Летательные аппараты в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды

[править] Автожиры

В 1929 году Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским построен первый в СССР автожир КАСКР-1.[1]

[править] Бомбардировщики

В 1940 г. выпуск советских тяжелых бомбардировщиков Пе–8 временно приостановили, так как убежденности в необходимости такого самолета не было. Всего за 1941—1944 гг. построили только 93 Пе-8.[2]

В конце 1950-х — начале 1960-х годов были созданы различные модификации бомбардировщиков Ту-95.[3]

[править] Вертолёты

В 1911 Б. Н. Юрьев опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта.[4]

В СССР первый экспериментальный вертолёт (ЦАГИ 1-ЭА) построен в 1930 году. В 1932 году Черёмухин достиг на нём высоты 605 м.[5]

В декабре 1947 года Миль получил в распоряжение свое ОКБ на территории завода 382 в Тушино.[6]

В СССР первыми серийными вертолётами стали Ми-1, Ми-4, Ми-6 (КБ М. Л. Миля), Ка-15 и Ка-18 (КБ Н. И. Камова).[7]

Первый экземпляр Ми-1 был построен в августе 1948 года и перевезен в Москву.[8]

20 сентября 1948 года в Москве впервые поднялся в воздух вертолет Ми-1.[9]

В 1950 году Совмин принял постановление о серийном производстве Ми-1. Всего в 1950—1960-х годах в СССР было построено свыше 2,5 тысяч этих вертолетов. Позже промышленность перешла на выпуск более приоритетных вертолетов Ми-4, и было принято решение перенести производство Ми-1 в Польшу.[10]

Разработка Ми-6 началась в ОКБ Миля в середине 1954 года. Первый полет вертолет совершил 5 июня 1957 года, а уже пять месяцев спустя на этой машине был установлен абсолютный рекорд грузоподъемности: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м.[11]

В 1961 году состоялся первый полет вертолёта Ми-8.

Впервые вертолет Ми-10 поднялся в воздух в 1960 году.[12]

10 июля 1968 года впервые в небо поднялся вертолёт Ми-12.[13]

В мае 1969 года постановлением ЦК и Совмина было утверждено техническое задание на вертолёт В-24.

В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов — 44 300 кг.[14]

19 сентября 1969 года состоялся первый полёт вертолёта В-24 (будущий Ми-24).

Ми-26 впервые поднялся в воздух 14 декабря 1977 года.[15]

За вклад в развитие отечественного вертолётостроения в 1977 году Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Работы по проекту В-60 были начаты в ОКБ Камова в конце 1970-х годов.[16]

Серийное производство Ми-26Т началось в январе 1985 года на «Роствертоле».[17]

[править] Военные самолёты

В кон. 1930-х гг. началось серийное производство созданных новых боевых самолётов: бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и Пе-2 В. М. Петлякова, бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4), истребителей ЛаГГ-3 С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова, МиГ-1 и МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича, Як-1 А. С. Яковлева, многоцелевого самолёта Су-2 П. О. Сухого, бомбардировщиков Ар-2 А. А. Архангельского и Ер-2 В. Г. Ермолаева, штурмовика Ил-2 «Летающий танк» С. В. Ильюшина (самого массового боевого самолёта в истории А.; начало эксплуатации с 1941, один поршневой двигатель, выпускался в одноместном — лётчик, и двухместном вариантах — лётчик и воздушный стрелок, скорость до 414 км/ч, практический потолок 5500 м; построено ок. 36 180 самолётов различных модификаций).[18]

В СССР за годы Великой Отечественной войны вошли в строй новые образцы боевых самолётов: истребители Як-7 — самый массовый советский истребитель (начало эксплуатации с 1941, один ПД, одноместный, крейсерская скорость 590 км/ч, практический потолок 10 000 м, построено ок. 6400 самолётов различных модификаций), Як-9 — самый массовый советский истребитель времён Великой Отечественной войны (начало эксплуатации с 1942, один ПД, одноместный, крейсерская скорость 570 км/ч, практический потолок до 10 750 м, построено 16 769 самолётов различных модификаций), Як-3 — ОКБ Яковлева; Ла-5 (начало эксплуатации с 1942, один ПД, одноместный, скорость 580—648 км/ч, практический потолок до 11 200 м, построено ок. 9900 самолётов различных модификаций) и Ла-7 — один из лучших серийных фронтовых истребителей конца 2-й мировой войны (начало эксплуатации с 1944, один ПД, одноместный, скорость 599—670 км/ч, практический потолок до 11 100 м, построено ок. 5900 самолётов различных модификаций) — ОКБ Лавочкина; штурмовик Ил-10, создан путём глубокой модернизации штурмовика Ил-2 (начало эксплуатации с 1945, один ПД, одноместный, скорость до 551 км/ч, практический потолок до 7250 м, построено ок. 6160 самолётов) — ОКБ Ильюшина; бомбардировщик Ту-2 (А. Н. Туполева).[19]

Первым серийным боевым самолётом, скорость которого достигла 3000 км/ч, стал МиГ-25 (СССР, 1964).[20]

[править] Истребители

Самолёт И-2бис Григоровича — первый отечественный истребитель, принятый на вооружение, что позволило в 1925 году исключить из парка военной авиации иностранные самолёты.[21]

[править] Пассажирские самолёты

Первым советским пассажирским самолётом стал АК-1 [высокоплан (моноплан, крыло которого проходит через верхнюю часть фюзеляжа) деревянной конструкции, с поршневым двигателем мощностью 125 кВт, развивал скорость до 147 км/ч], рассчитанный на перевозку 2-3 пассажиров, созданный в ЦАГИ (1924) под руководством В. Л. Александрова и В. В. Калинина.[22]

Осенью 1943 года Ильюшин наметил новое направление деятельности своего ОКБ — создание гражданских пассажирских самолётов.[23]

Официально начало разработке Ту-104 в КБ Туполева положило постановление Совета Министров СССР от 11 июня 1954 года, фактически же исследования велись и раньше. Летательный аппарат проектировался с учетом опыта создания дальнего бомбардировщика Ту-16. Конструкторы заимствовали у Ту-16 хвостовое оперение, шасси, крыло, гондолы двигателей, а также состав оборудования, что позволило завершить работы значительно быстрее. Модернизации подвергся фюзеляж — его диаметр увеличили с 2,9 до 3,5 м, а крыло переместили в нижнюю часть.[24]

17 июня 1955 года в воздух впервые поднялся первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104, а менее чем через полгода к полетам приступила серийная машина.[25]

В 1957 году в СССР состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ил-18.

31.12.1968 [на два месяца раньше взлёта аналогичного сверхзвукового британско-французского самолёта «Конкорд» (франц. concorde — согласие)] состоялся первый полёт советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Э. В. Елян); Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (5.6.1969) на высоте 11 000 м. Следующий рубеж (ок. 2 Маха) самолёт преодолел 25.5.1970, совершив полёт на высоте 16 300 м со скоростью 2150 км/ч.[26]

В 1968 году состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ту-154.

В 1968 году состоялся первый полёт пассажирского самолёта Бе-30.

Разрабатывавшийся в СССР сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 находился в опытной эксплуатации в 1977—1978 годах.[27]

[править] Пикирующие бомбардировщики

Самолет «100» (Пе-2), создававшийся как высотный истребитель, в мае 1940 г. было решено переделать в пикирующий фронтовой бомбардировщик.[28]

[править] Разведывательно-ударные вертолёты

Дальнейшим развитием вертолёта Ка-50 стал российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения Ка-52 «Аллигатор» (первый полёт в 1997 году).[29]

[править] Реактивные истребители

24 апреля 1946 года начались летные испытания первых советских реактивных истребителей Як-15 и МиГ-9.[30]

В декабре 1948 советский лётчик-испытатель О. В. Соколовский впервые достиг скорости звука на реактивном истребителе Ла-176 (была достигнута максимальная скорость 1105 км/ч).[31]

[править] Реактивные самолёты

26 мая 1982 года состоялся первый полет советского высотного реактивного самолета для перехвата дрейфующих аэростатов М-17 «Стратосфера», созданного под руководством В. М. Мясищева.

[править] Самолёты

В 1910 состоялись первые полёты российских самолётов конструкции А. С. Кудашева, И. И. Сикорского, Я. М. Гаккеля.[32]

В мае 1913 года совершил полет первый в России многомоторный самолёт «Русский витязь». Построенный под руководством 24-летнего авиаконструктора Игоря Сикорского самолет имел четыре мотора и внушительные по тому времени размеры: 20 метров в длину и вес около 4 тонн. Просуществовал гигант недолго. Несколько месяцев спустя он попал в аварию на одном из смотров. К тому же древесина, из которой аэроплан был сделан, начала отсыревать.[33]

В КБ А. Н. Туполева, входившем в 1922—1936 годах в состав ЦАГИ, впервые в стране начали разрабатывать цельнометаллические самолёты.[34]

Под руководством А. Н. Туполева созданы гигантские для того времени самолёты АНТ-14 «Правда» (первый полёт в 1931) и АНТ-20 «Максим Горький» (первый полёт 17.6.1934 продолжительностью 35 мин совершил экипаж во главе с лётчиком-испытателем М. М. Громовым; экипаж 20 чел., персонал 8 чел., пассажиры 72 чел.; скорость 220—260 км/ч; дальность полёта 1200 км; практический потолок 7500 м; мощность 8 × 900 л. с. = 8 × 662 кВт =5296 кВт).[35]

В 1937 году самолёт АНТ-25 совершил перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, установив мировой рекорд дальности полетов.

В 1938 году основное производство 1‑го Главного управления НКАП имело в своём составе: 17 самолетостроительных заводов, 6 подсобных заводов по производству полуфабрикатов и агрегатов для самолетных заводов, 4 завода по ремонту самолетов и моторов, 2 специальных завода по производству оборудования и приспособлений для самолетных заводов.[36]

В конце 1940 г. состоялось решение ЦК ВКП(б) о переименовании новых боевых самолетов в соответствии с первыми буквами фамилий их главных конструкторов (Як-1 вместо И-26, МиГ-1 вместо И-200 и т. д.).[37]

На основе исследований немецкой авиатехники, проведенных в НИИ ВВС и других научно-исследовательских организациях, в 1940 г. были предприняты шаги по внедрению некоторых немецких технических решений в советскую авиапромышленность. К наиболее важным из них относятся:[38]

  • освоение производства на заводе № 213 в Москве автомата ввода и вывода самолета из пикирования, установленного на Ju 88. Эти устройства применялись затем на самолетах СБ, Ар-2 и Пе-2;
  • применение фибровых протектированных бензобаков вместо жестких сварных баков. Уже в 1940 г. было изготовлено 100 мягких протектированных баков для

СБ, 30 — для Су-2 и столько же — для Як-1, а в 1941 г. состоялось решение о массовом производстве фибровых баков и замене ими использовавшихся ранее металлических;

  • создание в ЦИАМ двухступенчатого центробежного нагнетателя по типу установленного на двигателе DB 601A. В отличие от применяемых в СССР одноступенчатых нагнетателей, он обеспечивал двигателю бóльшую высотность.

В СССР за 1940 год было сделано 10565 самолётов, из них 8331 боевых.[39]

23 июня 1941 года на песчаную полосу около побережья Рижского залива приземлился подбитый зенитным огнем Ju 88А-5 № 8260, принадлежавший группе III/KG1. Самолет осмотрели бойцы и командиры тыловых подразделений, а затем машину и ее части несколько раз сфотографировали и оперативно издали альбом, предназначенный для частей ВВС Красной Армии. При описании «юнкерса» особое внимание обратили на установку оборонительного вооружения, а также толщину бронеплит, защищавших экипаж.[40]

В 1942 году СССР превзошёл Германию по годовому производству самолётов.[41]

Рабочее проектирование самолета Ту-154 началось в 1965 году. В 1968 году было изготовлено 6 прототипов. 3 октября 1968 года экипаж лётчика-испытателя Юрия Сухова впервые поднял самолёт в небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве (ныне Самара) на заводе № 18 (ныне ОАО «Авиакор»).[42]

Магистральный самолет Ту-154 поступил во Внуковский авиаотряд в конце 1970 года. В мае 1971 года его начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды.[43]

1 ноября 1977 года в первый рейс с пассажирами отправился сверхзвуковой лайнер Ту-144.

Ил-96 производится Воронежским акционерным самолетостроительным обществом с 1987 года.[44]

В 1988—1990 годах на самолёте Ту-155 проведены первые в мировой практике эксперименты по применению криогенного топлива (жидких водорода и метана).[45]

В 1980-е годы самолёты Ту-154 различных модификаций стали самыми массовыми самолетами Аэрофлота.[46]

Первый технический рейс самолет Ту-204 совершил в конце 1994 года, а коммерческая эксплуатация Ту-204 началась 23 февраля 1996 года.[47]

Производство Ил-103 велось в России с 1997 года.[48]

Самолёт SSJ 100 с 2000 года разрабатывало специально созданное при компании «Сухой» предприятие «Гражданские самолёты Сухого».[49]

[править] Самолёты ДРЛО

19 декабря 1978 года в воздух впервые поднялся созданный ТАНТК им. Бериева и Концерн «Вега» (тогда — Московский НИИ приборостроения) холдинга «Росэлектроника» самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.

[править] Самолёты-разведчики

Первый советский серийный самолёт-разведчик — Р-1 Поликарпова (1923 год).[50]

[править] Среднемагистральные самолёты

13 июля 1950 года среднемагистральный самолет Ил-14, созданный под руководством Сергея Ильюшина и управляемый летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки, совершил свой первый полет.[51]

[править] Стратегические бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик Ту-160
Стратегический бомбардировщик Ту-160

В 1967 году в СССР началась разработка нового «многорежимного стратегического межконтинентального ударного комплекса».[52]

На вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились только дозвуковые бомбардировщики — Ту-95 и М-4.[53]

В 1972 году в конкурсе победило опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Московского машиностроительного завода «Опыт». Проект туполевцев, который поддерживал министр обороны СССР Дмитрий Устинов, обошел проекты конкурентов — Т-4МС ОКБ Павла Сухого и М-18 ОКБ Владимира Мясищева.[54]

В июне 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР, которым ОКБ ММЗ «Опыт» поручалась разработка бомбардировщика Ту-160. В декабре 1975 года правительство и военные окончательно сформулировали необходимые требования и важнейшие летно-технические характеристики самолета.[55]

Строительство опытного экземпляра Ту-160 велось на ММЗ «Опыт» в 1977—1980 годах. После наземных испытаний, 18 декабря 1981 года, Ту-160 совершил первый полет. Машину пилотировал экипаж под управлением летчика-испытателя Бориса Веремея. В 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.[56]

Серийные экземпляры Ту-160 с 1984 года выпускались на Казанском авиационном производственном объединении.[57]

В 1992—1994 годах на КАПО было построено шесть самолетов Ту-160.[58]

[править] Транспортные самолёты

Первым в СССР транспортным самолётом укороченного взлёта и посадки стал Ан-72 (1977).[59]

[править] Турбовинтовые военно-транспортные самолёты

Ан-12 — советский турбовинтовой военно-транспортный самолёт, на вооружении с 1959 года.[60]

[править] Ударные вертолёты

В 1982 году первый полёт совершил советский одноместный ударный вертолёт Ка-50 (известен как «Чёрная акула»; начало эксплуатации с 1995), предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя.[61]

[править] Государственная политика

Георгий Маленков как член ГКО занимался авиацией.[62]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Немецкий след в истории отечественной авиации
  3. Стратегическое ядерное вооружение России[2] / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М: ИздАТ, 1998
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. [9]
  11. [10]
  12. [11]
  13. [12]
  14. [13]
  15. [14]
  16. [15]
  17. [16]
  18. [17]
  19. [18]
  20. [19]
  21. [20]
  22. [21]
  23. [22]
  24. [23]
  25. [24]
  26. [25]
  27. [26]
  28. Немецкий след в истории отечественной авиации
  29. [27]
  30. [28]
  31. [29]
  32. [30]
  33. [31]
  34. [32]
  35. [33]
  36. [34]
  37. Немецкий след в истории отечественной авиации
  38. Немецкий след в истории отечественной авиации
  39. Немецкий след в истории отечественной авиации
  40. Немецкий след в истории отечественной авиации
  41. [35]
  42. [36]
  43. [37]
  44. [38]
  45. [39]
  46. [40]
  47. [41]
  48. [42]
  49. [43]
  50. [44]
  51. [45]
  52. [46]
  53. [47]
  54. [48]
  55. [49]
  56. [50]
  57. [51]
  58. [52]
  59. [53]
  60. [54]
  61. [55]
  62. [56]
Личные инструменты