Отношения Грузии со Всемирным банком

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Грузия присоединилась к Всемирному банку в 1992 г., а к Международной ассоциации развития (МАР) — в 1993 г. Основными целями программы помощи со стороны ВБ являются поддержка действий правительства страны в восстановлении промышленности, переход к рыночной системе экономики и помощь беднейшим слоям населения. Кроме того, значительное внимание уделяется развитию трудовых ресурсов и осуществлению экологических проектов.

Все вложения в экономику Грузии были осуществлены Всемирным банком посредством кредитов Международного агентства развития, которое осуществляет кредитование беднейших развивающихся стран (это страны со средним доходом на душу населения менее 905 дол. США) на сверхльготных условиях (обычно срок погашения кредита составляет 35 лет с 10-летним льготным периодом и процентной ставкой 0,75 % годовых), а также в виде финансирования проектов в частном секторе экономики со стороны Международной финансовой корпорации (МФК), не только предоставляющей кредиты, но и непосредственно инвестирующей собственные средства в развитие перспективных проектов. МФК предоставляет займы на срок от 3 до 15 лет с льготным периодом до 12 лет на условиях близких к рыночным [16]. Первый кредит Банка был предоставлен в 1994 г., а к сегодняшнему моменту 20 проектов МАР на сумму 350 млн дол. в различных областях экономики находятся в процессе выполнения, а 6 проектов на сумму 200 млн дол. уже осуществлены [17]. Одним из основных направлений деятельности ВБ является реформа государственного сектора, на развитие которой было выделено несколько кредитов Банка. В 1994 г. ВБ одобрил выделение кредита на поддержку институциональных изменений, направленного на обеспечение технической помощи при реформе государственного управления. Кредит поступил от МАР в размере 10,1 млн дол., кроме него на финансирование этого проекта были направлены международные гранты в сумме 0,6 млн дол. и средства правительства — 0,2 млн дол. Основными целями проекта были: реформа финансового сектора, формирование государственной политики, направленной на реструктуризацию и реформу институтов управления экономикой; помощь в создании статистической системы; программа модернизации налоговой и таможенной систем; создание системы государственного казначейства; совершенствование систем управления государственным долгом и экономического анализа; приватизация и реформа государственных предприятий. Кроме того, под патронажем ВБ начал проводиться учет данных по всем странам-донорам, осуществляющим финансирование реформ, для совместной координации и повышения эффективности предоставления помощи [18]. Помощь со стороны ВБ была продолжена выделением в 1995 г. реабилитационного кредита (75 млн дол.), обеспечивающего поддержку бюджета при реформировании грузинской экономики. Кредит предоставлялся для поддержки мер программы правительства, направленной на достижение макроэкономической стабильности и совершенствование валютного рынка страны путем финансирования бюджетных расходов. Часть кредита была использована для стабилизации курса национальной валюты [19]. Поддержка реформаторской программы правительства Грузии продолжилась и в дальнейшем. В 1996 г. ВБ выделил два кредита на проведение структурных преобразований в экономике (SAC1 и SATAC). Кредит SAC1 в размере 60 млн дол. и дополнительная помощь со стороны Банка SATAC в сумме 4,5 млн дол. совместно со средствами МВФ были направлены на безинфляционное финансирование государственного бюджета Грузии и дальнейшее проведение реформ в ключевых отраслях экономики [20]. 5 сентября 1997 г. Всемирный банк принял решение о выделении второго кредита структурного реформирования SAC2 в размере 60 млн дол. и дополнительного кредита SATAC2 5 млн дол. для поддержки государственной экономической политики. Основными требованиями ВБ при предоставлении кредитов были: проведение жесткой финансовой политики, развитие частного сектора экономики и помощь бедным слоям населения. Ключевыми направлениями совместной программы в рамках предоставления кредита SAC2 являлись: развитие рынка ценных бумаг, увеличение налоговых сборов, совершенствование налоговой дисциплины в энергетическом секторе, реструктуризация банковского сектора и реформирование системы социальных расходов. Предоставление средств по программе SATAC2 предусматривало осуществление нескольких проектов в различных сферах экономики, а именно: проведение реформы законодательства страны, усиление финансового контроля над банками со стороны Национального банка Грузии, проведение пенсионной реформы и осуществление программы адресной социальной помощи, компьютеризация налогового и таможенного ведомств [21]. 29 июня 1999 г. Банк предоставил третий кредит структурного реформирования SAC3 (60 млн дол.), который был призван помочь правительству в уменьшении макроэкономического дисбаланса и совершенствовании бюджетной системы, развитии частного сектора, создании условий для роста частного предпринимательства, развитии земельной реформы. Кроме того, ВБ выделил дополнительный кредит на поддержку структурных реформ в размере 16,5 млн дол. для осуществление нескольких проектов: помощи в приватизации крупных государственных организаций в области инфраструктуры, реформы государственного сектора, в частности системы Министерства финансов, поддержки социальной сферы и реформ системы здравоохранения. В июле 1999 г. Банк начал осуществление проекта, предусматривающего формирование независимой и профессиональной судебной системы Грузии. Помощь ВБ, общая сумма которой составляет 13,4 млн дол., направляется на совершенствование системы судебного делопроизводства, восстановление инфраструктуры судебной системы, усиление судебной юстиции, создание юридического подготовительного центра [22]. Другим не менее важным направлением деятельности Всемирного банка является помощь в восстановлении энергетики Грузии. Средства ВБ в этом секторе экономики используются на финансирование проекта восстановления энергетики (52,3 млн дол.), проекта развития транзита нефти (1,4 млн дол.) и кредита на реструктуризацию энергетического сектора (25 млн дол.). В апреле 1997 г. Банк начал осуществлять финансирование проекта развития транзитного маршрута нефти. Важность осуществления проекта объяснялась возможностью привлечения крупномасштабных иностранных инвестиций в транспортный сектор Грузии. Средства предусматривалось использовать по трем направлениям: — предварительная экспертная оценка проекта. Изучение технических возможностей, экологических последствий и финансовой эффективности строительства трубопровода Баку — Супса, проведение оценки возможностей терминала в Супсе, расчет тарифов перекачки нефти; — создание специального фонда для осуществления профессиональной подготовки грузинских специалистов совместно с международными нефтяными компаниями; — консультационная помощь при ведении переговоров по транзиту нефти [23]. 2 июня 1997 г. ВБ принял решение об осуществлении проекта восстановления энергетики Грузии. Он включает в себя реконструкцию 300 МВт электрического генератора Гардабанской ГРЭС, предоставление средств на закупку энергоресурсов и осуществление технической помощи в реализации проекта и последующей приватизации ГРЭС. Проект предполагал принятие приоритетных мер по преодолению энергетического кризиса и проведение реформы энергетики страны, а также предоставление технической помощи при проведении реструктуризации отрасли. Софинансирование осуществляется со стороны правительства Германии и самой Гардабанской ГРЭС [24]. 29 июня 1999 г. Банк предоставил кредит на проведение реструктуризации энергетического сектора. Финансирование энергетики Грузии со стороны ВБ направлено на поддержку программы реформирования энергетического сектора. Эта программа предусматривает формирование конкурентного рынка электроэнергии, создание новой системы регулирования в газовой сфере, дальнейшую приватизацию муниципальных газораспределительных компаний, привлечение иностранных инвестиций в нефтеи газодобывающие проекты, усиление системы экологического контроля и принятие законодательных актов в этой сфере, а также снижение социальной стоимости проведения данных реформ за счет средств, предоставленных Всемирным банком [25]. Несколько проектов ВБ по развитию частного сектора экономики уже осуществлены или находятся в стадии выполнения. Это проекты ГРУЗИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 283 реструктуризации предприятий и развития сельского хозяйства, а также проект совместного берегового управления. Проект развития сельского хозяйства Грузии был одобрен ВБ 25 марта 1997 г. Финансирование было предоставлено в размере 26,3 млн дол., из которых 15 млн выделил ВБ, 6 млн дол. — Международный фонд развития сельского хозяйства, правительство Грузии и местные банки — 5,3 млн дол. Проект предусматривает расходование средств по четырем направлениям: — предоставление производственных кредитов (12 млн дол.) на обеспечение оборотного капитала и инвестиций в частные компании отрасли; — развитие кредитных союзов (7,5 млн дол.) для мобилизации финансовых ресурсов и обеспечения ими фермерских хозяйств; — регистрация земли в Гардабанском и Мцхетском районах (6 млн дол.); — осуществление исследовательских работ и пилотных проектов в сельском хозяйстве, консультирование Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности (0,5 млн дол.) [26]. В декабре 1998 г. ВБ начал осуществление проекта на сумму 15 млрд дол. по реструктуризации грузинских предприятий. Целями развития проекта являются повышение эффективности деятельности частных предприятий, консультационная и информационная поддержка перехода предприятий к новым рыночным отношениям и помощь в создании компаний в малом бизнесе. Проект включает в себя поддержку реформирования новообразованных частных компаний на основе оказания консультационной помощи, организацию и софинансирование обучения управленческого персонала грузинских компаний и создание профессиональных саморегулируемых организаций [27]. В то же время ВБ принял решение о финансировании проекта совместного берегового управления, общая стоимость которого составляет 5,7 млн дол., из которых 4,4 млн предоставлены в виде кредита Банка, а 1,3 млн — в форме гранта в рамках глобального экологического грантового финансирования. Проект направлен на совершенствование системы управления ресурсами побережья Черного моря и развитие, апробацию, оценку методов эффективного совместного планирования и управления деятельностью вдоль Черного моря. Проект финансирует проведение мероприятий, осуществляемых в рамках черноморской экологической программы, в том числе организацию законодательной и институциональной основы совместного планирования и управления использованием прибрежных ресурсов, сохранение и восстановление исчезающих ресурсов Черного моря, создание системы мониторинга и информационной системы поддержки национальной программы Грузии, развитие системы экологической безопасности в нефтяном секторе [28]. На развитие транспортной системы Грузии были направлены три проекта Всемирного банка. В 1996 г. ВБ начал реализацию проекта восстановления транспортной системы страны, который был направлен на реформирование транспортного сектора и подготовку государственных учреждений в области транспорта к работе в условиях рыночных отношений, а также восстановление и ремонт наиболее важных транспортных магистралей. Стоимость проекта составляет 12 млн дол. [29] Другой проект ВБ предусматривает реформирование Министерства транспорта и Государственного транспортного агентства и направлен на совершенствование работы этих ведомств и предоставление новых информационных технологий для повышения ее эффективности. Общая сумма проекта составляет 2,5 млн дол., из которых 2,3 млн предоставляет Всемирный банк и 0,2 млн -Министерство транспорта Грузии [30]. 25 мая 2000 г. Банк принял решение о предоставлении кредита на реабилитацию дорог Грузии, являющегося продолжением программы помощи ВБ в области транспорта после осуществления в 1999 г. проекта восстановления транспортной системы страны. Средства направляются на финансирование наиболее приоритетных проектов в транспортном секторе. Реализация проекта предусматривает: — уменьшение транспортных расходов и увеличение пропускной способности основных грузинских транспортных коридоров; — помощь в организации на постоянной основе ремонтных работ на основных магистралях страны (предусматривается восстановление более 162 км дорожного полотна и реконструкция двух мостов); — совершенствование систем менеджмента и повышение эффективности транспортной системы Грузии путем проведения реформы Департамента транспорта Грузии (совершенствование систем контроля за состоянием дорог, совершенствование технических стандартов, развитие программы повышения безопасности на транспорте) и развития частных компаний, занимающихся строительством дорог. Общая стоимость проекта оценивается в 55 млн дол., из которых 40 млн предоставляет Всемирный банк, а оставшиеся 15 млн — правительство Грузии [31]. Кроме того, ВБ осуществляет проекты в социальной сфере, в сферах реформы местного самоуправления и защиты культурного наследия страны. Первый социально ориентированный проект начал реализовываться в 1996 г., когда ВБ выделил 14 млн дол. на осуществление проекта улучшения системы здравоохранения, который был направлен на улучшение здоровья населения Грузии путем создания более эффективной системы учреждений здравоохранения, проведения профилактических мероприятий, создания системы контроля за лечебными заведениями со стороны Министерства здравоохранения, повышения профессионального уровня врачей. Особое внимание уделено оказанию качественной медицинской помощи бедным слоям населения [32]. 15 июля 1997 г. Всемирный банк начал осуществление проекта муниципального развития и децентрализации на сумму 20,9 млн дол., направленного на усиление влияния местных органов власти и совершенствование организационной, управленческой и финансовой основ их деятельности. Главными целями проекта являются ускорение процесса децентрализации государственного управления, стимулирование повышения эффективности деятельности местных органов власти, финансирование важных инвестиционных проектов на местном уровне, создание новых рабочих мест. Средства расходуются по двум направлениям: — совершенствование центральных, региональных и муниципальных органов власти (5,7 млн дол., из которых ВБ предоставляет 4,6 млн); — финансирование муниципальных инвестиционных проектов — строительство дорог, освещение улиц, социальные проекты, больницы и школы и др. (20,4 млн дол., из которых Банк вкладывает 16,3 млн); Дополнительные средства для осуществления проекта в сумме 5,2 млн дол. предоставляют Министерство финансов Грузии и муниципалитеты [33]. В декабре 1997 г. Банк одобрил выделение 20 млн дол. на развитие проекта Социального инвестиционного фонда для сокращения масштабов бедности и развития частного сектора. Проект направлен на поддержку бедных слоев населения путем совершенствования системы социальной помощи, мобилизации государственных и частных ресурсов для развития малого бизнеса и осуществления микро-проектов. Реализация проекта предусматривается в течение 4-х лет (19982001 гг.) [34]. Проект защиты культурного наследия Грузии был одобрен ВБ в феврале 1998 г. Банк предоставляет 4,49 млн дол. для улучшения системы управления культурными памятниками страны, их реставрации и развития туристической индустрии. Проект состоит из двух частей: — инвестиционная составляющая (3,57 млн дол.) подразумевает создание чрезвычайного реабилитационного фонда. Фонд призван финансировать неотложные реставрационные работы на наиболее ценных памятниках грузинской культуры и четыре пилотных проекта восстановления уникальных памятников грузинской культуры (районы «Кала», Сигнахи, Шатили и Уплисцихе); — техническая помощь (1,4 млн дол.) направляется на создание системы поддержки выполнения проекта, обучение персонала, помощь в проведении государственной программы по защите культурного наследия, создание плана сохранения исторической части Тбилиси, создание системы мониторинга и оценки [35]. Деятельность Всемирного банка в Грузии не ограничивается предоставлением средств по линии Международной ассоциации развития для осуществления ключевых проектов в различных областях экономики, дополняясь финансированием со стороны Международной финансовой корпорации. Деятельность МФК, осуществляющей инвестиции в частный сектор экономики, обретает в последние годы все большие масштабы. МФК осуществила первую инвестицию в Грузии в 1997 г., вложив около 2,9 млн дол. в «Georgian glass and mineral water company». Это способствовало осуществлению инвестиционной программы стоимостью 10 млн дол., цель которой — модернизация стеклотарного завода и двух заводов по разливу минеральных вод. Корпорация участвует в этом проекте совместно с группой голландских и французских инвесторов. Финансирование направлено также на развитие дистрибьютивной системы компании в Грузии и странах СНГ [36]. В конце 1998 г. МФК начала финансирование проекта развития нефтедобычи в Грузии, предоставив кредит в размере 6 млн дол. Ниноцминдской нефтяной компании. Как предполагалось, это позволит построить не менее пяти новых скважин и, используя потенциал месторождения, значительно увеличить добычу нефти. Осуществление проекта направлено на снижение зависимости Грузии от импорта энергоресурсов, уменьшение дефицита платежного баланса и создание значительного количества новых рабочих мест [37]. Деятельность Корпорации распространяется и на финансовый сектор экономики Грузии. Так, 29 мая 1999 г. МФК подписала соглашение с коммерческим банком «Тбилкомбанк» о предоставлении кредита в размере 3 млн дол. сроком на 5 лет для финансирования проектов развития частного предпринимательства [38]. Кроме того, МФК, иностранные финансовые компании и четыре грузинских банка инвестировали средства в Грузинский банк микрокредитования, который осуществляет кредитование малого бизнеса, для пополнения оборотного капитала и покупки основных средств. Корпорация вложила в уставный капитал 0,8 млн дол. и предоставила кредитную линию в размере 5 млн дол. [39] Грузинский ТБК-банк получил возможность использовать кредитную линию МФК в размере 3 млн дол. для кредитования частных грузинских предприятий. Кредит предоставлен для развития системы проектного финансирования и кредитования предприятий, направленного на увеличение их оборотного капитала [40]. В начале 2000 г. МФК приняла решение об осуществлении подобной операции с Банком Грузии. Инвестиции Корпорации представляют собой семилетнюю кредитную линию в размере 3 млн дол., предназначенную для выдачи займов местным компаниям и населению для развития залоговых операций с недвижимостью. Кредит сопровождается предоставлением консультационной помощи в области предоставления кредитов под имущественный залог и обучением персонала банка.

В январе 2000 г. МФК и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приняли решение о финансировании проекта в энергетическом комплексе страны. Корпорация и ЕБРР предоставляют кредит в сумме 60 млн дол. АО «АЭС Теласи» — приватизированной компании, занимающейся поставкой электроэнергии. Проект направлен на повышение эффективности обеспечения электроэнергией потребителей в Тбилиси, совершенствование системы платежей за энергию и привлечение дополнительных частных инвестиций в грузинскую энергетику. Кредит позволит компании развить собственную энергосистему, ввести в эксплуатацию новые линии электропередач и сократить потери при передаче энергии с помощью внедрения новых технологий.

[править] Ссылки

Экономика Грузии
История  Грузинская ССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
Личные инструменты