Антонов (компания)

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Антонов)
Перейти к: навигация, поиск



Антонов — государственная компания Украины, осуществляющая грузовые авиаперевозки, а также разработку, производство и ремонт самолётов.

Содержание

[править] Направления деятельности

[править] Грузовые авиаперевозки

Основной заработок, около 70 % суммарного дохода компании «Антонов», обеспечивало транспортное подразделение предприятия — «Авиалинии Антонова». Ещё в 2004 и 2006 годах «Авиалинии Антонова» и российская «Волга‑Днепр» зарегистрировали в Германии и Великобритании два совместных предприятия для сверхтяжелых перевозок: Ruslan SALIS (услуги по военным контрактам) и Ruslan International (услуги по гражданским контрактам). Первая компания подписала в конце 2005-го трехлетний контракт стоимостью 600 млн евро с агентством NAMSA на перевозку грузов (самолеты Ан‑124‑100 «Руслан» грузоподъемностью 150 т) в интересах НАТО и Евросоюза. Этот контракт пролонгируется каждые два года и действует поныне. Вторая компания выступает единым маркетинговым агентом этих перевозчиков на международном рынке.[1]

Благодаря партнерству с «Волга‑Днепр» ГП «Антонов» смогло больше загрузить свои самолеты и сократить количество порожних перелетов. «Если до альянса украинская компания зарабатывала на авиаперевозках $50 млн в год, то сейчас втрое больше», — заявлял Кива в интервью Forbes в 2013 году, подразумевая результаты работы Ruslan International. В целом же, по разным оценкам, «Авиалинии Антонова» зарабатывают $300-400 млн в год. На предприятии эту цифру не комментируют, отмечая лишь, что все полученные от перевозок средства направляются на заработную плату персонала и поддержание работы парка самолетов.[2]

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Точные данные [о доле „Авиалиний Антонова“ в общей структуре доходов компании „Антонов“] не разглашаются, но доля большая. Фактически за счёт перевозок Антонов удерживает коллектив, платит зарплату и коммунальные платежи.»[3]

В марте 2018 года бывший исполняющий обязанности руководителя ГП «Антонов» Сергей Меренков заявил: «У ГП „Антонов“, помимо т. н. традиционной поддержки эксплуатантов всех „Анов“, главным источником доходов по-прежнему остаются чартерные грузовые перевозки авиакомпании „Авиалинии Антонова“ на самолетах Ан-124 „Руслан“ — сейчас этот нетрадиционный для самолетостроителей бизнес приносит более 90 % всех доходов».[4]

[править] Самолётостроение

До 2015 года компания «Антонов» выпускала около 2-4 серийных самолётов в год.

В апреле 2016 года отмечалось, что в компании «Антонов»и считают, что безубыточное производство начинается с выпуска 25-30 машин в год. Сейчас же компания работает с прибылью только за счёт «Авиалиний Антонова».[5]

[править] Твёрдые контракты

По состоянию на апрель 2016 года у «Антонова» были твёрдые контракты с Азербайджаном (два Ан‑178), Ираком (два Ан‑148/158 и два Ан‑178) и первый за последние годы госзаказ от Минобороны Украины (три Ан‑148) на общую сумму около $350 млн.[6]

По состоянию на август 2016 года у компании «Антонов» имелось 18 твёрдых заказов на самолёты:[7]

В апреле 2017 года издание «Зеркало недели» так характеризовало портфель заказов компании «Антонов»: «На сегодняшний день с определенной долей оптимизма можно говорить лишь о контракте по поставке авиакомпании Silk Way (Азербайджан) 10 самолетов Ан-178. <...> Справедливости ради надо отметить наличие соглашения о совместном серийном производстве 12 экземпляров Ан-178 для компании Beijing A-Star Science & Technology Co., Ltd (Китай), пока не реализованного в виде контракта. На этом можно поставить точку… Это все. Подчеркиваю, ни один самолет „Антонов“ больше не заказан ни Саудовской Аравией, ни Минобороны Украины, ни кем-либо еще. По крайней мере, по состоянию на апрель 2017 года.»[8]

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Меморандумов о сотрудничестве, подписанных ранее, очень много, но твердых заказов пока нет. Если говорить о предварительных договоренностях, которые имеют шансы перерасти в контракты, есть заинтересованность эксплуатантов авиатехники из Саудовской Аравии в специализированных вариантах Ан-132.»[9]

В июле 2018 года президент компании «Антонов» Александр Донец, отвечая на вопрос «Какие твёрдые контракты у вас есть», заявил: «С Азербайджаном на поставку 10 самолетов Ан-178. Есть еще ряд контрактов, но они не были профинансированы, поэтому я их не считаю действующими.»[10]

[править] БПЛА «Горлица»

Осенью 2016 года «Антонов» презентовал беспилотный авиационный комплекс «Горлица». Это первый ударный беспилотник с высокоточными средствами поражения, разработанный на Украине.[11]

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Проведена работа над созданием БпЛА, который должен стать составной частью многофункционального беспилотного комплекса Горлица. Разработку представили Министерству обороны, но заказа пока нет. Антонов готов работать над этим проектом и дальше при условии получения финансирования, поскольку предыдущий этап был выполнен за собственные средства. Планируем развивать проект таким образом, чтобы он был интересен не только Украине, но и другим странам.»[12]

[править] История

Летом 1952 года ОКБ−153 Новосибирского авиационного завода переезжает в Киев.[13]

В конце 1953 года предприятие получило сложное задание по созданию военно−транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Задание было выполнено − самолет Ан−8 взлетел 11 февраля 1956 года.[14]

К разработке самолетов Ан−10 и Ан−12 ОКБ приступило в 1955 году. 7 марта 1957 года начались летные испытания пассажирского Ан−10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полет транспортный Ан−12.[15]

Одновременно с созданием самолетов Ан−8, Ан−10 и Ан−12 ОКБ создает серию цельнометаллических планеров А−11, А−13, и мотопланер А−13М, А-15.[16]

В 1956 году по заданию Правительства СССР коллектив приступил к созданию самолета Ан−14, впоследствии названного «Пчелкой». Первый полет на Ан−14 был выполнен 14 марта 1958 года.[17]

В 1959 году началось строительство в поселке Гостомель под Киевом базы для лётных испытаний и доводки самолётов.[18]

В период 1957−1959 годов был создан пассажирский самолёт Ан−24, впервые взлетевший 20 октября 1959 года. В последующие десятилетия на этом самолете выполнялось до 30 % пассажирских перевозок в Советском Союзе. Эта исключительно успешная машина послужила базой для таких самолетов, как транспортный Ан−26, аэрофотосъемочный Ан−30, предназначенный для высокогорных аэродромов Ан−32 и других.[19]

В конце 1960 года ОКБ приступило к разработке самолета Ан−22 «Антей» − первого в мире широкофюзеляжного самолета, предопределившего новый шаг в авиастроении. Ан−22 по своим размерам превосходил все, что делалось до того времени в авиации и требовал проведения большого объема экспериментальных работ, а также решения целого ряда конструкторских и технологических проблем. Первый полет «Антея» состоялся 27 февраля 1965 года.[20]

Развивая идеи, заложенные при создании Ан-14, в начале 1970−х гг., коллектив предприятия спроектировал и построил многоцелевой самолет Ан−28, вмещающий 17 пассажиров. Его первый полет состоялся 29 января 1973 года.[21]

В 1970−х гг. коллектив ОКБ О. К. Антонова переключился на создание транспортных самолетов с двухконтурными турбореактивными двигателями разработки ОКБ В. А. Лотарева. Первым самолетом, оснащенным ТРДД, стал транспортный Ан−72, который впервые поднялся в небо 31 августа 1977 года. На его базе был разработан самолет Ан−74 для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, впервые взлетевший 29 сентября 1983 года. Ан−74 стал основой целого семейства самолетов различного назначения, в том числе конвертируемых, административных, санитарных и пассажирских.[22]

В 1976 году специально для условий высокогорья и жаркого климата был создан транспортный самолет Ан−32 как новая модификация серийного Ан−26. Эти машины приобрели популярность среди эксплуатантов, особенно в Индии, странах Латинской Америки и Африки.[23]

К созданию тяжелого дальнего транспортного самолета Ан−124 «Руслан» коллектив приступил в 1971 году, а в 1982 году эта машина впервые поднялась в воздух. В постройке опытных образцов участвовали Киевский, Ташкентский, Ульяновский авиационные заводы. Кооперация была очень широкой, было задействовано более 100 заводов. Для коммерческих грузовых перевозок на базе самолета Ан−124 создан и сертифицирован гражданский вариант Ан−124−100.[24]

4 апреля 1984 года умер Олег Константинович Антонов. 19 ноября предприятию присвоено имя О. К. Антонова.[25]

15 мая 1984 года Генеральным конструктором был назначен Петр Васильевич Балабуев. Предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолета Ан−225 «Мрiя», предназначенного для транспортировки крупногабаритных изделий в собранном виде общей массой до 250 тонн, в том числе и орбитального корабля ракетно−космической системы «Энергия−Буран». Ан−225 был спроектирован и построен за 3 года. В декабре 1988 года он совершил первый полет. В мае 1989 года выполнены полеты с «Бураном» на Байконуре, а в июне самолет с «Бураном» принял участие в авиационном салоне в Ле Бурже. В настоящее время Ан−225 выполняет коммерческие перевозки в составе авиатранспортного подразделения ГП «Антонов».[26]

Само это подразделение было создано в 1989 году, когда предприятие получило разрешение Правительства СССР на выполнение коммерческих международных перевозок на самолетах Ан−124. Это подразделение, известное как авиакомпания «Авиалинии Антонова», получило статус национального грузового перевозчика Украины. Экипажи и самолеты авиакомпании выполняют полеты по всему миру.[27]

Вслед за созданием Ан−225 коллектив приступил к разработке среднего транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан−70. Специально для этого самолета в ЗМКБ «Прогресс» впервые в мире создан винтовентиляторный двигатель Д-27 и в АО «Аэросила» − многолопастный соосный винтовентилятор СВ-27, обеспечивающие снижение расхода топлива по сравнению с современными турбореактивными двигателями на 30 %. Ан−70 воплощает в себе лучшие черты транспортных самолетов, созданных коллективом за 50 лет деятельности. Пеpвый полет самолета состоялся 16 декабря 1994 года.[28]

В 1990−х годах был создан легкий многоцелевой самолёт Ан−38, предназначенный для перевозки 27 пассажиров, почты и грузов общей массой до 2500 кг на местных воздушных линиях.[29]

Первый полёт самолёта Ан-140 состоялся 17 сентября 1997 года.[30]

В 2004 году впервые поднялся в небо региональный реактивный пассажирский самолёт Ан−148.[31]

Смена руководства АНТК произошла в мае 2005 года, когда Генеральный конструктор Пётр Васильевич Балабуев подал в отставку, протестуя против планов Кабмина Юлии Тимошенко по созданию корпорации «Национальное объединение „Антонов“».[32]

В декабре 2009 года, в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины № 758−р от 1 июля 2009 года, Приказов Министерства промышленной политики Украины № 476 от 10 июля 2009 года и № 919 от 23 декабря 2009 года, к предприятию «Антонов» был присоединён Киевский авиационный завод «Авиант», который получил статус филиала ГП «Антонов» и название «Серийный завод „Антонов“». Таким образом, ГП «Антонов» получило возможность серийно производить самолёты.[33]

В 2011 году ГП «Антонов» договорилось с «АэроКЗ» о запуске производства Ан-140-100 в Казахстане.[34]

В августе 2011 года вице-премьер Украины Борис Колесников заявил: «Большую часть доходов „Антонову“ приносят грузовые авиаперевозки. Это не профильный вид деятельности, а временный способ выживания. Это допустимо, но долго продолжаться не может. Второй источник дохода — гарантийное и постгарантийное обслуживание судов, выпущенных с 1955 года. И только третий — авиастроение.»[35]

7 мая 2015 года первый полёт совершил транспортный самолёт Ан-178.[36]

В мае 2015 года ГП «Антонов» вошло в состав ГК «Укроборонпром».[37]

Михаил Гвоздев с июня 2015 по сентябрь 2016 года исполнял обязанности президента ГП «Антонов».[38]

8 июня 2016 года приказом ГК «Укроборонпром» Президентом ГП «Антонов» назначен Александр Анатольевич Коцюба.[39]

Александр Коцюба руководил ГП «Антонов» с июня 2016 по август 2017 года.[40]

В 2016 году ГП «Антонов» подписало соглашение с китайской компанией AICC о сотрудничестве по программе Ан-225.[41]

По мнению Сергея Меренкова, «полутора лет [с июня 2015 года по декабрь 2016 года] оказалось достаточно, чтобы ГП „Антонов“ из равного партнера, каким он зарекомендовал себя перед мировым авиационным истеблишментом еще со времен СССР, скатился на уровень второразрядной фирмы».[42]

В мае 2017 года Кабинет министров Украины поддержал предложение «Укроборонпрома» о преобразовании ГП «Антонов» в публичное акционерное общество.[43]

В июне 2017 года Верховный совет Украины принял закон, которым разрешил компании «Антонов» создание совместного предприятия за рубежом.[44]

В июле 2017 года Кабмин Украины принял решение об упразднении концерна «Антонов» и передаче входящих в него заводов непосредственно «Укроборонпрому». В самом ГП «Антонов» утверждают, что, несмотря на изменение формы собственности и кадровые перестановки, предприятие продолжит работать, как и работало, а на рынке их продукция по-прежнему будет представлена под брендом «Антонов».[45]

В конце мая 2018 года «Укроборонпром» назначил президентом ГП «Антонов» Александра Донца. До назначения президентом ГП «Антонов» он являлся вице-президентом по производству предприятия.[46]

Александр Донец был руководителем ГП «Антонов» с мая 2018 по июнь 2020 года.[47]

[править] Сотрудники

По состоянию на 2016 года штат работников компании «Антонов» составляет 13,5 тыс. человек.[48]

В сентябре 2017 года отмечалось: «Многие работники заводов „Антонова“ уже уволились. Те же, кто остался, получают только 2/3 зарплаты.»[49]

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил, что сейчас на «Антонове» работает 10 600 человек.[50]

В апреле 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец заявил: «Сейчас у нас работает около десяти тысяч человек. На протяжении трех лет был очень большой отток людей. Только за два года с предприятия ушли порядка полторы тысячи работников. Ситуация изменилась только в конце прошлого [2018] года за счёт улучшения климата в коллективе и повышения зарплат. В прошлом [2018] году мы подняли её на 52 %. После этого „текучка“ прекратилась. Средняя зарплата в марте [2019 года] у нас составила 15277 гривень. Конструкторы получают порядка 20 тысяч гривень.»[51]

По состоянию на апрель 2021 года в компании «Антонов» осталось меньше 9 тыс. человек персонала.[52]

[править] Оценки

Директор компании «Прогресстех-Украина» Андрей Фиалковский в сентябре 2018 года заявил: «У Антонова есть несколько проблем. По старой советской привычке компания пытается все работы делать самостоятельно. Ни о какой международной кооперации не шло речи. У Boeing 20 000 поставщиков, у Airbus — до 18 000. У Антонова — от 160 до 210 поставщиков. О рискоразделяющем партнёрстве тоже никто не задумывался. Как работает мировая авиационная кооперация? Маркетологи совместно с авиакомпаниями находят нишу для определенного самолета. Затем они решают, с какими техническими характеристиками самолет сможет её заполнить. Вырабатывается концепт и утверждается с авиакомпаниями — потенциальными заказчиками. Подписываются контракты на несколько десятков самолетов на несколько миллиардов долларов о том, что самолет будет поставлен через 7-10 лет. И только потом начинают его проектировать и параллельно, в ходе проектирования, продают его другим авиакомпаниям. Антонов же исторически строит самолеты по принципу: „сначала сделаем, потом начнем продавать“. Такой подход в мире не используется. Ещё одна проблема — Антонов очень плохо и мало обслуживает свои старые самолеты, которые летают по всему миру. Хотя их очень много. Все страны, имеющие высокогорные области, используют антоновские самолеты. Но чтобы их ремонтировать и проводить продление ресурсов, нужно иметь разветвленную сеть сервисных центров. Таких центров у Антонова очень мало.»[53]

Оценка авиаконструктора Анатолия Вовнянко (март 2019 года): «В последние годы ГП „Антонов“ существует на 95 % за счет доходов а/к „Авиалинии Антонов“. <...> Фактически ГП „Антонов“ сейчас выродился в авиакомпанию.»[54]

[править] Показатели

[править] Финансы

Чистый доход ГП «Антонов» (млрд гривен):

  • 2009 год: 2,284[55]
  • 2013 год: 3,269[56]
  • 2014 год: 3,348[57]
  • 2015 год: 3,645[58]
  • 2016 год: 3,638[59]
  • 2017 год: 6,052[60]
  • 2020 год: 7,513302[61]

Чистая прибыль ГП «Антонов» (млрд гривен):

  • 2009 год: 0,319[62]
  • 2013 год: 0,039[63]
  • 2014 год: 0,039[64]
  • 2015 год: 0,043[65]
  • 2016 год: 0,178[66]
  • 2017 год: 0,33022 (по УСБУ)[67]
  • 2020 год: 1,071816[68]

В январе-сентябре 2015 года доход компании «Антонов» составил 2,6 млрд гривен, прибыль — 274 млн гривен.[69]

Чистый доход ГП «Антонов» в первом полугодии 2017 года составил 2,223 млрд гривен, а чистый финансовый результат (прибыль) — 23 млн гривен.[70]

В январе-июне 2018 года ГП «Антонов» увеличило чистую прибыль по УСБУ в 24,8 раз в сравнении аналогичным периодом 2017 года — до 563,98 млн грн, чистый доход возрос на 49,6 % — до 3 млрд 324,36 млн грн.[71]

ГП «Антонов» по итогам работы в январе-сентябре 2018 года увеличило чистую прибыль по украинским стандартам бухгалтерского учета (УСБУ) в 29,5 раз в сравнении с аналогичным периодом 2017 года — до 848,21 млн грн. Чистый доход по итогам первых девяти месяцев 2018 года возрос на 44,68 % — до 5 млрд 406,98 млн грн.[72]

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ГП «Антонов» в 1-м квартале 2020 г. составил 1,148400 млрд грн. (около 41 млн долл.), что оказалось на 540 млн грн. (почти на треть) ниже аналогичного показателя 2019 г. — 1,689 425 млрд грн. Чистая прибыль ГП «Антонов» также снизилась почти на 12 млн грн. и составила 159,618 млн грн. (в 1 кв. 2019 г. — 177,509 млн грн.).[73]

[править] Производство

В 2016 году ГП «Антонов» не построил ни одного серийного самолета.[74]

[править] Износ основных средств

В ноябре 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец заявил, что износ основных средств ГП «Антонов» составляет около 80 %.[75]

[править] Перспективы

В июле 2018 года президент компании «Антонов» Александр Донец заявил: «В ближайшие пять лет, при благоприятном сценарии, рассчитываем выпустить минимум 5-8 машин, в идеале — 10. Мой приоритет — Ан-178, потому что именно рамповыми самолетами всегда славился Антонов. А после него будем запускать 158-ую машину. Также очень хотелось бы продолжить работу по беспилотникам. Но здесь многое зависит от заказчика.»[76]

[править] Ссылки

[править] Официальный сайт

[править] ЖЖ

[править] UA-нет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  2. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  3. [1]
  4. Интервью бывшего исполняющего обязанности руководителя ГП «Антонов» Сергея Меренкова. 12 марта 2018
  5. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  6. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  7. ГП Антонов сейчас строит 10 самолетов. 22 августа 2016
  8. [2]
  9. [3]
  10. [4]
  11. [5]
  12. [6]
  13. [7]
  14. [8]
  15. [9]
  16. [10]
  17. [11]
  18. [12]
  19. [13]
  20. [14]
  21. [15]
  22. [16]
  23. [17]
  24. [18]
  25. [19]
  26. [20]
  27. [21]
  28. [22]
  29. [23]
  30. [24]
  31. [25]
  32. [26]
  33. [27]
  34. [28]
  35. [29]
  36. [30]
  37. [31]
  38. [32]
  39. [33]
  40. [34]
  41. [35]
  42. [36]
  43. [37]
  44. [38]
  45. [39]
  46. Президент ГП «Антонов» Александр Донец: Мы должны вернуться к тому, что умеем делать очень хорошо — к грузовым, военным самолетам. Это у нас всегда получалось. 26 апреля 2019
  47. [40]
  48. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  49. [41]
  50. [42]
  51. Президент ГП «Антонов» Александр Донец: Мы должны вернуться к тому, что умеем делать очень хорошо — к грузовым, военным самолетам. Это у нас всегда получалось. 26 апреля 2019
  52. [43]
  53. Кресло для Маска. Как украинские инженеры помогают Boeing и Teslа. 5 сентября 2018
  54. Конструктор Ан-225: Авиастроение в Украине умерло. 8 марта 2019
  55. [44]
  56. [45]
  57. [46]
  58. [47]
  59. [48]
  60. [49]
  61. [50]
  62. [51]
  63. [52]
  64. [53]
  65. [54]
  66. [55]
  67. [56]
  68. [57]
  69. Набрать высоту: сможет ли «Антонов» выжить без российских партнеров. 14 апреля 2016
  70. [58]
  71. [59]
  72. [60]
  73. [61]
  74. [62]
  75. [63]
  76. [64]
  77. [65]
Личные инструменты