Великий шёлковый путь

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Великий шёлковый путь (экономический пояс «Шёлковый путь», в Китае часто называется «Пояс и путь») — проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы. Направлен на интенсификацию научно-технического сотрудничества и углубление экономического взаимодействия между государствами.[1]

Идея создания проекта была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время выступления в «Назарбаев Университете» (Астана) в рамках государственного визита в Казахстан с 6 по 8 сентября 2013 г.[2]

Торговый маршрут из Китая в Европу получил название «Великого шёлкового пути» в 1877 г. Понятие было введено немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном, который предложил назвать так действовавшие со II в. до н. э. караванные маршруты из Китая в Европу, пролегавшие по территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. По «Великому Шелковому пути» в Европу поступал шелк, фарфор, специи и различные украшения. В XV в. путь пришел в упадок из-за активного развития морской торговли.[3]

Современный проект предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Для КНР одна из основных целей реализации проекта состоит в сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу.[4]

В настоящее время средний срок доставки контейнерных грузов из Китая в Европу морским транспортом составляет 45-60 суток. В рамках пилотных проектов вне программы «Великий шёлковый путь», проводимых с участием ОАО «Российские железные дороги», срок перевозки в 2014 г. был сокращен до 13 суток. В случае успешной реализации проекта «Великий шёлковый путь» грузы из Китая в Европу будет доставляться за 10 дней.[5]

Содержание

[править] Маршрут

В настоящий момент четкий маршрут, по которому пройдет новый «Великий шёлковый путь», до конца не разработан. Изучаются различные его варианты. Так, по данным китайского информационного агентства «Синьхуа», наземная часть «Шелкового пути» начинается в китайском городе Сиань (древняя столица Китая), идет на восток к городам Ланчжоу (провинция Гансу), Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район СУАР).[6]

Границу КНР маршрут пересекает на контрольно- пропускном пункте Хоргос, затем следует через Центральную Азию (Казахстан-Киргизия-Узбекистан-Таджикистан), идет на Ближний Восток (Иран-Турция), после пересечения Босфора идет на север, в РФ (Москва), и затем в Европу (Голландия- Германия-Италия), заканчивается в Венеции.[7]

В основе реализации наземной части «Великого Шелкового пути» лежит строительство трех железнодорожных коридоров / северный, центральный и южный/, которые впоследствии станут основой для развития других видов транспорта, в том числе автомобильного. Их строительство является необходимым этапом в реализации проекта.[8]

Маршрут северного железнодорожного коридора проходит из Западного Китая в Европу через Казахстан и РФ к Балтийскому морю, от нее западная ветка пройдет через Белоруссию и через Польшу в Германию и Голландию.[9]

Центральный коридор, который является самым сложным с точки зрения политической обстановки и отсутствия действующей инфраструктуры, соединяет порты Центрального Китая (Шанхай, Ляньюньган) со странами Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Туркменистан), Ираном, Турцией, затем следует через Балканский полуостров к портам Франции. Его реализация потребует строительства дополнительного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле (Турция).[10]

Существующий тоннель, открытый в 2013 г., уже перегружен внутригородскими пассажирскими поездами.[11]

Южная ветвь проходит по маршруту из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму, а также из КНР в Пакистан.[12]

Морская часть проекта «Шелкового пути» (идея о его возрождении озвучена в октябре 2013 г. Си Цзиньпином в Индонезии) берет начало в Фучжоу (провинция Фуцзянь) идет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань.[13]

Затем морская часть направляется к Малаксскому проливу (Малайзия- Индонезия), через Индийский океан (Индия) пересекает Африканский рог /Кения/ и направляется в Красное и Средиземное моря. Планируется, что и морской, и все сухопутные коридоры будут иметь конечную точку в Венеции.[14]

[править] Фонд «Шёлкового пути»

В ноябре 2014 г. в рамках саммита АТЭС Китай выступил с заявлением, что намерен выделить 40 млрд долл. США на создание фонда «Шелкового пути». Эти средства будут направлены на оказание финансовой поддержки для строительства инфраструктуры, развития финансового сотрудничества и других проектов в странах, входящих в экономический пояс «Великого шёлкового пути».[15]

Для этих целей также может быть привлечен Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежденный в октябре 2014 г. по инициативе КНР. Участие в инвестировании проектов также принимают китайские портовые операторы и транспортные компании (Cosco Pacific, China Merchants, China Road and Bridge и др.), которые, по данным Reuters, вложили около $5 млрд в развитие транспортной инфраструктуры в странах, через которой проходит маршрут «Великого шёлкового пути».[16]

По мнению ряда экспертов, цель проекта — ускоренное развитие западных провинций КНР, формирование безопасных маршрутов для экспорта товаров из Китая на Запад через транзитные зоны — Центральную Азию и страны АСЕАН.[17]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  2. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  3. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  4. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  5. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  6. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  7. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  8. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  9. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  10. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  11. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  12. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  13. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  14. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  15. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  16. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
  17. Проект «Великий шелковый путь». Досье. 25 марта 2015
Личные инструменты