Владимир Путин и экономические реформы в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Финансы

[править] Государственные финансы

[править] Налоговая реформа

Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005—2011 годах, по данным Всемирного банка
Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005—2011 годах, по данным Всемирного банка

Налоговая реформа заключалась, в частности, в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилении значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, упрощении налогообложения малого бизнеса; улучшении налогового администрирования (в частности, введение принципа «одного окна»).[1]

6 июня 2000 года на встрече с лидерами делового мира Италии Путин в частности отметил, что ослабление фискального характера российской экономики — одно из главных условий улучшения инвестиционного климата.[2]

8 июля 2000 года в президентском послании Федеральному собранию Путин поставил задачу переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов.[3] В послании Путин подчеркнул, что введение законов, меняющих положение дел в налоговой сфере, «станет точкой отсчета нового времени в правилах поведения в экономике».[4]

В середине 2000 года Путин приступил к проведению масштабных налоговых преобразований.[5]

В августе 2000 года Путин подписал закон о новом Налоговом кодексе. На встрече в Кремле с членами правительства России Путин назвал подписание этого закона «важнейшим событием в жизни страны». Новый кодекс предусматривал, в частности, переход на «плоскую» шкалу подоходного налога со ставкой в 13 %, замену социальных платежей единым социальным налогом, а также резкое сокращение налогов с оборота.[6][7]

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному собранию Путин напомнил, что кардинальная налоговая реформа была одним из пунктов его предвыборной программы. «Сделаны первые шаги, и нужно, конечно, двигаться дальше», — отметил он. Путин обозначил как стратегический приоритет «рациональное, справедливое обложение природных ресурсов — основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».[8]

6 августа 2001 Путиным был подписан закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (Налог на прибыль организаций), который дополнил часть вторую Налогового кодекса главой 25 «Налог на прибыль организаций». Ставка налога на прибыль была снижена с 35 % до 24 %, при этом было принято решение отказаться от всех льгот (включая инвестиционную).[9]

Летом 2002 года по инициативе Путина был утверждён и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввёл две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».[10]

Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 г., создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.[11]

В начале 2000-х годов была кардинальным образом перестроена и система налогообложения сырьевого сектора. Введение НДПИ и перенастройка механизма экспортных пошлин — последние, как и НДПИ, были привязаны к текущей мировой цене на нефть — позволили увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.[12]

В 2003 году Путиным были подписаны законы, предусматривающие с 1 января 2004 года:[13]

  • отмену налога с продаж;
  • снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18 %;
  • отмену акциза на природный газ и введения вместо него ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 193 рублей за 1000 кубометров, а также увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 %;
  • отмену налогового контроля за расходами физических лиц (при приобретении ими недвижимого имущества, транспортных средств, акции, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках);
  • увеличение при налогообложении доходов граждан имущественного налогового вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. при использовании ими указанных средств на строительство или приобретение жилья.

В президентских посланиях Путина Федеральному cобранию от 26 мая 2004 года и «О бюджетной политике в 2005 году» были определены основные направления налоговой политики в 2005 году: налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности.[14][15]

25 апреля 2005 года Путин выступил с посланием Федеральному собранию. В числе поставленных Путиным задач — отмена налога на имущество, передаваемое по наследству или путём дарения.[16]

В ноябре 2008 года Путин объявил о снижении ставки налога на прибыль с 24 до 20 % с 1 января 2009 года.[17]

[править] Бюджетная реформа

В конце декабря 2000 года Путин провёл совещание с губернаторами Центрального округа (с главами остальных федеральных округов подобные встречи уже состоялись). На встрече Путин говорил, в частности, о межбюджетных отношениях, которые необходимо совершенствовать, разграничивая полномочия между федеральным центром и регионами. Разграничение полномочий Путин расценил как «ключевую задачу для всех уровней ветвей власти и экономики страны на 2001 год». Путин предположил, что в будущем финансовое положение регионов должно улучшиться, и отметил, что в бюджете будущего года объем средств, которые регионы получат из федерального бюджета, вырастет к ВВП почти в два раза, что позволит несколько выравнять ситуацию по регионам. Что касается целевых программ, то, по мнению Путина, они должны строиться снизу вверх, а не сверху вниз.[18]

В декабре 2003 года Путин подписал федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации». В соответствии с законом, источником формирования такого фонда должны стать дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счёт превышения цены на нефть над базовой ценой и остатка средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года. Средства стабилизационного фонда могут быть вложены в первоклассные ценные бумаги иностранных государств с тем, чтобы обеспечить надежность и ликвидность активов фонда. В соответствии с законом, средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объём средств стабилизационного фонда превышает 500 млрд руб.[19]

26 мая 2004 года Путин выступил с посланием к Федеральному собранию, одной из тем которого было проведение бюджетной реформы.[20]

В Бюджетных посланиях Путина 2005 и 2006 годов была чётко определена необходимость смещения акцентов бюджетного процесса с управления затратами на управление результатами: «Бюджет следует формировать, исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, а бюджетные ассигнования должны иметь чёткую привязку к государственным функциям».[21]

26 апреля 2007 года в послании Федеральному собранию Путин предложил преобразовать Стабилизационный фонд Российской Федерации в резервный фонд и фонд будущих поколений.[22]

В апреле 2007 года Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Этим законом устанавливается переход всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному планированию и формированию бюджетов бюджетной системы на трёхлетний период. Новая редакция Бюджетного кодекса даёт право формировать перспективный финансовый план на три года всем уровням исполнительной власти. Для федерального правительства формирование бюджета на трёхлетний период обязательно. В законе также говорится, что с 2008 года Стабилизационный фонд будет разделен на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Также в проекте бюджета будет обязательно утверждаться ожидаемый предельный уровень инфляции, объем роста ВВП, доходов бюджета, его расходов.[23][24]

В июле 2007 года Путин подписал первый трёхлетний бюджет России на 2008—2010 годы.[25]

[править] Банковская реформа

В конце декабря 2000 года Путин заявил, что банковская система не идеальна и ЦБ не всё сделал для её развития. Путин призвал правительство и ЦБ активнее проводить банковскую реформу и укрупнять банки.[26]

В июне 2001 года Путин подписал федеральный закон «О внесении дополнений в статью 73 федерального закона „О Центральном банке РФ (Банке России)“». В соответствии с этим законом, в целях определения величины собственных средств кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании собственных методик. Кредитная организация обязана отразить в своей отчетности величину своего капитала, определенную ЦБ. Если величина собственных средств кредитной организации окажется меньше размера её зарегистрированного капитала, ЦБ РФ обязан потребовать от банка привести в соответствие величины собственных средств и размера уставного капитала.[27]

15 марта 2002 года Путин направил спикеру Госдумы Геннадию Селезнёву письмо, в котором предложил досрочно освободить Виктора Геращенко от должности главы Центробанка в связи с личным заявлением об отставке. Путин предложил Селезёву назначить на пост руководителя ЦБ РФ Сергея Игнатьева.[28]

В апреле 2002 года Путин заявил, что Россия намерена проводить курс преобразования в стране, в том числе и реформу банковского сектора. Путин подчеркнул, что «смена руководства Центрального банка России с одной стороны носит преемственным характер», но новое руководство планирует проводить реформу банковской системы.[29]

18 апреля 2002 года в послании Федеральному собранию Путин потребовал наверстать отставание в деле проведения банковской реформы. Путин заявил, что должен быть усилен банковский надзор, обеспечена прозрачность деятельности кредитных организаций и увеличена капитализация банков.[30]

29 декабря 2003 года Путин подписал федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нём были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам. В рамках реализации этого закона было начато создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ).[31][32][33][34] К 2012 году в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 % всех вкладов физических лиц, размещенных в российских банковских учреждениях.[35]

[править] Финансы населения

[править] Пенсионная реформа

7 февраля 2001 года проект пенсионной реформы был представлен Путину.[36] В тот же день Путин подписал указ о создании Национального совета по пенсионной реформе, который возглавит премьер-министр Михаил Касьянов.[37] В состав совета вошли представители ПФ, МЭРТ, Министерства труда и социального развития России, Аппарата Правительства, Госдумы, Совета Федерации и пр.[38]

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному cобранию Путин назвал модернизацию пенсионного законодательства в числе приоритетов.[39]

15 декабря 2001 года Путиным были подписаны три федеральных закона: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».[40][41]

17 декабря 2001 года Путин, выступая на совещании с членами правительства в Кремле, заявил, что подписанный пакет законов о пенсионной реформе — «это чрезвычайно важный этап» в модернизации государства. «Работа шла напряженно, и на выходе мы получили очень качественный пакет документов», — сказал Путин. Действовавшая ранее система, по мнению Путина, уравнивала пенсионеров «вне зависимости от их трудовой деятельности», «плохо защищала инвалидов», была запутанной. Новая система, по мнению Путина, является «более понятной и справедливой». Наряду с базовым уровнем, который гарантируется государством, устанавливается накопительная доля пенсии за счет отчислений в специальный фонд. «Это дает возможность гражданам планировать жизнь после выхода на пенсию», — подчеркнул Путин.[42][43]

24 июля 2002 года Путин подписал закон № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». Граждане России получили возможность управлять своими пенсионными накоплениями.[44][45]

10 января 2003 года Путин подписал федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании.[46]

23 июля 2003 года президентским указом № 827 Путин создал Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений. В него вошли 12 представителей работодателей и профсоюзов. Совет, согласно пенсионному законодательству, участвует в конкурсных отборах управляющих компаний для пенсионной реформы, инициирует проверки ее участников, наблюдает за правильностью размещения пенсионных средств, а также защищает права и интересы застрахованных в пенсионной системе граждан.[47][48]

В декабре 2003 года Путин заявил, что «министерства и ведомства учтут все недоработки пенсионный реформы». Он заявил, что работа по подготовке пенсионной реформы не была проведена в обозначенные сроки, информация носит неполный характер. Вместе с тем, отметил Путин, нынешний этап реформы — «это только начало работы». По мнению Путина, первый шаг рассчитан на то, чтобы выявить проблемы, получить статистику, выявить предприятия и работодателей, которые вовремя и в срок не платят «чистую» зарплату. «А сегодняшний работник заинтересован в том, чтобы получать зарплату чистую, а не в конверте с заднего крыльца», — заявил Путин. Путин проинформировал граждан о том, что Пенсионный фонд открывает сеть консультационных пунктов на предприятиях и в регионах страны. «Если проблемы есть, туда нужно немедленно обращаться», — заявил он.[49]

9 мая 2005 года Путин подписал федеральный закон, который вносит изменения в порядок и сроки выбора застрахованными лицами управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, а также предусматривает возможность перехода из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ.[50]

26 апреля 2007 года в ежегодном послании к Федеральному cобранию Путин предложил ввести государственное софинансирование добровольных пенсионных накоплений.[51][52]

30 апреля 2008 года Путин подписал Федеральный Закон № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и господдержке формирования пенсионных накоплений» и № 55-ФЗ о внесении изменений в другие законодательные акты.[53][54][55][56][57]

На заседании правительства 1 октября 2008 года Путин впервые объявил о новой пенсионной реформе, предполагающей замену ЕСН на страховые взносы. Путин добавил, что наряду с реформой ЕСН «одновременно будут предложены механизмы, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес».[58]

27 декабря 2008 года член совета Общественной палаты, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике А. В. Очирова внесла на рассмотрение премьер-министра Путина пакет законопроектов по накопительному пенсионному страхованию.[59]

В марте 2009 года Путин пообещал начать реализацию пенсионной реформы в России в 2010 году. Реформа пенсионной системы, предполагающая замену ЕСН страховыми взносами, по мнению Путина, позволит увеличить пенсии Россиян в 2010 году на 45 % по сравнению с 2009 годом.[60]

20 мая 2009 года Путин заявил: «Цена пенсионной реформы для бюджета очень высокая. Речь идет о сотнях миллиардов рублей в год. Конечно, в условиях сокращения производства — имею в виду мировой финансовый и экономический кризис, — в условиях сокращения поступлений в бюджет эта задача будет действительно сложной и для Правительства, и для депутатов Государственной Думы. И мы уже сегодня должны будем задуматься над тем, на чем нам можно будет сэкономить. Без этого никуда не деться, без этого не обойтись. Но мы сознательно идем на эти расходы. Это наш моральный долг перед людьми старшего поколения. Необходимо решить эту задачу, нельзя откладывать дальше повышение пенсий.»[61]

11 сентября 2009 года Путин на встрече с участниками Международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил: «Надеюсь, это [пенсионная реформа] избавит нас от необходимости повышать пенсионный возраст».[62]

22 января 2010 года Путин заявил: «Теперь по поводу монополизации и того, что „Единая Россия“ является партией крупного капитала и чиновничества. Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе. Мы заморозили бы пенсии и заработные платы. Мы снизили бы налоги. Такова логика рыночной экономики. Мы как раз поступили наоборот. Мы, используя накопленные резервы, сохраняем условия для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на все сложности и проблемы, связанные с кризисом, добились хоть минимального, но все-таки повышения уровня доходов населения почти на 1 %. И направили колоссальные деньги на реформирование пенсионной системы — свыше 700 млрд рублей. В условиях кризиса. С повышением пенсий на 46 % в течение 2010 года. Так что заявления подобного рода считаю некорректными.»[63]

В апреле 2011 года Путин заявил, что реформа пенсионной системы должна исходить из реалий и проводиться очень аккуратно. «Мы должны исходить из реалий. Я не говорю, что мы должны в один удар что-то предпринять. И так в один удар в 2010 году кое-что сделали, но нам нужны системные изменения в пенсионной реформе, в пенсионной системе. Здесь таких простых решений нет. Естественно, есть о чем подумать, о чем поговорить. У нас, в принципе, есть чем гордиться, что мы можем предъявить, но этого пока мало», — сказал Путин. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии, отметил, что коэффициент замещения (соотношение пенсии к среднему заработку) в пенсионной системе повысился до 36 % с 25 %. «Это так, но не совсем так. Да, мы повысили с вами в прошлом году пенсии, провели валоризацию, общий объем роста — примерно 45 %, но коэффициент замещения не только потому, что пенсии повысили, а потому, что средняя заработная плата упала в период кризиса. Она снизилась, а пенсии чуть-чуть повысились», — прокомментировал слова Кудрина премьер. Соответственно, по его словам, коэффициент замещения стал «благообразно выглядеть». «Но, если мы ничего не будем предпринимать в этой сфере, он опять пойдет вниз, и это надо иметь в виду. Вы же это знаете», — отметил Путин, обращаясь к Кудрину.[64]

В ноябре 2012 года Путин поддержал законопроект о перераспределении пенсионных начислений, предполагающих сократить накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %.[65]

[править] Реформа социальных льгот

Реформа заключалась в замене льгот денежными выплатами.[66]

22 августа 2004 года Путин подписал закон № 122-ФЗ о льготных выплатах. Были внесены изменения и дополнения в 6 кодексов РФ (Трудовой, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Уголовно-исполнительный) и в 149 законодательных актов (федеральные законы «О минимальном размере оплаты труда»; «О прожиточном минимуме в РФ»; «О социальной защите инвалидов в РФ»; «О ветеранах»; «Об образовании»; «О государственной социальной помощи» и др.). Основными целями Федерального закона явились разграничение и закрепление полномочий по установлению и реализации социальных гарантий для ряда категорий граждан за федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в рамках проводимой реформы федеративных отношений и местного самоуправления. Также предусматривался пересмотр ранее установленных федеральным законодательством социальных обязательств государства, исходя из возможностей их финансирования, а также устранение существующих различий в возможности реализации социальных гарантий льготных категорий населения, усиление адресной помощи инвалидам и ветеранам. Основные меры социальной поддержки различных категорий граждан заменили денежными выплатами, индексируемыми в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, а также были созданы условия для улучшения социального обслуживания населения и развития сферы услуг.[67][68][69][70]

[править] Земельная реформа

25 октября 2001 года Путин подписал Земельный кодекс РФ, а также федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Кодексом регулируется оборот земель несельскохозяйственного назначения и является основой для осуществления инвестиционной деятельности. Земля и все, что на ней находится, признается кодексом единым целым и одно без другого продавать или приватизировать нельзя.[71][72][73][74][75][76]

24 июля 2002 года Путин подписал федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».[77][78] Закон санкционировал куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения.[79]

[править] Реформа трудовых отношений

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному собранию Путин назвал модернизацию трудового законодательства в числе приоритетов. Путин заявил: «Нам необходимо трудовое законодательство, которое защитило бы права и интересы работников не на бумаге, а на деле; обеспечивало бы мобильность трудовых ресурсов; открывало дорогу структурным преобразованиям на предприятиях».[80][81]

27 декабря 2001 года Путин подписал Трудовой кодекс Российской Федерации.[82]

С 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс вступил в действие. Трудовой кодекс привёл трудовое законодательство в соответствие с требованиями рыночной экономики и обеспечил более эффективное использование и повышение мобильности трудовых ресурсов.[83]

В 2006 году в Трудовой кодекс были внесены концептуальные изменения, которые коснулись прав работников и работодателей.[84]

[править] Внешняя торговля

[править] Таможенная реформа

В мае 2003 года Путин подписал Таможенный кодекс Российской Федерации.[85]

Новый Таможенный кодекс был основан на новых принципах таможенного регулирования, в частности на сочетании интересов бизнес-сообщества и государства.[86]

Принятие нового Таможенного кодекса, продиктованное практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, приблизило Россию к первой десятке стран с наиболее развитым таможенным законодательством и явилось важным шагом на пути вступления России в ВТО, так как в этом кодексе были полностью учтены международные принципы и стандарты.[87]

В основу нового Таможенного кодекса была положена новая концепция работы таможни. Суть её заключалась в переходе от сплошного, тотального контроля товаров, пересекающих границу, к выбору тех объектов, которые потенциально могут нанести ущерб государству (контроль направлен на наиболее рискованные операции и поставки, где есть повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений, либо создаётся угроза нарушения других государственных интересов).[88]

Новый Таможенный кодекс предполагал повышение эффективности деятельности таможенных органов путем упрощения таможенных формальностей и процедур, включения более жёстких требований в отношении документов, чтобы максимально снизить затраты времени и средств, связанные с таможенным декларированием.[89]

[править] Реформа системы военно-технического сотрудничества

4 ноября 2000 года Путин подписал указ № 1834 «О создании ФГУП „Рособоронэкспорт“».[90] В соответствии с указом был образован госпосредник в области военно-технического сотрудничества — ФГУП «Рособоронэкспорт» — путём слияния двух конкурировавших госпредприятий — «Росвооружения» и «Промэкспорта».[91]

1 декабря 2000 года Путин подписал указ о создании Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС), подотчетного Минобороны РФ. КВТС стал федеральным органом исполнительной власти по вопросам регулирования и контроля военного экспорта.[92]

24 апреля 2003 года сразу после заседания комитета по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), на котором Путин подверг критике систему торговли оружием, было объявлено о введении должности вице-премьера, курирующего вопросы ВТС (то есть торговли оружием) и назначении на нее Бориса Алешина.[93]

17 ноября 2003 года Путин подписал указ о хозяйственном подчинении ФГУП «Рособоронэкспорт» Комитету по военно-техническому сотрудничеству при Минобороны (КВТС).[94]

[править] Реформа системы госзакупок

Реформа системы государственных и муниципальных закупок является одной из наиболее радикальных реформ второй половины 2000-х годов, затронувшая массу экономических агентов как государства, так и частного сектора.[95]

В июле 2005 года Путин подписал закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон регламентирует отношения, возникающие в процессе размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляемого на территории России за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств государственных и муниципальных заказчиков РФ, субъектов Федерации, муниципальных образовании, и направлен на обеспечение прозрачности механизма размещения таких заказов.[96][97] С 1 января 2006 года закон N 94-ФЗ вступил в силу.[98] Закон установил общие способы закупок для всех структур, получающих средства из государственного бюджета. Чиновников обязали приобретать товары и услуги в ходе тендеров (конкурсов, аукционов или запросов котировок). Целью закона было повышение прозрачности и эффективности госзакупок.[99]

24 июля 2007 года Путин подписал федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит существенные изменения и дополнения в законодательство о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.[100]

Основные новации закона № 218-ФЗ касаются следующего:[101]

  1. Предусмотрено введение с 1 января 2010 года единого всероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов вместо действующих сегодня отдельных разрозненных сайтов на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Создание такого единого ресурса позволит обеспечить единообразие и унификацию размещаемой информации, что будет давать широкие возможности для оперативного поиска, анализа и обобщения данных о размещении государственных и муниципальных заказов. Это в свою очередь повысит прозрачность процессов размещения заказов, усилит конкуренцию за государственные и муниципальные заказы, а также будет способствовать усилению общественного и государственного контроля за действиями государственных и муниципальных заказчиков.
  2. С 1 января 2008 года отменяется обязательная публикация информации в официальном печатном издании для государственных закупок федерального уровня, а с 1 января 2011 также и обязательная публикация в официальных печатных изданиях субъектов Российской Федерации и муниципалитетах (в связи с введением всероссийского портала госзакупок). Данная новация направлена на сокращение бюджетных затрат, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками, на организацию и проведение процедур размещения заказов. Кроме того, это повысит оперативность проведения процедур размещения заказов.
  3. В связи с введением в предыдущей редакции закона требования о размещении заказа на строительство по средством проведения аукциона Законом предусмотрены определенные защитные меры. В частности, для аукциона на строительство установлены специальные условия допуска в виде оценки квалификации участников аукциона. Участник допускается к аукциону в случае если он располагает опытом в проведении такого строительства за последние 5 лет и документально (акты приемки и введения в эксплуатацию) способен подтвердить, что выполнял не менее 30 процентов объема аналогичного строительства на конкретном объекте. Данная норма обеспечивает единство требования допуска на основании данных о фактически построенных и сданных объектах.
  4. Законом предполагается распространить применение критерия квалификации на все виды работ и услуг без ограничений, при этом на сложные виды работ и услуг в законе определена наиболее высокая значимость данного критерия. Данная поправка — это шаг навстречу многим заказчикам, которые сетовали на трудности отбора исполнителей по работам и услугам, требования к качеству которых сложно описать в конкурсной документации. Одновременно Законом определен предельный вес данного критерия во избежание злоупотреблений при оценке заявок участников конкурсов.

29 сентября 2011 года Путин провёл совещание с правительством о совершенствовании законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Путин начал с того, что формирование комплексной федеральной контрактной системы слегка затянулось. Ошибок быть не должно, пояснил он причины задержки. Работа шла очень аккуратно и в правительстве, и в администрации президента. «Предстоит провести серьезную реформу госзаказа», — объяснил Путин. Нужна максимальная прозрачность, должна существенно повыситься эффективность бюджетных расходов, перечислил он. И подчеркнул: «Деньги тратим на это очень большие». Путин уточнил: «Действующий механизм госконтрактов несовершенен». По сути, регламентирован только этап размещения госзаказа, и то в недостаточной мере. Все больше контрактов с единственным исполнителем. Возникают даже анекдотические случаи. При этом не урегулировано планирование, нет четкого обоснования необходимости того или иного заказа, и так далее. Нет и понятных механизмов контроля исполнения контрактов. «Все это создает благоприятную среду для коррупции, приводит к необоснованным увеличениям сроков исполнения заказа, к многократному завышению реальной стоимости контрактов, к погоне за так называемым освоением бюджетных ресурсов», — перечислил пороки Путин. «Государство и налогоплательщики несут огромные издержки», — заявил Путин и наказал использовать госресурсы рачительно: «В любой ситуации — и когда переживаем хорошие времена в экономике, и когда сталкиваемся с проблемами». Скорейшее формирование системы госзакупок — одна из приоритетных задач власти, подчеркнул премьер-министр. И первым делом нужна качественная нормативно-правовая и методологическая база, где были бы прописаны все стадии процесса — от планирования до исполнения. Должен быть определен порядок ведения отчетов по реализации, библиотека типовых контрактов, порядок расчета максимальной цены и четко регламентированный механизм сквозного контроля и аудита на всех этапах. Предстоит создать единую информационную базу госконтрактов — планируемых, заключенных и действующих.[102]

В апреле 2013 года Путин подписал закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон вступил в силу в 2014 году, заменив действовавший до этого 94-ФЗ, который регулировал госзакупки. Новый закон ввёл регулирование на всех этапах закупок, в том числе на этапах планирования, прогнозирования и исполнения. Закон также ввёл новые для России способы закупок товаров и услуг государственными структурами, такие как «двухэтапный конкурс».[103][104]

[править] Отрасли экономики

[править] Электроэнергетика

Производство электроэнергии в России (в млрд кВт∙ч) и мощность всех электростанций России (в ГВт) в 1991—2010 годах
Производство электроэнергии в России (в млрд кВт∙ч) и мощность всех электростанций России (в ГВт) в 1991—2010 годах

В ноябре 2000 года Путин заявил: «Система РАО „ЕЭС“ создавалась много лет назад, в экономике страны происходят определенные изменения, и мы даже несколько отстаем от других европейских стран в деле реструктуризации энергетической сферы. Только в нескольких европейских государствах осталась такая система, как у нас РАО „ЕЭС“».[105]

30 ноября 2000 года Путин впервые высказался о целесообразности реформы электроэнергетики: «Сама по себе постановка вопроса о необходимости каких-то структурных изменений — правильная. К этому вопросу будет подключено не только правительство, но и будет об этом проинформирована общественность, Государственная дума. Вопрос будет обсуждаться и на Государственном совете».[106]

12 декабря 2000 года на совещании в Кремле обсуждалась реформа электроэнергетики. В совещании участвовали Путин, Александр Волошин, Андрей Илларионов, Михаил Касьянов, Герман Греф, Анатолий Чубайс.[107]

22 декабря 2000 года Путин заявил: «Речь идет о долгосрочной программе, о большой и серьезной работе по модернизации отрасли и оптимизации управления. Чтобы успешно решить эти задачи, надо иметь четкую, обоснованную стратегию реформирования и развития российской энергетики. Стратегию, тесно увязанную с общенациональной экономической стратегией».[108]

24 декабря 2000 года Путин заявил о реформе электроэнергетики: «Если вы меня спросили, нужно ли это делать по Чубайсу, я вам могу сказать: нет. Делать нужно по уму. Ничего болезненного здесь нет. Я к Анатолию Борисовичу отношусь с огромным уважением, но он — руководитель компании. Мировая практика показывает, что сама структура сама себя изменяет и реструктуризирует не всегда плохо, но всегда при учете своих собственных интересов. А правительство должно принять решение в интересах всего государства… обязательно опираясь на нашу российскую почву, как говорил Витте, тем не менее учесть и международный опыт… Нужно обязательно привлечь в связи с этим специалистов международного класса… а потом самим подумать и, посовещавшись как следует, в том числе и с региональными лидерами, принять окончательное решение. Это тот случай, когда мы должны, используя терминологию, предложенную нам, по-моему, еще Гиппократом, действовать по известному принципу: не навреди». Путин прокомментировал конфликт между А.Илларионовым и А.Чубайсом: «Пусть борются, пусть защищают свою точку зрения, свою позицию. Я доверяю и тому и другому».[109]

26 декабря 2000 года Путин на заседании президиума Госсовета распорядился создать рабочую группу Госсовета по реформированию электроэнергетики. Её возглавил томский губернатор Виктор Кресс. В группу на равных правах входили и представители команды А.Чубайса, и их оппоненты во главе с А.Илларионовым.[110]

3 апреля 2001 года Путин заявил в послании Федеральному собранию о том, что «пора покончить с финансовой непрозрачностью и неэффективностью управления естественными монополиями России», в частности в электроэнергетике.[111]

16 мая 2001 года рабочая группа Госсовета по реформированию электроэнергетики представила доклад Путину, не найдя компромиссного решения проблемы. А.Чубайс и Г.Греф приложили к нему список разногласий. Путин поставил на докладе резолюцию «учесть при рассмотрении» и направил его в правительство.[112][113]

15 апреля 2002 года в послании Федеральному собранию Путин заявил: «Хочу обратить внимание, что аккуратное отношение государства к этим монополиям, к сожалению, уже используется ими для поднятия тарифов. И ссылки монополистов на рост издержек далеко не всегда состоятельны».[114]

13 мая 2002 года правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики. 21 февраля 2003 года Госдума приняла законопроекты о реформировании энергетики, кардинально их переработав и вычеркнув все спорные места. 12 марта их одобрил Совет Федерации, а 26 марта подписал Путин.[115][116][117]

16 мая 2003 года в послании к Федеральному собранию Путин заявил: «Регулируемые государством тарифы на продукцию и услуги инфраструктурных монополий повышаются темпами, опережающими рост цен в свободном секторе российской экономики. В результате этого увеличивается перераспределение экономических ресурсов в пользу монопольного сектора, а его удельный вес в российской экономике возрастает. При этом высокой эффективности этот монопольный сектор не показывает. Таким образом, монополисты душат конкурентный сектор нашей экономики. Правительство должно за этим следить более строго. Продолжение подобной политики, очевидно, путь к стагнации… Реформы ради реформ не нужны. Не нужна перманентная революция».[118]

29 ноября 2006 года Путин заявил, что Правительство РФ будет продолжать реформы электроэнергетики, которые проходят взвешено и аккуратно. При этом Путин отметил, что власти намерены привлечь в энергетику не только частные, но и государственные инвестиции. «Государственных инвестиций запланировано немало, давно таких средств не выделялось в эту сферу» — отметил Путин. Вместе с тем он заявил, что политика ценообразования в энергетической отраслях должна быть прозрачной и понятной. «Нужно устранить диспропорцию цен на рынке электроэнергии», — сказал Путин.[119]

В ноябре 2007 года Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России». Этот закон направлен на уточнение и конкретизацию отдельных норм федеральных законов «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона „Об электроэнергетике“ и „О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“». В пресс-службе президента РФ сообщили, что «необходимость внесения изменений в… федеральные законы обусловлена особенностями завершающего этапа структурных преобразований в электроэнергетической отрасли Российской Федерации».[120]

[править] ЖКХ

В мае 2003 года Путин подписал закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Закон предусматривает постепенную замену дотаций, передаваемых организациям ЖКХ на содержание жилья и оказание коммунальных услуг, адресными субсидиями гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законом будет рассчитываться исходя из цен на оплату жилья для населения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Органы госвласти субъектов РФ будут устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории соответствующего субъекта РФ.[121]

В декабре 2003 года Путин заявил, что недофинансирование отрасли ЖКХ в России составляет около 100 млрд рублей, что обусловлено «раздачей льгот и невниманием к этой сфере». Путин подчеркнул, что в сфере жилищно-коммунальных услуг необходимо создать «рыночные условия», вместо того, чтобы «направлять из бюджета огромные средства предприятиям-монополистам». «Деньги нужно давать непосредственно гражданам, в отдельных городах идут по такому пути. Но Правительство РФ не может решиться на крупномасштабные шаги, чтобы действовать в этой сфере последовательно, так как опасается резкого увеличения тарифов, что отразится на материальном благосостоянии населения», — отметил Путин. «Но это должно быть сделано», — подчеркнул он.[122]

26 мая 2004 года в послании Федеральному собранию Путин обозначил проблему реформирования жилищно-коммунальной сферы как одну из самых актуальных общенациональных задач.[123]

В конце декабря 2004 года Путин подписал Жилищный кодекс РФ и федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».[124] Новый Жилищный кодекс законодательно закрепил, в частности, следующие положения: у каждого многоквартирного дома есть свои собственники, и они не только имеют право, но и обязаны обеспечить нормальное содержание именно своего дома, а не всех или каких-то других домов. В Жилищном кодексе закреплена концепция пообъектного управления многоквартирными домами. Таким образом, принятый Жилищный кодекс Российской Федерации определил необходимость одновременного решения двух непростых задач — не только демонополизации предложения на обслуживание многоквартирных домов, но в первую очередь — демонополизации заказа на это обслуживание.[125]

Новый Жилищный кодекс вступил в силу 1 марта 2005 года. Он позволяет более глубоко реформировать систему предоставления льгот, поскольку не предусматривает льготирования, а говорит о возможности компенсаций для отдельных категорий граждан расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (ст. 160).[126]

26 апреля 2007 года в президентском послании Федеральному собранию Путин высказал идею создания Фонда содействия реформированию ЖКХ.[127]

В июне 2007 года был внесён законопроект о Фонде содействия реформе ЖКХ. 250 млрд рублей, по инициативе Путина выделяемых государством на переселение людей из аварийного жилья и капремонт той его части, что можно отремонтировать, будут распределяться через этот фонд. Функционировать Фонд содействия реформе ЖКХ будет как государственная корпорация со статусом некоммерческой организации. В законопроекте предусмотрено, что управлять средствами фонда будет наблюдательный совет, в который должны войти представители всех федеральных округов, а председателя будет назначать сам президент. 100 млрд рублей были предназначены на переселение жильцов аварийных домов и ещё 150 млрд — на помощь собственникам в проведении капитального ремонта.[128]

В июле 2007 года Путин подписал федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому в России началась работа некоммерческой организации, осуществлявшей функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение жильцов из аварийных домов. Фонд должен был создать безопасные и благоприятные условия проживания россиян, повысить качество реформирования ЖКХ, сформировать эффективные механизмы управления жилфондом и внедрить ресурсосберегающие технологии. Имущество Фонда формировалось за счет единовременного взноса из бюджета РФ в размере 240 млрд руб., а также за счет доходов, получаемых корпорацией от инвестирования временно свободных денежных средств и других законных поступлений. Предполагалось, что средства Фонда, полученные в виде имущественного взноса РФ, будут использоваться на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (40 %) и на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (60 %).[129] Закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет основные принципы софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда ЖКХ и местных бюджетов. В законе определены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ.[130]

Госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» начала свою работу с 2008 года.[131]

В августе 2009 года Путин предложил регионам продолжить реформу ЖКХ. В частности, не только в части структурных изменений, но и ускорив решение назревших проблем капитального ремонта, расселения аварийного фонда, внедрения ресурсосберегающих технологий. «Как показывает опыт федерального фонда ЖКХ, инвестиции в эту сферу имеют не только социальный, но и антикризисный эффект», — заявил Путин.[132]

В августе 2009 года Путин заявил, что реформа ЖКХ в полном объёме должна завершиться до 2020 года. Целью реформы станет отмена монополии на предоставление коммунальных услуг гражданам РФ. Программа подразумевает создание коммерческих жилищно-коммунальных предприятий, которые были бы заинтересованы в своей работе и прибыли, соответственно. Премьер высказался о том, что современное халатное отношение служб ЖКХ — просто недопустимо. А исправить это может только здоровая конкуренция, именно в условиях конкуренции между жилищно-коммунальными предприятиями будет достигнуто экономичное и качественное использование водо- и теплоснабжения жилых домов и других объектов. Премьер также отметил, что постоянное повышение тарифов на коммунальные услуги ни к чему не приведут, вся проблема в изношенности жилищно-коммунальной инфраструктуры, которую необходимо полностью реставрировать и модернизировать. «Существующие проблемы известны хорошо: это высокие издержки, огромные непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры», — говорил Путин. Согласно его словам, в России впустую «отапливаются» целые улицы, «утекают десятки миллиардов рублей», «тарифы растут из года в год, а положение дел существенно не меняется». То есть граждане России, по сути, платят за себя и за халатность коммунальщиков, которые не вовремя отремонтировали трубу или не заметили перерасход электроэнергии из-за своей же собственной халатности. Именно поэтому премьер-министром предлагается найти стимулы, которые подталкивали бы организации коммунального комплекса к снижению «недобросовестных» издержек, а так же к повышению качества предоставляемых услуг населению. А сделать это можно только в условиях нормальной рыночной конкуренции.[133]

23 сентября 2010 года Путин подписал постановление № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».[134]

В августе 2011 года Путин подписал документ, согласно которому утверждён план привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с принятым документом, объекты ЖКХ должны будут обеспечить тесное и продуктивное сотрудничество с частными структурами.[135]

[править] Железнодорожный транспорт

В августе 2000 года Путин поддержал идею реструктуризации железнодорожного транспорта, направленную на «раздел власти на железной дороге». Административные функции должны выполняться государством в лице Министерства путей сообщения, а хозяйственные переданы акционерному обществу со 100-процентным госкапиталом.[136]

3 апреля 2001 года Путин заявил в послании Федеральному собранию о том, что «пора покончить с финансовой непрозрачностью и неэффективностью управления естественными монополиями России», в частности на железнодорожном транспорте.[137]

3 марта 2003 года Путин подписал федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». После подписания этого закона реформа МПС окончательно «вышла на старт».[138]

В апреле 2007 года Путин заявил, что считает необходимым создание дочерних компаний в РЖД и вывода акций этих компаний на фондовый рынок. Путин отметил также, что для реструктуризации железных дорог необходимо «шире применять механизмы частно-государственного партнерства и активнее использовать инвестиционный фонд». В связи с этим, обращаясь к премьер-министру Михаилу Фрадкову, он предложил предпринять «дополнительные шаги по укреплению инвестиционного фонда». Путин подчеркнул, что реформа РЖД должна быть так спланирована, чтобы «она не ущемляла интересы пассажиров. „За реструктуризацию отрасли люди не должны платить из собственного кармана. Это дело государства“, — сказал Путин. Путин отметил, что успех инвестиционной политики в сфере РЖД будет зависеть „от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг“. Нужно уже сейчас, продолжал он, „заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса и, прежде всего, в перевозочной деятельности, предоставлении локомотивной тяги, а также в ремонтных услугах. Это должно быть на равных условиях. Здесь много зависит от решения правительства по реформе отрасли“. При этом Путин предупредил: „Нельзя создавать монстров в этой сфере, которые задушат конкуренцию“. Путин подчеркнул, что за последние годы экономика железнодорожного транспорта „существенно укрепилась“. „В отрасли сформировались необходимые предпосылки для завершения структурной реформы, начатой государством шесть лет назад. Реализация ее финального этапа даст нам хорошую возможность решить целый комплекс взаимосвязанных вопросов“, — отметил Путин. Он назвал в связи с этим в первую очередь модернизацию производственно-технологической базы и развитие самой железнодорожной сети. „Необходимо не только преодолеть нарастающий износ основных фондов — это является одной из главных проблем, так как износ составляет сейчас почти 60 %, — но и создать новую для России инфраструктуру высокоскоростного сообщения“, — сказал Путин. Он обратил внимание на необходимость обеспечить транспортную доступность новых месторождений и перспективных производственных районов и фактически — обустроить малообжитые территории страны». Путин обратил внимание на то, что в настоящее время семь субъектов федерации вообще не имеют железных дорог, а еще в десяти регионах плотность этой сети крайне низкая. Он отметил, что полномасштабная реконструкция железнодорожного транспорта страны — это задача, решить которую за год или два невозможно. «Это, — подчеркнул Путин, — долгосрочный проект». Он подчеркнул также социальный аспект развития железных дорог, добавив, что его необходимо поставить «в самый центр реформы».[139]

В апреле 2007 года Путин заявил, что реформа РЖД не должна ущемлять интересы пассажиров. «За реконструкцию отрасли люди не должны платить из собственного кармана, это дело государства, которое должно обеспечить нормальную реформу отрасли», — сказал Путин на совещании по вопросам развития РЖД. «Социальный аспект развития железных дорог следует поставить в самый центр реформы», — отметил Путин.[140]

В ноябре 2008 года Путин напомнил, что реформа железных дорог продолжается с 2001 года и поделена на три этапа. В ходе первых двух этапов было создано ОАО «РЖД», на рынок грузоперевозок вышли независимые операторы. Главная задача третьего этапа — развитие конкурентного рынка в этой сфере. «Речь идет об окончательном разделении функций государственного управления и хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте, — уточнил Путин, — о совершенствовании системы тарифного регулирования, создании пригородных пассажирских компаний». Будет также образована Федеральная пассажирская компания, которая возьмёт на себя перевозки в дальнем сообщении. Путин подчеркнул, что реформы на железнодорожном транспорте с самого начала проводились постепенно, решения принимались только после тщательного изучения всех возможных альтернатив. «Для нас было важно качество, а не темп, — сказал Путин, — такой подход необходимо сохранить и в дальнейшем». Инвестиционная программа РЖД, по словам Путина, формируется в непростых условиях, в первую очередь из-за снижения объемов перевозок в условиях глобального финансового кризиса. «Тем не менее мы должны сохранить основные параметры ранее намеченного инвестиционного плана», — сказал Путин.[141]

В январе 2011 года Путин предложил продлить срок структурной реформы железнодорожной отрасли до 2015 года. Путин напомнил, что изначально эту реформу планировалось завершить в 2010 году. «Реформа на железные дороги идет по плану, практически без серьезных срывов», — сказал он, отметив, что в ходе дальнейшего развития отрасли необходимо тесно сотрудничать с партнерами по Таможенному союзу.[142]

[править] Оборонно-промышленный комплекс

23 октября 2000 года Путин подписал указ, которым были отменены ограничения «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эти ограничения запрещали передачу более 10 % акций госпредприятий ВПК в управление головным компаниям холдингов. Отмена ограничений позволила правительству приступить к созданию концернов: ограничения оставляли за бортом этого процесса примерно две трети неакционированных и контролируемых государством предприятий ВПК.[143]

В мае 2001 года Путин издал распоряжение об объединении разработчиков систем противовоздушной обороны концерна «Антей» и НПО «Алмаз», а также предприятий-изготовителей в единый концерн ПВО. НПО «Алмаз» имени академика Расплетина — разработчик систем ПВО С-300П и перспективной С-400 «Триумф». Концерн «Антей» разрабатывает и производит зенитно-ракетные комплексы для сухопутных войск (С-300В и «Тор-М1»), а также перспективную «Антей-2500».[144]

В августе 2001 года Путин поручил заниматься формированием концерна ПВО заместителю руководителя своей администрации по кадровым вопросам генералу ФСБ В. Иванову, с которым Путина связывают многолетняя дружба и общее чекистское прошлое. Этот выбор Путина был обусловлен прежде всего тем, что Иванов до этого никак не был втянут в противостояние различных группировок вокруг концерна ПВО.[145]

29 октября 2001 года Путин подписал указ о создании авиационной холдинговой компании (АХК) «Сухой», полностью принадлежащей государству. Позднее в АХК были переданы пакеты акций ОКБ Сухого (51 %), НПК «Иркут» (14,7 %), Таганрогского АНТК имени Бериева (38 %). Указ также предусматривал акционирование Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского авиапроизводственных объединений с передачей 74,5 % их акций в АХК.[146]

30 ноября 2001 года Путин утвердил «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».[147]

23 апреля 2002 года Путин подписал указ "Об открытом акционерном обществе «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»", согласно которому на базе существующей промышленной компании должна быть создана мощнейшая интегрированная структура, в которую войдет 46 предприятий, специализирующихся на разработке и производстве систем противовоздушной и противоракетной обороны для всех видов вооруженных сил. Новому концерну были переданы основные заводы, входившие ранее в группу «Оборонительные системы».[148][149][150][151]

В конце августа 2002 года Путин провел в Чите совещание по реформе оборонного комплекса, на котором особое внимание было уделено проблемам ПВО.[152]

В марте 2003 года на совещании по проблемам ВПК в Нижнем Новгороде Путин говорил о необходимости проведения полной инвентаризации оборонного комплекса и планах передать все права на военный заказ единой государственной структуре. При этом Путин дал понять, что намерен положить конец практике несанкционированной государством продажи за рубеж уникальных военных технологий.[153]

19 апреля 2003 года Путин подписал указ о назначении генерал-майора Александра Бурутина, служившего до этого в Главном оперативном управлении Генштаба, своим советником по вопросам военно-технической политики. В его ведение попали проблемы реформирования ВПК, гособоронзаказ и ВТС.[154]

В начале 2004 года Путин подписал указ о создании ОАО «Концерн „Морское подводное оружие — Гидроприбор“».[155]

Летом 2004 года Путин подписал указ о создании концерна «Созвездие», в который должны были войти 17 предприятий оборонно-промышленного комплекса, научные и инвестиционные центры — такие «киты», как, скажем, сарапульский радиозавод, воронежский «Электросигнал», тамбовский завод «Ревтруд», ярославский радиозавод, тамбовский завод «Октябрь», иркутский релейный завод и т. п.[156]

[править] Атомная энергетика

В феврале 2007 года Путин подписал федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[157][158]

Закон определил приоритеты государственной политики в области управления имуществом гражданского атомного комплекса. Он предусматривает создание вертикально интегрированной структуры на базе акционерных обществ, федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и федеральных госучреждений гражданского сектора атомной отрасли. В соответствии с законом, данная вертикально интегрированная структура будет представлять интересы РФ на мировом ядерном рынке и объединит всю технологическую цепочку отрасли. 100 % акций этой компании законом закрепляются в федеральной собственности. Закон устанавливает порядок перехода обязательств по указанным АО в вертикально интегрированную структуру, а также регулирует права собственности на ядерные материалы и ядерные объекты, в частности вводит разделение ядерных материалов на материалы, которые могут использоваться в оборонной промышленности и находятся исключительно в федеральной собственности, и на гражданские материалы, которые могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности иных российских юридических лиц. Эти юридические лица в соответствии с законом должны быть указаны в перечне, установленном правительством РФ, иметь соответствующие лицензии, и 100 % их акций должны находиться в собственности РФ. Закон также устанавливает право президента на изъятие ядерных материалов в случае необходимости. Также документом предусматриваются ограничения, касающиеся банкротства предприятий ядерной отрасли.[159]

26 апреля 2007 года в послании Федеральному собранию Путин указал на необходимость значительных изменений в структуре электрогенерации, в том числе за счёт увеличения доли атомной генерации, строительства 26 атомных энергоблоков на основе современных технологий в ближайшие 12 лет. В связи с этим было предложено создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности и работающую на внутреннем и внешнем рынке, и, кроме того, решающую задачи обеспечения интересов государства в сфере обороны.[160]

3 декабря 2007 года Путин подписал федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“».[161][162][163]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  3. http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/355E80E899AF257F432571BB005AC8AA?OpenDocument
  4. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  5. Влияние цен на нефть на бюджет в России
  6. Путин подписал закон о новом Налоговом кодексе[2]
  7. В.Путин подписал закон о введении нового Налогового кодекса[3]
  8. [4]
  9. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[5]
  10. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  11. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  12. Безопасные финансы опасны для экономики[6]
  13. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[7]
  14. [8]
  15. «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)». Проект по итогам заседания Правительства РФ 29 декабря 2005 г.
  16. [9][10]
  17. Налог на прибыль пошел на убыль
  18. Путин назвал разграничение полномочий центра и регионов «ключевой задачей» 2001 года, призвал губернаторов более тщательно все планировать, а правительство и ЦБ — активнее проводить банковскую реформу
  19. В.Путин подписал закон о дополнениях в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда
  20. [11]
  21. События в бюджетной политике 1992—2008[12]
  22. Путин инициировал раздел Стабфонда
  23. http://lenta.ru/news/2007/04/27/budjet/index.htm
  24. В.Путин подписал изменения в Бюджетный кодекс
  25. http://lenta.ru/news/2007/07/26/budget/
  26. Путин назвал разграничение полномочий центра и регионов «ключевой задачей» 2001 года, призвал губернаторов более тщательно все планировать, а правительство и ЦБ — активнее проводить банковскую реформу
  27. http://www.gazeta.ru/2001/05/22/bankovskaare.shtml
  28. Владимир Путин предложил спикеру Госдумы освободить Виктора Геращенко от должности главы Центробанка и назначить на этот пост Сергея Игнатьева
  29. Владимир Путин заявил, что Россия намерена проводить курс преобразования в стране, в том числе и реформу банковского сектора
  30. Путин требует ускорить банковскую реформу и подготовку к вступлению в ВТО
  31. Центральный банк Российской Федерации[13]
  32. В.Путин подписал закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»[14]
  33. [15]
  34. Правительство одобрило список своих новых представителей в Совете директоров Агентства по страхованию вкладов, предложив назначить председателем совета А.Кудрина
  35. Центральный банк Российской Федерации[16]
  36. http://www.ng.ru/events/2001-02-08/2_national.html
  37. http://www.ng.ru/events/2001-02-08/2_national.html
  38. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  39. [17][18]
  40. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  41. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  42. ПУТИН ПОДПИСАЛ ЗАКОНЫ ПО ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ
  43. Новая пенсионная система будет «более понятной и справедливой»
  44. [19]
  45. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  46. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  47. http://www.kommersant.ru/doc/542283/print
  48. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  49. http://www.rosbalt.ru/main/2003/12/18/135345.html
  50. [20]
  51. http://www.politcom.ru/5574.html
  52. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  53. [21]
  54. [22][23][24][25][26][27]
  55. [28][29]
  56. [30]
  57. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  58. http://www.audit-it.ru/news/account/190176.html
  59. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  60. http://lenta.ru/news/2009/07/23/pension/
  61. [31]
  62. [32]
  63. [33]
  64. http://www.rg.ru/2011/04/25/reforma-anons.html
  65. Владимир Путин опять вмешался в пенсионную реформу, дав «тайм-аут» накопительной системе
  66. [34]
  67. http://www.calend.ru/event/2995/
  68. [35][36]
  69. [37][38][39]
  70. [40][41]
  71. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  72. [42][43]
  73. Ход системных реформ в СНГ
  74. [44][45]
  75. Земельный кодекс Российской Федерации
  76. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  77. ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН ПОДПИСАЛ ЗАКОН «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»[46]
  78. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  79. Известия Калмыкии, № 219 (5186)
  80. [47][48]
  81. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 3 апреля 2001
  82. Обзор экономических показателей, 11 января 2002
  83. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  84. Реформирование трудового законодательства[49]
  85. Владимир Путин подписал Таможенный кодекс[50]
  86. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  87. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  88. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  89. Владимир Путин подписал Таможенный кодекс[51]
  90. [52][53]
  91. [54][55]
  92. [56][57]
  93. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  94. [58][59]
  95. Видеть процесс
  96. Путин подписал закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  97. Не бойтесь госзакупок!
  98. Не бойтесь госзакупок!
  99. [60]
  100. 24 июля 2007 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный при непосредственном участии Минэкономразвития России
  101. 24 июля 2007 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный при непосредственном участии Минэкономразвития России
  102. [61][62]
  103. [63]
  104. [64]
  105. [65]
  106. [66]
  107. [67]
  108. [68]
  109. [69]
  110. [70]
  111. [71][72]
  112. [73]
  113. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  114. [74]
  115. [75]
  116. Хроника и основные направления реформы[76]
  117. [77]
  118. [78]
  119. http://www.rosbalt.ru/main/2006/11/29/276926.html
  120. http://www.rosbalt.ru/main/2007/11/05/428373.html
  121. Путин подписал закон о реформе ЖКХ
  122. http://www.rosbalt.ru/main/2003/12/18/135353.html
  123. [79][80]
  124. Путин утвердил Жилищный и Градостроительный кодексы
  125. Реформа ЖКХ в 2003—2008 годах: извилистая дорога к рынку
  126. Реформа ЖКХ в 2003—2008 годах: извилистая дорога к рынку
  127. http://www.rg.ru/2007/06/19/putin.html
  128. http://www.rg.ru/2007/06/07/fond-zkh.html
  129. [81][82]
  130. Реформа ЖКХ в 2003—2008 годах: извилистая дорога к рынку
  131. Реформа ЖКХ в 2003—2008 годах: извилистая дорога к рынку
  132. [83]
  133. [84]
  134. [85]
  135. Путин планирует привлечь инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства
  136. Путин высказался за раздел МПС[86]
  137. [87][88]
  138. Путин утвердил реформу МПС[89]
  139. http://www.rosbalt.ru/main/2007/04/10/292721.html
  140. [90]
  141. [91]
  142. http://www.rosbalt.ru/business/2011/1/13/808291.html
  143. http://www.kommersant.ru/doc/476700
  144. [92]
  145. [93]
  146. http://www.kommersant.ru/doc/476700
  147. Обзор по материалам СМИ № 3 (19-25 января 2002 года)
  148. http://www.politcom.ru/2003/zloba2471.php
  149. http://www.kommersant.ru/doc/476700
  150. [94]
  151. [95]
  152. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  153. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  154. http://www.kommersant.ru/doc/476700
  155. [96]
  156. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/05/591/33.html
  157. В.Путин подписал закон о реформе атомной отрасли[97]
  158. Путин подписал закон о реформе российской атомной энергетики[98]
  159. В.Путин подписал закон о реформе атомной отрасли[99]
  160. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  161. [100]
  162. [101]
  163. [102][103][104]
Личные инструменты