Археологические культуры в Евразии в I тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Археологические культуры

[править] Вельбарская культура

Славянское население было значительным в средневисленской части ареала вельбарской культуры.[1]

[править] Дьяковская культура

Дьяковская культура, сформировавшаяся в VIII—VII вв. до н. э., продолжала своё развитие до середины I тыс. н. э.[2]

Ещё в 1940-х годах в археологической литературе сложилось представление, что жизнь на дьяковских памятниках в V—VI вв. прекращается. П. Н. Третьяков и О. Н. Бадер высказали мысль, что в это время в связи с изменением социально-экономического уклада население покинуло прежние укрепленные поселения и стало осваивать селища. Заново проанализировавший вещевые комплексы дьяковских городищ К. А. Смирнов также пришел к заключению о завершении развития дьяковской культуры в V—VI вв. Встречаемые на городищах более поздние вещи исследователь объяснял посещением селений уже после запустения. Так же определяли конечную дату дьяковской культуры А. Ф. Дубынин, X. И. Крис и некоторые другие исследователи. Попытка И. Г. Розенфельдт на основе отдельных вещевых находок пролонгировать существование этой культуры до IX века не встретила поддержки среди исследователей дьяковских древностей. Некоторые предметы, обнаруживаемые на памятниках дьяковской культуры, могли бытовать и тогда, когда эта культура уже не функционировала.[3]

[править] Именьковская культура

Именьковская культура связывается со славянским этносом. Её носителями были славяне, составившие крупную культурно-племенную группировку после гуннского погрома черняховского ареала. В этой ситуации какая-то часть (довольно многочисленная) антов в конце IV века переместилась из этого ареала в Среднее Поволжье, где и основала именьковскую культуру.[4]

Славянская атрибуция населения именьковской культуры находит подкрепление в лингвистических материалах. Согласно В. Н. Напольских в пермских языках имеется ряд праславянских лексических заимствований, которые относятся ко времени до распада пермской этноязыковой общности, то есть они не могут быть позднее середины I тыс. н. э.[5]

Именьковская группа славян в течение трёх столетий проживала в Среднем Поволжье изолированно от остального славянского мира.[6]

[править] Колочинская культура

В левобережной части Среднего и смежных землях Верхнего Поднепровья до последних десятилетий VII века существовали две крупные культурные группы. Лесостепные земли принадлежали антам — носителям пеньковской культуры (сахновская стадия), а более северные области (поречье Сейма и Подесенье) заселяли племена колочинской культуры. В конце VII века развитие этих культур в Среднем Поднепровье было прервано, что обусловлено вторжением крупной массы нового населения.[7]

[править] Культура псковских длинных курганов

К настоящему времени можно достаточно определенно утверждать, что культура псковских длинных курганов сформировалась не позднее V века.[8]

[править] Культура текстильной керамики

До середины I тыс. н. э. территории, составляющие бассейны озер Ильменя и Псковского, были частью ареала культуры текстильной керамики, принадлежащей прибалтийско-финскому населению, значительную роль в экономике которого играли присваивающие формы хозяйственной деятельности. Это утверждение полностью соответствует выводам лингвистов: ареал водных названий западнофинского происхождения, получивших характеристику еще в работах М. Фасмера, в общих чертах соответствует археологическому.[9]

Около середины I тыс. н. э. культура текстильной керамики в бассейнах озер Ильменя и Псковского прекращает развитие.[10]

[править] Курумчинская культура

Сре­ди тюрк­ских объ­еди­не­ний Вос­точ­ной Си­би­ри древ­ни­ми ис­точ­ни­ка­ми упо­мя­ну­ты ку­ры­ка­ны (кит. гу­ли­гань) на Ан­га­ре, ко­то­рым при­пи­сы­ва­ет­ся ар­хео­ло­ги­че­ская ку­рум­чин­ская куль­ту­ра 6-10 вв. в При­бай­ка­лье.[11]

[править] Пеньковская культура

В течение V века в Подольско-Днепровском регионе территории бывшей черняховской культуры формируется пеньковская культура. Ее создателями были потомки населения лесостепной полосы черня¬ховского ареала, той его части, где в римское время в условиях славяно¬иранского симбиоза сформировались анты. Помимо того, при становлении пеньковских древностей имел место приток переселенцев из Днепровских левобережных земель, на что указывают элементы киевской культуры, проявляемые в домостроительстве и в керамических материалах.[12]

В следующем столетии население пеньковской культуры активно разрастается и осваивает новые территории.[13]

Этноним славянской группировки, представленной пеньковской культурой, определим. Это анты, известные по историческим сочинениям VI—VII вв. Иордан, завершивший свой труд «Гетика» в 551 г., сообщает, что анты были частью славян-венедов и проживали на территории «от Данастра до Данапра». Исследователи этого памятника утверждают, что эти сведения позаимствованы Иорданом у Кассиодора, писавшего в конце V — начале VI в. Следовательно, указанные географические координаты должны относиться к начальной фазе пеньковской культуры и соответствуют Подольско-Днепровскому региону черняховской культуры. Прокопий Кесарийский, византийский историк середины VI века, сообщает о более широком расселении антов. Их западным пределом в это время был северный берег Дуная (Истра), а на востоке антские поселения простирались до земли утигур, обитавших в степях Приазовья, что соответствует общей территории пеньковской культуры.[14]

Пеньковская культура в целом датируется V—VII веками. Позднее она эволюционирует в сахновскую культуру и родственные ей древности VIII—IX веков. Каких-либо существенных трансформаций при этом не наблюдается. Сохраняется облик поселений, их топография, планировка и размерность, домостроительство, погребальная обрядность. Несколько видоизменяется в основном лишь глиняная посуда. Многие поселения пеньковской культуры продолжали функционировать и в VIII—IX веках.[15]

[править] Пражско-корчакская культура

Крупная племенная группа раннесредневекового славянства представлена в V—VII веках пражско-корчакской культурой. Общий ареал её обширен — от верхней Эльбы и Среднего Подунавья на западе до правобережья Киевского Поднепровья на востоке и от средней Вислы на севере до Прикарпатья на юге. В общих чертах он соответствует территории, где, согласно Иордану, расселялись sklaveni, то есть славены: «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север — до Висклы…» Произведенный комментатором «Гетики» Е. Ч. Скржинской анализ названных географических координат позволяет ограничить ареал рассматриваемой группы славян нижней Савой на юго-западе, Вислой на севере, Балатоном и Днестром на юге, что соответствует территории пражско-корчакской культуры V — первой половины VI столетия.[16]

Создателями пражско-корчакской культуры были потомки пшеворской культуры и формировалась она на первых порах преимущественно в землях к северу от Карпатских гор. Распространение пражско-корчакской культуры на весьма широкой территории связано с миграциями ее носителей, что, по всей вероятности, обусловлено было демографической ситуацией.[17]

С восточнославянской историей связан сравнительно небольшой регион пражско-корчакской культуры — области Волыни, правобережной Киевщины и юга Припятского Полесья. Верховья Днестра и окраинные районы Волыни входили в ареал становления этой культуры, более восточные земли были колонизованы носителями ее во второй половине V—VI в.[18]

[править] Пшеворская культура

Славянам, именуемым античными авторами венедами, в ареале пшеворской культуры принадлежали земли Среднего и Верхнего Повисленья со смежными областями бассейна Одера и Верхнее Поднестровье. Этот регион не был замкнутым, в него неоднократно вторгались разные германские племена.[19]

Первые века нашей эры в климатическом отношении были весьма благоприятны для жизни и хозяйствования земледельческого населения, которое составляло основу носителей пшеворской культуры.[20]

Нашествие гуннов существенным образом затронуло и пшеворскую культуру. Основная часть ее ремесленных центров и мастерских, снабжавших своей продукцией земледельческое население, прекратила функ¬ционирование, запустели многие селения. При этом имел место отлив значительных масс населения из ареала пшеворской культуры. Так, германские племена, фиксируемые римскими авторами в Висло-Одерском регионе, ушли на юг к границам Римской империи. В водоворот великого переселения народов включились и славяне. В первых десятилетиях V в. пшеворская культура перестала функционировать.[21]

[править] Сарматская культура

По­сле на­ше­ст­вия гун­нов в кон. 4 в. н. э. сар­мат­ская куль­ту­ра как еди­ное це­лое ис­чез­ла (часть сар­ма­тов бы­ла унич­то­же­на, часть во­шла в гунн­ский со­юз). При этом от­дель­ные эле­мен­ты позд­не­сар­мат­ской куль­ту­ры вли­лись в ран­не­сред­не­ве­ко­вую куль­ту­ру ев­ра­зий­ских ко­чев­ни­ков.[22]

[править] Тушемлинская культура

Начало процесса формирования тушемлинской культуры следует отнести к последним десятилетиям IV в., когда в лесных областях Восточной Европы появились первые группы среднеевропейского населения.[23]

На основании вещевых находок П. Н. Третьяков датировал селища и городища тушемлинской культуры серединой и третьей четвертью I тыс. н. э. Согласно А. Г. Митрофанову, эта культура функционировала в V—VIII в.[24]

В настоящее время представляется несомненным, что формирование тушемлинской культуры не было простой эволюцией местных древностей раннего железного века. Кроме существенных изменений материаль¬ной культуры становление тушемлинской культуры сопровождалось коренной перестройкой поселенческой структуры. Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь кон¬центрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями. Поэтому без привлечения факто¬ра внешнего импульса объяснить формирование тушемлинской культуры просто невозможно.[25]

[править] Черняховская культура

Археология свидетельствует, что значительная масса черняховских поселений в конце IV в. прекратила существование, функционировавшие здесь ремесленные центры, снабжавшие окрестное население различными изделиями, оказались полностью разрушенными. Современник гуннского нашествия Евнапий писал: «Побежденные скифы (так называли античные авторы население бывшей Скифии) были истреблены гуннами и большинство их погибло…»[26]

К концу IV в. вся черняховская культура перестала функционировать, лишь в отдельных местностях лесостепной зоны сохранились сравнительно небольшие островки ее поселений. Разрозненные группы черняховского населения бежали, как свидетельствуют данные археологии, на север в южные районы Окского бассейна и в Крым.[27]

Личные инструменты