Внутренняя политика в России в 1998 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В марте Госдума большинством (242 голоса из 450) приняла решение о привлечении руководителей правительства к уголовной ответственности за невыполнение законов, принятых Думой (в частности, закона о государственном бюджете). Дума создала комиссию с участием всех политических фракций по рассмотрению вопроса об импичменте (отстранении от должности) Президента Б. Н. Ельцина. Это была повторная попытка устранения Б.Ельцина с поста Президента. 15 мая 1998 года во время голосования оппозиции не удалось набрать необходимых 300 голосов ни по одному из пунктов. Импичмент не прошел. В 1998 году продолжилась волна акций протеста, в которых наряду с экономическими впервые были выставлены политические требования — отставка правительства. Вотум недоверия правительству становился неизбежным.

Для предотвращения такого развития событий 20 марта президент Б. Н. Ельцин неожиданно для всех отправил в отставку председателя правительства Виктора Черномырдина, одновременно наградив его орденом «За заслуги перед Отечеством» и освободил от занимаемых должностей вице-премьеров Анатолия Чубайса, генерала А. Куликова — главу МВД. Б. Н. Ельцин заявил, что сейчас нужна новая команда правительства, способная добиться реальных результатов; разъяснил, что отставка не означает смены курса, а свидетельствует о необходимости большей энергии и эффективности в проведении реформ, что не в полной мере удалось осуществить прежнему правительству. Президент Б. Н. Ельцин предложил Думе утвердить председателем правительства С. В. Кириенко, 35-летнего заместителя министра топлива и энергетики, бывшего комсомольского работника, ставшего после перестройки президентом коммерческого банка в Нижнем Новгороде. Государственная Дума под угрозой роспуска с третьего раза утвердила эту кандидатуру. Эти события свидетельствовали о том, что в марте-апреле 1998 года Россия пережила глубокий парламентский кризис, проявившийся в том, что большинство представленных в Думе политических сил не смогли до конца отстоять свою позицию, проявить политическую волю. Обществу была продемонстрирована ограниченность прав Государственной Думы и непоследовательность действий большинства оппозиционных партий. Продолжавшееся в течение месяца противостояние исполнительной и законодательной власти завершилось в пользу Президента. Доверие людей к своим избранникам падало. Новое правительство С. В. Кириенко, начав работу в кризисной обстановке, основное внимание обратило на проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства, необходимости жить по средствам. В правительстве наиболее важные должности заняли сторонники Чубайса. Сам А. Б. Чубайс возглавил РАО ЕЭС России и стал спецпредставителем Президента по контактам с международными финансовыми структурами. Кабинет С. В. Кириенко сумел получить обещание о выделении 15 млрд долларов кредита от международных банков при условии продолжения рыночных реформ на монетаристкой основе и сокращения финансирования социальной сферы. В июле произошел инцидент с Газпромом. С. В. Кириенко потребовал от его руководства в ультимативной форме выплаты 2,5 млрд рублей в государственный бюджет, а в случае отказа предложил наложить арест на его имущество. Что привело к падению курса акций кампании, биржевой панике. Нарастали трудности внутри страны, вызванные не только неэффективной экономической и социальной политикой правительства, но и влиянием азиатского финансового кризиса весны 1998 года, немедленно отозвавшегося на слабой российской экономике. Летом 1998 года развернулась «рельсовая война». Шахтеры, которых поддержали учителя, врачи, работники образования и культуры требовали решения проблемы безработицы, выплаты заработной платы, пенсий, пособий. Они оказывали давление на правительство с целью корректировки проводимого экономического курса. Правительство С. В. Кириенко в августе 1998 года направило в Госдуму пакет законов, предусматривающих пополнение бюджета за счет населения, отмену социальных льгот. Парламент не согласился принять все предложения.

17 августа правительство прекратило выплату процентов по международным долгам, что означало скрытую девальвацию рубля по отношению к доллару. Такой вариант развития событий не был случайным. С одной стороны, за годы либеральных реформ было проведено разгосударствление собственности. К 1997 году 74 % госсобственности стало принадлежать частным владельцам, заложены основы инфраструктуры рынка. С другой стороны, реальный производственный сектор экономики либо бездействовал, либо разрушался; преимущественно развивался банковско-финансовый сектор. В таких условиях экономическая стабильность сохранялась за счет доходов от экспорта, превышавшего расходы на импорт примерно на 20-25 млрд долларов. Так поддерживался завышенный курс рубля. В связи с чем производство продукции в России обходилось значительно дороже, чем его покупка за рубежом. Влияние азиатского финансового кризиса и резкое падение мировых цен на нефть привели к существенному снижению доходной части госбюджета. Произошел обвал рубля, пирамиды внешнего и внутреннего долга, что поставило страну на грань банкротства. Финансово-экономический кризис перерос в политический: 21 августа Госдума предложила Президенту добровольно уйти в отставку, но получила категорический отказ. Тем временем росла инфляция, рубль обесценился в три раза. Финансово-экономический кризис углубился. На этом фоне Б. Н. Ельцин потребовал от Думы немедленного утверждения на пост председателя правительства В. С. Черномырдина, проявившего после отставки полную лояльность к президенту. Но Дума, и ранее собиравшаяся вынести правительству Черномырдина вотум недоверия, несмотря на сильное давление со стороны властных президентских структур и электронных СМИ, дважды отклонила эту кандидатуру. Государственная Дума опять оказалась под угрозой роспуска, возросла возможность социального взрыва в стране. В поисках выхода из сложившейся ситуации представители разных политических сил в Думе предложили на пост председателя правительства несколько кандидатур: Е. Примакова, Е. Строева, Ю. Лужкова, Ю. Маслюкова. Президент Б. Н. Ельцин под давлением большинства политических сил согласился выдвинуть на этот высокий пост компромиссную политическую фигуру — Е. М. Примакова, занимавшего пост министра иностранных дел. Е. М. Примаков — 69-летний государственный и политический деятель, академик, дипломат, обладающий высоким профессионализмом, умением находить компромиссные решения, с богатым политическим и жизненным опытом был известен в нашей стране и за рубежом. Госдума утвердила эту кандидатуру. Е.Примаков сформировал новое правительство с участием представителей ведущих партий и думских фракций, получившего поддержку Госдумы. Антикризисное правительство заявило о необходимости корректировки курса реформ. В 1990-е годы либерал-реформаторы не смогли вытеснить государство из экономической сферы, но за эти годы изменились характер и способы его влияния на экономические процессы. Исправляя либерально-радикальную стратегию реформирования, правительство Е. М. Примакова предложило усиление государственного регулирования экономики, первоочередное развитие ее реального сектора, реструктуризацию внешнего долга с учетом национальных интересов и возможностей; преодоление теневой экономики, борьбу с преступностью, ряд мер по социальной защите людей. Кабинет Е. М. Примакова сумел стабилизировать социально- экономическую обстановку в стране. Если к сентябрю 1998 года спад производства составил 14,5 %, то в марте 1999 года его рост достиг 1,5 %. Инфляция в декабре 1998 — 11 %, в апреле 1999 года — около 3 %. Августовская 1998 года девальвация рубля стабилизировала развитие отечественного производства, заметно сократив импорт. Вместе с тем, правительство реализовало комплекс продуманных мер: сдерживание роста цен на энергоносители, отсрочку налоговых платежей и таможенных пошлин, снижение железнодорожных тарифов и т. д.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2018)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (2008-2012) • Д. А. Медведев (2012-2020) • М. В. Мишустин (с 2020) • Заместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет Федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный суд
Внутренняя политика Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР)
Государственные символы ФлагГербГимн
Темы  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты