Государственная жилищная политика в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В Послании 2004 года Путин, анализируя ранее сложившуюся практику в жилищном вопросе, заключил: «Вывод очевиден: старые методы и подходы — они и раньше-то не решали проблему, а сегодня — попросту не работают. Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади, и обеспечить возможности её приобретения на рынке для основной части работающего населения России, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.»[1]
В конце 2004 года был принят новый Жилищный кодекс России (вступил в силу с 1 марта 2005 года).
1 января 2006 года — Стартовал приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».[2]
В 2007 году в России был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ.[3]
В указе от 7.5.2008 Дмитрий Медведев постановил обеспечить жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны.[4]
Ключевые задачи по обеспечению населения России жильем были поставлены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.» Указ предусматривал создание в 2012 г. ипотечно-накопительной системы с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета. Была поставлена задача добиться того, чтобы к 2018 г. средний уровень процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту не превышал индекс потребительских цен более чем на 2,2 процентных пункта. Кроме того, одной из сформулированных в Указе целей является снижение стоимости квадратного метра жилья на 20 процентов за счет увеличения строительства жилья экономического класса. Чтобы обеспечить выполнение Указа, была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».[5]
С 2012 года действует Гос. программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».[6]
В 2012—2017 годах в России действовала программа переселения граждан из аварийного жилья, признанного таким до 1 января 2012 года.
Архитектурный конкурс на создание концепций стандартного жилья для российских городов стартовал осенью 2017 года. Организаторами выступили Минстрой России и ДОМ.РФ (бывшее АИЖК), оператором — КБ «Стрелка». В основу техзадания для участников конкурса — архитекторов и архитектурных компаний — легли принципы развития территорий, которые разрабатывает ДОМ.РФ совместно с Минстроем и КБ «Стрелка». Эти принципы предполагают более высокую плотность застройки, увеличение роли общественного транспорта, смешанное функциональное использование территорий и зданий, широкий выбор типов жилой застройки для различных групп населения. Участники должны были разработать три модели городской застройки: малоэтажную, среднеэтажную и центральную. 18 мая 2018 года архитектурные бюро TA.R.I-Architects (Италия), Grupo H d.o.o. (Словения), Plan_B (Ярославль), Archifellows (Москва) и ESCHER (Челябинск) стали победителями Открытого международного конкурса концепций стандартного жилья и жилой застройки для городов России.[7]
В конце 2020 года президент России В. В. Путин подписал закон о механизме комплексного развития территорий, который предусматривает расселение аварийного и ветхого жилья, а также дает региональным властям возможность сноса неаварийных многоквартирных домов.[8]
[править] Программы
[править] Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»
Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» стартовал в 2005 году.[9]
[править] Национальный проект «Жильё и городская среда»
В первом полугодии 2020 г. исполнение расходов на федеральные проекты национального проекта «Жильё и городская среда» осуществлялось более интенсивно, чем в аналогичный период предыдущего года. Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» в первом полугодии 2020 г. составило 48 млрд руб., или 43 % от запланированного на 2020 г. уровня (113 млрд руб.), что на 18,9 % выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Исполнение по входящим в него федеральным проектам (ФП) составило: 100 % (как и за аналогичный период 2019 г.) по ФП «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», 23 % по ФП «Жилье» и 13 % по ФП «Формирование комфортной городской среды».[10]