Борис Ельцин и российские реформы
Материал из Documentation.
При участии Б. Н. Ельцина в России были проведены масштабные реформы в различных сферах. Среди наиболее крупных из них: конституционная реформа 1993 года и радикальные социально-экономические реформы начала 1990-х годов.
Содержание |
[править] Политика
[править] Конституционная реформа
В начале 1993 года было принято решение о проведении 25 апреля 1993 года референдума. Ветви власти договорились о вынесении на референдум четырех вопросов: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину»; «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ». На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан (58 %) поддержало президента и его политику и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного Совета. Ельцин расценил итоги референдума как свою победу и приступил к активной подготовке конституционной реформы.[1]
29 апреля 1993 года на совещании руководителей республик в составе Российской Федерации, глав администраций краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Ельцин впервые огласил идею Конституционного совещания как органа по выработке текста нового Основного закона страны. Будучи председателем Конституционной комиссии, созданной Верховным Советом еще в 1990 г., президент России не пожелал опереться на нее. Во-первых, Конституционная комиссия подготовила проект конституции парламентской республики, что не устраивало Ельцина, а во-вторых, к тому моменту имели хождение уже несколько проектов новой конституции, и, следовательно, стояла задача их согласования, что было явно не под силу Конституционной комиссии в силу ее оппозиционности. К тому же президент намеревался вовлечь в подготовку новой конституции широкие слои российской элиты: представителей федеральных органов власти, законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, политических партий и движений, бизнеса, профсоюзов, религиозных конфессий, Академии наук. В работе Конституционного совещания могли участвовать представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной Прокуратуры.[2]
Конституционное совещание было торжественно открыто в Кремле 5 июня 1993 г. Работа велась раздельно по палатам, а потом результаты их деятельности анализировались рабочей Комиссией по доработке новой конституции. Для обсуждения был предложен вариант, который до этого был синтезирован из нескольких имевшихся к этому моменту проектов. 12 июля проект конституции был одобрен всеми тремя палатами и направлен во все субъекты федерации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подготовленной Конституционной комиссией. В первых числах сентября представители Кремля и Верховного Совета безуспешно искали возможности согласования двух проектов. Противостояние президента и Верховного Совета усиливалось.[3]
21 сентября 1993 года Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов и проведении выборов в новый законодательный орган власти — Федеральное Собрание. Верховный Совет подлежал роспуску.[4]
Ельцин подписал указ о проведении выборов в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, состоящий их двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина — по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой конституции.[5]
7 октября 1993 года Ельцин подписал указ N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации».[6]
12 декабря 1993 г. на референдуме за президентский проект конституции проголосовало 58,4 % участвовавших в голосовании (32,3 % общего числа избирателей страны). Новый Основной закон устанавливал в России смешанную (президентско-парламентскую) республику. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции президента. Одновременно с референдумом по принятию новой конституции проходили выборы в Государственную Думу.[7]
[править] Реформа местного самоуправления
26 октября 1993 года президентским указом Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации.[8]
[править] Судебная реформа
В октябре 1991 года российский парламент одобрил представленную Ельциным Концепцию судебной реформы в РСФСР.[9] Концепция закрепила следующие задачи:[10]
- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
- закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
- обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;
- создание федеральной судебной системы;
- признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
- организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
- дифференциация форм судопроизводства.
В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:[11]
- создание федеральной судебной системы;
- признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
- организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
- дифференциацию форм судопроизводства;
- совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
Как отмечают эксперты, авторы Концепции судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т. п.[12]
В январе 1995 года Ельцин внёс в Госдуму законопроект «Об адвокатуре в Российской Федерации», определявший адвокатские коллегии как негосударственные, независимые, самоуправляемые некоммерческие организации профессиональных юристов, добровольно объединившиеся для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Законопроект предполагал расширение прав адвоката: предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения; право адвокатов создавать в рамках коллегий наряду с традиционными юридическими консультациями адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально. Иностранным адвокатам разрешалось оказывать юридическую помощь в России в той же мере, как и российским адвокатам в зарубежных государствах. Этот законопроект был одобрен Всероссийским федеральным союзом адвокатов, но дальше принятия Госдумой в первом чтении в апреле 1996 г. так и не продвинулся.[13]
[править] Силовые структуры
[править] Военная реформа
После провала попытки сохранить советскую военную машину в неизменном виде — подчинённой единому командованию под флагом СНГ, Россия приступила к созданию собственных Вооружённых Сил. Началом этого процесса можно считать президентский указ Ельцина от 7 мая 1992 года «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».[14]
16 мая 1996 года увидел президентский указ Ельцина № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе», в соответствии с которым предполагалось перевести с весны 2000 г. ВС и другие войска РФ на комплектование рядового и сержантского состава по контракту с отменой призыва на военную службу. Сам факт появления подобного указа был положительно воспринят в обществе: по опросам общественного мнения, 56 % населения его одобрило, против были лишь 11 %.[15]
В июле 1996 года на выездном заседании коллегии Минобороны РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя нового министра обороны И. Н. Родионова, Ельцин заявил присутствующим военачальникам: «В армии должен быть наведен элементарный порядок!… Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны». Ельцин провозгласил, что "главная цель военной реформы — создание к 2000 году профессиональной армии и обещал всестороннюю поддержку военным в преодолении кризиса в Вооружённых Силах.[16]
22 мая 1997 года на заседании Совета обороны председательствовавший на заседании Ельцин подверг резкой критике министра обороны И. Н. Родионова и начальника Генштаба В. Н. Самсонова, возложив на них ответственность за «очень низкий уровень работы» в проведении военных преобразований. Ельцин высказал твердое мнение, что «генерал сегодня — это главный тормоз военной реформы» и совершенно не заинтересован в проведении каких-либо преобразований. Министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку.[17]
Новым министром обороны был назначен главком ракетных войск стратегического назначения (РВСН) И. Д. Сергеев, начальником Генштаба — командующий войсками Сибирского Краснознаменного военного округа А. В. Квашнин, оба лояльные к Ельцину военные специалисты. Ельцин обещал новому министру обороны всяческую поддержку и своё личное покровительство в борьбе с противниками реформирования. Сторонник профессиональной армии И. Д. Сергеев, став министром, в считанные недели подготовил программу реформирования армии и начал её осуществление.[18]
Военная реформа сдвинулась с места и в течение следующих полутора лет действительно сделала ряд крупных шагов. Её главные направления были окончательно конкретизированы 16 июля 1997 года в президентском указе Ельцина № 725 с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Указом предусматривалось: установить с 1 января 1999 г. штатную численность военнослужащих ВС РФ в 1,2 млн единиц; преобразовать ракетные войска стратегического назначения, военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны из войск ПВО в вид вооружённых сил — ракетные войска стратегического назначения; преобразовать до 1 января 1999 года Военно-воздушные силы и Войска ПВО в вид ВС РФ — военно-воздушные силы; придать военным округам статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях.[19]
Президентским указом Ельцина от 28 августа 1997 года в составе Администрации президента РФ была образована Государственная военная инспекция, которая должна была стать эффективным инструментом для контроля над обстановкой в Вооружённых Силах и обеспечить жесткое государственное руководство ходом масштабной реформы всей военной системы государства.[20]
С осени 1997 года в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом Ельцина от 16 июля 1997 года.[21]
30 июля 1998 года Ельцин утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 % — на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 г.) ВС должны были закончить переход к четырёхвидовой структуре, а на втором (до 2005 г.) — к трёхвидовой.[22]
[править] Прочее
Президентский указ Ельцина «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» от 3 июня 1996 года поручил правительству сформировать муниципальные органы охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел.[23]
[править] Реформа уголовно-исполнительной системы
8 октября 1997 года был издан президентский указ Ельцина о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел и о передаче её в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.[24]
[править] Правовая реформа
6 июля 1995 года Ельцин подписал президентский указ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», в котором в качестве одной из основных задач провозглашена реформа правоохранительной системы.[25]
[править] Экономика
[править] Земельная реформа
25 марта 1992 года был подписан президентский указ Ельцина «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».[26]
21 октября 1993 года подписан президентский указ Ельцина о разрешении частной собственности на землю и признании многообразных форм хозяйствования на земле.[27]
11 декабря 1993 года подписан президентский указ Ельцина о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость.[28]
Президентскими указами Ельцина от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» снимались многие ограничения на куплю-продажу и иные сделки с землёй. Однако полноценной законодательной базы для рыночного оборота земель на федеральном уровне к концу 1999 г. создать не удалось. Глава 17-я Гражданского кодекса РФ, регулирующая земельные отношения, могла вступить в силу только одновременно с новым Земельным кодексом. Принятие же последнего неоднократно блокировалось: в радикальнорыночном варианте — левыми фракциями Государственной Думы, а в более консервативном варианте — Ельциным.[29]
[править] Реформа ЖКХ
Концепция реформы ЖКХ одобрена президентским указом Ельцина от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».[30]
Подписан президентский указ Ельцина от 27 мая 1997 года № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».[31]
[править] Реформа естественных монополий
28 апреля 1997 года вышел президентский указ Ельцина № 497 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Однако принципиальные решения по исполнению этого указа приняты не были.[32][33]
[править] Приватизация
29 января 1992 года Ельцин подписал президентский указ о начале «малой приватизации».[34]
19 августа 1992 года был подписан президентский указ Ельцина о ваучерной приватизации.[35]
[править] Реформа образования
Первым президентским указом Ельцина (как он и обещал перед выборами в 1991 г.) был указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». Речь в нем шла о повышении материального благосостояния российских учителей и преподавателей вузов и об улучшении системы образования. На основе указа и принятых впоследствии нормативно-правовых документов в общеобразовательных школах вводился новый базисный учебный план, временные государственные образовательные стандарты, осуществлялся переход массовой российской школы на вариативное обучение.[36]
[править] История
15 ноября 1991 года Ельцин подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике.[37]
8 июля 1992 года прошло совещание в Мюнхене стран «семёрки» с участием Ельцина. Было дано обещание выделить кредиты при условии продолжения экономических реформ в России.[38]
В 1993 году была проведена конституционная реформа.
23 февраля 1996 года Ельцин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором заявил о провале социальной программы реформ.[39]
В 1997 году указом Ельцина одобрена концепция реформы ЖКХ.
12 май 1999 года Ельцин отправил в отставку правительство Е. М. Примакова, обвинив его в нерешительном проведении экономических реформ.[40]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-polnomochii-rossiiskogo-fonda-federalnogo-imushchestva
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ [1][2]
- ↑ [3][4]
- ↑ [5][6]
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ [7][8]
- ↑ [9][10]
- ↑ http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
- ↑ http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukazi/sbor01/text01051.htm
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
- ↑ Короткевич В. И. История современной России 1991—2003