Экспорт гражданской авиационной техники из России
Материал из Documentation.
Экспорт гражданской авиационной техники из России — одна из статей российского экспорта авиационной техники.
Содержание |
[править] История
[править] СССР
В начале 1950-х годов в СССР начало активно развиваться производство гражданской авиационной техники. Некоторые типы отечественных самолётов и вертолётов, в частности, Ил-14, Ан-2, Як-12, Ми-1 поставлялись в зарубежные страны через Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС). В связи с нарастающим объёмом экспорта гражданской авиатехники Минвнешторгом СССР 12 июля 1961 года было принято решение о создании в системе Министерства внешней торговли СССР специализированной организации — Всесоюзной конторы по экспорту и импорту авиационной техники «Авиаэкспорт» (В/К «Авиаэкспорт»). По сути, с этого момента начался организованный и системный авиационный экспорт из СССР через внешнеторговую организацию, именуемую «Авиаэкспорт».[1]
Основу экспортной программы В/К «Авиаэкспорт» в то время составляли самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ан-2, вертолёты Ми-1 и Ми-4. Авиационная техника поставлялась преимущественно в социалистические страны, а также в ряд государств Азии и Африки.[2]
В начале 1960-х годов на внутренние и международные авиалинии в массовом порядке стали поступать самолеты с газотурбинными двигателями, что привело к значительному увеличению объема экспорта гражданской авиационной техники. Это потребовало и нового уровня организации работы по продвижению отечественной авиатехники за рубеж. В декабре 1963 года было принято решение о преобразовании с января 1964 г. В/К «Авиаэкспорт» во Всесоюзное экспортно-импортное объединение «Авиаэкспорт», которое получило исключительное право на продажу гражданской авиационной техники за рубеж.[3]
Первым председателем В/О «Авиаэкспорт» стал Борис Иванович Харченко, руководивший объединением в 1964—1974 г.г. Он имел большой опыт работы в авиастроении и в области внешнеэкономической деятельности. В эти годы сформировалась организационная структура объединения (специализированные конторы (фирмы) по экспорту соответствующих типов и видов авиационной техники), которая во многом сохранилась и в настоящее время. Следует сказать, что значительно расширились рамки деятельности объединения: к основной работе по экспорту воздушных судов добавились такие направления, как организация технического обслуживания и ремонта авиационной техники, подготовка и обучение летных и технических кадров, выставочная деятельность и т. д. Во многих странах мира были организованы представительства В/О «Авиаэкспорт», оперативно решавшие вопросы по поддержанию эксплуатации отечественной гражданской авиатехники.[4]
Членство СССР в ИКАО уже в 1971 году позволило расширить экспорт советской авиатехники. В эти же годы В/О «Авиаэкспорт» совместно с ОКБ А. С. Яковлева и ОКБ М. И. Камова впервые в истории отечественной авиационной промышленности добилось получения сертификатов летной годности на самолеты Як-40 в Италии и ФРГ и на вертолеты Ка-26 в Швеции.[5]
За 1979—1988 годы было поставлено на экспорт более 700 самолётов в 30 стран (Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-40 и др.) и свыше 1300 вертолётов в 37 стран (Ка-26, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-26 и др.).[6]
Передача в 1988 году по распоряжению Правительства СССР В/О «Авиаэкспорт» в систему Минавиапрома СССР дала новые возможности для развития экспорта авиационной техники.[7]
[править] С 1991 года
В 1993 году по распоряжению правительства России объединение «Авиаэкспорт» было реорганизовано в ОАО с участием государства в его уставном капитале.[8]
В 1993 году объединение «Авиаэкспорт» возглавил один из самых опытных отечественных специалистов в области внешнеэкономической деятельности — Ф. Н. Мясников, прошедший в В/О «Авиаэкспорт» все ступени работы (с 2008 года Президент В/О «Авиаэкспорт»). Были выработаны новые подходы к работе в рыночных условиях, с учётом трудностей в отечественном авиапроме, особенно в гражданском авиастроении. Главной задачей стала консолидация усилий экспортера, разработчиков и изготовителей авиационной техники, финансовых, инвестиционных и других структур по продвижению отечественной авиационной продукции на международный рынок. Безусловно, заметным событием в работе В/О «Авиаэкспорт» стало заключение ряда контрактов на поставку самолетов Ту-204-120, которые реализованы совместно с ОАО «Туполев» и ЗАО «Авиастар-СП».[9]
В 2006 году президентским указом Путина акции ОАО «В/О „Авиаэкспорт“», находящиеся в федеральной собственности, были переданы в уставный капитал ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».[10]
В апреле 2011 года на таможне в Хабаровском крае был оформлен первый самолёт Sukhoi Superjet 100 для армянской авиакомпании «Армавиа».[11]
В июне 2011 года в рамках Международного авиакосмического салона в Ле Бурже Внешэкономбанк и ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») заключили соглашение о сотрудничестве в области финансирования экспорта и инфраструктурных проектов в области авиационной промышленности. Целью соглашения является установление партнёрства и развитие сотрудничества в рамках участия Внешэкономбанка в финансировании внешнеторговых контрактов по поставке самолётов, структурирования схем их реализации, финансирования их производства и продаж как на территории России, так и на территории иностранных государств. В соответствии с соглашением в модельный ряд самолётов, разработку и организацию серийного производства и создания системы финансирования которых планируется осуществлять, входят самолёты семейств: Ту-204СМ, «Сухой Суперджет 100», Ан-148, МС-21. Реализация соглашения нацелена на поддержку экспорта промышленной продукции и услуг.[12]
[править] Компании-экспортёры
[править] Авиаэкспорт
В общей сложности за время существования В/О «Авиаэкспорт» на экспорт было поставлено 5696 единиц гражданской авиатехники (2153 самолёта и 3543 вертолёта) в 68 стран мира. В частности, продано 302 самолёта фирмы «Ильюшин», 310 — фирмы «Туполев», 172 — фирмы «Яковлев», 1318 — фирмы «Антонов» и др. По заключенным «Авиаэкспортом» контрактам вертолётов фирмы «Миль» продано 3308 единиц, в том числе Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 (В-8), В-10, Ми-26, Ми-17 и Ми-172. Ка-26 был поставлен за границу в количестве 232 единиц, вертолёт Ка-32 по линии «Авиаэкспорта» был поставлен в количестве 3 штук.[13]
[править] Ссылки
- Официальный сайт компании Авиаэкспорт
- В Гаване подписано соглашение об урегулировании $30 млрд задолженности Кубы по советским кредитам
- Кубинские долги улетели
[править] Примечания
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ История
- ↑ Полвека на мировом авиарынке
- ↑ История
- ↑ Экспорт самолетов
- ↑ Внешэкономбанк профинансирует экспорт самолетов ОАК
- ↑ История