Транзит через Эстонию
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] История
В 1995—1999 годах средний годовой прирост физического объёма транзитных поставок через Эстонию составил 20,3 %, в том числе в западном направлении — 21,2 %, в восточном направлении — 15,4 %. Этот рост был связан главным образом с увеличением экспорта российской нефти через Эстонию почти на 39,8 % в год. Успех Эстонии был обусловлен улучшением железнодорожных коммуникаций и логистики, расширением нефтеналивных терминалов (порт Мууга) и тесным сотрудничеством с российскими нефтяными компаниями (особенно с компанией «ЛУКойл») в организации поставок с Киришского нефтеперерабатывающего завода и других российских предприятий. Совершенствование технологий обработки и хранения грузов, повышение эффективности операций и снижение издержек позволили Эстонии переключить на себя транзитные транспортные потоки Финляндии и, возможно, отчасти Латвии.[1]
После демонтажа властями Эстонии памятника «Бронзовый солдат» и подавления массовых протестов общественности в апреле 2007 года, российский транзит через Эстонию снизился на 70 % к концу 2008 года по сравнению с 2006 годом.[2] Ассоциация логистики и транзита Эстонии назвала премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа «врагом эстонского транзита» по итогам 2007 года.[3]
В апреле 2013 года, выступая на международной конференции «ТрансЭстония 2013», председатель правления правления эстонского железнодорожного предприятия EVR Cargo Ахто Альтйыэ сказал, что российский порт Усть-Луга нанёс сильный удар по транзиту через Эстонию, и что мощности эстонской железной дороги позволяют перевозить по крайней мере в два раза больше грузов, чем по ней перевозится сейчас. «Транспортная политика России по-прежнему направлена на развитие своих портов. Также ограниченная пропускная способность Эстонии затрудняет привлечение новых грузов. Мы знаем, как трудно было получить план по углю, и в конце концов 20 000 тонн мы всё-таки получили. Но для того, чтобы вернуть грузы, которые были у нас когда-то, пришлось проделать очень большую работу», — пояснил Альтйыэ. Он сказал, что потенциал EVR Cargo позволяет перевозить гораздо больше грузов, чем это делается сейчас. «Сегодня возможности нашего парка в избытке, у нас 25 локомотивов в резерве. В месяц сейчас перевозится 1,2 млн тонн грузов, и мы можем без проблем перевозить 2 млн тонн. При этом мы выполняем маневры, ищем даже возможности сдачи своих локомотивов в аренду другим клиентам, портам, терминалам, чтобы держать их в рабочем состоянии», — сказал Альтйыэ. Председатель правления Таллинского порта Айн Кальюранд также отметил, что порт вместе с операторами мог бы обрабатывать гораздо больше нефтяных грузов. «Сегодня емкость нашего парка резервуаров составляет около 2 млн кубометров. Если железная дорога подтверждает, что она в состоянии перевозить 50 млн тонн грузов, то я смело могу сказать, что порт вместе с операторами может обработать 50 млн тонн нефтепродуктов. Мощности портовых операторов позволяют освобождать 2000 цистерн в сутки. И это не потенциальные цифры, они действительно у нас были в лучшие времена», — добавил он.[4][5]
В феврале 2014 года было зафиксировано одно из самых резких падений объемов перевозки российского нефтетранзита через инфраструктуру «Эстонской железной дороги» — по отношению к февралю 2013 года падение составило 34 %.[6]
[править] Виды грузов
[править] Нефть
В 1995—1999 годах 61 % физического объёма транзита через Эстонию приходился на нефть.[7]
Доля нефти в совокупных транзитных поставках через Эстонию возросла с 32 % в 1995 году до 70 % в 1999 году.[8]
[править] Нефтепродукты
В первом полугодии 2008 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года Tallinna Sadam потерял 20,7 % транзита нефтепродуктов (2,69 млн тонн).[9]
В марте 2016 года Россия полностью прекратила транзит нефтепродуктов через Эстонию, отдав предпочтение собственным портам и железной дороге.[10]
[править] Уголь
По оценке одного из ведущих специалистов в области транзита Райво Варе, в течение года после апреля 2007 года из более чем 7 млн тонн угля, которые до того ежегодно проходили транзитом через Эстонию, примерно 4 млн «канализированы» на российский порт Усть-Луга.[11]
В первом полугодии 2008 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года Tallinna Sadam потерял 96,9 % угольного транзита (3,16 млн тонн).[12]
[править] Удобрения
В первом полугодии 2008 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года Tallinna Sadam потерял 62 % транзита удобрений (0,68 млн тонн).[13]
[править] Зерно
В первом полугодии 2008 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года Tallinna Sadam потерял 59,8 % транзита зерна (0,47 млн тонн).[14]
[править] Виды транспорта
[править] Железнодорожный
В 2011 году грузооборот железной дороги Эстонии превысил 48 млн тонн, из которых 23 млн тонн составили транзитные грузы.[15]
В 2013 году по Эстонской железной дороге провезли 24,4 млн тонн грузов, из которых 76,8 %, или 18,7 млн транзитных.[16]
В 2015 году объём транзита по железным дорогам Эстонии уменьшилась примерно на одну пятую до 11,3 млн тонн, а в 2016 году — более чем на четверть до 8 млн тонн.[17]
В начале апреля 2016 года Россия наполовину снизила железнодорожный транзит в направлении Эстонии с 12 до шести поездных пар в день.[18]
[править] Морской
Транзит через порт «Таллин» составил в 2017 году 10,05 млн тонн, что на 14,6 % ниже, чем в 2016 году.[19]
[править] Направления транзита
В 1995—1999 годах объём поставок в западном направлении составил 86 % общего физического объёма транзита через Эстонию.[20]
[править] Роль в экономике Эстонии
Экспорт услуг транзитного транспорта представляет собой важный источник дохода для экономики Эстонии. В 1998—1999 годах на него приходилось около 14 % ВВП Эстонии.[21]
В апреле 2009 года экономист Виктор Четвериков высказал мнение, что эстонская экономика полностью зависима от транзита товаров.[22][23]
[править] Показатели
В 1999 году средняя стоимость тонны транзитного груза через Эстонию составляла:[24]
- из России — $142
- в Россию — $415
- в обе стороны — $180
В 1995—1999 годах среднегодовой объём транзитных поставок через Эстонию составлял 13,16 млн тонн.[25]
В 1999 году физический объём транзитной торговли между ЕС и Россией через Эстонию составил 20 млн тонн. Стоимостный объём транзитных потоков между Россией и ЕС через Эстонию в 1999 году — $3,7 млрд.[26]
[править] Ссылки
[править] EE-нет
- Транзит
- Транзит
- Кадры для индустрии
- «ТрансРоссия» и «ТрансЭстония»
- Урок ведет премьер
- Деловой вектор конгресса
- Суд присяжных: Транзит — часть экономики Эстонии
- Варе: Хорошо, что власти обратили внимание на транзит
- Многомиллиардный перенос
- Вице-канцлер минэкономики на конференции в России: транзита хватит на всех
- Подбросить уголька в топку локомотива
- Транзит: лабиринт возможностей и опасностей
- SHARE OF TRANSIT IN ESTONIAN ECONOMY
- GOODS IN TRANSIT OVER THE LAST DECADE
- Железнодорожники не могут больше повышать тарифы: транзит под ударом
- Уроки на завтра
- Предприниматели республики бьют тревогу — политика мешает нормальному бизнесу
- Академик Бронштейн: Эстонию ожидает экономическая депрессия
- Exports of services (credit) and imports (debit) by type of service (EUR million)
- Balance of payments
- [27]
[править] Рунет
- Внешнеэкономические отношения Эстонии и России[21]
- 10 лет Содружеству Независимых Государств
- Экономика Эстонии и России: развитие и взаимоотношения // Таллин, 2002
- Теплов А. И. Особенности протекания кризиса в странах Балтии
- Эстония сегодня. Динамичная экономика. Февраль 2008
- БАЛТИЯ — ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ КОРИДОР В ХХI ВЕК
- ФОНД ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНИЦИАТИВ РОССИЯ И БАЛТИЯ: 2010
- О причинах озабоченности нынешним положением транзита через порты Эстонии рассказал глава AS DBT Владимир Волохонский
- Российский транзит в Эстонии: плюсов больше, чем минусов
- Без портов и без транзита
- Выгодный, но несчастливый брак
- Почти офшор
- Николай Межевич: Первый урок экономического кризиса на постсоветском пространстве — демифологизация экономического развития Прибалтики[22]
- Экономика: 'нежная' посадка или депрессия? («Postimees», Эстония)
[править] Прочее
- Неофициальные санкции: Эстония потеряла четверть транзитных грузоперевозок из России
- Диктатура черного золота
- Эксперт: транзит для Эстонии является ведущим двигателем экономики
- Эстония теряет сотни миллионов без транзита из России
- Подбросить уголька в топку локомотива
- Академик Бронштейн: Теряя транзит, Эстония исключает для себя возможность «мягкой посадки»
- Структурные реформы на АО «Эстонская железная дорога»
- Эстонский железнодорожный транзит упал на 40 %
- Эстония может окончательно потерять транзит
- Михаил БРОНШТЕЙН: «Латыши оказались мудрее нас»[23]
- Estonia’s Economic Development: Trends, Practices, and Sources
- WORKSHOP ON STUDIES FOR NORTHERN DIMENSION Kalastajatorppa 30 — 31 May, 2002
[править] Примечания
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [1]
- ↑ Мэр Таллина: Мы сами уничтожили транзит (Эстония)
- ↑ Мэр Таллина: Мы сами уничтожили транзит (Эстония)
- ↑ Глава EVR Cargo: порт Усть-Луга нанес сильный удар по транзиту Эстонии[2]
- ↑ EVR Cargo: Российский порт Усть-Луга нанес сильный удар по транзиту Эстонии
- ↑ Эстонский нефтетранзит упал сразу на 34 %
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [3]
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ RAHVUSVAHELISTE ARVELDUSTE OPTIMEERIMINE RAUDTEEL // Таллин, 2016
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [15]
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [16]
- ↑ Транзитом сыт не будешь
- ↑ Виктор Четвериков: «Проблема рейтинговых агентств пока остается открытой»
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [17]
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [18]
- ↑ Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [19]
- ↑ [20]