Вертолёты в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В августе 2019 года входящая в холдинг «Вертолёты России» компания «ВР-технологии» и «Яндекс.Такси» подписали на авиасалоне МАКС-2019 соглашение о создании городской системы аэромобильности. Соглашение предусматривает совместную разработку целой экосистемы, которая включает в себя беспилотники и пилотируемые аппараты, систему управления воздушным движением и прочее.[1]

Содержание

[править] Производство

По данным Минпромэнерго России, в 2006 году российская авиационная промышленность произвела 93 вертолёта.

[править] Виды

[править] Военные вертолёты

Холдинг «Вертолеты России» поставил на внешний рынок 39 военных вертолетов в 2020 году.[2]

«Вертолёты России» в 2020 году заключили 20 контрактов на поставку 88 военных вертолетов на сумму более 257 млрд рублей.[3]

[править] Гражданские вертолёты

В 2010 году российский парк гражданских вертолётов пополнился 58 машинами иностранного происхождения.[4]

[править] Грузопассажирские вертолёты

В июле 2020 года было сообщено, что Казанский вертолетный завод передал два грузопассажирских вертолета Ми-8МТВ-1 для ООО «Авиакомпания „Ямал“». Переданные Ми-8МТВ-1 оборудованы двумя газотурбинными российскими двигателями ТВ3-117ВМ мощностью 2,2 тыс. л.с. каждый. Машины оснащены внешней тросовой подвеской, на которой можно перевозить до 4 тонн груза.[5]

[править] Медицинские вертолёты

В 2015 году Москва закупила 2 медицинских вертолёта.[6]

[править] Ударные вертолёты

В июле 2019 года глава «Вертолётов России» Андрей Богинский сообщил о начале опытно-конструкторских работ (ОКР) по модернизации ударного вертолёта Ка-52 «Аллигатор».[7]

Холдинг «Вертолеты России» и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 98 ударных вертолётов Ми-28НМ. Контракт подписан на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» в присутствии Владимира Путина.[8]

[править] Лизинг

Программа ГТЛК по развитию лизинга отечественных вертолетов с государственным софинансированием стартовала в 2016 г. На 1.05.2020 общий объем инвестиций в программу составил 36,3 млрд рублей, в том числе 16,2 млрд рублей бюджетных средств. Всего лизингополучателям передан 91 вертолет Ми-8 и «Ансат».[9]

С января по ноябрь 2021 г. ГТЛК передала лизингополучателям 10 вертолетов производства КВЗ Ми-8МТВ-1 и 3 машины марки «Ансат».[10]

[править] Модели

[править] Ансат

Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат»
Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат»

Вертолёт «Ансат» поставляется гражданским заказчикам с 2015 года.[11]

Холдинг «Вертолёты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») в рамках международного авиационно-космического салона МАКС-2019 впервые представил вертолет «Ансат» с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда Aurus. Дизайн-проект салона создан специалистами «Вертолетов России» и ФГУП НАМИ.[12]

В начале 2020 года «Ансат Aurus» успешно прошёл серию лётных испытаний, по итогам которых Росавиация одобрила изменения в сертификат вертолёта, разрешив эксплуатацию «Ансата» в данной модификации.[13]

В 2020 году Новикомбанк профинансировал создание 17 вертолетов марки «Ансат» в различной комплектации, включая машины с медицинским модулем, на общую сумму 1,8 млрд руб. и $ 12,5 млн.[14]

На начало мая 2023 года в России эксплуатировалось 54 «Ансата» восемью вертолётными операторами.[15]

[править] Ка-27

В 2021 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версии Ка-27М для авиации ВМФ России.[16]

[править] Ка-32

В 2019 году Москва закупила один многоцелевой вертолёт Ка-32.[17]

[править] Ка-50

В 2011 году началась эксплуатация вертолёта Ка-50.[18]

[править] Ка-52

В июне 2020 года АО «Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова» («НЦВ Миль и Камов» холдинга «Вертолёты России») заключило договор с АО «ААК „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» на сумму около 153,5 млн рублей на изготовление и испытания двух опытных образцов модернизированных вертолетов Ка-52М на базе серийных вертолетов Ка-52.[19]

Как сообщило 10 августа 2020 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в Арсеньеве (Приморской Край), в АО «ААК „Прогресс“ им. Н. И. Сазыкина» холдинга «Вертолеты России» состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52М.[20]

В начале февраля 2021 года, как сообщала пресс-служба Минобороны России, в полк армейской авиации Южного военного округа (ЮВО) в Ростовской области поставлено семь новых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор».[21]

[править] Ка-62

Вертолёт Ка-62
Вертолёт Ка-62

Нелетный опытный образец Ка-62, построенный в 2013 году (заводской номер 97876210102), использовался для прочностных и ресурсных испытаний, проводившихся на подрядной основе на предприятии Aviatest LNK в Риге (Латвия).[22]

Первый лётный опытный образец вертолета Ка-62 под обозначением ОП-1 (заводской номер 97876210101, регистрационный номер RA-00000, осенью 2017 года замененный на RA-621), построенный ПАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ имени Н. И. Сазыкина» (Арсеньев, Приморский край) холдинга «Вертолеты России», выполнил первое висение еще 28 апреля 2016 года и совершил первый полет по полному профилю в Арсеньеве 25 мая 2017 года. Однако затем полеты на ОП-1 не производились девять месяцев и заводские летные испытания были возобновлены только 15 февраля 2018 года.[23]

Второй лётный опытный образец Ка-62 ОП-2, построенный ААК «Прогресс», был публично продемонстрирован на Восточном экономическом форуме на острове Русский 6-7 сентября 2017 года.[24]

Производство первой серийной партии вертолетов Ка-62 в количестве шести единиц завод «Прогресс» начал при поддержке Фонда развития промышленности в апреле 2019 года.[25]

20 августа 2019 года на Лётно-испытательном комплексе (ЛИК) ОАО «Вертолеты России» в Панках (Люберцы, Московская область), был заснят совершающий там испытательный полёт, предположительно, третий опытный образец (ОП-3, бортовой номер «623») вертолета Ка-62.[26]

Многоцелевой вертолёт Ка-62 был продемонстрирован в летной программе и на статической стоянке Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.[27]

В декабре 2021 года было сообщено, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат типа на гражданский вертолет Ка-62.[28]

[править] Ка-226

В 2021 г. на У-УАЗ построили опытный образец, предназначенный для летных испытаний, новейшей модификации легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т.[29]

[править] Ми-8

В июле 2019 года было сообщено, что Улан-Удэнский авиационный завод передал партию из четырех вертолетов Ми-8АМТ в рамках договора с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).[30]

[править] Ми-24

Государственная корпорация «Ростех» представила на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 модернизированный транспортно-боевой вертолет Ми-24П-1М с обновлённым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.[31]

[править] Ми-26

Опытный образец тяжёлого военно-транспортного вертолёта Ми-26Т2В
Опытный образец тяжёлого военно-транспортного вертолёта Ми-26Т2В

В 2011 году первый полёт совершил вертолёт Ми-26Т2.[32]

19 августа 2018 года состоялся первый полёт вертолёта Ми-26Т2В.

В январе 2019 года успешно прошёл предварительные лётные испытания вертолёт Ми-26Т2В.[33]

В июле 2019 года было сообщено, что в Ростове-на-Дону начались работы по разработке вертолёта Ми-26Т2ВА.[34]

[править] Ми-28

Разработка вертолёта Ми-28НМ началась в 2009 году.

Первый полёт Ми-28НМ состоялся в октябре 2016 года на испытательном полигоне московского вертолетного завода имени Миля.

В декабре 2017 года было сообщено, что Министерство обороны России заключило государственный контракт с холдингом АО «Вертолёты России» на производство установочной партии новых вертолётов Ми-28НМ.[35]

Российские военные в 2021 г. получили три боевых вертолета Ми-28НМ.[36]

[править] Ми-38

Первый лётный экземпляр вертолёта Ми-38 совершил первый полёт 22 декабря 2003 года.[37]

17 декабря 2013 года состоялся первый полёт нового вертолёта Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В.[38]

В июле 2017 года Министерство обороны России сообщило о заключении контракта с АО «Вертолеты России» на поставку опытной партии из двух вертолетов Ми-38 в военном исполнении, получивших обозначение Ми-38Т. Вертолёты были построены на АО «Казанский вертолетный завод». Первый полет в режиме висения первого построенного по данному контракту опытного вертолета Ми-38Т (во временной серой окраске и несшего регистрационный номер «38015») состоялся в Казани 3 ноября 2018 года, а первый полет по полному профилю — .23 ноября 2018 года. В мае 2019 года данный образец был впервые продемонстрирован в диковатой зеленой «пиксельной» камуфляжной окраске и с нанесенным бортовым номером «72 желтый».[39]

Опытный образец вертолёта Ми-38Т показали на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019».[40]

В декабре 2019 года было сообщено, что Министерству обороны России передали первый военно-транспортный вертолёт Ми-38Т.[41]

Холдинг «Вертолёты России» 26 февраля 2020 года сообщил, что передал заказчику — компании «Газпромбанк Лизинг» — первый серийный вертолёт Ми-38 с салоном повышенной комфортности.[42]

В августе 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» был подписан контракт на поставку Министерству обороны России двух вертолетов Ми-38 для VIP-перевозок в комплектации «салон».[43]

[править] Ми-171

Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г.[44]

По состоянию на июль 2020 года «Вертолёты России» вели разработку офшорного вертолёта Ми-171А3.[45]

14 декабря 2021 г. на аэродроме Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Томилино совершил первый полет (на режиме висения) опытный образец перспективного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ми-171А3, построенный в Улан-Удэ.[46]

[править] H135

По состоянию на май 2017 года в России эксплуатировалось 17 вертолетов H135.

[править] VRT500

В начале 2019 года успешно завершился технический проект программы VRT500.

[править] Выставки

19 мая 2022 года в «Крокус Экспо» начала свою работу XV Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. Организаторы – Министерство промышленности и торговли России по инициативе при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии.[47]

[править] Показатели

В 2011 году Россия поставила 262 вертолета заказчикам 19 стран. Это позволило России занять 14 процентов от мирового рынка вертолетостроения.[48]

История вертолётов в России
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты