Отношения Грузии с международными финансовыми организациями
Материал из Documentation.
Поддержка со стороны международного сообщества в виде предоставления средств МФО и стран-доноров на проведение структурной перестройки экономики остается единственной возможностью нормализации экономической ситуации внутри страны и её внешнеэкономических отношений.
Внешнее финансирование, необходимое для реформирования экономики Грузии, предоставляется в основном тремя крупнейшими МФО: МВФ, ВБ и ЕБРР. В тесном сотрудничестве с этими финансовыми институтами работают и другие МФО, предоставляющие средства на реализацию собственных программ помощи восстановлению грузинской экономики или участвующие в совместных проектах.
В области развития платежной системы Грузии наибольшее участие принимает ЕС в рамках программы ТАСИС.
Средства от США, поступающие по программе помощи USAID, расходуются на институциональное реформирование финансовых органов власти и развитие рынка ценных бумаг.
Помощь со стороны ряда МФО, в том числе Евростата, Организации экономического сотрудничества и развития, Программы развития ООН, направлена на совершенствование статистической службы Грузии, повышение качества сбора статистической информации и улучшение системы расчетов платежного и торгового балансов. Правительство Грузии подписало кредитное соглашение с Государственным фондом Кувейта «За экономическое развитие арабов» о предоставлении средств на реконструкцию участков автомобильных дорог, но реализация проекта задерживается из-за отсутствия его ратификации парламентом страны [46]. Кроме того, Грузия является членом Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), который начал свою деятельность 1 июня 1999 г. Решение о создании ЧБТР было принято в июне 1997 г. с целью финансирования проектов и развития отношений между странами — членами Черноморского экономического сотрудничества. Уставный капитал банка определен в размере 1,4 млрд дол., доля Грузии в уставном капитале ЧБТР составляет 28 млн дол. (2 %). ЧБТР может сыграть положительную роль в развитии региона, будучи заинтересованным в первую очередь в финансировании малого и среднего предпринимательства, торговых операций, а также осуществлении малых инвстиционных проектов [47]. Сотрудничество Грузии с МФО продолжает играть значительную роль в экономической жизни страны. Помощь со стороны этих организаций позволяет получать не только необходимую техническую и консультационную поддержку, но и обеспечивает значительную часть внешних финансовых средств, необходимых для функционирования грузинской экономики. В то же время выполнение программ международных финансовых институтов по реформированию экономики Грузии в течение последних лет не привело к желаемым результатам — экономика страны все еще очень слаба и остро нуждается в получении средств МВФ для поддержания платежного баланса и бюджета страны.