Мосты в России в XIX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Периоды
[править] 1810-е годы
В 1816 году барки Исаакиевского наплавного деревянного моста были заменены по проекту инженеров А. А. Бетанкура и Г. Треттера на понтоны.[1]
В 1817 году был открыт плашкоутный мост через Оку.
В 1818 году был построен мост через р. Кересть в Чудове с тремя пролетами по 10,6 м.[2]
[править] 1820-е годы
В Орле в 1822 году был построен мост, соединяющий берега Оки в районе стрелки.
Первые висячие мосты в России, построенные в 1823—1827 годах в Санкт-Петербурге, имели небольшие пролёты.[3]
В 1825 году был построен плашкоутный мост через Оку.
5 августа 1825 года в Санкт-Петербурге был открыт Банковский мост.
В 1826 году был построен каменный 2-й Инженерный мост.[4]
[править] 1830-е годы
В 1834 году архитектор Е. Д. Тюрин соорудил через овраги Нескучного сада в Москве три гротескных мостика.[5]
В 1835 году был закончён Прачешный мост у Летнего сада, состоящий из трёх коробчатых сводов.[6]
В 1835 году в Москве через Обводный канал был построен оригинальный по конструкции Высокопятницкий мост с пролётом около 40 м, впоследствии названный Чугунным. Он имел редкую в то время конструкцию с ездой понизу.[7]
Около 1837 года архитектор М. Д. Быковским в с. Марфино под Москвой создаётся целый усадебный комплекс, одним из центральных элементов которого является фигурный мост.[8]
[править] 1840-е годы
Первые мосты с многорешетчатыми дощатыми фермами в России были построены в 1840-х годах: мост через р. Ящеру на Динабургском шоссе (1841 г.) пролетом 49,5 м; мост через р. Куру в Тифлисе (1843 г.) пролетом 27,7 м и мост через р. Пскову в г. Пскове (1849 г.) пролетом 42,7 м.[9]
Мост через р. Мсту на Московском шоссе с пятью пролетами по 51 м был построен в 1842 году.[10]
В 1848 году был заложен капитальный каменный Цепной мост.
Мост через р. Коломенку на Рязанском шоссе пролетом 61 м был построен в 1848 году.[11]
[править] 1850-е годы
Благовещенский мост через р. Неву в Санкт-Петербурге был построен в 1850 году выдающимся русским инженером С. В. Кербедзом. Мост имел семь пролетов от 32 до 48 м, перекрытых пологими чугунными арками двутаврового сечения с надсводным строением из решетчатых чугунных блоков. В нём имелся разводной пролет для пропуска судов.[12]
В 1852—1857 годах в Тифлисе было построено два каменных моста: Михайловский через р. Куру с пятью пролетами по 18,5 м из кирпича и Николаевский через правый рукав реки, однопролетный, с пролетом в 32 м и стрелой в 1:3,6 пролета. Этот мост долгое время являлся наибольшим по пролету российским каменным мостом.[13]
Железнодорожный мост с железными решетчатыми фермами был построен по проекту русского инженера С. В. Кербедза через р. Лугу в 1853—1857 гг. с двумя пролетами по 55,3 м.[14]
[править] 1860-е годы
В 1865 году был построен Бородинский мост через Москву-реку.[15]
[править] 1870-е годы
В 1872 году был введён в эксплуатацию мост через реку Днепр.
[править] 1880-е годы
Первый консольный мост в России был построен в 1888 году через р. Сулу под железную дорогу по проекту проф. Л. Д. Проскурякова.[16]
8 сентября 1888 года был торжественно открыт мост через Белую, эта дата считается днём открытия Самаро-Уфимской железной дороги.
[править] 1890-е годы
Каменный мост через р. Златогоровку построен в 1890 году.[17]
В 1894 году построен мост через р. Днестр пролётом 102 м.[18]
27 мая 1896 года в Риге был открыт понтонный мост через Даугаву.
12 августа 1897 года состоялась закладка Троицкого моста через Неву.[19]
В 1898 году сооружён консольный мост под шоссейную дорогу через р. Днепр в Смоленске.[20]
28 марта 1899 года в Красноярске был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через Енисей.
[править] Мосты
[править] Висячий мост через Днепр
В 1847—1853 годах был построен большой висячий мост через р. Днепр длиной около 700 м.[21]
[править] Всехсвятский мост
С 1809 года в течение нескольких лет велись работы по капитальному ремонту Всехсвятского моста. В таком виде мост существовал до 1857 года.[22]
[править] Виды мостов
[править] Каменные мосты
С постройкой Петербургско-Московского шоссе в 1816—1834 годах появилось большое количество массивных каменных мостов пролётом 10,0-12,0 м.[23]
[править] Деревянные мосты
Среди построенных в начале XIX века в России деревянных арочных мостов заметное место занимают мост через р. Карбалиху (1806 г.) с 19 пролетами по 12,8 м на каменных опорах, Каменноостровский мост через рукав р. Невы (1813 г.) с семью пролетами от 15,2 до 24,7 м, пятипролетный мост через р. Нарву (1829 г.) с арками пролетами около 24 м и арочный мост с ездой понизу через р. Вепржь у Иван-города пролетом около 78 м.[24]
[править] Техника мостостроения
После основания в 1810 году в Санкт-Петербурге Института путей сообщения Россия стала играть заметную роль в развитии мостостроения. В этом институте была создана российская школа мостостроения, из которой вышли талантливые русские инженеры и ученые. Этому способствовали значительные объемы строительства железных и шоссейных дорог и то, что мостостроителям был предоставлен широкий простор для творческой работы. Россия уже в первой половине XIX века в связи с этим стала одной из передовых стран по технике мостостроения.[25]
Во второй половине XIX века сформировалась русская мостостроительная научная школа, связанная с именами выдающихся русских инженеров и ученых: Д. И. Журавского (1821—1891 гг.), Н. А. Белелюбского (1845—1922 гг.), Л. Д. Проскурякова (1858—1926 гг.), Ф. С. Ясинского (1856—1899 гг.) и др.[26]
[править] Примечания
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автомобильные дороги и мосты. Каменные мосты России. Москва 2004
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автомобильные дороги и мосты. Каменные мосты России. Москва 2004
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017
- ↑ Автодорожные и городские мосты в России // МАДИ, 2017