Вертолёты в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В августе 2019 года входящая в холдинг «Вертолёты России» компания «ВР-технологии» и «Яндекс.Такси» подписали на авиасалоне МАКС-2019 соглашение о создании городской системы аэромобильности. Соглашение предусматривает совместную разработку целой экосистемы, которая включает в себя беспилотники и пилотируемые аппараты, систему управления воздушным движением и прочее.[1]
Содержание |
[править] Производство
По данным Минпромэнерго России, в 2006 году российская авиационная промышленность произвела 93 вертолёта.
[править] Виды
[править] Военные вертолёты
Холдинг «Вертолеты России» поставил на внешний рынок 39 военных вертолетов в 2020 году.[2]
«Вертолёты России» в 2020 году заключили 20 контрактов на поставку 88 военных вертолетов на сумму более 257 млрд рублей.[3]
[править] Гражданские вертолёты
В 2010 году российский парк гражданских вертолётов пополнился 58 машинами иностранного происхождения.[4]
[править] Грузопассажирские вертолёты
В июле 2020 года было сообщено, что Казанский вертолетный завод передал два грузопассажирских вертолета Ми-8МТВ-1 для ООО «Авиакомпания „Ямал“». Переданные Ми-8МТВ-1 оборудованы двумя газотурбинными российскими двигателями ТВ3-117ВМ мощностью 2,2 тыс. л.с. каждый. Машины оснащены внешней тросовой подвеской, на которой можно перевозить до 4 тонн груза.[5]
[править] Медицинские вертолёты
В 2015 году Москва закупила 2 медицинских вертолёта.[6]
[править] Ударные вертолёты
В июле 2019 года глава «Вертолётов России» Андрей Богинский сообщил о начале опытно-конструкторских работ (ОКР) по модернизации ударного вертолёта Ка-52 «Аллигатор».[7]
Холдинг «Вертолеты России» и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 98 ударных вертолётов Ми-28НМ. Контракт подписан на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» в присутствии Владимира Путина.[8]
[править] Лизинг
Программа ГТЛК по развитию лизинга отечественных вертолетов с государственным софинансированием стартовала в 2016 г. На 1.05.2020 общий объем инвестиций в программу составил 36,3 млрд рублей, в том числе 16,2 млрд рублей бюджетных средств. Всего лизингополучателям передан 91 вертолет Ми-8 и «Ансат».[9]
С января по ноябрь 2021 г. ГТЛК передала лизингополучателям 10 вертолетов производства КВЗ Ми-8МТВ-1 и 3 машины марки «Ансат».[10]
[править] Модели
[править] Ансат
Вертолёт «Ансат» поставляется гражданским заказчикам с 2015 года.[11]
Холдинг «Вертолёты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») в рамках международного авиационно-космического салона МАКС-2019 впервые представил вертолет «Ансат» с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда Aurus. Дизайн-проект салона создан специалистами «Вертолетов России» и ФГУП НАМИ.[12]
В начале 2020 года «Ансат Aurus» успешно прошёл серию лётных испытаний, по итогам которых Росавиация одобрила изменения в сертификат вертолёта, разрешив эксплуатацию «Ансата» в данной модификации.[13]
В 2020 году Новикомбанк профинансировал создание 17 вертолетов марки «Ансат» в различной комплектации, включая машины с медицинским модулем, на общую сумму 1,8 млрд руб. и $ 12,5 млн.[14]
На начало мая 2023 года в России эксплуатировалось 54 «Ансата» восемью вертолётными операторами.[15]
[править] Ка-27
В 2021 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версии Ка-27М для авиации ВМФ России.[16]
[править] Ка-32
В 2019 году Москва закупила один многоцелевой вертолёт Ка-32.[17]
[править] Ка-50
В 2011 году началась эксплуатация вертолёта Ка-50.[18]
[править] Ка-52
В июне 2020 года АО «Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова» («НЦВ Миль и Камов» холдинга «Вертолёты России») заключило договор с АО «ААК „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» на сумму около 153,5 млн рублей на изготовление и испытания двух опытных образцов модернизированных вертолетов Ка-52М на базе серийных вертолетов Ка-52.[19]
Как сообщило 10 августа 2020 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в Арсеньеве (Приморской Край), в АО «ААК „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» холдинга «Вертолеты России» состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52М.[20]
В начале февраля 2021 года, как сообщала пресс-служба Минобороны России, в полк армейской авиации Южного военного округа (ЮВО) в Ростовской области поставлено семь новых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор».[21]
[править] Ка-62
Нелетный опытный образец Ка-62, построенный в 2013 году (заводской номер 97876210102), использовался для прочностных и ресурсных испытаний, проводившихся на подрядной основе на предприятии Aviatest LNK в Риге (Латвия).[22]
Первый лётный опытный образец вертолета Ка-62 под обозначением ОП-1 (заводской номер 97876210101, регистрационный номер RA-00000, осенью 2017 года замененный на RA-621), построенный ПАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ имени Н. И. Сазыкина» (Арсеньев, Приморский край) холдинга «Вертолеты России», выполнил первое висение еще 28 апреля 2016 года и совершил первый полет по полному профилю в Арсеньеве 25 мая 2017 года. Однако затем полеты на ОП-1 не производились девять месяцев и заводские летные испытания были возобновлены только 15 февраля 2018 года.[23]
Второй лётный опытный образец Ка-62 ОП-2, построенный ААК «Прогресс», был публично продемонстрирован на Восточном экономическом форуме на острове Русский 6-7 сентября 2017 года.[24]
Производство первой серийной партии вертолетов Ка-62 в количестве шести единиц завод «Прогресс» начал при поддержке Фонда развития промышленности в апреле 2019 года.[25]
20 августа 2019 года на Лётно-испытательном комплексе (ЛИК) ОАО «Вертолеты России» в Панках (Люберцы, Московская область), был заснят совершающий там испытательный полёт, предположительно, третий опытный образец (ОП-3, бортовой номер «623») вертолета Ка-62.[26]
Многоцелевой вертолёт Ка-62 был продемонстрирован в летной программе и на статической стоянке Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.[27]
В декабре 2021 года было сообщено, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат типа на гражданский вертолет Ка-62.[28]
[править] Ка-226
В 2021 г. на У-УАЗ построили опытный образец, предназначенный для летных испытаний, новейшей модификации легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т.[29]
[править] Ми-8
В июле 2019 года было сообщено, что Улан-Удэнский авиационный завод передал партию из четырех вертолетов Ми-8АМТ в рамках договора с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).[30]
[править] Ми-24
Государственная корпорация «Ростех» представила на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 модернизированный транспортно-боевой вертолет Ми-24П-1М с обновлённым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.[31]
[править] Ми-26
В 2011 году первый полёт совершил вертолёт Ми-26Т2.[32]
19 августа 2018 года состоялся первый полёт вертолёта Ми-26Т2В.
В январе 2019 года успешно прошёл предварительные лётные испытания вертолёт Ми-26Т2В.[33]
В июле 2019 года было сообщено, что в Ростове-на-Дону начались работы по разработке вертолёта Ми-26Т2ВА.[34]
[править] Ми-28
Разработка вертолёта Ми-28НМ началась в 2009 году.
Первый полёт Ми-28НМ состоялся в октябре 2016 года на испытательном полигоне московского вертолетного завода имени Миля.
В декабре 2017 года было сообщено, что Министерство обороны России заключило государственный контракт с холдингом АО «Вертолёты России» на производство установочной партии новых вертолётов Ми-28НМ.[35]
Российские военные в 2021 г. получили три боевых вертолета Ми-28НМ.[36]
[править] Ми-38
Первый лётный экземпляр вертолёта Ми-38 совершил первый полёт 22 декабря 2003 года.[37]
17 декабря 2013 года состоялся первый полёт нового вертолёта Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В.[38]
В июле 2017 года Министерство обороны России сообщило о заключении контракта с АО «Вертолеты России» на поставку опытной партии из двух вертолетов Ми-38 в военном исполнении, получивших обозначение Ми-38Т. Вертолёты были построены на АО «Казанский вертолетный завод». Первый полет в режиме висения первого построенного по данному контракту опытного вертолета Ми-38Т (во временной серой окраске и несшего регистрационный номер «38015») состоялся в Казани 3 ноября 2018 года, а первый полет по полному профилю — .23 ноября 2018 года. В мае 2019 года данный образец был впервые продемонстрирован в диковатой зеленой «пиксельной» камуфляжной окраске и с нанесенным бортовым номером «72 желтый».[39]
Опытный образец вертолёта Ми-38Т показали на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019».[40]
В декабре 2019 года было сообщено, что Министерству обороны России передали первый военно-транспортный вертолёт Ми-38Т.[41]
Холдинг «Вертолёты России» 26 февраля 2020 года сообщил, что передал заказчику — компании «Газпромбанк Лизинг» — первый серийный вертолёт Ми-38 с салоном повышенной комфортности.[42]
В августе 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» был подписан контракт на поставку Министерству обороны России двух вертолетов Ми-38 для VIP-перевозок в комплектации «салон».[43]
[править] Ми-171
Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г.[44]
По состоянию на июль 2020 года «Вертолёты России» вели разработку офшорного вертолёта Ми-171А3.[45]
14 декабря 2021 г. на аэродроме Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Томилино совершил первый полет (на режиме висения) опытный образец перспективного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ми-171А3, построенный в Улан-Удэ.[46]
[править] H135
По состоянию на май 2017 года в России эксплуатировалось 17 вертолетов H135.
[править] VRT500
В начале 2019 года успешно завершился технический проект программы VRT500.
[править] Выставки
19 мая 2022 года в «Крокус Экспо» начала свою работу XV Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. Организаторы – Министерство промышленности и торговли России по инициативе при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии.[47]
[править] Показатели
В 2011 году Россия поставила 262 вертолета заказчикам 19 стран. Это позволило России занять 14 процентов от мирового рынка вертолетостроения.[48]