Экспорт гражданской авиационной техники из России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экспорт гражданской авиационной техники из России — одна из статей российского экспорта авиационной техники.

Содержание

[править] История

[править] СССР

В начале 1950-х годов в СССР начало активно развиваться производство гражданской авиационной техники. Некоторые типы отечественных самолётов и вертолётов, в частности, Ил-14, Ан-2, Як-12, Ми-1 поставлялись в зарубежные страны через Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС). В связи с нарастающим объёмом экспорта гражданской авиатехники Минвнешторгом СССР 12 июля 1961 года было принято решение о создании в системе Министерства внешней торговли СССР специализированной организации — Всесоюзной конторы по экспорту и импорту авиационной техники «Авиаэкспорт» (В/К «Авиаэкспорт»). По сути, с этого момента начался организованный и системный авиационный экспорт из СССР через внешнеторговую организацию, именуемую «Авиаэкспорт».[1]

Основу экспортной программы В/К «Авиаэкспорт» в то время составляли самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ан-2, вертолёты Ми-1 и Ми-4. Авиационная техника поставлялась преимущественно в социалистические страны, а также в ряд государств Азии и Африки.[2]

В начале 1960-х годов на внутренние и международные авиалинии в массовом порядке стали поступать самолеты с газотурбинными двигателями, что привело к значительному увеличению объема экспорта гражданской авиационной техники. Это потребовало и нового уровня организации работы по продвижению отечественной авиатехники за рубеж. В декабре 1963 года было принято решение о преобразовании с января 1964 г. В/К «Авиаэкспорт» во Всесоюзное экспортно-импортное объединение «Авиаэкспорт», которое получило исключительное право на продажу гражданской авиационной техники за рубеж.[3]

Первым председателем В/О «Авиаэкспорт» стал Борис Иванович Харченко, руководивший объединением в 1964—1974 г.г. Он имел большой опыт работы в авиастроении и в области внешнеэкономической деятельности. В эти годы сформировалась организационная структура объединения (специализированные конторы (фирмы) по экспорту соответствующих типов и видов авиационной техники), которая во многом сохранилась и в настоящее время. Следует сказать, что значительно расширились рамки деятельности объединения: к основной работе по экспорту воздушных судов добавились такие направления, как организация технического обслуживания и ремонта авиационной техники, подготовка и обучение летных и технических кадров, выставочная деятельность и т. д. Во многих странах мира были организованы представительства В/О «Авиаэкспорт», оперативно решавшие вопросы по поддержанию эксплуатации отечественной гражданской авиатехники.[4]

Членство СССР в ИКАО уже в 1971 году позволило расширить экспорт советской авиатехники. В эти же годы В/О «Авиаэкспорт» совместно с ОКБ А. С. Яковлева и ОКБ М. И. Камова впервые в истории отечественной авиационной промышленности добилось получения сертификатов летной годности на самолеты Як-40 в Италии и ФРГ и на вертолеты Ка-26 в Швеции.[5]

За 1979—1988 годы было поставлено на экспорт более 700 самолётов в 30 стран (Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-40 и др.) и свыше 1300 вертолётов в 37 стран (Ка-26, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-26 и др.).[6]

Передача в 1988 году по распоряжению Правительства СССР В/О «Авиаэкспорт» в систему Минавиапрома СССР дала новые возможности для развития экспорта авиационной техники.[7]

[править] С 1991 года

В 1993 году по распоряжению правительства России объединение «Авиаэкспорт» было реорганизовано в ОАО с участием государства в его уставном капитале.[8]

В 1993 году объединение «Авиаэкспорт» возглавил один из самых опытных отечественных специалистов в области внешнеэкономической деятельности — Ф. Н. Мясников, прошедший в В/О «Авиаэкспорт» все ступени работы (с 2008 года Президент В/О «Авиаэкспорт»). Были выработаны новые подходы к работе в рыночных условиях, с учётом трудностей в отечественном авиапроме, особенно в гражданском авиастроении. Главной задачей стала консолидация усилий экспортера, разработчиков и изготовителей авиационной техники, финансовых, инвестиционных и других структур по продвижению отечественной авиационной продукции на международный рынок. Безусловно, заметным событием в работе В/О «Авиаэкспорт» стало заключение ряда контрактов на поставку самолетов Ту-204-120, которые реализованы совместно с ОАО «Туполев» и ЗАО «Авиастар-СП».[9]

В 2006 году президентским указом Путина акции ОАО «В/О „Авиаэкспорт“», находящиеся в федеральной собственности, были переданы в уставный капитал ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».[10]

В апреле 2011 года на таможне в Хабаровском крае был оформлен первый самолёт Sukhoi Superjet 100 для армянской авиакомпании «Армавиа».[11]

В июне 2011 года в рамках Международного авиакосмического салона в Ле Бурже Внешэкономбанк и ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») заключили соглашение о сотрудничестве в области финансирования экспорта и инфраструктурных проектов в области авиационной промышленности. Целью соглашения является установление партнёрства и развитие сотрудничества в рамках участия Внешэкономбанка в финансировании внешнеторговых контрактов по поставке самолётов, структурирования схем их реализации, финансирования их производства и продаж как на территории России, так и на территории иностранных государств. В соответствии с соглашением в модельный ряд самолётов, разработку и организацию серийного производства и создания системы финансирования которых планируется осуществлять, входят самолёты семейств: Ту-204СМ, «Сухой Суперджет 100», Ан-148, МС-21. Реализация соглашения нацелена на поддержку экспорта промышленной продукции и услуг.[12]

[править] Компании-экспортёры

[править] Авиаэкспорт

В общей сложности за время существования В/О «Авиаэкспорт» на экспорт было поставлено 5696 единиц гражданской авиатехники (2153 самолёта и 3543 вертолёта) в 68 стран мира. В частности, продано 302 самолёта фирмы «Ильюшин», 310 — фирмы «Туполев», 172 — фирмы «Яковлев», 1318 — фирмы «Антонов» и др. По заключенным «Авиаэкспортом» контрактам вертолётов фирмы «Миль» продано 3308 единиц, в том числе Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 (В-8), В-10, Ми-26, Ми-17 и Ми-172. Ка-26 был поставлен за границу в количестве 232 единиц, вертолёт Ка-32 по линии «Авиаэкспорта» был поставлен в количестве 3 штук.[13]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Полвека на мировом авиарынке
  2. Полвека на мировом авиарынке
  3. Полвека на мировом авиарынке
  4. Полвека на мировом авиарынке
  5. Полвека на мировом авиарынке
  6. Полвека на мировом авиарынке
  7. Полвека на мировом авиарынке
  8. История
  9. Полвека на мировом авиарынке
  10. История
  11. Экспорт самолетов
  12. Внешэкономбанк профинансирует экспорт самолетов ОАК
  13. История
Экспорт машиностроительной продукции из России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Группы ТН ВЭД  84858687888990
Личные инструменты