Борис Ельцин и российские реформы

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



При участии Б. Н. Ельцина в России были проведены масштабные реформы в различных сферах. Среди наиболее крупных из них: конституционная реформа 1993 года и радикальные социально-экономические реформы начала 1990-х годов.

Содержание

[править] Политика

[править] Конституционная реформа

В начале 1993 года было принято решение о проведении 25 апреля 1993 года референдума. Ветви власти договорились о вынесении на референдум четырех вопросов: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину»; «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ». На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан (58 %) поддержало президента и его политику и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного Совета. Ельцин расценил итоги референдума как свою победу и приступил к активной подготовке конституционной реформы.[1]

29 апреля 1993 года на совещании руководителей республик в составе Российской Федерации, глав администраций краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Ельцин впервые огласил идею Конституционного совещания как органа по выработке текста нового Основного закона страны. Будучи председателем Конституционной комиссии, созданной Верховным Советом еще в 1990 г., президент России не пожелал опереться на нее. Во-первых, Конституционная комиссия подготовила проект конституции парламентской республики, что не устраивало Ельцина, а во-вторых, к тому моменту имели хождение уже несколько проектов новой конституции, и, следовательно, стояла задача их согласования, что было явно не под силу Конституционной комиссии в силу ее оппозиционности. К тому же президент намеревался вовлечь в подготовку новой конституции широкие слои российской элиты: представителей федеральных органов власти, законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, политических партий и движений, бизнеса, профсоюзов, религиозных конфессий, Академии наук. В работе Конституционного совещания могли участвовать представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной Прокуратуры.[2]

Конституционное совещание было торжественно открыто в Кремле 5 июня 1993 г. Работа велась раздельно по палатам, а потом результаты их деятельности анализировались рабочей Комиссией по доработке новой конституции. Для обсуждения был предложен вариант, который до этого был синтезирован из нескольких имевшихся к этому моменту проектов. 12 июля проект конституции был одобрен всеми тремя палатами и направлен во все субъекты федерации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подготовленной Конституционной комиссией. В первых числах сентября представители Кремля и Верховного Совета безуспешно искали возможности согласования двух проектов. Противостояние президента и Верховного Совета усиливалось.[3]

21 сентября 1993 года Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов и проведении выборов в новый законодательный орган власти — Федеральное Собрание. Верховный Совет подлежал роспуску.[4]

Ельцин подписал указ о проведении выборов в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, состоящий их двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина — по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой конституции.[5]

7 октября 1993 года Ельцин подписал указ N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации».[6]

12 декабря 1993 г. на референдуме за президентский проект конституции проголосовало 58,4 % участвовавших в голосовании (32,3 % общего числа избирателей страны). Новый Основной закон устанавливал в России смешанную (президентско-парламентскую) республику. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции президента. Одновременно с референдумом по принятию новой конституции проходили выборы в Государственную Думу.[7]

[править] Реформа местного самоуправления

26 октября 1993 года президентским указом Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации.[8]

[править] Судебная реформа

В октябре 1991 года российский парламент одобрил представленную Ельциным Концепцию судебной реформы в РСФСР.[9] Концепция закрепила следующие задачи:[10]

  1. защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
  2. закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
  3. обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;
  4. создание федеральной судебной системы;
  5. признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
  6. расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
  7. организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
  8. дифференциация форм судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:[11]

  • создание федеральной судебной системы;
  • признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
  • расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
  • организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
  • дифференциацию форм судопроизводства;
  • совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Как отмечают эксперты, авторы Концепции судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т. п.[12]

В январе 1995 года Ельцин внёс в Госдуму законопроект «Об адвокатуре в Российской Федерации», определявший адвокатские коллегии как негосударственные, независимые, самоуправляемые некоммерческие организации профессиональных юристов, добровольно объединившиеся для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Законопроект предполагал расширение прав адвоката: предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения; право адвокатов создавать в рамках коллегий наряду с традиционными юридическими консультациями адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально. Иностранным адвокатам разрешалось оказывать юридическую помощь в России в той же мере, как и российским адвокатам в зарубежных государствах. Этот законопроект был одобрен Всероссийским федеральным союзом адвокатов, но дальше принятия Госдумой в первом чтении в апреле 1996 г. так и не продвинулся.[13]

[править] Силовые структуры

[править] Военная реформа

После провала попытки сохранить советскую военную машину в неизменном виде — подчинённой единому командованию под флагом СНГ, Россия приступила к созданию собственных Вооружённых Сил. Началом этого процесса можно считать президентский указ Ельцина от 7 мая 1992 года «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».[14]

16 мая 1996 года увидел президентский указ Ельцина № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе», в соответствии с которым предполагалось перевести с весны 2000 г. ВС и другие войска РФ на комплектование рядового и сержантского состава по контракту с отменой призыва на военную службу. Сам факт появления подобного указа был положительно воспринят в обществе: по опросам общественного мнения, 56 % населения его одобрило, против были лишь 11 %.[15]

В июле 1996 года на выездном заседании коллегии Минобороны РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя нового министра обороны И. Н. Родионова, Ельцин заявил присутствующим военачальникам: «В армии должен быть наведен элементарный порядок!… Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны». Ельцин провозгласил, что "главная цель военной реформы — создание к 2000 году профессиональной армии и обещал всестороннюю поддержку военным в преодолении кризиса в Вооружённых Силах.[16]

22 мая 1997 года на заседании Совета обороны председательствовавший на заседании Ельцин подверг резкой критике министра обороны И. Н. Родионова и начальника Генштаба В. Н. Самсонова, возложив на них ответственность за «очень низкий уровень работы» в проведении военных преобразований. Ельцин высказал твердое мнение, что «генерал сегодня — это главный тормоз военной реформы» и совершенно не заинтересован в проведении каких-либо преобразований. Министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку.[17]

Новым министром обороны был назначен главком ракетных войск стратегического назначения (РВСН) И. Д. Сергеев, начальником Генштаба — командующий войсками Сибирского Краснознаменного военного округа А. В. Квашнин, оба лояльные к Ельцину военные специалисты. Ельцин обещал новому министру обороны всяческую поддержку и своё личное покровительство в борьбе с противниками реформирования. Сторонник профессиональной армии И. Д. Сергеев, став министром, в считанные недели подготовил программу реформирования армии и начал её осуществление.[18]

Военная реформа сдвинулась с места и в течение следующих полутора лет действительно сделала ряд крупных шагов. Её главные направления были окончательно конкретизированы 16 июля 1997 года в президентском указе Ельцина № 725 с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Указом предусматривалось: установить с 1 января 1999 г. штатную численность военнослужащих ВС РФ в 1,2 млн единиц; преобразовать ракетные войска стратегического назначения, военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны из войск ПВО в вид вооружённых сил — ракетные войска стратегического назначения; преобразовать до 1 января 1999 года Военно-воздушные силы и Войска ПВО в вид ВС РФ — военно-воздушные силы; придать военным округам статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях.[19]

Президентским указом Ельцина от 28 августа 1997 года в составе Администрации президента РФ была образована Государственная военная инспекция, которая должна была стать эффективным инструментом для контроля над обстановкой в Вооружённых Силах и обеспечить жесткое государственное руководство ходом масштабной реформы всей военной системы государства.[20]

С осени 1997 года в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом Ельцина от 16 июля 1997 года.[21]

30 июля 1998 года Ельцин утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 % — на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 г.) ВС должны были закончить переход к четырёхвидовой структуре, а на втором (до 2005 г.) — к трёхвидовой.[22]

[править] Прочее

Президентский указ Ельцина «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» от 3 июня 1996 года поручил правительству сформировать муниципальные органы охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел.[23]

[править] Реформа уголовно-исполнительной системы

8 октября 1997 года был издан президентский указ Ельцина о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел и о передаче её в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.[24]

[править] Правовая реформа

6 июля 1995 года Ельцин подписал президентский указ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», в котором в качестве одной из основных задач провозглашена реформа правоохранительной системы.[25]

[править] Экономика

[править] Земельная реформа

25 марта 1992 года был подписан президентский указ Ельцина «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».[26]

21 октября 1993 года подписан президентский указ Ельцина о разрешении частной собственности на землю и признании многообразных форм хозяйствования на земле.[27]

11 декабря 1993 года подписан президентский указ Ельцина о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость.[28]

Президентскими указами Ельцина от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» снимались многие ограничения на куплю-продажу и иные сделки с землёй. Однако полноценной законодательной базы для рыночного оборота земель на федеральном уровне к концу 1999 г. создать не удалось. Глава 17-я Гражданского кодекса РФ, регулирующая земельные отношения, могла вступить в силу только одновременно с новым Земельным кодексом. Принятие же последнего неоднократно блокировалось: в радикальнорыночном варианте — левыми фракциями Государственной Думы, а в более консервативном варианте — Ельциным.[29]

[править] Реформа ЖКХ

Подробнее см. также: Реформа ЖКХ России

Концепция реформы ЖКХ одобрена президентским указом Ельцина от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».[30]

Подписан президентский указ Ельцина от 27 мая 1997 года № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».[31]

[править] Реформа естественных монополий

28 апреля 1997 года вышел президентский указ Ельцина № 497 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Однако принципиальные решения по исполнению этого указа приняты не были.[32][33]

[править] Приватизация

29 января 1992 года Ельцин подписал президентский указ о начале «малой приватизации».[34]

19 августа 1992 года был подписан президентский указ Ельцина о ваучерной приватизации.[35]

[править] Реформа образования

Первым президентским указом Ельцина (как он и обещал перед выборами в 1991 г.) был указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». Речь в нем шла о повышении материального благосостояния российских учителей и преподавателей вузов и об улучшении системы образования. На основе указа и принятых впоследствии нормативно-правовых документов в общеобразовательных школах вводился новый базисный учебный план, временные государственные образовательные стандарты, осуществлялся переход массовой российской школы на вариативное обучение.[36]

[править] История

15 ноября 1991 года Ельцин подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике.[37]

8 июля 1992 года прошло совещание в Мюнхене стран «семёрки» с участием Ельцина. Было дано обещание выделить кредиты при условии продолжения экономических реформ в России.[38]

В 1993 году была проведена конституционная реформа.

23 февраля 1996 года Ельцин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором заявил о провале социальной программы реформ.[39]

В 1997 году указом Ельцина одобрена концепция реформы ЖКХ.

12 май 1999 года Ельцин отправил в отставку правительство Е. М. Примакова, обвинив его в нерешительном проведении экономических реформ.[40]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  2. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  3. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  4. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  5. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  6. http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-polnomochii-rossiiskogo-fonda-federalnogo-imushchestva
  7. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  8. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  9. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  10. [1][2]
  11. [3][4]
  12. [5][6]
  13. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  14. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  15. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  16. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  17. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  18. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  19. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  20. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  21. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  22. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  23. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  24. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  25. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  26. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  27. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  28. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  29. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  30. [7][8]
  31. [9][10]
  32. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  33. http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukazi/sbor01/text01051.htm
  34. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  35. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  36. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
  37. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  38. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  39. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  40. Короткевич В. И. История современной России 1991—2003
Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты