Налогообложение в России в 1999 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



С 1 января 1999 году вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса РФ.[1] В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты.[2]

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 1999 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ.[3]

[править] Подоходный налог

18 февраля 1999 года бюджетный комитет на заседании решил рекомендовать Государственной Думе принять во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „О подоходном налоге с физических лиц“». Поправки, предложенные бюджетным комитетом к принятому в первом чтении законопроекту, включали в себя изменение шкалы подоходного налога. Так, согласно решению бюджетного комитета, минимальный подоходный налог составит 12 % — при совокупном годовом доходе до 30 тыс. рублей. Налог в размере 15 % предлагается взимать с доходов от 30 тыс. до 60 тыс. рублей, 20 % — от 60 тыс. до 90 тыс. рублей, 25 % — от 90 тыс. до 150 тыс. рублей, и 35 % — с доходов свыше 150 тыс. рублей. При этом 3 % от подоходного налога предлагается отчислять в федеральный бюджет. Срок подачи налоговых деклараций предлагалось продлить до 30 апреля.

15 марта 1999 года была принята поправка коммунистов, согласно которой планировалось ввести налог на «богатых» людей с доходами свыше 300 тысяч в год в размере 45 %. Эта поправка вступала в силу с 1 января 2000 года. «За» проголосовали 303 депутата при необходимом минимуме 226, против — 26, один воздержался. Результат удивительный, так как, например, 14 марта 1999 года лидер «Яблока» Григорий Явлинский говорил в «Итогах», что налоги с физических лиц не должны превышать 10 %. На Думу не повлиял даже Юрий Маслюков, сказавший, что в 1999 году возможен такой уровень инфляции, что подобный налог придётся платить и очень бедным. Действительно, при 30-процентной инфляции, как было записано в бюджете, в категорию сверхбогатых попадали люди с заработком 700—800 долларов в месяц, при 60-90-процентной инфляции, как прогнозировало большинство экономистов, — люди с доходами порядка 500 долларов.

В июле 1999 года сообщалось, что МНС продолжает работу над новой шкалой подоходного налога. Предполагается оставить всего три-четыре ставки вместо шести нынешних, а сотрудники министерства неофициально намекают, что максимальная ставка не должна превышать 30 % (сегодня она составляет 35 %, а в следующем году взлетит до 45 %). О необходимости введения более плоской шкалы постоянно говорили в последнее время либеральные экономисты и сам глава МНС Починок, признававший, впрочем, что такое предложение встретит сопротивление у популистски настроенных думцев. Между тем неэффективность ныне действующих высоких ставок демонстрируют цифры, сообщенные «Интерфаксу» Российским статистическим агентством. По данным агентства, доля скрытой оплаты труда по итогам 1998 г. увеличилась до 11,9 % от валового внутреннего продукта. При этом динамика роста доходов за годы реформ в таком специфическом выражении выглядит вполне впечатляюще: в 1993 году скрытая зарплата составляла 5,3 % ВВП, в 1994 — 8,5 %, в 1995 — 10,4 %, в 1996 — 11,7 %, в 1997 и 1998 г. — 11,9 %. При этом регистрируемая зарплата в 1993 г. составляла, по данным Росстатагентства 39,2 % ВВП, а в 1998 — 37,4 %.[4]

[править] Показатели

В 1999 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 10,7 % ВВП.[5]

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. История России XX — начала XXI века[1] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
  4. Polit.Ru
  5. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты