Экономика Эстонии в 1990-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Отрасли экономики

[править] Промышленность

В 1994 году спад промышленности Эстонии составил около 10 %.[1]

В 1995 году говорилось, что судя по динамике, больше шансов на будущее имеют текстильная, бумажная и пищевая отрасли, которые и определят общий промышленный профиль республики, если только крупные зарубежные инвесторы не внесут свои коррективы. Нынешняя гипертрофия деревообработки, скорее всего, рассосется по мере неизбежного снижения интенсивности вырубки лесов. Имеющийся машиностроительный комплекс вытеснен в аутсайдеры. Все это делает весьма сомнительными расхожие параллели со странами, обладающими достаточно представительной производственно-технологической базой. Скорее всего в эстонской модели промышленная часть будет нанизываться на транзитные функции, в пользу которых смещается акцент экономической стратегии. Для обеспечения этой роли созданы специальные госинституты, в частности — Комиссия по транзиту, которую возглавил премьер Тийт Вяхи.[2]

Сингапурская фирма «Толарам» в феврале 1995 года приобрела «Балтийскую мануфактуру» и преобразовала её в «Балтекс 2000». В 1995 году говорилось, что продукция почти полностью экспортируется в ЕС. Она же купила эстонскую «Кехра лабер», переименовав в «Хорицон».[3]

В 1995 году отмечалось, что в Пярнусском уезде пакистанской фирме продали чулочную фабрику, ожидая дивидендов в виде рабочих мест, но что-то не сложилось и фабрика хиреет.[4]

[править] Сельское хозяйство

В 1997 году в Эстонии насчитывалось 22,7 тыс. хуторов и 854 сельскохозяйственных предприятия (товарищества, акционерные общества, государственные предприятия).[5]

В 1998 году в Эстонии было 34,7 тыс. хуторов и они находились на 40 % от всей используемой земли.[6]

[править] Транспорт

Экспорт транспортных услуг из стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии) в 1992—2011 годах, в $млрд
Экспорт транспортных услуг из стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии) в 1992—2011 годах, в $млрд

В 1998—1999 годах на экспорт услуг транзитного транспорта приходилось около 14 % ВВП Эстонии.[7]

В 1995 году говорилось, что транзит составляет 80 % железнодорожных перевозок и 60 % оборота портов. Эстонская инфраструктура рассматривается как будущий компонент широкомасштабной системы коммуникаций ЕС. В ней перекрещиваются важные оси Север—Юг и Восток—Запад. Поэтому проекты получают щедрую поддержку международных финансовых организаций. Одними из первых в Эстонию прибыли японцы, которые уже не один год присматривались к происходящему. Прежде всего объектом их внимания стал порт Муугу, бывший Новоталлинский, гордость советско-финского инженерного искусства. Эксперты банка «Сумитомо» разработали проект и скоординировали участие ЕБРР, ЕИБ, МБРР и Кувейтского фонда арабского экономического развития, которые выделяют 80 % расходов на развитие порта. Руководство Муугу и всего портового комплекса — госпредприятия «Таллина садам» — вместе с тем считает, что «российские инвестиции были бы предпочтительнее».[8]

В 1995 году говорилось, что главным препятствием для грузового и пассажирского портов и слабым звеном во всем транзитном комплексе в данный момент являются никуда не годные, требующие реконструкции железные дороги и таможни, а также политика, в частности, отсутствие договора о режиме наибольшего благоприятствования в торговле с Россией и, как следствие, — двойные тарифы. К примеру, на российско-финской границе поезд стоит 20 мин., на российско-эстонской — 1,5 часа. Пропускная способность таможни в Иван-городе — 12 поездов в сутки. Эстония перешла на правила ЕС: проверке подлежит только импорт, экспорт уходит без задержек, что существенно экономит время и увеличивает пропускную способность. Российская же таможня тщательно проверяет все, в обе стороны и по постоянно меняющимся правилам. Причем узнать о текущем порядке заранее по телефону практически невозможно, приглашают разбираться на месте. Таможенные тарифы с Россией, правда, далеко не всем видятся самым большим препятствием в развитии эстонской экономической модели. Мэр Кохтла-Ярве Айн Калмару считает, что прежде всего необходимо «открыть в Эстонии возможности для любых видов производств».

[править] Морской

В 1995 году поток транзитных грузов через порты Эстонии сократился и составил в первом полугодии примерно 66 % от общего количества грузов — при 73 % за аналогичный период 1994 года. Однако гендиректор «Таллина садам» Энн Сарап в 1996 году заявил, что это явление временное. Он уверял, что привлечь дополнительно 3-5 млн т грузов при обещанной поддержке — не проблема. Кроме того, Муугу-порт зарабатывает достаточно на частичные инвестиции в собственное развитие, которые должны составить 20 % всех средств.[9]

В 1995 году говорилось: «Таллиннский пассажирский порт успешно конкурирует с Хельсинки в плане сервиса. По оценкам его директора Марта Месипуу, в 1995 году пассажирооборот составит около 3 млн человек (1991 год — 800 тыс. чел.), но порт способен пропустить и 5 млн. Причем на свое развитие он тоже зарабатывает достаточно, от государства никаких средств не получает. Все работы и сервис приватизированы, государственной остается лишь инфраструктура.»[10]

[править] Воздушный

В начале 1998 года в Эстонии было сертифицировано 10 аэродромов: Таллиннский, Тарту-Юленурмеский, Пярнуский, Курессаареский, Кярдлаский, Кихнуский, Раадиский, Тапаский и Вильяндиский.[11]

[править] Приватизация

В 1995 году говорилось, что после приватизации предприятие обязано сохранить не менее 70 % персонала, за 1 год трудового стажа в 1949—1990 годах положен бесплатно 1 кв. м приватизируемой жилплощади.[12]

[править] Финансы

[править] Цены

Резкий рост цен в Эстонии, наблюдавшийся в 1992 году, на следующий же год был подавлен. В 1994 году индекс потребительских цен упал до 47 %.[13]

[править] Налоги

В 1995 году в Эстонии ставка подоходного налога для частных лиц и на прибыль предприятий составляла 26 %, ставка налога с оборота — 18 %.[14]

[править] ЗВР

Золотовалютные резервы Эстонии составили 1,5 млрд крон в 1992 году.[15]

[править] Инвестиции

В Эстонии частный сектор в 1994 году инвестировал в эстонскую экономику 3,2 млрд крон, а государство — 2,4 млрд.[16]

[править] Доходы населения

В 1995 году говорилось, что среднедушевой денежный доход за вычетом налогов, по европейским меркам, мал (1200 крон в месяц), но за три последних года он вырос более чем вдвое. Минимальная зарплата — 850 крон. Число бедных (меньше 300 крон в месяц) за 1994 год увеличилось на 10 %. 7 жителей Таллина декларировали в 1994 году доход более 1 млн крон.[17]

[править] Годы

[править] 1994 год

После шокового обвала в 1992—1993 годах ВВП Эстонии в 1994 году вновь пошел в гору.[18]

[править] Примечания

  1. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  2. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  3. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  4. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  5. [1][2][3][4]
  6. [5][6][7][8]
  7. Лаурила Ю. Транзитная торговля между Россией и ЕС // Российско-Европейский Центр Экономической Политики, май 2001; [9]
  8. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  9. Экономическое развитие Эстонии
  10. Экономическое развитие Эстонии
  11. [10][11][12][13]
  12. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  13. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  14. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  15. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  16. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  17. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
  18. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=118688
Экономика Эстонии
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьАвиационная промышленностьМикроэлектроникаГазовая промышленностьДобыча полезных ископаемыхЛесобумажная промышленностьПищевая промышленностьПроизводство мяса птицыНефтяная промышленностьНефтепереработкаМашиностроениеДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеТранспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьЭстоновое автомобилестроениеЛегковое автомобилестроениеЖелезнодорожное машиностроениеСудостроениеМоторостроениеОборонно-промышленный комплексПроизводство средств ПВОМеталлургияГорная металлургияЦветная металлургияЧёрная металлургияХимическая промышленностьПромышленность строительных материаловЛесная промышленностьЭлектроэнергетикаУгольная промышленностьФармацевтическая промышленностьЭлектронная промышленностьСамолётостроение
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Железнодорожный транспортАвтомобильный транспортВоздушный транспортМорской транспортРечной транспортТрубопроводный транспортГородской рельсовый транспортТранзит
Связь  Телекоммуникации
Торговля  Розничная торговляОптовая торговляБартер
Финансы  СтрахованиеКурс евро к эстонской кронеБанковская системаГосударственные финансыИпотекаВалютная ипотекаМедицинское страхованиеФондовый рынок
Прочие отрасли  Сектор информационно-коммуникационных технологийВысокотехнологический комплексЖКХЛесопромышленный комплексРыбохозяйственный комплексТелекоммуникационная отрасльТопливно-энергетический комплексНефтегазовый комплексШоу-бизнесЭнергетика
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговляЭкспортИмпортКвазиэффективный экспортРоссийско-эстонские экономические отношенияВоенно-техническое сотрудничествоТаможенное регулирование
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Налоги  АкцизыНалоговая системаНалогообложение добычи полезных ископаемыхНалогообложение доходов физических лицУклонение от налогов
Социально-экономическая политика  Экономическая политикаЭкономические реформы в 1990-х годахЛиберализация ценЛиберализация внешней торговлиПриватизацияАнтиинфляционная политикаЗемельная реформаИнвестиционная политикаНалоговая политикаНалоговые реформы • • Государственное регулирование рынка алкоголяБюджетная политикаЭкономические реформы в 2000-х годахДенежные реформыСоциально-экономическая политика АнсипаМежбюджетные отношения
Компании  BLRT Grupp
Экономическое законодательство 
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Личные инструменты