История промышленности Грузии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] Советский период

Грузия обладала значительным промышленным потенциалом, который создавался на протяжении многих десятилетий в соответствии с осуществлявшейся в СССР политикой индустриализации. Как и многие другие бывшие советские республики, Грузия за период 1921—1990 гг. из отсталой сельскохозяйственной страны превратилась в индустриально-аграрную, с развитой промышленностью и эффективным сельским хозяйством. Для данного этапа становления и развития грузинской экономики характерны значительные сдвиги в её структуре, что было непосредственно связано с повышением индустриального уровня республики и отразилось в росте доли промышленного производства в валовом общественном продукте и национальном доходе. Так, в 1990 году удельный вес промышленности в структуре общественного продукта Грузии составил практически 60 %, а в национальном доходе — 37 % (в дореволюционный период этот показатель не превышал 19 %).[1]

За советский период в республике получили развитие новые отрасли промышленности (электроэнергетика, машиностроение, химия и нефтехимия, электротехническая и электронная промышленность и др.), были реализованы проекты по строительству и вводу в эксплуатацию более 1200 промышленных предприятий, оснащённых передовыми (на тот период) технологиями и оборудованием. В соответствии с всесоюзными целевыми программами развития основных производств в базовых отраслях промышленности в республике был проведён комплекс мероприятий по модернизации, реконструкции и техникотехнологическому перевооружению большинства предприятий.[2]

В результате, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, вплоть до обретения страной независимости, индустриальный сектор Грузии производил широкий спектр промышленной продукции (в том числе высокотехнологичной), включая самолёты, компьютеры, продукцию металлообработки, тяжёлого и транспортного машиностроения, автомобили, удобрения, химикаты, бумажную продукцию, изделия лёгкой промышленности и др. Большая её часть, в соответствии с принципом межреспубликанского и межрегионального разделения труда, предназначалась для удовлетворения нужд единого народнохозяйственного комплекса СССР.[3]

Вместе с тем достаточно широкая номенклатура выпускаемой предприятиями Грузии товарной продукции (свыше 300 наименований) продавалась в 80 стран мира. Основная часть экспорта приходилась на страны СЭВ, доля индустриально развитых стран (Англии, Австрии, Франции, ФРГ, Японии, США) в общей структуре экспортных поставок составляла около 32 %. На внешние рынки поступала продукция машиностроительного, металлургического и добывающего комплексов, автомобилестроения, нефтехимии, а также продукция электронной промышленности и др. В целом в советский период экономика Грузии имела довольно открытый характер. По оценкам экспертов, на долю торговли приходилось около 30 % ВВП. Однако этот показатель формировался и с учётом того, что сфера промышленного производства республики была зависима от поставок различных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также сырьевых товаров из других республик СССР.[4]

[править] 1991-2001 годы

Валовая добавленная стоимость на душу населения в обрабатывающей промышленности в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1990—2011 годах, в $
Валовая добавленная стоимость на душу населения в обрабатывающей промышленности в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1990—2011 годах, в $

Принцип тесной межреспубликанской кооперации в сфере материально-технического, ресурсного и сырьевого обеспечения оказал наиболее негативное влияние на состояние промышленного производства во всех бывших республиках СССР после его распада и дезинтеграции хозяйственных связей. Грузия в этом смысле не является исключением, поскольку минерально-сырьевая база промышленности страны по многим параметрам не соответствует её потенциалу, а числящиеся на балансе минерально-сырьевые ресурсы не отличаются многообразием.[5]

После обретения страной независимости промышленность Грузии стала более чувствительной к негативным явлениям в международной торговле, поскольку она не в состоянии преодолеть зависимость от импортируемого сырья и материалов. К середине 1990-х гг. положение индустриального сектора экономики Грузии еще больше усложнилось в связи с тем, что, помимо обвального спада в добывающих отраслях и трудностями с сырьевым обеспечением комплекса, значительно ухудшилось общее состояние технологической базы промышленности. Нехватка энергии, минерально-сырьевых ресурсов, вспомогательных материалов, запасных частей, а также быстрое устаревание и разрушение инфраструктуры, обвальное снижение платежеспособного спроса и сужение рынков сбыта товарной продукции парализовали значительную часть промышленности республики. В результате в 1992 г. уровень промышленного производства сократился на 43 %, в 1993 г. — еще на 21 %. Многие предприятия были полностью остановлены либо работали на неполную мощность.[6]

Не принимая во внимание объективных факторов резкого спада промышленного производства, а лишь учитывая относительно низкий уровень заработной платы и наличие высококвалифицированной рабочей силы, правительство Грузии полагало, что некоторые отрасли промышленности будут со временем восстановлены. Однако разрушительные процессы в экономике страны продолжались. Объём промышленного производства в 1996 году (в сопоставимых ценах) уменьшился по сравнению с 1990 годом в 6,7 раза. Надежды на восстановление внутреннего спроса на промышленную продукцию под влиянием саморегулирующих рыночных процессов не оправдались. Особенно негативно повлияло на экономику Грузии резкое снижение объёмов производства продукции (по сравнению с советским периодом) в базовых отраслях промышленности, в том числе в добывающей промышленности — в 2,2 раза, обрабатывающей — в 9,1 раза, в электроэнергетике — в 1,9 раза, в машиностроении и металлообработке — в 6,2 раза, в промышленности строительных материалов — в 20 раз, а также в лёгкой и пищевой промышлен-ности — в 25 и в 6,2 раза соответственно.

При этом лёгкая промышленность ранее занимала ведущее место в экономике страны. К концу 1980-х гг. около 35 % поступлений в государственный бюджет Грузии приходилось именно на эту отрасль, её доля в структуре промышленного производства составляла 22 %.

В условиях реформ произошло резкое нарушение нормального цикла воспроизводства основного капитала, которое сопровождалось увеличением износа и старения производственных фондов. Резко замедлились темпы модернизации и технико-технологического перевооружения промышленного производства. Так, коэффициент обновления основных производственных фондов составил в 1994 г. — 1,5 %, 1995 г. — 1 %, 1996 г. — 3,1 %. В советский период аналогичные показатели были значительно выше: в 1985 г. — 8,3 %, 1986 г. — 8,1 %. Даже в период начала реформирования промышленности в 1988—1993 гг. коэффициент обновления был в пределах 5,6 — 5,8 %.

На большинстве предприятий ощущается нехватка средств не только на воспроизводство основных фондов, но даже на простое поддержание производства. Наиболее тревожным фактором стало катастрофическое падение показателей обновления основных производственных фондов в машиностроении (в 1995 г. — 0,1 %, 1996 г. — 0,6 %), поскольку уровень развития именно этой отрасли определяет промышленный потенциал экономики страны в целом (эффективное функционирование топливноэнергетического, агропромышленного комплексов, металлургии и других отраслей непосредственно зависит от наличия прогрессивных машин и оборудования).

В 1990-е гг. наметилась ещё одна негативная тенденция: происходило неуклонное снижение одного из важнейших обобщающих показателей эффективности использования основных производственных фондов — фондоотдачи. Ежегодные темпы спада этого показателя после 1991 г. вплоть до 1994 составляли в среднем 10-15 %. Так, если в 1991 г. (в % к 1990 г.) фондоотдача составляла 76 %, то в 1992 г. — уже 40 %, 1993 — 25 %, 1994 — 15 %, а к 1996 г. она снизилась до 14 %. Наиболее значительное снижение фондоотдачи за описанный период произошло в строительной и лёгкой промышленности (в 1996 г. — всего 4 % от уровня 1990 г.), что является объективным показателем практически полной деградации производства.

Резкое сокращение внутреннего платежеспособного спроса, фактическая потеря традиционных рынков сбыта продукции в странах ближнего зарубежья (бывших республиках СССР), разрушение межрегиональных и межреспубликанских кооперационных связей, низкая инвестиционная активность привели к тому, что в 1997 г. в стране не работало около 35 % промышленных предприятий (1242 из 3399). За период 1991—1997 гг. резко сократилось производство многих важнейших видов продукции, в том числе стали и проката черных металлов — соответственно в 15,9 и 17,9 раза, электроэнергии — почти в 2, цемента — в 15,2, телевизоров — в 27,2, тканей — в 91,4 раза, обуви — в 77 раз.

К концу 1990-х гг. производство некоторых видов промышленной продукции в Грузии было практически прекращено. К 1998 г. было свернуто производство продукции автомобилестроения, тяжёлого и транспортного машиностроения, электротехнической, нефтехимической, строительной и других отраслей промышленности страны. Немаловажную роль в столь значительном падении уровня выпуска важнейших видов продукции сыграло также интенсивное наполнение внутреннего рынка сравнительно дешёвыми аналогичными импортными товарами. Негативные последствия распада прежних хозяйственных связей наиболее ощутимо сказались на предприятиях машиностроения и металлургии, где уровень кооперации был исключительно высок. Спрос на продукцию отрасли у потенциальных её потребителей упал, в частности, из-за низкой платёжеспособности последних. Попытки решить имеющиеся проблемы за счёт расширения экспорта хотя и смягчили ситуацию, но изменить её не смогли, поскольку на мировом рынке продукция указанных отраслей оказалась неконкурентоспособной.

Проблемы машиностроительных и металлургических предприятий Грузии были схожи: наряду с общей нелегкой экономической ситуацией в стране к наиболее серьёзным проблемам можно отнести нарушение хозяйственных связей и отсутствие реальных инвесторов, причём возрождение грузинской промышленности без восстановления взаимовыгодных партнёрских отношений с Россией, Украиной, Азербайджаном и другими странами СНГ маловероятно.

По мнению ведущих экономистов Грузии, основную причину катастрофического спада промышленного производства прежде всего следует искать в целенаправленно проводившейся политике по реализации основного требования международных финансовокредитных организаций — искусственного чрезмерного ограничения денежной массы в обращении (максимальное сжатие платежеспособного спроса). По расчетам экспертов, сравнительное влияние указанного фактора на падение производства достигает 57 %, тогда как на долю потери традиционных партнеров в бывших странах социалистического содружества и СССР приходится около 35 %. При этом специалисты отмечают, что стратегия макроэкономического регулирования народного хозяйства с применением монетаристских регуляторов не способствует повышению инвестиционной активности и, соответственно, восстановлению или сколько-нибудь существенному росту промышленного производства.

За годы реформ темпы индустриального развития страны резко снизились по сравнению со стартовым уровнем, а промышленность в целом как важнейшая сфера экономики оказалась в состоянии всеобъемлющего кризиса, в котором она пребывает до настоящего времени. Некоторое её оживление, выразившееся в заметном абсолютном приросте объёмов производства в 1996—1997 гг. и продолжившееся в 1998—1999 гг., положения в принципе не меняет, хотя, согласно имеющимся данным, рост производства товарной продукции в 1996 году составил 107,7 %, 1997—112 %, 1998—123,5 %. По данным Министерства промышленности, в подведомственной ему сфере темпы роста производства были несколько иными: в 1996 г. — 116,5 %, 1997 г. — 110 %. В кризисном 1998 г. этот показатель упал примерно до 100 %. По данным, полученным от функционирующих в Грузии предприятий (52 крупнейших промышленных предприятия страны, обеспечивающих 38 % всего объёма производства), за 9 месяцев 1999 г. общий объём произведенной продукции в текущих ценах составил около 359 млн дол. (665,3 млн лари). С учётом неформального производства, осуществляемого другими предприятиями и населением, объём продукции достиг 685 млн дол. (1,269 млрд лари). В отдельных отраслях экономики объём производства по сравнению с январём-сентябрём 1998 года за тот же период 1999 года вырос: в обрабатывающей промышленности на 0,5 %, в электро-, газои водоснабжении — на 0,7 %, в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров — на 31,6 %. В целом объем промышленного производства в 1999 г. увеличился на 25,4 % (наиболее высокий показатель за последние годы).

Столь значительный рост, казалось бы, свидетельствует о возрождении промышленного потенциала страны, однако, как считают эксперты, высокие темпы роста объясняются в основном глубоким падением производства, которое было отмечено в Грузии до этого периода. По данным Министерства экономики, промышленный потенциал страны и до настоящего времени используется не более чем на 20 %, в частности, в машиностроении — на 10 %, в лёгкой промышленности — на 7 %. В 1999 году в Грузии не работало около 22,9 % всех промышленных предприятий.

Таким образом, за годы реформ Грузия, как и другие республики Закавказья, из индустриально-аграрной, какой она была до распада СССР, с развитой промышленностью и эффективным сельским хозяйством, превратилась в государство с аграрно-торговой направленностью отраслевой структуры народного хозяйства и явными признаками деиндустриализации. Прямым следствием радикальных рыночных реформ стало резкое сокращение объемов промышленного производства, массовое банкротство предприятий и выбытие производственных фондов, стагнация инвестиций, свертывание наукоемких производств, падение промышленного экспорта, сокращение занятости. Уровень промышленного производства в 1997 г. по отношению к 1990 г. составил лишь 16,2 % (ВВП — 35,1 %), объём капиталовложений — 9,4 %.

Преодоление Грузией своего маргинального положения в международных экономических связях, включение страны в систему мирового хозяйства как его субъекта приходится на период, когда динамика развития национальных хозяйств во многом определяется реалиями мирового рынка. Степень включённости в мировое разделение труда связана прежде всего с экспортной составляющей страны, определяяемой масштабами местного производства и его технико-экономическим уровнем.

Экспортный потенциал Грузии невысок. Это главным образом сырьевые ресурсы страны. Промышленная продукция в ближайшей перспективе не может рассматриваться как конкурентоспособная. Она требует глубокой модернизации производственной базы, а также создания сетей продвижения на мировой рынок, что пока не под силу экономике страны. Изменение сложившейся ситуации, создание современных производств, особенно экспортных, в значительной мере определяется привлечением иностранного капитала.

Следует отметить, что в Грузии, как и в других бывших советских республиках, были определенные иллюзии относительно заинтересованности иностранных предпринимателей в освоении новых экономиических районов и притока иностранных инвестиций. При этом не учитывалась резко возросшая конкуренция на мировых заемных рынках. Факторами снижения привлекательности Грузии для иностранных инвесторов стали также национальные конфликты, слабость инфраструктуры, криминализация экономики и коррумпированность бюрократии.

Инвестиционные интересы России в Грузии распространяются на три сферы: добыча марганца, энергетика и машиностроение. Российскому акционерному обществу «Индустрия» принадлежит контрольный пакет акций АО «Чиатурмарганец». Совместный проект призван обеспечить марганцем сталеплавильную промышленность России, испытывающую острую потребность в этом дефицитном сырье. Российские компании участвуют также в реализации ряда энергетических проектов в Грузии, включая строительство ГЭС и реабилитацию магистрального газопровода с целью повышения его пропускной способности. Главная цель промышленной политики, по мнению экспертов, должна заключаться в наиболее эффективном использовании природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала страны и создании на этой основе современного, высокоразвитого индустриального сектора экономики, глубоко интегрированного в мировую экономику и обеспечивающего достойный уровень жизни населения, обороноспособность и экономическую безопасность страны. В этой связи ближайшей задачей по восстановлению индустриального сектора экономики Грузии является вывод предприятий из затяжного экономического кризиса. Решение указанной задачи без активной государственной поддержки, нацеленной на ускорение реорганизации и реструктуризации соответствующих производств, создание благоприятной среды для привлечения инвестиций и осуществления эффективных инвестиционных проектов, представляется невозможным. Особого содействия требуют реабилитация и развитие таких отраслей, которые способны обеспечить максимальное оживление экономики и придать ей новые импульсы для дальнейшего роста. К ним относятся топливно-энергетический комплекс, горнохимическая промышленность, добыча и переработка марганцевой руды, сельскохозяйственное машиностроение, ряд перерабатывающих отраслей АПК и др. Разработанные по поручению президента Грузии отраслевые стратегические программы развития промышленности на 2000—2005 гг. предусматривали в 2000 г. увеличение производства промышленной продукции на 30-40 % по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 г. — удвоение этого показателя. В действительности же, согласно данным официальной статистики, объем промышленного производства в 2000 г. по сравнению с уровнем 1999 г. увеличился менее чем на 20 %, достигнув 970 млн дол. (1,9 млрд лари)6. В то же время по сравнению с уровнем 1995 г. произошло трехкратное увеличение данного показателя (предполагалось увеличение в 2,0 — 2,3 раза) [33]. Разработчики программы рассчитывали на то, что основой новой экономической политики станет приоритетный и ускоренный рост тех отраслей промышленности, которые имеют экспортную направленность: черной и цветной металлургии, химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов. Среди условий, способствующих развитию промышленности Грузии, особое место предполагается уделять рассмотрению стратегических вопросов развития отраслей, ориентированных на использование природных сырьевых ресурсов. Разведанные природные запасы, как следует из официальных данных, могут обеспечить производство продукции стоимостью до 52 млрд дол.

Однако, учитывая тот факт, что экспортный потенциал страны ограничен, в том числе и в сфере минерально-сырьевых ресурсов, полная ориентация на приоритетное развитие экспортоориентированных отраслей, как показывает опыт большинства стран СНГ, вряд ли может обеспечить положительную динамику развития промышлености в целом. При этом следует отметить, что в последние годы эффективность экспорта вследствие нестабильности мировых цен, низкой конкурентоспособности товарной продукции, резкого ужесточеия антидемпинговых мер со стороны государств-импортеров, кризисых явлений в экономике ряда стран, являющихся потенциальными потребителями промышленной продукции Грузии, постоянно падает. Поэтому, хотя некоторые промышленные предприятия и сумели извлечь определенную выгоду от либерализации внешней торговли, они все еще испытывают экономические трудности и не могут оказать позитивного влияния на развитие экономики страны. В целом попытки смягчить кризисную ситуацию за счет встраивания в систему мирового рынка пока не увенчались успехом, не обеспечили стратегической стабильности и не решили проблемы восстановления промышленного потенциала. По оценкам грузинских экономистов, на ближайшие годы в стране можно ожидать реализации программы развития индустриального сектора экономики по одному из двух альтернативных вариантов. Осуществление первого (монетарный вариант) возможно лишь в условиях жесткой денежно-кредитной политики с использованием чисто монетарных подходов и ограничений. В случае успеха страну ожидает невысокий экономический рост по сравнению со стартовым (дореформенным) уровнем. По приблизительным оценкам, реализация данного варианта промышленного развития позволит выйти на уровень конца 80-х гг. не ранее чем в 2005 г., причем только в случае очень высоких годовых темпов прироста объемов производства. Что же касается второго сценария промышленно-экономического развития Грузии, то он предполагает поэтапное повышение внутреннего платежеспособного спроса и, соответственно, существенное расширение внутреннего рынка, направление дополнительных кредитных ресурсов на стимулирование экономического роста и увеличение ВВП, создание экономической среды и условий для возрождения и эффективного развития основных промышленных производств и отраслей, стимулирование инвестиционной деятельности, а также восстановление важнейших кооперационных связей с зарубежными партнерами, в том числе и российскими. Восстановление этих связей, которые в советское время, по определению ведущих экономистов Грузии, были не рыночными, а фактически «навязанными», должно осуществляться на новых принципах, базирующихся на факторах производственной необходимости и экономической эффективности, с учетом Национальных интересов страны.

Анализ состояния промышленности Грузии позволяет сделать вывод о том, что на протяжении всего периода рыночных реформ во всех её отраслях наблюдался спад, который к настоящему времени достиг критического уровня, и страна практически находится под угрозой полной деиндустриализации. Причём этот спад обусловлен не только факторами общеэкономического характера, но и отсутствием конкретной и сбалансированной государственной программы поддержки, восстановления и развития в первую очередь базовых отраслей промышленности страны.

Правомерность этого вывода подтверждается и мнением ряда экспертов, в частности, директора НИИ экономики и социальных проблем при Министерстве экономики Грузии Н. Читанавы. По его словам, грузинские «реформаторы» вообще забыли о промышленности, ликвидировав в свое время Министерство промышленности и передав его функции Министерству экономики. Поспешное воссоздание этого министерства в 1997 г. в условиях кризиса и неразберихи не смогло компенсировать прежние просчеты. Грузии, считают эксперты, срочно необходима новая промышленная политика.

[править] Примечания

  1. Грузия: проблемы и перспективы развития. Том 1 // Российский институт стратегических исследований, 2001
  2. Грузия: проблемы и перспективы развития. Том 1 // Российский институт стратегических исследований, 2001
  3. Грузия: проблемы и перспективы развития. Том 1 // Российский институт стратегических исследований, 2001
  4. Грузия: проблемы и перспективы развития. Том 1 // Российский институт стратегических исследований, 2001
  5. Грузия: проблемы и перспективы развития. Том 1 // Российский институт стратегических исследований, 2001
  6. Грузия: проблемы и перспективы развития. Том 1 // Российский институт стратегических исследований, 2001
Экономика Грузии
История  Грузинская ССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
Личные инструменты