлено появлением в Днепровском Левобережье, на Дону и Оке значительных масс нового населения. Вопрос о том, откуда шла эта миграция, ныне решается достаточно авторитетно. Сопоставительный анализ характерных маркеров волынцевской культуры обнаруживает ее близость к именьковским древностям, которые в конце IV—VII в. получили распространение в Среднем Поволжье (от нижней Камы до Самарской луки).[42]
Топография поселений и облик материальной культуры не оставляют сомнений в земледельческом характере экономики волынцевского населения. Материалы раскопок дают возможность восстановить и ассортимент культурных растений. Это — просо, яровая и озимая пшеница, рожь, горох, полба, конопля. На долю домашних животных приходится свыше 80 % остеологического материала.[43]
В развитии волынцевской культуры выделяются три основных этапа. Ее ранние комплексы, в которых присутствуют керамические формы пеньковского и колочинского облика, датируются начиная с последних десятилетий VII в., может быть с рубежа VII—VIII вв. Средний этап рассматриваемой культуры характеризуется исчезновением форм сосудов, продолжавших традиции пеньковской и колочинской керамики, и распространением гончарной посуды. Он определяется VIII веком. На позднем этапе (вторая половина VIII в. и первая половина IX в.) наблюдается эволюционная трансформация волынцевской культуры в роменскую.[44]
[править] Именьковская культура
В конце VII века основная масса именьковских поселений (а их археологам известно более 600) и могильников прекращают функционировать. Раскопки их показывают, что селения не были разгромлены или сожжены. Они были оставлены именьковским населением. В силу каких-то обстоятельств обширные плодородные земли Среднего Поволжья оказались опустошенными. 3емледельцы этого региона вынуждены были искать новые территории для своего расселения.[45]
Меньшая часть именьковского населения, по всей вероятности, не покинула Средневолжские земли. П. Н. Старостин считает, что отдельные группы именьковцев ушли в глухие местности Поволжья, в частности в регион р. Черемшан, где в керамических материалах болгарского времени проявляются некоторые особенности именьковской посуды.[46]
[править] Культура новгородских сопок
Во второй половине I тыс. н. э. в бассейне Ильменя складывается культура новгородских сопок. Сопки — высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной, обнесенные в основаниях кольцеобразно выложенными валунами. Анализ вещевых инвентарей из сопок позволяет датировать эти памятники VIII—IX вв., но отдельные захоронения совершались и в X в.[47]
Достаточно очевидно, что культура новгородских сопок не была эволюционным продолжением местной культуры прибалтийско-финского населения раннего железного века. Создателями её могло быть только пришлое население. Вероятной ныне представляется мысль о расселении племенной группировки, создавшей культуру сопок, в большом миграционном потоке среднеевропейского населения, имевшем место в период великого переселения народов. На первых порах эти переселенцы, скорее всего, отдельными островками проживали среди носителей культуры псковских длинных курганов.[48]
С конца VII — начала VIII в. в восточной части ареала псковских длинных курганов получает развитие культура сопок. Ареал культуры сопок в значительной части перекрывает восточные области территории псковских длинных курганов. При этом выясняется, что на той же территории население, оставившее длинные курганы псковского типа, и носители культуры сопок какое-то время проживали чересполосно.[49]
Земледельческий уклад населения культуры сопок представляется несомненным. Доминировало, очевидно, пашенное земледелие, поскольку подсека на дерново-карбонатных почвах из-за особенностей их химического состава вообще невозможна.[50]
География памятников культуры сопок и последующая история её носителей дают полные основания связывать эти древности со словенами ильменскими (новгородскими), о которых в летописи сообщается: «Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своимъ имянемъ».[51]
[править] Культура псковских длинных курганов
Натиск населения культуры псковских длинных курганов в западном направлении, по-видимому, не стихал на протяжении всей третьей четверти I тыс. н. э. Для сдерживания этого натиска эстские племена вынуждены были соорудить на своем восточном пограничье цепь укрепленных пунктов.[52]
Население культуры псковских длинных курганов в третьей четверти I тыс. н. э. предпочитало подсечно-огневую форму земледелия.[53]
[править] Культура смоленско-полоцких длинных курганов
На рубеже VII и VIII веков в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье получают распространение длинные и удлинённые курганы, именуемые в литературе смоленско-полоцкими. Они заметно отличаются от псковских длинных курганов, поэтому выделяются в особую группу, а учитывая своеобразие вещевого инвентаря — в отдельную археологическую культуру.[54]
Становление культуры смоленско-полоцких длинных курганов в настоящее время можно объяснить какими-то перемещениями населения с территории псковских длинных курганов. В пользу этого свидетельствует распространение в Смоленско-Полоцком регионе курганной обрядности с севера на юг. Инфильтрация носителей культуры псковских длинных курганов в полоцко-смоленские земли, возможно, была обусловлена активизацией словен ильменских. Именно в это время племена, представленные куль¬турой сопок, распространяются на значительной части Ильменского бассейна.[55]
[править] Лука-райковецкая культура
В лесостепной части правобережной Украины пражско-корчакская культура к началу VIII века эволюционировала в культуру типа лука-райковецкой. Значительная часть поселений с керамикой последней имеет напластования и VI—VII вв. Поселения, возникшие в VIII—IX вв., по топографическим условиям не отличаются от более ранних. В это время наблюдается рост численности поселений, многие из них занимают большие площади по сравнению с пражско-корчакскими, хотя некруп¬ные селища по-прежнему нередки. Основным типом оставались неукреплённые поселения, жители которых занимались сельским хозяйством. Вместе с тем, строятся (особенно в IX веке) и городища, которые имели ремесленно-торговый и, по-видимому, административный характер.[56]
Лука-райковецкая культура получила распространение только в восточной части пражско-корчакского ареала — от верхнего течения Западного Буга до правобережья Киевского Поднепровья. В других его частях культурное развитие происходило иными путями. К началу X века культура типа лука-райковецкой трансформируется в древнерусскую.[57]
[править] Салтово-маяцкая культура
На всей территории Хазарского каганата с VIII века получила распространение салтово-маяцкая культура. Как показал М. И. Артамонов, это была культура всего населения Хазарского государства.[58]
[править] Климат
В конце VI—VII вв. в Европе, в том числе и в лесной зоне Восточно-Европейской равнины, наступило потепление. Повышаются среднегодовые температуры, наблюдается значительное уменьшение увлажненности. Количество осадков в VII в. было на уровне современности, а к началу VIII в. даже на 50 см меньше. Опускаются уровни озер и рек и их стока. Понижение зеркала Балтийского моря привело к падению уровней грунтовых вод, усыханию и сокращению болот. Период VIII—X веков характеризуется тёплым, умеренно влажным и малоизменчивым климатом. Это было время интенсивного почвообразования, особенно в поймах рек. Пойменные участки активно осваивались земледельцами. Создаются весьма благоприятные условия для развития земледелия и животноводства.[59]
[править] Населённые пункты
[править] Изборск
К числу интереснейших протогородских центров лесной полосы Восточной Европы принадлежит Изборское городище. Оно было основано на рубеже VII и VIII веков и сразу укреплено.[60]
[править] Константинополь
В 626 году аварами в союзе со славянами была сделана неудачная попытка захвата Константинополя.[61]
[править] Ладога
До 860-х годов Ладога была небольшим поселением с преимущественно торгово-ремесленными функциями, в котором варяги проживали вместе со славянами и приладожскими финнами.[62]