Мосты в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Мосты в России — один из основных видов дорожных сооружений в России.

Содержание

[править] Типы

[править] По виду транспорта

[править] Автомобильные

По данным Росстата на конец 2014 года, в России насчитывается 42 тыс. мостов и путепроводов общей протяжённостью 2,1 млн погонных метров.[1]

По форме собственности классификация автомобильных мостов в целом совпадает с автомобильными дорогами — есть мосты федерального значения, региональные и муниципальные. Росавтодор распоряжается примерно 5 тыс. мостов, региональные или муниципальные власти — 34 тыс. У мостов есть и частные владельцы.[2]

[править] Железнодорожные

На железных дорогах «РЖД» 30,5 тыс. мостов и путепроводов общей протяжённостью 993 тыс. погонных метров.[3]

[править] По виду материала

[править] Железобетонные

В настоящее время на автомобильных дорогах России всё большее распространение получают железобетонные мосты.[4]

[править] Каменные

Основная статья: Каменные мосты в России

В настоящее время на федеральной сети России каменных мостов осталось очень мало и сохраняется тенденция к замене их на современные конструкции из стали и железобетона.[5]

[править] Деревянные мосты

В богатых лесом районах России, а также на местных сельских дорогах применение деревянных мостов остаётся целесообразным и экономичным.[6]

[править] Строительство

По данным СПАРК, по состоянию на 2016 год в России насчитывалось около 500 компаний с объёмом выручки более 50 млн рублей, указавших сферой деятельности «строительство мостов и тоннелей». В 2014 году их совокупная выручка составила 638 млрд рублей, около 20 % этого рынка — это только «Мостотрест». В 2014 году он заработал 119 млрд рублей. Также в пятерке компаний-мостостроителей — «УСК Мост», «Мостострой-11», «Волгомост» и «Сибмост».[7]

[править] История

Основная статья: История мостов в России

[править] До XVI века

Из старинных русских летописей известно, что в богатой лесами древней Руси строили деревянные мосты даже через большие реки. В них, в частности, приведены данные о том, что при Владимире Мономахе в 1115 г. был построен наплавной мост через р. Днепр в Киеве, при Дмитрии Донском, во время осады Твери, был построен мост через р. Волгу, а в 1380 г. при нем же во время войны с татарами был сооружен мост через р. Дон. В летописях приведены также сведения о том, что в 1477 г. был построен наплавной мост через р. Волхов у Новгорода. На Руси через большие реки строили обычно деревянные наплавные мосты на плотах и лодках. Иногда мосты строили на опорах в виде деревянных срубов. Каменные мосты до XVI века не строились из-за опасности нападения по ним врагов.[8]

[править] XVI век

Основная статья: Мосты в России в XVI веке

В 1516 году у Московского Кремля был построен Троицкий арочный шестипролётный мост из кирпича с крепостной Кутафьей башней, защищавшей доступ к нему. В дальнейшем вокруг Кремля были сооружены Никольский и Спасский каменные мосты через ров, а при выходе с Красной площади через р. Неглинку был возведен Воскресенский мост на дорогу, идущую на Тверь. В начале XVI века каменные мосты были возведены также в Пскове, одной из сильнейших крепостей того времени.[9]

[править] XVII век

Основная статья: Мосты в России в XVII веке

В XVII веке по мере роста территории Москвы и увеличения населения в Замоскворечье возникла необходимость возведения постоянного моста через р. Москву. Приглашенные для этого в 1643 г. из Страсбурга мастера разработали подробный чертеж и смету для него и создали его деревянную модель. Но строительство этого моста началось лишь в 1687 г. при правлении царевны Софьи, а окончилось в 1698 г. при Петре I. Первоначально его назвали Всехсвятским, так как он начинался у примыкавшей к нему «Всехсвятской воротной башни», находившейся около Кремля, а в дальнейшем он получил название Большого Каменного моста. Длина моста поверху составляла 140 м, а ширина — 22 м.[10]

[править] XIX век

Основная статья: Мосты в России в XIX веке

После основания в 1810 году в Санкт-Петербурге Института путей сообщения Россия стала играть заметную роль в развитии мостостроения. В этом институте была создана российская школа мостостроения, из которой вышли талантливые русские инженеры и ученые. Этому способствовали значительные объёмы строительства железных и шоссейных дорог и то, что мостостроителям был предоставлен широкий простор для творческой работы. В связи с этим Россия уже в первой половине XIX века стала одной из передовых стран по технике мостостроения.[11]

В конце XVIII и начале XIX вв. всё чаще стали строить деревянные мосты арочной системы с арками из обтесанных по кривой деревянных брусьев или из гнутых досок. Их опоры устраивали каменными. Среди построенных в начале XIX в. в России деревянных арочных мостов заметное место занимают мост через р. Карбалиху (1806 г.) с 19 пролетами по 12,8 м на каменных опорах, Каменноостровский мост через рукав р. Невы (1813 г.) с семью пролетами от 15,2 до 24,7 м, пятипролетный мост через р. Нарву (1829 г.) с арками пролетами около 24 м и арочный мост с ездой понизу через р. Вепржь у Иван-города пролетом около 78 м.[12]

С постройкой Петербургско-Московского шоссе в 1816—1834 годах появилось большое количество массивных каменных мостов пролетом 10,0-12,0 м.[13]

В 1820 году нью-йоркским архитектором Тауном были предложены деревянные пролетные строения из многорешетчатых ферм. Первые мосты с многорешетчатыми дощатыми фермами в России были построены в 1840-х годах: мост через р. Ящеру на Динабургском шоссе (1841 г.) пролётом 49,5 м; мост через р. Куру в Тифлисе (1843 г.) пролётом 27,7 м и мост через р. Пскову в г. Пскове (1849 г.) пролётом 42,7 м.[14]

Во второй половине XIX и начале XX вв. в России было построено несколько больших висячих мостов с деревянными балками жёсткости и проезжей частью. Это мосты через р. 3. Буг у крепости Брест-Литовск (1842 г.) пролетом 91,9 м, через р. Нарев у крепости Новогеоргиевск (1846 г.) пролетами 43,2 + 86,4 + 43,2 м, через р. Днепр в Киеве (1853 г.) пролетом 134,1 м и через р. Великую в Острове (1853 г.) пролетом 93,3 м.[15]

[править] XX век

Основная статья: Мосты в России в XX веке

В 1901 году появилось первое русское капитальное учебное руководство по мостам проф. Л. Ф. Николаи, а в 1902 году — первый том курса железных мостов проф. Е. О. Патона, сыгравшего большую роль в подготовке русских инженеров-мостовиков.[16]

В годы Первой мировой и Гражданской войн строительство массивных каменных мостов в России было прекращено.[17]

Строительство железобетонных мостов, приостановленное Первой мировой войной и широко развернулось в Советском Союзе в период первых пятилеток. Был построен ряд мостов через крупнейшие реки Союза (Днепр, Оку, Волгу) с железобетонными арками вместо обычно применявшихся в таких случаях балочных металлических мостов.[18]

В 1937—1938 годах в Москве было построено несколько металлических мостов в центральной части города. Это прежде всего Большой каменный мост по проекту инженера Н. Я. Калмыкова, Большой Устьинский мост, а также висячий Крымский мост по проекту инженера Б. П. Константинова.[19]

Исключительное значение имели деревянные мосты во время Великой Отечественной войны. Для наступательных операций советской армии и обеспечения ее транспортными коммуникациями было возведено большое число деревянных мостов различных видов и систем. Деревянные конструкции широко применяли также для восстановления разрушенных мостов.[20]

После Великой Отечественной войны начался период быстрого развития и совершенствования железобетонных мостов. В связи со скоростным строительством автомобильных дорог в СССР стали быстро развиваться балочные мосты сборной конструкции малых и средних пролетов с использованием предварительно напряжённого бетона, предложенного еще в 1920-х годах французским инженером Эженом Фрейссине.[21]

В послевоенные годы в СССР шло дальнейшее развитие арочных мостов. При восстановительных работах и при расширении сети железных, автомобильных и городских дорог был построен ряд крупнейших арочных сооружений, при строительстве которых применялась широкая индустриализация производства работ: бетонирование на инвентарных однопролетных кружалах, подача опалубки и бетона кабель-кранами большого пролета, устройство сборной надарочной конструкции.[22]

Крупным и оригинальным транспортным сооружением России является построенный в 1965 году городской мост в Саратове через р. Волгу, соединяющий города Саратов и Энгельс. На момент постройки он был самым длинным мостом в Европе.[23]

C 1970-х годов в СССР началось активное строительство вантовых мостов.[24]

[править] XXI век

Основная статья: Мосты в России в XXI веке

Муромский вантовый мост через р. Оку в районе г. Мурома Владимирской области и города Навашино Нижегородской области построен российской строительной компанией «Мостотрест» и сдан в эксплуатацию 1 октября 2009 г. 1 августа 2013 г. мост был назван самым красивым мостом России. Это звание мост получил, заняв первое место во всероссийском конкурсе, проводимым Федеральным дорожным агентством.[25]

В 2009 году в Иркутске введён в эксплуатацию Академический автодорожный железобетонный мост через р. Ангару общей длиной 1615 м. Состоит из двух параллельных конструкций общей шириной 32,5 м по три полосы для автомобильного движения в каждую сторону, шириной по 10,5 м. Русловая часть моста была впервые в России перекрыта монолитными предварительно-напряженными пролётными строениями, возведенными методом навесного бетонирования.[26]

Совмещённый металлический двухъярусный балочный Президентский мост через реку Волгу (Куйбышевское водохранилище) был построен в 2011 году. Он соединил правобережную и левобережную части города Ульяновска и Ульяновской области, став одним из самых крупных мостовых сооружений в Европе. Его длина составляет 5,8 км, общая длина мостового перехода — 12 970 м, длина стандартного пролетного строения — 221 м.[27]

Выдающимися сооружениями, построенным в России в последние годы являются вантовые мосты во Владивостоке через бухту Золотой рог и на остров Русский. Вантовый мост через бухту Золотой рог построен к началу саммита АТЭС в 2012 года, длина моста составляет 1388 м.[28]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  5. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  6. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  7. [4]
  8. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  9. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  10. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  11. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  12. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  13. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  14. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  15. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  16. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  17. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  18. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  19. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  20. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  21. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  22. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  23. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  24. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  25. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  26. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  27. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
  28. Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
Мосты
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты